Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции экспорта российских образовательных услуг - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инвестиционный паспорт 5 1477.2kb.
Нормативно-правовое обеспечение государственной (итоговой) аттестации... 1 22.43kb.
Рынок образовательных услуг 1 Характеристика рынка образовательных... 2 663.77kb.
Об исполнении мероприятий по реализации Концепции снижения административных... 1 88.21kb.
1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности 3 1099.17kb.
Часов на заседании диссертационного совета д 311. 003. 02 при фгбоу... 1 309.21kb.
Электронное обеспечение учебного процесса в музыкальном вузе: к вопросу... 1 65.41kb.
Письмо монмс украины от 23. 05. 2012 №1/9-399) Всеукраїнська акція... 1 292.7kb.
Организационно правовое обеспечение деятельности образовательного... 13 2733.14kb.
Сокращения: моу сош- муниципальные образовательные Средне-образовательные... 1 184.95kb.
Правила дополнительногоотбор а российских образовательных учреждений... 1 377.77kb.
Кружок работал в течении 2011 года, занятия проходили 2 раза в неделю... 1 35.82kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции экспорта российских образовательных - страница №1/1

Краснова Г.А.

Проректор по международной инновационной деятельности Российский университет дружбы народов

Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции экспорта российских образовательных услуг

Экспорт образования российской системой высшего профессионального образования (ВПО) в основном осуществляется в следующих формах:

- обучение иностранных граждан на территории РФ;

- создание филиалов российских вузов на территории иностранного государства;

- учреждение совместных российско-национальных высших учебных заведений двойного ведения;

- реализация совместных образовательных программ.

Регламентация осуществления данных форм экспорта образования осуществляется на основании совокупности нормативно-правовых актов, включающих в себя международные договоры Российской Федерации, Конституцию РФ, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти), регулирующие отношения, возникающие в процессе экспорта российских образовательных услуг.

Основу правового регулирования экспорта российских образовательных услуг определяют Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О высшем послевузовском профессиональном образовании», и разработанное в соответствии с ними разработано «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», регулирующее деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Учитывая многообразие отношений, возникающих в процессе экспорта образования, наиболее приемлемым способом обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении круга задач по развитию экспорта российских образовательных услуг на национальном уровне является создание Правительственной комиссии по экспорту российских образовательных услуг.

Необходимо отметить, что порядок создания координационных органов при правительстве определяется Разделом V «Правительственные и межведомственные координационные и совещательные органы» Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 30.04.2009) "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (прилагается), который устанавливает, что координационные органы (комиссии) имеют статус либо правительственной комиссии, которые образуются в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами и поручениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства и возглавляются как правило Заместителем председателя Правительства, либо межведомственной комиссии, которые образуются для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального значения и возглавляется как правило федеральным министром.

В любом случае, решения, принимаемые координационными органами в соответствии с их компетенцией, являются обязательными для всех представленных в них органов исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами или актами Правительства.

В состав Правительственной комиссии в соответствии с предложенной Концепцией экспорта российских образовательных услуг должны войти представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального Агентства по образованию Российской Федерации, Федеральной Службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Россотрудничества, других заинтересованных ведомств, региональных органов власти. Правительственная комиссия осуществляет формирование политики, утверждает Стратегию экспорта образовательных услуг, рассматривает Федеральную целевую программу (план) ее реализации и отчеты по итогам исполнения Программы (плана), осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере содействия экспорту образовательных услуг.


проект

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ
ЭКСПОРТА РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

1. Правительственная комиссия по вопросам развития экспорта российских образовательных услуг (далее - Комиссия) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и образовательных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области экспорта российских образовательных услуг, создания условий для его устойчивого развития и функционирования1.

2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Комиссии являются:

а) обеспечение проведения комплексного анализа состояния экспорта образования, в том числе деятельности органов исполнительной власти и организаций в сфере развития кадровой, методической и материальной (инфраструктурной) основ экспорта, выявление основных ограничений его развития;

б) координация действий органов исполнительной власти по разработке и реализации приоритетных направлений государственной политики по развитию экспорта образовательных услуг в инновационных формах;

в) разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере экспорта российских образовательных услуг;

г) разработка механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти, образовательных и общественных организаций в сфере экспорта образования;

4. Комиссия имеет право:

а) заслушивать на своих заседаниях членов Комиссии, а также не входящих в ее состав представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и иных организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;

б) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных и иных организаций материалы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;

в) привлекать в установленном порядке для участия в работе Комиссии представителей научных, образовательных, общественных и иных организаций;

г) создавать в установленном порядке рабочие группы для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Комиссии;

д) рассматривать планы мероприятий по развитию экспорта российских образовательных услуг.

5. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.

6. Председателем Комиссии является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Комиссии руководит деятельностью Комиссии и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач. Председатель Комиссии имеет одного заместителя.

7. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, утверждаемым председателем Комиссии.

8. Заседания Комиссии проводятся не реже 1 раза в квартал. Внеочередные заседания Комиссии проводятся по решению председателя Комиссии.

Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии или по его поручению заместитель председателя Комиссии.

9. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины ее членов.

Члены Комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены. В случае отсутствия члена Комиссии на заседании он имеет право заблаговременно представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.

На заседания Комиссии могут приглашаться представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также образовательных и иных организаций.

10. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.

При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.

Решения, принимаемые на заседаниях Комиссии, оформляются протоколами, которые подписывает председательствующий на заседании.

11. Решения Комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех органов исполнительной власти Российской Федерации.

12. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии, включая подготовку проектов документов Комиссии и справочных материалов, осуществляется Аппаратом Правительства РФ.



Предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей участие РФ в Содружестве Независимых Государств (СНГ), Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)

В настоящий момент в состав Содружества Независимых Государств входят одиннадцать государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан.

Из них членами Евразийского экономического сообщества являются - Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан (6 стран из состава СНГ).

В свою очередь Шанхайская организация сотрудничества объединяет Российскую Федерацию, Китайскую Народную Республику, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Таджикистан и Республику Узбекистан (5 стран из состава СНГ и ЕврАзЭСа).

Необходимо отметить, что к Болонскому процессу присоединились 5 стран из Содружества Независимых Государств (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина). В связи с чем все они находятся в процессе интеграции в европейское образовательное пространство, и, безусловно, все эти страны находятся на разных этапах развития и с разной скоростью и успешностью реализуют мероприятия в рамках Болонского процесса, что несомненно находит отражение в национальных системах законодательств указанных стран, и в определенной мере способствует их интеграции и в единое образовательное пространство СНГ.

Также необходимо отметить, что Советом по сотрудничеству в области образования государств – участников Содружества Независимых Государств подписан Протокол о координации работ с Советом по образованию при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества.

Весной 2005 года Секретариатом ШОС заключены Меморандум о взаимопонимании с секретариатом СНГ2.

8 мая 2006 года в г. Пекине был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества и Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества.


На основании проведенного анализа нормативно-правовой базы сотрудничества в сфере образования таких объединений как СНГ, ЕврАзЭС, ШОС очевиден следующий вывод:

- в настоящее время самая проработанная база международного образовательного сотрудничества наличествует в СНГ, при этом она в большей части имеет декларативный характер, что обусловлено тем фактом, что при разработке и особенно согласовании этих документов стороны чаще всего устраняют из проекта Соглашения все пункты, требующие существенной коррекции подходов и правовых актов, уже принятых в государстве. Таким образом, многие действующие Соглашения являются не более чем декларативными документами, сохраняющими национальный произвол при применении правовых норм, путем использования следующих формул "на основе национального законодательства государства", "в установленном в государстве порядке", «в соответствии с национальным законодательством» и т.п.,

- действующая нормативно-правовая база в сфере образования в основном базируется на двухсторонних соглашениях и опирается на национальное законодательство,

- нормативно-правовая база ЕврАзЭС реально действующая, в частности в соответствии с Соглашением о предоставлении равных прав гражданам государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 27, ст. 3364) осуществляется прием иностранных граждан для обучения за счет средств соответствующего бюджета в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования РФ.

Приказом Министерства образования и науки РФ №179 от 26.05.2009г. утвержден Порядок приема иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год.

В соответствии с этим порядком прием иностранных граждан из вышеуказанной категории в образовательные учреждения для получения образования за счет средств соответствующего бюджета осуществляется на конкурсной основе, в те же сроки, что и для российских абитуриентов.

Вступительные испытания для иностранных граждан указанной категории определяются образовательным учреждением в соответствии с пунктом 40 Порядка приема в высшие учебные заведения и проводятся в форме, устанавливаемой образовательным учреждением самостоятельно. П.40 гласит, что перечень вступительных испытаний в вуз утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 365 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2008 г., регистрационный N 12898) (Перечень вступительных испытаний). Вуз имеет право устанавливать не менее трех вступительных испытаний из Перечня вступительных испытаний. При этом вступительное испытание по русскому языку и профильному общеобразовательному предмету являются обязательными.

Если же иностранными гражданами указанной категории представлены результаты ЕГЭ по общеобразовательным предметам, включенным образовательным учреждением в перечень вступительных испытаний на соответствующее направление подготовки или специальность, образовательное учреждение учитывает результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний по таким общеобразовательным предметам.

