Налоги в финансовой системе - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, организации 1 86.4kb.
Налоги основа финансовой системы государства, основной источник формирования... 5 593.47kb.
График проведения семинаров с налогоплательщиками в августе – сентябре... 1 221.98kb.
Относительно финансовой отчетности 1 12.5kb.
По материалам Л. Ларуша. Торговля без валюты к вопросу о корзине... 1 371.06kb.
Лекции для северокорейских чиновников о международной финансовой... 1 41.45kb.
Одним из направлений бюджетной и финансовой политики в Тверской области... 1 129.88kb.
Международный стандарт финансовой отчетности (ias) 8 «Учетная политика... 1 240.31kb.
1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины финансы... 3 551.06kb.
Правило (стандарт) n понимание деятельности аудируемого лица, среды... 4 875.71kb.
Дисциплины налоги и налоговая система 1 49.84kb.
Урока в 10 классе. Урок суд «Глобальные экологические проблемы человечества». 1 78.68kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Налоги в финансовой системе - страница №1/1




Налоги в финансовой системе

Российская Академия Государственной Службы при Президенте Российской Федерации Северо-Западный кадровый центр ________________________ отделение Реферат по экономике на тему: Налоги в финансовой системе. Работа студента ___ группы ________________________ Научный руководитель: __________________________ __________________________ 1997 - 2 - Содержание:Введение.................................................................................... - 3I. Налоги в экономической системе общества........................... - 4 1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения.......... - 4 1.2. Функцииналогов................................................................ - 6 1.3. Налоги как средство государственногорегулирования..................................................................... - 7II. Государственныйбюджет....................................................... - 9 2.1. Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах...............................- 9 2.2. Доходы государственного бюджета................................ -10 2.3. Расходы государственного бюджета................................ -11Заключение.............................................................................. - 12 Использованнаялитература................................................... - 13 - 3 - Введение. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государствомс хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной взаконодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономическихотношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие иизменение форм государственного устройства всегда сопровождалосьпреобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном общественалоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовойфункции налоговый механизм используется для экономического воздействиягосударства на общественное производство, его динамику и структуру, наразвитие научно технического прогресса. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, причём это подразделениеизвестно с глубокой древности. Критерием такого деления являетсятеоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данныйкритерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налоговстановится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то времякак окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребительтовара, на которого налог перекладывается путём надбавки к цене. Следуетиметь ввиду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практикеможет происходить иное. Прямые налоги при определённых обстоятельствахтакже могут оказаться переложенными на потребителя через механизм ростацен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объёме переложены напотребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объёме примет товар поповышенным ценам. Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений,которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета ивнебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующихфункций - социальной, экономической, военно-оборонной, правоохранительной идр. Как составная часть производственных отношений налоги относятся кэкономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибообусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство,исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговуюсистему, совершенствует её структуру и механизм функционирования вфинансовой системе страны. - 4 - I. Налоги в экономической системе общества. 1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения. Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующегоуровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке ина условиях, определённых законодательными актами.1 Государство осуществляет регулирующую функцию в сфере экономики,которая проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного,ценового механизмов. Бюджетно-финансовая система призвана обеспечивать эффективноеразвитие экономики. Важной "кровеносной артерией" бюджетно-финансовойсистемы являются налоги. Изъятие государством в свою пользу определённой части валовоговнутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущностьналога. Взносы осуществляют основные участники производства валовоговнутреннего продукта. За счёт налоговых взносов формируются финансовыересурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. В течение 1992-1993 годов серьёзные изменения вносились в механизмналогообложения и структуру налогов. На издержки становления налоговойсистемы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992году в налоговое законодательство семь раз вносились изменения идополнения.2 Источником налоговых платежей независимо от объекта налогообложенияявляется валовой национальный доход, который количественно не совпадает сваловым внутренним продуктом. Валовой национальный доход образует первичныеденежные доходы основных участников общественного производства игосударства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе:оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованныйдоход государства ( налоги в бюджет, а социальные отчисления - вовнебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов неограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Онпродолжается в перераспределении денежных доходов основных участниковобщественного производства в пользу государства: от работников - в формеподоходного налога и отчислений в пенсионный фонд, а от хозяйствующихсубъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов. Законодательством установлено, что объектами налогообложенияявляются: - прибыль (доход); - стоимость определённых товаров; - добавленная стоимость продукции; - имущество юридических и физических лиц;____________________________________________________________________1 - БулатовА.