Моу сош №20 города Твери Особенности использования диктанта и его нетрадиционных видов на уроках русского языка - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Актовый зал моу сош №62 г. Пензы 1 127.13kb.
«Формирование и развитие оуун на уроках русского языка и литературы... 1 128.3kb.
«Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского... 1 193.9kb.
Учитель русского языка и литературы моу кесовогорская сош 1 47.24kb.
В мае 2012 г на заседании шмо была проведена работа по напоминанию... 1 41.99kb.
Конференция моу сош №9 21. 12 1 17.65kb.
Вовк Елена Владимировна, бывший директор моу сош №1 г 2 317.54kb.
Профессиональный конкурс работников образования 1 84.22kb.
Учебные задания на развитие мыслительных операций на уроках русского... 1 84.12kb.
Дни славянской письменности и культуры в школе 1 90.34kb.
"Добро и зло в понимании героев романа М. А. Булгакова "Мастер и... 1 179.71kb.
Ящики-гряды представляют собой лишенные дна рамки, используемые для... 1 40.72kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Моу сош №20 города Твери Особенности использования диктанта и его нетрадиционных - страница №1/1

Г.А.Бакалева,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 20 города Твери

Особенности использования диктанта и его нетрадиционных видов на уроках русского языка

На современном этапе развития нашего общества требуется, чтобы учащиеся, оканчивающие среднюю школу, были грамотными. Считается, что язык, будучи тесно, связанный с мышлением, отражает интеллектуальное развитие человека. Хорошо развитые речевые навыки (точная грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной степени определяют общественную и профессиональную активность человека. Но сейчас все больше и больше у учащихся наблюдается безграмотное письмо. Эта тема актуальна на сегодняшний день. Почему это происходит? Общественное мнение определяет это так: во – первых, трудность самой русской орфографии и пунктуации; во – вторых, многие лингвисты считают, что учителя больше работают с учениками над правописанием, чем над развитием речевого общения. Знания по русскому нужны еще и для того, чтобы поступить в вузы (ЕГЭ). Поэтому, одна из основных задач обучения русскому языку – давать школьникам глубокие знания, прививать им прочные знания и умения, развивать речевое общение, творческие способности. Решению такой комплексной задачи способствует работа учителя в целом, и в частности умение учителя организовать работу по закреплению знаний и формированию умений и навыков, используя для упражнения различные виды диктантов.

Диктант один из традиционных видов письменных работ. Ученики записывают текст под диктовку, совершенствуя при этом свои орфографические и пунктуационные навыки. Но это еще и такой вид работы, что воздействует на детей. Это дидактическое действо, посредством которого неоднократно звучащая речь входит в сознание учащихся и закрепляется на основе одновременных, аудитивных, моторно-репродуктивных и визуальных действий, то есть на основе оптимального набора целесообразных действий, который вообще возможен при письме. Нужно упомянуть и о большой мыслительной деятельности учеников. Отсюда и сила этого вида работы, которая заключается в наибольшей эффективности воздействия на сознание обучаемых. Поэтому диктант стоит того, чтобы перед другими видами письменных работ при возможности выбора ему отдавали предпочтение.

Диктант – письменная работа, в процессе которой предназначенный для записи текст предварительно прослушивается целиком и частями и записывается детьми дословно или с изменениями, обусловленными заданием учителя.

Хотя эффективность диктанта не совсем исследована, наблюдения отдельных методистов свидетельствуют, что роль его при обучении русскому языку значительна. Чтобы повысить интерес учеников к русскому слову, к предмету, научит школьников грамотно писать, учителя и методисты предлагают новые. Нетрадиционные виды диктантов.

Новым диктантом «Проверяю себя» назвать можно условно, потому что Кобызев А.И. (11) предложил его еще в 1947-1948 учебном году. Цель диктанта – активизировать учащихся на уроке, помочь им разобраться в трудных для них вопросах орфографии и пунктуации, проверить процесс работы ученика на данном уроке, настроить ученика на «ситуацию успеха». Этот вид диктанта, прежде всего, является обучающим, но его контролирующие функции не снижают значения обучения. Эффективен этот диктант в слабом классе, когда ребенок сам видит пробелы в знаниях, может тут же написать правильно, предупреждая неправильное запоминание слов. Ученики записывают текст, в тех словах, где написание букв сомнительно, они подчеркивают эти места, если исправляют сами ошибки при проверке, учитель их не засчитывает. Проверять можно по- разному: учитель читает сам, указывая на орфограммы и пунктограммы, сильный ученик читает и объясняет написание, можно дать текст каждому ребенку. Учитываются при проверке только пропущенные ошибки. Но учитель для себя отмечает все ошибки, допущенные учениками, чтобы еще раз проработать над общими ошибками, потренировать в закреплении грамотного письма на данные правила.

