Миграционная политика в странах Западной Европы - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Миграционная политика в странах Западной Европы - страница №1/1




Миграционная политика в странах Западной Европы

СодержаниеВведение 2Современные подходы к миграции в странах Западной Европы 4Трудовая миграция 4Незаконная миграция 7Политика в отношении предоставления убежища в Европе 9Миграционная политика и демографическая ситуация 12Миграционная политика стран Западной Европы 12Германия 12Франция 18Швеция 21Италия 22Опыт миграционной политики западных стран: альтернативы для России 24Список использованной литературы и ресурсов Интернета 28Введение История человечества неразрывно связана с миграцией населения,происходившей по разным причинам, но всегда с одной целью – переменой местажительства. В первые тысячелетия развития человеческого общества миграции былисвязаны с освоением новых территорий. В период распада первобытнообщинногостроя к причинам миграций добавились вооруженные столкновения племен.Происходило возникновение и крушение государств, формирование новыхнародов. В начале Средневековья в итоге Великого переселения народовпроизошло смешение племен, что привело к формированию современногоэтнического состава современной Европы. На всем протяжении Средних вековмассовые миграции были связаны с бегством крестьян от феодальнойзависимости в свободные земли. Великие географические открытия XVI-XVIIIвеков привели к колонизации и массовому переселению населения наоткрываемые земли. Но по-настоящему миграция возросла в XIX веке врезультате бурного развития промышленного производства, так как происходилоперенаселение одних стран при острой нехватке рабочей силы в других. Потокинаселения направлялись в основном в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию,Аргентину, Бразилию, Южную Африку. XX век внес много изменений в направления и характер миграций,беспрецедентно возросли и их масштабы. В первую очередь это было связано свозросшей доступностью транспорта и средств связи. Также на протяжениивсего столетия мир потрясали многочисленные войны, которые порождали мощныеволны вынужденной миграции: создавали колоссальные потоки беженцев иперемещенных лиц. Впервые возникло понятие незаконной миграции, когда людивъезжали в страну в обход ее законодательной базы. В 70-е годы появиласьсвоеобразная миграция населения, выразившаяся в переманивании странами другу друга высококвалифицированных специалистов: так называемая «утечкамозгов». Существенную роль на отдельных этапах играли также национальные,политические и религиозные факторы. Международная миграция населения в условиях расширениямирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитииобщества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы,но, несмотря на масштабы этого явления, современная наука не имеет единойконцепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграцияодновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такиекак экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны,анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенствомсбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международныхпоказателей. Публикуемая статистическая информация, как правило,фрагментарна и зависит от контекста. Тем не менее, можно утверждать, чтообщая тенденция заключается в увеличении миграционной мобильностинаселения, усилении интенсивности потоков международной миграции, в первуюочередь, экономической. Различные страны Европы по-разному относятся к массовому притокуиммигрантов. Но всех их объединяет наличие активной миграционной политики,направленной на достижение конкретных экономических и демографических целейтой или иной страны. Цель этой работы - исследование политики в области миграции развитыхстран Западной Европы, анализ опыта различных государств в решении ихвнутренних, а также международных проблем с помощью государственногорегулирования миграционных процессов, попытка найти элементы миграционнойполитики этих государств, которые могли бы быть использованы в разработкегосударственной миграционной политики Российской Федерации.Современные подходы к миграции в странах Западной Европы В последние десятилетия миграционная политика западных стран все большехарактеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, натесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционныйконтроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства,адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношенийв обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждениюпотоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции ит.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнеготысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционномуконтролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требованийнациональной безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальнойиммиграцией.Трудовая миграция Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции,связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционноезаконодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, атакже некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышеннымспросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе передпостоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в томчисле сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческихиммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательствои инвестирование, даже поощряется. Западноевропейские страны активно используют Европейскую службузанятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однакос сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании и Италиивозобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников-неграждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшейЮгославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и странМагриба. Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работычехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км от границыс ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневновозвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в областиинформационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет20 тысяч виз. На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированныхработников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. ВоФранции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введенаускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этомзападноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрениягеографии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти всоответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притокуэкономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцевиз США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов изстран «третьего мира». Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая врамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционированияразвитых экономик. Современная политика западных стран обеспечиваетселективное расширение приема востребованных рынком категорий экономическиактивного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейсяструктуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш всоставе национальной рабочей силы. Особо перспективным представляется расширение приема иностранныхработников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольствомкоренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграциии притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях напостоянное местожительство. Доля нетто-иммиграции в приросте населения развитых стран достигаетпочти половины, причем в странах Западной Европы она превышает 80%. Восновных странах иммиграции на иностранцев приходится 5-20% их населения и10-25% рабочей силы (см. таблицу 1). Таблица 1. Удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитыхстран в 1996 году| |Иностранное |Доля ИН в |Иностранная |Доля ИНР в || |население |структуре |рабочая сила |составе || |(ИН) (тысяч |населения (%)|(ИНР) (тысяч |рабочей силы || |человек) | |человек) |(%) ||Бельгия |912 |9 |196 |6,5 ||Великобри|1972 |3,1 |878 |3,4 ||тания | | | | ||Германия |7314 |8,9 |2559 |9,1 ||Италия |109,1 |2 |332 |1,7 ||Франция |3597 |6,3 |1573 |6,2 ||Швейцария|1338 |19 |709 |17,9 | Источник: Stalker P. Workers without Frontiers. Boulder, 2000, p. 42. Хотя средний уровень образования иммигрантов обычно ниже, чем коренногонаселения, их профессионально-квалификационная структура имеет болеевыраженную поляризацию, отражающую особенности современного спроса наиностранную рабочую силу: с одной стороны, на высококвалифицированныхспециалистов, а с другой - на временных, в том числе сезонных, рабочих. Иммигранты вносят весомый вклад в развитие экономики принимающих стран.