Образцы ответов на задания II (районного/городского) этапа Всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Результаты участников регионального этапа всероссийской олимпиады... 3 770.5kb.
Данилюк илья 1 31.05kb.
Ii этапа Всеукраинской ученической олимпиады по географии, 2012 год 1 53.97kb.
Задания и ответы отборочного (заочного) этапа олимпиады школьников... 1 49.88kb.
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку... 1 251.96kb.
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе III этап 1 61.09kb.
Поступающие в фгобу впо «нгпу» выполняют экзаменационные работы по... 1 64.75kb.
Поступающие в фгобу впо «нгпу» выполняют экзаменационные работы по... 1 64.75kb.
Задания экспериментального тура IV этапа XLV всеукраинской олимпиады... 1 165.64kb.
Программа вступительного испытания по русскому языку 1 29.17kb.
Задания и ответы для проведения отборочного (заочного) этапа олимпиады... 1 22.59kb.
Е. В. Осетрова текстовая и коммуникативная природа слухов 1 55.38kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Образцы ответов на задания II (районного/городского) этапа Всеукраинской ученической - страница №1/1

Образцы ответов на задания

II (районного/городского) этапа

Всеукраинской ученической олимпиады

по русскому языку и литературе

  1. класс

2.

Мелкоскоп – по аналогии с микроскоп – сложение основ

Долбица – от глагола долбить – суффиксальный

Буреметр – по аналогии с барометр – сложение основ

3.

1) «Сибирячка», «Краснокончики», «Восхищение», «Саянские»

2) «Полёт», «Забава», «На взлёт»

3) «Загорье», «Созвездие»

4) «Звездопад», «Шокошоу», «Краснокончики»

4. Эпитет, Шишкин, хорей, человек, ассонанс, гипербола, перифраз, ямб. ЭКОЛОГИЯ – наука, исследующая взаимоотношения человека с окружающей средой. В переводе с греч. «эко» означает «дом, жилише», «логос» - «учение», то есть это наука о защите нашего общего дома – Земли.

5. Вспомним, что такое ИНВЕРСИЯ. Где она используется в названии стихотворения и для чего?

Инверсия – обратный порядок слов, при котором самое важное слово ставится на необычное для него места с целью выделения. Автор выделяет слово “в парке”, и мы чувствуем беду, ведь в парке веселятся, радуются. А девочке плохо, она плачет.



  • Какое впечатление оставило у вас стихотворение? Кто его герои?

  • Сбылись ли ваши предположения относительно случившегося с девочкой?

  • Обратим внимание на слова девочки, обращенные к отцу. Как построена ее реплика? Что необычного в ней? Как через слова раскрывается характер девочки?
    Она нежна, добра: в ее речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые передают отношение девочки к отцу и к несчастной птице. Она называет ее “хорошенькой ласточкой”, у которой “преломлена лапочка”. В ее словах и горе, и боль. Она сочувствует птице, принимает ее боль как свою. Нам симпатична девочка за ее умение переживать, сочувствовать.

  • Обратите внимание на вторую часть ее реплики. Она вся состоит из инверсий. Для чего? Все предыдущие характеристики ласточки неизбежно наводят нас на мысль о том, что эта птица несчастна, поэтому девочка называет ее “птицей бедной”. Инверсия помогает подчеркнуть отношение девочки к несчастной птице. Ее сочувствие не на словах. Оно действенно, активно: она хочет “укутать в платочек” птицу.

  • Обратимся к словарю. Что значит слово “ укутать”? В каком значении употребляет его автор? Слово “укутать” означает “ закутать со всех сторон”.

  • Нет ли у этого слова другого, переносного значения, в котором оно употреблено в данном стихотворении?

  • В данном контексте слово “укутать” употреблено в значении “пожалеть”, “обогреть”. Девочка хочет обогреть ласточку, подарить ей тепло. Поэтому здесь и платочек пригодится.

  • Почему девочка почувствовала потребность обогреть ласточку?
    Многие люди проходили мимо и не обращали внимания на беду птички. И папа девочки был тоже равнодушен. Поэтому девочка начинает свои слова с обращения к отцу, который тоже мог пройти равнодушно мимо беды несчастной птички. Девочка столкнулась с холодным, равнодушным миром взрослых, которые не обращают внимания на мелочи жизни, не достойные, по их мнению, их внимания.

