Муниципального образования абдулинский район оренбургской области - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образования администрации муниципального образования кувандыкский... 1 89.18kb.
1. Краткая характеристика муниципального образования 1 81.28kb.
Совет депутатов муниципального образования Аннинское сельское поселение... 1 42.89kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального... 16 4092.29kb.
Администрация муниципального образования "Чердаклинский район" в... 1 36.22kb.
Муниципального образования «карсунский район» 1 45.52kb.
О закреплении за муниципальными общеобразовательными учреждениями... 1 14.86kb.
1. Одобрить прилагаемые основные показатели прогноза социально-экономического... 1 122.04kb.
Управление образования администрации муниципального образования вязниковский... 23 6352.8kb.
2. Характеристика города с указанием конкретных заслуг представляемого... 1 40.93kb.
Доклад Чирипова Даба-Жалсана Шагжиевича, главы муниципального образования... 1 304.43kb.
Современные исследовательские программы и методы изучения культуры 1 252.24kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Муниципального образования абдулинский район оренбургской области - страница №1/6

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР МБОУ «СОШ №3»

________________ Саморукова Л.Ю..


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АБДУЛИНСКИЙ РАЙОН

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ООП) НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2010г.

  1. Целевой раздел:




  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.




  1. Содержательный раздел:




  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  2. Программы отдельных учебных предметов.

  3. Программа духовно-нравственного воспитания.

  4. Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.

  5. Программа коррекционной работы.




  1. Организационный раздел:




  1. Учебный план начального общего образования

  2. План внеурочной деятельности

  3. Система условий реализации основной образовательной программы




 Содержание:




I. 1.Пояснительная записка

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

       с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

       освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

       принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

       формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками

 Тип и вид образовательного учреждения: муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 3».

  Цели и задачи:1.Приоритетным направлением для МОУ «СОШ №3» является трудовое и духовно- нравственное развитие ребёнка, утверждающее такие человеческие ценности, как согласие, сотрудничество и взаимопонимание.



Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

2. Программы и учебники должны обеспечивать гражданско –ориентированное образование младших школьников.

Запланированные учебники:

- Обучение грамоте и чтению.
Азбука.  Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
- Русский язык. 1-2 класс - авторы: Чуракова Н.А. и др.; 3-4 класс- авторы: Каленчук М.Л. и др.
- Литературное чтение.  Автор Чуракова Н.А.
- Математика.  Автор Чекин А.Л.
- Окружающий мир.  Авторы:  Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.
- Технология.   Авторы:  Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б.
- Информатика. 2-4 класс.  Авторы:  Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

3.Одной из основных задач школы является целостное развитие личности.

4.Образование строится на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребёнке.

5.Образование должно соответствовать устойчивому развитию личности.



6.Структура и содержание образовательной программы.

Модель нашей школы отвечает потребностям современного этапа развития страны. Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.



7. Адресность программы.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь. Анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

8. Кадровое обеспечение.

Важным моментом реализации общеобразовательной программы и программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Работа должна осуществляться специалистами с высшим образованием, первой и высшей квалификационных категорий , имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

9.Требования к комплектованию классов.

.Количество учащихся в классах не должно превышать 14 человек, так как площадь классов не позволяет обучения в них большего количества учащихся.



10.Особенности первой ступени обучения.

Начало учебного года с 1 сентября, продолжительность учебного года для первоклассников 33 недели с пятидневной рабочей неделей и 35-минутными уроками. Во 2–4-х классах – 34 недели, продолжительность учебной недели 6-дневная, продолжительность уроков 45 минут. Продолжительность каникул в течение учебного года на первой ступени обучения составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в 1-ом классе – дополнительные недельные каникулы в феврале.

11.Стратегическая характеристика программы. При определении основной образовательной программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, не все дети посещают детский сад, дети приходят с индивидуальными различиями в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При школе ведётся предшкольная подготовка и проводится работа по адаптации детей к обучению в школе. Подготовительную работу с детьми ведут компетентные педагоги первой квалификационной категории.

12.Материально техническое обеспечение.

В школе созданы все условия для успешного обучения детей: светлые тёплые классы с оборудованными рабочими местами для учащихся, горячее питание для всех учащихся, спортивный зал, два компьютерных класса, библиотека с читальным залом, музей, медицинский кабинет, тёплые санузлы.