Шевченко М.Ю. предлагает использовать цифровой диктант (10). Цель его – быстро провести проверочную работу (остается время для других разнообразных упражнений). Такой диктант готовит к тестированию на уроках русского языка. Начинать можно с опорой на зрение: то ли запись на доске, то ли на карточка. Когда ученики поймут, что ответ их должен состоять только из цифр, букв и цифр, когда будут знать нормы оценок, то смогут оценить свои знания сами. Шевченко М.Ю. предлагает шесть слов, из которых нужно выбрать только те, что соответствует заданию и записать их номера. Задание. Укажите номера слов, которые пишутся с приставкой при-:

1.прикоснуться 2. Премудрый 3. Превозмочь 4.привязанность 5. превосходный 6.прилагательное

Ключ: 1,4,6.

Можно усложнить: задание дать по вариантам. Учитель читает два слова, первое для I варианта, второе - для II варианта.

Сидоренков В.А. предлагает индивидуально - предупредительный диктант (7), который можно использовать с первых уроков в 5 классе. Подготовительный этап совпадает с повторением материала, изученного в начальных классах. Это позволяет учителю не только познакомиться со всеми учащимися, но и подтянуть слабых.

На этом этапе почти все списывают без ошибок, при выполнении задания от ученика требуется быть предельно внимательным, собранным. Усложняя списывание, учитель направляет усилие на формирование орфографической зоркости:


  • найти в тексте все орфограммы на определённое правило;

  • выписать их отдельно и привести доказательства.

У каждого ребёнка свой текст, так как это нужно для организации взаимопроверки. Во время взаимопроверки ученики могут спрашивать, когда сомневаются, у учителя, потому что вся работа направлена на предупреждение ошибок. Как поощрение Сидоренков В. А. предлагает тем детям, кто не допустил ошибок, в следующем диктанте не списывать весь текст, а только слова с орфограммами. По опыту автора этого диктанта такой вид работы эффективен в условиях малокомплектных школ и в классах с малой наполняемостью.

Семенюк А. А. из Иркутска предлагает диктант - соревнование и релейный диктант (8). Это своего рода подготовленные диктанты, но не по тому тексту, что предстоит писать, а по тому программному материалу, который изучался в рамках одной темы, в течение четверти или полугодия. Примерно за 2 недели до диктанта учитель даёт текст с обобщающим материалом, который анализируется, выявляются все орфограммы и пунктограммы. Отдельно записываются слова, правописание которых ещё не изучалось. Так как этот диктант итоговый, то в нём может быть больше различных орфограмм. В то же время учитель предлагает ученикам и самостоятельно готовиться к диктанту - соревнованию. Для этого вывешивается объявление, в котором сообщается о дне проведения диктанта, указываются:



    1. Трудные слова, которые нужно выучить;

    2. Слова, о значении которых нудно справиться в толковых словарях;

    3. Правила, которые нужно повторить;

    4. Упражнения, которые нужно выполнить устно или письменно.

К диктанту можно готовиться и группами.

Во время самостоятельной подготовки ученики могут составить словарные диктанты, обратные диктанты, пишут под диктовку друг друга, повторяют правила, обсуждают написанное, что способствует лучшему усвоению материала. Опыт автора статьи показал, что такие диктанты выполняются значительно лучше обычных контрольных диктантов. И ещё одно замечание, если кто-либо из учеников болел, то за время подготовки он усвоит материал. Но проводить диктант - соревнование нужно не чаще одного раза в четверть.

