Образовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии» 1 66.99kb.
Охрана и восстановление водных ресурсов России 1 56.54kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... 5 2021.38kb.
Образовательная программа основного общего образования 23 4722.87kb.
Образовательная программа «Клеточная биология, цитология, гистология» 1 184.76kb.
В г. Анжеро-Судженске Основная профессиональная образовательная программа 6 948.19kb.
Учебники для начальной школы. М.: Просвещение, 2011г. Согласно Федеральному... 9 4346.68kb.
Образовательная программа на 2008-2012 годы г. Камышлов 2008 г Паспорт... 8 1362.83kb.
1 Пояснительная записка Основная образовательная программа основного... 7 2783.66kb.
Культуры. Контрольная работа. По дисциплине мировая экономика. 1 314.53kb.
Образовательная программа ориентирована на использование учебника... 1 178.08kb.
Тони Шей Доставляя счастье. От нуля до миллиарда 8 2740.5kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Образовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии» - страница №1/1

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

Конкурс исследовательских работ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

Секция: БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определения влияния биоритмов на работоспособность студентов ЧГПГТ

Глухова Елена

ГОУ СПО «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева», г. Челябинск

Научный руководитель: Насонова Надежда Анатольевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин

г. Челябинск, 2007/2008 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

3

1 Биологические ритмы и их значение в жизни человека

5

1.1.Определение основных понятий темы

5

1.2. Влияние биоритмов на работоспособность человека.

7

2. Исследовательская работа по определению влияния биологических ритмов на работоспособность студентов техникума.

10

2.1. Определение биологического типа студентов и его влияния на работоспособность

10

2.2. Рекомендации по рациональной организации рабочего дня студентов техникума

11

Заключение

14

Библиографический список

15

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


16

18

20



Введение

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы здоровья, распорядка дня и трудовой активности человека. Одним из важнейших факторов, влияющих на все эти аспекты, являются ритмы жизни.

Ритмы жизни обусловлены физиологическими процессами в организме, природными и социальными факторами: сменой времен года, суток, состоянием солнечной активности и космического излучения, сменой сна и бодрствования, трудовых процессов и отдыха, двигательной активности и пассивного отдыха. Все органы и функциональные системы организма имеют собственные ритмы, измеряемые в секундах, неделях, месяцах и годах. Взаимодействуя друг с другом, биоритмы отдельных органов и систем образуют упорядоченную систему ритмических процессов, которая и организует деятельность целостного организма во времени (3).

Одними из ритмов жизни человека являются биоритмы, которые оказывают наиболее сильное действие на организм, здоровье работоспособность. Главной проблемой является способность приспосабливаться к ритму жизни, который не обращает внимания на наш организм и его требования.

Проблема влияния биоритмов на работоспособность актуальна и для студентов нашего техникума. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования по выявлению стрессовых факторов в образовательном процессе техникума. В качестве основного стрессового фактора студенты выделяют большую учебную нагрузку и неумение правильно организовать свой режим дня. Это определяет необходимость проведения со студентами информационно-просветительской работы по вопросам рациональной организации учебной деятельности и режима дня.

На основании вышеизложенного определена тема работы «Определение влияния биологических ритмов на работоспособность студентов ЧГПГТ».

Цель - выявление зависимости работоспособности студентов от биологических ритмов и разработка рекомендаций по рациональной организации рабочего дня.

Объектом – студенты техникума и их биологические ритмы.

Предмет – биологические ритмы и их влияние на работоспособность.

Для реализации цели поставлены следующие задачи.



  1. Рассмотрение основных понятий темы.

  2. Определение влияния биологических ритмов на работоспособность человека.

  3. Исследование влияния биологических ритмов на работоспособность студентов техникума.

  4. Разработка рекомендаций по рациональной организации рабочего дня студентов с учетом их биологического типа.

Методы исследования – теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение, анкетирование, наблюдение.

Работа носит прикладной характер исследования. Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по рациональной организации рабочего дня студентов. Результаты работы используются в рамках программы по реализации системы здоровьесбережения студентов и сотрудников техникума в части создания условий для сохранения физического и психического здоровья студентов.

Результаты работы обсуждались на педсоветах, тематических семинарах. Материал по методам преодоления стресса используется на теоретических и практических занятиях дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности».

