Методические указания для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... 1 94.84kb.
Методические указания для студентов заочной формы обучения по экономическим... 3 554.22kb.
Методические указания для выполнения курсовой работы студентами IV-V... 3 703.53kb.
Методические указания для написания контрольных работ студентами... 2 506.45kb.
Ветеринарная вирусология 3 395.38kb.
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине 1 105.46kb.
Методические указания для контрольных работ №1 и 2 «Вычислительная... 5 386.79kb.
Английский язык 6 499.92kb.
Методические указания для написания контрольных работ студентами... 1 104.9kb.
Методические указания и контрольные задания студентов заочной формы... 8 2680.23kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов... 1 197.03kb.
С углубленным изучением иностранных языков имени Героя Советского... 1 140.86kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Методические указания для выполнения контрольной работы студентами заочной формы - страница №1/1


НОУ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ
И ПСИХОЛОГИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ


ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Методические указания для выполнения контрольной работы

студентами заочной формы обучения


специальности 080507.65 «Менеджмент организации»


Красноярск – 2009

Составитель: к.т.н., доцент О. Н. Моргунова

Рецензент: профессор кафедры прикладной математики и информатики Сибирского института бизнеса, управления и психологии А. А. Ступина

Моргунова О. Н.

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. Методические указания для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения специальности 080507.65 «Менеджмент организации»/ О. Н. Моргунова, СИБУП. – Красноярск, 2009. – 40с.

Пособие содержит задание к контрольной работе по дисциплине ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ и пример выполнения контрольной работы.


Методические указания утверждены и одобрены к печати научно-методическим советом СИБУП от 2009 г. Протокол №
© Моргунова О. Н., 2009

© Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

Системная характеристика предприятия на основе системного подхода: 18

Выводы проведенного исследования и рекомендации. 35




Введение

Эффективность деятельности организаций, компаний, холдингов, народного хозяйства в целом в значительной степени зависит от восприимчивости к нововведениям. Различного рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и т.д. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом. А это, в свою очередь, требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений.

Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

Дисциплина “Исследование систем управления” занимает важное место в Государственном стандарте по специальности “Менеджмент”. Важность ее изучения продиктована настоятельной необходимостью построения таких организаций (предприятий, производственных объединений, корпораций, отдельных фирм), которые обеспечат выпуск высококачественной продукции (или услуги) в нужном объеме и ассортименте. Создать такую организацию без проведения исследований невозможно. Особую роль здесь играют исследования систем управления. Эта проблема была актуальной всегда, однако до недавнего времени она в большей степени решалась в рамках математических дисциплин, таких, как теория вероятностей, математическая статистика, логика, теория множеств и др.



Задание

На примере конкретной организации или предприятия, где вы работаете или проходите производственную практику, выполнить исследование системы управления этого предприятия.

Если организация большая, то для описания следует выбрать отдельное подразделение: например, то, в котором вы непосредственно работаете. В случае, если возникают затруднения с выбором объекта исследования, в качестве альтернативы допускается изучение какого-либо реального объекта, описанного в литературе или в сети Интернет.

Необходимо:

1. Описать предприятие (название, месторасположение, численность работников, вид деятельности и т.д.)

2. Изобразить структурную схему системы управления организации (или её подразделения).

Провести анализ имеющихся связей:

- информационных (т.е. документооборот, движение информации),

- управляющих (т.е. какие функции кто выполняет, нет ли дублирования одних и тех же функций разными подразделениями),

- движение материальных ценностей (если это имеет место) и т.д.

Отобразить эти связи на схеме.

3. Выполнить исследование системы управления предприятия, используя один из методов исследование систем управления, например:

1. Системный анализ. Экономический анализ. Метод «мозгового штурма». ССВУ-анализ. Анализ «дерева» целей. Метод Делфи. Балансовый. Метод моделирования. Эвристические методы.

2. Методологические подходы: Процессный подход. Ситуационный подход. Функциональный подход. Рефлексивный подход.

3. Статистические методы анализа систем управления: корреляционный, кластерный, факторный или регрессионный анализа и т.д.

4. Провести анализ влияния факторов внешней среды на процесс принятия решений в системе управления.

Классификация факторов влияния внешней среды на систему управления:


1). Международные

Связи


Соглашения

Законодательство



2). Политические

Законы


Таможенная политика

Кредитная политика



3). Экономические

Инфляция


Налоговые ставки

Доходы населения

Управление финансами

Производительные силы



4). Технологические

Инновации

Средства автоматизации

Интернет


Новые технологии управления

Техническое оснащение



5). Рыночные

Конкуренция

Партнеры и поставщики

Емкость рынка

Спрос и предложение

Культура обслуживания



6). Социальные

Демографические проблемы

Уровень занятости населения

Уровень жизни



7). Природные

Климат


Сезон

Экология


Географическое положение


Если для конкретного объекта часть факторов не существенна для данной системы управления, то их не следует включать в аналитическое описание.