  • Зачем поэту понадобилось темой своего стихотворения брать самую обыденную ситуацию?

  • Этот случай помог отцу по-новому взглянуть на свою дочку. Раньше он видел ее только капризной, шаловливой, непослушной, а сейчас увидел в ней хорошую душу. Одна минута перевернула в нем прежние представления о девочке. Он “потрясен”.

  • Обратимся к словарю и выясним значение слова “потрясение”.
    Слово в словаре имеет два значения:

  • Глубокое, тяжело переживаемое волнение

  • Полное изменение, коренная ломка чего-то.

  • В каком значении использует это слово Игорь Северянин? Докажите.
    Отец изменил свое мнение о дочери, по-новому взглянул на ее капризы и шалости, заранее простил их. Значит слово “потрясение” использовано во втором значении.

  • Обратите внимание на роль слов “и… призадумался… и простил”. Для чего автор использует МНОГОСОЮЗИЕ? Этот прием используется для усиления описываемых чувств отца. Он, наверное, впервые призадумался над характером и душой своей дочери, а призадумавшись, простил ее мимолетные шалости. Потому что увидел в ней хорошую душу. Он называет ее “милой”, смог в ней разглядеть большое сердце.

  • Зачем автор уточняет “зарыдавшей от жалости”? Он добавляет детали к характеристике девочки. Раньше она плакала по пустякам, капризничала, а теперь причина ее слез иная – она в беде другого существа.

  • Чем отличаются синонимы “плакать – рыдать?” Случайно ли И. Северянин начинает стихотворение словом “плакала”, а завершает глагольной формой “зарыдавшей”?
    Плакать – проливать слезы иногда по пустякам, а рыдать – это громко плакать, судорожно, не успокаиваясь. Слёзы слезам рознь. Мы ещё не знаем причину слёз девочки, поэтому автор использует слово “плакать”, то есть нейтральный глагол. Да и отец воспринимает ее плач как очередной каприз. А в конце стихотворения мы поняли истинную глубокую причину слез девочки, вызванную трагедией, разыгравшейся в парке.

  • Как бы вы определили тему этого стихотворения? Это стихотворение о взрослых и детях, о непонимании взрослыми своих детей и о том, что одна минута может изменить представление о человеке. Надо уметь сочувствовать всему живому. Самое важное качество в человеке - чувство милосердия.

*****

  • Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какою здесь изображена девочка? (Стихотворение такое светлое, спокойное. И девочка очень добрая, пожалела раненую ласточку и позаботилась о ней. Она проявила сострадание к раненой птичке, хотя и бывала капризной, Поэтому отец был очень удивлен и в то же время горд за дочку.)

  • Какие языковые средства помогают раскрыть характер девочки? ( О характере девочки можно судить по ее речи. Она употребляет много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами6 « папочка, хорошенькой, лапочка, платочек». Человек с недобрым сердцем не употребляет такие теплые, искренние слова, значит, маленькая девочка добрая и ласковая, любит и жалеет птиц, ребенок еще не умеет притворяться.)

  • Какую важную проблему поднимает Игорь Северянин в своих стихотворениях? (Проблему взаимоотношения человека и природы, проблему экологии.)

  • Чем отличаются эти два стихотворения Северянина? (Во втором стихотворении автор показывает жалость, сострадание человека по отношению к природе. Человек приходит на помощь нуждающемуся в трудную минуту, становится на его защиту. А в первом показано губительное отношение к природе, которое ведет к уничтожению природы, разрушению ее красоты.)

  • Какие краски вы использовали бы, чтобы описать эти стихотворения? (К стихотворению «Что шепчет парк..» больше подходят серые, коричневые, черные оттенки, а вот для описания природы во втором стихотворении лучше использовать светлые цвета: зеленый, белый, светло-коричневый, голубой.)

6. Говорящее чудесное зеркало – мачеха (Пушкин «Сказка о мертвой царевне»); только серая дырявая свитка – Петрусь (повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»); горошина – сказка Андерсена «Принцесса на горошине»); острый сверкающий нож и меховая муфточка – маленькая разбойница (сказка Андерсена «Снежная королева»). Разбитое корыто – старуха («Сказка о золотой рыбке» Пушкина); «...баса, альта, две скрипки» – осел, козел и косолапый Мишка (басня Крылова «Квартет»); ячменное семечко в цветочном горшке – из него родилась Дюймовочка (одноименная сказка Андерсена); сарачинская белая шапка – мудрец-скопец («Сказка о золотом петушке» Пушкина); «Очков с полдюжины» – Мартышка (басня И.А. Крылова «Мартышка и очки»). Черевички – Вакула добывал их для своей возлюбленной Оксаны (Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством»).

