Налоговое регулирование предпринимательской деятельности - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Налоговое регулирование предпринимательской деятельности - страница №1/1




Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

| || | | || || | || | || || | С О Д Е Р Ж А Н И ЕВведение 3Глава 1. Виды налогов 4 1.1. Виды налогов. 4 1.2. Классификация налогов. 7Глава 2. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением налоговогозаконодательства. 8Глава 3. Права и обязанности налоговых органов. 11 3.1. Права налоговых органов. 11 3.2. Обязанности налоговых органов. 12Глава 4. Права и обязанности налогоплательщиков. 14 4.1. Права налогоплательщиков. 14 4.2. Обязанности налогоплательщиков. 15Глава 5. Ответственность за нарушение налогового законодательства. 16Заключение 27 Список использованных источников: 28 Введение Среди множества экономических рычагов при помощи которых государствовоздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Вусловиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейшихэкономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизмагосударственного регулирования экономики. Государство широко используетналоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия нанегативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являютсямощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методовуправления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов скоммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от ихведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовойформы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность,включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доходи прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в своераспоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественныхфункций. За счет налогов финансируются также расходы по социальномуобеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налоговогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми. В данной контрольной работе я постараюсь, насколько мне позволяютзнания, рассмотреть вопрос налогового регулирования предпринимательскойдеятельности. Глава 1. Виды налогов 1.1. Виды налогов. В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды,налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы(Налоги и сборы субъектов РФ) и местные налоги и сборы. Важно отметить, что отнесение налога к тому или иному уровнюосуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной(представительной) власти в применении налогового законодательства. На практике это означает, что независимо от распределения налогов поуровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взиманияналогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечняналоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределахсвоей компетенции. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают суровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в частиналоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то врегиональные бюджеты поступают как налоги субъектов Российской Федерации,так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и приформировании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных за ними местныхналогов, они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов иналогов субъектов Российской Федерации. Федеральными признаются налоги и сборы, установленные НалоговымКодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.К федеральным налогам и сборам относятся:[1]? налог на добавленную стоимость;? акцизы на отдельные виды товаров и услуг и отдельные виды минеральногосырья; ? налог на прибыль (доход) организаций; ? налог на доходы от капитала; ? подоходный налог с физических лиц; ? взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; ? государственная пошлина; ? таможенная пошлина и таможенные сборы; ? налог на пользование недрами; ? налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; ? налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; ? сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; ? лесной налог; ? водный налог; ? экологический налог; ? федеральные лицензионные сборы. Региональными признаются налоги и сборы, установленные НалоговымКодексом и законами субъектов РФ, которые вводятся в действие законамисубъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориисоответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональныйналог, законодательные (представительные) органы власти субъектовРоссийской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: ? налоговую ставку (но в пределах, устанавливаемых Кодексом); ? порядок и сроки уплаты; ? формы отчетности; ? налоговые льготы и основания для их использования. Такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговыйпериод, налоговая база, порядок исчисления, устанавливаются только всоответствии с Налоговым Кодексом РФ. К региональным налогам и сборам относятся:[2] ? налог на имущество организаций; ? налог на недвижимость; ? дорожный налог; ? транспортный налог; ? налог с продаж; ? налог