Модульные курсы в школе будущего - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсы Квалификационная категория 1 29.61kb.
II. Права и обязанности обучающихся и порядок пользования учебным... 1 31.47kb.
Манифест по вопросам будущего развития производства продуктов питания 1 358.04kb.
Спецпредложение Языковые курсы в Германии г. Веймар за 150 евро в... 1 28.2kb.
Интеллектуальная готовность к школе 1 20.25kb.
Сравнение коммутирующих концентраторов 1 140.89kb.
«Учитель-исследователь», Козлова В. А. прошла курсы повышения квалификации... 1 99.78kb.
«Организация образовательного процесса в начальной школе на основе... 1 66.98kb.
Сегодняшние дети граждане завтрашнего общества. Их защита и развитие... 1 59.18kb.
Природная среда Черноморского региона за последние 30 тысяч лет:... 1 16.09kb.
Программа развития толерантности в школе 1 38kb.
Программа в системе дополнительного образования на 2011-2012 уч год... 2 425.45kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Модульные курсы в школе будущего - страница №1/3

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 516



МОДУЛЬНЫЕ КУРСЫ В ШКОЛЕ БУДУЩЕГО.

Профильное правовое образование
(из материалов экспериментальной работы педагогического коллектива школы)

Сборник № 4

Москва, 2006 г.

Модульный курс «История государства и права»

Терентьева Е.В., зам. директора по УВР

ГОУ СОШ №516 г. Москвы
Программа модульного курса «Введение в историю государства и права» предназначена для преподавания в 6-9 классах средних общеобразовательных школ, в которых существует система предпрофильного правового или гуманитарного обучения.

Курс рассчитан на 144 часа при одном часе в неделю при распределении материала с 6 по 9 класс в соответствии с содержанием базовых курсов истории.

Программа соответствует современным целям обучения предмету, расширяет представления учащихся о формах государственной власти, системы собственности, общественных отношениях и правовых отношениях в различных странах.

Содержание программы определяется следующими положениями:



  • История является базовым общеобразовательным предметом, позволяющим углубить знания учащихся в области истории государства и права;

  • Предлагаемый курс позволяет проследить развитие правовой культуры общества в его историко-хронологической ретроспективе.

Важнейшие задачи курса:

  • Изучение основных этапов истории государства и права России и мира путем выделения узловых проблем истории политико-правовых систем, более глубокого их осмысления на более высоком уровне обобщения уже известной учащимся информации;

  • Содействие в формированию исторического мышления – способности понимать и анализировать события прошлого, настоящего и будущего,

  • Содействовать формированию правового мышления – способности глубокого понимания права, правосознания и правовой культуры личности;

  • Введение ученика, заинтересованного в изучении права и истории, в круг историко-правовых фактов;

  • Ознакомление ученика с юридической терминологией и традициями;

  • Анализ основных правовых институтов, кодификаций и правовых актов мировой истории, структур власти, форм собственности и общественных отношений.

  • Анализ некоторых политико-правовых феноменов, связанный со своеобразием отдельных цивилизаций

  • Развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления и осознания современного понимания права как права компромиссов и воли, основанного на принципах свободы, равенства и справедливости.

  • Освоение знаний о правовых источниках, особенностях их построения, общественных функциях.

«Введение в историю государства и права» показывает основные этапы развития государства и права, правовых источников. При этом ключевыми проблемами являются: процесс и причины становления государственно-политических систем разного типа, своеобразие правовых норм и правовых ценностей в отдельных странах.

Всемирная история в данном курсе представлена отдельными блоками тем в соответствии с порядком изучения истории базового курса. При этом изучаются политико-правовые системы основных государств, изученных учащимися на уроках истории. Данный модульный курс является дополнительным.

Особенностью программы является изучение не только истории развития политико-правовых институтов общества, но и ознакомление учащихся с большим количеством текстов правовых актов. Также у учащихся есть возможность для обобщения исторических знаний, формирования собственного отношения к дискуссионным проблемам российской и мировой истории.

При разработке программы курса учитывалось, что знания учащихся будут расширяться в 10-11 классах в рамках базового курса, а у части учащихся и углубляться в профильных классах. Поэтому данный курс носит ознакомительные функции по отношению к «Истории государства и права» как одной из самостоятельных правовых наук.

Материал данного курса дает возможность учащимся осваивать более глубоко такие методы изучения общественных наук как:


  • Дедуктивный, поскольку изучение права предполагает изучение общественных явлений от общего к частному, то есть на основе изучения общих процессов общественного развития определяются пути развития отдельных правовых проблем и явлений.

