Методические указания для студентов 3-6 курсов очной и заочной форм обучения специальности 080505. 65 «Управление персоналом» г. Чит - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания для студентов заочной формы обучения по экономическим... 3 554.22kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... 1 267.79kb.
Методические указания для студентов всех форм обучения по специальности... 2 577.82kb.
Методические указания для написания контрольных работ студентами... 2 506.45kb.
Рабочая программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... 3 711.93kb.
В г. Салавате Кафедра "Оборудование предприятий нефтехимии и нефтепереработки"... 1 160.63kb.
Методические указания для контрольных работ №1 и 2 «Вычислительная... 5 386.79kb.
Методические указания к курсовой работе для студентов направления... 1 570.55kb.
Методические указания по выполнению практических работ для студентов... 1 170.1kb.
Программа рассчитана на студентов очной и заочной форм обучения 1 384.32kb.
2 Реализация образовательных программ смк роп ооп 5 5 710.33kb.
Выставка «Дни малого и среднего бизнеса Курганской области 2012» 1 27.96kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Методические указания для студентов 3-6 курсов очной и заочной форм обучения специальности - страница №1/1



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет путей сообщения »

Забайкальский институт железнодорожного транспорта

- филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет путей сообщения»


Кафедра "Экономика"

В.А. Любина



ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И

ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИК

Методические указания

для студентов 3-6 курсов очной и заочной форм обучения

специальности 080505.65 «Управление персоналом»

г. Чита

2012

УДК


ББК

Л 93


Рецензент:
Заведующая кафедрой «Экономика»

Забайкальского института железнодорожного транспорта

ИрГУПС

доктор экономических наук, доцент



Т.М.Лескова


Любина, В.А.

Л 93 Программы производственной и преддипломной практик: методические указания для студентов 3-6 курсов очной и заочной форм обучения специальности 080505.65 «Управление персоналом» / В.А. Любина. Чита: ЗабИЖТ, 2012. – 32 с.
Методические указания содержат цели и задачи производственной и преддипломной практик, содержание и программы практик, этапы организации и проведения практик, а также требования, предъявляемые к структуре отчетов по практикам.

Забайкальский институт железнодорожного транспорта

(ЗабИЖТ), 2012
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время работа с персоналом в организациях существенно изменилась. Сегодня она представляет собой объект осознанной кадровой политики, являющейся составной частью общей политики организации. Расширение сферы обучения в области управления персоналом учитывает повышенные требования современной экономики и управления в квалифицированных знаниях о человеческом ресурсе организации, его потенциале, мотивах его трудового поведения и т.п.

Практически любое высшее учебное заведение стремится к тому, чтобы приблизить характер обучения студентов к требованиям современной жизни и сократить продолжительность послевузовской адаптации выпускников, дать им не только глубокие теоретические знания, но и, привив навыки реальной деятельности, помочь получить хорошую работу по специальности.

Студенты, обучающиеся по специальности «Управление персоналом», должны уметь выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений, критически оценивать с разных сторон поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности.

Подобные вопросы предстоит решать студентам в ходе их дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому одним из важнейших этапов подготовки специалиста высокого уровня в сфере управления персоналом являются производственная и преддипломная практики, призванные дать студенту практические навыки, которые после окончания им вуза сделают его услуги более привлекательными для работодателя.




  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ




    1. Цели и задачи практики

Производственная практика является составной частью учебного процесса и подготовки квалифицированных специалистов. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности и присваиваемой квалификации.



Целью практики является закрепление, расширение, углубление и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин «Основы управления персоналом», «Управление персоналом организации», «Мотивация трудовой деятельности», «Организация труда персонала» и др.; развитие и накопление творческих навыков по анализу и совершенствованию организации системы управления персоналом.

Задачи практики состоят в следующем:

  • изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики;

  • разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации;

  • сбор необходимых материалов и документов для выполнения курсовых работ по дисциплинам «Управление персоналом организации» и «Мотивация трудовой деятельности» в соответствии с выбранной темой.

Полнота и степень детализации этих задач регламентируются утвержденной рабочей программой применительно к особенностям конкретных баз практики.

Во время производственной практики студент самостоятельно определяет область своей будущей деятельности и тем самым выбирает соответствующую специализацию менеджера, предусмотренную рабочим учебным планом вуза.

Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра «Экономика». Заведующий кафедрой несёт ответственность за уровень организации практики и её результаты. Непосредственное руководство производственной практикой студентов возлагается на профессорско-преподавательский состав кафедры, имеющих необходимый практический опыт, утвержденных приказом директора института на конкретный вид практики.

Производственная практика организуется после третьего и четвертого курсов на предприятиях и в организациях в соответствии с договорами, заключенными вузом с базовыми местами практик, а также индивидуальными письмами-заказами от предприятий, предоставленными вузу самими студентами (Приложение 1).

Руководство практикой студентов в структурном подразделении организации - базе практики – возлагается на высококвалифицированных специалистов и руководителей указанных подразделений. Работа каждого студента организуется в соответствии с его рабочей программой, разработанной и утвержденной руководителями практики от института и от организации. Руководитель практики от организации осуществляет повседневное организационно-методическое руководство и контроль хода практики закрепленного за ним студента и определяет ему конкретные задания, которые должны соответствовать задачам и содержанию организационно-экономической практики в целом, помогает в сборе необходимых материалов.

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студента на практике, являются программа практики и «Дневник студента по практике». По окончании практики предусмотрено представление студентом отчета по практике.




