Непритворная профессия - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Непритворная профессия - страница №1/1

Непритворная профессия
Эстрадные исполнители могут петь под фонограмму. Актёры способны играть не в полную силу и импровизировать, если нужные фразы вдруг забылись. И только циркачи выступают в высшей степени чётко, открыто и искренне выкладываясь «на все сто». Неправильно делать попросту нельзя… «Сальто-мортале под фонограмму не покажешь! Не будешь стараться – сломаешь шею. Цирковой артист – непритворная профессия, - убеждена Валентина Михайловна Савина, директор Московского государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша). – Цирк – самый настоящий вид искусства. Его уникальность в том, что здесь невозможно сфальшивить».
***

Россия – чемпион мира по количеству стационарных цирков. Так получилось во многом благодаря Брежневу: как-никак его дочь вышла замуж за циркового артиста… А в большинстве стран популярностью пользуется цирк-шапито, труппа которого ездит туда-сюда и не имеет «определённого места жительства». Более того – ни в каком другом государстве нет циркового училища с настоящим манежем. А у нас есть, и какое! 78 лет назад знаменитый Владимир Дуров, представитель цирковой секции театрального общества, заговорил о необходимости профессионального образования в цирке, о том, что циркового артиста должны воспринимать не как бродягу-балаганщика и кочующего цыгана, а как разносторонне развитую личность. В старинном здании, где раньше находились конюшни купца Расторгуева, открылись трёхгодичные курсы циркового искусства. Они переросли в цирковой техникум, потом – в училище, которое к шестидесятилетнему юбилею получило имя Карандаша. Именно Карандаш, выпускник этого учебного заведения, вынес советскую клоунаду на мировой уровень и даже стал героем Социалистического труда, что необычно для циркача. Кроме того, среди знаменитых выпускников Московского государственного училища циркового и эстрадного искусства – Леонид Енгибаров, Олег Попов, Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Наталья Варлей, Елена Камбурова, Жанна Бичевская, Илья Олейников, Сергей Минаев, Александр Песков…

- Мы – единственное учебное заведение, где руководители не могут сказать, кто у них будет учиться! – улыбается директор училища Валентина Михайловна Савина. В её кабинете – ярко и празднично, потому что отовсюду добрыми глазами смотрят фигурки клоунов. Выпускники постоянно пополняют жизнерадостную коллекцию…

- И сказать, кого именно выпустим, мы не можем! Мы знаем точно, сколько у нас будет акробатов, сколько жонглёров, сколько эквилибристов… Мы выбираем талантливых, перспективных, - поясняет директор училища имени Карандаша. - На первом курсе они изучают все жанры одинаково. Иногда получается так: абитуриент пришёл с одним, а в процессе обучения у него выявляются другие способности, - и тогда он меняет направление. В этом – специфика циркового образования. В этом году наши преподаватели шутливо говорят: «У нас большой урожай на воздух!», - потому что много желающих научиться летать под куполом цирка…



- Валентина Михайловна, какие они – желающие поступить?

- Чаще всего это или дети из цирковых семей, или юные спортсмены, или участники детских творческих коллективов. Готовые много времени проводить в манеже. Главное отличие от профессионального спорта – здесь те же самые элементы акробатики и тому подобное, но ребята делают всё это пластичнее, двигаются «в образе». Нужно ещё и актёрское мастерство! К нам не приходят неподготовленные, случайные люди. Мы выбираем лучших из лучших. Цирковыми артистами рождаются, но родившегося циркачом необходимо воспитать и научить особому мастерству, которое больше нигде не преподают.



- Для нас, зрителей, цирк – это праздник детства. А для вас, профессионалов?

- Это тоже праздник. Пожизненный. Но, естественно, это и работа, связанная с большой ответственностью. Надо справляться с большими задачами, для того чтобы создать праздник.

***

Да, праздник… На окнах училища – разноцветные шары. Закончился учебный год, и студенты дают представления, самое главное из которых – отчётный концерт.



Здесь часто бывают гости. В конце мая в Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства приезжал основатель и владелец австралийской продюсерской компании Эндрю Гилд, который в ходе дружеской встречи сказал: «Очень хорошо. Русский цирк не умер!».

У входа в здание бывших расторгуевских конюшен висит плакат; на нём указано, что возраст поступающих в училище должен быть от 15 лет до 21 года и что почти 4 года им предстоит заниматься акробатикой, жонглированием, гимнастикой, эквилибристикой, ковёрной и буффонадной клоунадой, музыкальной эксцентрикой, оригинальными жанрами… Кстати, об оригинальностях жанров. В училище преподают как цирковое, так и эстрадное искусство. Последнее некоторые ошибочно представляют себе как исполнение популярных песенок на российской эстраде. И ошибаются: в данном случае эстрадное отделение, открытое в 1961 году, готовит артистов, показывающих оригинальные номера. То есть, по словам Валентины Михайловны Савиной, «демонстрирующих то, чего нигде нет, инсценирующих что-то с чем-то». Это может быть сочетание куплетов и степа, фокусы, необычное катание на моноцикле или роликах – и так далее… «Каждый раз – по-разному, - отмечает директор. – Всё определяется в процессе учёбы».

Каждый год на цирковое отделение набирают 40 человек, на эстрадное – 6. Здесь примерно одинаковое количество юношей и девушек. 70% поступающих – девятиклассники. Большинство - иногородние. Едут из самых отдалённых уголков нашей родины – из Якутии, Ямало-Ненецкого округа, Тывы. Едут из Белоруссии и Казахстана. Заселяются в общежитие.

Конкурс – в среднем 7 человек на место. В течение трёх творческих туров комиссия проверяет музыкальный слух и физическую подготовку абитуриентов. Обращают внимание на строение их тел. Ребята приносят в училище даже снимки позвоночника, грудной клетки и т.п. Цирковой артист должен быть абсолютно здоровым! Позже молодёжь проходит повторную проверку в местном диспансере. Разумеется, смотрят и на творческие способности, спрашивают: «Кем хочешь быть?». И уже потом – диктант и устный экзамен по русскому языку и литературе (для тех, кто окончил 9 классов) или сочинение (для одиннадцатиклассников).

А результат – диплом государственного образца с присвоением квалификации «артист цирка» и гарантированное трудоустройство. На 4 курсе у ребят начинается учебная практика. Работу находят все! Ещё будучи учащимися, становятся известными не только в России: так, к примеру, студенты Московского государственного училища циркового и эстрадного искусства имени Карандаша участвуют в международных проектах Полунина.

Тем не менее, приблизительно 10% выпускников этого среднего профессионального учебного заведения продолжают получать образование в вузах. Их с удовольствием принимают театральные институты: выпускники училища имени Карандаша, по словам директора Валентины Михайловны Савиной, - «актёрски и физически подготовлены».


И всё-таки главная гордость этого училища – клоуны!
Светлана Свининникова