Обследование речи детей раннего возраста I. Обследование импрессивной стороны речи - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи... 1 55.02kb.
Советы родителям Активная гимнастика для развития мелкой моторики 1 64.53kb.
Управление образования Администрации города Екатеринбурга 1 76.1kb.
«Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи» 1 76.79kb.
Обследование места заболевания (Locus morbі): осмотр пораженного... 1 50kb.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых... 1 54.54kb.
Имя числительное как часть речи. Развитие речи. Культура речи. 1 75.36kb.
«Система предшкольной подготовки дошкольников с общим недоразвитием... 2 321.45kb.
Программа обучения 16-18 апреля 2013 года 1 18.49kb.
«Наш город», упражнять в подборе антонимов 1 89.91kb.
Обследование детей (первая половина сентября) 1 71.24kb.
Инновационного педагогического опыта 1 41.35kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Обследование речи детей раннего возраста I. Обследование импрессивной стороны речи - страница №1/1

Обследование речи детей раннего возраста

I. Обследование импрессивной стороны речи



  1. Понимание речи на уровне диалога (Как тебя зовут? Кто тебя привел сюда? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть с игрушками? Как можно играть с этими игрушками?).

  2. Понимание инструкций (ребенку предлагается выполнить то, о чем его просят; используются одночленные инструкции, включающие два взаимосвязанных действия: возьми мяч; дай куклу; неси ведерко; брось мяч на пол; положи барабан на стул; возьми у меня карандаши и положи на стол; всего 10 инструкций).

  3. Понимание слов, обозначающих: а) предметы, б) действия, в) признаки (исследуются в процессе последовательного предъявления предметных и простых сюжетных картинок; ребенку предлагается один раз смотреть две-три картинки, затем показать названную экспериментатором; после этого выкладываются другие картинки).

  4. Различение значений существительных единственного и множественного числа (ребенку предлагается показать названные обследующим предметные картинки: матрешка, матрешки; шар, шары; гриб, грибы; машина, машины; мяч, мячи).

  5. Понимание значений существительных с суффиксами уменьшительности (дом, домик; утюг, утюжок; сумка, сумочка; кровать, кроватка).

II. Обследование экспрессивной стороны речи

  1. Диалог (исследовались возможности речевого общения ребенка).

  2. Изучение активного словарного запаса: а) звукоподражания, б) существительные, в) глаголы, г) прилагательные, д) наречия (в процессе называния ребенком предъявленных экспериментатором предметов, предметных и сюжетных картинок).

  3. Обследование грамматического оформления речи: а) использование в речи существительных в именительном падеже множественного числа (кубик-кубики, кукла-куклы, стол-столы, пирамида-пирамиды, носок-носки), существительных в винительном падеже (со значением объекта) единственного числа (купили машину, куклу, морковку, шапку, чашку); б) усвоение глагольных форм повелительного наклонения второго лица единственного числа (иди, возьми, убери, принеси), настоящего времени третьего лица единственного числа (идет, сидит, ест, спит, едет, играет, пьет, везет и др.).

  4. Состояние словообразовательных навыков (использование в речи существительных с суффиксами уменьшительности: мяч-мячик, флаг-флажок, шапка-шапочка, машина-машинка).

  5. Общее звучание речи (темп, тембр, дыхание и т.п.).

  6. Состояние звуковой, фонетической и слоговой сторон речи.

Логопедическое обследование завершается анализом полученных данных в форме речевого заключения.

Описание системы заданий логопеда при проведении обследования речи детей раннего возраста для выявления уровня речевого развития.



I. Обследование импрессивной стороны речи

Задание 1.1. Понимание речи на уровне диалога.

Цель: выяснить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи взрослого.

Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).

Ход выполнения задания:

Логопед, вступая в контакт с ребенком, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к общению (доступными ребенку средствами вербальными или невербальными). При затруднениях ребенка в понимании вопросов логопед может дополнительно использовать наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.).



Задание 1.2. Понимание инструкций.

Цель: определить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.

Оборудование: мяч, кукла, ведерко, барабан, карандаш, бумага, коробка, карандаши, машина.

Ход выполнения задания:

Логопед предлагает ребенку сделать то, что он попросит. При необходимости (для удержания внимания ребенка) логопед может вместе с ребенком выполнить те или иные игровые действия с имеющимися предметами.



Инструкции логопеда: Возьми мяч. Дай куклу. Неси ведерко. Брось мяч на пол. Положи барабан на стул. Давай рисовать. Возьми карандаш, бумагу. Убери карандаш в коробку. Возьми у меня карандаши и по ложи на стол. Подойди к столу и возьми машину. Теперь принеси ее мне.

Задание 1.3. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

Цель: выяснить возможности детей в понимании существительных, глаголов, прилагательных.