  • Индуктивный, то есть сопоставляя отдельные правовые нормы, выводятся общие закономерности

  • Экзегетика, так как право изучается на основе толкования отдельных юридических и исторических источников.

  • Метод историко-сравнительного анализа, так как с помощью изучения права на отдельных этапах истории человечества, формируется представление о целостном понимании права как социального института

  • Системный метод, то есть выстраивание уроков в теме в строгой логической последовательности с учетом выявления причинно-следственных связей изучаемых объектов, выстраивание логики уроков по форме с учетом принципов понимания от простого к сложному и от сложного к простому, выделение системообразующих знаний.

  • Модульный подход, то есть распределение информации от истории развития данной проблемы, через ряд промежуточных уроков, к урокам с выявлением тенденций, закономерностей, причинно-следственными связей, то есть элементами методологического знания. На их основе у учащихся легко развивается концептуальное мышление.

Содержание предлагаемой программы может быть реализована на основе углубленного изучения исторических источников права, законодательных памятников и исторических юридических документов. Изучение вышеперечисленных источников должно основываться на ранее полученных учащимися базовых знаний по истории.

В основу программы положена идея, что право является средством достижения общественного согласия. Именно на примере становления правовых систем можно показать необходимость длительного формирования правовой культуры нации, ее исторической обусловленности. Тем более это актуально для современной России, в которой высока степень правового нигилизма. Необходимо показать учащимся, что право всегда выступало в роли исторического преемника позитивных правовых ценностей, которые могут обеспечить быстрое и эффективное продвижение общества по пути к высоко цивилизованному гражданскому обществу и правовому государству.

В силу ограниченности учебного времени предлагается использовать данный курс для изучения в вариативной части учебного плана, либо в системе дополнительного образования. Преподавание данного предмета должно быть построено по принципу формирования обобщающего знания у учащихся. Работа над каждым разделом представляет собой блок уроков, объединенных общей темой. Первый урок предполагает теоретическое осмысление учебного материала, все последующие уроки – это уроки анализа правовых и исторических источников и их толкования.

При этом понятно, что уровень осмысления и запоминания у учащихся будет разным. Необходимо помнить, что как и любой другой модульный курс , он не требует полного усвоения знаний. Данный курс направлен не столько на формирование знаний, как умений и навыков работы с источниками. Но самое главное, на формирование правосознания личности, на решение одной из самых важных задач правового обучения в школе.



Содержание модульного курса

«Введение в историю государства и права»

6 класс. 36 часов.

  1. Введение ( 3 ч)

А. Понятие о средневековье. Исторические источники. Многообразие мира людей, неравномерность его развития. Взаимодействие с миром древних цивилизаций

Б. Право как культурно-историческое явление. Право и культура. Регулирование поведения людей в древнейшие времена. Возникновение права. Появление гарантий защиты прав. Особенности древнего права. Государственно-правовые модели: древневосточная и античная. Наиболее известные источники древнего права: законы Хаммурапи, законы Ману, реформы Солона, Законы XII таблиц.



2. Средневековое право в Европе ( 5 ч)

А. Образование варварских королевств. Образование государства у франков. Законы франков. Образование империи Каролингов. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Англо-саксонские королевства. Крестьянство. Рыцарство. Духовенство. Средневековый город. Объединения горожан. Цехи и гильдии. Городское самоуправление. Образование централизованных государств в Европе.

Б. Особенности правосознания человека средневековой Европы. «Салическая правда» как памятник обычного права древних германских племен. «Правда Этельстана», «Правда Альфреда» о приоритете религии, традиции и власти. Возрождение римского права. Возникновение канонического права. Инквизиция в средние века. Латеранский собор 1215 года о значении доноса. Семейные отношения в соответствии с обычным правом. Изменения основных подходов к семейному праву в период Реформации. Возникновение городского права. Хартия вольностей города Лорриса (1155г), Хартия вольностей города Магдебург. Книга ремесел ( Сборник цеховых регламентов г.Парижа), Договор о найме ученика кельнским цирюльником мастером Михелем (1483г). «Каролина» (Германия) как образец уголовного права XYI века. Особенности правовой системы Англии. Великая хартия вольностей (1215г), статутное право.

3. Цивилизации Востока ( 2 ч)

А. Арабы в YI-X вв. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Арабский халифат. Китайская империя. Император и его подданные. Кастовый строй. Буддизм. Индуизм. Делийский султанат. Империя Великих Моголов.

