На правах рукописи сатина ольга юрьевна - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
На правах рукописи сатина ольга юрьевна - страница №1/1




На правах рукописи

САТИНА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА


РАЗВИТИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ

ШКОЛОЙ АКАДЕМИКА АМН СССР Б.С. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО

14.00.04- болезни уха, горла, носа.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук.


Москва 2006

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский Государственный Медицинский Университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».


НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

член.-корр. РАМН, Засл. деят. науки РФ, профессор В.Т.Пальчун


ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор медицинских наук, профессор А.Н.Петровская

доктор медицинских наук, профессор В.П.Гамов
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

ГУЗ «Московский научно-практический центр оториноларингологии» Департамента Здравоохранения г. Москвы.


Защита состоится «____» _______________200__г. в ____часов на заседании

дссертационного совета К 208.072.04 в ГОУ ВПО Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Автореферат разослан «___» октября 2006г.


Ученый секретарь диссертационного совета:

доктор медицинских наук, профессор А.И. Хрипун




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность.

Оториноларингология, зародившись еще на заре развития человечества, прошла длинный и сложный путь своего развития от небольшой области хирургии и терапии до самостоятельной крупного раздела медицинской науки, сформировавшегося к концу XIX века. Становление ЛОР специальности исторически обусловлено развитием общества, естествознания и медицины и тесно связано с деятельностью выдающихся ученых и созданных ими научно-практические школ, которые, создавая новые научные подходы, методики и теоретические труды, а также решая вопросы подготовки новых поколений ученых и практических врачей, внесли неоценимую лепту в развитие оториноларингологии, переведя ее на новый, более высокий виток. Изучение роли выдающихся научно-практических медицинских школ и их вклада в медицинскую науку и развитие здравоохранения, а также формирование рационального мышления врача в контексте анализа научной проблемы с точки зрения ее развития, весьма актуально для высшей школы.

Актуальность исследования выдающейся оториноларингологической научно-практической школы академика АМН СССР Б.С. Преображенского определяется отсутствием обобщающих исследований обширного и разнопланового наследия этого научно-исследовательского коллектива. Изучение и обобщение уникального научного, педагогического и организационного опыта академика АМН СССР Б.С. Преображенского и его выдающихся учеников, сохранение и умножение заложенных ими традиций, актуально и необходимо для совершенствования высшего медицинского образования, развития медицинской науки и практики, подготовки практических врачей и научных оториноларингологических кадров на высоком уровне, улучшения качества медицинской помощи населению, а также для объективного воспроизведения этапов и направлений в развитии оториноларингологии.

Цель исследования.

Проведение комплексного изучения основных этапов формирования и развития научно-исследовательской школы Б.С. Преображенского, как одной из ведущих отечественных оториноларингологических школ ХХ века, а также обоснование приоритетов в научных направлениях, разрабатываемых школой и определение ее вклада в развитие оториноларингологии как научной специальности и учебной дисциплины.



Задачи исследования.

1.Раскрыть роль лидера школы Б.С. Преображенского в развитии и организации оториноларингологии как научной специальности и учебной дисциплины на основе анализа и систематизации его научных трудов.

2. Изучить становление школы Б.С. Преображенского, выделить ее научные принципы, основные направления деятельности и характерные черты.

3.Провести анализ и дать оценку основных достижений и приоритетов школы и выявить их соответствие современным направлениям развития оториноларингологии.



  1. Дать оценку вклада школы Б.С. Преображенского в подготовку врачей оториноларингологов, а также научных и педагогических кадров на основе обобщения организационного и педагогического наследия школы.

  2. Изучить преемственность методологии научного поиска, лечебно-диагностического и профилактического процессов в научной тематике учеников Б.С. Преображенского.

Методы исследования


В настоящей работе применялись следующие методы: исторический, историографический, изучение первичных архивных материалов, интервьюирование. Широко использовались научные и публицистические литературные материалы.

Хронологические рамки исследования


С начала ХХ века до настоящего времени.

Информационная база исследования


В качестве источников настоящего исследования были использованы научные труды Б.С. Преображенского и его учеников, а также сведения, содержащиеся в медицинской периодической печати ХХ века: монографиях, сборниках, учебных руководствах, методических пособиях, диссертациях, отчетах, планах и статьях; архивные материалы, хранящиеся в Центральном архиве г. Москва (ЦАГМ) и Центральном архиве общественно-политической истории г. Москвы (ЦАОПИМ).

Научная новизна.