Оборудование: предметные картинки (тетя, дедушка, миска, мишка, мышка, нож, стакан, чашка, кошка, лошадь, груша, помидор, рубашка, варежки, дерево, пирамида, автобус, руль, стул, ведро, уши, глаза, шея, пальцы, волосы); сюжетные картинки с изображениями различных действий (пишет, читает, дает, идет, сидит, причесывает, ведет, пьет, везет, моет, умывается, стирает, гладит, ловит, лежит); 2 мяча разного размера (большой и маленький); карточки с изображениями двух платьев ("чистого" и "грязного"), шаров разного цвета (красный, зеленый, синий, желтый); двух игрушечных машинок; двух шаров .

Ход выполнения задания:

а) логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями предметов и предлагает ребенку показать названную им картинку;

б) логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями тех или иных действий и предлагает ребенку показать то, что он назовет;

в) логопед выкладывает перед ребенком по 2 предмета (или картинки) и в зависимости от ситуации предлагает ребенку показать (сделать) то, что он просит.



Примеры ситуаций:

1. Логопед кладет перед ребенком 2 мяча разного размера и предлагает ребенку показать сначала большой, затем маленький мяч.

2. Логопед выкладывает перед ребенком 2 картинки с изображениями чистого и испачканного платьев и предлагает сначала показать "грязное платье", затем "чистое платье".

3. Логопед кладет перед ребенком 4 карточки с изображениями шаров разного цвета и последовательно предлагает ребенку показать шар названный им.

4. Логопед располагает 2 игрушечных машинки перед ребенком так, чтобы одну он мог легко взять, а другую нет. Затем предлагает ребенку показать, какая из машинок находится близко от него, а какая далеко.

5. 2 шара располагают на неодинаковой высоте от ребенка. Ребенку предлагается показать, какой из шаров висит низко, а какой высоко.



Задание 1.4. Различение существительных единственного и множественного числа.

Цель: уточнить возможности ребенка в различении существительных единственного и множественного числа.

Оборудование: игрушки (или предметные картинки): матрешка-матрешки, шар-шары, гриб-грибы, машина-машины, мяч-мячи.

Ход выполнения задания:

Логопед последовательно выкладывает сравниваемые предметы и предлагает ребенку показать то, что он назовет.



Инструкция: "Покажи то, что назову; матрешка (матрешки и т.п.)".

Задание 1.6. Понимание существительных с суффиксами уменьшительности

Цель: выяснить возможности ребенка в понимании существительных с суффиксами уменьшительности.

Оборудование: предметные картинки или игрушки: дом домик, утюг утюжок, сумка сумочка, кровать кроватка.

Ход выполнения задания. Логопед попарно располагает перед ребенком соответствующие картинки или предметы и предлагает показать то, что она называет.

Инструкция: "Посмотри на картинки (игрушки). Покажи дом (домик)" и т. п.
II. Обследование экспрессивной стороны речи
Задание II. 1. Диалог (см. задание 1.1)

Цель: выявить вербальные и невербальные возможности общения ребенка со взрослым.

Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).

Ход выполнения задания. Задавая вопросы ребенку, логопед стимулирует его ответы с помощью доступных ему средств общения.

Перечень возможных вопросов: Как тебя зовут? Кто тебя привел сюда? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть с игрушками? Поиграй с игрушками. Что ты делаешь? Что можно делать с этими игрушками?

Задание 11.2. Изучение активного лексикона детей

Цель: выяснить объем и качественный состав активного лексикона у детей.

Оборудование: игрушечные животные или бибабо (или изображения животных), часы-игрушка; предметные картинки, сюжетные картинки (изображения действий).

Ход выполнения задания:

а) Звукоподражания. Логопед задает вопросы ребенку, при необходимости использует при этом игрушечных животных (или изображения животных): Как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает кошка? Как' мычит корова? Как кричит коза? Как хрюкает свинья? Как тикают часы?

б) Существительные. Логопед предлагает ребенку назвать предметные картинки. Лексический материал: дядя, бабушка, тарелка, ложка, кровать, стол, собака, рыба, мяч, кубики, кофта, свитер, кукла, машина, курица, цветы, яблоко, морковка, шапка, колесо, нос.

в) Глаголы. Логопед, предъявляя сюжетные картинки, предлагает ребенку ответить на вопрос: "Что делает мальчик (девочка, дядя и т.п.). Лексический материал: спит, ест, гуляет, падает, смеется, едет, плавает, летит, рисует, плачет, катает, прыгает, играет, поет, надевает.

