Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии предназначен для учащихся 7-11 классов, являющихся победителями и - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Результаты участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников... 1 73.98kb.
Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников... 1 28.67kb.
Школьники, набравшие по биологии 70 и более баллов, считаются победителями... 1 336.82kb.
Методическими рекомендациями по составлению заданий для школьного... 3 481.28kb.
Газета учащихся мбоу лицей г 1 82.38kb.
Для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по экономике... 1 47.27kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе 1 41.17kb.
Критерии оценивания Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников... 1 157.26kb.
Данные о победителях и призерах школьного этапа всероссийской олимпиады... 1 475.58kb.
Правила проведения интернет-олимпиады в рамках Федерального окружного... 1 116.86kb.
График проведения школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады... 1 72.1kb.
Индукционные лампы 1 80.99kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии предназначен для - страница №1/1

В помощь учителям биологии
Рекомендации по подготовке учащихся к муниципальному этапу

Всероссийской Олимпиады школьников по биологии
Общая характеристика заданий муниципального этапа Олимпиады по биологии
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии предназначен для учащихся 7-11 классов, являющихся победителями и призёрами школьного этапа Олимпиады текущего учебного года. Допускается участие победителей и призёров прошлого года.

Теоретический тур длится 3 часа (180 минут) и включает 4 части.

Часть первая — это задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Правильный ответ оценивается в один балл.

Часть вторая — тестовые задания с несколькими вариантами ответа. За каждый правильный ответ участник получает по 2 балла.

Часть третья — оценка правильности суждения (положительное и отрицательное). Оценивается в 1 балл.

Часть четвёртая — задания, требующие применения умений и навыков при выполнении лабораторных и практических работ. Это решение биологических задач, задания на характеристику и описание объекта исследования.

Количество баллов определяется исходя их содержательной части задания.

При подготовке к муниципальному этапу Олимпиады следует уделять внимание деятельности известных учёных, их открытия.


Примерное количество заданий теоретического тура муниципального этапа представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 3 академических часа (180 минут)


}{Комплект

Часть I

Часть II

Часть III

Часть VI

7 {класс

20

5

5

1

8 {класс

30

5

10

2

9 {класс

40

10

15

3

10 {класс

50

10

20

4

11 {класс

60

15

25

5

Примерные задания прилагаются.



Олимпиадные задания муниципального уровня

7 к{ласс

ЧастьI.
1. Для шлифовки металлических и деревянных изделий используют

а) корневища хвощей б) споры плаунов

в) стебли хвощей г) вайи («листья») папоротников

Часть II.
1. Кожица листа наземного растения характеризуется признаками:

I. Образована живыми клетками. II. Все клетки одинаковые по форме и размерам. III. Имеет кутикулу. IV. Клетки расположены плотно без межклетников. V. Имеет устьица.

а) I, III, IV, V б) I, II, III в) II, IV г) I, IV

2

Вам предлагается задание, требующее установления соответствия.



Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу ставится

за каждое верно распределенное растение). Заполните матрицу ответов в соответст-

вии с требованиями задания.

Соотнесите перечисленные ниже растения (1-10) с классами покрытосеменных.

А. Однодольные Б. Двудольные

1. Рожь


2. Ананас

3. Манжетка

4. Традесканция

5. Белена

6. Люпин

7. Бамбук

8. Дурман

9. Ландыш

10. Хрен

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из

которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите

соответственно «+» или «–». Максимальное количество баллов, которое можно

набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Все культурные растения, известные в настоящее время, произошли от дикорастущих.

2. Листовая мозаика формируется на побегах только в условиях недостаточного и

неравномерного освещения.

3. Набухать в воде могут живые и мертвые семена, потерявшие всхожесть.

4. Фотосинтез происходит не только в листе, но и в других зеленых органах растения.

5. Для всех покрытосеменных растений характерно перекрес тное опыление.

6. Дочерние клетки водорослей, образующиеся в результате бесполого размно-

жения и способные передвигаться в воде с помощью жгутиков, называются зоо-

спорами.


7. Цвет слоевища водорослей зависит от набора фотосинтезирующих пигментов.

8. Вегетативное тело всех листостебельных мхов состоит из двух частей: надзем-

ной – побега и подземной – ризоидов.

9. Среди голосеменных растений отсутствуют травянистые формы.

10. Грибы могут быть как одноклеточными, так и многоклеточными.

11. Кишечнополостные обитают только в водоемах с соленой водой.

12. Центральное место в цитоплазме животной клетки занимает крупная вакуоль.

13. Лучевая симметрия тела характерна только для кишечнополостных животных.