База исследования. Исследовательская работа проводилась на базе Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума». В общей сложности в экспериментальном исследовании приняло участие 30 студентов 2 курса, обучающихся по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».



Глава 1 Биологические ритмы и их значение в жизни человека

1.1.Определение основных понятий темы

Биологические ритмы в той или иной форме присущи всем живым организмам и отмечаются на всех уровнях организации: от внутриклеточных процессов до популяционных и биосферных.

Биологические ритмы (биоритмы) - циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов (3).

Одни биологические ритмы относительно самостоятельны (частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам — суточным (колебания интенсивности деления клеток, обмена веществ, двигательной активности животных), приливным (биологические процессы у организмов, связанные с уровнем морских приливов), годичным (изменение численности и активности животных, роста и развития растений).

В зависимости от длительности выделяют следующие виды биоритмов.


  1. Микроритмы (от долей секунд до 30 минут): частота сокращений сердца (0,8 секунд), частота дыхания, перистальтика кишечника и др.

  2. Ритмы средней частоты (от 30 минут до 28 часов): основной ритм физиологических функций человека.

  3. Мезоритмы (от 28 часов до 6-7 дней) - работают в течение недели.

  4. Макроритмы (от 20 дней до 1 года): сезонные и околомесячные, окологодовые (учебный год, отпуск).

  5. Мегаритмы (десятки и сотни лет) — инфекционные процессы (эпидемии), физическое развитие людей (акселерация) (4).

Биологические ритмы могут возникать как реакция на периодические изменения среды (экзогенные биоритмы), но чаще они генерируются самим организмом. В этом случае они возникают на основе саморегулирующихся процессов с запаздывающей обратной связью. Внешние воздействия могут сдвигать фазу этих биоритмов и менять их амплитуду. Такие биоритмы называются эндогенными.

Одни биологические ритмы имеют частоту, существенно варьирующую в зависимости от состояния организма (биение сердца, дыхательные движения и др. физиологические ритмы); частота других, так называемых экологических, биоритмов очень стабильна и соответствует циклическим изменениям среды. Они также имеют эндогенную природу, но испытывают существенное влияние факторов среды. Эндогенный компонент ритма даёт организму возможность ориентироваться во времени (биологические часы) и заранее готовиться к предстоящим изменениям среды (3).

Экологические ритмы способны подстраиваться к изменениям цикличности внешних условий, но лишь в определенном диапазоне частот. Такая подстройка возможна благодаря тому, что в течение каждого периода имеются определенные интервалы времени (время потенциальной готовности), когда организм готов к восприятию сигнала извне, например, яркого света или темноты. Если сигнал несколько запаздывает или приходит преждевременно, соответственно сдвигается фаза ритма. В экспериментальных условиях при постоянном освещении и температуре этот же механизм обеспечивает регулярный сдвиг фазы в течение каждого периода. Поэтому период ритма в этих условиях обычно не соответствует природному циклу и постепенно расходится по фазе с местным временем. Искажение или ослабление ритмичности среды может привести к нарушению системы биоритмов организма и развитию у него патологических состояний.

Ритмический характер свойствен многим физиологическим процессам, протекающим в организме человека (суточные колебания артериального давления, количественных показателей белой крови и др.). Имеются данные, свидетельствующие о циклическом характере физического состояния и психологических функций. Поэтому нарушение установившихся ритмов жизнедеятельности может снижать работоспособность, оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека (4).

Работоспособность – это способность человека развивать максимум энергии, и экономно расходуя ее, выполнять работу качественно и эффективно. Работоспособность, как интегральная характеристика функционального состояния отражает его изменения в течение занятия, дня, недели, года (7).

Определив понятия «биологические ритмы» и «работоспособность» целесообразно рассмотреть их взаимосвязь.



1.2.Влияние биоритмов на работоспособность человека

Биоритмы так или иначе влияют на весь организм человека и, в частности, на работоспособность. Так, в течение суток наблюдаются три дважды повторяющихся периода биоритмов по 4 часа каждый.

1. Период «тяжести, покоя и влаги». Он соответствует утру перед восходом солнца, когда выпадает роса. На человеке он отражается покоем. Это наиболее благоприятный период для первого приема пищи.

2. 10-14 часов – в это время особенно хочется есть, пища полноценно переваривается.

3. 14-18 часов- часы наивысшей работоспособности, наиболее благоприятны для занятий спортом.

