Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного... 5 1946.15kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... 12 1954.88kb.
Газета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения... 1 92.05kb.
Положение о творческих группах муниципального бюджетного дошкольного... 1 37.1kb.
Образовательная программа Муниципального автономного дошкольного... 6 1678.31kb.
1 Организационно-правовая форма Учреждения учреждение 1 402.97kb.
Проект муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения... 2 340.88kb.
Образовательная программа физкультурно-спортивной направленности... 1 50.03kb.
Положение о сайте муниципального дошкольного образовательного учреждения... 1 128.08kb.
Положение о Сайте 1 86.26kb.
Отчет о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного... 1 411.51kb.
Общественная организация 1 15.08kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного - страница №1/7

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Александровский детский сад «Ягодка»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия



СОГЛАСОВАНО УтверждЕНО

на педагогическом совете Заведующей МБДОУ

МБДОУ "Александровский «Александровский детский сад «Ягодка»

детский сад "Ягодка" ____________ Н.А.Вельматкина

Протокол № _____ от «__»_____20__г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Александровский детский сад «Ягодка»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Пояснительная записка…………………………………………………………………...3

Сведения о квалификации педагогических кадров и о семьях воспитанников ДОУ…..3

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ…………………………………………………………………………………………..4

Содержание образовательного процесса…………………………………………………13

Цели и задачи программы дошкольного образования………………………..…………16

Особенности образовательного процесса……………………………………………..….17

Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы………….17

ЧАСТЬ I (обязательная)…………………………………………………………………...18

Организация режима пребывания детей в ДОУ………………………………….………18

Модель образовательного процесса………………………………………………………22

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей……………………………………………………………………………………..35

Образовательная область «Физическая культура»………………………………..……..35

Образовательная область «Здоровье»…………………………………….………………37 Образовательная область «Социализация» ……………………………………………...37

Образовательная область «Труд»………………………………………………………...40

Образовательная область «Безопасность»……………………………………………….41

Образовательная область «Познание»……………………………………………………42

Образовательная область «Коммуникация»……………………………………………...44

Образовательная область «Чтение художественной литературы»……………………..46

Образовательная область «Художественное творчество»………………………………47

Образовательная область «Музыка»……………………………………………………...48

Примерное комплексно-тематическое планирование …………………………………..50

Модель выпускника ДОУ………………………………………………………………….53

Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы ……55

Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения программы…84

Промежуточные результаты освоения программы (по возрастам)…………….………88

ЧАСТЬ II. Региональный компонент…………………………………………………...111

План-программа по театрализованному кружку «Сказка» ……………………………112

План - программа по вокальному кружку «Домисолька»……………………………...113

План-проект «Современные технологии дошкольного образования в области художественной обработки материалов. Квиллинг»……………… …………………..113

План-проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»………………………………………………………………………………………..114

План-программа регионального компонента «Мы в Мордовии живем». ……………………...114

Содержание психолого-педагогической работы………………………………………………..115

Планируемые промежуточные результаты освоения детьми регионального компонента……..134

Условия реализации образовательной программы ДОУ ……………………………………….142

Построение развивающей среды………………………………………………… …………....143

Сотрудничество с семьей……………………………………………………………………….145

Преемственность в работе ДОУ и школы ……………………………………………………...147

Взаимодействие с социальными партнерами………………………………………………….148

Литература ………………………………………………………………………………..149
Пояснительная записка

Общеобразовательная программа МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Педагогический коллектив выстроил воспитательно-образовательный процесс ДОУ, руководствуясь основными положениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и новыми федеральными требованиями к Образовательной программе ДОУ (2010 г).

Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Cведения о квалификации педагогических кадров и о семьях воспитанников.

Контингент воспитанников ДОУ:  64

Возрастная группа

Количество групп

Количество детей

Первая младшая группа,

от 1,5 до 3 лет



1

20

Разновозрастная группа, от 3-5 лет

1

22

Подготовительная к школе группа,

от 5 до 7 лет


1

22



Сведения о квалификации педагогических кадров

Квалификационная категория

Количество педагогов

В процентном отношении

Первая

3

37,5%

Вторая

3

37,5%

Высшая

-

-


Образовательный ценз:

Образование

Количество педагогов

В процентном отношении

Высшее

7

88%

Из них обучаются

заочно в ВУЗ



1

12%


Социальный паспорт МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка»




2009 г.

2010 г.

2011 г.

