Название работы: Проект по изобразительной деятельности «Народная игрушка из Дымково» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Музыкальный подарок юбилею «Ладьи» Весенним разноцветьем встретила... 1 66.85kb.
Проект: «Волшебница вода» (опытно-экспериментальная деятельность... 1 63.93kb.
Рекомендации родителем для посещения с детьми старшего дошкольного... 1 14.8kb.
Приоритетное направление доу: Художественно эстетическое воспитание... 1 436.24kb.
Цель программы формирование у детей раннего и дошкольного возраста... 1 68.23kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14... 1 96kb.
Н. В. Сердюк воспитатель мбдоу д/с №19 Конспект 1 62.93kb.
Программа направлена на формирование духовной культуры средствами... 1 211.03kb.
Проект опытно–экспериментальной деятельности 1 34.28kb.
Дизайн-проект Мини-музей «Народная кукла» 1 44.6kb.
«исполин русской литературы» 1 59.16kb.
Настоящий Кодекс направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья... 1 84.1kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Название работы: Проект по изобразительной деятельности «Народная игрушка из Дымково» - страница №1/4

Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества

(2013/14 учебный год)



Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии:

дошкольное образование.


Название работы: Проект по изобразительной деятельности «Народная игрушка из Дымково»


Автор: Дырдова Наталья Владимировна, воспитатель.

Место выполнения работы: Свердловская область, г. Красноуральск, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей.



Проект

по изобразительной деятельности

«Народная игрушка из Дымково»


Автор: Дырдова Наталья Владимировна.

Оглавление


  1. Введение

  • Актуальность выбранной темы

  • Проблема (идея)

  • Цель проекта

  • Задачи, поставленные для реализации проекта

  • Вид проект

  1. Этапы проекта и ожидаемые результаты

  • I этап –подготовительный

  • II этап – исследовательский

  • III этап – практический

  • IV этап – итоговый

  1. Выводы

  2. Рефлексия проектной деятельности

  3. Информационно-методическое обеспечение

  4. Приложение


Актуальность проекта:

Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы мы хотели узнать об этом? Зачем нам это нужно? Чему мы хотели научиться? Выполняя проект, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.
Проблема проекта

«Игрушка, в которую никто не играет…»

Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.

Цель проекта:

Познакомить детей с народным промыслом «Дымковская игрушка».Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников, воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства.



Задачи проекта:

  1. Изучить истоки дымковской игрушки.

  2. Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму.

  3. Научить превращать глину, пластилин в дымковскую игрушку.

  4. Развивать художественный вкус, учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности.

  5. Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа.

  6. Создать коллекцию дымковских игрушек, оформить выставку


Вид проекта:

творческий, краткосрочный - 2 месяца



Формы работы:
Занятия, беседы, познавательные рассказы воспитателя:
" Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров.
" Беседа о "дымке".
" Раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
" Изображение основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения.
" Беседа с детьми "Из чего делают дымковские игрушки".
" Занятие "Знакомство с дымковской игрушкой".
" Занятие "Волшебные лошадки".


" Занятие "Росписи".
" Занятие "Барышня-водоноска".
" Занятие "Чудо-олени".


" Занятие "Сказочный баран".
" Занятие Козлик" (итоговое занятие).
" Чтение и заучивание стихотворений о дымковских игрушках.

Взаимодействие с родителями


" Доклад "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"
" Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"
" Консультация для родителей "Народные игры
в семье"
" Доклад "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспита
ние детей дошкольного возраста"



Деятельность педагога
" Подбор литературы о народном промысле "дымка", иллюстраций и поделок (дымковских изделий).
" Оформление
изостудии (на протяжении проекта)
" Изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек


Этапы проекта

I этап –подготовительный

Подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия

Создание презентации «Дымковская игрушка»

II этап –исследовательский


  • Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.

  • Изучить историю дымковской игрушки, проследить её развитие.

  • Изучить узоры при росписи игрушки.

Ожидаемые результаты:

У дошкольников будут развиваться творческие способности, историческая и культурная память. Этап способствует расширению и уточнению знаний обучающихся о народных промыслах



III этап – практический



  • Применить знания об узорах при росписи игрушки; продумать свой узор.

  • Нарисовать эскизы игрушек: козлик, баран, барыня.

  • Изготовить (слепить) и расписать дымковскую игрушку.

Ожидаемые результаты:

Научить детей рисовать и лепить игрушку по мотивам дымковской, использовать в работе знания об узорах,умение составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки.