5. Показать роль информационных технологий в системе управления. Например, указать, какие задачи решаются с применением компьютера, указать, какая информация хранится в центральной базе данных, и т.д. Нарисовать схемы, поясняющие процессы обработки управленческой информации.

6. Сформулировать выводы по результатам исследования (какие недостатки были выявлены в системе управления предприятием в процессе исследования, какие меры можно предпринять для решения имеющихся проблем, что необходимо выполнить, чтобы усовершен-ствовать существующую систему управления предприятием и т.д.).

7. Указать список использованной литературы.

8. Приложения
Объем контрольной работы должен составить 15-25 страниц.

Отчет должен включать в себя:



  • титульный лист (смотри пример на странице 8);

  • описание предприятия;

  • схему системы управления предприятия;

  • обоснование выбранного метода, краткая характеристика выбранного метода исследования систем управления;

  • непосредственно исследование системы управления предприятия;

  • выводы исследования;

  • список используемой литературы.


пример выполения контрольной работы

НОУ Сибирский институт бизнеса, управления и психологии

Экономический факультет

Кафедра Прикладной математики и информатики

Контрольная работа

по дисциплине «Исследование систем управления»

Выполнила:

студентка группы 226-ум-1

специальности менеджмент

заочной формы обучения

Шангераева О.В.

№ зачётной книжки 06-2180у
Проверила:

Моргунова О.Н., к.т.н., доцент

Красноярск 2009

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение …………………………..………………………….………..…..10

1. Объект исследования…………………………………..……………….11



  1. Методы проведения исследования…………………………………17

  2. Анализ ресурсов объекта исследования………………..………….26

  3. Анализ влияния факторов внешней среды на процесс принятия решений в системе управления на примере конкуренции ………….................................................................................................32

  4. Роль информационных технологий в системе управления………………………………………………….……..….…...34

Выводы и рекомендации…………………………..................................35

Список литературы……………………………………………..….….…32


ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является изучение и анализ вопросов, касающихся исследования систем управления на предприятии.

Исследование систем управления имеет целью разработку долгосрочных мероприятий по совершенствованию организации, ее структуры, методов и моделей управления, и должно осуществляться на основе системного похода. Только тогда выводы, полученные в результате такого исследования, могут стать реальной основой для перестройки существующей системы управления. В то же время практика показывает, что многие предприятия до сих пор работают "по старинке" и не имеют в своем составе подразделений, направленных на собственное совершенствование (в качестве примера таких можно назвать лабораторию по совершенствованию хозяйственного механизма или отдел экономических исследований). Это можно объяснить такими причинами, как:

- недостаток квалифицированных специалистов, способных к исследовательской работе;

- отсутствие методической разработки исследования систем управления, в отличие, например, от анализа хозяйственной деятельности;

- низкая заинтересованность руководства в изменении сложившихся методов управления.

Поэтому разработка методики исследования систем управления носит практическую значимость для развития экономики России в целом на теперешнем этапе ее развития, когда необходимо новое осмысление понятия менеджмента и его функций. Как известно, предметом и результатом процесса управления является информация.

Именно поэтому данная тема является актуальной в современных условиях.



1. Объект исследования

Объектом исследования является система управления организации. Исследования и анализ деятельности предприятия проводились на примере конкретного предприятия города Алейска, которым является ЗАО «Алейский хлебокомбинат».

Структурная схема предприятия представлена на рис. 1.

Характеристика предприятия

Организационно-правовая форма предприятия – закрытое акционерное общество, созданное с целью осуществления более полного удовлетворения потребностей населения в широком ассортименте продукции хлебокомбината, а также иных услугах, определенных Уставом.

ЗАО «Алейский хлебокомбинат» является правопреемником ОАО «Алейский хлебокомбинат», учрежденным в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 года № 721, зарегистрированным Постановлением Главы администрации г. Алейска № 1 от 3.01.1993 года, и осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об акционерных обществах» № 208 от 26.12.1995 года, а также в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.

ЗАО «Алейский хлебокомбинат» основан в октябре 1935 года.

Реконструкции со строительством новых производственных площадей и обновлением оборудования проводились в 1956, 1960, 1969, 1972, 1974, 1976, 1980, 1984, 1986, 1990, 1995, 1997, 1998, 2000, 2005 годах. Все оборудование находится в хорошем техническом состоянии, вовремя проводятся профилактические осмотры и ремонты. Производственные здания, складские и бытовые помещения поддерживаются в исправном состоянии, проводится текущий и капитальный ремонт.

При производстве продукции хлебокомбинат использует как классические, так и современные ускоренные технологии под строгим контролем аттестованной лаборатории, укомплектованной всем необходимым оборудованием и реактивами для проведения анализов полуфабрикатов и готовой продукции.

В октябре 1996 года «Алейский хлебокомбинат» в числе 37-ми Российских предприятий награжден международным отличительным призом «Золотая пальма» на основе анализа статистических данных и перспективности.