Б. Понятие о мусульманском праве. Коран как источник мусульманского права. Регламентация жизни. Налоговое право. Брак и наследование в мусульманском праве. Преступление и наказание в мусульманском праве.

4. Восточные славяне ( 4 ч)

А. Принадлежность к индоевропейской семье народов. Расселение, основные занятия, общественный строй, верования, взаимоотношения с соседями.

Б. Праславяне. «Повесть временных лет» о расселении восточных славян. Топонимика названий восточнославянских племен. Города. Быт и нравы восточных славян. Язычество. Языческие игрища. Синтез юридических обычаев восточных славян, финно-угорских и скандинавских племен. Обычное право. Патриархальная семья.

5. Право древнерусского государства ( 6 ч)

А. Складывание государства. Два центра формирования Древнерусского государства. Споры о роли норманнов в истории Руси. Русь при первых князьях. Князь, дружина. Крещение Руси. Влияние Византии на формирование российской цивилизации. Русь при Ярославе Мудром. Ярослав – законодатель. «Русская правда» и княжеское хозяйство. Династические связи княжеского дома. Зарождение земельной собственности. Появление зависимых крестьян. Князь и дружина.

Б. Источники права древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства. Государственный строй. Правовое положение населения Руси. Кормчие книги как источник византийского права. Общая характеристика «Русской правды». Судебный процесс по «Русской правде». Преступление и наказание по «Русской правде».. Обязательственное право по «Русской правде». Наследственное право по «Русской правде».

6. Правовое развитие Руси

в период политической раздробленности ( 3 ч)

А. Политическая раздробленность Руси и ее последствия. Княжеские усобицы. Любеческий съезд 1097 года и образование самостоятельных княжеств. Правление Владимира Мономаха. Юго-Западная Русь. Северо-Западная Русь. Северо-Восточная Русь. Региональные особенности и идея единства. Нашествие монголо-татар на Русь. Зависимость Руси от Орды, ее формы и последствия.

Б. Система иммунитетов при территориальном распаде Руси. Правовое развитие Юго-Западной Руси. Правовое развитие Северо-Западной Руси. Система вечевых органов власти и местное управление. Правовое развитие Северо-Восточной Руси. Влияние монголо-татарского ига на развитие государственной системы Руси.

7. Правовое развитие в период образования русского централизованного государства ( 4 ч)

А. Политическая гегемония Северо-Восточной Руси в объединении русских земель. Факторы, обусловившие возвышение Москвы. Московские князья и их политика, используемые средства. Раздача вотчин через княжеские пожалования. Церковь и власть. Княжение Дмитрия Донского.

Б. Княжеские грамоты как источник писаного права. Грамоты жалованные и уставные. Церковные уставы. Псковская судная грамота. Договорное право. Преступление – государственное дело. Письменные акции («доски»). Поединок. Судебное представительство.
8. Правовые особенности

русского централизованного государства ( 6 ч)

А. Образование единого русского централизованного государства. Боярская Дума. Местничество. Система землевладения и положение крестьян. Начало юридического оформления крепостного права. Деспотизм власти. Укрепление государственной власти при Иване Грозном. Самодержавие. Земские соборы. Приказная система управления. Опричнина, ее смысл.

Б. Формирование новой государственности. Общественный строй и правовое положение населения. Необходимость кодификации законов. Судебник 1497 года. Судебник 1551 года. Вещное право по Судебникам XY-XYI вв, способы приобретения недвижимости. Право родового выкупа. Договорное право. Наследование по закону и по завещанию. Государственные и должностные преступления. Смертная казнь. Членовредительные и телесные наказания. Судебные грамоты. Пытка. Судебные инстанции. Сфера церковного права. Земельные описи и «посошная» система обложения.

9. Развитие права в Смутное время ( 2 ч)

А. Этапы и пути закрепощения крестьян. Категории крестьянства.

Б. Формы зависимости крестьян: экономические и внеэкономические. Государственный кризис и его последствия.

10. Обобщающее повторение ( 1 ч)

Б. Оригинальность системы отечественного права. Неразвитость юридических традиций Подчинение права идеологии. Восприимчивость к заимствованию в других странах.



Литература для учащихся:

Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права (любое издание)

Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. – М., 1963 г.

История государства и права России: Источники права. Юридические памятники XI-ХХ вв./ Сост. П.Ю. Савельев. – М.. 1995.



