Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 8 классов в рамках предпрофильной подготовки и - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Настоящая программа предназначена для осуществления информационной... 1 165.53kb.
Настоящая программа рассчитана изучение базового курса информатики... 1 309.81kb.
Программа элективного курса «Какая речь может всех увлечь? 1 79.93kb.
Рабочая программа по мхк в X и XI классах рассчитана на 70 учебных... 3 324.95kb.
Программа предпрофильной подготовки 1 42.82kb.
Программа предпрофильной подготовки (для детей 8-9 классов) 1 346.34kb.
Спецификация городской контрольной работы по математике для учащихся... 1 98.05kb.
Перспективный план профориентационной работы на 2011-2012 учебный год 1 65.21kb.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные... 4 562kb.
Рабочей программы учебной дисциплины основной образовательной программы 1 199.82kb.
Составитель: Савицкая С. Н 1 100.19kb.
Химическая викторина для учащихся 8 9 классов 1 16.13kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися - страница №1/1



Программа курса по выбору


«Человек и профессия»

(для учащихся 8-х классов)

Юсупова Г.Р., психолог школы

Пояснительная записка

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 8 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 8 часов.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:


  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

  • обучить планированию профессиональной карьеры.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:



  • психологические особенности личности;

  • самоопределение;

  • профессиональные интересы и склонности, способности;

  • классификация, типы и подтипы профессий;

  • профессиограмма;

  • профессиональная пригодность;

  • проектирование профессионального жизненного пути;

  • карьера, виды карьеры;

  • личный профессиональный план;

  • общение;

  • самооценка;

  • профпригодность;

  • компенсация способностей;

  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;

  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;

  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

  • работать с профессиограммами;

  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;

  • составлять личный профессиональный план;

  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:



  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

  • обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы.

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.



Тематическое планирование

курса «Человек и профессия»





n/n

Наименование тем

Кол-во часов

1


Введение в курс.

1

2

Психология личности. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.

1

3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

1

4

Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

5


Подготовка к будущей карьере.

1

6

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности.

1

7

Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

1

8


Обобщение. Построение личного профессионального плана.

1

ИТОГО:

8

Содержание курса «Человек и профессия»



1. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.



Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;

  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

  • перечислять основные разделы программы курса;

  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.






2. Психология личности

Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.



Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «потребности»;

  • виды потребностей;

  • особенности делового общения;

  • определение понятия «конфликт»;

  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;

  • особенности своей личности;

  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

  • называть отличительные признаки видов мотивации;

  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;

  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;

  • называть различные виды потребностей;

  • указывать основные признаки делового общения;

  • перечислять способы разрешения конфликтов;

  • определять свой уровень конфликтности;

  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.



3. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).



Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

  • подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • выявлять тип своей будущей профессии;

  • определять свои профессиональные предпочтения;

  • выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.



4. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.



Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;

  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;

  • определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.



    5. Обобщение

    Построение личного профессионального плана. Зачет.



Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

  • провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».



    Список литературы

  1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1990.

  2. Петровский А.В. Что мы знаем о себе? – М.:Просвещение, 1988.

  3. Твоя профессиональная карьера.\ Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.:Просвещение, 1998.

  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС,1998.




izumzum.ru