Органами управления Общества являются:


  • Общее собрание акционеров;

  • Наблюдательный совет из пяти человек;

  • Генеральный директор.

Наблюдательный совет Общества осуществляет общее руководство деятельностью Общества за исключением вопросов, отнесенных Уставом к исключительной компетенции Общего собрания акционеров. В своей деятельности Наблюдательный совет руководствуется принципами:

- законности, ответственности, добросовестности;

- обоснованности принимаемых решений;

- соблюдения баланса интересов участников корпоративных отношений;

- деловой этики.

В 2008 году ЗАО «Алейский Хлебокомбинат» участвовал в конкурсах:

- Лучший предприниматель;

- Трудовое соревнование;

- Товар года.

Предприятие участвовало в торгах на поставку хлеба для военных частей и выиграло тендер. Что также планируется в 2009 году.



Основными видами деятельности ЗАО «Алейский Хлебокомбинат» являются:

  • производство и реализация хлебобулочных изделий и кондитерской продукции;

  • производство и реализация тортовой продукции;

  • оказание услуг населению и предприятиям;

  • торговля, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая деятельность;

  • транспортные перевозки;

  • производство, закупка, реализация сельскохозяйственной продукции;

  • создание оптово-розничных торговых подразделений и предприятий, в том числе с правом реализации за валюту в соответствии с действующим законодательством;

  • инвестиции собственных средств в различные отрасли коммерческой и производственной деятельности;

  • экспортно-импортные операции и иная внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством.

В состав ЗАО «Алейский хлебокомбинат» входят 3 цеха:

  • хлебобулочный цех;

  • тортовый цех;

  • кондитерский цех.

Уставный капитал общества составляет 3442050 рублей. Обществом размещены следующие акции: обыкновенные акции в количестве 38245 штук (100% от уставного капитала предприятия). Номинальная стоимость акции составляет 90 рублей.

Численность работающих на предприятии составляет на данный момент 93 человека.

Территориально хлебокомбинат расположен на земельном участке в центре города Алейска, расстояние до железнодорожных путей составляет 0,5 км, расстояние до федеральной автотрассы Барнаул – Рубцовск составляет 3 км.

Площадь земельного участка составляет 6564 кв. м, в том числе площадь асфальтового покрытия – 2308,5 кв. м.




Структурная схема предприятия

Рис. 1. Структурная схема предприятия


Построенная структура управления создает предпосылки высокой оперативности управления, взаимосогласованной работы всех структурных подразделений предприятия.

В 2009 году планируется провести реструктуризацию предприятия и создание внутренней организационной структуры управления, позволяющей:



  • с меньшими затратами продавать продукцию, способную привлечь максимальное количество поставщиков;

  • применять усовершенствованные условия мотивации труда;

  • создать условия для привлечения новых покупателей.

Проведение вышеуказанной работы будет сопровождаться, в первую очередь, совершенствованием управленческой структуры и механизма взаимоотношений между подразделениями.

Функционирование системы управления на предприятии характеризуется следующими моментами.

Положительные моменты:


  • единство и четкость распорядительства;

  • согласованность действий;

  • принцип единоначалия;

  • личная ответственность руководителя за результат.

  • Отрицательные моменты:

  • высокие требования к руководителю;

  • перегрузка начальников отделов.

Система управления предприятия ЗАО «Алейский хлебокомбинат» имеет следующий вид (рис. 2):


2. Методы проведения исследования

Системный анализ - исследование предприятия как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации как системы, т.е. характеристики «входа», «процесса» и «выхода».

Процессный подход известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис.3).

Рис. 3. Основные составляющие процесса исследования

Сюда также включаются методы управления, технология управления, организационная структура (рис. 1), кадры управления, технические средства управления, информация. Рассматриваются связи объекта между элементами, а также внешние связи объекта, позволяющие рассматривать его как подсистему для более высокого уровня.

Системная характеристика предприятия на основе системного подхода:


  1. Сущностный аспект

Сущностью данного предприятия является то, что оно есть типичный представитель совокупности производителей хлебобулочной продукции города Алейска.

  1. Элементный аспект.

Комбинат имеет половину нового оборудования, которому только два года. Комбинат продает 70% продукции за пределами города. Имеет по городу Алейску 3 торговые точки (магазины «Лакомка»), через которые продается 30% всей хлебобулочной продукции данного комбината, 60% тортовой продукции, 45% кондитерской продукции. На заводе работают 93 человека, из них 80 рабочих. Все обязанности по обеспечению существования комбината возлагаются на директора комбината, который решает главную задачу: обеспечение охраны капитала и его приумножение. Директор осуществляет практическое выполнение решений в области инвестирования средств, развития производства, капитального строительства, материально-технического обеспечения, сбыта и реализации продукции и другие вопросы хозяйственной и социальной жизни работающих.