13.Планируемые результаты.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

-личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;



14.Внеурочная деятельность. Работа с одарёнными детьми.

В лицее функционирует широкая сеть кружков и секций, планируется дальнейшая организация различных интеллектуальных и творческих соревнований, учащихся начальных классов, успешное участие в проектно-исследовательской деятельности. Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей при ЦДТ Абдулинского района.



15.Работа с детьми с ограниченными возможностями.

МОУ «Покровский лицей» имеет лицензию по коррекционному обучению детей седьмого вида, поэтому у педагогов лицея есть все возможности для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья.

16.Научно- исследовательская деятельность. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчество и проектно-исследовательскую деятельность через активное участие в работе научного общества лицея.



17.Участие родителей в учебно-воспитательном процессе.

Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

- участие родителей (законных представителей), общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды: работа руководителями школьных кружков и секций, в составе «Совета школы» и других органов самоуправления. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты. Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования,

18.Самостоятельная деятельность обучающихся и использование образовательных технологий в учебно-образовательном процессе.

В школе существует

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и возможностей индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития;

- Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- существует возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников.

19.Нормативно-правовая база.

Учебный план образовательного учреждения разработан на основе: нормативно-правовых документов федерального уровня:

        Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32).

        Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ).

        СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.

        Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).

        Приказ МОиН РФ № 822 от 23.12.2009 Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 год. (Полный перечень опубликован в журнале «Вестник образования», 2009, №4, а также на сайте МОиН РФ. За изменениями, происходящими в Федеральном перечне, можно проследить и Интернете (сайт www.edu.gov.ru)

        Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).

        Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000).

        О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

        Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998).

        Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003).

        Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

        О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001);



I. 2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему



обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

- обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов

освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфик

и обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

- являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.



Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

- определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

- определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

- выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.



Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

- междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»;


  • программ по всем учебным предметам — «Русский язык»,, «Литературное чтение» «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», , «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».


I.3.СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  

В соответствии со Стандартом основным объектом систе­мы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обу­чающимися основной образовательной программы начально­го общего образования.



        Система оценки достижения планируемых результатов ос­воения основной образовательной программы начального об­щего образования представляет со­бой один из инструментов реализации Требований стандар­тов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

        Система оценки способствует поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преем­ственности в системе непрерывного образования. Её основ­ными функциями являются:

        ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достиже­ние планируемых результатов освоения основной образова­тельной программы начального общего образования;

        • обеспечение эффективной «обратной связи», позволя­ющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о дости­жении образовательным учреждением, обучающимися планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образо­вания в рамках сферы своей ответственности.

        Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит в уточнении и распро­странении общего понимания содержательной и критериаль­ной базы оценки. С этой целью система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе служба­ми) и внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую са­мой школой — обучающимися, педагогами, администрацией). При этом именно внешняя оценка задаёт общее понимание того, что подлежит оценке; как — в каких форматах, с по­мощью каких заданий наиболее целесообразно ввести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т. д.

        Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя, — на основе плани­руемых результатов освоения основной образовательной прог­раммы начального общего образования.

        Согласованность внутренней и внешней оценки повыша­ет доверие к внутренней оценке, позволяет сделать её более надёжной, способствует упрощению различных аттестацион­ных процедур. В частности, становится возможным использо­вать накопленную в ходе текущего образовательного процес­са оценку, представленную, например, в форме портфеля до­стижений, для итоговой оценки выпускников, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обу­чающихся.

        Система оценки выполняет свою функцию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для лич­ности, общества и государства результатов образования через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную дея­тельность, согласованную с внешней оценкой.