Семенюк А.А. предлагает еще один вид диктанта - релейный (он позаимствовал методику проведения из уроков математики) (8). Проводится этот диктант 1 раз в четверть в среднем звене и 1 раз в полугодие в старших классах. Релейный диктант может состоять из отдельных слов, словосочетаний, предложений и небольших связных текстов, вообщем, всего того материала, который был изучен, прописан, проработан за четверть. Подготовка к такому диктанту начинается в начале четверти. Учащимся объявляется, что по изучаемому программному материалу будет проведён диктант, но текст будет составлен только из материала тренировочных и контрольных заданий за этот промежуток времени. Как описывает Семенюк, ученики более серьёзно относятся к записям в тетрадях, к выполнению домашней работы. Примерно за 2 недели учитель объявляет о дне проведения диктанта. За это время ученики просматривают все свои работы, прорабатывают слова, в которых были допущены ошибки, могут консультироваться с учителем по трудным вопросам орфографии и пунктуации. В качестве примера Семенюк А.А. предлагает диктант релейный в 5 классе в III четверти после изучения тем: "Словообразование"; "Морфология. Орфография"; "Имя существительное"; "Имя прилагательное". За это время ученики выполняют более 150 упражнений. Из этих упражнений и контрольных диктантов фрагментарно создаётся текст релейного диктанта. Он может быть таким:

Весеннее наступление уже началось. На Кавказе цветут фиалки, прорастают в Средней Азии семена февральских посевов. Миндаль зацветает в Туркмении. Птичьи стаи заволновались на зимовках в Иране, в Египте, на Каспии. Уже берут курс на север грачи. (Упр. 525) Ранней весной в березовой роще можно найти одно из самых первых весенних растений. Это голубые перелески. У перелесков тёмные и плотные листья. Эти листья прошлогодние, они перезимовали под снегом. (Упр. 567)

Лучом солнца озаряется луг. (Из упр. 536). Ландыш пахуч (Из упр.573) Бесчувственны, сжимать, уютно, расположиться, шоссе, пришёл, коллекция, у гостиницы. (80 слов)

В диктанте включены все случаи правописания, которые изучались в течение III четверти. Это своего рода обобщающий контрольный диктант. Мне кажется, он очень эффективен в слабых классах. Ученик не знает, какой текст возьмет учитель, поэтому более добросовестно будет относиться и к тренировочным, и к контрольным работам, сохраняет тетради, периодически просматривает их, обращая внимание на исправления. В результате количество ошибок у учащихся значительно уменьшается, повышается грамотность, появляется интерес к урокам русского языка. Только объяснить надо ученикам, что релейные диктанты оцениваются строже, так как с материалом, включённым в диктант, они уже знакомы.

"Диктанты - пародии от А до Я" для старшеклассников предлагает Н.Ю. Рогова(6). Особенностью такого диктанта является не только знакомство, запоминание и правописание трудных слов, но и представляет интерес как пародии в духе сюрреалистической современной литературы. Вначале даются ученикам слова в алфавитном порядке и тексты для диктантов к этому словарному материалу. Известно, что многие иноязычные слова не пишутся по правилам русской орфографии, но они занимают прочное место в русском лексиконе. Данный вид работы (предварительная запись словаря, объяснение этимологии непонятных слов, их значение и особенности сферы употребления и последующий диктант) облегчает ребятам знакомство с иноязычной по происхождению лексикой. Такой вид работы включает не только чисто орфографическую тренировку, но и развитие речи, расширяет словарный запас школьников и повышает общий уровень их эрудиции. Например, фрагмент упражнения из опыта Н.Ю. Роговой:

Словарь А – В : абонемент, абориген, археология, архипелаг, аппаратура, ассистент, бандероль, баррикада, бриллиант, брошюра, бюллетень, вентилятор, вермишель, впроголодь, втридорога, всмятку



Текст

Виртуоз, стоя вполоборота, уговаривал ассистента втридорога купить бриллиант. Но ассистент, живущий впроголодь, получил с далекого архипелага бандероль от знакомого аборигена и теперь втайне мечтал выписать себе бюллетень и отправиться на баррикады. Он вприпрыжку подбежал к витрине в вестибюле магазина, где вентиляторы лежали вперемешку с вермишелью, брошюрами по археологии, разного рода аппаратурой, аксессуарами и яйцами всмятку.

Такие диктанты можно проводить на факультативных занятиях полностью, а словарную работу, работу со словарями нужно включать на уроках русского языка.