9 класс

1. Персты – пальцы

Рамена – плечи

Тщание – усердие, старание

Перси – груди

Чаять – надеяться

Десница – правая рука

Денница – утренняя заря
Слова эти называются архаизмы. Еще одна разновидность устаревших слов – историзмы. Историзмы – это слова, обозначающие предметы и явления, которые вышли из повседневного употребления и уже не используются
2. Фонетический прием, положенный в основу стихотворения – монофон (все слова начинаются с одной буквы). Задача учащихся придумать собственный монофон на одну из букв «Р», «О», «Я», объемом не менее 15 слов

3. Мандарин

4.


  • Эпизод – это «отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью, завершенностью».

  • Интерьер (фр.внутренний) – изображение внутреннего убранства какого-либо помещения. В произведениях художественной литературы это один из видов воссоздания предметной среды, окружающей героя.

  • Деталь – это компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

  • Детали, менее экспрессивные и менее характерные, называются подробностями.

  • Пейзаж (фр. – страна, местность) – один из содержательных и композиционных элементов художественного произведения: описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира.

5.

  1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Гринев

  2. Д. И. Фонвизин «Недоросль», госпожа Простакова

  3. В. Г. Короленко «Дети подземелья», Вася

  4. Л. Н. Толстой «После бала», Иван Васильевич

  5. И. С. Тургенев «Ася», Гагин

6.

О чем это стихотворение? Какие чувства вызвала у вас эта история?

- Как удалось автору вызвать эти чувства у нас, мы узнаем, проанализировав стихотворение?

- Работа со словом. Значение слов и выражений: еловые кущи, исполин и др.


Работу проводит заранее подготовленный ученик.

- Обратимся к вопросам, которые помогут при анализе стихотворения.


Заранее распечатанные вопросы лежат на партах уч-ся.

- Какой художественный прием использован в названии стихотворения «Что шепчет парк…» С какой целью? Объясните свое мнение.


(Основной художественный прием, используемый автором, – олицетворение. Олицетворение дает возможность показать, что парк – живое существо, которое страдает, мучается, умирает под «убийственным топором» человека.)

- О чем шепчет парк? (Парк шепчет о своей гибели, о смерти)

- Расскажите о лирическом герое (его мыслях, чувствах), опираясь на текст.
(Лирический герой, который услышал шепот парка, любит природу, умеет чувствовать боль, умеет слушать и слышать. Он «тоскует «смертельно» о каждой сломанной веточке понапрасну, «бесцельно», для него это трагедия.)

- Как названы люди в стихотворении? Почему? Какое значение имеет слово животные в данном случае?

(Автор называет людей «животными о двух ногах», т.е. бездушными, черствыми, не умеющими сочувствовать. Вследствие их потребительского отношения к природе, их действий исчезает с лица земли парк, что стоял веками («он был когда-то леса гуще»).)

- Какие художественные приемы помогаю автору выразить свое отношение к описываемому? Какое это отношение?



(Метафора - «в зеркалах осенних луж он отражался исполином». Поэт показывает силу, мощь парка, его желание жить – кажется, что он любуется собой, глядя в зеркало. Олицетворение – «топор разнес», «парк шепчет». Эпитеты – «гулкий взмах», «убийственного топора» (смертоносного, топора-убийцы).

Языковые средства: С какой целью автор повторяет несколько раз слово «редеет»?
(Автор жалеет парк, негативно относится к жестоким людям, называя их животными)

- О чем это стихотворение? Какова его тема? (запись в тетради)


(Взаимоотношения между человеком и природой. Отношение человека к природе. Автор показывает жестокое отношение человека к парку. Парк, который стоял века и радовал людей, уничтожен за короткое время, а чтобы восстановить его, понадобятся десятки, сотни лет.)

- Какова основная мысль произведения? Запишите.
(Идея – необходимо бережно относиться к природе, защищать ее, сочувствовать ей, ведь она живая)

********

  • Как вы думаете, о чём это стихотворение? Какие мысли и чувства оно вызвало у вас? ( Стихотворение о бездумном уничтожении природы и о необходимости бережного отношения к ней.)

