Область применения и нормативные ссылки - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Область применения и нормативные ссылки - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет филологии

Программа дисциплины

Древнерусская литература



для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра


Автор программы:


Лифшиц Александр Львович, к.ф.н., доцент al.paleo@rambler.ru

Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]
Рекомендована секцией УМС по «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета филологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», изучающих дисциплину «Древнерусская литература».


Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» (ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ) протокол от 02.07.2010

  • Обязательной программой направления "Фундаментальная и прикладная лингвистика" подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 035800.62 "Фундаментальная и прикладная лингвистика", утвержденном в 2012 г.

2 Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Древнерусская литература» являются:

  • ознакомление студентов с предысторией русской классической литературы; усвоение студентами знаний о письменной культуре и литературе Древней Руси как части общеславянского литературного пространства; развитие представлений о древнерусской литературе, как неотъемлемой части интеллектуальной и духовной жизни человека Древней Руси; формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв.;

  • усвоение знаний о периодизации древнерусской литературы, жанрах русской словесности допетровского времени, их особенностях, основных произведениях этих жанров.



3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

    • Общую проблематику историко-литературных исследований в области допетровской культуры Руси-России

    • Основные черты и специфику литературных жанров Древней Руси и России 17 столетия.

    • Общерусские и локальные литературные традиции допетровской Руси.



  • Уметь

    • Читать и понимать тексты, написанные на территории Руси в 11-17 вв., проводить семантический анализ текстов.

    • Анализировать тексты русской литературы 11-17 века как репрезентанты историко-культурной и историко-литературной ситуации



  • Иметь навыки (приобрести опыт)

    • Чтения произведений древнерусской литературы 11-17 вв.

    • Литературоведческого анализа письменных текстов рассматриваемого периода.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

СК-Б7

Ориентируется в различных методах филологических исследований, осознает и обосновывает их сильные и слабые стороны, понимает специфику современных подходов к средневековой славянской письменной культуре

Интерактивные лекции

Дискуссии на семинарских занятиях

Подготовка к коллоквиуму

Подготовка домашнего задания




Способен проводить научные исследования в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов 

ИК – Б5.3/7.1

Владеет основными методиками контекстуального анализа текста, помещает исследуемый объект в культурно-исторический контекст, порождает непротиворечивые концепции в рамках одного из актуальных современных направлений в филологии

Подготовка самостоятельных заданий,

написание контрольных работ и эссе



Способен применять полученные знания в области теории и истории русской и иностранных литератур, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности 

ИК – Б5.3/7.1

Осознает междисциплинарный характер историко-литературных и культурно-исторических исследований, умеет соотносить литературный ряд со смежными идеологическими и социокультурными явлениями институтами;

владеет терминологией, научным языком, применяет разные современные подходы исторического литературоведения



Интерактивные лекции, дискуссии на семинарах

Подготовка к коллоквиуму






4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • Знание основных понятия современного литературоведения, фактов русской истории, начальное знакомство с историко-литературным подходом, полученных в рамках лекций по языкознанию, истории;

  • Способность к развитию критического и аналитического мышления, сформированная на предыдущем этапе обучения.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • История (основы исторического знания)

  • «Анализ Шекспировского текста»

  • Научно-исследовательский семинар

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:




  • История русского языка

  • История русской литературы

  • Теория культуры

  • Социальная и культурная антропология

  • Научно-исследовательский семинар

5 Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары



1

Введение в изучение древнерусской литературы.

12

2

2

8

2

Система жанров древнерусской литературы 11-15 вв.


22

4

4

14

3

Второе южнославянское влияние. Его предпосылки и последствия.

10

2

2

6

4

Литература Московского царства.


20

4

4

12

5

От Смутного времени к реформам.


20

4

4

12

6

Эпоха барокко. Древнерусская литература на пороге 18 столетия


24

4

4

16




Итого:

108

20

20

68



6 Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя модуля)



Контрольная работа







*

6 неделя





письменная работа 30 минут

Эссе










2 неделя

5-7 тыс. знаков

Коллоквиум










*

4 неделя


устный

на 60 минут



Итоговый

зачет











*

в устной форме на 45 минут
    1. Критерии оценки знаний, навыков


Критериями оценивания степени освоения дисциплины являются: активность студентов на семинарских занятиях, качество выполнения аудиторных самостоятельных работ (тестов) и контрольных работ.