"Тематический" диктант на уроках русского языка предлагают А.Г. Нарушевич, И.О. Нарушевич (5) из Таганрогского муниципального общеобразовательного лицея при ТРТУ. Целью такого вида диктанта стала потребность в дидактическом материале, с помощью которого можно охватить значительный массив слов, быстро и эффективно проверить знания учащихся. Предлагается специально подготовленный компактный текст, предназначенный для работ над определённой орфограммой и закрепления навыка расстановки знаков препинания. Такие тексты, составленные учителем, самими учениками не редко не лишены чувства юмора, но они могут использоваться и для взаимопроверки, как карточки, как диктант "Проверяю себя".



Предлагается текст на чередование гласных в корнях: над степью разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко блистая, прикоснулись к расстилающейся равнине. Белый туман ещё клубился в зарослях шиповника, когда подрастающие деревца поклонились солнцу. Жёлтые лютики, расположившиеся у ручья, обмакнули листья в прозрачную воду. Поравнявшись с ручьём, замерла пробиравшаяся к своей норке ящерица.

Иванищева В.Н. из Москвы предлагает "тематические" словарные диктанты (3). Например, лингвистический: синтаксис, пунктуация, морфология, морфема, фонетика и так далее; математический, исторический, географический. Такие диктанты помогают запомнить слова - термины по различным школьным предметам. Можно предлагать такие диктанты обратные, то есть составляют словарный диктант ученики для учителя, тем самым закрепляя навыки правописания.

С.В. Волков, учитель средней школы 57 города Москвы предлагает диктант "на засыпку» (2). Он рекомендован, прежде всего, для проведения факультативных занятий по русскому языку в 10-11 классах, подготовки абитуриентов, а также тогда, когда необходимо максимально концентрированное повторение и отработка изучения правил. Большое количество слов на определённую орфограмму делает тексты удобными для итоговых закрепительных упражнений по какой-либо теме. Хороши они и для быстрой проверки степени освоения материала, для самоподготовки и самоконтроля.

Вот текст для повторения темы: "О-ё(е) после шипящих и ц":



Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый жёлудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на изжогу и большую печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком.

В связи с усилением общей речевой направленности обучения особое внимание уделяется речевому развитию школьников, следовательно, возрастает интерес к таким видам работы, которые способны одновременно решать задачи, связанные с обучением правописанию и развитием речи учащихся. Именно к таким видам работы относится диктант с языковым анализом текста(4). Нужно отметить, что такой диктант проводится в разных формах и на разных этапах обучения (лучше всего в 8-11 классах). Сам текст может быть записан и без изменения, и в форме творческого, свободного, восстановленного диктанта. Слов - не более 150 в тексте, а ученики могут записать только фрагмент из 75-80 слов. Остальное время отводится для выполнения аналитической работы по записанному тексту. Важно, чтобы текст, записанный учеником, был перед его глазами, затем он отвечает на поставленные вопросы. Эти вопросы могут быть связаны со смысловым, речеведческим анализом, а также с анализом изобразительно - выразительных языковых средств. Такая работа может сопровождаться и традиционным грамматическим заданием.

Особенность текстов, предназначенных для диктанта с последующим языковым анализом, состоит в том, что должны они представлять собой неадаптированные, неискаженные, оригинальные тексты, в которых бы сочетались эстетическая, познавательная ценность и их естественная орфографическая и пунктуационная насыщенность. Именно поэтому рекомендуется чрезвычайно бережно относиться к особенностям пунктуационного оформления исходного текста, по возможности сохранять авторские знаки, постановка которых, как известно, не является обязательной, что необходимо учитывать при проверке письменных работ учащихся, постановку их можно подсказать учащимся. Так появится уважительное отношение к авторскому тексту, который можно предложить для языкового анализа.

Итак, диктант с языковым анализом текста представляет собой современную форму обучения, ориентированную на формирование правописания и речевых навыков в их единстве, а также на отработку способности производить элементарный языковой анализ текста.