  • Какой художественный прием использовал поэт в названии стихотворения? Какую роль играет этот прием? ( Поэт часто использует олицетворения, благодаря которым природа оживает, словно говорит человеческим языком: «топор разнес…свой взмах», «парк шепчет»).

  • О чем же шепчет парк? Почему Северянин употребил глагол «шепчет», а не другое слово, например «говорит» или «просит», «плачет»? (Шепчет – значит просит о помощи, парк ослаб, у него больше нет сил громко шелестеть, шуметь, гудеть.)

  • Какой прием использовал поэт, чтобы показать, что парк обессилел? Как достигается эффект шепота? (Поэт использовал аллитерацию. При помощи повторяющихся глухих и шипящих согласных «с», «ж», «щ», «ш», «ц» создается эффект шепота, как будто мы слышим глубокий вздох:

О каждом новом свежем пне,

О ветви сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично-больно мне…

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином…


  • На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение и почему? (Стихотворение, хотя оно и маленькое, состоит из трех смысловых частей. Первая часть похожа на вступление. В ней говорится о переживаниях лирического героя. Во второй части мы читаем о том, каким был раньше парк:

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином…
А третья часть рисует мрачное будущее леса.


  • Что за прием находим здесь? И как вы понимаете значение слова «исполин»? (Слово «исполин» - синоним слова «великан». Когда-то парк был могучим, сильным, ничто ему было не страшно.)

  • А каким он стал теперь? Поэт пишет: «Редеет парк, редеет глушь,/Редеют еловые кущи..» Парк постепенно умирает, исчезает.)

  • Почему поэт использовал в стихотворении сочетание «еловые кущи»? Как вы его понимаете? ( Когда-то ели росли густо, дружно. Теперь же люди равнодушно вырубают ёлки.)

  • Почему поэт переставил ударение на первый слог? ( Скорее всего, он не захотел нарушить ритм стиха.)

  • Как вы понимаете строчки:

Но вот пришли на дух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах?

(Так поэт называет людей, потому что разумный человек не может так бездумно уничтожать лес. Значит, человек уподобился дикому животному. Таким образом автор подчеркивает жестокость человека.)



  • О чем говорят эпитеты? Назовите их. (Эпитет «убийственный» подчеркивает, что в руках человека топор превратился в орудие убийства парка. Для дерека топор – это палач, убийца.)

  • Немало в стихотворении олицетворений. Наверное, не случайно? Докажите. (Это такие олицетворения, как «топор разнес», «парк шепчет», « но я ведь жил». Топор наносит парку страшную, смертельную рану. Это страшное орудие в руках равнодушного человека, после его ударов ничего живого не остается. А лес – это живой организм: он рождается, растет, радует нас шелестом листьев, пением птиц, цветением трав. Олицетворения помогают поэту изобразить парк живым существом, который так же чувствует боль и страдает, как человек.)

  • Метафора «В зеркалах осенних луж» вызывает у вас какие –то ассоциации? (Наверное, когда-то парк любовался собой, глядя на свое отражение на воде, и тихо радовался.)

  • Какие чувства испытывает лирический герой, кода слышит шелест листьев, деревьев? (Он тоскует «душой смертельно». Слова «трагично-больно мне» говорят о том, что для него гибель деревьев – настоящая беда. И скорее всего оттого, что помочь им он не может, не может один человек защитить природу.)

  • Автору удается передать тоску при помощи гиперболы « и так трагично-больно мне». Кроме изобразительных средств, особую роль играет многоточие. Как вы думаете, с какой целью поэт часто употребляет многоточие? ( Он словно хочет продолжить перечисление: погибают не только «ёловые кущи», но и другие деревья, целый лес. Второе многоточие обрывает рассказ-воспоминание о прошлой красоте парка, который был похож на лес. Последнее многоточие передает отчаяние и читается как крик о помощи.)

  • О чем, на ваш взгляд, думал поэт, когда создавал это стихотворение? Какие мысли его тревожили? (Конечно, он прежде всего думал о сохранении природы. Из стихотворения видно, что Игорь Северянин очень любил природу и переживал из-за уничтожения городского парка.)