Оценка самостоятельной работы студентов формируется по результатам их участия в дискуссии на семинарах и с учетом качества выполнения домашнего задания.

Итоговый контроль по дисциплине (зачет в четвертом модуле) включает два теоретических вопроса и практическое задание по анализу текста. На зачете / экзамене студент должен продемонстрировать знание и понимание основных фактов из истории древнерусской литературы.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7 Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение в изучение древнерусской литературы.

Древнерусская литература. Предмет изучения. Церковный, религиозный характер культуры Древней Руси. Русь как часть культурного пространства Slavia Orthodoxa (концепция Р. Пиккио). Христианство и язычество. Наднациональный характер средневековой славянской книжной традиции; роль библейских и богослужебных текстов в ее формировании и развитии. Литература и письменность. Книжная и некнижная письменность. Церковнославянский язык – общеславянский литературный язык эпохи Средневековья. Хронологические границы. Периодизация: Литература Домонгольской (Киевской) Руси; Литература времени раздробленности и монгольского ига; Литература Московской Руси.

Количество часов: лекции – 2 часа

семинары – 2 часа


Раздел 2. Система жанров древнерусской литературы 11-15 вв.

Репертуар памятников: Состав импортированного корпуса переводных текстов. Священное писание как ядро церковнославянской литературы. Византийское наследие. Гимнография. Богословская литература. Переводная литература Древней Руси. Южнославянское наследие. Библейские и богослужебные тексты. Д.С. Лихачев и понятие «системы жанров». Агиография. Житие Феодосия Печерского. Произведения Борисоглебского цикла. Патерики. Апокрифы. Хроники. Летописи. Начальный летописный свод. Нестор. Повесть временных лет как основа региональных летописных традиций XII-XIV вв. Локальные летописные своды. Ораторская проза. Митрополит Иларион, «Слово о законе и благодати». Сочинения Кирилла Туровского. «Моление Даниила Заточника». Панегирические и дидактические произведения. Воинские повести. «Слово о полку Игореве», его значение. «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Хожения». Естественнонаучная литература.

Количество часов: лекции – 4 часов

семинары – 4 часов


Раздел 3. Второе южнославянское влияние. Его предпосылки и последствия.

Реформы Евфимия Тырновского и их влияние. Межславянские литературные связи XIV-XV вв. Русь в эпоху Куликовской битвы. Произведения «Куликовского цикла»: состав, идейная направленность. Летописные повести о Куликовской битве. «Повесть о Митяе». Митрополит Киприан и его литургическая реформа. Житие митрополита Петра. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. «Плетение словес». Отношение к церковнославянскому как литературному языку в Московской и Юго-Западной Руси. «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера.

Количество часов: лекции – 2 часов

семинары – 2 часов


Раздел 4. Литература Московского царства.

Объединение земель вокруг Москвы и завершение локальных литературных традиций. Новгородская литература XV в.: «Житие Михаила Клопского», «Повесть о Новгородском белом клобуке». Тверская литература: «Слово похвальное инока Фомы», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Флорентийская уния и «Хожение на Флорентийский собор». «Повесть о Меркурии Смоленском».

Эсхатологические ожидания конца XV в. и их отражение в древнерусской литературе. Иосиф Волоцкий, его значение. Кружок архиепископа Геннадия Новгородского. Библейский свод 1499 г. Полемика Иосифлян с заволжскими старцами. Вассиан Патрикеев. Максим Грек – человек Ренессанса в Московском царстве, его деятельность. Книгопечатание. Иван Федоров. Государственная» литература Московского царства: Степенная книга. Московское летописание XVI века. Никоновская и Воскресенская летописи. Лицевой летописный свод. Митрополит Макарий и «Великие Минеии-четьи». Домострой. Стоглавый собор. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским – публицистика XVI столетия.

Количество часов: лекции – 4 часов

семинары – 4 часов
Раздел 5. От Смуты к реформам.

Смутное время и его последствия. Авраамий Палицын и его «Сказание». Русская мифологическая историография: «Повесть о славене и Русе». Время Алексея Михайловича: «Соборное уложение» 1649 г. Киево-Могилянская академия и украинское влияние в культурной жизни Московского государства. Книжная справа. Церковные реформы патриарха Никона. Раскол. Старообрядческая литература. «Житие протопопа Аввакума». «Пустозерская» проза.