На текущий момент в историко-медицинской литературе отсутствует монографические, диссертационные или какие либо другие исследования крупнейшей отечественной научно-исследовательской оториноларингологической школы Б.С. Преображенского, оказавшей значительное влияние на формирование и развитие оториноларингологии. В настоящей работе, впервые в медицинской литературе, дан полный и всесторонний анализ многогранной клинической, научной, практической и организационной деятельности школы Б.С. Преображенского на основании изучения совокупности печатных и архивных источников по данной проблеме. С позиции современных представлений о научной школе доказана правомерность утверждения о существования школы Б.С. Преображенского, очерчен круг учеников и последователей школы, выявлены и охарактеризованы основные ее черты. В диссертации впервые проанализированы с позиции современной медицины роль научной, лечебно-профилактической, педагогической, организаторской деятельности школы Б.С. Преображенского в формировании основ оториноларингологии и разработке ее новых направлений, внедрении новейших научных достижений в практику, подготовке научных и практических кадров. Введен в научный оборот ряд архивных материалов, что позволило воссоздать целостную научно обоснованную картину путей формирования, становления и методов работы школы.

Научно- практическая значимость


Материалы диссертации дополняют и развивают историко-медицинские исследования, связанные с изучением деятельности научных школ и их значения в развитии медицинской науки. Данная работа дает представление об основных направлениях научно-практической и организационной деятельности одной из крупнейших оториноларингологических школ – школы академика АМН СССР Б.С. Преображенского. Результаты исследования могут быть использованы для воссоздания полной, научно достоверной картины развития отечественной медицинской науки и высшего медицинского образования в России, для совершенствования преподавания медицинских специальностей в соответствие с запросами практического здравоохранения. Работа может быть использована в качестве методического материала для подготовки студентов в высших медицинских учебных заведениях, врачей и научных сотрудников в системе постдипломного образования, при создании материалов по истории отечественной медицины, анализе вклада отечественных научно-практических школ в развитие оториноларингологии и смежных специальностей

По теме диссертации опубликовано 4 научные работы.


Практические рекомендации.


Созданные школой алгоритмы диагностики, лечения и профилактики заболеваний ЛОР органов, не потерявшие актуальности до настоящего времени, могут быть использованы практическими оториноларингологами для повышения эффективности оказания медицинской помощи населению. Опыт научной школы Б.С. Преображенского может быть использован научными центрами для интенсификации научной деятельности, скорейшего внедрения результатов исследований в клиническую практику и улучшения качества подготовки специалистов.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Б.С. Преображенский в 40-70-х годах ХХ века является одним из лидеров отечественной оториноларингологии. Его многогранная научная и энергичная общественно-организационная деятельность позволила вывести оториноларингологическую науку и практику на новый виток, проложила пути для развития новых направлений ЛОР специальности, способствовала значительному прогрессу в области подготовки научных и практических кадров оториноларингологов. В научной биографии академика АМН СССР профессора Б.С. Преображенского, отражающей основы и особенности его научной, педагогической, врачебной и общественно-организаторской деятельности выделено пять этапов:

  2. Основанная Б.С. Преображенским научно-практическая школа оториноларингологов внесла существенный вклад в медицинскую науку и практику, сформировав современные основы учения о хроническом тонзиллите, создав новые направления ЛОР специальности: ЛОР аллергологию и ЛОР микологию и разрешив ряд важнейших вопросов патогенеза и лечения заболеваний носа и околоносовых пазух, среднего и внутреннего уха.

3. Основными чертами научной школы Б.С. Преображенского являются разработка и широкое внедрение в практику методов хирургического лечения ЛОР-органов, глубокое изучение анатомофизиологических основ нормы и этиопатогенеза патологии ЛОР-органов, формирование на этой основе научного подхода к диагностике и лечению, плодотворная педагогическая и общественная деятельность, направленная на совершенствование подготовки научных и практических кадров оториноларингологов, развитие научной медицинской печати, организацию научных съездов врачей, улучшение организации ЛОР помощи и т.д.

  1. В деятельности учеников Б.С. Преображенского прослеживается преемственность в методологии научно-исследовательской работы, лечебно-профилактического процессов, а также в тематике исследований с учетом растущих требований современного научно-технического прогресса.


Структура и объем диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения и выводов, списка используемой литературы и архивных источников, приложения (фотодокументов). Объем диссертации составляет 212 страниц, в том числе 166 страниц основного машинописного текста. Список литературы включает 789 наименований, в том числе 673 на русском языке, 77 на иностранных языках. Список архивных документов включает 39 источников из двух государственных архивов.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении определена актуальность темы диссертации, сформулированы цели и задачи исследования, обоснованы научная новизна и научно-практическая значимость диссертации, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе рассматривается понятие «научная школа», дается краткий обзор истории становления и развития оториноларингологии, приводится история становления отечественных ЛОР школ, дается критический анализ работ, посвященных деятельности Б.С. Преображенского и его учеников.

Во второй главе - «Формирование Б.С. Преображенского как центральной фигуры научной и общественной жизни оториноларингологии» проведен научный анализ творческой биографии ученого, выделены ее этапы, что явилось важным фактором в понимании закономерности формирования личности такого уровня, какой являлся Борис Сергеевич, сумевший выделить и развить ряд приоритетных научных направлений в оториноларингологии, предугадать их непреходящую актуальность и перспективность дальнейшего развития.

