Методические указания для выполнения курсовой работы студентами IV-V курсов факультета бизнеса дневного и заочного отделений - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Д. Р. Хайрутдинова История Татарстана и татарского народа с древнейших... 6 598.96kb.
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов... 3 410.9kb.
Рекомендации по оформлению домашних курсовых и контрольных работ... 1 224.65kb.
Методические указания для студентов очно-заочного, заочного отделений... 4 617.22kb.
Методические указания по выполнению курсовых работ по административному... 9 2919.18kb.
Методические указания для выполнения контрольной работы студентами... 1 370.66kb.
Ветеринарная вирусология 3 395.38kb.
Программа курса Для студентов дневного и заочного отделений 1 377.93kb.
Английский язык методические указания и варианты контрольной работы... 2 303.21kb.
Методические указания по выполнению курсовой работы маркетинг Специальность... 6 298.14kb.
Финансы и кредит 1 251.16kb.
Рабочая программа дисциплины конкурентный менеджмент профессиональный... 1 222.48kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Методические указания для выполнения курсовой работы студентами IV-V курсов факультета - страница №1/3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра организации производства














Стратегический менеджмент

Методические указания для выполнения курсовой работы

студентами IV-V курсов

факультета бизнеса дневного и заочного отделений

новосибирск

2009

ббк 65.050



удк 338.22


Составитель канд. техн. наук, доц. И.Л.Клавсуц
Рецензент д-р экон. наук, проф. К.Т. Джурабаев

Работа выполнена на кафедре организации производства


© Новосибирский государственный

технический университет, 2009 г.
Содержание



3

Введение 4

1.Порядок выполнения курсовой работы 5

1.1.Исходные данные. 6

1.2.Требования к разработке стратегии развития организации. 7

1.3.Алгоритм разработки стратегии развития организации 9

2.Разработка стратегии развития организации 12

2.1.Разработка Миссии 12

2.2.Многофакторный системный стратегический анализ организации 16

2.2.1.Исследование конкурентоспособности организации 17

2.2.2.Анализ ближней внешней среды. SWOT-анализ. 32

2.3.Стратегия развития организации 43

Библиографический список 45

Приложения 47





Введение

Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы студентами специальностей 080507- «Менеджмент организации», 080503 - «Антикризисное управление», а также для подготовки дипломированных специалистов.

Методические указания содержат описание теоретических основ стратегического менеджмента, практических методов многофакторного системного стратегического анализа и методику их применения для разработки стратегии организации.

В процессе выполнения курсовой работы студенты разрабатывают «Стратегию развития организации» на основе многофакторного системного стратегического анализа.



Используется технология управления проектами (PMM), базирующаяся на методологиях Managing the Implementation of the Total Project и Project Management for Project Executives.

Базовый принцип - все данные поступают в виде проектов.

  • Студенческая группа делится на четыре подгруппы, соответственно функциональным подразделениям организации: финансовое, маркетинговое, производственное, управления персоналом.

  • Выбираются руководитель проекта и руководители функциональных подразделений.

  • Разработка «Стратегии развития организации» осуществляется последовательно как один крупный проект через систему проектов.

  • Студенты, выполняя индивидуальное задание по одной из тем курсовой работы и являясь членами функциональных подразделений, проводят стратегические сессии-совещания для согласования совместных проектных решений в рамках практических занятий.

  • Разработанный проект «Стратегия развития организации» представляется в виде 20-30 минутной презентации, основными принципы которой являются: систематичность, структуризация материалов, логичность, лаконичность всех письменных пояснений, аккуратность и эстетичность оформления, целостность, наглядность, обоснованность, тематическая завершенность материалов проекта.

При выполнении курсовой работы рекомендуется воспользоваться источниками основной литературы и нормативными документами, а также лекциями по дисциплинам: «Стратегический менеджмент», «Управление организационными изменениями», «Антикризисное управление».

  1. Порядок выполнения курсовой работы



Стратегический менеджмент - процесс, определяющий последователь­ность действий по разработке и реализации стра­тегии развития организации, включающий постановку целей, оп­ределение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотно­шений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач. Стратегия развития организации лежит в основе ее успешной деятельности на рынке. Определим стратегию развития организации как конкретный комплексный план развития, обеспечивающий осуществление миссии и достижение стратегических целей. Цель стратегического менеджмента – повышение конкурентоспособности. Важно понимать, что получение прибыли – это цель тактического менеджмента. Стратегический менеджмент направлен на создание долгосрочных условий максимизации прибыли при любых обстоятельствах, включая кризисные, на основе выявленных в процессе многофакторного системного стратегического анализа конкурентных преимуществ организации, которые позволяют ей выжить в условиях конкурентной среды и успешно развиваться в будущем.

Цель курсовой работы: разработка стратегии развития организации.

