Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное "Что? Где? Когда?" - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Чёрная Сотня для тех, кто не хочет пресмыкаться ни перед хасидами... 1 11.98kb.
Перечень документов для оформления визы в канаду для тех, кто 1 191.75kb.
Четыре правила 1 50.09kb.
Мастер-класс 1 14.88kb.
Е. А. Коростелева Учебно-методическое пособие логомиры г. Хабаровск... 4 682.43kb.
Методическое пособие Кострома кгту 2012 (075. 8) 1 263.81kb.
Книга предназначена для людей интересующихся традиционной и народной... 3 708.01kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделения... 7 855.94kb.
Аннотация 14 3777.42kb.
Компьютерная подготовка с навыками работы в «1С: Предприятие» 12 911.23kb.
Н. И. Лобачевского О. Н. Савинова Информационное планирование в этноконфессиональной... 1 194.84kb.
Предлагаемая рабочая программа по дисциплине Академическая живопись... 1 338.08kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное "Что? Где? Когда?" - страница №1/5

Юрий Вашкулат
Методическое пособие для тех,

кто хочет тренироваться

в спортивное "Что? Где? Когда?"

Вторая с половиной редакция



Предварительное слово
В школьные годы у меня было несколько книг по математике, в которых мне очень нравились две фразы: "авторы считают необходимым отметить следующее" и "читателю предлагается убедиться самому"; вторая фраза обычно использовалась в случаях, когда для уменьшения объема книги было пропущено одна-две страницы промежуточных лемм и доказательств.

Автор этого методического (в кавычках) пособия (полностью оно, кстати, должно было называться "Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное "Что? Где? Когда?", но не смог найти живого тренера, не захотел найти живого тренера, к кому тренер даже подойти боится, даже за доплату, к кому тренер приходит уже пьяный вдрызг, поэтому с тренировкой у него не очень получается, а так же для девочек до 18, с которыми тренеры ни-ни, мало ли что") считает необходимым отметить следующее:


1. Автор осознает, что "пособие" с одной стороны фрагментарно, с другой – давно не обновлялось и в некоторой степени утратило актуальность. Так получилось потому, что по первоначальной задумке оно должно было иметь гораздо более широкий охват, не ограничивающийся только "вопросным вопросом", и писать его должны были, помимо меня, еще несколько человек. С тем, что они утратили энтузиазм, связан первый недостаток, с тем, что через некоторое время энтузиазм утратил и я сам – второй.
2. Автор полностью сознает субъективность своего взгляда на проблему, спорное использование терминов и, возможно, не самую удачную подборку вопросов. В основном использовались вопросы либо свои, либо с редактированных турниров (просто потому, что относительно них я более уверен в том, как на них предполагалось отвечать), но, пользуясь случаем, благодарю авторов всех использованных в качестве иллюстраций вопросов (ну или извините меня, если что не так). Некоторые идеи в части классификации и приемов уже высказывались ранее и цитируются без кавычек – просто потому, что я не уверен, что могу правильно определить приоритет.

Также хочу сказать спасибо Ольге Дубинской, которая не только сделала ряд ценных замечаний, но еще и изгнала из текста огромное количество ошибок и опечаток.


3. Автор подчеркивает, что ответ на вопрос – это творческий акт (предмет темный и обследованию не подлежит), который не сводится к простому перебору, какой из имеющихся "ключиков" подойдет к "замочку". В ЧГК такое не пройдет хотя бы потому, что систематический перебор методов истратит на себя ту минуту, которая отводится для ответа, без какой-либо гарантии получения этого ответа.
Пособие построено следующим образом. Каждая глава посвящена какому-то ходу (приему) или методу, помогающему ответить на вопросы определенной категории. Глава содержит некоторые размышления о том или ином приеме и соответствующей категории, перечень кратких признаков, что вы имеете дело с вопросом из именно этой категории, описание недостатков и возможностей приема, ряд вопросов, иллюстрирующих применение. Между текстом вопроса и ответом идет подсказка, помогающая (по идее) начинающим командам как бы "смоделировать" минуту обсуждения (иногда это довольно длинный ряд рассуждений или схема "раскрутки", иногда – нет). Я надеюсь, что знакомство с тем или иным "методом" или "приемом" в сумме с некоторым игровым опытом поможет тому, что "боевой обстановке" в нужный момент нужный ключик нашелся сам. Насколько это справедливо, читателю предлагается убедиться самому.
Использованные обозначения




- подсказка



- обратите внимание / и такое бывает



- пример добавлен во второй редакции

Оглавление
Часть 1. Стандартные ходы и приемы


    1. Декомпозиция

    2. Редукция до очевидного

    3. Просто добавь воды

    4. Полный перебор

    5. Поиск сингулярности

    6. Выбор отдельно стоящей версии

    7. "Копаем с двух сторон"