Так, в ФРГ в 1972 году, в пик трудовой миграции, иностранные работникипроизвели свыше 30% ВВП. Широкое использование дешевогонизкоквалифицированного иностранного труда явилось основой функционированияряда традиционных отраслей. Например, в Бельгии иммигранты составляютполовину всех горняков, в Швейцарии - 40% строительных рабочих. Заметный вклад в экономику принимающей страны вносит и так называемыйэтнический бизнес, объединяющий соэтнических предпринимателей и работников.Он получил наибольшее развитие в сфере услуг и торговли, в первую очередь втаких их видах, как уборка улиц и помещений, транспортные перевозки,ресторанный, гостиничный и туристический бизнес, торговля продуктамипитания, одеждой и изделиями из кожи, оказание бытовых услуг в системепрачечных, ателье, парикмахерских, а также в банковской, страховой и другихсферах. Производственные предприятия создаются иммигрантами главным образомв швейной, кожевенной и пищевой промышленности, строительстве, издательскомбизнесе, сфере телекоммуникаций и информатики. Если сферы занятости высококвалифицированных мигрантов и местныхжителей в значительной степени пересекаются, то у низкоквалифицированныхработников они, напротив, заметно различаются. Так, в системе общественногопитания иммигранты в основном заняты на низших должностях в ресторанах,тогда как коренные жители чаще работают в сети "быстрого питания"; в сфереторговли первые трудятся в небольших магазинах, вторые - в супермаркетах; встроительстве иностранные работники заняты в ремонтно-реставрационномсекторе, местные - в более солидных строительных фирмах. Этойдифференциации способствует особая роль, которую в занятости иммигрантовиграют системы социальных связей и неформального профессиональногообучения. Кроме того, в анклавах формируются специфические возможностизанятости иммигрантов, отличные от ниш, существующих для коренных жителей. В последнее время, на европейском рынке наблюдается жесткая конкуренциясо стороны мигрантов из Турции, республик бывшей Югославии, Греции, Италии,Португалии и Испании за рабочие места низкой квалификации. Как правило, иностранные рабочие, особенно это относится к выходцам изстран Востока, используются в тех сферах и отраслях, где велика доляручного труда, а работа считается не престижной или оплачивается по низкимрасценкам. Во Франции, например, половина всех иммигрантов была занята вобрабатывающей промышленности и торговле, а в Германии три пятыхиностранных рабочих трудились в обрабатывающей промышленности. Эти цифрыговорят об ориентации отдельных отраслей на иностранную рабочую силу. В Европе в последние годы наметился некоторый сдвиг в традиционнойструктуре занятости иммигрантов. Увеличивается процент иностранцев,работающих в сфере услуг. Наблюдается снижение занятости в сталелитейнойпромышленности, металлообработке, автомобилестроении.Незаконная миграция Резкий рост числа мигрантов, желающих обосноваться в странах ЗападнойЕвропы, заставил еще в 1993 году такие страны, как Великобритания, Франция,Германия, Бельгия, Португалия, Нидерланды предпринять меры по ограничениюприема мигрантов. В 1994 году их примеру последовали Австрия, Дания иИталия. Эти меры были настолько жесткими, что, по мнению ряда правозащитныхнеправительственных организаций, могли подорвать основы международногоинститута предоставления убежища. А результатом этих мер стало увеличениепотоков незаконной миграции. Полицейские и миграционные службы ЕС на январь 2003 года опубликовалиследующие данные об иммигрантах, в том числе нелегалах, в основныхгосударствах Евросоюза. Во Франции находится 3,6 миллиона иностранцев, из которых 9,23 тысячи -нелегалы. Чтобы въехать на территорию Франции из третьих стран, иностранцыдолжны запрашивать визу только в консульствах в своей стране. Послепребывания на территории Франции в течение трех месяцев иностранец обязанобратиться в полицейские иммиграционные службы за видом на жительство, сроккоторого определяется французскими законами. Если это правило нарушается,иммигрант рискует быть высланным из страны без права получения въезднойвизы не только во Францию, но и во все государства Шенгенской зоны. В Великобритании - 2,2 миллиона иммигрантов, из них 46,47 тысячинелегалов. Здесь находится наибольшее количество лиц, обращающихся (поразным причинам) с запросами о предоставлении им политического убежища, изапросы эти чаще всего удовлетворяются. Однако за перевозку, предоставлениеночлега и сокрытие иностранцев, незаконно проникших и проживающих наБританских островах, законодательно установлены особо высокие штрафы. Для Германии характерно отсутствие ограничений или квот, лимитирующихмиграционные потоки. Возможно, поэтому здесь проживает наибольшееколичество иностранцев - 7,3 миллиона, из которых свыше 7 тысяч - нелегалы.Разрешения на жительство выдаются двух видов: временные (срок которых неследует превышать самовольно) и не ограниченные сроком. Главные требованияк негражданам ЕС для получения вида на жительство - иметь профессию и знатьнемецкий язык. В Испании из 1 миллиона приезжих 95 тысяч не оформили должным образомсвое постоянное пребывание в стране. Главные «ворота» для незаконногопроникновения в страну - Гибралтар: только в прошлом году береговая охранаперехватила около 12 тысяч нелегалов. Для борьбы с небывалым наплывомбеженцев власти намерены построить вдоль южного побережья систему внешнегонаблюдения - с радарами и приборами ночного видения. А на тех, ктопредоставляет нелегалам даже временную работу и жилье, налагаются высокиештрафы. Борьба с нарушителями особенно активно ведется в Италии, где примерноиз 1 миллиона иммигрантов 5,35 тысячи находятся на нелегальном положении. Асовсем недавно их было более 150 тысяч. В этом году вступил в силу закон"Босси-Фини", по которому все иностранцы, прибывающие не из стран ЕС,обязаны иметь трудовой контракт и постоянное местожительство, а также сдатьв полиции отпечатки пальцев. Итальянские полицейские считают, что нелегалыопасны своей мобильностью и способностью быстро исчезать после совершенияпреступления. Довольно суровые концепции борьбы с нелегалами в Греции, где на 1миллион иностранных жителей их насчитывается 4,18 тысячи. В 1991-2001 годахздесь было арестовано 1,8 миллиона человек, незаконно проникших ипроживавших на территории государства. В стране налажен жесткий визовыйпорядок, обеспечивается самая быстрая и эффективная в Европе системавысылки иностранцев из страны за допущенные правонарушения. В Швеции из 0,5 миллиона иммигрантов всего 595 нелегалов. В странестрого поддерживается установленный порядок въезда-выезда, а нелегаламздесь укрыться особенно трудно - их просто выдают полиции. Министры внутренних дел и юстиции стран ЕС, обсуждавшие в Брюсселевопросы нелегальной иммиграции в Европу, пока не смогли прийти к согласиюотносительно общеевропейской политики в отношении иммигрантов и общегоужесточения наказаний для тех, кто обогащается на нелегальной иммиграции. Основной источник «нелегалов» в Европе – Балканы. Плохо охраняемыеграницы и общая неразбериха в этом регионе позволяют нелегальнымиммигрантам использовать его как ворота на Запад. Одних лишь китайцев,ожидающих возможности нелегальной переправки в Западную Европу, в Югославииоколо 200 тысяч. Ситуацией на Балканах активно пользуются преступники наконтрабанде “живым товаром”. Чиновники стран ЕС склоняются к необходимости ужесточения пограничногоконтроля на западных рубежах Балканских стран. Высказываются такжепредложения по ужесточению наказаний за содействие нелегальной миграции.