С. Экономика: учебник - М., 1995, на стр. 300.2 - ЧерникД.Г. Налоги: учебное пособие - М., 1995, на стр. 43 - 5 - - передача имущества (дарение, продажа, наследование); - операции с ценными бумагами; - отдельные виды деятельности; - другие объекты установленные законом. Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один разза установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год). Общее количество налогоплательщиков определяется количествомюридических лиц (предприятий, организаций учреждений), численностьюграждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц,занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан,уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетнуюсистему РФ. Кроме того, существует около 20 государственных Внебюджетныхфондов, отчислений. На долю отчислений в эти фонды приходится 46% суммыизъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему РФ. Причём 3/5 общей суммыотчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так называемыесоциальные фонды. Источником этих отчислений также является произведённыйваловой внутренний продукт, за счёт которого на стадии образования доходовосуществляются соответствующие платежи. В частности, внебюджетные фондысоциального назначения формируются по тарифам страховых взносов,привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Ставкиотчислений в фонды составляют: в пенсионный фонд - 28% ( кроме того, 1% уплачивается работником изего заработной платы); в фонд социального страхования - 5,4%; в фондзанятости населения - 2%; в фонд обязательного медицинского страхования -3,6%. По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. Кчислу прямых относят: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсныеплатежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служатоснованием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актови оборотов, финансовых операций ( налог на добавленную стоимость, акцизы,таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами). По мере повышения материального благосостояния населения, расширениякруга товаров массового потребления косвенные налоги эволюционировались: отоднократного налогообложения к многократному обложению хозяйственногооборота, начиная со стадии производства, т.е. от акциза к налогу с оборотаи затем к налогу на добавленную стоимость и акцизам. В нашей стране платежи государственных предприятий из прибыли неносили налогового характера. Осуществление рыночных преобразований вэкономике России активизировало работу по совершенствованию налоговойсистемы. Вместо налога с оборота и налога с продаж были введены два другихкосвенных налога: акцизный ( на ограниченный круг товаров) и на добавленнуюстоимость. - 6 - 1.2. Функции налогов. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способвыражения его свойств.3 Функции налогов: 1 Фискальная (бюджетная) функция - формирование доходной частигосударственного бюджета на основе стабильного и централизованного взиманияналогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.Благодаря этой функции формируются финансовые ресурсы государства,аккумулируемые в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимые дляосуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных,природоохранных и др.). 2 Контрольная функция - проявляется в возможности количественногоотражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностямигосударства в финансовых ресурсах. Благодаря ей оценивается эффективностькаждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляетсянеобходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь вусловиях действия распределительной функции. 3 Распределительная функция - обладает рядом свойств, характеризующихмногогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то,что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальныйхарактер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможностьсодержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу(просвещение, здравоохранение и т.д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активноучаствовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появилисьрегулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. Вналоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие подфункции,а так же подфункция воспроизводственного назначения. В отлаженной налоговойсистеме реализуются все функции и подфункции налогов. Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот,исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объектаналогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшенияналогооблогаемой базы, понижения налоговой ставки. Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направленына стимулирование: - финансирования затрат на развитие производства и непроизводственноестроительство; - малых форм предпринимательства; - занятости инвалидов и пенсионеров; - благотворительной деятельности в социально-культурной иприродоохранной сферах.Проференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и____________________________________________________________________3 - ЧерникД.Г. Налоги: учебное пособие - М., 1995, на стр. 46 - 7 -целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных затрат.Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условияхвозвратности и платности, оформляется соответствующим договором междупредприятием и региональным налоговым органом. Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налоговогокредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительнойвласти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговыхпоступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же,что и у налогового кредита. Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата заводу, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользованиеприродными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводствоприродно-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют чёткую отраслевуюпринадлежность. Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения:издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчётовналога на прибыль требует знания состава затрат по производству иреализации продукции(работ, услуг), и порядка формирования финансовыхрезультатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимостьвключаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортныйналог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами. При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пятьгрупп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог),налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты,финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местныеналоги. 