Моу сош №30 г. Томска Тема: «Судьба природы наша судьба!» Продолжительность урока - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Моу сош №30 г. Томска Тема: «Судьба природы наша судьба!» Продолжительность урока - страница №1/1

Урок - конференция по окружающему миру.

Образовательное учреждение: МОУ СОШ №30 г. Томска

Тема: «Судьба природы - наша судьба!»

Продолжительность урока: 45 минут

Класс: 4 В

Цель урока: раскрыть экологические проблемы окружающего мира и расширить представления детей о необходимости охраны природы.

Задачи урока:

Образовательные:

- показать взаимосвязь «живой» и «неживой» природы;

- показать, почему природа болеет и почему её судьба в наших руках.

Воспитательные:

- воспитывать уважение и любовь к родной природе;

- воспитывать доброту, сострадание ко всему живому.

Развивающие:

- развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность у обучающихся.



Ход урока

1. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас видеть. Поприветствуйте друг друга. Садитесь. Сегодня мы проводим урок окружающего мира в необычной форме. В форме конференции. А кто из вас знает, что такое конференция? (на доске появляется табличка со словом «конференция» и учитель объясняет значение слова, если дети затрудняются)

- Конференция – это собрание, совещание каких-либо групп людей, где обсуждается какая-то проблема.

Какую же проблему будем обсуждать мы с вами сегодня, если тема нашей конференции «Судьба природы – наша судьба!»(слайд №1)?.....

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это - Земля. (слайд №2) Жизнь началась… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтоб это продолжалось вечно.»

2. Актуализация знаний. Повторение изученного.

- А что подразумевается под всем живым? (слайд №3)

- Давайте вспомним, без чего не может существовать «живая природа»? …(слайд №4) Как «живая природа» связана с «неживой»?....

Итак, мы пришли к выводу, что в природе всё взаимосвязано.

Посмотрите на доску. Что вы видите? … Это газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас» Это необычная газета - живая. Каждый квадрат газеты - это её страничка. А готовили каждую страничку участники конференции. Они то и расскажут нам о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр нашей газеты. Кого вы видите?(Человека) А почему он грустный? Как вы думаете?..

- У вас оказались разные мнения. Давайте послушаем рассказы о том, что же находится вокруг нашего человечка и так огорчает его. Слово предоставляется первому участнику конференции – Серебренникову Никите, ученику 4В класса.



3. Выступление участника №1

- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чём пойдёт речь.



- Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый и всё же, без него мы жить не можем. …

- Правильно, речь пойдёт о воздухе. Давайте вспомним, какое значение для человека имеет воздух. (Ответы ребят)….?Слайд № 5)

- Мы живём в воздушном океане, который называется атмосферой (на доске появляется табличка со словом «атмосфера»). В народе его привыкли называть небом. Всё живое дышит воздухом. Поэтому он должен быть чистым. Но, к сожалению, не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержаться микробы - очень маленькие живые существа? Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль и в ней тоже накапливаются микробы. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше?...

( Проветрить комнату, протереть пыль влажной тряпкой)

- Протёрли пыль, проветрили комнату – убрали микробов с голубого поля (убирает карточки с точками, палочками)

- Но у нас остались ещё пятна. Как вы думаете, что они обозначают? Достаточно ли стирать пыль, чтобы воздух во всём мире был чистым?

Перед вами лежат знаки и стрелочки двух цветов: красные и зелёные. Составьте модель, используя красные стрелочки, которая будет говорить нам о том, как человек влияет на загрязнение воздуха. Время работы 1 минута. …



а) Работа в группах

Время работы в группах закончилось, послушаем ваши ответы на вопрос «Как человек загрязняет воздух?»:…



1. Выбросы промышленных предприятий;

2. Выхлопные газы автомобилей.(слайд №6)

- Что же может сделать человек для охраны воздуха?

- Для того, чтобы чистого воздуха в мире становилось больше?

Поработайте в группах, достройте схему, используя зелёные стрелочки. Слушаем ваши ответы:…



1.Сохранять те растения, которые есть на земле, и сажать новые.

2. Установить очистные сооружения и дымоулавливающие установки на трубах предприятий.

3. Выпускать экологически чистые автомобили, например, работающие на воде, или от электричества.(слайд №7)

- Молодцы! Вы помогли мне очистить первое поле от черных пятен. (убирает чёрные квадраты) Спасибо за помощь!

- А теперь следующая синяя страничка нашей газеты. О ней нам расскажет второй выступающий – Абдыкапар Эля.