Однако все эти предложения наталкиваются на жесткую критику со стороныправозащитных организаций. Правозащитники предлагают посмотреть на проблемус другой стороны - ведь нелегальные иммигранты стремятся проникнуть вбогатую Европу, спасаясь от голода, лишений, политических и расовыхпреследований у себя на родине. «Международная амнистия» и Комиссия ООН поправам человека опасаются, что суровые меры ЕС против нелегальныхиммигрантов приведут к тому, что жизнь беженцев в Европе станет еще болееневыносимой, а те, кто пытается им помочь, окажутся не в силах это делать.И чиновники, и правозащитники говорят, что пропасть, разделяющая ихвзгляды, постепенно становится меньше, но, как показывает отсутствиевнятного решения по болезненному вопросу о нелегальной иммиграции, ни утех, ни у других нет пока ясного плана действий.Политика в отношении предоставления убежища в Европе В конце второй мировой войны Европа столкнулась с огромной гуманитарнойпроблемой. Кроме того, что странам континента приходилось в труднейшихусловиях восстанавливать разрушенную экономику, нужно было ещерепатриировать или переселить более 40 миллионов перемещенных лиц. Крометого, после подавления в 1956 году советскими войсками восстания в Венгриииз страны бежало более 200 тысяч человек, а в 1968 году после подавления«Пражской весны» люди, хотя и в меньшем количестве, устремились изЧехословакии. Беженцы с других континентов стали пребывать в Европу впервые в 70-егоды. После военных переворотов в Чили и Уругвае в 1973 году и в Аргентинев 1976 году многие были вынуждены покинуть Латинскую Америку. После 1975года Западная Европа также приняла около 230 тысяч беженцев из Индокитая. К 80-м годам все большее число людей со всего мира направлялись именнов Европу. Стихийное прибытие лиц, ищущих убежища, шло по нарастающей. Врезультате внутренних конфликтов и серьезных нарушений прав человека вАфрике, Латинской Америке и на ближнем Востоке их число к 1989 годудостигло 200 тысяч человек. Падение Берлинской стены в ноябре 1989 года еще более увеличилонагрузку на международную систему защиты беженцев в Западной Европе посравнению в 80-ми годами, поскольку появились опасения массового притокалюдей из стран бывшего социалистического лагеря. Беспорядочный исходалбанцев из всей страны в Италию и массовый приток беженцев из бывшейЮгославии заставили правительства западноевропейских стран всерьеззадуматься о механизмах контроля потоков мигрантов. Число ходатайств о предоставлении убежища, поданных в Западной Европе,достигло своего пика в 700 тысяч в 1992 году. Принимающие страны не былиготовы впустить такое количество иммигрантов. В этих условиях европейскиеправительства взялись за решение широкомасштабного наплыва ищущих убежищалиц, покинувших в результате военных действий территорию бывшей Югославии,путем введения режима предоставления временной защиты. Правительство ФРГ,которая приняла самое большое число беженцев из региона, тщетно пыталосьубедить другие европейские государства разделить с ним это бремя в качестведополнения к режимам временной защиты. Когда Германия в 1993 году внеслаизменения в свою конституцию, отменяющие безоговорочную гарантию права наубежище, это предопределило разработку новой политики, направленной наограничение въезда ищущих убежища лиц в страну. Для регулирования потоков несанкционированных мигрантов и беженцев, скоторыми столкнулись европейские страны, были приняты меры четырех видов. Во-первых, страны стремились проводить политику «предотвращениявъезда», направленную на то, чтобы не дать не имеющим надлежащих документовиностранцам, а в их числе и потенциальным просителям убежища, попасть вЕвропу. Широкое распространение получили визовые ограничение и штрафы,налагаемые на транспортные компании за ввоз пассажиров без надлежащихдокументов. Во-вторых, были разработаны методы «переадресовки» для тех, кому все-таки удалось добраться до границы. Суть их заключалась в том, чтоответственность за рассмотрение ходатайств об убежище таких лиц ипредоставление им защиты перекладывалась на другие страны. Это сталовозможно еще и потому, что к этому времени страны Центральной Европы ужеперешли в разряд стран, где беженцы, пусть и теоретически, могли бы найтизащиту. После 1989 года большинство этих стран присоединились к КонвенцииООН о статусе беженцев 1951 года, и в 90-е годы УВКБ ООН, Совет Европы идругие организации приложили немало усилий для наращивания возможностейэтих стран в решении проблем ищущих убежища лиц и беженцев. В-третьих, государства все чаще прибегали к ограничительному применениюКонвенции 1951 года, стремясь исключить некоторые категории заявителей изсферы охвата определения «беженец». Это сократило долю признанных беженцамилюдей. Многие из них получили возможность остаться в стране, где подавалиходатайства о предоставлении убежища, но с более низким статусом, нежелиофициальный статус беженца, и с меньшим количеством льгот. Примерами такихстатусов могут служить статус В, «гуманитарный статус» и «исключительноеразрешение остаться». Таким образом признается, что люди нуждаются вубежище, но обязательства принимающих стран, особенно в части воссоединениясемей и предоставления предусмотренных Конвенцией проездных документов,сведены к минимуму. И наконец, были введены различные «сдерживающие» меры, включаяполучающее все большее распространение автоматическое помещение ищущихубежища лиц под стражу, отказ в предоставлении социальной помощи иограничения в трудоустройстве. Меры западных стран по корректировке миграционной политики совпали сусилиями по достижению более тесной экономической и политической интеграциипосредством создания единого европейского рынка. Это предполагало снятиевсех внутренних торговых ограничений для свободного передвижения людейвнутри Европейского сообщества, ставшего частью Европейского союза,созданного в 1993 году после вступления в силу Маастрихтского договора оЕвропейском союзе. Но в то же время страны опасались, что свободапередвижения в рамках Европейского союза создаст множество новых проблем вобласти иммиграции и предоставления убежища. Процесс согласования миграционной политики странами Западной Европыпроходит тяжело. Большинство осуществлявшихся в 90-е годы мер былисосредоточены на координации и ужесточении политики государств в отношениидопуска в эти страны. Так, в Шенгенской конвенции 1990 года содержалисьположения, предусматривающие укрепление сотрудничества между полицейскими исудебными органами, взаимное признание виз и ужесточение санкций противперевозчиков. В Дублинской конвенции 1990 года были перечислены критериидля определения того, какое из государств-участников несет ответственностьза рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Такая тактика былапризвана пресечь попытки ищущих убежища лиц выбирать себе наиболееподходящую страну для рассмотрения ходатайства, а также решить проблемулиц, ищущих убежища, за которых ни одна страна не желает брать на себяответственность. Несмотря на значительные средства, выделяемые на меры пограничногоконтроля, жесткие ограничения в области миграции не решили проблемупроникновения в Европу большого числа нелегальных мигрантов. Осознаниеправительствами своей неспособности поставить миграцию под контроль привелок выдвижению ряда радикальных предложений, таких как документ о«миграционной стратегии», подготовленный в 1998 году под эгидой Австрии,председательствовавшей тогда в Европейском союзе. В нем предлагалось нетолько создать «линию обороны» для защиты Европы от нелегальных мигрантов,но даже содержалось требование внести поправки в Конвенцию 1950 года илиразработать новую. Хотя документ подвергся дружной критике и был отозван,аналогичные недовольные голоса еще не раз раздавались в Европе и за еепределами. Параллельно с этими событиями Совет Европы, членами которого являютсяподавляющее число европейских государств, а не только 15 стран-членовЕвропейского союза, работал над укреплением защиты прав беженцев какосновных прав человека. В 1991 году Европейский суд по правам человекаоднозначно установил принцип, по которому лиц, ищущих убежища, нельзявозвращать в страну, где они подвергались бы опасности преследования.