Количество часов: лекции – 4 часов

семинары – 4 часов


Раздел 6. Эпоха барокко. Древнерусская литература на пороге 18 столетия.

Появление новых жанров в русской литературе: бытовая повесть, сатира, вирши, «комедия». Зарождение барокко. Беллетристика. Формирование жанра бытовой повести. «Повесть о Фроле Скобееве». «Повесть о Горе-Злочастии». Появление демократической сатиры в литературе второй половины XVII в. Придворный театр Алексея Михайловича. Симеон Полоцкий. Силлабическая поэзия. Направленность сатирических произведений. Переходный характер литературы XVII века от древнерусского периода к литературе XVIII в. Взаимодействие литературы и фольклора. Переводные произведения: «жарты» и фацеции. Лубочная повесть.

Количество часов: лекции – 4 часов

семинары – 4 часов




8 Образовательные технологии

Занятия проводятся в форме интерактивных лекций с использованием самых современных презентаций на платформе  HYPERLINK "http://www.prezi.com" www.prezi.com. Внутри лекций предусмотрены элементы дискуссии и микроопросов («блицы»). Семинарские занятия посвящены чтению и анализу избранных произведений древнерусской литературы. Особое внимание уделяется проблемам перевода и интерпретации текста. Семинары обязательно предполагают групповые дискуссии, дискуссии с преподавателем, сообщения студентов. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля


Тематика домашнего задания для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

Вопросы, выносимые на коллоквиум, соответствуют содержанию разделов.




    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Переводная литература у южных и восточных славян (IX-XII вв.).

  2. Роль библейских текстов в литературе Slavia Orthodoxa.

  3. Древнейшие памятники восточнославянской книжности (XI- начало XII в.)

  4. Типы книжных текстов и формы работы древнерусского книжника.

  5. Переводческая деятельность в домонгольской Руси.

  6. Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси.

  7. Ораторская проза Древней Руси. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

  8. Ораторская проза Древней Руси: произведения Кирилла Туровского.

  9. «Поучение» Владимира Мономаха.

  10. Житие как жанр древнерусской литературы. Житие Феодосия Печерского.

  11. Древнерусская агиография: произведения Борисоглебского цикла.

  12. Киево-Печерский патерик.

  13. Древнерусский Пролог.

  14. Летопись как жанр древнерусской литературы. Региональные летописные традиции ХII-XIVвв.

  15. Повесть временных лет: списки, состав, источники.

  16. Повесть временных лет: гипотезы о происхождении текста.

  17. «Слово о полку Игореве»: история открытия и основная проблематика изучения памятника.

  18. Древнерусская литература и фольклор.

  19. Русская литература периода монголо-татарского нашествия.

  20. «Хожение» как жанр древнерусской литературы.

  21. «Моление Даниила Заточника».

  22. Литературные памятники Куликовского цикла: «Задонщина», «Слово и житии» Дмитрия Донского, «Сказание о Мамаевом побоище».

  23. Второе южнославянское влияние.

  24. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. «Плетение словес».

  25. Новгородская литература XIV-XV вв.

  26. Кружок архиепископа Геннадия Новгородского.

  27. Эсхатологические ожидания конца XV в. и их отражение в древнерусской литературе.

  28. Максим Грек.

  29. Политическая идеология Московской Руси (теория «Москва-третий Рим», «Сказание о великих князьях владимирских»).

  30. Великие Минеи четьи и деятельность митрополита Макария.

  31. Начало книгопечатания на Руси. Деятельность Ивана Федорова.

  32. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

  33. «Смутное время». Его отражение в литературе Древней Руси.

  34. Бытовые повести XVII в.

  35. «Демократическая сатира» XVII в.

  36. Рецепция европейской литературы. Театр Алексея Михайловича.

  37. «Житие протопопа Аввакума».

  38. Старообрядческая литература XVII в.

  39. Русское барокко. Симеон Полоцкий.

10 Порядок формирования оценок по дисциплине


Результирующая оценка по дисциплине «Русская словесность допетровского времени» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38).

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий (знание и понимание разбираемого текста), активность участия в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оцениваются правильность выполнения домашних работ на знание текстов, освещения темы, которую студент готовит для выступления на общей дискуссии по предлагаемым заранее вопросам. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная = k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

где Отекущий = 0,2· Ок/р + 0,2·Ок/р + 0,3·Окол + 0,3·Одз

При этом удельный вес форм контроля распределяется следующим образом:

k1 = 0,4

k2 = 0,3

k3 = 0,3

Способ округления накопленной оценки текущего контроля арифметический.