    8. Аббревиатура

    9. Перевод

Часть 2. Некоторые методы




  1. Логика

  2. Антилогика

  3. Ключевое слово

  4. Выход из плоскости

  5. Стандартная ассоциация

  6. Аллюзия

  7. Образное мышление

  8. Вопрос на школу

  1. Нуль-принцип и универсум-принцип

  2. Ответ в вопросе

  3. Пушкин

  4. Внутренние реалии

  5. Конъюнктура

  6. Заезженные связки

  1. Отвечаем по формулировке

Часть 3. Специфические вопросы




  1. Дополнительная подсказка

  1. Черный ящик

  2. Фиктивный автор

  3. Странная фраза

  4. "Играющий" номер

  5. Текстовой раздаточный материал

  6. Текстовой раздаточный материал, где важен не только текст

  7. Графический раздаточный материал

  8. Блицы и дуплеты

  1. Логика замены

  2. Это надо знать

  1. Малый джентльменский набор

  2. Необходимое знание

  3. Хрестоматийная классика

Часть 1. Стандартные ходы и приемы
Данный раздел содержит ходы и приемы, которые каждый из нас в той или иной степени применяет (зачастую, сам не отдавая себе в этом отчет) при ответе на вопросы "Что? Где? Когда?".


    1. Декомпозиция

Как ясно из названия, суть этой очевидной идеи состоит в том, что вопрос разбивается на несколько частей, справиться с которыми (последовательно или параллельно) относительно несложно.


Вопрос (Олимпийский Кубок ЛУК, Тернополь 2006):

Немецкие асы, летавшие на "Юнкерс-87", часто практически не пользовались показаниями несовершенных приборов, полагаясь на свои чувства. В ходе войны один из таких асов получил задание нанести удар по британской железной дороге. Хотя он и не встретил сопротивления, но едва не погиб и лишь чудом успел выйти из пике. А все потому, что его не предупредили, что железная дорога... Закончите фразу одним словом.


Декомпозиция: рассмотрим вопрос по частям. Немецкий ас, как мы поняли, не смотрел на приборы, а ориентировался на свои чувства. Никто на него не попадал, значит, логично предположить, что в опасность он попал именно потому, что доверял себе, а не приборам. То есть, он думал, что земля далеко, а земля оказалась очень даже близко. Значит, или чувства его подвели, или дорога была какая-то не такая…
Ответ: Узкоколейная.

Автор: Алексей Диевский


Вопрос (Фестиваль Каменный Цветок - 2007):

В поэме Роберта Браунинга хромой мальчик-калека жалуется на одиночество и отсутствие друзей. А также рассказывает о чудесной стране, про которую услышал и в которой ему никогда не суждено побывать. В каком городе жил этот мальчик?


Подсказка.

Давайте разобьем вопрос на несколько частей и подумаем над ними.



  1. Почему у мальчика нет друзей? Только оттого, что он хроменький?

  2. Что за страна, в которую он не смог попасть?

  3. От кого он про нее услышал?

Можете ли вы ответить на эти вопросы? Вряд ли.

А если все совсем наоборот – так:



  1. Кто-то рассказывает о чудесной стране

  2. Все туда уходят

  3. …а мальчик-калека – нет, потому что хромой.

Получается совсем просто: все дети услышали что-то и ушли куда-то. Несложно догадаться, что дело было в…

Ответ: Гаммельн.

Комментарий: Все, что напела о чудесной стране дудочка крысолова, он услышал, но за остальными детьми не успел.

Автор: Константин Науменко (Киев)



    1. Редукция до очевидного

Рассмотрим следующий пример (который, вообще, сложно назвать примером хорошего вопроса, но иллюстрирует описываемый ход)


Согласно данным опроса, проведенного в Германии, каждый пятый немец не знает, где в его городе находится это учреждение, а треть из тех, кто знает, никогда в нем не были. Кстати, для проведения подобного опроса в России прекрасно подошла бы фраза из известного фильма. Воспроизведите эту фразу!
Укоротим вопрос, выкинув из него все то что, по-видимому, напрямую не помогает на него ответить.
Это учреждение есть в городах. Довольно много немцев не знает, где оно находится, из остальных часть в нем не была. В России для опроса, где это, подходит фраза из известного фильма. Назвать фразу.
В вопросе все еще много слов, не несущих полезной информации. Вычеркиваем лишнее еще раз, и вопрос сводится к:
Найти фразу из фильма в виде вопроса "Где находится какое-то учреждение?" или "Как попасть в какое-то учреждение?"
Ну, теперь наверняка догадались даже самые недогадливые:0)
Ответ: "Как пройти в библиотеку?".
При редукции из вопроса вычеркиваются всё, что существенно не помогает на него ответить. Выкидывая цветистые обороты и дополнительную информацию, оставляем только квинтэссенцию вопроса - как правило, вопросную форму (что надо назвать) + некоторое ограничение (по сути, факт вопроса). Обычно вопрос при этом сводится к совершенно банальному или к разрешаемому полным перебором (см.).
Предпосылки:

  • много ничего не говорящих фактов, особенно это касается данных статистики, которые обычно сводятся к "много/мало";

  • много слов явно для украшения.

Например, стоит оперативно прикинуть:



  • какая информация в вопросе явно излишня;

  • что можно безнаказанно выкинуть;

  • имеет ли значение, принадлежит ли, например, цитата в вопросе именно Грибоедову, или речь просто о том, что сказал покойник.

Недостатки метода:



  • можно с легкостью выплеснуть ребенка вместе с водой: выкинутое слово может оказаться ключевым, а упрощение и синонимия – исказить смысл;

  • после редукции от вопроса может не остаться ничего.

Итого, проводить ли редукцию, и в какой момент остановиться - вопрос в основном опыта капитана команды. Общее правило таково – чем больше в вопросе слов, тем меньше вероятность, что выкинутое окажется критичным.


Примеры.
Вопрос (Первая лига ЛУК, Предварительный этап, Харьков, 2003):

Прослушайте фрагмент интервью с наверняка известным вам человеком: "Почему (пропущено первое слово)? Животное для России какое-то странное. Ну, значит, и имя у него будет не самое распространенное - (пропущено второе слово), а не, скажем, Василий или Анатолий". Восстановите оба пропущенных слова.


Редукция: У какого необычного для России известного животного было мужское имя?
Ответ: "...крокодил...", "...Геннадий..."

Комментарий: упомянутый человек - Э. Успенский

Автор: Юрий Вашкулат (Киев)
Вопрос (Чемпионат России среди школьников, 2004):

В детстве этому человеку подарили свинцовую фигурку трицератопса. "Меня поразило то, каким он был, и что таких животных больше нет, мы никогда не сможем их увидеть" - вспоминает он. Назовите этого человека.


Редукция: Какой известный человек связан с динозаврами?
Ответ: Стивен Спилберг.

Комментарий: режиссер фильма "Парк Юрского периода"

Автор: Юрий Вашкулат (Киев)
Вопрос (Гала-турнир летних лагерей в Саранске (Россия) и Хоббахе (Германия), 2005):

Йохан Хёйзинга утверждает, что эта сфера деятельности появилась первоначально в Генуе и Антверпене в форме битья об заклад относительно жизни и смерти, сухопутных и морских путешествий, рождения на свет мальчика или девочки, завоевания земель и городов. Именем одного из тружеников в этой сфере в Москве назван небольшой музей, экспонаты для которого предоставлены в основном милицейскими архивами. Кто этот труженик?


Редукция: Назовите криминального страхового агента.
Ответ: Юрий Деточкин.

Автор: Дмитрий Соловьев (Саранск)


Вопрос (10-й чемпионат США, Лос-Анджелес, 2005):

В Америке провели обследование людей, периодически привлекаемых для выполнения определенных обязанностей. Выяснилось, что средний вес такого человека - 102 кг, средний возраст - 57 лет, примерно две трети из них имеют высшее или незаконченное высшее образование, средний стаж привлечения к этой работе - 8,5 лет, и, что самое интересное, 95% их - обладатели натуральной... Чего?


Редукция: Довольно толстые пожилые дядьки за 50 в Америке выполняют сезонную работу и у них ОНА – натуральная. Назовите ЕЕ.
Ответ: Бороды

Комментарий: Это исполнители роли Санта-Клауса.

Автор: Анатолий Белкин (Москва)
Вопрос (II Олимпийский Кубок ЛУК, Харьков, 2004):

Про персонажей японских мультфильмов Sailor Moon известно очень многое. На сайте smproject.h1.ru имеются досье на них. В досье указаны имя, возраст, день рождения, знак зодиака, рост и несколько других характеристик. Одна из этих характеристик персонажа Ами Мицуно обозначается буквой "A". Где располагалась эта характеристика у героя известной песни?


Редукция: Какую характеристику человека можно обозначить буквой "А"?
Ответ: На рукаве.

Комментарий: Группа крови.

Автор: Мишель Матвеев (Санкт-Петербург)


    1. Просто добавь воды

следующая страница >>