Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины археография 1 115.32kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Этносоциолингвистика» 1 220.17kb.
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту... 1 176.56kb.
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины Федеральный... 1 239.43kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социально-гуманитарные... 1 297.55kb.
- 7 1974.86kb.
1. Предпосылки объединения русских земель Особенности 1 188.79kb.
- 2 379.63kb.
Социально-экономические факторы формирования некоммерческих организаций... 1 28.13kb.
Социально-экономические результаты отмены крепостного права в России 1 355.38kb.
Современные социально-экономические условия определяет образовательный... 1 50.27kb.
П. Г. Щедровицкий Профориетационная деятельность является важным... 1 35.63kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины - страница №1/1


ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Федеральный компонент

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин учебного плана специальности 030101.65 Философия и адресована студентам 1-5 курсов (2-9 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрами иностранных языков.

Предметом дисциплины является профессиональная подготовка студентов средствами иностранного языка в целях реализации общей образовательной программы.

Цель дисциплины: формирование у студентов высокого уровня социальной и профессиональной адаптации, что предполагает формирование всесторонне развитой личности, способной отвечать на вызовы современного общества и использовать знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения.

Задачей курса является формирование у студентов коммуникативной языковой компетенции, необходимой и достаточной для использования иностранного языка в профессионально-коммуникативной, информационно-аналитической, редакционно-издательской, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен знать базовую нейтральную (бытовую) и терминологическую лексику; базовые грамматические конструкции и формы, типичные для нейтральной (бытовой) речи; грамматические конструкции и формы, присущие подъязыку специальности; историю, культуру и традиции своей страны и стран изучаемого языка. Уметь: понимать монологическую/диалогическую речь, в которой использованы наиболее употребительные лексико-грамматические конструкции, характерные для коммуникативных ситуаций повседневно-бытового и профессионального общения; понимать и правильно интерпретировать историко-культурные явления стран изучаемого языка, разбираться в общественно-политических институтах этих стран. Владеть языком разных жанров научной и справочной литературы, базовым набором грамматических конструкций, навыками чтения, основными видами монологического/диалогического высказывания бытового, общенаучного и профессионального характера.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: практические занятия (324 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов являются зачеты во 2-8 семестрах, экзамен – в 9 семестре.



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Дисциплина «Физическая культура» относится к федеральному компоненту общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин учебного плана специальности 030101.65 Философия и адресована студентам 1-3 курсов (1-6 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой физического воспитания.

Предметом дисциплины является круг вопросов, связанных с физической культурой как частью общечеловеческой культуры, здоровым образом жизни и его основными составляющими, социально-биологическими основами адаптации организма человека к физической и умственной деятельности.

Цель дисциплины: формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств и методов физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Задачи: понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; знание научно-биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни.

В результате изучения дисциплины студент должен знать влияние практических навыков и умений, оздоровительных систем физической культуры на укрепление здоровья, профилактику, общих, профессиональных заболеваний и вредных привычек; методы контроля, самоконтроля и оценки физического развития и физической подготовленности, правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности; уметь: выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, комплексы развития и совершенствования физических качеств, общей физической подготовки (ОФП) с использованием как традиционных, так и современных средств физической культуры и спорта; выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: практические занятия (408 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов являются зачеты в 1-6 семестрах.



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Дисциплина «Отечественная история» относится к федеральному компоненту общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин учебного плана специальности 030101.65 Философия и адресована студентам 1 курса (1-2 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрами истории России Средневековья и раннего Нового времени и истории России Нового времени ИАИ РГГУ.

Предметом дисциплины является формирование исторически конкретного, системного и целостного представления о содержании, специфике и этапах исторического пути России.

Цель дисциплины: овладение студентами основами исторического мышления; умением выражать и обосновывать свою позицию по вопросам исторического прошлого России.