  1. Функциональный уровень

К внешним функциям, которые можно определить как услуги, предоставляемые комбинатом, можно отнести:

- Предоставление услуг по закупке сырья у сельхозпроизводителей;

- Предоставление услуг по переработке сырья;

- Продажа готовой продукции через свои торговые точки;

- Предоставление готовой продукции клиентам, сотрудничающим компаниям;

- Определения положения, степени известности, конкурентоспособности и других сторон экономического положения комбината (маркетинг).

К внутренним функциям можно отнести:

- расширение рынка сбыта, ассортимента, улучшение качества предоставляемых продуктов питания и выбор наиболее качественного сырья;

- заключение разнообразных договоров: с поставщиками, с клиентами, с сотрудничающими компаниями;

- разработка плана на перспективное развитие;

- разработка сбалансированной занятости на производстве;

- автоматизация производства, с целью снижения себестоимости выпускаемой продукции;

- перепрофилирование работников;

- получение сведений о финансовом состоянии комбината посредством анализа финансовых отчетов и т.д.



  1. Структурный уровень

Элементами структуры являются отдельные работники и службы аппарата управления, отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые могут носить как линейный, так и функциональный характер.

    1. Структура, обеспечивающая реализацию функций системы.

Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений, а именно:

1. Заключает договора с фирмами по вопросам поставки товара, делового сотрудничества. Обеспечивает налаживание отношений с конкурирующими объектами. Принимает решения по поводу выпуска новой продукции. Принимает окончательное решение по поводу продаж.

2. С подчинёнными ему отделами, обеспечивает управление производством, выпуска продукции по установленной технологии.

3. С подчинёнными ему отделами (отдел снабжения, отдел сбыта) руководит внешнеэкономической деятельностью комбината.

4. Устанавливает нормы расходуемого сырья, энергоресурсов, разрабатывает ГОСТы и ТУ на производимую продукцию. Контролирует внедрение новых видов продукции на предприятии.

5. Ведет методическое руководство по производству хлебобулочной продукции.

6. Занимается сбытом продукции на внутреннем рынке.


    1. Структура, обеспечивающая реализацию организационного процесса системы.

Директор – издает приказы по комбинату. Предупреждает подчиненные ему отделы о своих планах, советуется с ними.

Руководит в соответствии с действующим законодательством производственно – хозяйственной и финансово - экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений.

Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции.

Главный бухгалтер – осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно – финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно – финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов. Осуществляет взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах и приобретение государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.

Участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.

Главный механик - обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования, повышение ее сменности, содержание в работоспособном состоянии на требуемом уровне точности.

Организует разработку планов осмотров, испытаний и профилактических ремонтов оборудования в соответствии с положениями Единой системы планово предупредительного ремонта, утверждает эти планы и контролирует их выполнение, обеспечивает техническую подготовку производства.

Главный энергетик - организует технический правильную эксплуатацию и своевременный ремонт энергетического и природоохранного оборудования и энергосистем, бесперебойное обеспечение производства электроэнергией, паром, газом, водой и другими видами энергии, контроль за рациональным расходованием энергетических ресурсов на предприятии, последовательное соблюдение режима экономии.

Начальник отдела сбыта – осуществляет рациональную организацию сбыта продукции предприятия, ее поставку потребителям в сроки и объеме в соответствии с заказами и заключенными договорами.

Организует подготовку и заключение договоров на поставку продукции потребителям, согласование условий поставок.

Принимает меры по выполнению плана реализации продукции, своевременному получению нарядов, спецификаций и других документов на поставку.

Начальник производственного отдела - осуществляет руководство разработкой производственных программ и календарных графиков выпуска продукции по предприятию и его подразделениям, их корректировкой в течении планируемого периода, разработкой и внедрением нормативов для оперативного производственного планирования.

Организует оперативный контроль за ходом производства, за обеспечением производства технической документацией, оборудованием, инструментом, материалами, комплектующими изделиями, транспортом, погрузочно–разгрузочными средствами и т.п., а также за осуществлением подготовки производства новых изделий.

Обеспечивает ежедневный оперативный учет хода производства, выполнения суточных заданий выпуска готовой продукции по количеству и номенклатуре изделий, контроль за состоянием и компетентностью незавершенного производства.

Отдел кадров - осуществляет работу по комплектованию предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия. Работает по подбору, отбору и расстановке кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств, контролирует правильность использования работников в подразделениях предприятия.

Юрист - разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия. Контролирует своевременность представления структурными подразделениями справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии.

Агент по сбыту (торговый) - осуществляет ведение переговоров о заключении сделок купли – продажи, заключает сделки от своего имени или другого, представляемого им лица на основе договора, регулирующего отношения между ними. Совершает сделки купли – продажи в качестве торгового агента с простыми правами. Оформляет договоры продажи, контролирует их выполнение. Контролирует оплату покупателями счетов изготовителей продукции.