4. 18-22 часов - человек хорошо расслабляется и получает удовольствие от прошедшего дня, голова полна впечатлений.

5. 22-02 часов - чаще всего снятся «вещие» сны, появляется также аппетит.

6. 02-06 часов - если встать с постели под конец этого периода, то весь день будет чувство легкости и свежести.

Недельные биоритмы также имеют определенное значение. Так, замечено, что в течение одной недели человек испытывает повышенное настроение, ему легко даются физические и умственные упражнения. В течение другой - настроение подавленное, все нагрузки остро чувствуются. Это происходит, так как организм не может постоянно работать на высоком уровне, ему нужен отдых. Можно высчитать индивидуальные недельные биоритмы. В неделю «отдыха» нужно стараться не перегружать организм (3).

Экологические ритмы служат организму как биологические часы. Известным примером действия биологических часов служат «совы» и «жаворонки». Замечено, что в течение дня работоспособность меняется, ночь же человеку природа предоставила для отдыха. Установлено, что период активности, когда уровень физиологических функций высок, это время с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. К 14 часам и в вечернее время работоспособность снижается. Между тем не все люди подчиняются такой закономерности: одни успешнее справляются с работой с утра и в первой половине дня, другие – вечером и даже ночью (4)

Ученые выявили, что по различному и всегда индивидуальному расположению акрофаз (пиков) биоритмов людей делят на три хронотипа: «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные), «совы» (вечерние). Различия проявляются в функциональных возможностях организма в те или иные часы суток. У «жаворонков» наибольшая работоспособность в (утренние часы, а у «сов» - в вечерние). Немецкий физиолог Р.Хампп установил, что примерно половина людей - «аритмики» - «голуби». Это преимущественно люди, занятые физическим трудом, а «совы» заняты умственным трудом. Между типами имеются различия как в физиологическом плане (устойчивость к гипоксии у «жаворонков» ниже, чем у «сов»; различно количество выделяемого адреналина, продуктов метаболизма и др.), так и в поведенческом. «Жаворонки» в утренние часы имеют четко выраженную синхронизацию работоспособности, уровня функционального состояния центральной нервной системы и ее периферического двигательного отдела. У «сов» же отмечается напряжение в регуляции функций, они делают в 1,5-2 раза больше ошибок, чем «жаворонки» (4).

В современных условиях приобрели значимость социальные ритмы, в плену которых человек находится постоянно: начало и конец рабочего дня, укорочение отдыха и сна, несвоевременный прием пищи, ночные бдения. Социальные ритмы оказывают все возрастающее давление на ритмы биологические, ставят их в зависимость, не считаясь с естественными потребностями организма. Так, если учебный процесс совпадает с биоритмологическим оптимумом, продуктивность умственной работы максимальна. При нарушении биоритмологических закономерностей у студентов понижаются адаптационно-приспособительные возможности организма: падает работоспособность, повышается утомляемость, нарушается сон, развиваются неврозы, увеличивается количество заболеваний дыхательной, пищеварительной систем, усиливаются аллергические реакции, повышается давление (3).

Учебные занятия представляют для любого студента серьезные трудности, которые преодолеваются ценой физических и нервно-психических усилий. В процессе самой учебной деятельности создаются достаточные предпосылки для возникновения утомления.

Утомление — это естественное следствие всякой, более или менее напряженной и длительной работы. Это физиологический процесс, сопровождающийся снижением полноценности функций не только работающего органа, но и ряда других органов и систем, т.е. всего организма в целом. При этом значительно снижается продуктивность выполнения работы: увеличивается число ошибок и неправильных ответов, возрастает время выполнения задания. Субъективно утомление выражается в чувстве усталости.

Переутомление развивается, когда учебные нагрузки не соответствуют уровню морфо-функционального развития студента. Переутомление можно охарактеризовать как длительное, накопившееся утомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении студента, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных расстройств (раздражительность, обидчивость, нервные тики и др.). Могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно со стороны сердечно-сосудистой системы. Выраженными признаками переутомления являются: стойкое снижение умственной и физической работоспособности; выраженные нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность, различные фобии); стойкие вегетативные нарушения (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов (2).

Указанные признаки не исчезают после кратковременного отдыха или ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и вегетативных нарушений студентам необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики (2).