Задачи: формирование целостного представления об особенностях российского исторического процесса, о своеобразии модернизационного развития в содержательных характеристиках социально-экономической, социально-политической и культурной жизни страны.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные категории и понятия, описывающие структуру и содержание российского исторического процесса, в Новое время российской цивилизации, понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания; уметь создавать информационную базу прикладного исследования исторического процесса; владеть навыками реконструкции и моделирования исторических событий на ее основе, определения причинно-следственных связей в процессе анализа исторических событий, историографического анализа.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (58 часов), семинары (18 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачеты в 1,2 семестрах.



КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Дисциплина «Культурология» относится к федеральному компоненту общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин учебного плана специальности 030101.65 Философия и адресована студентам 1 курса (2 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры.

Предметом дисциплины является «культура» как обозначение совокупности способов смыслополагания и осуществления социальности, присущих различным сообществам и эпохам.

Цель дисциплины: представить культуру как форму саморефлексии современного общества, охарактеризовать современное состояние наук о культуре, продемонстрировать возможности различных культурологических подходов к интерпретации обществ прошлого и современности.

Задачи: сформировать у студентов представление о неоднозначности и многообразии форм и функций «культуры» и языках ее описания; ознакомить студентов с современными подходами к осмыслению культуры в современном обществе и обществах прошлого; обучить студентов методам и основным принципам анализа текстов культуры.

В результате изучения дисциплины студент должен знать различные подходы и языки описания культуры; получить представление об основных особенностях, задачах и формах современной рефлексии о культуре; уметь продемонстрировать знание базовых теорий и применять представленные в курсе методы интерпретации текстов культуры, владеть культурой мышления.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (24 часов), семинары (8 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет во 2 семестре.



ЭКОНОМИКА

Дисциплина «Экономика» относится к федеральному компоненту общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин учебного плана специальности 030101.65 Философия и адресована студентам 1 курса (1 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой экономических теорий.

Предметом дисциплины является общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченных экономических ресурсов.

Цель дисциплины: сформировать у студентов представление об экономическом образе мышления, о предмете и методологии экономической теории и её месте в системе наук, познакомить их с общетеоретическими основами хозяйствования, научить ориентироваться в меняющихся экономических условиях.

Задачи: рассмотреть основные направления развития экономической мысли, современные экономические теории, эволюцию представлений о предмете экономической теории; дать представление о задачах, функциях и методах экономической науки; раскрыть сущность и типы общественного воспроизводства, предпосылки компромиссного экономического выбора; изложить основы и закономерности функционирования экономических систем.

В результате изучения дисциплины студент должен знать эволюцию экономической науки; сущность и формы организации хозяйственной деятельности; критерии классификации экономических систем; цели, функции и инструменты экономической политики; общетеоретические основы хозяйствования; уметь ориентироваться в меняющихся экономических условиях, использовать экономические знания при осуществлении аналитической деятельности в области социологии; владеть экономической терминологией и навыками аргументированного изложения собственной точки зрения; способностью к анализу и обобщению информации.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (24 часов), семинары (10 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 1 семестре.



ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Дисциплина «Психология и педагогика» относится к федеральному компоненту общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин учебного плана специальности 030101.65 Философия и адресована студентам 5 курса (9 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой педагогической психологии.

Предметом дисциплины являются процессы активного отражения реальности в форме восприятий, представлений, чувств и понятий, а также различные виды социальной активности, направленные на развитие психических процессов и способностей.

Цель дисциплины: освоение студентами знаний о закономерностях воспитания, обучения и развития ребенка и подростка.

Задачи: дать студентам общие сведения о психологии, ее разделах как научной дисциплины, о месте психологии в системе гуманитарного знания, рассмотреть основные формы психического отражения, их развития в онтогенезе и филогенезе; дать студентам сведения о методах оптимизации общения и некоторых простых особах психологической коррекции.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные категории общей психологии и педагогики и их взаимоотношение; иметь представление об основных закономерностях функционирования психики человека; владеть системой знаний о развитии, обучении и воспитании ребенка и подростка; уметь пользоваться социальными методиками, позволяющими оценить уровень развития основных психологических функций; овладеть навыками самостоятельной работы с психологической и педагогической литературой.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (22 часов), семинары (10 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 9 семестре.