Б.С. Преображенский родился 15(28) июня 1892г. в Москве в семье известного оториноларинголога, впоследствии профессора I Московского государственного университета, С. С. Преображенского. Первый этап научной биографии Б.С. Преображенского соответствует его становлению как врача и исследователя (1910-1914гг.). Заинтересовавшись еще в первые студенческие годы оториноларингологией, Борис Сергеевич, будучи студентом IV и V курсов Московского университета, начал изучать этот предмет у наиболее известных русских специалистов того времени — С. Ф. Штейна, А. Ф. Иванова, С. С. Преображен­ского, К. А. Орлеанского. Еще в студенческие годы Б.С. Преображенский увлекся вопросами нарушения слуха.

Самостоятельную практическую работу оториноларингологом Борис Сергеевич начал в качестве фронтового врача в Первую мировую войну. В 1918г. он организовал и возглавил первое в Московской области специализированное ЛОР-отделение в г. Подольске, на базе которого им был приобретен богатый клинический опыт и проведены первые научные исследования, в которых, в частности, впервые в нашей стране дано исчерпывающее описание клинического течения и паталогоанатомической картины сыпнотифозной глухоты. На этом этапе жизни проявились такие черты Б.С. Преображенского как талант исследователя, сочетающийся с необыкновенным трудолюбием, целеустремленностью в науке и прекрасными организаторскими способностями. Уже первые научно-исследовательские работы молодого ученого говорят о таких принципах его научной и творческой деятельности, как внимание к актуальным проблемам оториноларингологии, умение нестандартно мыслить, находить научные и организационные решения.

Второй этап научной биографии Б.С. Преображенского (1921-1936гг.) связан с его работой в одной из ведущих ЛОР-клиник нашей страны под руководством Л.И. Свержевского, что оказало значительное влияние на его дельнейшую клиническую и научную деятельность. Б.С. Преображенского по праву можно считать учеником Л.И. Свержевского, продолжателем таких традиций, заложенных одним из основателей отечественной оториноларингологии, как доскональное изучение этиопатогенеза заболеваний ЛОР-органов, стремление к абсолютно точной диагностике, тщательность в определении показаний и противопоказаний к любому хирургическому вмешательству, строгое соблюдение принципов медицинской деонтологии, смелый подход к разработке и внедрению новых методов хирургического лечения. В период работы под руководством Л.И. Свержевского раскрылись научные, педагогические и организаторские способности, наметились основные направления многогранной научно-исследовательской деятельности Б.С. Преображенского. Одним из важнейших направлений научного поиска Б.С. Преображенского стало всестороннее изучение заболеваний органов слуха и равновесия. Проведенные им экспериментально-гистологические исследования органа слуха, впервые выявили дегенеративно-атрофические изменения в клетках спирального ганглия в условиях работы со свинцом, определили роль сотрясения как патогенетического фактора тугоухости, что доказало необходимость в дополнительных мерах защиты работников вредных производств и положило начало дальнейшим исследованиям в сфере профессиональной патологии ЛОР органов. Борисом Сергеевичем впервые в мире изучены паталогоанатомические изменения органа слуха при голодании в экспериментах на животных, предложен ставший классическим способ лечения ушного шума введением под надкостницу сосцевид­ного отростка инъекций раствора азотистокислого натрия. Фундаментальный труд по изучению патогенеза терапевтического действия люмбальной пункции при негнойных заболеваниях уха был положен в основу докторской диссертации.

Под руководством Б.С. Преображенского, в организованном им в 1926г. Всероссийском обществе глухонемых, активно работал отдел профилактики глухоты и глухонемоты, осуществлявший активное содействие в развитии специального образования глухонемых, разработке профилактических и лечебных мероприятий по сохранению слуха. На постах заведующего кафедрой сурдологии дефектологического факультета Московского педагогического института и председателя сурдоотиатрической секции при Московском Областном обществе оториноларингологов, он энергично способствовал подготовке кадров сурдопедагогов и сурдопедологов, поддерживал развитие системы отиатрического контроля в учебных заведениях; пропагандировал обучение глухонемых чтению с губ. Б.С.Преображенским разработана оригинальная классификация тугоухости у школьников, которая легла в основу инструкции для дефектологических школ и послужила теоретической основой для построения системы дифференцированного обучения глухонемых и тугоухих. Борису Сергеевичу принадлежат первые в нашей стране основательные руководства для студентов и врачей, не потерявшие своей актуальности до настоящего времени, в которых подробно и на высоком уровне освещены вопросы глухоты и глухонемоты. Б.С. Преображенским совместно с ведущими отечественными специалистами впервые в нашей стране были выявлены рентгенологические особенности и варианты расположения сигмовидного синуса и мастоидальной вены, строение височных костей, черепа и гортани глухонемых. В период работы под руководством Л.И. Свержевского Б.С. Преображенским проведены первые исследования в области тонзиллярной проблемы.