на игорный бизнес; ? региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость прекращается действиена территории субъекта РФ налога на имущество организаций, налога наимущество физических лиц и земельного налога. Местными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексоми нормативными правовыми актами представительных органов местногосамоуправления, которые вводятся в действие в соответствие с Налоговымкодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актамипредставительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате натерритории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги исборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербургеустанавливаются и вводятся в действие законами данных субъектов РФ. Устанавливая местный налог, представительные органы местногосамоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементыналогообложения: ? налоговую ставку (в пределах, устанавливаемых Кодексом); ? порядок и сроки уплаты; ? формы отчетности; ? налоговые льготы и основания для их использования. К местным налогам и сборам относятся:[3] ? земельный налог; ? налог на имущество физических лиц; ? налог на рекламу; ? налог на наследование и дарение; ? местные лицензионные сборы. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и вовнебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемыхзаконодательством Российской Федерации и другими органами государственнойвласти в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовымиактами. 1.2. Классификация налогов. Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенцииорганов власти, но и в зависимости от других признаков. В зависимости отэкономического содержания и особенностей взимания налоги можно разделитьна: + прямые, взимаемые непосредственно с доходов или имуществаналогоплательщика; + косвенные, включаемые в цену товара, работы, услуги. Реальнымплательщиком косвенных налогов выступает покупатель-потребитель, аналогоплательщик является, по существу, сборщиком налогов. Среди прямых налогов выделяются: ? реальные, связанные с владением, распоряжением, пользованием имущественными объектами; ? личные, которыми облагаются доход (прибыль), отдельные виды деятельности или операции, совершаемые юридическими или физическими лицами. К косвенным налогам относятся: ? налог на добавленную стоимость; ? акцизы на отдельные группы и виды товаров; ? налог на реализацию горюче-смазочных материалов; ? таможенная пошлина; ? налог с продаж. Глава 2. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением налогового законодательства. В соответствии с п.1 ст.30 Налогового кодекса налоговыми органами вРоссийской Федерации являются Государственная налоговая служба РФ и еетерриториальные подразделения в Российской Федерации. В связи с тем, что к числу основных функций таможенных органовотносится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которыеотносятся к числу федеральных налогов и сборов (ст.13 НК), а также в связис тем, что они обязаны вести борьбу с нарушениями налоговогозаконодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможеннуюграницу РФ (ст.10 Таможенного кодекса РФ) Налоговым кодексом РФустановлено, что таможенные органы, в случаях предусмотренных Налоговымкодексом, а также в соответствии с таможенным законодательством и инымифедеральными законами обладают полномочиями налоговых органов (п.2 ст.30НК). Государственная налоговая служба (ГНС РФ) - система федеральных итерриториальных органов государственного управления, осуществляющихконтроль за соблюдением налогового законодательства. Организация этойслужбы связана с необходимостью активного использования финансовых рычагов,в. частности повышением роли налогов, обусловленным перестройкой экономикистраны. Органы налоговой службы были выделены в особую систему из структурфинансовых органов (Министерства финансов, финансовых управлений иотделов). Начало такой реорганизации было положено Постановлением СоветаМинистров СССР от 24 января 1990 г. "О Государственной налоговой службе".До этого в финансовых органах имелись подразделения, ведавшие вопросамивзимания налогов и других обязательных платежей. Деятельность налоговыхорганов была урегулирована Законами "О правах, обязанностях иответственности государственных налоговых инспекций" от 21 мая 1990 г. и "ОГосударственной налоговой службе" от 21 марта 1991 г. Главная задача ГНС РФ заключается в обеспечении единой системыконтроля за соблюдением налогового законодательства, за правомерностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и другихобязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов. Всвязи с этой задачей органы ГНС РФ контролируют соблюдениезаконодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок. Всистему органов ГНС РФ входят: Федеральная налоговая служба России,выполняющая функции центрального федерального органа, а такжегосударственные налоговые инспекции по республикам в составе РФ, краям,областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городоврайонного подчинения) и районам в городах. Это единая централизованнаясистема органов, подчиняющаяся Президенту РФ и Правительству РФ. Каждый изназванных органов является юридическим лицом. Основное звено в системеорганов ГНС РФ - государственные налоговые инспекции по районам игородам. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольныхфункций. Исходя из этого построена их внутренняя структура: выделены отделыпо видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходовпредприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местныхналогов и др.). Кроме того, существует функциональный отдел отчетности иучета. Деятельность центрального органа - Федеральной налоговой службыРоссии включает, помимо непосредственно контрольных функций, организационно-методическую и контролирующую работу в отношении нижестоящих налоговыхорганов, а также координацию деятельности органов налоговой службы сдругими контролирующими и правоохранительными органами. По вопросам своейкомпетенции этот орган издает инструкции и другие нормативные документы.Подобные функции в соответствующих территориальных пределах выполняютгосударственные налоговые инспекции по республикам, краям, областям,автономным образованиям и городам с районным делением. В заключении хочупривести схему взаимодействия Государственной налоговой службы РФ сминистерствами и ведомствами по формированию налоговой политики. Взаимодействие ГСН с министерствами и ведомствами[4] [pic] Глава 3. Права и обязанности налоговых органов. 3.1. Права налоговых органов. Законодательство закрепляет следующие права налоговых органов поконтролю, связанные с налогообложением:? производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов,планов, смет, деклараций и других документов в министерствах и ведомствах,на предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе совместныхпредприятиях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства,получать необходимые объяснения, справки и сведения, за исключениемсведений, составляющих коммерческую тайну, что определяется в установленномзаконодательством порядке;? контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимисяпредпринимательской деятельностью; ? получать от предприятий, учреждений и организаций (включая банки ииные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласиясправки, документы, копии с них. Должностные лица налоговой службы обязанысохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций; ? обследовать с соблюдением соответствующих правил любые используемыедля извлечения доходов либо связанные с содержанием объектовналогообложения производственные, складские, торговые и иные помещенияпредприятий, учреждений, организаций и граждан. Органы ГНС РФ в процессе выполнения своих контрольных функцийвправе применять меры принудительного воздействия: + требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемыхорганизаций, а также от граждан устранения выявленных нарушенийзаконодательства о налогах и предпринимательской деятельности иконтролировать их исполнение; + приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций играждан по счетам в банках в случае непредставления бухгалтерских отчетов,балансов, расчетов, деклараций и других документов; + изымать у предприятий, учреждений и организаций документы,свидетельствующие о сокрытии прибыли или иных объектов от налогообложения. При установлении правонарушений органы ГНС РФ вправе применять кналогоплательщикам - предприятиям, учреждениям, организациям и гражданамфинансовые санкции, на должностных лиц и граждан налагать административныештрафы, а также принимать меры к принудительному взысканию недоимок поналогам, сумм штрафов и т. п. 3.2. Обязанности налоговых органов.В соответствии со ст.32 НК РФ Налоговые органы обязаны :+ соблюдать законодательство о налогах и сборах;+ осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах исборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;+ вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;+ проводить разъяснительную работу по применению законодательства оналогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативныхправовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующихналогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснятьпорядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплатыналогов и сборов;+ осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишневзысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренномнастоящим Кодексом;+ соблюдать налоговую тайну;+ направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии актаналоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях,предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование обуплате налога и сбора.[5]Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящимКодексом и иными федеральными законами.Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагатьсовершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащегопризнаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявленияуказанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции длярешения вопроса о возбуждении уголовного дела.