Таким образом, изучение характера биоритмов имеет большое значение при организации рационального режима труда и отдыха человека

Выводы

1. Биологические ритмы представляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Биологические ритмы возникают как реакция организма на периодические изменения среды. Ритмический характер свойственен многим физиологическим процессам, протекающим в организме человека

2. Биоритмы определенным образом влияют на весь организм человека и, в частности, на работоспособность. Экологические ритмы служат организму как биологические часы, определяет фазы наибольшей работоспособности человека в течение дня и недели. Эффективность учебных занятий зависит от биоритмологических закономерностей. Нарушение этих закономерностей приводит к снижению работоспособности, развитию утомления, увеличение количества заболеваний.

2. Исследовательская работа по определению влияния биологических типов на работоспособность студентов техникума

2.1. Определение биологического типа студентов и его влияния на работоспособность

В исследовательской работе участвовали студенты 2 курса группы 207, обучающиеся по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» в количестве 30 человек. Занятия в этой группе проходят во вторую смену, начало занятий в 13.20 ч., окончание занятии в 18.20 ч. Тестирование и анкетирование проходило в конце сентября.

Для определения биологического типа студентов проведен тест, который представлен в приложении 1. Результаты теста показали, что к биологическому типу «жаворонок» относится 9 человек, «совы» - 5 человек, остальные 16 человек – принадлежат к так называемому неопределённому типу, т.е. способны впадать то в одну, то в другую крайность. Тем не менее, этих студентов целесообразно разбить на две подгруппы: студенты, тип которых более близок жаворонкам (9 человек); студенты, тип которых более близок совам (7 человек).

Одновременно с тестом проведено анкетирование, позволяющее определить влияние биологического типа студента на его работоспособность. Анкета представлена в приложении 2.

Результаты анкетирования по рейтингу причин утомления и как следствия снижения работоспособности представлены в таблице 1(см. приложение 3). У «жаворонков» перечень причин представлен следующим порядком: 1 – учебная смена, 2 – сложный учебный материал, 3 – нерациональный режим дня, 4 – неправильное расписание, 5 – большая учебная нагрузка, 6 – большой объем домашнего задания.

Студенты, биологический тип которых – «сова», определили несколько иной порядок причин утомления: 1 – сложный учебный материал, 2 – большая учебная нагрузка, 3 – неправильное расписание, 4 – большой объем домашнего задания, 5 – нерациональный режим дня. Проблема второй учебной смены для студентов этого биологического типа отсутствует.

Признаки утомления, представленные в таблице 2 (см. приложение 3) включают такие как, нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, увеличение количества ошибок, что определяет состояние работоспособности. Сравнение оценки этих признаков между «жаворонками» и «совами» демонстрирует, что у «жаворонков» оценка этих причин в два раза выше. Остальные признаки утомления оценены примерно одинаково.

Прямую зависимость между биологическим типом и работоспособностью доказывают результаты, представленные в таблице 3 (см. приложение 3). Среди «жаворонков» 88,9 % отмечают значительное снижение работоспособности, тогда как у сов это же состояние отмечают 20 %. Учебные занятия во вторую смену представляют для «жаворонков» серьезные трудности, которые преодолеваются ценой физических и нервно-психических усилий, что приводит к закономерному снижению работоспособности и развитию утомления.

Таким образом, результаты анкетирования доказали проблему нерационального режима дня и нерационально организованной учебной деятельности, что приводит к снижению работоспособности, развитию утомления студентов.


    1. Рекомендации по рациональной организации рабочего дня студентов

В этой части исследования представлены рекомендации по рациональной организации учебной деятельности и режима дня с учетом динамики работоспособности и биологическим типом студентов.

Организация учебного процесса должна учитывать физиологические принципы изменения работоспособности организма студентов. Работоспособность организма во время учебной деятельности закономерно изменяется: вначале она повышается (период врабатывания), держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и постепенно снижается (период снижения работоспособности, или утомление). Отсюда следует, что начало занятия, недели должно быть облегченным, так как продуктивность труда студентов в этот период снижена. Повышенные требования к студентам должны предъявляться по завершении периода врабатывания, когда, работоспособность достигает наивысшей точки. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. На середину учебной недели, семестра, года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия и т.п. (7).

При составлении расписания учебных занятий должны учитываться изменения физиологических функций и работоспособности студентов на протяжении учебного дня и недели, а также трудность предметов и преобладание статического и динамического компонента во время занятия.