Мастер цеха – организует на закрепленном участке работу по контролю и повышению качества продукции и услуг, комплектности выпускаемых изделий и учету брака. Контролирует правильность установления сортности продукции, ее соответствие утвержденным образцам, стандартам, техническим условиям.

Рабочие – подчиняются мастерам цехов, осуществляют выпечку продукции.



  1. Коммуникативный — определение взаимосвязи с внешней средой.

На данном комбинате взаимосвязь с внешней средой осуществляется посредством:

  • Рекламы в СМИ — газеты, телевидение, радио, наружная реклама (щиты, плакаты, расклеенные по городу листовки) и т.д.;

  • Распространение информации о фирме через клиентов, довольных качеством оказанных услуг.

  1. Интегративный — выявление механизмов обеспечения целостности.

В рассматриваемом комбинате можно выделить следующие основные черты:

    • направленность на достижение общей цели (как объединяющий фактор);

    • утвержденная иерархия управления;

    • взаимная ответственность работников фирмы за действия, производимые друг другом (действия, напрямую связанные с функционированием фирмы);

    • заинтересованность в повышении качества товаров и услуг; расширение рынка сбыта;

    • повышение известности фирмы в данной отрасли.

Все вышеперечисленные есть пример механизма обеспечения целостности данной системы.

Первостепенной задачей системного анализа является определение глобальной цели развития организации и целей функционирования. Имея конкретные, четко сформулированные цели, можно выявить и проанализировать факторы, способствующие либо препятствующие скорейшему достижению этих целей. Рассмотрим это на конкретных примерах (рис.4).



Рис. 4. «Дерево» целей предприятия

При использовании системного подхода к исследованию систем управления предприятия с учетом его внутренней и внешней среды может широко применяться популярный и в определенной мере универсальный метод SWOT-анализа: S – strength—сила, W – weakness—слабость, O – opportunity—возможность, T – thtreat—угроза (или метод ССВУ - анализа). Это оперативно диагностический метод анализа стратегического положения предприятия на основе оценки его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ему. Основное направление SWOT-анализа:

а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности;

б) развитие сильных сторон предприятия в соответствии с ее ограниченными возможностями.

В общем виде сущность этого метода можно отобразить матрицей:



Рис. 5 Матрица SWOT организации в целом

К сильным сторонам хлебокомбината относятся внутренние факторы, такие, как высокое качество товара, уровень подготовки работников. Эти факторы считаются сильными сторонами, поскольку дают определенные преимущества в конкурентной борьбе.

К слабым сторонам также относят внутренние факторы, такие, как более высокие цены на продукцию, чем у конкурентов, малые размеры организации.

Возможности (благоприятные) исходят из внешней среды, такие, как изменение вкусов потребителей, новые рынки для экспорта, благоприятные курсы валют, снятие государственных ограничений и т.п. Эти факторы могут способствовать улучшению деятельности предприятия.

К угрозам также относятся внешние факторы, такие, как выпуск нового товара конкурентом, появление нового соперника, предлагающего низкие цены, или неопределенность в политике правительства. Эти факторы негативно сказываются на деятельности предприятия.


3. Анализ ресурсов объекта исследования

К ресурсам системы управления относятся: материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация



Основные средства

Группа основных средств

Балансовая стоимость, руб.

Амортизация, руб.

Остаточная стоимость, руб.

Здания

7274863,24

4080233,85

3194629,39

Машины и оборудование

1052973,49

949875,82

103097,67

Производственный и хозяйственный инвентарь

14500,00

4108,39

10391,61

Прочие основные фонды

147410,15

102225,59

45184,56

Сооружения

147266,15

81052,32

66213,83

Транспортные средства

930130,85

166069,69

764061,16

ИТОГО:

9567143,88

5383565,66

4183578,22

Основные средства, материалы, малоценный инвентарь, находящиеся на забалансовых счетах







11135800,00

ВСЕГО:







15319378,22



Финансовое состояние и устойчивость предприятия

Кредиторская и дебиторская задолженность:






На
1.01.2008

На
1.01.2009

На
1.03.2009

Кредиторская задолженность, тыс. руб.

2146

1946

1618

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

818

835

1081

Кредиторская задолженность по состоянию на 1.03.2009 г. со сроком образования свыше 12 месяцев составляет 641,28 тыс. рублей, или 39,63% от общей суммы кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность по состоянию на 1.03.2009 г. со сроком образования свыше 12 месяцев составляет 46,35 тыс. рублей, или 4,29% от общей суммы дебиторской задолженности.



Данные бухгалтерского учета:




2007 г.

2008 г.

Выручка (010)

12632

17942

Себестоимость (020)

12746

17887

Прибыль (убыток) от продаж (050)

-118

55

Чистая прибыль (убыток)

-201

260

Среднесписочная численность, чел.

72

93

ФОТ

3208

4230

Основные финансовые показатели:




2007 г.

2008 г.