Положения Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод1950 года по таким вопросам, как задержание, право на семейную жизнь иправо на эффективные средства судебной защиты, также были рекомендованы дляприменения в отношении ищущих убежища лиц и беженцев. В целом, работаСовета Европы подкрепляет и дополняет деятельность Европейского союза,расширяет права беженцев и лиц, ищущих убежища, на всем континенте.Миграционная политика и демографическая ситуация В конце 90-х годов Европа оказалась на перепутье. В предстоящие годыменяющиеся демографические тенденции могут заставить правительства болеепозитивно относиться к иммиграции. Некоторые аналитики утверждают, что вближайшие полвека потребуется значительное число иммигрантов, чтобысоотношение пенсионеров и работающих осталось хотя бы на нынешнем уровне.По оценкам доклада Отдела народонаселения ООН, при нынешних уровняхрождаемости и смертности Европейскому союзу в период в 1995 по 2050 годпотребуется в среднем 1,4 миллиона иммигрантов в год, чтобы соотношениеработающего и неработающего населения сохранилось на уровне 1995 года. Впрочем, уже сейчас многие страны Европы начинают пересматривать своюиммиграционную политику в сторону ее смягчения. Так, в ФРГ, где суммарныйкоэффициент рождаемости равен 1,4, большинство родителей все же проявляютжелание иметь в семье не больше одного ребенка. Это объясняется ихстремлением заработать, сделать карьеру, жить более удобно. Но, тем неменее, ФРГ является одним из самых населенных государств, так как давнопроводит продуманную и дальновидную миграционную политику. За счетиммиграции помимо простого увеличения численности населения, увеличиваетсяи рождаемость в стране, поскольку уровень рождаемости среди мигрантовзначительно выше, чем у коренных жителей. Миграционная политика ФРГ даетеще одно преимущество - омоложение населения, так как среди рабочихэмигрантов преобладает молодежь. Скорее всего, в будущем подобное пересмотрение взглядов на иммиграциюожидает большинство наиболее развитых стран Европы, поскольку именно ихпоражает бич старения нации. Эту точку зрения поддерживают большинстводемографов и специалистов в области миграции.Миграционная политика стран Западной Европы Следуя логике рассмотрения проблемы миграции в развитых странах Европы,от изучения наиболее общих тенденций в миграционной политике я перейду кобзору политики в области миграции в конкретных странах Западной Европы.Германия Германия исторически, до начала ХХ века, была страной с отрицательныммиграционным сальдо. Только в период между 1800 и 1930 годами почти семьмиллионов немцев покинули свою родину по экономическим или политическиммотивам. Большинство из них уехало за океан. С конца второй мировой войныситуация изменилась: до 1949 года почти 12 миллионов вынужденныхпереселенцев вернулись в четыре оккупационные зоны. А во второй половине ХХвека по численности иммигрантов Германия стала лидером в Европе. В периодмеду 1950 и 1997 годами около 29 миллионов человек въехали в Германию вкачестве трудовых мигрантов, последовавших за ними членов их семей,переселенцев, ходатайствующих о предоставлении убежища или германскихграждан, проживавших за рубежом. В этот же временной интервал 20 миллионовнемцев и иностранцев покинули страну. Некоторые уехали добровольно, другие- по истечении срока действия их разрешения на работу по найму иливследствие отклонения их просьбы о предоставлении политического убежища.Эти цифры доказывают: большая часть иностранных мигрантов не остается надлительное время в Германии. Однако и большинство мигрантов с германскимподданством покидают страну тоже только на ограниченный срок. На сегодняшний день пребывание в Германии 7,4 миллионов иностранцев иоколо 3,2 миллионов переселенцев дает четкие представления о масштабахпритока населения в течение последних четырех десятилетий. Тем не менее,Германия - в отличие, например, от США - не считает себя странойиммигрантов. Изгнанные послевоенных лет и переселенцы, как правило, тоже нерассматриваются в качестве иммигрантов. Вместе с тем ясно: послепрекращения вербовки рабочей силы за рубежом в 1973 году фактическаямиграция, имевшая в качестве своей конечной цели Германию, несоответствовала желаниям этой страны, но допускалась ею по правовым,гуманитарным или политическим причинам. Несмотря на раскол Европы, Германия оставалась во второй половине ХХвека перевалочным пунктом для переселений с Востока на Запад, а также сталацелью для эмигрантов из Южной Европы и Турции. На самосознании немцев этомало отразилось, однако оказало существенное влияние на численностьнародонаселения и его состав. С 1945 года можно выделить шесть этаповмиграции. Самый мощный поток иммигрантов на территорию нынешней Германии пришелсяна конец второй мировой войны и на первые послевоенные годы (первый этап).В период между 1945 и 1949 годами оккупационные зоны союзных войск должныбыли принять почти 12 миллионов изгнанных. Одновременно с этим до моментаоснования обоих германских государств 10 миллионов иностранных и каторжныхрабочих, военнопленных и бывших заключенных концентрационных лагерейвернулись на свою родину или переселились в третьи страны. Многие немцытоже старались в тот период уехать в Америку. В 1950 году из 49 миллионов жителей вновь основанной ФедеративнойРеспублики примерно 8 миллионов составляли изгнанные - почти шестая частьот общей численности населения. А в ГДР в 1950 году почти пятая частьграждан была представлена беженцами с Востока и изгнанными - в целом 3,6миллиона из 18. В последующем десятилетии (второй этап) в количественномотношении значимыми были только перемещения между двумя германскимигосударствами. До 1961 года 3,8 миллионов граждан ГДР покинули пределысвоего государства. Вместе с тем 400 тысяч граждан Федеративной РеспубликиГермания переселились в течение 50-х - начале 60-х годов в ВосточнуюГерманию. Решение о привлечении иностранной рабочей силы в ФедеративнуюРеспублику было принято в принципе уже в середине 50-х годов. Однако толькопосле возведения Берлинской стены, когда прервался поток переселенцев изГДР, вербовка иностранцев развернулась в полном объеме (третья фаза). Уже в1964 году в страну прибыл миллионный гастарбайтер, что в то время былосоответствующим образом торжественно отмечено. Спустя девять летчисленность гастарбайтеров достигла уже 2,6 миллионов. После сворачиванияпроцесса вербовки в 1973 году последовала не обратная волна выезда, на чтовозлагались надежды, а массовый приток членов семей гастарбайтеров(четвертая фаза). Из рабочей силы, временно находящейся в ФедеративнойРеспублике Германия, они превратились фактически в иммигрантов. ХотяФедеральное правительство приняло ряд мер по ограничению дальнейшегопритока населения в Германию и по стимулированию возвращения иностранцев ксебе на родину, число иностранцев в Германии росло непрерывно. Изгнанные послевоенных лет, так называемые «беженцы республики» из ГДРи трудовые мигранты были не единственными иммигрантами в ФедеративнойРеспублике. Начиная с 50-х годов все боннские правительства разрешали въездв страну переселенцам немецкого происхождения: до 1998 года их численностьсоставляла в общем и целом 3,9 миллиона. Однако до середины 80-х годов этапривилегированная миграция по этническому признаку играла незначительнуюроль в количественном отношении, поскольку существование «железногозанавеса» и административные препоны делали, как правило, невозможным выездиз восточной половины Европы. Только в конце 80-х годов (пятый этап)этнические переселенцы стали существенной составляющей иммиграционногопотока в Германии. На эту фазу наложила свой отпечаток также и массоваямиграция между Восточной и Западной Германией. Почти в то же время сильноувеличился приток ходатайствующих о предоставлении политического убежища. С1988 по 1993 год свыше 1,4 миллионов человек - преимущественно из восточнойполовины Европы, из балканских стран и Турции - подали прошение опредоставлении им убежища. Еще 350 тысяч беженцев и районов военныхдействий из Боснии-Герцеговины нашли по меньшей мере временное прибежище вГермании, не проходя процедуру подачи ходатайства о предоставленииполитического убежища. Без этой возможности и без преимущественного прававъезда переселенцев немецкого происхождения и граждан ГДР число жаждущихполучить убежище в Западной Германии было бы многократно больше. На пятом этапе миграционной истории Германии ее миграционное сальдонепродолжительное время было даже большим, чем миграционное сальдо США.