В результате получаем определенную коллизию: в соответствии с указанным Соглашением Стороны обязуются предоставлять равные права гражданам государств-участников Соглашения для поступления в государственные учебные заведения Сторон на основе взаимно признаваемых эквивалентными документов государственного образца, в этом же Порядке указанные права нарушаются:

- в отличии от российских абитуриентов указанной категории иностранных абитуриентов предоставлен выбор: сдача ЕГЭ либо сдача вступительных испытаний в форме, утвержденной вузом. При этом большая часть абитуриентов прошла уже свой национальный единый экзамен (в Республике Беларусь - централизованное тестирование, в Республике Казахстан - единое национальное тестирование (ЕНТ) или комплексное тестирование, проводимого по технологиям, разработанным Национальным центром тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан, общереспубликанское тестирование в Кыргызской Республике и др.).

В итого абитуриенты обязаны пройти либо два тестирования, либо тестирование и вступительные экзамены по форме, установленной высшими учебными заведениями, что ущемляет их права.

В связи с чем Министерству образования и науки Российской Федерации необходимо - выработать и утвердить шкалу соответствия/перевода результатов российского ЕГЭ результатам национальных тестирований членов ЕврАзЭС, что в свою очередь привлечет дополнительный поток абитуриентов из стран указанного объединения в российские высшие учебные заведения.


Но в первую очередь в рамках популяризации Содружества Независимых Государств РФ необходимо вынести на обсуждение в СНГ создание системы международных стипендий Содружества для обучения в вузах государств-участников СНГ либо в иных зарубежных вузах, использовав имеющийся опыт стран Содружества и европейских программ.
В соответствии со ст.12. Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях взаимно признаются без легализации дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении ученой степени и ученого звания.

Однако по сути вопроса все довольно не так однозначно: Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях распространяется на документы государственного образца об образовании, ученых степенях и званиях, выдаваемые на территориях государств Сторон, а также на документы государственного образца, выдаваемые учреждениями образования одной из государств Сторон, расположенными на территориях других государств.

При этом следует отметить, что если речь идет о документах государственного образца об общем образовании, то указанное Соглашение согласуется с Порядком признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании (приказ Министерства образования и науки №128 от 14 апреля 2009 года), которое гласит, что документы об образовании, которые признаются эквивалентными в Российской Федерации документам государственного образца об общем образовании в соответствии с международными договорами о взаимном признании и эквивалентности, в целях обеспечения их обладателям возможности продолжения обучения принимаются образовательными учреждениями без прохождения процедуры признания.

В соответствии с Соглашением документы же о высшем образовании признаются Сторонами при продолжении высшего образования на территориях государств Сторон, если учреждения образования, которые выдали их, отвечают критериям, установленным органом по взаимному признанию документов об образовании.

При этом также необходимо отметить, что указанное Соглашение требует определенной доработки и внесения изменений: так, например, в РК магистратура относится к послевузовскому образованию, бакалавриат к программам высшего образования и уже не существует специалитета, в докторантуре же осуществляется подготовка докторов философии (PhD) и докторов по профилю на базе профессиональных учебных программ магистратуры.

В Российской Федерации в соответствии с Порядком приема иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год для обучения по программам магистратуры принимаются иностранные граждане, имеющие документ иностранного государства об образовании, признаваемый эквивалентным в Российской Федерации диплому бакалавра или диплому специалиста. В этом случае при подаче заявления (на русском языке) о приеме в образовательное учреждение иностранный гражданин в обязательном порядке представляет оригиналы легализованных в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему (если последнее предусмотрено законодательством государства, в котором выдан такой документ об образовании).

Также в соответствии с Порядком признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании если представлен документ об образовании, подпадающий под действие международного договора о взаимном признании и эквивалентности, то он обязан пройти процедуру признания, включающую в себя проверку соответствия представленного документа об образовании документам, указанным в соответствующем международном договоре о взаимном признании и эквивалентности.

Очевидно, что Министерству образования и науки нужно разработать и утвердить приказ, содержащий формы государственных документов о высшем профессиональном образовании членов ЕврАзЭС, позволяющий самим высшим учебным заведениям принимать указанные документы без прохождения процедуры признания, что явится определенным инструментом по привлечению потока иностранных студентов для продолжения образования в российских вузах и придаст особый вес указанному Соглашению, а также послужит своеобразным рекламным мероприятием в пропаганде российского образования и сократит бюрократические проволочки на пути международного сотрудничества.