Наименее утомительными занятиями с преобладанием динамического компонента являются занятия физкультуры и производственной практики. Данные занятия необходимо чередовать с наиболее трудными предметами естественно-математического и гуманитарного характера, что позволит студентам переключаться с умственной деятельности на физическую. Более трудные предметы следует включать в расписание в период наиболее высокой работоспособности студентов. Не рекомендуется сочетание 2-3 трудных предметов подряд (например, математика, физика, иностранный язык), а также сдвоенные занятия. На субботу и понедельник следует предусматривать меньшее количество учебных часов, преимущественно отводить их предметам, не требующим от студентов большого умственного напряжения. Рационально составленное на всю учебную неделю расписание исключает концентрацию в отдельные дни занятий по математике, естественным или гуманитарным дисциплинам (5).

Для поддержания высокого уровня работоспособности студентов на учебном занятии преподавателю следует учитывать следующее: оптимальное число видов учебной деятельности студентов - 4 – 7; средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности около 7-10 минут; количество методов преподавания не менее трех; чередование методов преподавания - не позже чем через 10-15 минут; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения студентов; физкультминутки, которые являются обязательной составной частью занятия (2).

Соблюдение режима дня поможет выработке определенного ритма, что обеспечит повышение работоспособности. В этом случае можно предложить следующие рекомендации: утром надо все делать без спешки, в умеренном темпе; не стоит оставлять домашнее задание на утро, так как трудно сконцентрироваться на учебном материале, недавно проснувшись и в условиях недостатка времени; для того чтобы сохранить высокую работоспособность, надо все необходимое готовить заранее; одни и те же дела постоянно выполнять в одной и той же последовательности, это приведет к выработке динамического стереотипа, который позволит сэкономить силы; умственную работу, выполнение домашнего задания необходимо выполнять в период наибольшей умственной активности, а именно с 16-00 до 18-00 для первой смены и с 10-00 до 12-00 для второй; начинать выполнять домашние задания следует с не очень трудного предмета, задания по наиболее сложным предметам надо делать позднее, а в конце работы переходить к самым легким предметам; при переходе от предмета к предмету полезно делать 5—10-минутные перерывы, заполняя их либо физкультурными паузами, либо работой по дому; непосредственно перед отходом ко сну не рекомендуется чтение, напряженная умственная работа, подвижные шумные игры и развлечения; рекомендуется спать не менее 8-10 часов в сутки; необходимо делать уроки в строго отведенном для этого месте, которое обладает всеми удобствами, необходимыми при работе (1).

Самое непростое время в вынужденном ритме жизни – утро. Для «жаворонков», «голубей» оно не представляет проблемы, а вот совы, страдают по-настоящему. И часто, пытаясь проснуться, они совершают ошибки. Так, принятие холодного душа утором для организма является стрессом, лучше принять контрастный душ. Вторая ошибка – злоупотребление кофе, так как при сильном возбуждении мозга снижается концентрация внимания. Проснуться «сове» помогут такие процедуры, как растирание ладоней и мочек ушей ладонями, расчесывание волос, нанесение крема. Все это элементы массажа, который действует на организм бодряще. Помогает также такой психологический прием: сразу после душа одеваться в рабочую одежду, которая настраивает на соответствующий лад (4).

Используя эти рекомендации, студенты составили режим дня и соблюдали его в течение 3 месяцев. В течение этого времени наблюдения за студентами демонстрируют положительную динамику по следующим показателям: повысилась работоспособность (см. таблицу 4, приложение 3), значительно сократилось количество опозданий на занятия, уменьшилось число болеющих студентов, вырос уровень подготовки домашнего задания, улучшились показатели абсолютной и качественной успеваемости по результатам промежуточной и итоговой аттестации.



Выводы

1. Для определения влияния биологических ритмов на работоспособность студентов техникума проведено анкетирование. Анкетирование направлено на исследование причин утомления, признаков снижения работоспособности и появления утомления. Результаты опроса подтвердили прямую зависимость между биологическим типом и работоспособностью. В качестве основных причин снижения работоспособности выделены: нерациональный режим дня, неправильное расписание.

2. Организация учебного процесса должна учитывать физиологические принципы изменения работоспособности организма студентов в течение дня, недели, учебного года. Адаптировать учебный процесс для всех студентов невозможно, поэтому важно уметь подстроить свой биологический ритм под социальный.