14. Безусловные рефлексы характерны для всех многоклеточных животных, начи-

ная с кишечнополостных.

15. Планарии – гермафродиты, для их полового размножения встреча с другой

особью не обязательна

ЧастьIV. Вам предлагается задание открытого типа, требующее развернутого

ответа. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.

Летом в нашей стране большие площади лесов пострадали от лесных

пожаров. Нужно ли вмешательство человека для восстановления лесных

массивов? Ответ поясните.
8 класс

Часть I.

1. Грудная клетка отсутствует у

а) змей б) ящериц в) черепах г) крокодилов

Часть II.

1. Для личинок земноводных характерны: I. Жаберное дыхание. II. Только

кожное дыхание. III. Один круг кровообращения. IV. Два круга кровообраще-

ния. V. Трехкамерное сердце.

а) II, III, V б) I, IV, V в) I, III г) IV, V

2. Сопоставьте названия соцветий (1-4) с приведенными схемами (А-Г).

[Max. 6 баллов, по 1 баллу за

каждое верное соответствие].

1. метелка

2. корзинка

3. початок

4. зонтик



Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из

которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите

соответственно «+» или «–». Максимальное количество баллов, которое можно

набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Листья всех голосеменных растений называют хвоей.

2. Чем крупнее семя, тем глубже его заделывают в почву при посеве.

3. При срастании листочков околоцветника уменьшается вероятность опыления

цветка.

4. Бактериальные клетки размножаются преимущественно делением.



5. Размеры паразита всегда меньше размеров хозяина.

6. Лучевая симметрия тела характерна только для кишечнополостных животных.

7. У кольчатых червей выражена не только внешняя, но и внутренняя сегмента-

ция тела.

8. Все пауки для охоты строят ловчую сеть.

9. Органы слуха у рыб отсутствуют, поэтому звуковые колебания воспринимают-

ся всей поверхностью тела.

10. У земноводных впервые череп подвижно сочленяется с позвоночником, появ-

ляется шейный отдел.

11. Для всех земноводных характерно внешнее оплодотворение.

12. Линька характерна для всех пресмыкающихся.

13. Птицы, способные к полету, имеют киль.

14. По некоторым венам млекопитающих течет артериальная кровь.

15. В состав эпидермиса кожи человека входят как мертвые, так и живые клетки.



А Б В Г
Часть IV.

Вам предлагается задание открытого типа, требующее развернутого

ответа. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.

Несмотря на то, что среда в городах и вокруг них сильно изменена

человеком, здесь обитают многие виды птиц. Чем это можно объяснить?

Какие птицы встречаются в городе? Как изменяется их поведение, ритм

развития и т.д. по сравнению с представителями тех же видов, но обитающих

на территориях, где влияние человека невелико.
9 класс

Часть I.

1. Сердце рыб

а) двухкамерное с венозной кровью

б) двухкамерное с артериальной кровью

в) однокамерное со смешанной кровью

г) трехкамерное с венозной и смешанной кровью



Часть II.

1. В растительной клетке независимо от фазы деления может происходить

увеличение числа: I. Ядер. II. Митохондрий. III. Аппаратов Гольджи.

IV. Пластид. V. Вакуолей.

а) I, III, IV б) II, IV, V в) I, II г) III

2 Распределите рефлексы (1-10) на условные и безусловные. Цифровые обо-

значения верных ответов внесите в матрицу. [Max. 10 баллов, по 1 баллу за

каждое верное распределение].

Примеры рефлексов:

1. Сосательный

2. Мигательный

3. Выделение слюны при виде лимона

4. Ориентировочный

5. Сужение зрачка при ярком свете

6. Сохранение равновесия при катании на коньках

7. Страх при виде змеи

8. Одергивание руки при порезе

9. Кашель при попадании пищи в трахею

10. Лай сторожевой собаки при приближении незнакомого человека

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из

которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов, которое можнонабрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Признаком многолетних растений является многократное цветение и плодоношение.

2. Механические ткани в осевых органах растений находятся в центральной час-

ти, поскольку придают им прочность.

3. Формирование укороченных побегов характерно только для трав.

4. Для всех грибов характерно образование плодовых тел, состоящих из шляпки и

ножки.

5. Все круглые черви паразиты растений и животных.



6. Фагоцитоз характерен только для клеток простейших.

7. Степень специализации к паразитизму у цепней выше, чем у сосальщиков.

8. Между внутренними органами у моллюсков находится соединительная ткань.

9. Миграции рыб всегда связаны с их размножением.

10. Скелет задних конечностей земноводных состоит из отделов: бедро, голень,

стопа.


11. Зубы отсутствуют у всех современных птиц.