ФИЛОСОФИЯ

Дисциплина «Философия» относится к федеральному компоненту общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин учебного плана специальности 030101.65 Философия и адресована студентам 1 курса (1 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой истории зарубежной философии.

Предметом дисциплины является философия древней и средневековой Индии.

Цель дисциплины: адекватно представить индийскую (отличную от западноевропейской) философскую традицию и помочь через сопоставление двух традиций лучше понять специфику философского знания, его роль в формировании универсалий культуры.

Задачи курса:

• приобретение навыков чтения индийских философских текстов в переводах;

• достижение понимания их проблематики в контексте индийской культуры;

• получение навыков компаративного исследования.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: различные методы научного и философского исследования и уметь их использовать в профессиональной деятельности;

Уметь: использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории индийской философии.

Владеть: культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности; методами и приемами логического анализа, умением работать с религиозно-философскими текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями.

.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (20 часов), семинары (6 часов).



Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен в 1 семестре.

Национально-региональный компонент

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Дисциплина «Всеобщая история» относится к региональному компоненту общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин учебного плана специальности 030101.65 Философия и адресована студентам 1-2 курсов (1-4 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой всеобщей истории.

Предметом дисциплины является история отдельных стран и регионов, которая рассматривается в контексте горизонтальной и вертикальной системы взаимосвязей с учетом синхронности и несинхронности процесса исторического развития, а также его неравномерности.

Цель дисциплины: формирование у студентов взгляда на историю как на единый процесс, поле взаимодействия личности, социума, культуры, на выявление соотношения общего и особенного в развитии цивилизаций.

Задачи состоят в рассмотрении основных фактов и явлений всеобщей истории, выявлении типологических моделей развития, выделении уникального в историческом процессе, прослеживании эволюции базовых понятий, необходимых для структурирования событийной канвы, формировании представлений о современных методологических подходах к изучению истории.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные этапы течения всемирно-исторического процесса; научно признанные теории и подходы к изучению всеобщей истории; основные закономерности процессов формирования и эволюции государства, взаимоотношения власти и общества на различных этапах исторического развития, определяющие характеристики крупнейших историко-культурных регионов Востока и Запада, основные достижения мировой культуры. Уметь: работать с документами разных исторических эпох, верифицировать данные исторических источников, выявлять основные тенденции исторического процесса. Владеть: методами работы с историческими источниками и навыками историографического анализа; основной методологией исторического исследования; методикой написания научных работ.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (118 часов), семинары (16 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов являются зачеты в 1-3 семестрах, экзамены во 2,4 семестрах.



ИСТОРИЯ КИТАЯ

Дисциплина «История Китая» относится к региональному компоненту общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин учебного плана специальности 030101.65 Философия и адресована студентам 2-3 курсов (4,5 семестры).

Дисциплина реализуется учебно-научным центром «Философия Востока».

Предметом дисциплины является: специфика и характерные черты китайской цивилизации.

Цель дисциплины: ознакомить слушателей с историей Китая в контексте всемирно-исторического процесса.

Задачи: представить основные этапы эволюции китайского общества и государства; показать особенности исторического формирования и современного функционирования основных общественно-политических институтов Китая; показать соотношение внутреннего и внешнего факторов на различных этапах исторического развития страны; дать знание основного фактического материала по истории страны; показать роль отдельных личностей и различных социальных групп и слоев в истории Китая.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные вехи развития китайской истории, ее примерную периодизацию, уметь проводить сопоставительный анализ полученных в ходе обучения данных со своими знаниями и представлениями о базисных ценностях и специфике евро¬пей¬ских культур и обладать навыками пользования энциклопедиями, справочниками, инфор¬ма¬ци¬он¬ными мате¬риалами по истории и культуре Китая.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (66 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов являются зачет в 4 семестре, экзамен в 5 семестре.