Заключение

Биоритмы представляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Значение биологических ритмов заключается в том, что они позволяют организму приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Вместе с тем, биологические ритмы оказывают влияние на работоспособность человека. Особый интерес представляют собой экологические ритмы, которые служат организму как биологические часы. По индивидуальному расположению пиков биологических ритмов людей делят на три хронотипа: «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные), «совы» (вечерние). Различия проявляются в функциональных возможностях организма в те или иные часы суток.

В современном мире на биологические ритмы человека все большее влияние оказывают социальные ритмы. Часто биологические и социальные ритмы не совпадают, что требует от человека больших усилий, нервно-психического напряжения.

Актуален вопрос о биологических ритмах в учебном процессе. В этой связи проведено исследование влияния биоритмов на работоспособность студентов техникума. В качестве основной причины снижения работоспособности и развития утомления в учебном процессе студенты определяют нерациональный режим дня. Нерациональность режима дня вызвана часто неумением студента адаптировать свой биологический тип под учебный процесс. Это определило необходимость разработки рекомендаций по рациональной организации учебных занятий и распределению личного времени студентов. Использование рекомендаций в режиме дня позволило студентам повысить показатели работоспособности и успеваемости.



Библиографический список

  1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 176 с.

  2. Калинкина Г.Т. Организационно-управленческая деятельность руководителя образовательного учреждения по здоровьесбережению учащихся: учеб. пособие / Г.Т. Калинкина. – Челябинск: МОиН Челяб. обл., ЧелИРПО, 2005. – 104 с.

  3. Курта О. Жизнь по биологическим часам / О. Курта // Здоровье детей. – 2007. -№ 20. – С. 22-27.

  4. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / В.В. Марков. – М.: Академия, 2001. – 320 с.

  5. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: учебник / З.П. Матюхина. – М.: Академия, 2002. – 184 с.

  6. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоварова, В.В. Королик, Л.С. Зиневич; Под ред. Ю.П. Пивоварова. – М.: Академия, 2004 – 528 с.

  7. Попов С.В. Валеология в школе и дома: О физическом благополучии школьников / С.В. Попов. – СПб., 1998. – 254 с.

  8. Санитарные нормы для школ, внешкольных и дошкольных образовательных учреждений: полный свод новых нормативов и рекомендаций для всех видов образовательных учреждений. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 268 с.

  9. Соковня-Семенова И.И. основы физиологии и гигиены детей и подростков / И.И. Соковня-Семенова. – М.: Просвещение, 1999. – 144 с.

  10. Тюмасева З.И., Кавша Б.Ф. Валеология и образование: / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. – СПб., 2002. – 370 с.

Приложение 1

Тест «Сова» или «Жаворонок»?

1. Трудно ли тебе вставать рано утором?

А) да, почти всегда - 3;

Б) иногда - 2;

В) редко - 1;

Г) крайне редко – 0.

2. В какое время ты предпочитаешь ложиться спать?

А) после часа ночи - 3;

Б) от половины двенадцатого до часа- 2;

В) от десяти до половины двенадцатого- 1;

Г) до десяти часов – 0.

3.Какой завтрак предпочитаешь в первый час после пробуждения?

А) сытный-3;

Б) обильный, но не очень калорийный- 2;

В) достаточно одного вареного яйца или бутерброда- 1;

Г) хватит чашки чая или кофе – 0.

4. Вспомни свои легкие раздражения или мелкие ссоры в техникуме и дома.
В какое время они чаще всего случаются?

А) в первой половине дня- 1;

Б) во второй половине дня - 0.

5. От чего ты мог бы легко отказаться?

А) от утреннего чая или кофе - 2;

Б) от вечернего чая — 0.

6. Легко ли ты во время каникул нарушаешь привычки, связанные с приемом
пищи?

А) очень легко - 0;

Б) достаточно легко - 1;

В) трудно - 2;

Г) привычек не меняю – 3.

7. С утра тебя ждут важные дела. Насколько раньше ты ляжешь вечером спать?

А) более чем на 2 часа - 3;

Б) на час-два - 2;

В) менее чем на час - 1;

Г) как обычно – 0.

8. Как точно ты можешь оценивать без часов отрезок времени, равный
минуте?

Попроси кого-нибудь помочь тебе при этой проверке.