Модель

системы оценки достижения планируемых результатов

основной образовательной программы начального общего образования

МБОУ СОШ № 3

 

Оценка результатов освоения образовательной программы начального общего образования (объект и содержание оценки)



Субъективные методы оценки (инструментарий, процедуры и критерии)

Объективные методы оценки

(инструментарий, процедуры, критерии)
Практические работы

Портфель достижений

 

Стартовый, текущий и итоговый контроль

Тестирование

(стантартизированное)

Анкетирование

(стантартизированное)

 

Аттестация учащихся, педагогических кадров



Мониторинговые исследования

Внутренняя оценка

Внешняя оценка

Механизмы обеспечения качества оценки:

- реалистичность требований и критериев;

- уровневые требования к результатам образования;

- открытость требований, процедур и критериев;

- сочетание внешней и внутренней оценки

Основные группы пользователей (учащиеся, учителя, родители, представители общественности)

Цели использования результатов (принятия решений):

- переход на другую ступень обучения;

- оценка качества образования

Риски:

- искажение результатов оценки за счёт неразработанности объективных критериев и процедур;

- увеличение времени на оценку за счёт активного времени обучения;

- натаскивание на содержание проверки;

- перегруженность учителей и учащихся.

Данная модель нацелена на оценку результатов освоения общеобразовательных программ.

        Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в критериальной основе, формирование навыков рефлек­сии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки не только дают возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и спо­собствуют развитию самосознания, готовности открыто выра­жать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к са­мостоятельным поступкам и действиям, принятию ответ­ственности за их результаты. С этой точки зрения особенностью системы оценки является её «естественная встроенность» в образовательный процесс.

        Основными направлениями и целями оценочной дея­тельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:

        • оценка результатов деятельности образовательного уч­реждения и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образо­вательных услуг и эффективности деятельности образователь­ного учреждения и работников образования;

        • оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

        Все направления оценочной деятельности реализуются посредством изучения образовательных результатов, демонст­рируемых обучающимися. Однако содержание оценки и сте­пень открытости информационных потоков о результатах оценки в каждой из вышеназванных процедур различны.

        При оценке результатов деятельности образовательного уч­реждения и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступа­ют планируемые результаты освоения основной образователь­ной программы, составляющие содержание блоков «Выпуск­ник научится» и «Выпускник получит возможность научить­ся» для каждой учебной программы.

        Основным объектом, содержательной и критериальной ба­зой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени на­чального общего образования выступают планируемые резуль­таты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой учебной программы.

        В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации воз­можно только в рамках процедур итоговой оценки выпускни­ков с чётко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) ин­формации о достигаемых обучающимися образовательных ре­зультатах.

        Интерпретация результатов оценки, осуществляемой в рамкой любой из вышеназванных процедур, ведётся на ос­нове контекстной информации об условиях и особеннос­тях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учё­том их стартового уровня и динамики образовательных до­стижений. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оцен­ку достижения обучающимися всех трёх групп результатов об­разования: личностных, метапредметных и предметных.

        Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Лич­ностные универсальные учебные действия» междисциплинар­ной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего об­разования.

                Достижение личностных результатов обеспечивается в хо­де реализации всех компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в основной образователь­ной программе, включая внеурочную деятельность, реализуе­мую семьёй и школой.

        Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

        самоопределение — сформированность внутренней по­зиции обучающегося — принятие и освоение новой социаль­ной роли обучающегося; становление основ российской граж­данской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической при­надлежности; развитие самоуважения и способности адекват­но оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и сла­бые стороны своей личности;

        смыслоообразование — поиск и установление личност­ного смысла учения обучающими­ся на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодо­лению этого разрыва;

        морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к мо­ральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

        Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

        • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец по­ведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

                • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осо­знания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

                • сформированности самооценки, включая осознание сво­их возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

                • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мо­тивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к со­вершенствованию своих способностей;

                • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных то­чек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зре­ния соблюдения/нарушения моральной нормы.

        Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

        Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность образовательного учреждения. Поэтому оценка этих резуль­татов образовательной деятельности осуществляется не только в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследо­ваний, но и внутренних. К их осуществле­нию должны привлекаются  специалисты, обладающие необ­ходимой компетентностью в сфере психологической диагнос­тики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс лич­ностного развития обучающегося, а эффективность воспи­тательно-образовательной деятельности образовательного учреждения. Мониторинговые исследования проводятся два раза (первая четверть 1-го класса и четвёртая четверть 4-го класса).

 

Критерии  оценивания личностных универсальных действий

 


Личностные универсальные

действия

Основные критерии оценивания

Типовые диагностические задачи для учащихся

6,5  - 7 лет

9 – 10

1

2

3

4

Самоопределение

Внутренняя позиция школьника

- положительное отношение к школе;

- чувство необходимости учения;

- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- адекватное содержательное представление о школе;

-предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;

- предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).






