Муниципальная образовательная организация дополнительного образования - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Автономная некоммерческая образовательная организация «Центр повышения... 1 59.18kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей по экологии 1 135.66kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей по тяжелой... 5 1125.46kb.
Образовательная программа физкультурно-спортивной направленности... 1 50.03kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Занимательная... 1 152.28kb.
Управление образования Великоустюгского муниципального района Вологодской... 2 549.25kb.
Дмитрий Михайлович Субботин, педагог дополнительного образования... 1 71.4kb.
Программа разработана на 10 лет обучения 3 737.67kb.
Система дополнительного образования в городе Димитровграде в 2011-2012... 1 282.88kb.
Образовательная программа объединения «Юниорский союз 1 176.19kb.
Программа по внеурочной деятельности в кружке «Весёлые нотки» для... 1 227.62kb.
Каждый человек, родившись, получает от матушки природы драгоценный... 1 317.2kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Муниципальная образовательная организация дополнительного образования - страница №1/1

Муниципальная образовательная организация дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Лаишево

«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»

Руководитель МО зам. директора директор ЛДШИ

_______/________ по учебной работе Алешина В.А.

Протокол №____ от Яшина Е.А. _______________

«__________»2013г. ________________ Приказ №______


Рабочая программа по предмету «Хор»

Преподаватель:

Федосеева А.А.
2013 год

Пояснительная записка
Хоровое пение в системе предметов ДШИ занимает важное место, так как способствует развитию художественного вкуса детей, расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся.

Задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

При организации занятий хор делится на три состава:

- хор подготовительного класса;

- младший хор (учащиеся I –IV классов)

- старший хор (учащиеся V – VII классов).

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: отчетные концерты школы, праздничные концерты, конкурсные выступления. За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший хор – 10-12 пьес, старший хор 8-10 пьес, хор подготовительного класса – 5 -7 произведений.

Данная программа является рабочей, адаптированной к условиям Шумерлинской детской школы искусств №1, составленной на основе Типовой программы по хоровому классу для хоровых отделений ДМШ и ДШИ (составитель В. Попов, М., 1988г.).

Хоровое пение как учебная дисциплина в Детской школе искусств имеет ряд определенных задач:

Общие задачи

- формирование устойчивого интереса к искусству;

- формирование художественного вкуса

-формирование активной жизненной позиции;

Дидактические задачи

-формирование вокально - хоровых навыков;

-воспитание чувства стиля;

-обучение коллективному творчеству;

Основная часть образовательной программы.
Основные принципы организации работы хорового класса.

1.Принцип многоступенчатости

Хоровой коллектив хорового отделения ДШИ имеет трехступенчатую структуру:

- хор подготовительного класса

-младший хор ( 1 -4 классы , 7-10 лет)

- старший хор ( 5-7 классы, 11-15 лет)

Многоступенчатость позволяет выстроить логику образовательного процесса, определить функции каждой ступени , спрогнозировать результат.


2.Принцип системного подхода к обучению

Этот принцип позволяет направить преподавание всех музыкальных дисциплин на решение основной задачи – создание целостного, стройного и грамотного хорового коллектива.


3. Принцип профессионального универсализма преподавателей .

Это принцип проявляется в преподавании одним педагогом нескольких дисциплин (хор и музыкальный инструмент, хор и сольное пение, хор и сольфеджио, хор и музыкальная литература), в выполнении функций «классного руководителя».


Основные направления работы в хоровом классе

1. Певческая установка и дыхание.

2.Звуковедение, дикция.

3. Ансамбль и строй

4. Формирование исполнительских навыков
Формы реализации задач хорового класса

- коллективное пение;

- индивидуальная работа с «гудошниками»;

- сводные репетиции;

- концертные выступления;

- просветительская деятельность;

- участие в творческих конкурсах;


Учет успеваемости

Контроль за уровнем хорового репертуара осуществляется руководителем в форме индивидуального опроса на занятиях , в форме концертных выступлений всего коллектива, а так же в форме зачета по хоровым партиям. Зачет проводится 1-2 раза в четверть. Обучающиеся на зачете поют индивидуально или в ансамбле (дуэтом или трио).