1.3. Налоги как средство государственного регулирования. Основными объектами государственного регулирования экономики припомощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная,отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены,научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы,внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.4 Регулирующая функция налогов заключается в следующем: - установление и изменение системы налогообложения; - определение налоговых ставок, их дифференциация; - предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов частиприбылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии сзадачами государственное экономическое программирование.____________________________________________________________________4 - Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С.Булатова. - М.: Издательство БЕК,1995. - глава XV - 8 - Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения,избранная правительством. Например, налог с оборота при допущении его соборота между предприятиями по "принципу ограничения единства" не взимаетсяс оборота между предприятиями "органически единой" формы, корпорации иставил таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение.Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментомцентрализации капитала, создания единых структур. подразделения которыхтесно связаны между собой технически. Изменения налоговой ставки на прибыль. государство может создать илиуменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнемкосвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на уровеньцен. По мере усложнения и совершенствования государственного регули-рования экономики налоги всё шире использовались для регулированияструктуры народного хозяйства. Налоговые ставки всё более дифференци-ровались по отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающеесявоздействие на отраслевую и подотрослевую структуру, на изменение ролиотдельных земель, штатов, департаментов в народно хозяйственном комплексе.Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, а в малоосвоенных,экономически менее развитых районах они часто ниже. Налоговая система становится всё более гибкой. При сохранении основ иструктуры налогового законодательства государственные регулирующие органывыборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги дляпредприятий, следующих целям государственного регулирования экономики.Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую накапиталовложения, на научные исследования и внедрение их достижений, насоздание новых рабочих мест, охрану окружающей среды. Регулирующая функция налогов в современных условиях не столько в том,чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие иселективные стимулы для действий в соответствии с текущими целямигосударственного регулирования экономики, сколько в стремлении создатьжёсткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот,предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственнымиакциями. Большинство целей государственного регулирования экономикидостигается на Западе путём целенаправленного стимулированиякапиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основногокапитала зависят в основном темпы роста, состояние коньюктуры, занятость,спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвистиций -отраслевая и региональная структура, темпы и направленность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Преобладающей формойобеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетийявляется самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблетсяот 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными толькоблагодаря государственной налоговой политике, и в частностисанкционированному правительственными органами ускоренному амортизационномуспасению основного капитала. - 9 - II. Государственный бюджет. 2.1. Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями,организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.5 Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем,что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определённая долянационального дохода, необходимая для нужд расширенного воспроизводства вмасштабах всего общества, удовлетворения социо-культурных потребностейграждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственногоуправления. Возникновение бюджетных отношений немыслимо вне государства;но, будучи связанными с государством, они тем не менее являются элементомбазиса, а не надстройки. Бюджетные отношения - это органическая частьэкономической структуры общества; их функционирование объективнопредопределённо тем, что нужна материально-финансовая база дляосуществления государством его функций. В процессе функционирования бюджетные отношения получаютсоответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуютсяв бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру.Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизациифинансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровняразвития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях,учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач; масштабовнамеченных структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.п. Воснове бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфическихформах. Бюджет - категория, являющаяся частью финансов, характеризующаясятеми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеетособенности, отличающие её от других сфер и звеньев финансовых отношений. Кчислу особенностей относятся следующие: - государственный бюджет является особой экономической формойперераспределительных отношений, связанной с обособлением частинационального дохода в руках государства и её использованием с цельюудовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государст-венно-территориальных формирований; - с помощью бюджета происходит перераспределение национальногодохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства,территориями страны, сферами общественной деятельности; - пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере,чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенноговоспроизводства в целом и задачами, состоящими перед____________________________________________________________________ 5 -Финансы/ В.М.Родионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; Под ред.В.М.Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995. - глава XV. - 10 -обществом на каждом историческом этапе развития; - область бюджетного распределения занимает центральное место всоставе государственных финансов, что обусловлено ключевым положениембюджета по сравнению с другими звеньями. Сущность государственного бюджета как экономической категорииреализуется через распределительную ( перераспределительную) и контрольнуюфункцию. Функционирование государственного бюджета происходит посредствомособых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательныеэтапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой вруках государства. Доходы служат финансовой базой деятельности государства,расходы - удовлетворению общественных потребностей. 2.2. Доходы государственного бюджета. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие угосударства с предприятиями, организациями и гражданами в процессеформирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономическихотношений служат различные виды платежей предприятий, организаций инаселения в государственный бюджет. а их материально-вещественнымвоплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетныедоходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимостиобщественного продукта между различными участниками воспроизводственногопроцесса, а с другой стороны выступают объектом дальнейшего распределениясконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняяиспользуемая для формирования бюджетных фондов территориального,отраслевого и целевого назначения. Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджетзанимают налоги. На их долю приходится до 90% все поступлений в бюджетыпромышленно развитых стран (см. выше). Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся,с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности и отеё продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления отреализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Так жедоходы государственного бюджета могут получаться в виде процентов идивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходныхфирм и другие ценные бумаги, а также доходы от продажи ценных бумаг. - 11 - 2.3. Расходы государственного бюджета. Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства иего использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.В расходах бюджета находят своё выражение две стороны распределительногопроцесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формированиеденежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учрежденийматериального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетныеассигнования. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные видырасходов, каждый из которых может быть охорактерезован с качественной иколичественной сторон. Качественная характеристика позволяет установитьэкономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетныхрасходов, количественная - их величину. Активная роль государства вэкономической жизни общества, осуществлении социальных преобразованийобуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связанос действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнемсоциально экономического развития страны, разветвлённостью связей бюджета снародным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д.Сочетание названных фактов на каждом из этапов развития государствапорождает такую систему расходов, которая соответствует потребностямэкономики, типу и уровню управления ею. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического,социального и хозяйственного регулирования. Функция социальногорегулирования занимает первое место в бюджетных расходах, которая включаетв себя социальные пособия, образование, здравоохранение и т.д. Функцияхозяйственного регулирования включает в себя выделение бюджетных субсидийсельскому хозяйству. Функция политического регулирования включает в себярасходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики. Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами.Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам,а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, бьем расходов бюджеталимитируется жёсткими рамками поступающих бюджетных доходов, причёмпоследние в свою очередь определяются экономическими возможностямигосударства. Поэтому очень важно установить такой бьем бюджетных расходов итакие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бырешение стоящих перед обществом социально-экономических задач приминимальных затратах с максимальным народнохозяйственным эффектом. С другойстороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могутоказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства,развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д. - 12 - Заключение. Главным средством перераспределения валового внутреннего продуктаслужат государственные финансы, состоящие из государственного бюджета ивнебюджетных фондов. Государственный бюджет представляет собой годовой плангосударственных расходов и источников их покрытия. Он состоит изцентрального и местного бюджетов, их проекты и отчёты об их исполненииежегодно принимаются парламентами. Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные,хозяйственные, военные, а также на содержание управленческих органов иплатежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные целиосуществляются в форме государственных кредитов, субсидий и поручительств. Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие изних: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный,обязательный характер, простота и гибкость. Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая.Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставленияфизическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целямигосударственного регулирования хозяйства и социальной сферы. В современных условиях налоги стали предметом международныхсоглашений. В первую очередь это относится к таможенным пошлинам, а также квнутренним налогам в странах - участницах интеграционных объединений. Подведя итог выше сказанному, можно сказать, что налоги играют однуиз важнейших функций в финансовой системе перераспределения доходов вгосударственной системе. - 13 - Использованная литература:1. БорисовЕ.Ф. Основы экономической теории. М., 1996.2. КазаковА.П., МинаеваН.В. Экономика. М., 1996.3. Курс экономической теории/Под ред. ЧепуринаМ.Н., КисилёваЕ.А., Киров, 1994.4. ЛипсицИ.В. Экономика. М., 1996.5. МакконнеллК.Р.,БрюС.Л. Экономикс. М., 1996.6. Налоги: Учебное пособие/Под ред. ЧерникаД.Г. М., 1995.7. СаженаМ.А., ЧибриковГ.Г. Основы экономической теории. М., 1996.8. Современная экономика/Под ред. МамедоваО.Ю. Ростов-на- Дону, 1996.9. Финансы/Под ред. РодионовойВ.М. М.,1995.10. Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова. М., 1995.


izumzum.ru