Третий этап научной биографии Б.С. Преображенского (1936-1941гг.) характеризуется его выдвижением в первые ряды отечественных оториноларингологов и организаторов высшего оториноларингологического образования. В 1936 г. Б.С. Преображенский был избран заведующим кафедрой болезней уха, горла и носа III Московского меди­цинского института. Приступив к работе по организации вновь созданной кафедры, он проявил исключительную любовь к делу, инициативу и большие организаторские способности. В этот период им, совместно с профессорами А.Г.Ли­хачевым и Я.С.Темкиным, написан учебник по болезням уха, горла и носа для студентов медицинских вузов, переведенный на несколько иностранных языков и сформировавший научное мировоззрение нескольких поколений оториноларингологов, выдержав семь переизданий. С 1938г. Б.С. Преображенский являлся заведующим отделением болезней уха, горла, носа Кремлевской больницы, совмещая эту работу с академической деятельностью. Одновременно он руководил научно-исследовательскими работами по ЛОР специальности Лечебно-санитарного управления Кремля. Борису Сергеевичу успешно удавалось сочетать плодотворный творческий поиск ученого с огромной по объему и значимости административной работой, состоя с 1940г. членом Ученого медицинского совета Наркомздрава РСФСР, принимая активное участие в работе ряда комиссий при Наркомздраве и Мосгорздраве.

Четвертый этап научной биографии Б.С. Преображенского совпал с началом Великой Отечественной войны, а также с назначением его на должность заведующего кафедрой ЛОР болезней II ММИ. Во время Великой Отечественной войны Существенным вкладом в отечественное здравоохранение явилась организаторская и руководящая работа Б.С. Преображенского на посту главы специальной оториноларингологической комиссии при военно-госпитальном комитете Ученого медицинского совета Наркомздрава СССР, которая разрабатывала широкий спектр важнейших вопросов. Основными задачами Б.С. Преображенского того времени являлось совершенствование обеспечения войск, улучшение организационных форм хирургической помощи на этапах медицинской эвакуации при различных видах боевых поражений ЛОР-органов, повышение технической оснащенности ЛОР-отделений госпиталей, налаживание практической и научной деятельности оториноларингологов. Под председательством Б.С. Преображенского в военное время была возобновлена деятельность Московского отделения Всесоюзного оториноларингологического общества. Б.С. Преображенский принимал деятельное участие в организации оториноларингологических конференций. Клиника, возглавляемая Б.С. Преображенским, помимо оказания лечебной помощи раненым и контуженным, а также гражданскому населению, вела активную научную работу. В послевоенное время сотрудниками клиники, под руководством Б.С. Преображенского был опубликован ряд ценных работ, посвященных опыту лечения воспалительных и травматических заболеваний ЛОР-органов.

Пятый этап научной биографии Б.С. Преображенского начался в послевоенное время и стал самым плодотворным периодом его деятельности, совпавшим со становлением и формирование его научной школы, достигшей своего расцвета к середине 50-х годов.

В третьей главе - «Формирование научно-практической школы Б.С. Преображенского» на основании современного представления о «научной школе» доказано, что научно-исследовательский коллектив, возглавляемый Б.С. Преображенским по праву может считаться научной школой, рассмотрены предпосылки создания школы Б.С. Преображенского, факторы, способствовавшие ее успешному развитию.

Предпосылками формирования школы Б.С. Преображенского явилась высокая потребность общества в изучении актуальных направлений оториноларингологии, подготовке высококвалифицированных практических ЛОР врачей, а также оториноларингологов – исследователей, а также наличие лидера в лице Б.С. Преображенского, обладавшего не только широтой теоретических знаний, научной компетентностью, высоким авторитетом и признанием в медицинских кругах, но и смелостью в постановке гипотез и их критичной проверкой в эксперименте, новаторством в науке, создание им перспективной, оригинальной, емкой, научной программы, охватывающей самые приоритетные направления оториноларингологии и смежных специальностей. Школу Б.С. Преображенского трудно отнести к какому-то одному типу научных школ. С одной стороны она несет в себе четко обозначенные научно-клинические черты, что позволяет ее рассматривать как «школу-направление в науке», с другой имеет все признаки школы готовящей кадры» или «научно-образовательной» школы.

Анализ работы клиники подтверждает, что одним из факторов ее успешного развития явилось идеальное сочетание науки и практики, критический анализ результатов экспериментальных исследований и высочайшие требования к разработке показаний к хирургическому и терапевтическому лечению заболеваний ЛОР-органов. Одним из основных направлений научных поисков школы явилось усовершенствование хирургических методов лечения заболеваний ЛОР-органов, чему способствовал большой поток многоплановых больных, высокая оперативная активность клиники, на базе которой проводилось до четырех тысяч оперативных вмешательств в год. Широко применялись все хирургические методы лечения ЛОР-органов, включая слухоулучшающие и микрохирургические. Слаженная работа кафедры, стационара и поликлиники позволила последовательно внедрять в лечебный процесс новейшие диагностические и лечебные методы, обеспечив высочайший уровень оказания медицинской помощи.