Литература для учителя:

Бартошек М. Римское право: Понятие, термины, определения. – М., 1989.

Всеобщая история государства и права / Под. Ред. К.И. Батыра (любое изд.)

Документы по истории зарубежного права / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. – М., 1987.

История государства и права: Хронология: Учеб. Пособие/ Под ред. М.И.Сизикова. – М., 1996.

Рогов В.А. История государства и права России IX- начала XX вв.- М., 1994.

Рогов В.А. История уголовного права, террора и репрессий в Русском государстве XY-XYII вв. – М., 1995.

Судебники XY-XYI веков /Под ред. Б.Д.Грекова. –М.,-Л.. 1952.

Хрестоматия по истории государства и права. /Под ред. Ю.П.Титова. – М., 2004.

Модульный курс «Введение в юридическую специальность»

Терентьева Е.В., зам. директора по УВР

ГОУ СОШ №516 г. Москвы

Виноградова Е.В., учитель истории

ГОУ СОШ №516 г. Москвы
Общество непрерывно развивается, социальные отношения усложняются. В связи с этим требуется все более тщательное регулирование поведения людей и и правильное их применение. Возрастает значимость профессии юристов, которые как раз и призваны выполнять праворегулирующую и правоприменительную функции. Тем не менее по количеству людей юридических специальностей Россия еще отстоет от ведущих государств. Следовательно, в ближайшие годы востребованность юристов будет возрастать и в любом случае оставаться высокой.

Содержание курса разработано в рамках проведения эксперимента «Организация профильного правового обучения в ОУ» и научно-методического эксперимента «Системно-модульный подход в организации УМК».

Данный курс предназначен для обучающихся по социально-гуманитарному или социально-экономическому профилю. Он направлен на то, чтобы помочь обучающимся подробнее узнать об истоках профессии юриста, основных направлениях юридической деятельности, требованиях, предъявляемых к юристам, наиболее видных юристах, юридической технике, юридическом образовании и других сторонах профессии юриста..

Систематическая и целенаправленная работа по овладению знаниям о профессии юриста поможет учащимся правового предпрофильного класса:



  • Сделать осознанный выбор профиля обучения в будущем,

  • Развитию интеллекта и формально-логического мышления;

  • Развитию культуры мышления;

  • Развитию коммуникативных способностей, прежде всего, профессиональной речи юриста;

  • Формированию конкретных умений и навыков по анализу возникшего на практике казуса (случая);

  • Изучению методических материалов по подготовке к юридической профессии;

  • Организации работы с регламентированными законодательными и нормативно-методическими актами

  • Освоению специфических особенностей профессии

Курс «Юриспруденция. Введение в специальность» предлагается учащимся социально-гуманитарного профиля в качестве элективного курса по выбору для формирования индивидуального плана обучения, а, следовательно, для создания индивидуальной траектории развития каждого обучающегося в рамках учебного времени.

Данный курс рассчитан на 1 час в неделю в 9 классе и предполагает как аудиторную работу под руководством учителя, так и практическую, самостоятельную работу учащихся.

Реализация данной программы должна способствовать формированию умения:


  1. Выделять функции и направления деятельности юриста

  2. Использовать алгоритм работы профессионального юриста

  3. Тщательно отбирать литературу для подготовки в юридический вуз

  4. Использовать электронно-справочные правовые системы

  5. Участвовать в сообществах юных юристов и правовых движениях



Содержание курса


Введение ( 1 час)

Юриспруденция как разновидность социальной деятельность. Правовая норма и другие социальные нормы. Факторы определяющие необходимость профессиональной деятельности юристов в обществе.



Тема № 1. Юриспруденция

как сфера деятельности и как отрасль знаний ( 10 часов)


Аспектный подход к изучению юриспруденции. Основные этапы истории государства и права. Возникновение юридической, профессиональной деятельности в России. Плеяда выдающихся российских юристов. Функции юридической деятельности.

Тема №2. Особенности

получения юридического образования (6 часов)


Высшие и средние специальные учебные заведения юридического профиля. Специальности «Юриспруденция» и «Правоведение». Особенности конкурсного отбора. Возможные формы обучения. Нормативные документы учебного заведения. Права и обязанности студентов юридических вузов. Содержание образовательного стандарта по юридическим специальностям. Программы и учебные планы юридических факультетов учебных заведений. Требования к подготовке абитуриентов для поступления на юридические факультеты. Система непрерывного юридического образования РПА.