Многие склонны были уже оценивать это состояние как угрожающее и затяжное.Однако с 1992-93 года ограничительные правила существенно снизиливозможность получения политического убежища (количество поданных заявленийв 1998 году - 96000) и иммиграцию переселенцев немецкого происхождения (в1998 году - 103000), дав тем самым толчок к началу шестого этапамиграционной истории Германии после 1945 года. В 1997 году в ФедеративнойРеспублике было зафиксировано самое низкое миграционное сальдо с серединывосьмидесятых годов: впервые после 1984 года миграционное сальдо дляиностранцев в 1997 и 1998 годах было отрицательным (в 1997 году оно былозафиксировано на уровне -22000). Среди немцев (включая переселенцев) в 1997году сальдо было положительным (+115000). В 1998-1999 годах иностранное население в объединенной Германиинасчитывает уже 7,4 миллиона, среди них все больше людей, которые самииммигрантами не являются, но родились здесь в Германии как детииностранцев. Эти 1,4 миллиона представителей «второго поколения» не имеют,согласно действующему законодательству, ни германского гражданства, ниправа на то, чтобы остаться в Германии на длительный срок, если они неявляются гражданами другого государства-члена ЕС. Важнейшими легальными возможностями для временной или постояннойиммиграции в Германию являются следующие: 1. право на убежище для тех, кто подвергается политическим преследованиям, и их ближайшим родственникам, а также существующие правила по приему контингента беженцев и временный допуск жертв из районов ведения военных действий и вынужденных переселенцев; 2. право на въезд для супругов-граждан другого государства и несовершеннолетних детей (до 16 лет) проживающих в Германии иностранцев; 3. прием переселенцев поздней волны из стран СНГ; 4. право на въезд (соответственно на возвращение в любое время) для граждан Германии, проживающих в других странах; 5. право свободного передвижения и повсеместного проживания для граждан других государств-членов ЕС и Европейского экономического пространства (ЕЭП); 6. легальные возможности трудоустройства для граждан государств Центральной и Восточной Европы (работа по контракту, сезонные рабочие, новые гастарбайтеры, другие трудовые мигранты); 7. специальные правила для студентов-иностранцев и для специалистов определенных профессий (среди прочих: иностранных менеджеров, деятелей искусства, занятых репродуцированием, спортсменов, журналистов, групп войск и военного персонала союзнических государств, сотрудников международных организаций). Не все эти возможности для въезда приводят к безвозвратной миграции.Иностранные рабочие по договору подряда, сезонные рабочие, студенты,журналисты и военные, как правило, относительно быстро покидают страну.Одновременно с тем опыт прошедших лет показал, что часть тех, чьиходатайства о предоставлении политического убежища были отклонены, ибеженцы из районов военных действий рано или поздно возвращаются к себе народину. Сходным образом обстоит дело и с трудовыми мигрантами из странСредиземноморья, в меньшей степени - для признанных беженцев. Во всякомслучае, положительное миграционное сальдо значительно ниже ежегоднорегистрируемого общего количества иммигрантов. В ближайшие десятилетия численность населения Германии едва ли будетувеличиваться, скорее, она останется на прежнем уровне или даже сократится.К этому выводу приходят почти все современные демографические прогнозы.«Катастрофическое старение нации» – этот диагноз давно уже поставленспециалистами населению Германии. Несмотря на увеличение среднейпродолжительности жизни, численность населения падает – в последниедесятилетия резко пошла вниз кривая рождаемости. Уже более 16% немцевсегодня – лица старше 66 лет, и всего 18% моложе 18. А это значит, чтосегодняшние сорокалетние не могут рассчитывать на будущее пенсионноеобеспечение – ведь данная статья бюджета складывается из налогов лицтрудоспособного возраста. Не могут – или не могли бы – если бы неиностранцы. Именно они, как утверждают демографы, становятся живительнымисточником: среди некоренного населения молодежи до 18 лет более 23% – 1,7миллиона, а стариков – всего 3,2%. Значительно выше среди иностранцев ирождаемость: уже с конца 70-х новорожденные неграждане составляют ежегодноболее 13%. Для примера: в 1997 году в Германии на свет появилось 812173человека, оба родителя 107182-х из них – постоянно проживающие в странеиностранцы. Они в свою очередь, произведут на свет новое поколение, котороене позволит Германии стать «страной без жителей». На сегодняшний день ясно: иммиграция в Германию (и в большинство другихгосударств Западной Европы) в обозримом будущем не достигнет уровня концавосьмидесятых - начала девяностых годов. Но вопреки ограничительнымпредписаниям и масштабному контролю и в будущем ожидается определенныйобъем временной и постоянной иммиграции в Германию и другие страныЕвропейского Союза. Это определяется действием по меньшей мере трехосновных причин:во-первых, часть будущей миграции является следствием растущейинтернационализации производства, распределения и рынков труда. Германскиеи европейские фирмы не могут изолировать себя от этой глобализации, ее ужесистематически используют действующие на межгосударственном уровнеконцерны. Именно это форсирует нарастание миграционной подвижности служащихсреднего и высшего звена и членов их семей. К этому добавляется спрос наособую квалификацию, которой нет у граждан данной страны. Из-за свободыпередвижения внутри ЕС и ЕЭП Германия и другие государства-члены ЕС немогут ограничить трудовую миграцию из западноевропейских государств. Послевступления в ЕС Польши, Чешской Республики и Венгрии эта свободапередвижения будет распространяться - после завершения продолжительногопереходного периода - и на граждан соседних с нами восточных государств;во-вторых, присутствие на настоящий момент 7,4 миллионов иностранцевповлечет за собой дальнейшую иммиграцию в Германию, так как некоторыелегально живущие в Германии иностранцы имеют супругов или малолетних детейза рубежом. Другие женятся или выйдут замуж за представителей своей роднойстраны (региона) и привезут их в Германию. И примерно 3,2 миллиона живущихв стране переселенцев позаботятся - несмотря на ужесточившиеся правилавъезда для поздних переселенцев - о «цепной миграции», т.