Огромное значение для развития оториноларингологии имел творческий подход к педагогической деятельности Б.С. Преображенского и его учеников. Использование на организационных основах таких принципов преподавания, как практика курации учащимися оториноларингологических больных, присутствие студентов на операциях, демонстративность в ходе практических занятий и лекций, обеспечивало высокий уровень базовой подготовки студентов. Клиника одной из первых ввела элементы программированного обучения, разработала эффективную систему подготовки научных и практических кадров, ввела в практику повышение квалификации врачей поликлиник на базе крупных ЛОР стационаров, организовала факультет повышения квалификации преподавателей. Разработанные школой Б.С. Преображенского принципы обучения оториноларингологов обеспечивали высочайший профессиональный уровень учеников школы, стали классическими и послужили прочной базой для дальнейшего совершенствования подготовки врачебных кадров.

Б.С. Преображенского отличала широкая общественная и организаторская деятельность и инициатива, что имело немаловажное значение для формирования и распространения идей школы.

Он оказал большое влияние на организацию здравоохранения, являясь центральной фигурой общественно-научной деятельности оториноларингологии в нашей стране. Б.С. Преображенский являлся главным отоларингологом лечебно-санитарного управления Кремля, консультантом 4-го Главного управления Минздрава СССР, председателем комиссии по инструментарию и освоению новой медицинской техники при МЗ СССР. Много сил и энергии он отдавал деятельности научных отоларингологических обществ, состоя председателем правления Московского общества оториноларингологов, заместителем председателя Всесоюзного и Всероссийского общества отоларингологов. Б.С. Преображенский являлся редактором центрального по специальности журнала «Вестник оториноларингологии», ЛОР-отдела БМЭ и ММЭ, входил в состав редакционных комиссий и авторских коллективов всех многотомных руководств по отоларингологии. Борис Сергеевич являлся действительным членом АМН СССР, заслуженным деятелем науки РСФСР, Героем социалистического Труда, был награжден пятью орденами В. И. Ленина и шестью медалями, орденами правительств Болгарии и Кореи. Международное признание заслуг и авторитета Б.С. Преображенского подтверждает его избрание членом редакционного совета журнала «Experta Medica», издававшегося в Нидерландах, членом международного комитета оториноларингологов, почетным членом Чехословацкого медицинского общества им. Пуркинье и ассоциации венгерских медицинских обществ. Ученики школы Б.С. Преображенского также вели активную общественную и организационную деятельность.

В главе 4 - «Вклад школы Б.С. Преображенского в оториноларингологию», на основании анализа возникновения и развития научных проблем в области отоларингологии и изучения работ Б.С. Преображенского и его учеников, выявлена сущность вклада школы в науку и практику оториноларингологии.

Только лидеру школы Б.С. Преображенскому принадлежит более 170 научных работ, посвященных важнейшим теоретическим и практическим аспектам оториноларингологии, а также ряд оригинальных монографий, фундаментальных трудов и руководств для врачей, многие из которых явились первыми исчерпывающими отечественными публикациями по исследуемым разделам ЛОР специальности и не потеряли своей актуальности до настоящего времени.

Под руководством Б.С. Преображенского защищено 19 докторских и 60 кандидатских диссертаций. Научная тематика школы является крайне разнообразной. Во многих разделах оториноларингологии Б.С. Преображенскому и его ученикам принадлежат приоритеты в отечественной и мировой литературе. В клинике, оказывающей большой объем экстренной помощи интенсивно разрабатывались вопросы неотложной хирургии. Вклад школы в развитие тонзиллярной проблемы, изучение заболеваний носа и околоносовых пазух, отиатрию является настолько значительным, что определил дальнейшее развитие этих разделов оториноларингологии на многие годы. Научные работы представителей школы Б.С. Преображенского не только соответствовали самым последним достижениям науки по различным разделам нашей специальности, развивая приоритетные концепции школы, но и открыли такие новые направления в специальности, как ЛОР аллергология, ЛОР микология. Кроме того, был разработан ряд важных вопросов ЛОР онкологии, заболеваний пищевода, профессиональной патологии, профилактики и диспансеризации в оториноларингологии, рационализации ЛОР инструментария и др.

Одним из основных научных приоритетов школы Б.С. Преображенского является изучение важнейших аспектов тонзиллярной проблемы. Б.С. Преображенским уточнены объективные признаки хронического тонзиллита и описан новый признак, вошедший в литературу как «признак Преображенского». Им доказано, что ни один признак хронического тонзиллита не является постоянным из-за многообразия анатомических вариантов и взаимоотношений миндалин с дужками. Б.С. Преображенским и его учениками обобщены и научно обоснованы показания к тонзиллэктомии на основании проявления у пациента местных и общих признаков хронического тонзиллита, обоснована важная роль своевременного хирургического лечения в терапии и профилактике заболеваний тонзиллогенного происхождения. Сделан значительный вклад в упрощение техники тонзиллэктомии и разработку мер по предотвращению ее возможных осложнений, что способствовало широкому распространению хирургического лечения хронического тонзиллита в нашей стране. Борису Сергеевичу принадлежит приоритет в разработке вопроса о возможности и целесообразности тонзиллэктомии в детском возрасте. Несомненной является заслуга школы Б.С. Преображенского в научном обосновании и смелом внедрении абсцесстонзиллэктомии в клиническую практику, преодолевая настороженное, а в ряде случаев негативное отношение ряда оториноларингологических школ. ЛОР-клинике ГКБ №1 принадлежит самый большой опыт в нашей стране по проведению подобных операций. В работах школы доказано отягчающее влияние хронического тонзиллита на течение ревматического процесса, обоснована необходимость проведения тонзиллэктомии для уменьшения частоты рецидивов этого заболевания

