страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Н. И. Лобачевского О. Н. Савинова Информационное планирование в этноконфессиональной - страница №1/1
![]() Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского О.Н. Савинова Информационное планирование в этноконфессиональной сфере Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 031300 «Журналистика»
Нижний Новгород 2013
ББК 76.01 С13 С13 Савинова О.Н. Информационное планирование в этноконфессиональной сфере: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. –19 с. Рецензент: д.ф.н., профессор Шарыпина Т.А. Учебно-методическое пособие «Информационное планирование в этноконфессиональной сфере» предназначено для магистрантов 1-го курса, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика» (магистерские программы «Теория журналистики», «Паблик рилейшнз», «Международная журналистика»). Учебно─методическое пособие предназначено для магистрантов, изучающих дисциплину по выбору «Информационное планирование этноконфессиональных процессов» и включает учебную программу, подготовленную в соответствии с образовательными стандартами ФГОС-3, задания для самостоятельной работы, вопросы к зачету и список рекомендуемой литературы по курсу. Ответственный за выпуск: председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ, к.ф.н., доцент И.В. Кузьмин
ББК 76.01 © Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2013
Цель курса – Содержание дисциплины направлено на получение знаний о тенденциях развития современных этнополитических процессов в мире, стране и одном из самых многоконфессиональных и многонациональных округов – Приволжском федеральном округе; кардинальных изменениях в практике постсоветской журналистики, роли СМИ в формировании толерантности общества. Задачи курса:
- дать практические рекомендации по информационному планированию этноконфессиональных проектов, направленных на формирование толерантности общества; - представить магистрантам позитивный опыт участия прессы в решении вопросов гармонизации межнациональных отношений, проанализировать существующие риски, способствующие дестабилизации этноконфессионального мира и согласия. - выработать навыки овладения технологическими приемами ведения диалога, переговоров; - закрепить навыки проведения мониторинга СМИ, умение хорошо ориентироваться в вопросах функционирования современных национальных СМИ (их типология, тематике, видах и т.д.);
Курс «Информационное планирование этноконфессиональных процессов» относится к общенаучному циклу М.1 и является дисциплиной по выбору. На освоение данной дисциплины отводится 2 семестр первого года обучения в магистратуре. Для успешного освоения курса «Информационное планирование этноконфессиональных процессов» магистрантам необходим комплекс знаний, полученных во время предшествующего обучения, а также обеспечиваемых параллельно читаемыми дисциплинами, с которыми он координируется. Это сведения о процессах массовой коммуникации и ее трансформации в современном обществе («Современные теории массовой коммуникации»), понимание сути исторических этапов развития прессы («История развития печати»), овладение методологией и методикой проведения медиаисследований («Методология и методика медиаисследований»). Изучение данного курса базируется и опирается на знания, полученные магистрантами ранее в рамках освоения дисциплин цикла Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл: «История», «Социология», «Политология». Знания и навыки, полученные магистрантами в результате изучения курса «Информационное планирование этноконфессиональных процессов», выступают в качестве теоретико-методических предпосылок для освоения курсов «Проблемы современности и повестки дня в СМИ», «Актуальные проблемы современной журналистики», «Медиакритика», дисциплин вариативной части учебного плана, связанных с задачами конкретной магистерской программы, профессионально-творческих практикумов, производственной практики.
В ходе изучения дисциплины магистрант должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК-1): -Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к развитой саморефлексии, анализу своего социального и профессионального опыта. Магистрант должен овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК-9,10): - Углубленные знания в избранной предметной области исследований: история, теория и практика отечественных СМИ, отдельных ее видов и типов, медиасоциология, медиапсихология, медиаэкономика, правовые, этические нормы, организация редакционной деятельности, методы журналистского творчества, контент, язык и стиль СМИ, организация редакционной деятельности; - Основательное знание видов и типов научных медиаисследований, принципов разработки их методологии, методики и правил организации исследования, методов анализа и интерпретации полученных данных. По ФГОС-3 освоение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций ОК-1,ПК-9, ПК-10. В результате изучения дисциплины студент должен: - знать тенденции развития современных этнополитических процессов, методологию и методику информационного планирования; - уметь профессионально анализировать современную этнополитическую ситуацию, хорошо ориентироваться в вопросах функционирования современных национальных СМИ; -владеть навыками технологических приемов проведения мониторинга СМИ, медиапланирования этнокультурных проектов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Рассматриваются теоретические концепции и законодательные основы национальной политики в Российской Федерации. Анализируются доктринальные основы этнополитики России в ХХ веке, теоретический вклад видных исследователей по вопросам национальной политики Абдулатипова Р.Г., Губогло М.Н., Дробижевой Л.М., Зорина В.Ю., Тишкова В.А. Рассматриваются важнейшие законодательные документы – от Концепции государственной национальной политики (1996г.) до проекта «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации» (2012г.). Раскрывается характеристика этнокультурной ситуации в одном из самых многоконфессиональных и многонациональных федеральных округов -Приволжском федеральном округе.