 

Самооценка

- когнитивный компонент (дифференцированность, рефлексивность);

- регулятивный компонент


Когнитивный компонент:

- широта диапазона оценок;

- обобщённость категорий оценок;

- представленность в Я-концепции социальной роли ученика;

- рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;



- осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

Регулятивный компонент:

- способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием



 




Смыслообразование

Мотивации учебной деятельности

- сформированность познавательных мотивов;

- интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- сформированность социальных мотивов;

- стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

- сформированность учебных мотивов;

- стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

- установление связи между учеником и будущей профессиональной деятельностью.






.

 

 

Критерии формировании действия нравственно-этической ориентации



Действия нравственно-этической ориентации

Основные критерии оценивания

Типовые задачи

1

2

3

1. Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы \ следования моральной норме

Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

После уроков (норма взаимопомощи)

2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм

Ребёнок понимает нарушение моральных норм оценивается как более серьёзное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами.

Опросник

3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации.

Децентрация [лат. de — приставка, означающая отделение, отмену + centrum — средоточие] — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной.

Учёт ребёнком объективных последствий нарушения нормы. Учёт мотивов субъекта при нарушении нормы. Учёт чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы.

Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.



Координация трёх норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь – и учёт принципов компенсации

4. Оценка действий с точки зрения нарушения \ соблюдения моральной нормы

Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения \ соблюдения моральной нормы

Все задания.                                                                                                                                                         

5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

Уровень развития моральных суждений

Все задания

 

Конвенциональные и моральные нормы

 

Виды

социальных норм

Категории

социальных норм

Мини-ситуации нарушения

социальных норм

1

2

3

Конвенциональные

Ритуально-этикетные:

-культура внешнего вида;

- поведение за столом;

- правила и формы общения в семье.

Организационно-административные:

- правила поведения в школе;

- на улице;

- в общественных местах.



- не почистил зубы;

- пришёл в грязной одежде;

- накрошил на столе;

- ушёл на улицу без разрешения.

 

- встал без разрешения на уроке;



- мусорил на улицу;

- перешёл дорогу в неположенном месте



Моральные

Альтруизм:

-помощь;


- щедрость.

Ответственность, справедливость и законность:

- ответственность за несение материального ущерба


- не предложил друзьям помощь в уборке класса;

- не угостил родителей конфетами

- взял у друга книгу и порвал её.


 

В рамках системы внутренней оценки возможна ограни­ченная оценка сформированности отдельных личностных ре­зультатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психоло­гической безопасности и эмоциональному статусу учаще­гося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимиза­ции личностного развития обучающихся и включает три ос­новных компонента:

•     характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

•     определение приоритетных задач и направлений лично­стного развития с учётом как достижений, так и психологи­ческих проблем развития ребёнка;

•     систему психолого-педагогических рекомендаций, при­званных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

        Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систе­матического наблюдения за ходом психического развития ре­бёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осущест­вляется по запросу родителей (законных представителей) обу­чающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (за­конных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возра­стной психологии.



        Оценка метапредметных результатов представляет со­бой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в раз­делах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» меж­дисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального об­щего образования, а также планируемых результатов, пред­ставленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом».

        Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Это обусловливает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процес­са, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.

 

Объектом оценки метапредметных результа­тов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познава­тельной деятельности и управление ею

способность обучающегося принимать и сохранять учеб­ную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практи­ческую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации и искать средства её осу­ществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных инфор­мационных источников

 


умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач

 


способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидо­вым признакам, установлению аналогий, отнесению к изве­стным понятиям

 


умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответствен­ность за результаты своих действий

 

Основное содержание оценки метапредметных резуль­татов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

        Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе  выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регуля­тивных действий.

        В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфеле до­стижений в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено до­стижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стан­дартизированной итоговой проверочной работы.



        Оценку уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, уровень овладения которыми имеет опре­деляющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования, целесооб­разно проводить в форме неперсонифицированных процедур.
следующая страница >>


izumzum.ru