Однако Б.С. Преображенского и его учеников ни в коей мере нельзя отнести к числу оториноларингологов, абсолютизировавших значение хирургических методов лечения хронического тонзиллита. В работах школы, основанных на обширном клиническом опыте, прослеживается строго рациональный, научный подход к лечению хронического тонзиллита с учетом его взаимосвязи с общими заболеваниями организма и отдельными его органами. На основании предложенной Б.С. Преображенским оригинальной клинической классификаций ангин и хронического тонзиллита, а также детально разработанных вопросов этиопатогенеза, морфологии и диагностики, разработан рациональный алгоритм выбора тактики лечения этого заболевания, предложена четкая система профилактических мер по предотвращению возможных осложнений. Результаты большой научно-исследовательской работы школы в области тонзиллярной проблемы обобщены в капитальных трудах, не потерявших своей актуальности до настоящего времени. Анализ литературы свидетельствует, что школой Б.С. Преображенского заложена основа современного тонзиллярного учения.

Исследования школы Б.С. Преображенского стали источником новых направлений оториноларингологии, определив дальнейшие ее развитие, а нередко и коренной пересмотр сложившихся взглядов на этиологию, патогенез и лечение заболеваний ЛОР-органов. В частности это целиком и полностью относится к работам школы в области одного из ее приоритетных направлений - разработке проболеем аллергии в оториноларингологии.

Школой Б.С. Преображенского впервые были обобщены и проанализированы имеющиеся данные, а также проведены детальные собственные исследования этиологии, патогенеза и клинического течения вазомоторного ринита, на основании которых впервые предложена его этиопатогенетическая классификация. В работах учеников школы разработаны дифференциально-диагностических критерии различных форм вазомоторного ринита, включающие как общие клинические характеристики, так и объективные данные и методы.

Б.С. Преображенский, впервые в мире, на основании своеобразной клинической картины и характерного рентгенологического симптома, описал и выделил в отдельные нозологические формы вазомоторный и аллергический гайморит. Б.С. Преображенским предложена полная классификация синуситов, основанная на патогистологических изменениях слизистой оболочки околоносовых пазух в соответствии с клиническими данными, характерными для той или иной формы воспаления. Учениками Б.С. Преображенского были исследованы патогенетические механизмы, предложены методы выявления аллергического фактора в патогенезе гайморита и разработаны способы его эффективного лечения и профилактики. Впервые доказана роль аллергического фактора в патогенезе ложных кист верхнечелюстных пазух. Впервые в нашей стране проведено крупное обобщающее исследование патогенеза, клиники и диагностики полипозного риносинусита. Разработано комплексное этиологическое и патогенетическое лечение рецидивирующих форм этого заболевания. Б.С. Преображенский первым среди оториноларингологов выявил возможность, как изолированных заболеваний глотки, так и сопутствующих проявлениям аллергии на коже и слизистых оболочках, выделив аллергическую острую и инфильтративно-цианотичную мезофарингопатию, а также впервые описав острый аллергический паратонзиллит. В работах учеников школы впервые достоверно выявлена роль различных аллергенов, а также нарушения нервно-сосудистой реактивности в патогенезе фарингита. Б.С. Преображенским впервые были описаны острые и хронические аллергические ларинго- и трахеопатии и указано на большое значение раннего определения аллергической природы острого ларингита, особенно сопровождающегося стенозом гортани, и своевременного проведения десенсибилизирующей терапии («медикаментозной трахеотомии»), которая в ряде случаев, может предотвратить хирургическое вмешательство. Доказательство школой Б.С. Преображенского роли инфекционной бактериальной, вирусной, грибковой и лекарственной аллергии, а также аутоаллергии в патогенезе заболеваний ЛОР органов позволило применять эффективную тактику лечения в отношении многих нозологических форм, считавшихся ранее воспалительными, избегать неоправданных хирургических вмешательств. Не только теоретическое обоснование роли аллергического фактора в патогенезе заболеваний ЛОР органов, но и практическое воплощение его в практику оказания медицинской помощи выдвинуло школу Б.С. Преображенского в число ведущих научно-исследовательских коллективов в этом вопросе.