Перепись населения как одна из важнейших государственных процедур, итоги которой помогают обеспечивать адекватное управление в этнокультурной сфере. Итоги переписи населения 2010 года. Раскрывается история народов Поволжья, взаимовлияние их культур и традиций как основа современной этнокультурной модели. Анализируются вопросы влияния русской культуры, культуры тюркских народов и финно-угорского мира, представленных в Приволжском федеральном округе, на формирование медиапространства округа. Анализируются окружные издания «Наш дом – Татарстан», «Марийский мир», «Финно-угорская газета», «Этнопанорама».
Раскрываются теоретические вопросы государственно-церковных отношений, изложенных в работах отечественных исследователей Трофимчука Н.А., Овсиенко Ф.Г., Мчедлова М.П., ЗалужногоА.Г. Рассматриваются вопросы структурирования и характеристика религиозных организаций, действующих на территории РФ, анализируется возросшая активность присутствия «религиозного фактора» в прессе. Современная конфессиональная пресса России, тенденции ее развития. Освещение религиозно-этнических конфликтов в прессе. Процессы глобализации и необходимость толерантности в отношениях между религиями, расширения диалога между церквями. Внутрицерковные и межцерковные отношения. Трансформация социальных коммуникаций РПЦ.
Анализируются вопросы деятельности традиционных религиозных организаций и национально-культурных общественных объединений в регионе; раскрываются вопросы функционирования специализированных этноконфессиональных изданий. Рассматривается практика освещения этнокультурной и конфессиональной ситуации медиахолдингами традиционных религиозных конфессий в Нижегородской области. Раскрываются вопросы диалога внутри изданий и между ними, актуальной тематики этноконфессионального дискурса, его жанровые и языковые особенности.
Рассматриваются вопросы информационного обеспечения деятельности церкви как социального института ;информационно-коммуникационные технологии РПЦ в современном обществе. Роль Русской православной церкви в сохранении традиционных нравственных ценностей, формировании духовности общества в условиях вызовов времени. Формирование позитивного имиджа института церкви: дискуссия в СМИ. Анализируются печатные и электронные ресурсы: сайты «Православие и мир», «Милосердие.ru», «Religare» ,журналы «Нескучный сад», «Фома», «Моя надежда», «Саша и Даша», «Дамаскин», газеты «НГ»Религия», «Нижегородские епархиальные ведомости», радио «Образ». Особенности использования информационной среды в развитии диалога церкви, общества и государства.
Рассматриваются основы и этапы медиапланирования по разработке и реализации этнокультурных проектов, направленных на формирование толерантности общества. Дается алгоритм составления краткосрочного, среднесрочного и дальнесрочного планирования. Рассматриваются креативные медиатехнологии сопровождения этнокультурного проекта на всех этапах его осуществления. Анализируются конкретные проекты и практики медиасопровождения общественно значимых этнокультурных событий в Приволжском федеральном округе и его центре Нижнем Новгороде» , таких как, «Конгресс народов России, православная выставка-ярмарка «Нижегородский край – земля Серафима Саровского», «Фестиваль национальных культур».
Рассматриваются вопросы Интернет-коммуникаций в развитии этнокультурного дискурса в современном обществе, возможностей и рисков для развития процессов в этнокультурной сфере. Творческие и законодательные аспекты путей развития медиастратегии, обеспечивающей уважение к национальной аудитории, приоритет национальных интересов государства, эффективный диалог различных культур и мировоззрений.