Коэффициент текущей ликвидности

0,66

0,67

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

-0,52

-0,50

Коэффициент концентрации собственного капитала

0,56

0,57

Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача)

2,04

2,64

Экономическая рентабельность

-3,22

3,92

Рентабельность собственного капитала

-5,67

6,92

Чистая рентабельность

-1,59

1,45

В целом, финансовое состояние предприятия может быть охарактеризовано как удовлетворительное. Рост объемов производства основной продукции и стабильное положение на местном рынке хлебопродуктов находит свое отражение в постоянном росте объемов выручки, которая за год выросла с 12,6 млн. руб. до 17,9 млн. руб. При этом предприятию необходимо оптимизировать управление производственной деятельностью и себестоимостью продукции. Долговой нагрузки и находящегося в залоге имущества предприятие не имеет.

Структура активов характеризуется как консервативная, то есть значительным превышением величины внеоборотных активов над оборотными. При этом основными составляющими внеоборотных активов являются основные средства (89,41% всех активов). Структура оборотных активов характеризуется значительным удельным весом статей Краткосрочная дебиторская задолженность (43,67% всех активов) и Запасы (54,76% всех активов).

Заемный капитал характеризуется большим удельным весом статьи Кредиторская задолженность, составляющей 29,33% общего объема пассивов (67,69% объема заемного капитала).

Баланс предприятия ликвиден, однако, показатели ликвидности отклонены от нормы. На протяжении исследуемого периода наблюдается тенденция их уменьшения, что свидетельствует об уменьшении уровня платежеспособности предприятия.

Деловая активность предприятия характеризуется ростом скорости оборачиваемости капитала.

Показатели рентабельности в исследуемом периоде уменьшились (убыток по итогам 2007 года связан с компенсационными выплатами при смене высшего менеджмента предприятия), однако далее наметился устойчивый рост донной группы показателей, что свидетельствует о проведении работы в части оптимизации затрат и структуры капитала предприятия.



Основное оборудование

Цех

Основное оборудование

Мощность

Выпускаемый ассортимент

1

2

3

4

Хлебобу-лочный

2 конвейерные печи ГГР на жидком топливе

45 т/сутки (в ржаном хлебе)

17 наименований хлеба

1 конвейерная э/печь ФТЛ-2

2 роторных э/печи

1 механизированное дрожжевое отделение

2 мукопроисеивательных машины

3 тестомесильных машины А2-Х3-3Б

30 наименований булочных изделий

1 тестомесильная машина для булочных изделий МТМ-65

1 тестоокруглитель

1 закаточная машина для разделки булочных изделий

1 термоупаковочная машина

2 расстоечных шкафа

Тортовый

Жарочные шкафы

1,5 т/сутки

35 наименований

Кремосбивальные машины

Холодильное оборудование

Автоклав для стерилизации

Бактерицидные лампы

Моечное отделение

По производству затяжного печенья



Поточная линия А2ШЗЛ

3,5 т/сутки

8 наименований

Электропечь

2 тестомесильные машины СМ-400 (+2 в запасе)

Варочные котлы

Транспортеры

1

2

3

4

По производству пряников и сахарного печенья

Оборудование по приготовлению инвертного сиропа

800 кг/смена (2,4 т/сутки пряников)

7 наименований пряников

Котлы варочные

Тестомесильная машина ТМ-63

800 кг/смена (2,4 т/сутки сахарного печенья)

5 наименований овсяного печенья, 10 наименований сахарного печенья

Тестомесильная машина МТУ20

Штамповочная машина

Сквозная э/печь

Машина для тиражирования

Охлаждающие транспортеры

Сироповарка

Информационное обеспечение

В своей работе персонал использует:

- отраслевые справочно-информационные издания, каталоги;

- прайс-листы фирм поставщиков и конкурентов;

- периодические издания;

- ЭВМ;


- документы электронных изданий и Интернет ресурсы;

- отчеты, выборки собственного программного учета.



Организационное обеспечение

Каждый работник имеет доступ к телефонной сети предприятия, факсу, персональным компьютерам локальной сети, установленных на рабочих местах отделов. При работе вне предприятия сотрудники используют личный транспорт по договору с администрацией, а также транспорт предприятия в соответствии с утвержденным порядком.




    1. Анализ влияния факторов внешней среды на процесс принятия решений в системе управления на примере конкуренции

Основными Конкурентами для Хлебокомбината на сегодняшний день являются:

- ИПБОЮЛ «Стаброва В.В.»;

- Алейсагропромснаб;

- поставщики из г. Барнаула.

Местные предприятия, вырабатывающие хлебобулочную продукцию, составляют конкуренцию не по качеству и ассортименту, а по цене продукции, так как имеют свои посевные площади и торговые точки, что позволяет производить и продавать продукцию дешевле.

Факторы силы предприятия в конкурентной борьбе:

На предприятии удобный для населения режим работы: продукция развозится по торговым точкам с 7 часов 30 минут до 19 часов на своем транспорте.