  • Как бы вы охарактеризовали варваров, которые губят парк? Можем ли мы говорить, судя по этому стихотворению о любви человека к природе? (нет, эти люди не любят природу, поэт даже не называет их людьми. Это «животные на двух ногах». Это очень жестокие, бездушные, бессердечные, беспощадные существа. Если бы они любили природу, не вырубали бы безжалостно парк, а они уничтожают живую природу, значит, не любят и Родину. Не только родину, но, по убеждению Ф.М.Достоевского, не любят и человека, значит, не уважают себя, ведь человек – часть природы. Никто не давал права человеку уничтожать природу, вырубать леса, осушать болота.)

  • Что же нужно делать, чтобы не погибали парки и леса, не высыхали реки и моря? (Надо заботиться о природе. Северянин призывает любить, беречь природу, заботиться о ней. Природа нуждается в нашей защите. В этом заключается основная мысль стихотворения.

10 класс

1. Слова нож и заноза объединены общим значением ‘резать, колоть’: нож – то, чем режут, заноза – то, что укололо, вонзилось в живую ткань. В корнях приведенных слов наблюдается чередование согласных ж/з (как поражать/поразить и т.п.). Ср.: ножны, ножницы, вонзить, пронзать.

Слово "завтрак" образовано от слова "завтра" при помощи суффикса -к-. Слово "завтра", в свою очередь, восходит к предложной конструкции за + утра (р.п. от утро). В старославянском языке конструкцией за + сущ. в р.п. выражались временные отношения ‘в течение’, ‘в продолжение’: за утра означало ‘утром’, а также ‘в течение следующего утра’.

Современное значение слова завтра – ‘на другой день’, а в слове завтрак сохранилось первоначальное значение этого слова – ‘утром’.(http://rus.1september.ru/1998/rus40.htm).

2. В первом примере вместо слов «в моей первой молодости» употребляется наречие «некогда». Как известно, обстоятельственные наречия выполняют информативную, а не эстетическую функцию, а в художественном стиле обозначают «всеохватность», поэтому употребление наречия «некогда» вместо сочетания слов «в моей первой молодости» снимает ограничение временных рамок и субъективизации, размывая временные рамки происходящего, превнося дополнительные смысловые оттенки.

Во втором примере усилительная частица «даже» вводится в контекст повествования, указывая на более интенсивное проявление качества, усиливая динамизм действия. В свою очередь наречие «охотно» не употребляется, так как несет лишь информативное значение. Кроме того, в первой редакции предложение выглядит недосказанным, так как использование конструкции «не только» предполагает дальнейшее продолжение, которого во второй части предложения нет.



3. Бинокль

4. Ямб.

5. Аллитерация

6. Вариант ответа (дан детьми – по материалам журнала «Русский язык», издательства «Первое сентября»)

Игорь Северянин выбрал необычное название для стихотворения – «Тишь двоякая». С одной стороны, читатель может услышать ее, тишина описана так «подробно», в ней содержится много всего, начиная от «всхлипов клюквенной трясины» и заканчивая «хрустами снежной парусины». Казалось бы, ну что особенного может быть в тишине? Но только на первый взгляд может показаться, что тишина безжизненна и уныла, не зря Игорь Северянин относился к поэтам «серебряного века», ведь он смог заставить читателя не только услышать тишину, но и «увидеть», почувствовать ее…

Высокая стоит луна.

Высокие стоят морозы.

Анафора «высокая» довольно необычна для первых строк. Хочется поднять голову и увидеть эту луну, ощутить такой мороз. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием кольцевой композиции. Это помогает автору раскрыть идею: описать тишину так, чтобы в ней был различим каждый звук. Аллитерация звуков «ш», «ж», «х» создает эффект хруста, шороха, всхлипов. Если читать стихотворение вслух, действительно можно это услышать. Неполное предложение с пропущенными сказуемыми также помогают создать некий образ тишины. Поэт повторяет слово «слышна», чтобы еще раз обратить внимание читателей: так тихо, что тишину можно услышать. и эта всепоглощающая тишина позволяет услышать «далекий скрип обозов». Тире подводит итог всего того, что «находится в «Архангельской тишине». Интересно сравнение снега со «снежной парусиной», то есть снег белый, как парус корабля в море.

Она сложна, она видна:

В ней всхлипы клюквенной трясины.