Требования к зачету по хоровым партиям

- знание всего изучаемого репертуара;

- умение сольфеджировать свою партию;

- владение навыком пения без сопровождения;

- выполнение всех требований преподавателя к исполняемому произведению;

Основные направления в подборе репертуара.


  • Классическая музыка

  • Народная песня

  • Духовная музыка

  • Произведения современных авторов

  • Произведения чувашских композиторов

Учебная нагрузка по дисциплине «хоровое пение» на хоровом отделении составляет 3,5 часа в неделю. В течение учебного года должно быть пройдено примерно следующее количество произведений:

- младший хор – 10-12 произведений;

- старший хор 8-10 произведений;

- хор подготовительного класса – 5 -7 произведений;



Учебно- тематический план
Хор подготовительного класса

Диапазон: «ре» 1 октавы - «до» 2 октавы
Цель –дисциплинированное участие в коллективном музицировании.

В задачи подготовительного периода обучении входит формирование следующих умений и навыков :

- спокойно стоять и сидеть во время пения;

- реагировать на основные дирижерские жесты ;

- одновременно начинать и заканчивать пение;

- слушать друг друга во время пения;

Обязательным условием на этом этапе является развитие речи путем «дикционного распевания», упражнений на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации по методике В. Емельянова.
Примерные вокальные упражнения

1. Речевые скороговорки, интонируемые на одном звуке;

2.Имитационные упражнения («крик» чаек, «страшная сказка», «скрип» и т.д.).

3. Дикционные упражнения

4. упражнение на плавное соединение звуков.

Все упражнения на занятиях в подготовительном классе должны выполняться в игровой ,свободной форме и иметь яркую эмоциональную насыщенность.



Примерный репертуар


  1. Бел. нар. песня Сел комарик на дубочек

  2. Герчик. У волка день рожденья

  3. Калиников. Тень – тень

  4. Русская нар. Песня. Как у наших у ворот.

  5. С. Соснин. П. Синявский . Перепляс.

  6. Струве . Маленькая мама

  7. Чешская нар . песня . Гусята

  8. Чувашская нар. Песня. Уття», « Нянине- паппине.

  9. Г. Эрнесакс. Волгина. Паровоз

Младший хор
Диапазон : «до» 1 октавы – «ре»( «ми») 2 октавы . Хор делится на две хоровые партии.
Основные задачи :

- Фиксирование внимания детей на певческом дыхании

- выработка навыков пения на «опоре2 , цепном дыхании;

- выработка навыков пения без сопровождения;

- гибко откликаться на жест дирижера;

-выработка навыков пения по нотам;

В репертуар младшего хора вводятся более сложные произведения по музыкальному языку, штрихам, с музыкальным сопровождением, имеющим самостоятельное развитие, произведения a capella. Большое значение на этом этапе приобретает распевание. Вокальные распевки занимают значительное по важности, но небольшое по времени, место на занятиях по хоровому пению. Выравнивание регистров ,расширение диапазона , выявление тембров, укрепление дыхательной мускулатуры – лишь часть вокально- хорового «арсенала», который отрабатывается на распеваниях. Вокальные упражнения в младшем хоре строятся на материале гамм 2 –х голосных канонов.

Вокально- хоровые навыки
Певческая установка и дыхание.

Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f.

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Ансамбль и строй.

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Работа над формированием исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.