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Количество детей в ДОУ

51

100

60

100

64

100

Количество детей инвалидов

1

2

-

-

-

-

Количество родителей

116

100

115

100

109

100

Состав семьи:

неполные

многодетные

неблагополучные с одним ребенком


11

2



-

9,5


1,7

-

10

2

-


8,7


1,7

-

57

8

-


22,8


3.2

-


Уровень образования родителей:

высшее


незаконченное высшее

средне-специальное

среднее

14

4



67

31

12,1

3,4


57,8

26,7

15

4

56



40

13

3,5



48,7

34,8

24

6

45



34

22

6



41

31


Социальное положение семей:

служащие


рабочие

безработные

студенты

частные предприниматели


29

75



8

4

-


25

64,7



6,9

3,4


-

24

79



7

2

3


20,9


68,7

6,1


1,7

2,6

13

84

8



1

3

12

77

7



1

3



1.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ
Возрастные особенности детей

Первая младшая группа

(от 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.



Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)
В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.



Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходя к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.


Средняя группа

(от 4 до 5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объёма и величины. Например, если им предъявить три чёрных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – чёрных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонацию выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.
Старшая группа

(от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве переферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.



Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство и т.д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Так, ребёнок уже обращается к продавцу не только как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофёр и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребёнок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящим к стереотипности детских образов.



Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей и компетенций.

Так же строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.



2. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: физическое, социально-нравственное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое, коррекционно-профилактическое.



Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Учебный план

Образовательная область

Виды занятий


Число занятий в неделю по группам

1 младшая

2 младшая

средняя

старшая

Подготовительная

Физическое

развитие



Физическое воспитание


3


3


3


3


3

Художественно-эстетическое развитие


Рисование


1

1

1

2

2

Лепка


1

1

1

0,5

0,5

Аппликация




0,5

0,5

0,5

0,5

Конструирование, ручной

труд


1

0,5

0,5

0,5

1

Музыкальное

2

2

2

2

2

Познавательно-

-речевое развитие

Ознакомление с окруж-им:

-предметное

окружение.Явления общественной жизни.



0,75





1





0.5





1





1



-природное окружение. Экологическое воспитание.

0,25


0,5

0.5

1

1

Развитие речи

Подготовка к обучению грамоте.

1

_

0,5

_

1

_

1

0,5

1

1

Художественная литература


1


1


1


1


1

Математика




1

1

1

2

Социально-личностное развитие

Реализуется в ходе режимных моментов, и в самостоятельной деятельности детей
















Итого




11

12

12

14

16

Продолжительность

одного занятия





8-10

мин

10-15

мин.

15-20

мин.

25-30

мин.

25-30

мин.

Вокальный

кружок

«Домисолька»










2

2

Театральная

кружок


«Сказка»








2


2

Итого




11

12

12

18

20


Учебная нагрузка


1 младшая

Ежедневно по 2 занятия в день (утром и вечером) по 8-10 м.

на прогулке 1 раз в неделю планируется обучение спортивным играм и упражнениям продолжительностью 8-10 минут

2 младшая

Ежедневно по 2 занятия в день в первой половине дня 10-15м.

на прогулке 1 раз в неделю планируется обучение спортивным играм и упражнениям продолжительностью 10-15 минут

средняя

Ежедневно по 2 занятия в день в первой половине дня по 15-20 м.

на прогулке 1 раз в неделю планируется обучение спортивным играм и упражнениям продолжительностью 15-20 минут

старшая

По 3 занятия в день во вторник и четверг, понедельник 2 занятия (каждую 2,4 неделю +1) , 2 занятия в среду и пятницу по 25-30 м.

на прогулке 1 раз в неделю планируется обучение спортивным играм и упражнениям продолжительностью 20-25 минут

Подготовительная


По 3 занятия в день, понедельник 3 занятия (каждую 2,4 неделю +1); в пятницу 2 занятия по 25-30 минут

на прогулке 1 раз в неделю планируется обучение спортивным играм и упражнениям продолжительностью 25-30 минут


Пояснительная записка к учебному плану
В основе планирования воспитательно-образовательной работы детского сада лежит « Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербова, Т.С.Комаровой, парциальные программы «Мы в Мордовии живем» авторы О.В.Бурляева, Л.П.Карпушина, Е.Н.Киркина, Т.Н.Кондратьева, С.Л.Уланова, Н.Н.Щемерова.

Образовательная деятельность состоит из 2 частей: инвариантная, вариативная. Инвариантная часть содержит четыре направления: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное, физическое. Инвариантная часть реализуется через обязательные занятия и содержит следующие образовательные области: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка». Направление «Социально-личностное развитие» и области «Социализация», «Труд», «Безопасность» реализуются в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и деятельности организованной воспитателем.