Значительный вклад сделан школой Б.С. Преображенского в изучение такой актуальной проблемы оториноларингологии как профилактика и лечение воспалительных заболеваний носа и околоносовых пазух. Изучены особенности клиники и патогенеза поражения ЛОР-органов вирусными инфекциями, причины осложнений при пункции верхнечелюстной пазухи и меры их профилактики. Разработаны топографо-анатомические предпосылки операции на решетчатом лабиринте при комбинированных поражениях прида­точных пазух носа и разработана новая «щадящая» операция вскрытия решетчатого лабиринта через верхний отдел медиальной стенки верхнечелюстной пазухи. Предложена модификация радикальной операции на верхнечелюстной пазухе, позволившая уменьшить травматизацию тканей. Изобретен безопасный, удобный в применении троакар для трепанопункции лобной пазухи, широко используемый и в настоящее время, а также разработана методика вмешательства, показания к ней и меры по профилактике осложнений. Разработаны специальные элевато­ры для репозиции костей носа и новый ме­тод тампонады полости носа для фиксаций костных отломков. Б.С. Преображенским предложена оригинальная модификация дренажа при радикальной операции на лобной пазухе.

Школой предложен ряд классификаций хронического гнойного среднего отита, изучен патогенез, разработан прогноз и тактика лечения различных форм этого заболевания. Восполнен пробел в изучении вопроса о причинах длительного заживления трепанационных ран после операций на среднем ухе и предложены меры по ускорению этого процесса. Разработан оригинальный метод пластического закрытия стенок послеоперационной полости среднего уха периостальным лоскутом на ножке, что позволило добиться заживления большей части костной раны по типу первичного натяжения в более короткие сроки. Уточнены особенности патогенеза, клиники и дифференциальной диагностики, а также причины неуспешного лечения отогенных абсцессов мозга, негнойного энцефалита и арахноидита. Предложены принципы тактики лечения этих заболеваний, в настоящее время общепринятые оториноларингологами. На базе организованного в клинике Б.С. Преображенским одного из первых в нашей стране сурдологических отделений изучены важнейшие аспекты этиологии, клиники и лечения больных отосклерозом, выделены его формы, впервые изучен электролитный состав внутрилабиринтных жидкостей, предложена оптимальная методика слухулучшающей операции – стапедэктомия с введением в открытое овальное окно тефлонового протеза и укладкой вокруг его основания стенки вены. Разработаны такие важнейшие аспекты тимпанопластики, как акустические свойства наиболее часто применяемых трансплантатов, показания, рациональные методы отбора и подготовки больных к операции, предложены собственные оригинальные решения хирургического лечения больных с аллергией, непроходимостью слуховой трубы, неподвижностью лабиринтных окон. Впервые в мире изучен электролитный и аминокислотный состав внутрилабиринтных жидкостей. Школой предложены эффективные схемы сосудистой и стимулирующей терапии при различных поражениях звуковоспринимающего аппарата с применением новейших в нашей стране лекарственных препаратов, разработаны методы интрамиатальной и ретроаурикулярной внутрикожной новокаиновой блокады, технически простые и доступные в лечебной практике. Проведен анализ аудиометрических тестов и выявлены характерные черты аудиограмм при гнойной и негнойной патологии уха.

Впервые в нашей стране доказана роль грибковой флоры в патогенезе наружных отитов, описаны методы диагностики, предрасполагающие факторы, клиническая картина и терапия больных отомикозом в зависимости от возбудителя заболевания и основано новое направление оториноларингологии – микология ЛОР органов.

Материалы исследований школы Б.С. Преображенского легли в основу новых методов диагностики, лечения, профилактических мероприятий, организационных форм и были внедрены в практику здравоохранения.

Плодотворная деятельность школы Б.С. Преображенского в разработке актуальных проблем клинической оториноларингологии, обеспеченная широким фронтом исследований, проводимых в клинике, нашла отражение не только в многочисленных публикациях, выступлениях на съездах и обществах оториноларингологов, но и в учебниках, капитальных монографиях и руководствах, воплотивших в себе результаты огромного опыта и научных изысканий школы и являющихся настольными книгами для нескольких поколений оториноларингологов. Это явилось существенным вкладом школы в расширение знаний врачей в области новых методов обследования и лечения.

Деятельность школы Б.С. Преображенского не ограничивалась решением только научных и клинических проблем. Б.С. Преображенским опубликован ряд ценных работ по врачебной этики и деонтологии, методологии научных исследований и подготовке кадров практических врачей и профессорско-преподавательского состава. Гуманистические принципы профессионального служения врача, которые отстаивал Б.С. Преображенский, требования индивидуального подхода к больному с учетом персональных особенностей его организма бережно сохраняются сегодня в клиниках, возглавляемых его учениками.

В главе V - «Школа Б.С. Преображенского» дана качественная и количественная характеристика, очерчена география и круг представителей школы. Установлено, что под непосредственным руководством Б.С. Преображенского совершенствовались сотни оториноларингологов, среди которых 22 доктора, 60 кандидатов медицинских наук, из них 10 заведующих кафедрами ЛОР болезней в нашей стране и зарубежом, 2 директора научно-исследовательских институтов. Более подробно освещена научная биография одиннадцати крупнейших учеников Б.С. Преображенского.