Кроме того, ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации регулируетвзаимодействие налоговых органов с другими государственными органами,органами местного самоуправления, учреждениями и лицами, осуществляющиминотариальные действия в целях осуществления учета налогоплательщиков иконтроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностьюперечисления налогоплательщиками налогов и сборов в бюджеты различныхуровней. На основе информации, поступающей от перечисленной категорииорганизаций, налоговые органы осуществляют проверку сведений,представленных налогоплательщиками при постановке на налоговый учет иуплате налогов. Также для осуществления налогового контроля ст.86 НалоговогоКодекса Российской Федерации устанавливает обязанность банка при заключениидоговора банковского счета, предусматривающего открытие клиенту расчетного(текущего) или иного счета в банке требовать от клиента предъявлениесвидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Таким образом, Налоговым Кодексом предусмотрен механизмсвоевременного поступления в налоговые органы информации, необходимой дляосуществления налогового контроля по двум независимым источникам. Первыйобеспечивается теми государственными органами, на которые возложенаобязанность осуществлять такую регистрацию, давать лицензии или инымобразом учитывать подобные обстоятельства и вести соответствующие реестры.Второй - непосредственно от организаций и физических лиц, которыеобращаются в налоговые органы с заявлением о постановке на учет. Глава 4. Права и обязанности налогоплательщиков. 4.1. Права налогоплательщиков. Налогоплательщики имеют право:? получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию одействующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иныхактах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также оправах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов иих должностных лиц;? получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросамприменения законодательства о налогах и сборах;? использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,установленном законодательством о налогах и сборах;? получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционныйналоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;? на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либоизлишне взысканных налогов;? представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либочерез своего представителя;? представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения поисчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговыхпроверок;? присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;? получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, атакже требования об уплате налога;? требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдениязаконодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношенииналогоплательщиков;? не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и ихдолжностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральнымзаконам;? обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов идействия (бездействие) их должностных лиц;? требовать соблюдения налоговой тайны;? требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков,причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконнымидействиями (бездействием) их должностных лиц. [6] Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ идругими актами законодательства о налогах и сборах. 4.2. Обязанности налогоплательщиков. В соответствии с Налоговым Кодексом налогоплательщики юридическиелица и предприниматели обязаны :1. уплачивать законно установленные налоги;2. встать на учет в органах Государственной налоговой службы для организаций - в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства в течение 10 дней после их государственной регистрации, а при осуществлении деятельности в Российской Федерации через филиал и представительство - в течение 10 дней после создания филиала и представительства. и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств в течение 30 дней со дня его регистрации. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. 3. Налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета: ? об открытии или закрытии счетов - в пятидневный срок; ? о всех случаях участия в российский и иностранных организациях - всрок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; ? о всех обособленных подразделениях, созданных на территорииРоссийской Федерации - в срок не позднее одного месяца со дня их создания,реорганизации или ликвидации; ? о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности(банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех днейсо дня принятия такого решения; ? об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти днейсо дня принятия такого решения. ? об изменениях в уставных и других учредительных документахорганизаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов ипредставительств, изменением места нахождения, а также о разрешениизаниматься лицензируемыми видами деятельности, организации обязаныуведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневныйсрок с момента регистрации изменений в учредительных документах. Глава 5. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Налоговое правонарушение это противоправное, виновное деяние, в видеумышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговыхправоотношений, нарушающее права и интересы участников данного видаобщественных отношений, за которое законодательством установленаопределённая ответственность финансового, административного либоуголовного характера. Противоправность налогового правонарушениязаключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновностьсостоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности. В теории правовых наук традиционно выделяют административную,уголовную, дисциплинарную, гражданскую (гражданско-правовую) и материальнуюответственность. Однако в последнее время ряд специалистов ставят вопрос осуществовании специального вида ответственности, а именно, финансовой. Внаучных комментариях можно найти различные точки зрения и доводы по поводуправовой природы данного вида ответственности. Финансовую ответственность можно назвать ближайшим историческимпредшественником налоговой ответственности, которая предусматриваласьпрежде всего ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основахналоговой системы в Российской Федерации". Сам термин "финансоваяответственность" в этом законе не фигурирует. Однако он встречается в рядепостановлений Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам, широкоиспользуется в письмах Государственной налоговой службы РФ. Причина в том,что налоговое законодательство долгое время рассматривалось только вкачестве составной части финансового права. Поэтому ответственность за егонарушение являлась также финансовой ответственностью. Недаром этот терминтакже используется применительно к другим правонарушениям в финансовойсфере, регулируемой банковским законодательством, законодательством овалютном регулировании и т.д. Утверждение понятия "налоговаяответственность" свидетельствует о том, что налоговое право приобретает всебольшую самостоятельность. Тем не менее, термин «налоговая ответственность»не является единственным определяющим признаком выделения нового видаюридической ответственности. Представляется, что ответственность занарушение налогового и финансового законодательства действительносуществует, но это есть ни что иное, как применение административной иуголовной и иной ответственности при строгом соблюдении законодательства взависимости от вида налогового правонарушения (преступления). Употреблениетермина “налоговая ответственность” очень условно и не должно подразумеватьновый вид или подвид юридической ответственности, обладающийисключительными признаками. Безусловно данная ответственность обладаетрядом особенностей, что позволяет говорить о ней особо, но, как уже былосказано выше, в теории правовых наук она не должна занимать пост отдельноговида юридической ответственности наравне с административной, уголовной,дисциплинарной, гражданской и материальной. В пункте 4 ст. 10 НК РФ установлено, что привлечение организации кответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает еедолжностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной,уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РоссийскойФедерации. Положения о том, что привлечение физических лиц кответственности за налоговые правонарушения освобождает их отадминистративной ответственности, в НК РФ нет. Зато есть норма, согласнокоторой никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственностиза совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НКРФ). Но если налоговая и административная ответственность - это разные видыответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц кответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии садминистративным законодательством. Итак, возвращаясь к теории,ответственность за совершение налогового правонарушения обладает всемиосновными признаками юридической ответственности:+ является средством охраны правопорядка+ выражается в применении мер государственного принуждения+ наступает за нарушение правовых норм+ наступает на основе норм права, т.е. нормативно определена+ является последствием виновного деяния+ состоит в применении санкций правовых норм и связана с отрицательнымипоследствиями материального или морального характера, которыеправонарушитель должен претерпеть+ реализуется в соответствующих процессуальных формах.В то же время можно выделить особые признаки ответственности за налоговыеправонарушения[7]:+ Основанием ответственности является налоговое правонарушение (понятиестрого определено Налоговым Кодексом РФ).+ Применение ответственности за нарушение налогового законодательстваурегулировано нормами налогового права, которые в своей совокупностисоставляют нормативную основу ответственности за нарушение налоговогозаконодательства.+ Особый субъектный состав.+ К данной ответственности обязанных лиц привлекают налоговые органы, ав специально установленных случаях – таможенные органы.