4. Выступление участника №2

- Не умыться, не напиться без воды, (Слайд № 8)

Листику не распуститься без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле?... В океане. А ещё где находится вода?... В морях, реках, в ручьях. Вы знаете, что снег – это вода и облака – это вода. Поэтому мы говорим, что вода бывает в 3-х состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода, какая?... Солёная. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. А давайте вспомним, как наши мамы умывали нас и приговаривали потешку. Движения и слова повторяйте за мной:



Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

- Про какую воду сейчас говорилось?(про чистую, грязной водой умываться нельзя). Откуда на земле появляется грязная вода? Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо поработать в группах и с помощью знаков составить модель. Работаем 1 минуту…



а) Работа в группах

- Откуда же на Земле берётся грязная вода? (Слайд № 9)



1. Сточные воды промышленных предприятий.

2. Бытовые отходы. (мусор)

3. Мытьё машин на берегу водоёмов.

4. Утечка нефти во время добычи и перевозки .

Пресной воды на нашей планете не так и много, поэтому её надо беречь. Посмотрите на синее поле вокруг человечка, на нём пятна – загрязнители. Это и мусор, который люди выбрасывают в реки, ручьи, озёра; сточные воды от заводов и фабрик, бензин и нефть. Можем ли мы убрать эти чёрные пятна с поверхности воды? (Слайд№10)

Прежде чем ответить на этот вопрос, вам необходимо продолжить работу в группах и достроить модель, которая поможет нам ответить на этот вопрос. Приступаем к работе….

- Обсуждение заканчиваем. Что же необходимо делать человеку, чтобы на Земле как можно больше оставалось чистой воды, и на ней не было чёрных пятен? (слайд №11)



1. Экономить воду в быту. Закрывать вовремя кран и не лить воду просто так.

2. Установить очистные сооружения на трубы промышленных предприятий, которые сливают свои воды в реки и озёра.

3. Не оставлять мусор по берегам рек, озёр. Мыть машины на автомойках или в специальноотведённом месте.

Вы правильно сделали выводы, если каждый из нас будет соблюдать те правила, о которых сейчас сказали, мы сможем убрать все чёрные пятна с поверхности воды (убирает пятна). Благодарю за работу!

- Посмотрите, дети, какое красивое чистое поле стало – чистая вода. Так и хочется окунуться в эту чистую прохладную водичку (слайды 12-14).

- А теперь зелёная страничка нашей газеты – страничка жизни (слайд №15). Послушаем нашего третьего докладчика – Шахмурадову Ильгаму.



5. Выступление участника №3

- Зелёная страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зелёная?...

- Она зелёная потому что, основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зелёном мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Человек природе друг!

- Всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это зелёное поле. На нём чёрные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которые занесены в Красную книгу. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе.

- Вот эти круги закрыли красивые растения. Какие правила поведения в природе нам надо помнить, чтобы растений с красивыми цветами на нашей Земле оставалось как можно больше?... Обсудите в группах и сделайте выводы. Работаем 2 минуты.

а) Работа в группах.

- Какие правила поведения в природе нам необходимо выполнять, чтобы растений с красивыми цветами на нашей земле оставалось как можно больше?(слайд № 16)



1. Не рвать цветы в букеты.

2. Не плести из них венки.

3. Не вытаптывать, ходить по тропинкам.

4. Не бросать мусор, где попало. Для этого есть урны.

5. Создавать заповедники.

- Наш класс помнит эти правила и выполняет их (слайд №17). Этой осенью мы принимали участие в экологическом слёте, который проходил в Михайловской роще. Посмотрите, сколько мусора мы собрали! А какая чистая территория стала, после этого. Нам всем было приятно поучаствовать в этом слёте.

За чистотой на территории нашей школы следит не только дворник, но и школьники. Каждую весну и осень, когда проходит день Здоровья, а также на уроках трудового обучения мы участвуем в «Трудовом десанте»

Поэтому можно убрать чёрные круги с зелёного поля. (Убирает круги, под ними рисунки редких растений)

- Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения природу.(Слайды №18,19)

- Угадайте, что это за растения? (Слайды №20-22)

- Посмотрите наше поле портят черные квадраты. Под ними животные, которые больше всех пострадали от рук человека. Послушайте жалобы этих животных и скажите, кто они.(слайды №23-25)

- А какие правила по охране животных мы должны выполнять, чтобы быть другом «братьям нашим меньшим»? Обсудите в группах и составьте модель, с помощью знаков.… Послушаем, какие правила у вас получились…(слайды №26)



1.Не кричать в лесу.

2. Не ловить никаких животных.

3. Не разорять птичьих гнёзд.