Двоеточие доказывает, что она действительно видна по происходящему вокруг. Эпитет «тихие» подчеркивает, что даже крылья стараются не нарушать этот покой.

Сложно рассказать о тишине, если чаще всего она ассоциируется с мертвенностью, вечным покоем. Но тишина, «подслушенная» поэтом, другая – это неторопливое течение жизни, сон и пробуждение, отсутствие тревожного, напряженного потока будничных дел. Использованные приемы и фигуры дополняют образ этого сложного явления, названного тишиной.

Стихотворение написано в таком темпе, с использованием таких приемов построения фразы и предложения, что у читателя создается ощущение неспешного течения времени, покоя. Короткие законченные предложения придают определенность всему сказанному поэтом. Используется прием, когда несколько строк начинаются с одной и той же фразы (одного слова), что подчеркивает особенности описываемого предмета (или явления), и, кроме того, придает стихотворению некоторое сходство с простой, задушевной песней».



7.

1. А. С. Пушкин «Дубровский»

2. М. А. Шолохов «Судьба человека»

3. Н. В. Гоголь «Мертвые души»

4. В. Г. Короленко «Дети подземелья»

5. А. Грин «Алые паруса»



8.

Наратив «Я»

Я чувствую себя кувшином, стоящим у источника с живительной влагой. Я с жадностью поглощаю чудодейственные, волшебные капли и чувствую, как становлюсь богаче. Мудрая, животворящая вода делает меня чище, благороднее, умнее. Этой мудрости так много, что часть её проливается мимо меня в поисках своего кувшина. Я наполняюсь знаниями, мыслями, опытом. И вот уже из горлышка вылетают брызги, не затронувшие ни сердце, ни разум.

Сейчас мой кувшин полон до краёв, но источник не иссяк. И я с радостью отпускаю свою воду, потому что вижу, как нуждается в ней окружающая меня молодая поросль.

Пейте, растите, возвышайтесь телом и душой! И да не иссякнет никогда источник живой мудрости!

11 класс


    1. И.А.Бунин (1933), Б.Л.Пастернак (1958), М.А.Шолохов (1965), А.С.Солженицын (1970), И.А.Бродский (1987).

    2. a)   песнь законы смерти победила – метафора (1 балл)

  • как ветер в южном зное – сравнение (1 балл)

  • широководный – эпитет (1 балл)

  • b)     UÚ|UÚ|UU|UÚ|UÚ|U

  • UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|U

  • UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

  • UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

  •  

  • UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

  • UÚ|UU|UÚ|UÚ|UÚ|U

  • UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

  • UÚ|UÚ|UU|UÚ|UÚ|U

  •  

  • UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|U

  • UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

  • UÚ|UÚ|UU|UÚ|UÚ|U

  •  

  • UÚ|UÚ|UU|UÚ|UÚ|U

  • UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

  • UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

  •  

  • размер – пятистопный ямб (2 балла)

  •  

  • c) жанрово-строфическая форма – классический («итальянский») сонет: 2 катрена (четверостишия) и 2 терцета (трехстишия) - 2 балла

  • Характерно, что П.Бутурлин создает стихотворение, посвященное памяти Т.Шевченко, в жанрово-строфической форме классического сонета, в то время как сам Шевченко сонетов не писал! Использование в произведении, посвященном памяти украинского поэта, формы классического сонета, традиционно воспевающего мир абсолютных ценностей (искусство, любовь, природу), ставит фигуру Шевченко в один ряд с гениями мировой сонетистики – Петраркой и Шекспиром.                       (аргументация цели -3 балла)

3. Шофёры

4. а) баллада; б) афоризм; в) композиция; г) сарказм; д) типизация.

5. Оксюморон. Оксю́морон, окси́морон — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением. Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. Кому сказать мне, с кем мне поделиться той ГРУСТНОЙ РАДОСТЬЮ , что я остался жив (Есенин

6.

Графическая фигура: графическая живопись (варианты живописи – треугольник, пирамида, раскачивающиеся качели, крыло птицы, луч солнца и др.; то, что учащийся сможет доказать).


Тема стихотворения В. Брюсова напрямую связана с формой, которую он избрал: треугольник, в вершине которого лежит личное местоимение «Я», настраивает на восприятие информации личностной, акцентирующей внимание на субъекте лирического героя. Т.е. в стихотворении реализуется смешанный функциональный тип поэтической графики, в который объединились декоративно-изобразительная (рисунок, фигура треугольника) и конструктивная (прямая связь рисунка с содержанием стихотворения).