А)отрезок оказался меньше минуты - 0;

Б) отрезок оказался больше минуты - 2.



Интерпретация результатов:

0 - 7 баллов — ты — «жаворонок»;

8 - 13 баллов - ты - аритмик, или «голубь», который время от времени впадает то в одну, то в другую крайность;

14 - 20 баллов - явно выраженные «совы».

Приложение 2

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на определения влияния биологических ритмов на работоспособность.. Просим Вас ответить на вопросы, представленные в анкете. Информация, предоставленная Вами, будет обобщена для разработки рекомендаций по рациональной организации рабочего дня. Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Благодарим за участие в опросе!

Укажите следующие данные о себе:

Ф.И.О. ________________________________________________________________

Пол ________________, возраст ___________________, курс __________________

Специальность _________________________________________________________

Биологический тип («сова», «жаворонок», если «голубь», то к какому типу ближе)_______________________________________________________________________

В какую смену Вы учитесь _______________________________________________

1. Укажите основные причины возникновения утомления, переутомления в учебном процессе (оцените по 10 бальной шкале):

1.1. Большая учебная нагрузка ________________

1.2. расписание не учитывает динамику работоспособности _______________

1.3. сложный учебный материал ________________

1.4. большой объем домашнего задания ____________________

1.5. нерациональный режим дня _________________

1.6. учебная смена _____________________________

2. В чем проявляется ваше утомление, связанное с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):

2.1. нарушение концентрации внимания ______________

2.2. снижение темпа работы ______________

2.3. увеличение количества работы ______________

2.4. нарушение координации движения ______________

2.5. нарушения сна ______________

2.6. нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы ______________

2.7. потеря интереса к окружающему ______________

2.8. частые болезни __________________

2.9. головные боли ______________________

3. Как изменилась Ваша работоспособности за последний месяца учебы? (отметьте V ).

3.1. значительно снизилась _______________

3.2. незначительно снизилась _____________

3.3. не изменилась _________________________

Приложение 3

Таблица 1



Оценка причин утомления студентами техникума

Причина утомления (оцениваются в баллах)

Биологические типы студентов

«жаворонок»

«голубь»

«сова»

ближе к «жаворонку»

ближе к «сове»

Учебная смена

9,2

8,2

0

0

Большая учебная нагрузка

4,8

4,3

4,9

5,0

Неправильное расписание

6,0

5,7

5,2

4,8

Сложный учебный материал

8,1

7,5

7,2

6,8

Большой объем домашнего задания

3,4

3,6

4,1

4,7

Нерациональный режим дня

7,4

6,2

3,3

2,5

Таблица 2

Оценка признаков утомления студентами техникума

Признаки утомления

(оцениваются в баллах)



Биологические типы студентов

Среднее значение

«жаворонок»

«голубь»

«сова»

ближе к «жаворонку»

ближе к «сове»

Нарушение концентрации внимания

7,4

6,8

5,3

5,1

6,2

Снижение темпа работы

6,4

4,2

3,8

3,5

4,5

Увеличение количества ошибок

8,2

7,2

6,4

5,0

6,7

Нарушение координации движений

0

0

0

0

0

Нарушение сна

4,5

3,9

3,7

3,5

3,9

Потеря интереса к окружающему

3,7

3,2

3,1

3,0

3,1

Головные боли

7,2

6,5

6,1

6,0

6,5

Частые болезни

2,1

2,1

2,1

1,9

2,0

Таблица 3

Изменение работоспособности у студентов (сентябрь)

Биологический тип

Количество студентов, у которых работоспособность

значительно снизилась

незначительно снизилась

не изменилась

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

«жаворонок»

8

88,9

1

11,1

0

0

ближе к «жаворонку

4

44,4

5

55,5

0

0

ближе к «сове»

2

28,6

5

71,4

0

0

«сова»

1

20

4

80

0

0

Таблица 4

Изменение работоспособности у студентов (декабрь)

Биологический тип

Количество студентов, у которых работоспособность

значительно снизилась

незначительно снизилась

не изменилась

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

«жаворонок»

5

55,5

3

33,3

1

11,1

ближе к «жаворонку

2

22,2

5

33,3

2

22,20

ближе к «сове»

1

14,3

4

57,1

2

28,6

«сова»

0

0

3

60,0

2

40,0



izumzum.ru