4.Не обижать никого, даже самого маленького – червячка, жучка, паучка.

5 Заботиться о животных: подкармливать, особенно зимой.

Все правила, мы с вами знаем и стараемся их соблюдать (слайд №27):

- В прошлом году наш класс принимал участие в акции «Накорми птиц!» Почти все ребята сделали кормушки. Мы выбрали самые удачные и повесили на территории школы, а потом, ходили подсыпать корм. Я думаю, у многих ребят и нынче есть кормушки около дома и они не забывают подкармливать пернатых друзей.

- Я считаю, что можно убрать черные квадраты (убирает квадраты).

- Лучше без них на зелёном поле! Не правда ли?

- Спасибо за работу!

- Посмотрите, наш человечек заулыбался – ему стало хорошо в этом чистом мире. Он здоров.

- Как вы думаете, почему наш человек был грустным в начале урока?...



6. Итог урока.

- Какой вывод мы можем сделать. Можем ли мы сказать, что «судьба природы – наша судьба»?…. Да, здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь. В руках человека, а значит и в ваших руках, ребята, судьба природы и наша судьба.

- Наш урок – конференция подходит к концу. И закончить его я хочу такими словами: (слайд № 28)

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

- Что нового вы узнали на уроке?...

- Что больше всего вас заинтересовало на уроке?...

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поднимите руку, кто считает, что он работал на «5», на «4».

- Спасибо за урок! До свидания!

Приложение к уроку окружающий мир по теме

«Судьба природы - наша судьба»

Участник №1

- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чём пойдёт речь.



- Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый и всё же, без него мы жить не можем. …

- Правильно, речь пойдёт о воздухе. Давайте вспомним, какое значение для человека имеет воздух. (Ответы ребят)….?Слайд № 5)

- Мы живём в воздушном океане, который называется атмосферой (на доске появляется табличка со словом «атмосфера»). В народе его привыкли называть небом. Всё живое дышит воздухом. Поэтому он должен быть чистым. Но, к сожалению, не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержаться микробы - очень маленькие живые существа? Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль и в ней тоже накапливаются микробы. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше?...

( Проветрить комнату, протереть пыль влажной тряпкой)

- Протёрли пыль, проветрили комнату – убрали микробов с голубого поля (убирает карточки с точками, палочками)

- Но у нас остались ещё пятна. Как вы думаете, что они обозначают? Достаточно ли стирать пыль, чтобы воздух во всём мире был чистым?

Перед вами лежат знаки и стрелочки двух цветов: красные и зелёные. Составьте модель, используя красные стрелочки, которая будет говорить нам о том, как человек влияет на загрязнение воздуха. Время работы 1 минута. … Время работы в группах закончилось, послушаем ваши ответы на вопрос «Как человек загрязняет воздух?»:…



1. Выбросы промышленных предприятий;

2. Выхлопные газы автомобилей.(слайд №6)

- Что же может сделать человек для охраны воздуха?

- Для того, чтобы чистого воздуха в мире становилось больше?

Поработайте в группах, достройте схему, используя зелёные стрелочки. Слушаем ваши ответы:…



1.Сохранять те растения, которые есть на земле, и сажать новые.

2. Установить очистные сооружения и дымоулавливающие установки на трубах предприятий.

3. Выпускать экологически чистые автомобили, например, работающие на воде, или от электричества.(слайд №7)

- Молодцы! Вы помогли мне очистить первое поле от черных пятен. (убирает чёрные квадраты) Спасибо за помощь!

__________________________________________________________________
Участник №2

- Не умыться, не напиться без воды, (Слайд № 8)

Листику не распуститься без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле?... В океане. А ещё где находится вода?... В морях, реках, в ручьях. Вы знаете, что снег – это вода и облака – это вода. Поэтому мы говорим, что вода бывает в 3-х состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода, какая?... Солёная. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. А давайте вспомним, как наши мамы умывали нас и приговаривали потешку. Движения и слова повторяйте за мной:



Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

- Про какую воду сейчас говорилось?(про чистую, грязной водой умываться нельзя). Откуда на земле появляется грязная вода? Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо поработать в группах и с помощью знаков составить модель. Работаем 1 минуту…

- Откуда же на Земле берётся грязная вода? (Слайд № 9)

1. Сточные воды промышленных предприятий.

2. Бытовые отходы. (мусор)

3. Мытьё машин на берегу водоёмов.

4. Утечка нефти во время добычи и перевозки .