е. о дальнейшемпритоке представителей немецких национальных меньшинств, желающихэмигрировать, особенно из Сибири, Казахстана и Киргизии;наконец, в-третьих, экономическая и политическая стабильность Германии и еегеополитическое положение говорят о том, что следует ожидать известногообъема иммиграции. Эти факторы приобретают значение в связи с наблюдающейсяполитической и экономической нестабильностью в тех частях мира, гдесуществует возможность миграционных отношений с Германией. Это относится впервую очередь к балканским странам и к государствам, образовавшимся послераспада СССР на его бывшей территории, а также к Турции и другим регионамЗападной Азии. До тех пор пока в этих регионах существует угрозанасильственных конфликтов, политических и экономических кризисов, это свысокой степенью вероятности может привести к увеличению количестваподаваемых заявлений о предоставлении убежища в Германии, усиленному въездучленов семей, к дополнительным прошениям о получении статуса позднегопереселенца, но в том числе и к нелегальному въезду в страну. Это согласуется с заключением о невозможности в будущем полностьюрегулировать приток и отток населения политическими мерами. Тем не менее, вГермании и соседних с ней западноевропейских государствах существуетвозможность для дальновидной миграционной политики, которая не толькореагирует исключительно оборонительным образом, но и ориентируется нанациональные и европейские интересы. Такая миграционная политика должнапытаться определить в соответствии с согласованными количественными рамкамисостав и количество иммигрантов с учетом отслеживаемых критериев. Миграционная политика не является актом альтруизма, она имеет малообщего с предоставлением убежища в рамках церкви и с гуманитарной помощью,так как прагматичная миграционная политика Германии и Западной Европы нерешает ни проблем нищеты и перенаселения во многих странах «третьего мира»,не исправляет ни последствий этнических чисток в бывшей Югославии, нинесправедливого политического угнетения курдов и алевитов в Турции или шокпосле введения рыночной экономики в бывших социалистических странах.Миграционная политика обслуживает в первую очередь интересы принимающейстраны. Миграционная политика должна попытаться количественно и качественноуправлять будущими миграционными процессами. При этом Германия не можетдействовать абсолютно автономно, в особенности в связи с ограничениемвыбора вариантов действия вследствие глобализации. Поэтому Германия должнадействовать согласованно со своими европейскими партнерами. До сих пор этофункционировало в «негативном» плане, т.е. при попытках защиты отнежелательных миграционных потоков. В этой области существует кооперациямежду министрами внутренних дел и министрами юстиции европейских стран.Напротив, в том, что касается приема и распределения все больших потоковбеженцев, кооперации практически не существует, здесь недостаетобщеевропейских механизмов распределения нагрузки. Но и при энергичномустранении причин, которые вызывают миграцию и потоки беженцев, у Германиии ее партнеров по ЕС не хватает, как правило, политической воли илиспособности к скоординированным действиям. Управляемая иммиграция и действенная интеграция являются важнейшимиобщественными регулирующими механизмами для преодоления вызовов,возникающих из внутреннего демографического развития и глобализации.Поэтому имеет смысл подумать над всеобъемлющим регулированием будущегопритока населения - даже в том случае, если кое-кто в Германии призывает ктотальному прекращению приема мигрантов и с большой радостью устранил бы ибольшую часть здесь живущих иностранцев от участия в конкуренции на рынкетруда. Имеет смысл пересмотреть и нынешнюю практику предоставлениягражданства. Экономическая и социальная интеграция мигрантов-иностранцев ипоздних переселенцев не происходит автоматически с получением гражданства.Она представляет собой один их важнейших вызовов, который будет стоятьперед Германией в последующие годы. Отсюда необходимо четкое свидетельство,что политика в Германии - вместо занятий чистым кризисным менеджментом,успокоения на этом или отодвигания проблемы - принимает вызов, связанный сфеноменом иммиграции и его последствиями. Только тогда большинство гражданэтой страны сможет воспринять миграцию и проистекающее отсюда многообразиепреимущественно не как угрозу, а как следствие открытости общества и каквозможность обогащения. Но одного только изменения законов недостаточно. Необходима такжедругая установка в отношении нации и гражданства, поскольку до сих поргосподствует представление, что немцем или немкой может быть, собственно,только ребенок немецких родителей. Основным критерием в этом случае была быобщность происхождения. Это представление затрудняет процесс адаптацииживущих в Германии представителей других национальностей, блокирует реформуправа гражданства и противостоит увеличившемуся этническому и религиозномуразнообразию Германии. Что необходимо этой стране - это реалистическийавтопортрет Германии как де-факто страны иммигрантов, спокойное обхождениес многообразием, а также наступательная дискуссия о том, какие общиефундаментальные ценности должны быть у коренного населения, у людей,получивших гражданство и у здесь живущих «чужаков».Франция Вот уже двадцать лет иммиграция остается во Франции крупнойполитической проблемой. Она послужила причиной кипения страстей и весьмагорячих дебатов между правыми и левыми. Осуждение присутствия иностранцевпозволило появиться на свет новой политической партии (Национальномуфронту), а в начале 90-х годов доля отданных этой партии наобщенациональных выборах голосов достигла 15%. В настоящее время во Франциипреобладают четыре точки зрения на иммиграцию: две крайние и две умеренные. Крайне правая точка зрения сводится к тому, что иммиграция представляетопасность для нации. По мысли ее сторонников, необходимо организоватьмассовое возвращение лиц, не имеющих французского гражданства, в странупроисхождения. Точка зрения крайних левых заключается в том, что не должносуществовать никаких границ и всякому, кто прибывает из любой страны,следует разрешить въезжать во Францию и поселяться в ней. Умеренно правые придерживаются мнения, что приоритет следует отдаватьсовершенствованию пограничного контроля и борьбе с нелегальными потокамилюдей. Умеренно левые, находящиеся сейчас у власти, считают, что в первуюочередь нужно способствовать улучшению интеграции иностранных граждан,легально проживающих во Франции, с местным населением. Два умеренных крыла, левое и правое, по сути дела сближаются. Некоторыеразличия между ними пока существуют, однако по ряду позиций, таких, какборьба с дискриминацией граждан третьих стран, находящихся во Франции назаконных основаниях, и совершенствование контроля над миграционнымипотоками, их позиция едина. На сегодняшний день население Франции составляет 60 миллионов жителей,включая 3,6 миллионов легально проживающих иностранцев. Существует сильнаявзаимосвязь между историей Франции и ее иностранными общинами: значительноебольшинство граждан третьих стран, проживающих во Франции, - выходцы избывших колоний – Алжира и Марокко. Ежегодно разрешение на въезд во Францию получают около 100 тысячграждан третьих стран. Большей части из них разрешение выдается по причиневоссоединения семей. Они близкие родственники иностранцев, легальнопроживающих в стране. Кроме того, ежегодно 100 тысяч человек получаютфранцузское гражданство. Фактически, количество иностранных граждан,проживающих во Франции, из года в год остается постоянным. Число получающихфранцузское гражданство примерно равно числу иностранцев, получающихразрешение на въезд с целью длительного пребывания. Следует отметить, что60 миллионов человек ежегодно получают краткосрочные визы на въезд воФранцию с туристическими или деловыми целями. Каковы основные аспекты французской юридической системы иммиграции?Разрешение на въезд во Францию с целью длительного пребывания (более 3месяцев) ограничено рядом конкретных обстоятельств. Его получают лица,прибывающие в связи с воссоединением семьи (дети, жены, мужья), и студенты.