IV этап – итоговый

  • Обобщение результатов работы

  • Выступление детей перед родителями и педагогами «Что мы узнали о дымковской игрушке».

  • Оформить выставку рисунков и поделок «Народная игрушка из Дымково».

Ожидаемые результаты:

Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи,. Доказать, что в наше время игрушка, сделанная своими руками может принести радость и быть полезной.


Выводы:

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки

Данный проект получился ярким, познавательным, практическим и результативным. Все дети активно участвовали в проекте. Были прочитаны стихи о дымковской игрушке, изучали историю игрушки,технику росписи дымковской игрушки, развивались навыки работы с глиной, красками, готовили сообщение. Дети пополнили свой словарный запас новыми словами (гончар, ярмарка, поселенье и другие).

Считаю, что проект достиг цели, заинтересовал детей. Игрушки выполненные детьми доставили им чувство радости, удовлетворения, восхищения.



Рефлексия проектной деятельности

1. Оценивание качества результатов

Данная проектная деятельность максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность. Дети создавали прекрасные игрушки, обращаясь к истокам народного творчества, в которых, наряду с точным использованием техники выполнения поделки, дети постарались передать свой внутренний мир, внести своё я, создать свой орнамент в росписи игрушки.

Дымковская игрушка, первоначально предназначавшаяся для игры, для забавы, для сердечного восхищения, несёт детям радость познания и коллективного труда, приобщает к народному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс, После выполнения индивидуальных игрушек возникает радостное восхищенное чувство сопричастности с историей родины, чувство удовлетворения от проделанной работы.

2. Приобретенны рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.

При создании народной игрушки, у детей формируются такие качества, как умение планировать свою работу. Дети учатся общаться между собой, выслушивать мнение другого, совместно выбирать орнамент для росписи игрушки, активно проявилось умение самостоятельно работать. Раскрылись творческие и организаторские способности, совершенствовались навыки оценочной деятельности готовых изделий.



После завершения проекта дошкольники приобрели следующие умения:

  • личностные: работа в группе, коммуникабельность, взаимопомощь, коллективизм;

  • умение делать выводы; развитие речи, мышления, познавательные компетенции;

  • знания о декоративно-прикладном творчестве России.



Информационно-методическое обеспечение


  • Сайты: http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm http://dimkovo.ru/

  • Каталоги (например: 15 мастериц дымковской игрушки)

  • Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007

  • Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010

  • Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции под ред. М. А. Некрасовой. Вологда, 2008.

  • Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010

  • Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.
Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.- М.: 
Ц Г Л,2005.
Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие.- М.: Айрис-пресс, 2008.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова – Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
Слепцова И. С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества, 1995.
Березовая карусель: Русские народные детские игры ихороводы. – М.: Дет.лит., 1980г.
Бердникова Н.В. Веселая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2005.
«Навстречу друг другу»: Психолого – педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ. СПб.: ЛОИРО, 200.
Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.21век», 2007.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.
Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001.


Приложение № 1 Истоки дымковской игрушки
Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник!

А известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна.


Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки.

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре.

Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Приложение № 2 Технология изготовления игрушки


  • Для производства Дымковской игрушки используется глина, тщательно перемешанная с водой. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.

  • Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.




Лепка животных (лошадка, олень, баран и козел) по дымковски.


Из этой фигурки-основы можно вылепить и лошадку, и барана, и оленя, и козлика.


Чем отличается лошадка и баран? Для лошадки слепим гриву, ушки-листочки и хвост калачиком.


Для барана сделаем крутые рожки и челку-веночек.


Для оленя слепим ветвистые рога, а для козлика рога-месяцы и бородку клинышком.

Приложение № 3 Отбеливание. Цветовая гамма, геометрический орнамент
Раньше: Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

Сейчас: Мы использовали водоэмульсионную краску.

Раньше: Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а десяток: синюю, желтую, зеленую, голубую, розовую, малиновую… Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной.

Сейчас: Мы раскрашивали игрушку гуашевыми красками.

Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски.








Приложение № 4

Стихи о дымковской игрушке

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы!

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

А затем пустимся в пляс.

Хороша игрушка расписная,

Вся поет бесхитростно светла.

И видна мне радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету

В фигурки яркие вложил?

Сегодня игрушек сверкающий ряд

Выходит на свет показать свой наряд.
Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

В Вятке делают игрушки

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.


Наша дымкова игрушка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!


Волшебницам вятской, родной стороны

большое спасибо сказать мы должны.

За то, что их руки не устают

и сказочных кукол для всех создают.



  • Не зря говорят в народе:

  • “Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”



Приложение № 5
следующая страница >>


izumzum.ru