Наречие как часть речи. Группы наречий по значению - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Наречие как часть речи. Группы наречий по значению - страница №1/1

И. Н. Евсейчик, учитель СОШ № 32, г. Стаханов

Урок русского языка (7 класс)

Тема урока: Наречие как часть речи. Группы наречий по значению.

Цель урока: дать понятие о наречии как части речи; показать общее значение,

морфологические признаки, синтаксическую роль; познакомить

с группами наречий по значению.

Задачи урока: *формировать умение находить наречия и отличать их от других

частей речи, определять значение наречий, использовать

наречия в речи;

*расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в

речи наречий, развивать творческие способности учащихся;

*воспитывать интерес к изучению предмета, стремление к получению

знаний.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: дидактический материал, схема, таблицы, слайды, мультимедийный

экран.


Ход урока

I.Организационный момент. (Проверить готовность учащихся к уроку, обратить

внимание на осанку.)



II.Мотивация учебной деятельности.

Сейчас я предлагаю вам разминку для ума. Правильно выполнив тестовые задания,

вы сможете определить тему уроку.

Тесты



1.Деепричастие обозначает:

признак предметаА. добавочное действие при основномН,

признак предмета по действиюБ.

2.Укажите деепричастие:

смеясьА, смеющийсяМ, смеятьсяЮ.



3.Какая из категорий присуща деепричастию:

склонениеЗ, число К, видР?



4.С помощью каких суффиксов образуются деепричастия:

-нн-, -онн-, -енн- - В, -в, -вши, -а, -яЕ, -ущ-, -ащ-, -ом-, -им- - Я?



5.Укажите словосочетание, которое в предложении будет причастным оборотом:

поднимающееся из-за лесаД, шёл улыбаясьО, гуляя под дождёмЧ.



6.Укажите деепричастие, которое с не пишется раздельно:

(не) глядяИ, (не) взлюбивТ, (не) годуяУ.



7.Какова синтаксическая роль деепричастного оборота в предложении:

определение –Ы, сказуемое – С, обстоятельство – Е

(При правильном выполнении задания ответ: НАРЕЧИЕ. На экране проецируется слайд с

темой урока.)




III.Постановка целей и задач урока.

-Итак, о какой же части речи поведём разговор? (О наречии как части речи и его

разрядах.) Сформулируйте задачи урока, опираясь на его тему с помощью вопросов

(на экране проецируется слайд с вопросами):



(Ответы учащихся: узнаем, что такое наречие, чем отличается от других частей речи; научимся находить наречия, отличать их от других частей речи, определять разряд по значению и роль в предложении, использовать в речи; применим в нашей речи, чтобы она была богаче и разнообразнее.)
IV.Изучение нового материала.

1.Учитель раздаёт учащимся незаполненные схемы, которые они должны заполнить в ходе изучения материала (часть после сообщения подготовленного ученика, часть в процессе работы).

Схема

Наречие



Обозначает




Отвечает на

вопросы:




Относится к




Признаки




Синтаксичес-

кая роль

1.Сообщение подготовленного ученика

Наречие – это самостоятельная часть речи. Происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень –реч-. Он был известен ещё в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор),нарекать, изрекать… (демонстрируется слайд).

Если буквально перевести слово «наречие» на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни оно и называется «наглаголие».

Наречие помогает глаголу, примыкая к нему, поясняя, уточняя его, придавая ему чёткость. Наречие всегда уверено в

том, что говорит, никогда ни перед кем не склоняется, не изменяет окончания, потому что его у него нет.

Учитель: Что вы узнали из этого рассказа о наречии? Запишите в таблицу.

(Проверка задания: относится к глаголу, не изменяется, обозначает признак

действия.) Остальные сведения вы впишите в таблицу, проведя языковые

исследования.



2. Исследовательская работа.

*Работа в парах. Задание: списать предложения; найти и обозначить наречия, поставить к ним вопрос и подчеркнуть как член предложения; определить слова, к которым относятся наречия, и указать часть речи. (На экране слайд с предложениями.)

