Модели экономики фирмы как основа формирования показателей в системе управленческого контроля - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Изучение народного декоративно-прикладного искусства как основа формирования... 1 40.1kb.
Используя одну или несколько теорий интернационализации, опишите... 1 68.28kb.
Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 040100. 1 275.44kb.
Сбалансированное природопользование как основа построения инновационной... 1 74.46kb.
Информатизация образования как информационно-технологическая и социокультурная... 1 204.05kb.
Программа духовно-нравственного воспитания как основа формирования... 1 162.95kb.
Закон рыночной экономики требует постоянного контроля за формированием... 1 75.56kb.
Теория и практика массовой информации 1 45.04kb.
История фирмы. Один из первых "хорьхов" (1904 год). На рубеже веков... 1 172.51kb.
Как тратят нефтедоллары в оаэ 1 20.8kb.
К контракту n от " " 20 г 1 18.62kb.
Рабочая программа институциональная экономика 1 305.35kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Модели экономики фирмы как основа формирования показателей в системе управленческого - страница №1/1

УДК 336.6

Чугумбаев Роман Рыспекович

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», Волгоград
Модели экономики фирмы как основа формирования показателей в системе управленческого контроля

В процессе экономического анализа системному моделированию предшествует экономическое моделирование объекта анализа. Результат этого этапа может различаться в зависимости от выбранной теории фирмы.
Современное состояние теории микроэкономики позволяет самостоятельно сосуществовать различным теориям фирмы. Прежде всего, это обусловлено значительной многофункциональностью предприятий. Г.Б.Клейнер, В.Л.Тамбовцев, Р.М.Качалов, рассматривая многообразие функций предприятий, отмечают: «Некоторые из них относятся к социальным, и даже их простое перечисление показывает, что они лежат в основе существования общества. По сути, возможность самореализации в труде, так же как и самоуважение через уважение со стороны коллектива, выражают фундаментальные потребности и права человека. Другие функции предприятия стимулируют на микроэкономическом уровне движение материальных, финансовых, информационных потоков, перемещение рабочей силы и реализуют действие экономических сил конкуренции»[2]. В экономической теории сложилось несколько основных концепций предприятия, описывающих его возникновение, деятельность и ликвидацию. В каждой из них предприятие рассматривается под определенным углом зрения, с акцентом на те или иные особенности изучаемого объекта.

Модель анализа эффективности предприятия согласно неоклассической теории фирмы предполагает исследование производственной функции, выражающей зависимость результатов производства от затраченных факторов, и конфигурации области в пространстве ресурсов, отражающей размеры и соотношение используемых факторов. Неоклассическое понимание предприятия (фирмы) как носителя основной (производственной) функции – преобразования ресурсов в продукцию, продающуюся на свободном рынке, является в настоящее время общепризнанной, базовой в мировой экономической науке концепцией. Параметры производственной функции предприятия определяются теми конкретными технологическими процессами, которые используются для производства продукции, а главная задача, которую решает фирма, действующая как на рынке ресурсов, так и на рынке продуктов, - найти такие объемы и соотношения ресурсов, которые позволили бы установить цену на продукцию, максимизирующую прибыль предприятия. Прибыль выступает здесь как форма выражения результативности, эффективности работы фирмы. Предполагается, что если предприятие не максимизирует прибыль, то оно рано или поздно будет исключено из числа агентов рынка в ходе естественного отбора, реализуемого механизмом рыночной конкуренции. Таким образом, фирма в неоклассической теории с позиции системного подхода выглядит как "черный ящик", в котором ресурсы трансформируются в продукты. На базе неоклассической теории фирмы создан довольно мощный аналитический инструментарий. В то же время, целый ряд проблем, имеющих первостепенное значение в функционировании предприятия, в том числе проблемы организационного устройства предприятий, механизмы принятия решений, стимулирования и контроля их исполнения и т.д., оказывались за пределами как интересов исследователей-экономистов, так и "разрешающей способности" самой теории фирмы как части неоклассической экономической теории. В результате, появился целый ряд модификаций, направленных на включение в анализ явлений неценовой конкуренции, воздействия географического положения фирмы на цены продуктов и ресурсов, а сезонных колебаний производства - на занятость, учет проблем оптимизации и управления запасами и т.д. Известен и целый спектр конкурирующих, дополняющих и сменяющих в разных обстоятельствах друг друга вариантов целевой функции фирмы: кроме максимизации прибыли, максимизация продаж, валового дохода, дохода на одного работающего, дохода акционеров, различные многофакторные аппроксимации функции полезности, стратегические цели и т.д. Все эти модификации были естественными реакциями на регулярно возникающие несоответствия между предпосылками и выводами неоклассической теории и практикой деятельности фирм.

И. Ансофф выделил следующие ключевые пункты в деятельности предприятия, не укладывающиеся в рамки неоклассической теории фирмы[1]:

1) обесценивание опыта управляющих, обусловленное возникновением принципиально новых задач;

2) усложнение управленческих проблем, вызванное нарастанием множественности задач в связи с расширением географических рамок рынков;

3) возникновение и расширение разрыва между сложностью и новизной задач, с одной стороны, и наличными управленческими навыками, приобретенными в прошлом, с другой стороны;

4) рост вероятности стратегических неожиданностей, вызванный увеличением частоты возникновения новых задач.

Осмысление многообразных теоретических и прикладных проблем функционирования предприятия существенно облегчается при использовании идей, лежащих в основе иной экономической теории, так называемой неоинституциональной экономики. Новая институциональная экономическая теория (new institutional economics) исходит из двух отправных суждений: во-первых, из того, что институты имеют важное значение в хозяйственной жизни, и, во-вторых, из того, что они поддаются экономическому анализу[4]. Сторонники научной школы современного институционализма пытались расширить возможности неоклассического анализа путем изучения проблем организации и того, как структуры прав собственности и трансакционные издержки (т. е. на подготовку, заключение и реализацию сделок) влияют на мотивацию и экономическое поведение.

В институциональной концепции фирма рассматривается как организация, создаваемая людьми для более эффективного использования их возможностей. Связанные с приобретением нужных материалов и оборудования трансакционные издержки в случае образования фирмы оказываются ниже, чем при производстве той же продукции без организации фирмы, что и объясняет существование предприятий.

"Институциональный вариант теории фирмы в отличие от неоклассического не делает акцент на предсказании поведения фирмы в соответствии с существующей производственной функцией как формой выражения технологической зависимости между затратами факторов производства и максимально возможным при соответствующей комбинации затрат выходом продукта. …институциональная версия теории фирмы является как бы "мостиком" между стандартной неоклассической теорией и теориями управления"[3].



Таким образом, развитие моделей экономики фирмы раскрывает закономерности ее развития, как сложной системы, и становится основой для формирования показателей, комплексно характеризующим ее экономическую эффективность.
Список литературы

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - С.25.

  2. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997. – С.10

  3. Коуз Р.Г. Фирма, рынок и право: пер. с англ.-М.: "Дело ЛТД" при участии издательства "Catallaxy", 1993.- С. 39.

  4. Уильямсон Оливер И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация /Под ред. B.C. Катькало: Пер. с англ. Ю.Е. Благова, B.C. Катькало, Д.С. Славнова, Ю.В. Федотова, Н.Н. Цытович. - С-Пб: Лениздат; CEV Press, 1996. –С.17