Пресной воды на нашей планете не так и много, поэтому её надо беречь. Посмотрите на синее поле вокруг человечка, на нём пятна – загрязнители. Это и мусор, который люди выбрасывают в реки, ручьи, озёра; сточные воды от заводов и фабрик, бензин и нефть. Можем ли мы убрать эти чёрные пятна с поверхности воды? (Слайд№10)

Прежде чем ответить на этот вопрос, вам необходимо продолжить работу в группах и достроить модель, которая поможет нам ответить на этот вопрос. Приступаем к работе….

- Обсуждение заканчиваем. Что же необходимо делать человеку, чтобы на Земле как можно больше оставалось чистой воды, и на ней не было чёрных пятен? (слайд №11)



1. Экономить воду в быту. Закрывать вовремя кран и не лить воду просто так.

2. Установить очистные сооружения на трубы промышленных предприятий, которые сливают свои воды в реки и озёра.

3. Не оставлять мусор по берегам рек, озёр. Мыть машины на автомойках или в специальноотведённом месте.

Вы правильно сделали выводы, если каждый из нас будет соблюдать те правила, о которых сейчас сказали, мы сможем убрать все чёрные пятна с поверхности воды (убирает пятна). Благодарю за работу!

__________________________________________________________________
Участник №3

- Зелёная страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зелёная?...

- Она зелёная потому что, основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зелёном мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Человек природе друг!

- Всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это зелёное поле. На нём чёрные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которые занесены в Красную книгу. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе.

- Вот эти круги закрыли красивые растения. Какие правила поведения в природе нам надо помнить, чтобы растений с красивыми цветами на нашей Земле оставалось как можно больше?... Обсудите в группах и сделайте выводы. Работаем 2 минуты.

- Какие правила поведения в природе нам необходимо выполнять, чтобы растений с красивыми цветами на нашей земле оставалось как можно больше?(слайд № 16)



1. Не рвать цветы в букеты.

2. Не плести из них венки.

3. Не вытаптывать, ходить по тропинкам.

4. Не бросать мусор, где попало. Для этого есть урны.

5. Создавать заповедники.

- Наш класс помнит эти правила и выполняет их (слайд №17). Этой осенью мы принимали участие в экологическом слёте, который проходил в Михайловской роще. Посмотрите, сколько мусора мы собрали! А какая чистая территория стала, после этого. Нам всем было приятно поучаствовать в этом слёте.

За чистотой на территории нашей школы следит не только дворник, но и школьники. Каждую весну и осень, когда проходит день Здоровья, а также на уроках трудового обучения мы участвуем в «Трудовом десанте»

Поэтому можно убрать чёрные круги с зелёного поля. (Убирает круги, под ними рисунки редких растений)

- Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения природу.(Слайды №18,19)

- Угадайте, что это за растения? (Слайды №20-22)

- Посмотрите наше поле портят черные квадраты. Под ними животные, которые больше всех пострадали от рук человека. Послушайте жалобы этих животных и скажите, кто они.(слайды №23-25)

- А какие правила по охране животных мы должны выполнять, чтобы быть другом «братьям нашим меньшим»? Обсудите в группах и составьте модель, с помощью знаков.… Послушаем, какие правила у вас получились…(слайды №26)



1.Не кричать в лесу.

2. Не ловить никаких животных.

3. Не разорять птичьих гнёзд.

4.Не обижать никого, даже самого маленького – червячка, жучка, паучка.

5 Заботиться о животных: подкармливать, особенно зимой.

Все правила, мы с вами знаем и стараемся их соблюдать (слайд №27):

- В прошлом году наш класс принимал участие в акции «Накорми птиц!» Почти все ребята сделали кормушки. Мы выбрали самые удачные и повесили на территории школы, а потом, ходили подсыпать корм. Я думаю, у многих ребят и нынче есть кормушки около дома и они не забывают подкармливать пернатых друзей.

- Я считаю, что можно убрать черные квадраты (убирает квадраты).

- Лучше без них на зелёном поле! Не правда ли?

- Спасибо за работу!



Викторина «Узнай растение»
1.Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот побежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебряный перезвон. Что это за растение?______________________________________________________
2 Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где ещё лежит снег, когда ветрено и холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.__________________________________________________________
3 Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков появляется красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.________________________________________________________
__________________________________________________________________

Жалобы животных


  • Ох и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым без хлеба сидеть. Так вот подумайте, обижать или любить меня.________________________________________________________




  • Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая. ____________________________________________________




  • Я красивая грациозная кошка – одно из наиболее редких животных. У нас очень ценится пятнистая шкура и кости, которые широко используются в народной медицине. Поэтому человек безжалостно истребляет нас.___________________________________



izumzum.ru