Вариативная часть включает в себя кружковые занятия по художественно-эстетическому воспитанию: вокальный кружок «Домисолька» /старшая и подготовительная группа/ 2 раза в неделю; театральный кружок «Сказка» /старшая и подготовительная группа/ 2 раза в неделю; где продолжается интеллектуальное развитие детей. В результате осуществляется взаимопроникновение содержания деятельности детей на занятиях, кружках.

Структура и модель деятельности ДОУ основаны на принципах личностно-ориентированной здоровьесберегающей педагогики, учитывающей уровень развития и степень подготовленности детей, интересы, склонности и потребности в образовательных услугах семьи и каждого ребёнка, состояния его здоровья.

Учебный план ДОУ сформирован с учётом следующих позиций:


  • Соблюдение гигиенических норм учебной нагрузки;

  • Сохранение базисного государственного компонента;

  • Реальное соотношение инвариативного и вариативного компонентов на уровне дошкольного предложения.

  • С учётом федеральных государственных требований

При определении недельной нагрузки, количества, продолжительности, чередования занятий, отдыха между занятиями мы руководствовались инструктивно-методическим письмом МОРФ от 14.03.2000 г. №65 23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

При построении образовательного процесса установлена учебная нагрузка, соответствующая следующим ориентирам:



  • Максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух занятий, в старшей и подготовительной к школе группах – трёх, а в ясельной группе двух (одно утром, другое после сна).

  • Продолжительность занятий в младшей и средних группах 10-15 минут, в старшей не более 20-25 минут, в подготовительной к школе группе 25-30 минут. В середине занятий организуются физминутки, перерывы между занятиями не менее 10 минут.

  • Количество занятий по дополнительному образованию (кружки) не превышают двух, продолжительность этих занятий не превышает 20-25 минут.

В течение дня обеспечен баланс разных видов активности детей – умственной, физической, а также разных видов деятельности, среди которых выступает игра. При этом 50% общего времени отводится занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% составляют занятия эстетического, физкультурного и оздоровительного цикла. Среди последних предпочтение отдаётся двигательно-активным формам деятельности детей.

Занятия по наиболее трудным предметам, требующим повышенной познавательной активности и умственного напряжения (математика, развитие речи) проводятся только в середине недели и сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

Организуются интегрированные занятия, которые позволяют гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

При регулировании нагрузки на ребёнка учитываются его индивидуальные особенности, реализация индивидуального подхода к детям по данному направлению ДОУ опирается на систематические наблюдения, прежде всего на выявление признаков утомления у того или иного ребенка. При проведении наиболее трудных для детей занятий отдаётся предпочтение организации работы по подгруппам.

В ДОУ обеспечивается высокий уровень физического развития, охраны и укрепления здоровья, коллективом детского сада реализовывается программа по профилактике возможных нарушений опорно-двигательного аппарата и плоскостопия. Для этого созданы оптимальные условия: развивающая среда, направленная на удовлетворение ребёнка в двигательной активности, насыщение режима дня рациональными видами деятельности в чередовании с активным отдыхом, подобраны специальные игровые упражнения и комплексы коррекционно-профилактических мероприятий.. Используется система закаливания, оздоровительных и лечебных процедур: утренняя гимнастика с элементами ритмики, дыхательная гимнастика, точечный массаж, витаминно, медикаментозная терапия.
3. Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.


Задачи:

  1. Создать комфортный и благоприятный психологический климат, обеспечивающий личностно-ориентированный подход к ребёнку;

  2. Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепления здоровья и эмоционального благополучия.

  3. Организовать насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ для благоприятной социализации детей и заложения основ для формирования базовых компетентностей дошкольника.

  4. Систематизировать работу над совершенствованием профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации образовательного процесса на основе личностно – ориентированного подхода с использованием современных образовательных технологий.

  5. Создать условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы всех участников образовательного процесса, установление сотрудничества с родителями, заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки.

  6. Развитие готовности к обучению в школе, формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию.


4. Особенности образовательного процесса
В основе организации образовательного процесса определен развивающий принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

При организации образовательного процесса нами учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы

Программа строится на следующих методологических подходах и принципах:



  • качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка,

  • генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка,

  • возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка,

  • культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики человека,

  • личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка;

  • деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.

В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

  • принцип развивающего образования, цель которого - развитие ребёнка.

  • принцип научной обоснованности и практической применимости

( содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)

  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей

и задач процесса образования дошкольников в процессе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • принцип комплексно - тематического построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач предусматривать в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является - игра.

  • принцип культуросообразности;

( воспитание детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной культуре и данному социуму)

  • принцип сезонности (осень, зима, весна, лето).


следующая страница >>