12. Рост костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего

слоя надкостницы.

13. Внутри сустава могут располагаться связки.

14. Клетки организма человека омываются кровью, из которой получают пита-

тельные вещества и кислород.

15. В легких имеются мышцы, благодаря которым они меняют объем.

16. Аппендикс является частью иммунной системы.

17. Первичная моча накапливается в мочевом пузыре и затем удаляется из орга-

низма.


18. Лишение сна может привести человека к смерти быстрее, чем отсутствие пищи.

19. Анаэробы могут существовать как без кислорода, так и в его присутствии.

20. Спорообразование как способ размножения, характерно преимущественно

для грибов и некоторых растений

Часть IV.

Вам предлагается задание открытого типа, требующее развернутого

ответа. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –25 баллов.

Икота – явление достаточно распространенное среди млекопитающих, в

том числе характерное и для человека. Объясните с физиологической точки

зрения данное явление. Насколько целесообразно применение человеком та-

ких приемов для остановки икоты, как 1) задержать дыхание; 2) испугать че-

ловека; 3) выпить большое количество жидкости.


10 класс

Часть I.

1. В результате полового процесса у инфузории-туфельки

а) образуется две дочерние клетки

б) образуется четыре дочерние клетки

в) образуются восемь дочерних клеток

г) не происходит увеличения численности клеток



Часть II.

1. Триплоидный эндосперм имеют семена: I. Одуванчика. II. Сосны. III. Мят-

лика. IV. Земляники. V. Ели.

а) I, IV б) III в) I, III, IV г) II, V

2 Вам предлагаются задания, требующие установления соответствии

Распределите перечисленные ниже заболевания на вирусные и бактери-

альные. [Max. 10 баллов, по 1 баллу за каждое верное распределение]

1. Гепатит А

2. Оспа

3. Энцефалит



4. Сыпной тиф

5. Бешенство

6. Сибирская язва

7. Полиомиелит

8. Туберкулез

9. СПИД


10. Краснуха

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из

которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов, которое можнонабрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Боковые корни закладываются в зоне деления.

2. Нарастание оси побега прекращается, если на его верхушке формируется цве-

точная почка.

3. Почечные чешуи – это видоизмененные листья.

4. Зигота у водорослей образуется в процессе бесполого размножения при насту-

плении неблагоприятных условий.

5. Для некоторых бактерий, как и для растений, характерен фотосинтез.

6. Класс Нематоды (Круглые черви) представлен свободноживущими и парази-

тическими организмами.

7. В жизненном цикле многощетинковых червей присутствует личиночная ста-

дия.


8. Ловчую сеть строят только самки пауков.

9. Парные плавники у рыб имеют скелет, состоящий из скелета поясов и скелета

свободных конечностей.

10. У животных, во время движения которых конечности движутся только вдоль

продольной оси тела, редуцированы ключицы.

11. Рост человека изменяется в течение дня.

12. Кровь_может циркулировать по капиллярам, диаметр которых меньше диа-

метра эритроцита.

13. Легкие меняют объем пассивно вслед за грудной клеткой.

14. Медь, цинк и селен ядовиты для человека в любых количествах.

15. Интеллект человека не зависит от размеров мозга.

16. В синапсах происходит преобразование электрических сигналов в химические.

17. Яйцеклетка не способна самостоятельно передвигаться по маточной трубе.

18. Каротин – это витамин А, содержащийся в растениях.

19. Биологический прогресс – это уменьшение численности вида, сокращение его

ареала.


20. РНК отличается от ДНК только набором нуклеотидов.

21. В результате митоза образуются 4 дочерние клетки, в каждой столько же хро-

мосом, сколько их было в ядре материнской клетки.

22. Синтез одной аминокислоты белка кодируется одним триплетом нуклеино-

вой кислоты.

23. Модификационная изменчивость не затрагивает генотип организма.

24. Организм изменивший свой фенотип в результате мутации называется му-

тантом.


25. В состав вирусов могут входить двуцепочечная РНК и одноцепочечная ДНК.


Часть IV.

Вам предлагается задание открытого типа, требующее развернутого

ответа. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30.

Сокращение биоразнообразия занимает особое место среди основных

экологических проблем. Природные экосистемы полностью изменены на пя-

той части суши. А) Чем грозит такая ситуация для живой природы и челове-

чества? Б) Предположите возможные мероприятия по сохранению биоразно-

образия на планете.


11 класс

Часть I.
1. У взрослых насекомых транспорт кислорода к клеткам тела осуществляется

а) трахеями

б) трахеями и кровеносной системой

в) легкими и кровеносной системой

г) жабрами и кровеносной системой

Часть II.