При этом также необходимо отметить, что требуется принятие и выработка определенного документа в отношении дипломов кандидатов наук и докторов наук, аттестатов доцентов и профессоров, которые в соответствии с Соглашением о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях признаются Сторонами эквивалентными только в порядке, предусмотренном двусторонними Соглашениями, а в соответствии с Соглашением о механизме взаимного признания и установления эквивалентности документов об учебных степенях в государствах-членах Евразийского экономического сообщества признаются эквивалентными в порядке, установленном законодательством государств-членов Сообщества (так доктор наук РФ признается в РБ на уровне кандидата – это нонсенс).

В рамках ЕврАзЭС не существует официального соглашения о признании документов об образовании в сфере дополнительного профессионального образования. В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в соответствии с которым Стороны его подписавшие только принимают меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также контролю качества образовательной деятельности по признанию документов государственного образца о профессиональной переподготовке специалистов, выдаваемых аккредитованными образовательными учреждениями Сторон по указанным формам (ст.2-3). В свою очередь в рамках ШОС также не существует многосторонних соглашений в области признания и эквивалентности любых видов документов об образовании.

В свою очередь и внутренними нормативно-правовыми актами РФ не прописана даже возможность/невозможность процедуры признания и эквивалентности документов иностранных государств в области дополнительного профессионального образования: при этом среди выдаваемых в РФ документов об образовании в этой сфере наличествует не только удостоверение о краткосрочном повышении квалификации и свидетельство о повышении квалификации, но и диплом о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности, и диплом о дополнительном (к высшему) образованию. В рамках поддержки наших соотечественников за рубежом, а также иностранных выпускников российских (советских) вузов, их адаптации к непрерывно изменяющемуся миру, их поддержки в плане обучения в течение всей жизни РФ необходимо выйти с соответствующими предложениями о признании документов дополнительного профессионального образования в государствах СНГ и ЕврАзЭС.


Остановимся также на Соглашение о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, которое во многом перекликается с Соглашением о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. Очевидно, что указанным Соглашениям также требуется определенная доработка: так только в РФ приняты новые типовые положения о филиале, о высшем профессиональном учебном заведении, о лицензировании и аккредитации вузов и т.д.

При этом как уже отмечалось выше до настоящего момента в РФ не существует реально действующих нормативно-правовых актов в части создания структурных подразделений вузов за рубежом, в связи с чем необходимо:

- внести изменения и дополнения в письмо Министерства образования РФ №55-33-326 от 17.12.1999г. «О процедуре подготовки предложений по созданию филиалов вузов за рубежом и в письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.11.2000г. №24-52-286/10 “О процедуре лицензирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999г.”;

- разработать и утвердить проект Соглашения о создании филиала;

- разработать и утвердить проект типового положения о филиале высшего учебного заведения за рубежом.
Выше уже неоднократно отмечалось несоответствие внутреннего законодательства РФ и международных Соглашений, в связи с чем РФ необходимо провести аудит действующих Соглашений в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ШОС на соответствие национальному образовательному законодательству и выйти с соответствующей инициативой в установленные органы указанных организаций в целях единства процесса гармонизации ("вертикальной" (внутригосударственной)) законодательства РФ с "горизонтальной" (межгосударственной) гармонизацией правовых и нормативных актов.

В свою очередь основными принципами гармонизации нормативно-правовых актов государств различных региональных объединений должны быть:



  • приоритет интересов обучающихся граждан государств-участников того или иного объединения в получении качественного доступного образования любого уровня, результаты которого будут иметь для них практическую полезность;

  • приоритет учета национальных интересов государства того или иного объединения, безусловный паритет интересов и взаимная выгода государств от установления отношений в сфере образования;

  • следование международным договоренностям и соглашениям, в частности взаимной заинтересованности в формировании единого (общего) образовательного пространства СНГ;

  • системность в гармонизации правовых и нормативных актов;

  • расширение академических свобод и общественного регулирования образованием;

  • следование международным стандартам и тенденциям.

При этом необходимо подчеркнуть, что основными законами в образовательной сфере «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (включая и страны Содружества) закреплен приоритет международного договора над действующим законодательством государства-участника СНГ/ ЕврАзЭС, но как мы видим часто это не находит своего реального воплощения в действительности, а часто даже в текстах самих международных соглашений фиксируется, что то или иное положение выполняется, если оно не противоречит национальному законодательству той или иной страны.


1 Правительственные и межведомственные (по убыванию в зависимости от важности и сферы регулируемых отношений соответственно) комиссии и советы (координационные и совещательные) создаются в соответствии с Регламентом Правительства РФ (Раздел V.), действуют на основании положения.

2 http://www.easttime.ru/reganalitic/1/52.html