Об одном подходе к построению искусственного интеллекта - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Об одном подходе к построению искусственного интеллекта - страница №1/1

УДК 004. 8. 53
Об одном подходе к построению искусственного интеллекта
Махмудов А.
Научный сотрудник Института математики и информационных технологий АН РУз

Для построения систем искусственного интеллекта предлагается концептуальная структурная модель в виде пяти, четырех и трехэлементных ориентированных знаковых графов. Систему предлагается строить как четырехэлементную структуру теории познания Платона в виде четырех блоков: блока «Рассудок» - базы знаний, Блока «Мышление» - логического и вычислительного комплекса, блока «Вера» - исходных данных, блока «Подобие» -базы данных.


Как известно, одним из основных компонентов интеллектуальных систем является формализация представления знаний. Как правило, это логические модели, описывающие знание как формулы в некотором логическом исчислении, семантические сети, фреймы и продукционные системы.

Предлагается несколько иной подход к построению интеллектуальных систем, и в частности, баз знаний и баз данных, подход основанный на теории познания Платона.

Платон дает следующую классификацию видов знания: интеллектуальные и чувственные знания. Каждая из этих видов знания , в свою очередь, делятся на два вида. Интеллектуальное знание делится на мышление и рассудок.

Под мышлением понимается деятельность одного лишь ума, свободного от примеси чувственности. Находясь в этой сфере, познающий пользуется умом ради него же. Под рассудком понимается вид интеллектуального знания, при котором познающий также пользуется умом, но уже не ради самого ума и его созерцаний, а для того, чтобы с

помощью ума понимать чувственные вещи или образы. Это познавательная деятельность созерцания мыслимого и сущего рассудком, а не ощущениями.

Чувственное знание делится на две области: веру и подобие. Посредством веры воспринимаются вещи в качестве существующих. Подобие - вид представления знаний и интеллектуальное действование с чувственными образами вещей. Подобие - некое мыслительное построение основывающееся на вере.

Теория познания Платона построена так, что просматривается ее связь с учением четырех корней всех вещей ( земли, воды, воздуха и огня), восходящим к Эмпидоклу и далее к верованиям орфиков. Данное учение было принято и усовершенствовано Аристотелем и в дальнейшем развито в учение о пяти элементах.

Все это можно было бы считать просто прошлым этапом в развитии цивилизации, не имеющим отношения к современной науке. Однако, вся медицина Авиценны базируется на учении о четырех элементах Аристотеля, иглорефлексотерапия в Восточной медицине базируется на теории пяти элементов ( теория У-син). Причем, в теории У-син Восточной медицины строго определены в пятиэлементной схеме деструктивные и созидающие связи, воздействие одного элемента на другой имеет определенную ориентацию. Структурно пятиэлементную схему в теории У-син можно рассматривать как ориентированный знаковый пятиэлементный граф, вершины которого имеют просто исторические названия: «огонь», «земля», «металл», «вода», «дерево». Можно показать, что базируясь на четырех и пятиэлементных ориентированных знаковых графах построить базу данных по степеням и ступеням горячности, холодности, влажности и сухости лекарственных трав по Авиценне.

Далее, например, знания о прямоугольном треугольнике укладываются в четырехэлементный граф и его трехэлементный подграф, если под созидающей связью в графе понимать увеличение стороны или угла, а под деструктивной- уменьшение стороны или угла. К примеру, теореме Пифагора соответствует трехэлементный граф, в одной из вершин которого «элемент» -квадрат гипотенузы, а в двух других вершинах - квадраты катетов. Нетрудно видеть, что вершина «квадрат гипотенузы» имеет созидающие связи с двумя другими, а те между собой деструктивную связь. Можно привести множество других примеров структурирования таким образом знаний о предметах, явлениях.

Следовательно, можно поставить вопрос о создании концептуальной модели (схемы) структурирования в компьютерных системах. Положительное решение данного вопроса позволит говорить об интеллектуальных компьютерных системах.

Принимая к интеллектуальным системам в некотором смысле антропоморфизм и полагая, что элемент «Рассудок» - интенсиональная база знаний, основанная на комплексе графовых структур, «Мышление» - логический и вычислительный комплекс, «Вера» - атомарные данные, «Подобие» - конкретные данные ( база данных) вложенные в структуры из блока «Рассудок», можно говорить о системе компьютерного искусственного интеллекта. В этом случае, при введении в компьютер некоторых исходных данных , система обратится в блок «Подобие» для отыскания данных, соответствующих исходным. Если такие данные есть, то в блок «Рассудок» система перенесет весь комплекс структур касающихся исходных данных. В этом случае блок «Рассудок» выразит свое «понимание» предметной области ввиду полноты структурных схем и передаст команду для включения блока «Мышление» , который произведет требуемые логические операции или вычисления. Затем блок «Вера» выдаст пользователю результат. Если же таких данных в блоке «Подобие» не окажется, то все равно подключается блок «Рассудок», который будет заполнять свои структуры посредством блоков «Мышление» и «Вера», требуя дополнительные данные, конкретизируя для нового структурного комплекса понятие деструктивных и созидающих связей. Когда новый структурный комплекс по мнению разработчика и системы будет сформирован, он будет отправлен в блок «Подобие» для хранения. Таким образом можно будет создать программный продукт с некоторым подобием интеллектуального действия.



На наш взгляд данный подход вполне реализуем для древних медицинских систем, создания систем «осмысливаемого» компьютером перевода с одного языка на другой, систем общения ЭВМ с пользователем.


izumzum.ru