Следует обратить внимание на фонетический строй первых строк – на смешение ассонанса звуков «а», «и» и аллитерации звука «й». Подобное смешение несколько сложно для артикуляции, но создает ощущение полета и простора, что потом подчеркивается и на лексическом, и на словообразовательном уровне.

Кроме того, в стихотворении аллитерация звука «л» снижает резкость аллитерации звука «й», придавая лиричность, нежность второй части стихотворения.

Следует обратить внимание на игру с сине-красными тонами, выражающуюся в произведении разными частями речи: «синель», «синих», «лиловый», «алея», «зарница». Лирический герой не «различает» холодных оттенков синего цвета (что окружают его), но «знает» о существовании теплых красных во взоре возлюбленной («блещет, алея, зарница»). Зарница – любовь?

Окказионализм «синели», образованный от прилагательного «синий» при помощи непродуктивного суффикса «ель», по морфемному составу совпадает со словом «качели», что подчеркивает ощущение полета и простора на словообразовательном уровне.

Не случайно и единственное сравнение в стихотворении, «как птица» – полет, как восторженное чувство влюбленности, овладевает героем. Чувство влюбленности подчеркивается и эпитетами «милой головки» и «в заманчивом взоре», зарница которого делает героя счастливым, и уменьшительно-ласкательным суффиксом в слове «головка».

С синтаксической точки зрения перед нами одно предложение, осложненное обособленными обстоятельствами. По типу высказывания предложение это восклицательное, но обращает на себя внимание то, что поэт ставит восклицательные знаки не только на конце предложения, но и внутри него, создавая дополнительный динамизм и эмоциональную напряженность – так компенсируется относительная скупость лексических изобразительно-выразительных средств. Благодаря этому в стихотворении, где преобладают именные части речи (всего два глагола), нет ощущения статичности, а ощущение движения поддерживается на морфологическом уровне деепричастиями «качая», «не различая».

7.

Когда пробьет последний час природы

Состав частей разрушится земных:

Всё зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

1829


Какие философские взгляды выражены в стихотворении?

  • Как называются стихи из четырех стихотворных строк?

Стихотворение написано в виде сентенции – изречение нравоучительного, философского характера. Картина «последнего часа природы» подводит к мысли о естественности природных катастроф и о Божественном сотворении жизни. Поэт изобразил разрушенную природу, готовую к новому акту творения жизни. Сложная философская мысль чётко и кратко выражена в миниатюре из четырех стихотворных строк (катрене) с перекрестной рифмовкой. Поэт использует в основном нейтральную лексику, но старославянские слова придают миниатюре величественность и философскую глубину.

1. Когда пробьет последний час природы, 2. Состав частей разрушится земных 3. Все зримое опять покроют воды, 4. И божий лик изобразится в них.

Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях («О чем ты воешь, ветр ночной», «Как океан объемлет шар земной», «Пожары» и «Последний катаклизм»). В этих стихотворениях автор пытается ответить на вопрос о том, что будет на Земле после Апокалипсиса. Гигантский смерч? Пожары? Потоп? Пока что на этот вопрос нельзя дать точный и однозначный ответ. Но, видимо, Тютчев приходит к выводу, что все сущее на нашей планете развивалось из воздуха и ветра («Про древний хаос, про родимый»). Затем наступило, продолжающиеся по настоящее время царство

Земли и жизни на ней. Далее спокойной жизни на Земле положит конец огонь («Пожары»). По всей видимости, Тютчев пришествием пожаров говорит о грядущей эре Антихриста (Дьявола, Сатаны). Дым за дымом бездна дыма Тяготеет над землей. Но покроет и землю, и людей, и дьявольские пожары другая стихия – вода. О покрытии водой «всего зримого» Тютчев пишет стихотворение «Последний катаклизм».

Здесь, в отличие от «Пожаров», уже нет огромного количества твердых звуков, так как вода является более мягкой стихией, чем огонь. Но нельзя сказать, что в «Последнем катаклизме» этих твердых звуков нет совсем. Но это «последний час природы», то есть, по всей видимости конец света. Рушится «состав частей земных» и даже то, что уцелело после пожаров. Но обращает на себя внимание слово «зримое» из третьей строчки.

