Научного руководителя доц. Н. К. Жаковой о магистерской диссертации Д. В. Хакимовой Образы детей в чешской классической литературе X - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Научного руководителя доц. Н. К. Жаковой о магистерской диссертации Д. В. Хакимовой - страница №1/1

Отзыв

научного руководителя доц. Н.К. Жаковой


о магистерской диссертации Д.В. Хакимовой «Образы детей в чешской классической литературе XIX века”
Магистерская диссертация Д.В. Хакимовой поднимает проблему, актуальную для современной литературоведческой науки. Поставив перед собой как основную цель – анализ произведений чешской классики с точки зрения формирования в них образа ребенка, магистрантка обращается к творчеству трех корифеев чешской литературы –

Б. Немцовой, К. Светлой и В. Галека. В нашей критической литературе нет работ, которые были бы посвящены исследованию образа ребенка в чешской классической литературе. В современном чешском литературоведении существует одна статья Р. Гржибковой, касающаяся этой темы, - «Открытие мира детства в европейской литературе XIX века и «Бабушка» Божены Немцовой» (2002 г.). Творчество К. Светлой и В Галека в этом аспекте вообще никем не рассматривалось. Что касается К. Светлой, то в русских научных изданиях даже не было специальных разделов, посвященных ее творчеству (Очерки истории чешской литературы XIX- XX вв. 1963 г., История чешской литературы Р.Р. Кузнецовой 1987 г., История литературы западных и южных славян 1997-2001 гг.). О Галеке писали преимущественно как о выдающемся лирическом поэте, мало уделяя внимания его прозе. В этом отношении работа Д.В. Хакимовой является по-настоящему новаторской.

Подойдя к разработке своей темы серьезно и ответственно, Д.В. Хакимова проделала большую работу по освещению основных произведений европейской литературы, в которых появляется образ ребенка в качестве основной фигуры произведения. Опираясь на труды отечественных ученых, она подробно разбирает произведения Ч. Диккенса, в которых впервые в европейской литературе отводится такое большое место изображению жизни и судеб детей и возникают яркие запоминающиеся образы детских персонажей («Оливер Твист», «Домби и сын», «Давид Копперфильд», «Большие надежды»), знакомых всем нам с детства, а также в творчестве В. Гюго («Отверженные»), Ж. Санд («Франсуа-найденыш») и Амичиса («Сердце»). Этот образ написан с большой убедительностью и обстоятельностью, т.к. опирается на тщательное прочтение самих литературных произведений и собственное суждение о них.

Вторая часть работы представляет самостоятельный разбор тех произведений чешской литературы, в центре которых – образы детей. Здесь Д.В. Хакимовой приходилось прокладывать новые пути в освоении темы. Магистрантке удалось убедительно продемонстрировать особенности подхода чешских авторов к созданию детских образов и обосновать, в чем заключалось своеобразие образа ребенка в чешской литературе XIX века на фоне европейских образцов. Там преобладает изображение ребенка страдающего, гонимого, подвергающегося физическому или нравственному насилию. В чешской литературе чаще создается образ ребенка счастливого в своей чистоте, непосредственности, не испорченного цивилизацией, - образ, созданный сильным воздействием идей Руссо о природном – «естественном» человеке.

В ходе работы над темой Д.В. Хакимова показала свою способность к филологическому анализу, трудолюбие, добросовестность, стремление самостоятельно разобраться в проблематике избранной темы. Ее отличает хорошее чувство стиля, умелое владение литературоведческим языком без ненужной наукообразности, убедительность и полновесность изложения материала.

Несмотря на сложные жизненные обстоятельства Д.В. Хакимова сумела вовремя закончить и представить свое диссертационное сочинение, проявив выдержку и силу характера.


10.06.2014 г. к.ф.н., доц. Н.К. Жакова


izumzum.ru