Самостоятельная работа студентов по изучаемой дисциплине направлена на закрепление теоретических знаний, полученных в ходе учебных занятий и включает в себя такие креативные технологии, как проведение мониторинга этнокультурного дискурса в федеральной и региональной прессе, подготовка аналитических обзоров прессы по этнокультурной ситуации в регионе, подготовка презентаций докладов, проведение тестирования. Кроме того, магистранты разрабатывают творческие проекты, связанные с реализацией конкретных региональных программ по гармонизации межнациональных отношений, под руководством преподавателя участвуют в проведении значимых общественно-политических мероприятиях по этнокультурной тематике, проводимых в центре Приволжского федерального округа - Нижнем Новгороде (таких, как Конгресс народов России, фестиваль национальных культур, выставка» Нижегородский край – земля Серафима Саровского», проводимой на базе ВЗАО» Нижегородская ярмарка»). Примерные вопросы для проведения мониторинга прессы на тему «Этнокультурный дискурс на страницах федеральных и региональных СМИ» -проанализировать количественные и качественные показатели представленности этнокультурной проблематики; -проанализировать жанровое многообразие, стилистику и контекст, в которых размещаются материалы по проблемам межнациональных отношений; -оценить редакционную политику в отношении этнокультурной тематики; -охарактеризовать общую ситуацию относительно присутствия в информационном поле публикаций по гармонизации межнациональных отношений; -предложить рекомендации по совершенствованию редакционной политики в отношении освещения вопросов гармонизации межнациональных отношений.
1.Как правильно обратиться к: -Митрополиту; -Архиепископу; -Епископу 2.Кто такой архиерей? 3.Сколько дней длятся святки? 4.Как называется священная книга иудаизма? 5.Из какой священной книги эти строки: «Ищите рай под ногами матерей?» 6.Кто автор этих строк: «Я в руки взял Коран, тисненный строго, Пред ним склонялись гордые имамы. Он говорит: Нет Бога, кроме Бога, Я говорю: «Нет мамы, кроме мамы!» 7.Сколько народов и народностей проживает в: -Российской Федерации; -Приволжском федеральном округе; -в Нижегородской области 8. Издания, выходящие на национальных языках в Приволжском федеральном округе. 9.Назовите традиционные религиозные конфессии России 10.Назовите законодательные документы, регулирующие вопросы национальной политики в Российской Федерации. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
IV.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ а) основная литература
б) дополнительная литература:
http://iudaizm.com/ http://1tora.ru/http://www.pravoslavie.ru/ http://www.pravmir.ru/ http://blagochestie.ru/ http://poisk.cerkov.ru/ http://www.patriarchia.ru/ http://www.nne.ru/ http://www.islamnn.ru/ http://islam-today.ru/ http://www.religare.ru VI.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для самостоятельной работы необходимо обеспечение студентов компьютерами и доступом в Интернет, ноутбук, мультимедийный проектор, экран. VII.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Преподавание курса «Информационное планирование этноконфессиональных процессов» основано на сочетании лекционных занятий и самостоятельной работы, включающей в себя проведение мониторинга средств массовой информации, участие в проведении общественно значимых этнокультурных проектов. Процесс преподавания ориентирован на современные инновационные образовательные технологии, предполагающие использование активных методов обучения, что способствует личностному развитию магистрантов как будущих профессионалов. Для оценки процесса освоения магистрантами материала в ходе текущей и промежуточной аттестации используется система практических заданий, рассчитанных на закрепление изученного теоретического материала. СОДЕРЖАНИЕ Министерство образования и науки Российской Федерации 1 4.Объем дисциплины и виды учебной работы 7 1.Абдулатипов Р.Г. Этнонациональная политика в Российской федерации. Концепции, практика, реализация, перспективы, М.: Классик Стиль, 2007. – 552 с. 15 2.Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. - СПб.,2003. – 313 с. 15 Ольга Николаевна Савинова Информационное планирование в этноконфессиональной сфере Учебно-методическое пособие Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23. Подписано в печать 2013. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1,2. Заказ № . Тираж 100 экз.
им. Н.И.Лобачевского 603000, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37 Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01 |