(После выполнения задания учащиеся дополняют схему информацией. Когда учащиеся будут готовы, на экране проецируется слайд с готовой схемой, по которой учащиеся сверяют правильность и полноту заполнения своих. По схеме рассказывают о наречии.)





*Сопоставительная работа.

Сопоставьте два описания известной вам картины В. М. Васнецова «Алёнушка» и ответьте на вопрос: «Какое из них более выразительно и почему?» (Раздаточный материал – карточки с текстами – на каждой парте.)



Текст 1 Текст 2

На берегу ручья, склонив голову, На берегу лесного ручья, печально склонив

сидит Алёнушка и горюет о своём набок голову, сидит Алёнушка и безмолвно

братце. Природа сочувствует горюет горюет о своём братце. Осенняя природа

девушки. Опустили головки цветы, молчаливо сочувствует горю девушки. Низко

поникла к земле трава. опустили головки лесные цветы, грустно

Тоскливо Алёнушке, не у кого поникла к земле трава. Тоскливо Алёнушке, просить помощи. не у кого бедной просить помощи.

(Ответы: второй текст выразительнее. Таким его делают прилагательные и наречия, которые придают образность речи и способствуют более точному выражению мысли.)

*Работа в группах с таблицей «Группы наречий по значению». (Поставить вопросы к наречиям в словосочетаниях и определить их значение. Таблица у каждого ученика как раздаточный материал.)

Примеры

Вопросы

Значение наречий

1.Идти пешком

2.Весело шумит

Увеличить вдвое

3.Прийти завтра

4.Возвратиться издалека

5.Сделать назло

6.Нагрубил сгоряча







V.Закрепление учебного материала.

1.Распределительный диктант.

Записать словосочетания с наречиями в таблицу, определив их разряд по значению (таблица «Группы наречий по значению»).

Не слишком жаркий, слышалось кругом, споткнулся сослепу, идти вперёд, много сделать, гулять дотемна, тотчас явиться, разорвать нарочно, присутствовать иногда, плыть брасом, действовать решительно.

(Проверка выполнения задания осуществляется фронтально: учащиеся выбор словосочетаний для каждого пункта таблицы.)



2.Самостоятельная работа.

Заменить фразеологизмы наречиями. С двумя из них составить предложения.

Рукой подать - _________________ ,

с ног на голову - __________________,

положа руку на сердце - _______________,

сломя голову - _____________,

спустя рукава - _____________,

рука об руку - ______________,

душа в душу - ___________,

малым ходом - ___________,

на вес золота - ____________.

(Ключ к заданию: близко, наоборот, честно, быстро, плохо, рядом, дружно, медленно, дорого.)



(Примеры предложений, составленных учащимися:

Дорого можно заплатить за свои ошибки. Мои четвероногие питомцы живут дружно. Школа находится близко от нашего дома. Любые конфликты должны разрешаться честно и справедливо. Он всё сделал наоборот. )



3. Дифференцированная работа.

I-II уровень.

Задание: записать словосочетания, определить значение наречий в них и дополнить наречиями того же значения, используя слова для справок.

Виднеется вдалеке, ………….. .

Прибывает утром, …………….. .

Сломать нарочно, …………….. .

Говорить взволнованно, ………….. .

Слова для справок: смело, днём, назло, иногда, впереди, вверх, насухо, влево, сейчас.

III уровень.

Задание: перевести на русский язык и записать, указать группы наречий по значению.

Писати краще, попередити завчасно, миттю зрозуміти, тричі повторювати, ставитися байдуже, робити наосліп, поділити навпіл, подивитись навколо.



IV уровень

Задание: написать сочинение-миниатюру по картине, используя наречия разных групп по значению. (Картина проецируется на экране.)

VI.Итог урока.

(После выполнения всех заданий учителем проводится проверка, рефлексия и оценивание учащихся.)



Вспомните задачи, которые ставились перед вами в начале урока. Выполнены ли они каждым из вас? Усвоена ли вами изученная тема? (Ответы учащихся.) Каких результатов вы достигли? (Учащиеся называют количество набранных за урок баллов.)

VII.Домашнее задание: выучить теоретический материал по теме, упражнения из учебника.