Тема №3. Основные направления

деятельности юриста (6 часов)

Многообразие деятельности в профессии юриста. Юридическая специализация и квалификация. Работа юриста в органах государственной власти и управления. Деятельность юриста в органах судебной власти. Роль юристов в работе правоохранительных органов. Профессия юрисконсульта. Научная деятельность юристов.



Тема №4. Основы юридической техники (5 часов)

Понятие юридической техники и основной алгоритм работы профессионального юриста. Методы профессиональной деятельности юриста. Средства осуществления профессиональной деятельности юриста. Особенности языка и речи юриста-профессионала. Формально-логическое мышление как основа деятельности юриста.



Тема №5 Современные формы взаимодействия юристов (6 часов)

Личность юриста и ее представление в общественном сознании особенности поведения. Развитие аналитических способностей. Формы взаимодействия юристов. Профессиональные сообщества, организации и клубы. Правовые сайты и профессиональные юридические программы.



Заключение ( 1 час)

Тематическое планирование


№ урока

№ урока в теме
Тематика учебного занятия

Форма учебного занятия

1. Введение (1 ч)

1

1

Юриспруденция как один из видов социальной деятельности человека

Лекция, социологическое исследование о мотивации выбора курса

Тема №1. Юриспруденция

как сфера деятельности и как отрасль знаний ( 9 часов)


2

1

Юриспруденция как сфера социальной деятельности

Лекция с элементами беседы

3

2

Юриспруденция как профессия

Лекция с элементами беседы

4

3

Юриспруденция как отрасль знания

Лекция с элементами беседы

5

4

История права. Этапы развития

Интеллектуальная игра по курсу ИГП (6-9 кл)

6

5

Правовые памятники России

Экскурсия в школьный музей права

7-8

6-7

Плеяда выдающихся российских юристов. М.М.Сперанский, К.П. Победоносцев, Б.Ф.Кистяковский, В.Д.Спасович, Ф.Н. Плевако, А.Ф.Кони

Работа над проектом


9

8

Юристы высшей квалификации в РФ и СССР

Защита проектов, рефератов

10

9

Функции юриспруденции

Лекция с элементами беседы

11

10

Особенности тестирования по предмету «Право»

Обсуждение тестовых заданий
Тема №2. Особенности

получения юридического образования (6 часов)

12

1

Учебные заведения юридического профиля. Специальности.

Лекция с элементами беседы

13

2

Возможные формы обучения.

Лекция с элементами беседы

14

3

Нормативные документы учебного заведения.

Практическая работа с лицензиями и т. д.

15

4

Содержание образовательного стандарта по юридическим специальностям.

Лекция с элементами беседы

16

5

Программы и учебные планы юридических факультетов учебных заведений.

Лекция с элементами беседы

17

6

Требования к подготовке абитуриентов для поступления на юридические факультеты.

Игра «Эрудит»


Тема №3. Основные направления

деятельности юриста (6 часов)

18

1

Многообразие деятельности в профессии юриста. Юридическая специализация и квалификация.

Лекция с элементами беседы

19

2

Работа юриста в органах государственной власти и управления.

Лекция, ролевая игра

20

3

Деятельность юриста в органах судебной власти.

Лекция, ролевая игра

21

4

Роль юристов в работе правоохранительных органов

Встреча с представителями ОВД, прокуратуры

22

5

Профессия юрисконсульта.

Встреча с практикующим юрисконсультом

23

6

Научная деятельность юристов.


Встреча с научными сотрудниками РПА

Тема №4. Основы юридической техники (5 часов)


24

1

Понятие юридической техники и основной алгоритм работы профессионального юриста.

Лекция с элементами беседы

25

2

Методы профессиональной деятельности юриста

Работа в группах

26

3

Средства осуществления профессиональной деятельности юриста

Работа в группах

27

4

Особенности языка и речи юриста-профессионала.

Игра-выступление по курсу КР (5-9 кл)

28

5

Формально-логическое мышление как основа деятельности юриста.

Ролевая игра «Я – юрист»

Тема №5 Современные формы

взаимодействия юристов (6 часов)

29

1

Личность юриста и ее представление в общественном сознании особенности поведения.

Игра-выступление по курсу этикета (5-9 кл)

30

2

Формы взаимодействия юристов


Лекция с элементами беседы

31

3

Правовые сайты


Работа на ПК в Интернете.

32

4

33

5

Профессиональные юридические программы

Групповая работа на ПК

34

6

Заключение ( 1 час)

Анкетирование. Составление индивидуальных планов для профильного правового класса школы.


следующая страница >>