г) Прилагательные. Логопед, показывая ребенку предметные картинки или соответствующие ситуации предметы, сравнивая предметы по величине или другому параметру, предлагает ответить на вопросы типа: "Какой по цвету (мяч, шар, кубик и т.п.)? Какая кукла (большая или маленькая)? Какое платье (чистое или грязное)? и др.". Лексический материал: большой, маленький, чистый, грязный, красный, синий, желтый, зеленый.

Задание 11.4. Обследование грамматического оформления речи

Цель: выяснить возможности ребенка использовать в речи некоторые грамматические формы.

Оборудование: предметные картинки, игрушки.

Ход выполнения задания: а) Образование формы имени тельного падежа множественного числа существительных.

Логопед предлагает поиграть в игру. Он называет одну картинку, а ребенок другую (с изображением нескольких однородных предметов). Лексический материал: кукла-куклы, стол-столы, пирамида-пирамиды, носок-носки, кубик-кубики.

б) образование формы винительного падежа существительных (значение объекта) - логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку (в сумку) и сказать, что купили в магазине. Лексический материал: (купили) машину, куклу, капусту, морковку, шапку;

в) усвоение некоторых глагольных форм (глаголы второго лица повелительного наклонения; глаголы третьего лица единственного числа) - логопед знакомит ребенка с куклой (другой игрушкой) и предлагает ему дать кукле "поручения" (попросить ее): "Иди" (к мишке), "принеси" (мячик) и т.п. Лексический материал: иди, ищи, принеси, возьми, убери.

Примечание: использование форм глаголов третьего лица единственного числа проверяется в задании II.2.

Задание 11.5. Состояние словообразования

Цель: определить возможности ребенка в образовании слов с уменьшительным значением.

Оборудование: предметы или предметные картинки.

Ход выполнения задания. Логопед называет большой предмет и предлагает ребенку назвать маленький. При необходимости дается образец. Лексический материал: мяч -мячик, флаг флажок, шапка шапочка, машина машинка.
Ш. Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата
Цель: обследовать строение и подвижность артикуляционных органов ребенка.

Ход выполнения задания. Строение и подвижность органов артикуляции ребенка логопед проверяет в процессе выполнения им других заданий. Специально ребенку (в игровой форме) может быть предложено выполнить некоторые артикуляционные движения по подражанию вслед за логопедом ("язычок отдыхает на нижней' губе", "язычок качается на качелях" и т.п.).

Примечание: в речевой карте отмечается строение, а у подвижных артикуляционных органов характер движений (их объем, амплитуду, тип переключаемости), возможности удержания той или иной артикуляционной позы. Обследуются следующие органы артикуляции: зубы, нижняя челюсть, твердое небо, мягкое небо, губы, язык.


IV. Исследование звукопроизносительной и фонетической сторон речи (традиционный медод)

V. Исследование общего звучания речи.

В результате проведенного об следования и с учетом результатов комплексного обследования (медико-психолого-педагогического) логопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный прогноз относительно дальнейшего хода развития его речи.

Фамилия, имя

Дата рождения, возраст

Анамнез

Исследование неречевых психических функций

1.Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

а) общительность: легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

б) особенности внимания: (устойчивое, неустойчивое);

в) характер игровой деятельности: (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры)

2. Состояние слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек;

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).

3. Исследование зрительного восприятия:

а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой— маленький;

б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

2—3 года — красный, синий, желтый, зеленый;

3—4 года — красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

б) восприятие формы (с 3 лет):

различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).



4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:

а) ориентировка в пространстве (вверху — внизу, впереди — сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2—3 частей);

5.Состояние общей моторики: (нормальная моторика; нарушения моторики — моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).

6.Состояние мелкой моторики: недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена, неполная).


Ведущая рука - левша, амбидекстр, правша.

Обследование импрессивной стороны речи

Состояние фонематического восприятия: выделение звуков в составе слов

Изучение активного словарного запаса:

1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

2. Активный словарь:

а) существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.);

б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д.);

в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).



Обследование грамматического оформления речи:

Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):

а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

Стол — столы

Рука – руки

Мяч - мячи

Шар — шары

Глаз – глаза

Кукла — куклы

б) употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». — «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.);

в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам): Это хвост кого? — Лисы. Это сумка кого? — Мамы. Это машинка кого? — Мальчика. Это уши кого? — Зайца;

г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар — красный, карандаш — синий, машина — красная, чашка — синяя);

д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами не, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);

е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):

стол — столик

Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи)

Общее звучание речи:

Темп, ритм ,интонационная выразительность ,внятность



Состояние голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в) Дыхание ключичное, грудное, диафрагмальное и др.). Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный).

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Слоговая структура слова: употребление слов со стечением согласных (3 года) типа: вилка, чашка, ложка, зайка, мишка

Состояние звукопроизношения:

а) изолированные фонемы; б) в слове



Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата


izumzum.ru