Учениками и последователями Б.С. Преображенского, многие из которых заняли самостоятельное место в науке, основали собственные научно-практические школы, творчески развиты идеи и направления научной и практической деятельности, выдвинутые их учителем, что определило основные черты школы. Характерными чертами научной школы Б.С. Преображенского являются: приоритетность, своевременность, многоплановость, целенаправленность и практическая направленность разрабатываемых научных проблем, функционально-экспериментальное направление исследований, органическая связь со смежными медицинскими специальностями, широкое внедрение научных достижений в практику, новаторство в подготовке высококвалифицированных научных кадров и врачей-оториноларингологов, развитие научной медицинской печати, плодотворная общественная деятельность.

Научная школы Б.С. Преображенского оказалась жизнеспособной, с уходом ее лидера она успешно развивается.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования научно-исследовательской школы Б.С. Преображенского. Проведен анализ вклада лидера школы и его учеников в оториноларингологию, освещен вклад школы в развитие ряда приоритетных разделов ЛОР специальности, а также в создание ее новых направлений. Показано, что теоретические разработки Б.С. Преображенского и его учеников изложенные в многочисленных трудах, не потерявших своей актуальности до настоящего времени, составляют фундаментальную основу современной оториноларингологии. На примере научной школы Б.С. Преображенского доказано важнейшее значение научно-практических школ для прогресса медицинской науки.


Выводы.


  1. Школа академика АМН СССР профессора Б.С. Преображенского является одной из ведущих отечественных оториноларингологических школ, сыгравших заметную роль в развитии отечественной оториноларингологии. В ней подготовлено 60 кандидатов, 22 доктора наук, 13 из них возглавили кафедры и научно- исследовательские институты в нашей стране и зарубежом.

  2. Основополагающей в создании, развитии и достижениях школы является научная и общественная деятельность одного из лидеров отечественной оториноларингологии Б.С. Преображенского, оказавшая значительное влияние на оториноларингологическую науку и практику, высоко оцененная в нашей стране и зарубежом и не потерявшая своей актуальности в настоящее время.

  3. Разработана научная биография академика АМН СССР профессора Б.С. Преображенского отражающая основы и особенности его научной, педагогической, врачебной и общественно-организаторской деятельности, выделены ее этапы:

Первый этап - 1910-1914гг.

Второй этап -1921-1936гг.

Третий этап – 1936-1941гг.

Четвертый этап – 1941-1945гг.



Пятый этап - 1945-1970гг.

  1. Характерными чертами научной школы Б.С. Преображенского являются: приоритетность, своевременность, многоплановость, целенаправленность и практическая направленность разрабатываемых научных проблем, функционально-экспериментальное направление исследований, органическая связь со смежными медицинскими специальностями, широкое внедрение научных достижений в практику, новаторство в подготовке высококвалифицированных научных кадров и врачей-оториноларингологов, развитие научной медицинской печати.

  2. Школой Б.С. Преображенского заложены основы современного учения о хроническом тонзиллите.

  3. Работы школы по изучению патологии носа и околоносовых пазух, среднего и внутреннего уха имеют большое значение в разработке методов диагностики и лечения этих заболеваний.

  4. Бесспорными приоритетами в отечественной науке являются разработки школы в области ЛОР аллергологии и ЛОР микологии, ставшие точками роста для становления этих разделов оториноларингологии.

  5. Научная школа Б.С. Преображенского во многом определила плодотворное развитие оториноларингологии. Труды Б.С. Преображенского и его учеников являются важным вкладом в отечественную и мировую науку и в настоящее время составляют фундаментальную основу ЛОР специальности.

  6. Доказана преемственность в методологии научного поиска, диагностического и лечебно-профилактического процессов, а также в тематике исследований школы Б.С. Преображенского в работах новых поколений ученых. Научная школы Б.С. Преображенского оказалась жизнеспособной, с уходом ее лидера она успешно развивается, сохраняя свои лучшие традиции.



Список научных работ, опубликованных по теме диссертации.


  1. Сатина О.Ю. О классификации хронического тонзиллита. // Материалы ХVII съезда оториноларингологов России. Нижний Новгород, 7-9 июня 2006 года, С. 220-221.

  1. Сатина О.Ю. Б.С. Преображенский и его научно-практическая школа.//Лечебное дело.2006 г. №2. С. 79-83.

  2. Пальчун В.Т., Сатина О.Ю. Школа Б.С. Преображенского и ее вклад в развитие современной оториноларингологии. //Вестник оториноларингологии. 2006г., №5, С. 35-38.

  3. Сатина О.Ю. Становление ЛОР аллергологии и ее отражение на страницах «Вестника оториноларингологии» (обзор проблемы). // Вестник оториноларингологии. 2006, №5, С. 43-47.






izumzum.ru