Налоговый Кодекс РФ предусматривает принципы привлечения к налоговойответственности, среди которых можно выделить следующие:+ Никто не может быть привлечен к ответственности за совершениеналогового правонарушения иначе, как по основаниям в порядке, которыепредусмотрены Налоговым Кодексом РФ. Следовательно, никакие иныенормативные акты не вправе предусматривать иные основания ответственности,а также порядок.+ Никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности засовершение одного и того же налогового правонарушения.+ Предусмотренная Налоговым Кодексом РФ ответственность за деяние,совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержитпризнаков состава преступления, предусмотренного уголовнымзаконодательством Российской Федерации.+ Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершениеналогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатитьпричитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента кответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает егоот обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.+ Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения,пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным закономпорядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо,привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность всовершении налогового правонарушения. Обязанность по доказываниюобстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения ивиновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности,толкуются в пользу этого лица. Утверждение презумпции невиновности в налоговых отношениях являетсяодним из важнейших установлений Налогового Кодекса РФ. Принцип судебного подтверждения виновности в совершении налоговогоправонарушения оставляет за налогоплательщиком право обжаловать решениеналоговых органов о возложении на него мер ответственности даже в томслучае, если ранее указанное решение было исполнено им самим добровольно. Новшеством при определении меры ответственности налогоплательщика занарушение налогового законодательства является установление НалоговымКодексом РФ двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправноедействие или бездействие: ? умышленное правонарушение и ? совершенное по неосторожности В этой связи особый интерес представляет вопрос о вине организаций всовершении правонарушений вообще и налоговых правонарушений в частности. Совсей определенностью возможность привлечения к правовой ответственностиорганизаций отвергается только в уголовном праве. Гражданское право посвоей природе просто немыслимо без ответственности юридических лиц. Самопонятие юридического лица как субъекта гражданских правоотношенийподразумевает наличие у него таких личностных характеристик, как волевоеотношение к своим поступкам, а следовательно, и наличие вины припротивоправности этих поступков. Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговоеправонарушение является налоговая санкция (ст. 114). Налоговый Кодекс РФпредусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий(штрафов). Штраф – это взыскание имущественного характера, котороевыражается в получении с правонарушителя в доход государства определеннойсуммы денежных средств. Иные альтернативные виды взысканий(предупреждения, конфискации и др., характерные для административнойответственности) за совершение налоговых правонарушений не применяются.Суммы недоимок и пеней не относятся к штрафным санкциям. Поэтому ихвзыскание нельзя классифицировать как применение мер ответственности,установленных главой 16 Налогового Кодекса. Налоговый кодекс предусматривает также и другие чистоцивилистические способы обеспечения исполнения обязательств – залогимущества и поручительство. Однако если в гражданском праве ничто не мешаетрассматривать ту же неустойку (штраф или пеню) и как способ обеспеченияисполнения обязательств, и как меру гражданской ответственности, то вналоговых правоотношениях эти институты принципиально противопоставлены.Процедура привлечения к налоговой ответственности не может применяться кпорядку взысканий пеней. И прежде всего, это касается вопросов судебногопорядка привлечения к ответственности и трехгодичного срока давности. Отдельно от главы, посвященной видам налоговых правонарушений, стоитглава 18, которая устанавливает виды ответственности банков за нарушениезаконодательства о налогах и сборах. В этой главе предусмотрены составы,ответственностью за которые является пеня. Однако данное обстоятельство неможет служит основанием для уличения авторов Налогового кодекса РФ в отходеот занятой позиции, согласно которой единственным видом налоговых санкцийявляется штраф. Пункт 2 статьи 114 Налогового Кодекса РФ гласит: "налоговыесанкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) вразмерах, предусмотренных статьями главы 16 настоящего Кодекса".