Задачи курсовой работы:

  • изучение теоретических основ стратегического управления;

  • разработка миссии организации;

  • проведение многофакторного системного стратегического анализа;

  • выбор базовой конкурентной стратегии организации;

  • разработка министратегии организации;

  • разработка функциональных стратегий организации:

- продуктово-маркетинговой;

- производственной:

- стратегии управления персоналом;

- финансовой.



    1. Исходные данные.

Для выполнения курсовой работы на тему: «Разработка стратегии развития организации» следует подготовить следующие исходные данные (документы) об исследуемой организации:



  1. Название;

  2. Оргструктура (схематично);

  3. Досье - краткая историческая справка об организации, его географическое положение, виды деятельности, персонал, управление, положение на рынке, особенности ведения бизнеса.

  4. Конкуренты (названия конкурирующих организаций и оценка их положения на рынке относительно исследуемого предприятия: сильные и слабые стороны);

  5. Клиенты организации.

  6. Партнеры\поставщики.

  7. Для разработки стратегии развития организации сформулируйте в письменном виде наиболее острые для исследуемого предприятия проблемы, которые необходимо разрешить.

  8. Произведите выбор функциональной стратегии, которую Вы будете разрабатывать: продуктово-маркетинговую, производственную, управления персоналом, финансовую. (Табл.1, Приложения).
    1. Требования к разработке стратегии развития организации.

Стратегия развития организации разрабатывается в виде конкретного плана конкретных действий, соответствующих состоянию внеш­ней и внутренней сред организации на рассматриваемую стратегическую перспективу.

Основными критериями при разработке стратегии развития организации являются: ментальная правильность, ситуационность, гибкая адекватность, уникальность, будущая неопределенность как стратегическая возможность, гибкая адекватность. В основе стратегического планирования, как функции стратегического менеджмента лежит принцип: планирование «от образа будущего бизнес-успеха – через прошлое – к настоящему и снова – к будущему», а не «от прошлого к будущему» [11, 12].

Процесс стратегического менеджмента – стратегическая пирамида - основан на принципе «от общего к частному» - вначале разрабатывается корпоративная стратегия, затем стратегии развития отдельных бизнесов, функциональные и операционные. (Рис. 1).



Корпоративная стратегия \ стратегия развития организации – деловая концепция организации на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей.
1

2

3

4

1 – корпоративная стратегия \ стратегия развития организации;



2 – бизнес-стратегии;

3 – функциональные стратегии;

4 – операционные стратегии.
Рисунок 1 - Стратегическое управление организацией (стратегическая пирамида)

Корпорация\Организация - это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей [2].

Бизнес-стратегии – стратегии отдельных бизнесов организации в рамках корпоративной стратегии.

Функциональные стратегии - стратегии, которые соответствуют функциям организации, основными из которых являются:


  • продуктово-маркетинговая стратегия;

  • стратегия управления персоналом;

  • производственная стратегия;

  • финансовая стратегия.

Операционные стратегии – стратегии, находящиеся внутри функциональных стратегий.

Стратегический менеджмент дает ответы на следующие вопросы:

  • Каковы цели нашей организации?

  • Каков существующий и будущий профиль нашего бизнеса?

  • Что мы должны сделать, чтобы обеспечить достижение поставленных целей?

Основы стратегического менеджмента:

  • анализ внешней среды организации;

  • анализ внутренней среды организации;

  • разработка миссии, целей и целевых стратегических приоритетов организации;

  • разработка корпоративной стратегии как программы конкретных действий;

  • разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным бизнесам и функциональным подсистемам организации;

  • реализация стратегии;

  • контроллинг и обратная связь.



    1. Алгоритм разработки стратегии развития организации

Алгоритм разработки стратегии развития организации представлен на рис. 2. [6].






1. Миссия - видение (формулировка)

2. Финансовый анализ (ретроспектива 3-5 лет)

3. Инвестиционный анализ / Финансовый план (перспектива)

4. Анализ рынка

5. многофакторный Стратегический анализ

5.1.Исследование конкурентоспособности

5.3. PEST 5.2. SWOT 5.4. SNW

В н е ш н я я среда: в н у т р е н н я я среда

дальняя ближняя

P

E




O

S







S

N

W


S


T






T


W


















6.Стратегические цели (2-4 альтернативы)
6.2. Цели (по PEST) 6.1. Цели (по SWOT) 6.3. Цели (по SNW)

Альтернативы (2-4) Альтернативы (2-4) Альтернативы (2-4)


7.Базовая конкурентная стратегия (D,CL,FD,FCL)
8.МИНИСТРАТЕГИЯ =

= ( миссия + ЦЕЛЕВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ + ЦЕЛИ ) – Сценарии
9.Стратегии отдельных бизнесов – Сценарии
10.Стратегии функциональных подсистем – Сценарии
11. операционные стратегии

Рисунок 2 – Алгоритм процесса стратегического управления

Следует отметить, что процесс разработки стратегии развития организации является системным, итерационным, имеет обратные связи, т.к. результат выполнения какого-либо этапа может выявить необходимость частичного пересмотра предыдущих этапов.