В Апокалипсисе погибает только все зримое. Значит, с точки зрения поэта, «последний катаклизм» не убьет бессмертную человеческую душу. Очень важно то, что в последней строчке Тютчев говорит о «божьем лике». То есть после дьявольской эры наступит царство Бога. Бог окажется сильнее Дьявола, и Он водой покроет все ужасы Земли и огня. И, возможно, конец света не воспринимается.

«Последний катаклизм» состоит всего из одного четверостишия (катрен), поэтому может рассматриваться как лирическая миниатюра. Однако именно это произведение является одним из наиболее значимых для всего творчества Ф.И. Тютчева, наиболее точно и емко отражающих своеобразие художественного мировоззрения поэта.

С одной стороны, перед нами знакомые тютчевские мотивы: «воды», гроза, всемирная катастрофа. С другой стороны, речь здесь идет именно о «последнем часе» природы – то есть о конце всего земного, в результате чего мир, по Тютчеву, должен возвратиться к своему первоначалу, божественному истоку. Ведь и само слово «катаклизм» определяется как резкий перелом (в природе, обществе), разрушительный переворот, катастрофа и в переводе с греческого (kataklysmos) означает «наводнение», «потоп» (ср. Библейский «Всемирный потоп»).

Поэтому «Последний катаклизм» – это не пророчество о конце света, а символическое изображение возможности нового акта сотворения жизни. Вода – излюбленная природная стихия поэта как символ жизни, возрождения, обновления. Перед нами оригинальный вариант космогонического мифа, «культа воды», воплощенного в емкой поэтической форме.

Вспомним также тютчевские стихотворения «Фонтан», «Волна и дума», «Поток сгустился и тускнеет…», «Безумие». Если в этих произведениях изображаются разные символические состояния воды – «поток» и «ключ», то в «Последнем катаклизме» речь идет именно о «водах». Что обозначает этот образ?

Во-первых, воды – предельно обобщенный символ постоянного движения, всепобеждающей изменчивости, власти стихии. Не случайно это слово рифмуется со словом «природа» («природы – воды»).

Во-вторых, это символ вечности, неизменности, бессмертия природы, тайны мироустройства. Именно поэтому вселенским началом, противоположным «водам», выступает «божий лик». Именно «лик» – то, что укрощает стихию, упорядочивает ее движение, придает слепому и бесформенному необходимый конкретный образ.

Аналогичный мотив, который служит своего рода ключом к пониманию философского смысла данного четверостишия, присутствует в раннем стихотворении Тютчева «Урания»:

Безбрежное море лежит под стопами,

И в светлой лазури спокойных валов

С горящими небо пылает звездами,

Как в чистом сердце – лик богов…

Как видим, здесь органично переплетаются те же образы необозримых вод («безбрежное море») и отражающегося в них звездного неба как «лика богов». Таким образом, на примере данного стихотворения мы убеждаемся, что небо и вода, глубина и высота в тютчевском мировосприятии – гармонично дополняющие друг друга и неразрывно связанные противоположности.

«Последний катаклизм» наиболее точно и ярко раскрывает читателю тютчевское сознание таинственной основы всякой жизни, видение глубинной сути вещей, «божьего лика» под внешним «зримым» покровом бытия.

Идея этого божественного всеединства и вселенской тайны мира под внешним «златотканым покровом» находит свое дальнейшее воплощение в стихотворении «День и ночь» (1839). Символ моря «как опрокинутого неба» развивается в стихотворениях «Восток белел. Ладья катилась…», «Лебедь», «Как океан объемлет шар земной…». А еще позднее – в 1862 году поэт назовет «инстинктом пророчески слепым» интуитивно-глубинное умение человека «чуять, слышать воды и в темной глубине земной» («Иным достался от природы…»).



Таким образом, стихотворение «Последний катаклизм» – яркая иллюстрация мироощущения Тютчева: природа для него – необычайно емкий и универсальный символ, передающий глубинное содержание философских размышлений лирического героя.
8. Финал поэмы А. С. Пушкина «Полтава»; здесь Диканька – свидетельница трагических событий из эпохи борьбы России со Швецией. В цикле повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» образ Диканьки другой; это центр существования малороссийского мира, символ национального духа, менталитета, место обитания нечистой силы – охотницы за праведной человеческой душой.


izumzum.ru