1. Закономерное чередование полового и бесполого поколений характерно

для: I. Одиночных гидроидных полипов. II. Колониальных коралловых по-

липов. III. Сцифоидных медуз. IV. Колониальных гидроидных полипов.

V. Одиночных коралловых полипов.

а) III, IV б) I, V в) II, IV г) III

2Вам предлагаются задания, требующие установления соответствия.

Используя цифровую нумерацию заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Датский ботаник К. Раункиер для классификации жизненных форм

растений выбрал только один признак, имеющий большое приспособитель-

ное значение – положение почек регулярного возобновления или верхушек

побегов в течение неблагоприятного времени года по отношению к поверхно-

сти почвы и снегового покрова.

Все растения К. Раункиер разделил на пять типов:

Фанерофиты – почки расположены над поверхностью почвы выше 30 см.

В неблагоприятный период года ничем не защищены.

Хамефиты – почки располагаются у поверхности почвы или не выше 20-

30 см. Зимой защищены снежным покровом.

Гемикриптофиты – почки располагаются на уровне почвы или в самом

поверхностном ее слое. Почки защищает листовой опад и снежный покров.

Криптофиты – почки скрыты в почве (геофиты) или под водой (гидро-

фиты).


Терофиты – возобновление после неблагоприятного времени года только

семенами (все однолетние растения).

Распределите перечисленные ниже растения по типам жизненных форм.

[Max. 10 баллов, по 1 баллу за каждое верное распределение].

1. Пастушья сумка

2. Ряска трехраздельная

3. Одуванчик лекарственный

4. Черника обыкновенная

5. Береза бородавчатая

6. Земляника лесная

7. Пырей ползучий

8. Ель европейская

9. Редька дикая

10. Подсолнечник обыкновенный



Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из

которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов, которое можно

набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Механические ткани в осевых органах растений находятся в центре, поскольку

придают им прочность.

2. Нарастание оси побега прекращается, если на его верхушке закладывается цве-

точная почка.

3. Спящими называются почки, у которых период покоя может продолжаться бо-

лее одного года.

4. Годичные кольца образуются только у деревьев, произрастающих в сезонном

(умеренном) климате.

5. Талломом образовано тело не только водорослей, но и некоторых мхов.

6. Для некоторых бактерий, как и для растений, характерен фотосинтез.

7. Класс Нематоды (Круглые черви) представлен свободноживущими и парази-

тическими организмами.

8. Фагоцитоз характерен только для клеток одноклеточных животных.

9. Центральное место в цитоплазме животной клетки занимает крупная вакуоль.

10. В жизненном цикле многощетинковых червей присутствует личиночная стадия.

11. Ловчую сеть строят только самки пауков.

12. Только у насекомых с полным превращением взрослые особи и личинки оби-

тают в разных средах.

13. Парные плавники у рыб имеют скелет, состоящий из скелета поясов и скелета

свободных конечностей.

14. У животных, во время движения которых конечности движутся только вдоль

продольной оси тела, редуцированы ключицы.

15. Часть крови в организме человека не циркулирует по кругам кровообраще-

ния, а находится в депо.

16. Действие антител не специфично.

17. Икота ― это резкое сокращение мышц брюшной стенки.

18. Чередование фаз быстрого и медленного сна характерно только для человека.

19. Интеллект человека не зависит от размеров мозга.

20. Все венерические заболевания передаются половым путем.

21. Биологическое процветание вида – результат не только усложнения, но, воз-

можно, и упрощения организации.

22. РНК отличается от ДНК только набором нуклеотидов.

23. Профаза I овогенеза заканчивается еще в эмбриональном периоде, а осталь-

ные стадии мейоза продолжаются только после полового созревания женщины.

24. Экстракорпоральное оплодотворение – единственный способ лечения бес-

плодия человека.

25. Чем больше изменчивость организмов, тем лучше они приспособлены к усло-

виям обитания.

26. Модификационная изменчивость не затрагивает генотип организма.

27. Организм изменивший свой фенотип в результате мутации называется му-

тантом.

28. Большинство культурных растений гаплоидны.



29. У пресмыкающихся и птиц гетерогаметен (XY) женский пол.

30. ВИЧ может передаваться от матери к ребенку через грудное молоко.


Часть IV.

Вам предлагается задание открытого типа, требующее развернутого

ответа. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30.

Владелец одного парка очень любит «золотую осень». Он захотел про-

длить это время в своем парке и обратился за советом к ученым одного науч-

но-исследовательского института. На что ему ответили, что для начала необ-



ходимо провести несколько экспериментов. Предположите, какие экспери-

менты могут провести ученые и что они в итоге посоветуют хозяину парка.