Первым этапом разработки стратегии развития организации является формулировка «миссии-видения», т.е. первичного варианта миссии предприятия. В результате последовательных итераций процесса проведения всех представленных на рис. 2 анализов – финансово-экономического, инвестиционного, многофакторного системного стратегического - «Миссия-Видение» корректируется и дополняется. Практический опыт показывает, что таких итераций бывает не менее десяти.

Целью этапов 2, 3, 4 является подготовка исходной информации для многофакторного системного стратегического анализа внешней и внутренней среды организации – этап 5. Стратегический анализ определяет количество альтернативных вариантов стратегии развития организации – их может быть 2-4 относительно миссии.

Этап 5 - Многофакторный системный стратегический анализ следует начинать с исследования конкурентоспособности организации (п.5.1, рис.2), включающем анализ конкурентных сил и системы создания ценности организации, для определения ее базовой конкурентной стратегии.

Далее следует анализ ближней внешней среды. Исходным методом является SWOT-анализ (п.5.2, рис.2). При проведении SWOT-анализа необходимо придерживаться следующих принципов: в первую очередь анализируются внешние возможности и угрозы, затем – сильные и слабые стороны предприятия; анализ сильных и слабых сторон предприятия желательно увязывать с внешними возможностями и угрозами.

Для исследования дальней внешней среды применяется PEST-анализ, (п.5.3, рис.2) который из бесчисленного множества факторов, характеризующих воздействие внешней среды на предприятие, выделяет четыре основные группы: P – Policy – политические факторы; E- Economy – экономические факторы; S – Society – социальные факторы; T – Technology – технологические факторы. Стратегический анализ каждой из четырех компонент должен быть системным, т.к. в реальности все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны и то или иное значимое изменение любого из указанных четырех факторов, как правило, влечет за собой сложную цепочку изменений по всем другим факторам. Такие изменения для предприятия могут являться либо угрозой, либо новой стратегической возможностью. Связь PEST и SWOT анализов представлена на рис. 2.

Стратегический анализ внутренней среды следует за анализом внешней среды предприятия и также является многофакторным и системным, при этом соответствующий потенциал предприятия рассматривается как его внутренний стратегический ресурс. Для стратегического анализа внутренней среды организации применим SNW-подход (этап 5.4, рис. 2). SNW-анализ сохраняет все, что связано со SWOT-анализом в части «SW», но при этом ещё добавляется особая нейтральная N-позиция, фиксирующая ситуационное среднерыночное состояние предприятия. Таким образом, определяется своеобразная «нулевая точка конкуренции предприятия в отрасли». Для победы в конкурентной борьбе достаточным может оказаться состояние, когда предприятие относительно всех своих конкурентов по всем, кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N (нейтральном) и только по одной позиции – в состоянии S (сильная).



На этапе 6 по результатам многофакторного системного стратегического анализа разрабатывается от двух до четырех альтернативных стратегий развития организации, которые включают: стратегические цели и стратегические целевые приоритеты в рамках отдельного сценария развития, направленные на реализацию миссии. Сценарное планирование - особый инструмент стратегического менеджмента, с помощью которого предсказываются несколько существенно разных, но одинаково возможных для организации вариантов (альтернатив) его будущего развития.

7 этап - выбор базовой конкурентной стратегии (БКС), которая характеризуется видом конкурентного преимущества организации, которым может являться либо лидерство по издержкам, либо дифференциация, и рыночной сферой – это либо вся рыночная ниша, либо фокусирование на определенном сегменте. Существует четыре БКС: CL – Cost Leadership - лидерство по издержкам; D – Differentiation – дифференциация; FCL – Focus Cost Leadership – фокусированное лидерство по издержкам; FD – Focus Differentiation – фокусированная дифференциация. В идеале конкретная БКС должна определяться для каждой позиции продуктово-маркетинговой программы организации.

Следует отметить, что одна из самых больших стратегических ошибок – стремление использовать несколько базовых конкурентных стратегий одновременно, т.к. по существу указанные БКС являются альтернативными [8].



На этапе 8 в процессе разработки мини-стратегии рекомендуется ранжировать стратегические цели. Это позволяет получить систему стратегических целевых приоритетов для адекватного распределения ключевых ресурсов организации.

Этапы 9, 10, 11 посвящены разработке стратегий отдельных бизнесов, функциональных подсистем и операционных стратегий.
  1. следующая страница >>