Предприятие находится в центре города.

Основными составляющими факторами по повышению конкурентоспособности являются:

- расширение ассортимента продукции;

- постоянное повышение качества;

- внимательное отношение к клиентам;

- открытие новых торговых точек;

- внедрение новых технологий;

- повышение квалификации обслуживающего персонала.

В настоящий момент предприятие обладает всей инфраструктурой, необходимой для профильной производственной деятельности, а также штатом высокопрофессиональных технических специалистов, отвечающих всем необходимым требованиям.

При условии достаточности оборотных средств, минимальном косметическом ремонте на существующем оборудовании и при существующем штате специалистов, производственная мощность предприятия составляет 20075 тыс. тонн всех видов изделий.

При реконструкции котельной предприятия расчетная доходность от продажи тепловой энергии сторонним потребителям составляет 1,02 млн. рублей в год.

При минимальной норме рентабельности равной 10%, при условии полной загрузки производственных мощностей хлебокомбината, доход от основной и вспомогательной деятельности составляет 31,41 млн. рублей в год.

В планах завода - расширяться и увеличивать темпы производства, для этого планируется ряд мероприятий:

1) Установка линии по выпуску пряника с начинкой.

2) Замена роторов на сахарное печенье.

3) Добавить в хлебном цехе булочную печь.

4) В тортовом цехе для улучшения качества приобрести раскаточную машину.

5) Увеличить ассортимент продукции.

6) Освоить выпуск диетических и витаминизированных хлебобулочных изделий.

7) Открытие представительств по краю – Бийск, Родино, Рубцовск, Барнаул.

Для улучшения состояния данной фирмы я бы рекомендовала:

- расширить рынок сбыта;

- провести маркетинговые мероприятия, рекламу;

- попросить поддержки у правительства (снизить налоги, предоставив налоговые каникулы, снизить таможенные тарифы и т.д.);

- усилить финансовый контроль путем разработки оперативных бюджетов;

- начать активное проникновение на экспортные рынки;

- улучшить качество выпускаемой продукции и др.
5. Роль информационных технологий в системе управления

Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм, повышение значения транснациональных корпораций в международных хозяйственных связях.

Благодаря высокопроизводительным и экономичным микропроцессорам информационно-вычислительные ресурсы приближаются к рабочим местам менеджеров, бухгалтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других категорий работников. Совершенствуются персональные системы обработки данных, автоматизированные рабочие места на базе персональных компьютеров (ПК), которые по стоимости приближаются к терминалам, а по возможностям - к ЭВМ третьего поколения. На этой основе создаются локальные вычислительные сети (ЛВС) различного назначения.

Наличие на предприятии ЛВС создает для пользователей принципиально новые возможности интегрального характера, благодаря прикладным системам ПК и другому оборудованию сети. Организуется автоматизированный документооборот (электронная почта), создаются различные массивы управленческой, коммерческой и другой информации общего назначения и персонально используются вычислительные ресурсы всей сети, а не только отдельного ПК.

Особое место на предприятии занимают компьютеры и другое электронное оборудование (факс, принтеры, сканеры), связанное с их использованием в качестве инструмента для делопроизводства и рационализации управленческого труда. Их использование становится основным видом их применения, позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных производственных проектов, уменьшить непроизводительные затраты при их реализации, исключить возможность появления ошибок в подготовке бухгалтерской, технологической и других видов документации, что дает предприятию прямой экономический эффект.

Информация, и, особенно, ее автоматизированная обработка, является важным фактором повышения эффективности производства.


Выводы проведенного исследования и рекомендации.


В целях улучшения функционирования системы управления предприятием необходимо произвести укрупнение структурных элементов, сочетая при этом технологический принцип их организации с функциональным. Например, считаю нецелесообразным существование раздельно отделов:

- Бухгалтерии, отдела сбыта (слияние и создание финансового отдела)

-Производственного и технического (создание взамен производственно-технологического)

Для увеличения доли рыночного участия ЗАО «Алейский хлебокомбинат» необходимо разработать ряд маркетинговых мероприятий, направленных на сохранение старых и привлечение новых клиентов:



  • улучшение качества выпускаемой продукции;

  • эффективное сервисное обслуживание;

  • гибкая ценовая политика предприятия;

  • активная работа с клиентами.

На исследуемом предприятии применяется система мотивации, получившая название традиционной. Применение только традиционной системы мотивации в настоящее время не позволит обеспечить привлечение в организацию работников, обладающих требуемыми качествами, не будет способствовать сохранению кадрового состава. Тем более, что основным недостатком этой системы является отсутствие действительных стимулов, побуждающих работников к дополнительным действиям, которые бы вели к повышению прибыльности, конкурентоспособности, эффективности организации.

Для ЗАО «Алейский хлебокомбинат» более приемлемой является практика преимущественно материального стимулирования.

Однако, предприятиям, которые не могут обеспечить работникам получение высокой заработной платы, целесообразно шире применять методы нематериального стимулирования.