Оценка за промежуточный контроль в форме зачета (первый этап, первый модуль) выставляется по следующей формуле:

Опромежуточная 1 = 0,7·Отекущая 1 этапа + 0,3·Опромежуточный зачет
Перед итоговым контролем по дисциплине в форме экзамена (второй этап, третий модуль) определяется накопленная оценка за все этапы освоения дисциплины

Онакопленная Итоговая= Опромежуточная 1 + Онакопленная 2 : 2


(где Онакопленная 2 накопленная оценка последнего этапа перед итоговым экзаменом)

Результирующая оценка за дисциплину в целом (выставляется в диплом) рассчитывается следующим образом:


Орезульт итог = q1·Оитог.контроль (экз.) + q2·Онакопленная итоговая


При этом


q1 - 0,3

q2 - 0,7

Способ округления результирующей оценки арифметический.


ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль (экзамен) блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




11.1 Базовый учебник


Кусков В.В. История древнерусской литературы. – Изд. 7-е. – М., 2002.

Гудзий Н.К. История Древней русской литературы. – Изд. 4. – М., 1950.



11.2 Основная литература:



Издания текстов:

Памятники литературы Древней Руси: В 12 т. М., 1978-1994.

Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. СПб., 1997-2006 (вышли т. 1-15).

Повести Древней Руси: XI-XII века. Л., 1983.

Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н.К.Гудзий. М., 2002.
Электронные ресурсы:

Библиотека литературы древней Руси, на сайте Института русской литературы РАН (Пушкинского дома).



  1. Исследования: Дмитриев Л.А. Житийные повести Русского Севера. Л., 1973. История русской литературы XI-XVII веков / Под ред. Д.С.Лихачева. 2-е изд. - М., 1985. Карский Е.Ф. Славянская Кирилловская палеография. Л. 1979. Пиккио Р. История древнерусской литературы. - М., 2002. История русской литературы XI-XVII веков / Под ред. Д.С.Лихачева. 2-е изд. - М., 1985. Соболевский А. И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV-XV вв. / Соболевский А.И. История русского литературного языка. Л., 1980. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI—XIX вв.), Москва, «Гнозис», 1994 Федотов Г.П. Святые Древней Руси (любое издание). 11.3 Дополнительная литература

Карский Е.Ф. Славянская Кирилловская палеография. Л. 1979.

Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973.

Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. (988-1237 г.). – СПб, 1996.

Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М.: Наука, 1988.

Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI-XIII вв.: Очерки литературно-исторической типологии. - М., 1980.

Творогов О.В. Древняя Русь: события и люди. СПб., 1994.

Трубецкой Н.С. Лекции по древнерусской литературе // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. – М., 1995.

Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. М.: Наука, 1981; 2-е изд.

СПб.: Алетейя, 2000.

Флоря Б.Н., Иванов С.А., Турилов А.А. Судьбы славянской письменности после Кирилла и Мефодия (Жития Климента Охридского в культурно-историческом контексте). СПб.: Алетейя, 2000.; 2-е изд., стер. СПб.: Алетейя, 2004 (назв. во 2-м изд.: Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия).



11.4 Справочники, словари, энциклопедии

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI- перая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С.Лихачев. – Л., 1987

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV- XVI в.) Ч.1: А-К. – Л., 1988.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV- XVI в.) Ч.2: Л-Я. – Л., 1989.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.) Ч.1. А-З.– СПб., 1992.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.) Ч.2. И-О.– СПб., 1993.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.) Ч.3. П-С.– СПб., 1998.

Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 1-3. (любое издание).

Словарь русского языка XI-XVII вв. М. 1973-… Вып. 1-29.

Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5-ти т. – СПб., 1995.


11.5 Дистанционная поддержка дисциплины

Дистанционная поддержка курса осуществляется через систему LMS, где в курсе  HYPERLINK "http://lms.hse.ru/professor.php?lessons_ID=20642" Русская литература XVIII-XIX веков в кросс-культурной перспективе 2012 уч. год М 1 курс (код 20642) изложены цели, задачи дисциплины, отражены темы семинарских занятий, частично выложены доступные источники (тексты и исследования) для самостоятельной работы студентов и подготовки к семинарам.


12 Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения занятий по дисциплине используется проекционный экран и проектор, раздаточные материалы.