Следовательно, те меры ответственности, которые предусмотрены главой 18, неявляются налоговыми санкциями, а составы, предусматривающие ответственностьв виде пеней, не являются налоговыми правонарушениями. Но так как общиеусловия привлечения к налоговой ответственности определяются с помощьюпонятий "налоговое правонарушение" и "налоговая санкция", в главе 18имеется особая статья, регулирующая порядок применения этих общих условий ксоставам, предусмотренным главой 18. Согласно статье 136 Налогового КодексаРФ, штрафы, предусмотренные в данной главе, взыскиваются в порядке,аналогичном предусмотренному Кодексом порядку взыскания санкций заналоговые правонарушения. А пени, указанные в статьях 133 и 135 НК РФ,взыскиваются по решению руководителя (его заместителя) налогового органа наосновании инкассового поручения в бесспорном порядке. Статьями 133 и 135Налогового Кодекса РФ предусмотрена ответственность банков за нарушениесрока исполнения поручения о перечислении налога и неисполнение решенияналогового органа о взыскании налога. Таким образом, законодатель признает, что пени в налоговыхправоотношениях могут быть мерами ответственности, что не отменяет, однако,бесспорного порядка их взыскания.Учитывая описанное, можно вывести определение налоговой ответственности.Налоговая ответственность - это применение налоговых санкций к субъектамналоговой ответственности за совершение налогового правонарушенияуполномоченными на то государственными органами на основе норм НалоговогоКодекса РФ. С принятием Налогового Кодекса РФ существенно расширился кругсубъектов, которые могут быть привлечены к ответственности за налоговыеправонарушения. Более того, Федеральным законом от 9 июля 1999 года №154-ФЗ“О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового Кодекса РФ”внесены изменения и дополнения в положения об ответственности за налоговыеправонарушения. Итак, субъектом налоговой ответственности (лицом, совершившимналоговое правонарушение, на которое по закону может быть возложенаналоговая ответственность) в соответствии со ст.107 Налогового Кодекса РФвыступают как организации, так и физические лица. Налоговая ответственность распространяется на все субъектынезависимо от форм собственности, организационно-правовых норм,ведомственной принадлежности и т.д. В связи с этим при рассмотрении спорово применении ответственности за нарушение срока либо уклонение отпостановки на учет в налоговом органе[8] необходимо исходить из того, что корганизации может быть применена ответственность по каждому такомунарушению, совершенному как по месту нахождения самой организации, так и поместу нахождения ее филиалов и представительств, а также соответствующегоимущества. Если говорить о физических лицах-налогоплательщиках, то НалоговыйКодекс РФ устанавливает возраст, с которого физическое лицо может бытьсубъектом налоговой ответственности. Часть 2 статьи 107 предусматриваетналоговую ответственность с шестнадцатилетнего возраста. Это правилоозначает, что если физическое лицо совершило налоговое правонарушение додостижения им возраста шестнадцати лет, то оно в любом случае не может бытьпривлечено к налоговой ответственности. При этом необходимо ответить, чтоНалоговый Кодекс РФ не решает в полной мере вопрос так называемой налоговойправоспособности и дееспособности. Представляется, что иметь налоговыеправа и нести налоговые обязанности возникает у физических лиц в моментрождения и прекращается со смертью. А вот способность физического лицасоздавать для себя налоговые обязанности и исполнять их (налоговаядееспособность) ограничена гражданской дееспособностью. А следовательно,ограничена гражданской дееспособностью и налоговая деликтоспособность(способность нести ответственность за налоговые правонарушения). Так в соответствии со ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособностьвозникает в полном объеме с наступления совершеннолетия (18 лет). В то жевремя гражданским правом установлена ограниченная дееспособность длянесовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет (ст.26 ГК РФ), а такжетакой институт как эмансипация совершеннолетнего, достигшего 16 лет (ст. 27ГК РФ), если он состоит в трудовых отношениях (является стороной трудовогодоговора) или занимается предпринимательской деятельностью. Таким образом можно сделать вывод о том что, налоговаядееспособность является вторичной по отношению к гражданской и трудовойдееспособности. У конкретного физического лица налоговая дееспособностьобъективно может возникнуть только тогда, когда оно уже приобрелогражданскую или трудовую дееспособность. Следовательно, при привлечении лица, достигшего 16 лет, но недостигшего 18 лет, необходимо учитывать, обладал ли он на момент совершенияналогового правонарушения гражданской дееспособностью, необходимой дляисполнения налоговых обязанностей. В заключении этой главы рассмотрим вопросы уголовнойответственности за налоговые преступления. Уголовный Кодекс РФпредусматривает составы налоговых преступлений и ответственность за ихсовершение в главе 22 (Преступления в сфере экономической деятельности).Главный признак налогового преступления – неуплата налогов в особо крупномразмере. Таковой признается сумма, превышающая 1000 МРОТ. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. N 8 "О некоторых вопросахприменения судами Российской Федерации уголовного законодательства обответственности за уклонение от уплаты налогов" указывает, что уклонение отуплаты налогов может быть признано преступлением как в случаях, когда свыше1000 МРОТ не уплачено по одному налогу, так и в случаях, когда эта суммаявляется результатом неуплаты нескольких различных налогов. В число острых проблем уголовной ответственности за налоговыепреступления входят вопросы применения так называемых поощрительных икомпромиссных норм уголовного закона[9]. Дело в следующем. При решениивопроса о прекращении уголовного дела ввиду деятельного раскаяния лица пооснованиям, изложенным в примечании 2 к статье 198 Уголовного Кодекса РФ,правоприменитель нередко требует от неисправного налогоплательщика лишьуплатить налог и возместить штраф. При этом не принимаются в расчеттребования ч. 2 ст. 75 УК РФ, в соответствии с которыми лицо может бытьосвобождено от уголовной ответственности в случаях, специальнопредусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, только приналичии условий, предусмотренных частью 1 ст. 75 УК РФ. В соответствии же счастью 1 данной статьи для освобождения от уголовной ответственности всвязи с деятельным раскаянием необходимо, чтобы лицо после совершенияпреступления не только возместило причиненный ущерб и способствовалораскрытию преступления, но и явилось с повинной, причем все перечисленныедействия оно должно совершить добровольно. Если же возникает необходимость учесть интерес государства,заключающийся в обязательном возмещении причиненного неуплатой налогов ивзносов вреда, то следует иметь в виду возможность освобождения лица отуголовной ответственности в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ,ст. 6 УПК РСФСР), о которой может свидетельствовать добровольностьвозмещения лицом причиненного неуплатой налога и взноса ущерба и уплатыналогоплательщиком всей суммы штрафов и пени (правда, действие ст. 77 УК РФне распространяется на лиц, совершивших деяние, предусмотренное частью 2ст. 199 УК РФ). Заключение Налоги – необходимый элемент механизма государственногорегулирования рыночной экономики, без которого немыслимо еецеленаправленное развитие с учетом интересов общества. Именно в налоговойсистеме и налоговой политике заложены и возможности использования их вцелях развития и совершенствования федеративных отношений, а также местногосамоуправления, что относится к числу первостепенных задач, стоящих сегодняперед государством. Налоговая система действует на всей территории России. Это единаяналоговая система российского государства, что относится ко всем тремуровням платежей. Единство налоговой системы в России проявляется, во-первых, в том, что повсеместно действуют (или могут быть введены органамигосударственной власти субъектов Федерации и органам местногосамоуправления) одни и те же виды налогов. Во-вторых, что единство отражаетравенство прав по конкретизации налогообложения между субъектами одногоуровня), есть между субъектами Федерации, между органами местногосамоуправления). Необходимость единства налоговой системы в Российской Федерациивытекает из закрепленных в Конституции РФ гарантий единства экономическогопространства, отнесения к ведению Российской Федерации вопросов финансовогорегулирования и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов –установление общих принципов налогообложения и сборов. В данной контрольной работе я постарался, насколько мне позволилизнания, рассмотреть вопросы налогового регулирования предпринимательскойдеятельности. Список использованных источников:Нормативный материал: 1. Налоговый Кодекс Российской Федерации.Ч.1. Полный сборник кодексов РФ. – М.: «Информэкспо», Воронеж, 1999. – 760 с. 2. Таможенный Кодекс Российской Федерации. Полный сборник кодексов РФ. – М.: «Информэкспо», Воронеж, 1999. – 760 с. 3. Гражданский Кодекс Российской Федерации.Ч.1. Полный сборник кодексов РФ. – М.: «Информэкспо», Воронеж, 1999. – 760 с. 4. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Полный сборник кодексов РФ. – М.: «Информэкспо», Воронеж, 1999. – 760 с. 5. Уголовно-Процессуальный Кодекс РСФСР. Полный сборник кодексов РФ. – М.: «Информэкспо», Воронеж, 1999. – 760 с. 6. Законы Российской Федерации. Информационно - справочная система «Консультант Плюс».Монографии, научные статьи, литература: 1. Д.Н. Бахрах «Административное право» - М., 1994 год. 2. И.Г. Русакова "Налоги и налогообложение": финансы «Юнити» 1998 год. 3. А.В. Брызгалин Комментарии к Налоговому Кодексу Российской Федерации части первой постатейный. - М.: "Атлантика -Пресс",1999 г. 4. И. Пастухов., П. Яни "Ответственность за налоговые преступления. "Российская юстиция" № 4, апрель 1999 год. 5. Всемирная сеть "Итернет"-----------------------[1] НК РФ ч.I[2] НК РФ ч.I[3] НК РФ ч.I[4] Всемирная сеть «Интернет»[5] НК РФ ч.1[6] НК РФ ч.I[7] Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации, части первойпостатейный. Под. ред. Брызгалина А.В.[8] НК РФ ч.1[9] "Ответственность за налоговые преступления" (Пастухов И., Яни П.,"Российская юстиция" N 4, апрель 1999 г.)


izumzum.ru