ИСТОРИЯ РОССИИ

Дисциплина «История России» относится к региональному компоненту общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин учебного плана специальности 030101.65 Философия и адресована студентам 2 курса (3 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой истории России новейшего времени.

Предметом дисциплины является: формирование исторически конкретного, системного и целостного представления о содержании, специфике и этапах исторического пути России в ХХ-XXI вв.

Цель дисциплины: выявление этапов и основных черт развития России в новейшее время, раскрытие их содержания, формирование представления о месте России в общецивилизационном историческом процессе.

Задачи: показать характер взаимодействия власти и общества, основные противоречия общественного и духовного развития на протяжении изучаемого периода; основные факторы и направления перемен в российском обществе в периоды системных трансформаций.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные этапы и особенности цивилизационного развития России в XX-XXI вв.; формы, содержания и результаты цивилизационного взаимодействия России с другими странами мира; механизмы формирования новой государственности, новых общественных отношений и культуры в ХХ-XXI вв.. Уметь: системно и исторически анализировать общественно значимые процессы и явления развития России в XX-XXI в.; применять полученные знания в текущей профессиональной деятельности; вырабатывать самостоятельные оценки и формулировки собственных суждений по рассматриваемым историческим проблемам. Владеть: навыками профессиональной работы с научной литературой; навыками ведения научно-содержательной и формально-корректной дискуссии.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (28 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов являются экзамен в 3 семестре.



Дисциплины и курсы по выбору студента

СОЦИОЛОГИЯ

Дисциплина «Социология» относится к курсам по выбору общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин учебного плана специальности 030101.65 Философия и адресована студентам 1 курса (1 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой теории и истории социологии.

Предметом дисциплины является: объяснение и понимание социальной реальности, социальных процессов, начиная с познания студентами основ социологии.

Цель дисциплины: ввести студентов в удивительный, красочный и многосторонний мир социологического знания, показать его содержание, особенности и специфику, его теоретическое и практическое значение.

Задачи: показать генезис развития социально-философских идей об обществе и предпосылки становления социологии как самостоятельной науки со спецификой видения объекта и предмета исследования; раскрыть перспективы социологии в анализе социальных проблем сообществ эпохи глобализации.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные категории социологического знания: от элементарных до структурообразующих понятий; уметь анализировать парадоксальные социальные феномены в изменяющихся социальных системах и сообществах, таких, в частности, как российское общество; овладеть навыками самостоятельной работы с социологической литературой при написании рефератов, эссе и презентации усвоенных знаний в публичных выступлениях, докладах и сообщениях на семинарских занятиях и в процессе учебного социологического практикума.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (16 часов), семинары (12 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов являются зачет в 1 семестре.



ПОЛИТОЛОГИЯ

Дисциплина «Политология» относится к курсам по выбору общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин учебного плана специальности 030101.65 Философия и адресована студентам 1 курса (1 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой теоретической и прикладной политологии.


Предметом дисциплины является круг вопросов, связанных с развитием культуры мышления студентов, пониманием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, совершенствованием и развитием общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.

Цель дисциплины: формирование у студентов системных знаний о политической сфере общественной жизни, что должно обеспечить умение самостоятельно анализировать политические явления и процессы, делать осознанный политический выбор, занимать активную жизненную позицию.

Задачи: ознакомить студентов с предметом и задачами политологии как науки о политической сфере жизни общества, сформировать представление о специфических особенностях, закономерностях, способах и путях формирования данной отрасли человеческого знания, о методологии и методах политологических исследований; обеспечить усвоение студентами основных категорий политологии и умение оперировать ими; научить студентов оценивать политические концепции в контексте времени и определять степень их актуальности для современной России.

В результате изучения дисциплины студент должен знать современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения; уметь использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем социальной философии; знание прав и обязанностей человека и гражданина, ответственное отношение к делу, своему гражданскому и профессиональному долгу; нормативные правовые документы в своей деятельности; владеть культурой научного мышления, навыками организации и проведения дискуссий.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (16 часов, семинары (12 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов являются зачет в 1 семестре.





izumzum.ru