Заметим также, что использование в качестве методов стимулирования, например, социальных программ позволяет также хотя бы частично уменьшить налоговое бремя.

Для привлечения новых работников необходимо обеспечить им начальный уровень заработной платы не ниже, чем в аналогичных организациях (рыночный уровень заработной платы). Но при этом следует избегать ущемления интересов более "старых" работников.

Эффективными с точки зрения мотивации труда могут быть также меры социального характера, социально-натуральные стимулы.

Для работников, кроме получения заработной платы на "достойном" уровне и повышения материального благосостояния важно, чтобы работа в организации позволила реализовать такие цели, как: повышение образовательного уровня, профессионального мастерства, повышение своей значимости в коллективе, получение признания и уважения со стороны сотрудников и руководства, возможность принимать самостоятельные решения, участвовать в управлении предприятием и т.п.

Отсюда вытекает значимость таких методов стимулирования труда, как продвижение работников по служебной лестнице, привлечение к решению вопросов управления подразделениями и организацией в целом.

 Руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно.

Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания предприятия. Управление людьми имеет большое значение для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Человек является важнейшим элементом производственного процесса на предприятии.



Предприятие заинтересовано в повышении конкурентоспособности, что требует отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее способных работников. Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умения, навыков, способностей и мотивов к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор производства. Опыт зарубежных фирм показывает, что успех сопутствует тем компаниям, которые ориентируются на перспективу инновационного управления трудом. Ведущие корпорации предлагают работникам взамен стабильности занятости, вознаграждения и жестких организационных структур создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, непрерывного самосовершенствования, расширение полномочий работников в принятии хозяйственных решений. Это означает поворот менеджмента к формированию новых моральных ценностей, разделяемых всем персоналом промышленные предприятия. Сегодня значительные средства направляются на гибкое и адаптивное использование человеческих ресурсов, повышение творческой и организаторской активности персонала, развитие способностей и профессионализм работников, формирование гуманизированной организационной культуры. В развитых капиталистических странах само выражение "кадры" сначала было заменено на "персонал", а в 70-х годах нашего столетия в употребление прочно вошел термин "человеческие ресурсы", который отражает экономическую целесообразность капиталовложений в человека, развитие его умения, навыков, способностей.
Библиографический список

  1. Балдин, К. В., Воробьев С.И., Уткин В.Б. Управленческие решения [текст]: учебное пособие для вузов/ К. В. Балдин, С. И. Воробьев, В. Б. Уткин. –М: Кнорус, 2004. – 310 с.

  2. Горшкова, Л. А. Основы управления организацией: практикум [текст]: учебное пособие/ Л. А. Горшкова, М. В. Горбунова. – М.: Кнорус, 2006. – 240с.

  3. Игнатьева, А. В. Исследование систем управления [текст]: учебное пособие для вузов/ А.В. Игнатьева, М. М. Максимцов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 157с.

  4. Коротков, Э. М. Исследование систем управления [текст]: учебное пособие для вузов/ Э. М. Коротков. – М.: ДеКА, 2000. – 210 с.

  5. Ларичев, О. И. Теория и методы принятия решений [текст]: учебное пособие/ О. И. Ларичев. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 215 с.

  6. Литвак, Б. Г. Практические занятия по управлению: Мастер-класс/ Б. Г. Литвак. – М.: Экономика, 2002. – 190 с.

  7. Макашева, З. М. Исследование систем управления [текст]: учебное пособие для вузов/ З. М. Макашева. - М.: Кнорус, 2008. – 176с.

  8. Малин, А. С. Исследование систем управления: учебник для вузов/ А. С. Малин, В. И. Мухин. – 3-е изд. – М: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. – 399, [1] с. – (Государственный университет. Высшая школа экономики)

  9. Мишин, В.М. Исследование систем управления: учебник для вузов/ В. М. Мишин. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 527с. – («Профессиональный учебник: Менеджмент»)

  10. Мыльник, В. В. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов/ В. В. Мыльник, Б. П. Титаренко, В. А. Волочиенко. – 3-е изд. – М.: Академический проект; Трикста, 2004. – 256 с.

  11. Мухин, В. И. Исследование систем управления: анализ и синтез систем управления: учебник для вузов/ В.И. Мухин – М.: Экзамен, 2003. - 384с.

  12. Фрейдина, Е. В. Исследование систем управления [текст]: учебное пособие/ Е. В. Фрейдина, под ред. Ю. В. Гусева. – М.: Омега – Л, 2008. – 367с. – (Высшая школа менеджмента)

Технический редактор: Е. С. Разгулина



Подписано в печать

Формат 60х84 1/16

Печать офсетная. Усл. печатных листов 2,5

Изд. № Тираж 50 экз.



Сдано в производство

Бумага типографская


Заказ №

Редакционно-издательский отдел СИБУП.



660037, Красноярск, ул. Московская 7а