Трудовая иммиграция резко ограничена: желающие въехать во Францию, чтобытам работать, должны доказать, что никакой французский гражданин илипроживающий во Франции гражданин третьей страны не может заполнитьсоответствующую вакансию. Существуют две разновидности видов на жительство: на один год свозможностью возобновления и на десять лет. Десятилетний вид на жительствопредоставляется после длительного пребывания во Франции. Исходя изинтересов общественного порядка и национальной безопасности, правительствоможет отказать в предоставлении вида на жительство. Французская Конституция гарантирует право убежища всем гражданамтретьих стран, которые опасаются преследований на родине. Статус беженцаопределяет специальная неправительственная организация – ОФПРА. Человек,признанный беженцем, получает десятилетний вид на жительство. Ежегоднооколо 20 тысяч человек обращаются с просьбой о предоставлении им статусабеженца. Примерно 20% из них этот статус получают. Закон предусматривает и меры борьбы с нелегальной иммиграцией. Любойиностранец, находящийся на территории Франции без действительной визы иливида на жительство, должен покинуть страну. Правительству разрешенозадерживать на 12 суток гражданина третьей страны, нелегально находящегосяна территории Франции. Такое задержание входит в компетенцию судебныхвластей. Этот строк предназначен для того, чтобы организовать высылкуиностранца в страну происхождения. По общей оценке число нелегальных иммигрантов во Франции составляетприблизительно 300 тысяч человек, прибывших по большей части из Китая,Алжира, Марокко, Африки и бывшей Югославии. Большинство из них въехали наавтомобилях через границу с Италией или Испанией. Некоторые воспользовалисьвоздушным транспортом, имея визу, и затем вместо того, чтобы уехать поистечении срока действия визы, остались на территории Франции. Околополовины нелегальных мигрантов въехали самостоятельно. Размещение имобеспечивают живущие во Франции родственники. Большинство нелегальныхмигрантов, прибывших из соседних стран, остаются в стране с помощью своихсемей. Они нелегально устраиваются на работу, за которую им недоплачивают,и не пользуются социальной защитой. По сути дела нелегальноетрудоустройство – одна из причин нелегальной миграции. Общая практика миграционной политики Франции предусматривает высылкулюбого нелегально находящегося на ее территории иностранца. Но французскиевласти всегда имеют право предоставить вид на жительство любомунелегальному мигранту по причинам гуманитарного характера, даже если эторешение не находится в строгом соответствии с законом. Данный принцип былподтвержден Государственным советом, который является высшей судебнойинстанцией по вопросам иммиграции. Такое решение должно носитьисключительный характер и приниматься на индивидуальных основаниях. Точно так же французское правительство по политическим причинампериодически проводит широкомасштабные амнистии, решая легализовать илиурегулировать положение большого числа нелегальных мигрантов. Перваяамнистия была проведена в 1982 году после победы социалиста Ф. Миттерана напрезидентских выборах. Решение о второй крупной амнистии было принято в1997 году после победы коалиции социалистов, «зеленых» и коммунистов.Швеция Шведское Королевство издавна считалась образцом открытости миру,толерантности и продуманной политики по отношению к иностранцам. Почти 1,7миллиона «лиц с иностранным прошлым» (иммигранты и их дети) проживаютсегодня в Швеции, которая насчитывает 8,8 миллионов жителей. Однако и вобразцовом северном государстве все больше распространяются враждебноеотношение к иностранцам и правый экстремизм. Поджигают приюты для беженцев,преследуют переселенцев, проповедуют расизм. Непримиримое ядро агрессивныхнеонацистов объявило войну всем «неарийцам». Скептики объясняют эти тенденции крахом прославленной шведскойиммиграционной политики, а также экономическими процессами. Неприязнь кчужим, по мнению депутатов гражданской оппозиции в риксдаге, - это ответ насегрегированные предместья, растущую безработицу среди иностранцев и страхмногих шведов перед засильем чужих. Опрос общественного мнения летом 2000 года показал, что более половиныопрошенных считают: в Швеции слишком много иммигрантов. Две трети указалина то, что боятся растущей преступности среди иностранцев. Десятая часть нехотела увеличения квоты на въезд иностранцев в страну. Шведская миграционная политика с середины 60-х годов опиралась насочетание строго регулируемой иммиграции и комплекса льгот, содействующихинтеграции. Барьеры иммиграции были сравнительно высоки, зато принятыеиммигранты получали довольно щедрую помощь: им предоставлялись языковыекурсы, возможности повышения квалификации, квартира, социальное иэкономическое обеспечение. До тех пор, пока число иммигрантов былосравнительно невелико и шведская экономика мощно развивалась, такаяполитика споров не вызывала. С середины 80-х на Швецию со всей силойобрушился поток беженцев из кризисных районов Азии и Центрального Востока -каждый год десятки тысяч. Только с Балкан в страну прибыло более 140 тысячбеженцев гражданской войны. За последний год, например, 7 тысяч беженцев изКосово получили временное разрешение на пребывание в Королевстве Швеция. Вапреле этого года срок их виз истекает. Но пока лишь 2 тысячи из этихбеженцев вернулись на родину. Между тем, была введена более строгаяпроверка претендентов на получение убежища. В этом году государственнаякомиссия по делам иностранных граждан - последняя инстанция в миграционныхвопросах - отклонила три четверти заявлений. Сокращены сроки прохождениядокументов в центральном «миграционном ведомстве», ускорена процедуравыдворения. Ровно 68% претендентов на убежище приехали в Швецию безпаспорта, подавляющее большинство нелегально пересекло границу. Запрошедший год Швеция предоставила убежище 11241 беженцу. По данным комиссииООН по делам беженцев (UNHRC), это составляет 2,6% всех претендентов наубежище в 22 странах Европы. Вместе с тем, постепенно в политике и экономике складывается пониманиетого, что в будущем Швеции понадобится больше иностранцев. Как недавноустановила правительственная комиссия, каждый год в течение длительногопериода следует принимать на 30 тысяч больше иммигрантов, чтобыкомпенсировать низкие показатели рождаемости и сохранить статуспроцветающего государства. Это означает открытие границ для 900 тысячиммигрантов до 2030 года - более десятой части сегодняшнего населенияШвеции.Италия На протяжении всей новейшей истории Италии (т.е. начиная с объединенияв 1861 году) она была одним из основных источников иммигрантов и сталапринимающей страной только с конца 1970-х годов. Опыт разработкимиграционной политики ее несколько специфичен. Можно выделить как минимумдве особенности. Во-первых, когда иммиграция стала для государства заметнымявлением, внутри страны был относительно высокий уровень официальнойбезработицы, что, однако, сопровождалось существенным количественным весомтеневой экономики. Во-вторых, Италия открыла для себя иммиграцию какявление и сделала первые шаги по ее регулированию в то время, когдастроилась "крепость под названием Европа", и поскольку она поздноприсоединилась к этому процессу, на ее политику существенно повлияли опыт ив особенности требования ее североевропейских партнеров. Находясь награницах Европейского союза и будучи потенциально транзитной страной дляиммигрантов, желающих переехать в Северную Европу, она не могла не прийти кновому ограничительному подходу к иммиграции, даже несмотря на то, чтоособенности ее рынка труда предоставляли структурные возможности дляиспользования дешевой и гибкой иностранной рабочей силы. В 1989 году, после примерно десятилетия иммиграции и перед первойкрупной амнистией 1990 года, в Италии находилось приблизительно 490 тысячиностранцев, имевших легальный вид на жительство (26% - граждане ЕС и 11% -граждане США). Вследствие неоднократных кампаний по легализации иммигрантовневозможно статистически измерить годовой приток мигрантов, и единственнойболее или менее надежной цифрой является число выданных видов на жительствона конец года. По данным католической организации по оказанию гуманитарнойпомощи «Каритас», число зарегистрированных иностранцев на конец 1998 годасоставляло 1,03 миллиона человек, а общее количество легально проживающихиностранцев на ту же дату составляло 1,2 миллиона. Таким образом, естьоснования считать, что число легально проживающих иностранцев составляет от1 до 1,5 миллиона человек, что приблизительно равно 2% населения. Напротяжении последних 20 лет иммиграция имела весьма существенные, но,конечно, не катастрофические размеры. Если бы