В качестве примера Львова С.И.(4) предлагает несколько диктантов с языковым анализом текста. Каждый диктант сопровождается двумя заданиями. Конечно, совсем не нужно стремиться к тому, чтобы написав под диктовку текст, ученик ещё и ответил письменно на 2 вопроса, поскольку это потребует проведения довольно сложного, трудоёмкого языкового анализа. Эти задания даны лишь для ориентира, а учитель самостоятельно решит, какими заданиями (или заданием) сопроводить текст. При этом обязательно учитываются особенности класса, возможности отдельных учеников (задания можно давать дифференцированно), а также реальное время выполнения первой части работы (текст записан полностью или только его фрагмент) и, соответственно, и время на выполнение творческого задания.

Диктант для 9 класса:



Он (Левко) оглянулся: ночь казалась перед ним ещё блистательнее. Какое-то странное, упоительное сияние примешалось к блеску месяца. Никогда ещё не случалось ему видеть подобного. Серебряный туман пал на окрестность. Запах от цветущих яблонь и ночных цветов лился по всей земле. С изумлением глядел он в неподвижные воды пруда: старинный господский дом, опрокинувшись вниз, виден был в нём чист и в каком-то ясном величии. Вместо мрачных ставней глядели весёлые стеклянные окна и двери. Сквозь чистые стекла мелькала позолота. И вот почудилось, будто окно отворилось. Притаивши дух, не дрогнув и не спуская глаз с пруда он, казалось, переселился в глубину его и видит: наперед белый локоть выставился в окно, потом выглянула приветливая головка с блестящими очами, тихо светившими сквозь тёмно-русые волны волос, и оперлась на локоть. И видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается ... Сердце его разом забилось... Вода задрожала, и окно закрылось снова. (144 слова) (Н. В.Гоголь)

Задания:


1 .Определите стиль текста и тип речи. Озаглавьте текст.

2.Объясните, какие выразительные языковые средства использованы в отрывке из повести Н.В.Гоголя "Майская ночь, или Утопленница".

Этот вид диктанта можно вполне назвать диктантом с элементами сочинения, поскольку предполагается помимо записи продиктованного текста ещё и создание небольшого по объёму собственного письменного высказывания. Важно при этом научить школьников предельно лаконично выражать свои мысли. Оцениваться эта работа может так же, как и изложение с элементом сочинения, то есть ставится первая оценка за диктант, вторая оценка - за письменное высказывание (мини-сочинение).

В заключение мне бы хотелось дать некоторые рекомендации по использованию различных видов диктантов учителям русского языка и литературы.

Во-первых, чтобы привлечь внимание школьников к русскому языку, чтобы урок был интересным, динамичным, нужно использовать различные виды обучающих диктантов.

Во-вторых, чтобы повысить грамотность в слабых классах, лучше использовать разученный, индивидуально - предупредительный, "Проверяю себя", релейный диктанты, так как они создают для учеников "ситуацию успеха".

В-третьих, в сильных классах нужно проводить все виды диктантов, но чаще на интенсификацию времени: "тематический", диктант "на засыпку", диктанты - пародии.

И наконец, в-четвертых, рекомендую использовать чаще все виды творческих диктантов: они формируют и навыки самостоятельного правописания и умения грамотно, лаконично выражать свои мысли.



Литература:

  1. Бухарин В.И. О текстах для диктанта. Ж. "Русский язык в школе", 1989 №4

  2. Волков С.В, Диктанты на "засыпку".ж. "Русская словесность", 1994 № 1

  3. Вовк С.М, Виды диктантов на уроке русского языка.Газета "Первое сентября. Русский язык", 2004 №12

  4. Львова С.И. Диктант с языковым анализом текста. Ж. "Русская словесность", 2000 №8

  5. Нарушевич А.Г. "Тематический" диктант на уроках русского языка. Ж. "Русская словесность", 2000 №2

  6. Рогова Н.Ю. Диктанты - пародии от А до Я. Газета "Первое сентября. Русский язык", 1996 №35

  7. Сидоренков В.А, Индивидуально - предупредительный диктант. Ж. "Русский язык в школе", 1990 №1

  8. Семенюк А.А. Новые виды диктанта. Ж. "Русский язык в школе", 1990 №4

  9. Ульченко З.Ф. Диктанты с изменением текста. М. "Просвещение", 1982

  10. Шевченко М.Ю. Цифровой диктант. Газета "Первое сентября. Русский язык", 2000, №7

  11. Кобызев А.И. Новый вид диктанта - "Проверяюсебя". М. "Учпедгиз",!962



izumzum.ru