Примерный репертуар

Аренский. Комар

Аренский. Расскажи, мотылек

Бах. За рекою старый дом

Бетховен. Малиновка

Брамс. Колыбельная

И. Гайдн. Мы дружим с музыкой

Гречанинов. Про теленочка

Призыв весны

Дон-дон


Маки-маковочки

Е. Зарицкая. Где зимуют зяблики

В. Калинников. Мишка

Н. Казаков. Колыбельная

Кюи. Майский день

А. Пахмутова. Жили были

Римский-Корсаков. Белка (хор из оперы «Сказка о царе Салтане»)

Русская нар. Песня. Как по морю

По ягоды

Цветики


Рыбка- окунечек

В. Салихова. Пирен анне

Чайковский. Мой садик

Осень


Щукин. Маленький кузнечик
Старший хор

Хор делится на три хоровые партии сопрано I , II, альт.

Диапазон : «си» малой октавы – «соль» второй октавы.

Задачи

- чистый и красивый унисон;

- точное интонирование;

- пение на ровном, наполненном дыхании;

- чистота строя в многоголосии;

- эмоциональная насыщенность хорового звучания;

- осмысленное прочтение текста;

Оптимальное звучание в старшем хоре:

- выявленные тембры хоровых партий;

- нефорсированное пение;

- «теплые», «льющиеся» голоса на вибрато;

- свободное владение певческим диапазоном4

- владение амплитудой динамических оттенков;

Пение a capрella, трехголосное пение расширяют рамки репертуара. Акцентируется внимание на округлом певческом звуке, более гибком владении навыком «цепного» дыхания.

В распевках активно используются 2- х и 3- х голосные упражнения, вокализы, вокализации фрагментов произведений из хорового репертуара. Старший хор - завершающая стадия обучения в ДМШ . в конце года каждый хор представляет свою программу на отчетном концерте хорового отделения.


Вокально- хоровые навыки
Певческая установка и дыхание.

Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Работа над дыханием. Совершенствование навыков «цепного» дыхания.



Звуковедение и дикция.

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах р и рр.



Ансамбль и строй.

Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.




Работа над формированием исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Примерный репертуар

Бетховен. Весенний призыв

Восхваление природы человеком

Баневич. Земля детей

Бородин. Улетай на крыльях ветра (хор из оперы «Князь Игорь»)

Глинка. Попутная песня (перел. В.Соколова)

Патриотическая песня

Славься (хор из оперы «Иван Сусанин»)

Гречанинов. Пчелка

Даргомыжский. Тише-тише (хор русалок из оперы «Русалка»)

Ипполитов-Иванов. Горные вершины

Кюи. Весна

Коровицын. Родина

Литовская нарю песня. Ой ты мой дубочек

Неизв. Автор. Негритянская колыбельная

Рахманинов «Славься»

«Ночка»

«Сосна»


Римский-Корсаков. Хор птиц из оперы «Снегурочка»

Русские народные песни: Во лузях (обр. В.Попова)

Милый мой хоровод (обр. В.Попова)

Пойду ль, выйду ль я (обр. В.Соколова)

Как у нас во садочке (обр. В.Калинникова)

Скворцы прилетели (обр. В.Калистратова)

Струве. Дороги вдаль зовут

Струве. С. Есененин. С добрым утром

Тормис. Засуха

Чайковский. Весна

На море утушка купалася (хор девушек из оперы «Опричник»)

Чесноков. Несжатая полоса

Зеленый шум
Чувашские нар. Песни. Илемле. Тарна. Лист березы

К. Шушарин. Зимний вальс


Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимо:



  • наличие контингента обучающихся и профессиональных специалистов в области хорового обучения детей;

  • профессиональный концертмейстер;

  • кабинет, оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано);

  • музыкально – дидактический материал;

  • нотная библиотека;

  • фонотека;


Литература

При разработке рабочей программы использовалась следующая литература:

Детский голос под ред.В. Шацкой . Москва, 1970

Развитие голоса. Координация и тренинг. В. Емельянов. Санкт- Петербург, 1997

Г. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.

Москва, 1992

Е. Пиксарская. Вокальный букварь. Москва, 1996

Поет детская хоровая студия «Веснянка». (составитель Л. Дуганова, Л. Алдаков. Москва, 2002)



Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ ( составитель В. Попов. Москва, 1988 )

Хоровой класс. Г. Струве. Москва, 1986