приток иммигрантов в Италиюбыл на том же уровне, что и ежегодный приток в Германию (до введенияограничительной политики в 90-х годах), число прибывших в нее за 20 летиммигрантов было бы по крайней мере вдвое больше. Приток лиц, обратившихсяс просьбой о политическом убежище, был значительно скромнее (1-5 тысяч вгод) за исключением отмеченного в 1991 году пика в 32 тысячи человек,главным образом вследствие первого албанского кризиса. Главное, однако,заключается не в абсолютном, а в относительном выражении. Еще 20 лет назадсама идея об иммигрантах в Италии, которая была страной эмиграции напротяжении всей своей новейшей истории, представлялась нереальной, чуть лине абсурдной. Официальное открытие иммиграции произошло лишь в начале 80-хгодов, когда перепись 1981 года показала присутствие значительного числаиностранных рабочих, что делало Италию принимающей страной. На тот момент государство не имело практически никаких законодательныхактов и административной политики, которые позволили бы спокойно встретитьэто открытие. До принятия в 1998 году нового закона о миграции миграционнаяполитика и юридический режим миграции в стране развивались рывками, аименно сериями законодательных инициатив «на данный случай» в ответ наприток мигрантов и на давление со стороны общественного мнения. В итальянском обществе широко распространилась моральная паника поповоду миграции и рассуждений о том, что она имеет масштабы стихийногобедствия. Бытовало мнение, что иммиграция создает проблемы с точки зренияподдержания общественного порядка. Взаимодействие между восприятиемиммиграции как стихийного бедствия и ограничительной политикой выражалось втом, что они взаимно укрепляли друг друга. В частности, чрезмерноограничительный подход к легальной иммиграции в такой стране, как Италия,с ее либеральной политикой в отношении туристических виз и длиннойбереговой линией, которую трудно охранять, постоянно приводил к появлениюзначительного числа нелегальных иммигрантов, что вызывало необходимостьмногократных амнистий. Это, в свою очередь, укрепляло восприятиеиммигрантов как инакомыслящих и мнение о неспособности государстваконтролировать миграцию, что усиливало моральную панику и восприятиемиграции как стихийного бедствия. Новый закон об иммиграции, принятый итальянским парламентом в 1998году, стал первой попыткой государства всесторонне отреагировать на такоеявление, как миграция. Закон, состоящий из семи разделов и 46 статей,весьма обширен и охватывает три отдельных вопроса: . борьбу с нелегальной иммиграцией и организациями контрабандистов; . регулирование миграции рабочей силы при помощи системы годовых квот; . совершенствование прав, предоставляемых легальным мигрантам, чтобы способствовать их интеграции с местным населением. Среди аспектов закона, касающихся контроля над иммиграцией, можновыделить следующие: . приоритет укреплению внешних средств контроля над миграцией; . установка более прочных оснований для вынесения средств контроля над миграцией в соседние государства; . введение более жестких санкций против организаторов нелегального въезда; . повышение механизмов эффективности выдворения из страны.Опыт миграционной политики западных стран: альтернативы для России Современная миграционная ситуация в России сформировалась под влияниемраспада СССР, процесса, затронувшего судьбы миллионов людей, проживающих нанеобъятных просторах бывшего союза. Образование новых независимыхгосударств повлекло массовые миграции населения. Целое десятилетие прошлопод знаком мощных перемещений между ними. Конечно, со временем масштабы ихуменьшились. Так, в 2000 году в Россию прибыло 350 тысяч человек — в 3,3раза меньше, чем в рекордном 1994 году. За 10 лет ситуация в областимиграции сильно изменилась. По-прежнему ощущается острая необходимость вчеткой и продуманной миграционной политике. Однако приоритеты ее теперьдругие: если 10 лет назад основным вопросом была репатриация оставшихся зарубежом соотечественников, то ныне политика в области миграции призванарешить серьезные социально-демографические проблемы, вставшие передРоссией. Вопреки многим неутешительным прогнозам я с оптимизмом смотрю вбудущее: у страны есть все шансы справиться с этой задачей. Разработать ипроводить эффективную миграционную политику нам вполне по силам. Инемаловажным здесь является изучение опыта зарубежных стран: он поможет«обойти чужие грабли», не повторять чужих и своих ошибок, воспользоватьсяуже наработанными и проверенными механизмами управления миграцией. На данный момент ситуация такова: страна - и это единодушно признаетсявсеми экспертами-демографами, об этом кричат политики всех видов и мастей -переживает демографический кризис. Через несколько лет число работающихсравняется с числом пенсионеров, и тогда не из чего будет платить дажетакие мизерные пенсии, какие платят сейчас. В итоге в правительстве пришлик выводу, что единственно возможное решение - активное привлечение в Россиюиммигрантов. К этому же выводу в свое время пришли многие «стареющие»страны Европы. У России в этом смысле есть очевидное преимущество: нашосновной иммиграционный ресурс - те, кто еще совсем недавно был нашимсоотечественником, - люди, которым не надо специально учить русский язык ипривыкать к нашим обычаям. Казалось бы, политическая задача ясна: создать им в России режимнаибольшего благоприятствования. За минувшие 10 лет из стран ближнегозарубежья к нам, по оценкам демографов, перебрались около четырех миллионовчеловек. Для решения наших задач этого явно недостаточно. Академик АнатолийВишневский, специалист по проблемам народонаселения, считает, к примеру,что стране необходим приток как минимум в миллион в год. Разумеется,выполнить такой план или хотя бы приблизиться к этим цифрам за счет однихтолько русских ближнего зарубежья нереально. Но, слава богу, Россия можетпока быть привлекательна не только для русских. В беднейшей европейскойстране Молдавии на Россию взирают как на Клондайк - чуть не треть мужскогонаселения у нас на заработках. В основном нелегально. То же с жителямиАрмении. Украина куда как богаче Молдовы и Армении, но и украинцев в Россиинемало, и тоже в большинстве своем нелегалы. Государственный интерес не втом, чтобы поймать их, разоблачить и выдворить, а в том, чтобы облегчить импереезд в Россию: пусть живут и работают легально. Ученый-демограф ЖаннаЗайончковская уверена, что миграция из Закавказья могла бы решить множестводемографических проблем. В 80-е годы переселенцы из Закавказья занимали, пословам исследователя, важные трудовые ниши: в основном их силами велосьстроительство дорог в Средней России, и во многих колхозах и совхозахНечерноземья грузины и азербайджанцы работали зоотехниками, агрономами иветеринарами. Но беда в том, что в России нет осознанной и целенаправленноймиграционной политики. Эмиграция полезна любой стране, но только в томслучае, если эмигрируют те, кто нужен этой стране. И регулировать это нетак сложно – например, Великобритания, постоянно ужесточающаязаконодательство в области иммиграции, в мгновение ока выдает визы игражданство тем, кто нужен английскому бизнесу. Так, помимо техническихспециалистов, учителей и медицинских работников, Соединенное Королевствоактивно привлекает бизнес-инвесторов. На самом деле даже приток пресловутых кавказцев России выгоден. Во-первых, мы снимаем сливки с плодов советского еще образования - в Россию,среди прочих мигрантов, едут и достаточно образованные люди. Во-вторых,решается вопрос недостатка трудовых ресурсов. Существует иллюзия того, что«лица кавказской национальности» занимаются только торговлей. Ею, помимовсего прочего, тоже надо заниматься, однако при этом доля кавказцев,занятых на черных работах, весьма велика. И неспроста: далеко не всероссийские граждане готовы заниматься низкоквалифициро-ванным,«непрестижным» трудом. Эта ниша в экономике свободна. Что плохого, если еезаймут мигранты? Задача государства только в том, чтобы дать людям трудиться легально.На сегодня количество нелегалов в России по