    1. Сроки и продолжительность практики

Организационно-экономическая практика для студентов специальности 080505.65 «Управление персоналом» проводится на 3 курсе (6-й семестр) и на 4 курсе (8-й семестр) очной формы обучения продолжительностью по 4 недели в каждый семестр (всего 8 недель). По заочной форме обучения производственная практика проводится на 4-м и 5-м курсах.


1.3. Базы практики и рабочие места студентов
В соответствии с поставленными задачами базами практики являются структурные подразделения Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» и другие предприятия отрасли и региона, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые, торговые, инвестиционные и иные компании, службы по труду и занятости, кадровые рекрутинговые агентства и другие организации, имеющие в своем составе кадровые службы и подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом: отдел кадров, отдел управления персоналом, отдел обучения, отдел развития персонала, отдел организации труда и заработной платы, отдел мотивации и оплаты труда, отдел социального развития и т.п.

Студенты, заключившие с предприятиями железнодорожного транспорта индивидуальный договор о целевой подготовке, производственную практику проходят на предприятиях в соответствии с договором. Если указанные предприятия (организации) не отвечают требованиям, предъявляемым к базовым предприятиям, практика может быть организована в установленном порядке на других предприятиях, обеспечивающих выполнение программы практики. Кроме того, в качестве баз практики могут использоваться предприятия любой формы собственности других отраслей народного хозяйства при наличии с ними прямых договоров на подготовку специалистов.

При выборе рабочего места для студентов необходимо руководствоваться, прежде всего, моделью его специальности, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом организации.

На период прохождения практики для студентов устанавливается режим работы, обязательный для тех структурных подразделений организации, в которых студенты проходят практику. Каждый студент обязан максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики.

При прохождении практики студент обязан:


  • полностью выполнять задания, предусмотренные программой;

  • подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;

  • изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

  • нести ответственность за выполненную работу и её результаты наравне со штатными работниками.

Контроль выполнения студентами программы практики обеспечивается проверкой собранных материалов руководителями практики от организации и от института.
1.4. Содержание практики
В ходе прохождения практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить систему управления персоналом и её особенности в зависимости от масштабов и организационно-правовой формы предприятия, а также собрать материалы и документы, необходимые для подготовки отчета по практике и аналитической части выполняемых в последующих семестрах курсовых проектов.

Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом восьми заданий в течение 6-го и 8-го семестров по очной форме обучения и в течении 4-го и 5-го курсов по заочной форме обучения.



Задание 1. В период прохождения практики студент должен изучить:

  • общие сведения об организации: название, цель создания, краткая историческая справка, основное содержание устава, место и роль организации в структуре национальной экономики России, экономическая и социальная значимость, полезность деятельности;

  • организацию производства продукции и (или) выполнения работ, услуг, номенклатуру и объем производства, конкурентоспособность, производственную структуру;

  • планирование, организацию, осуществление маркетинговой деятельности, продукт, рынок, конкурентов, потребителей, спрос и его динамику;

  • организацию управления предприятием, схему организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений;

  • технико-экономические показатели деятельности за 1 – 2 года: объем производства и реализации продукции в стоимостном и натуральном выражении, объем продаж, затраты (себестоимость);

  • финансовое положение предприятия: прибыль, рентабельность, взаимоотношения с другими предприятиями (организациями), бюджетом, кредитно-банковскими учреждениями, страховыми организациями и др.;

  • условия охраны труда и безопасной жизнедеятельности работающих, информацию о гарантированных условиях и охране труда на рабочем месте, о возможном риске повреждения здоровья, о компенсациях, льготах, полагающихся средствах индивидуальной защиты.

Для выполнения задания 1 следует использовать устав предприятия (организации), бизнес-план, годовые отчеты организации о производственно-хозяйственной деятельности (финансовый план – отчет, бухгалтерский баланс, отчет организации по труду (Форма № 2-Т), отчет о финансовых результатах и другие плановые и отчетные формы и документы. Срок выполнения задания – 6-й семестр и 4-й курс, 1-я неделя практики.

Задание 2. Изучить исходные данные и провести анализ численности персонала, его структуру, динамику, использование рабочего времени.

Провести анализ численности персонала по категориям, по уровню образования, по профессиям и квалификации, по половозрастной структуре, по стажу работы.

Изучить использование рабочего времени в организации: баланс рабочего времени, среднюю продолжительность рабочего дня, величину и причины потерь рабочего времени за счет целодневных и внутрисменных простоев и невыходов на работу. Проанализировать изменение этих показателей за 2 – 3 года. Изучить динамику численного состава кадров организации: процент текучести в целом и по отдельным категориям персонала, процент принятых на работу и выбывших, причины текучести кадров.

Для выполнения задания 2 следует использовать отчеты по труду, справки, планы мероприятий и другие документы службы управления персоналом. Срок выполнения задания – 6-й семестр и 4-й курс, 2-я неделя практики.

Задание 3. Изучить и провести анализ документов, характеризующих систему управления персоналом. Изучить организационную структуру системы управления персоналом организации: состав подразделений и должностных лиц, их иерархическую структуру, подчиненность. Составить схему оргструктуры управления персоналом, оценить её рациональность, дать предложения по её совершенствованию. Изучить функции отдела управления персоналом и функциональные взаимосвязи отдела с другими подразделениями организации. Составить таблицы функционального разделения труда в отделе управления персоналом в форме таблицы 1, используя данные должностных инструкций отдела.
Таблица 1
Функциональное разделение труда в отделе ________________


п/п


Наименование функции

Исполнители

Нач. отдела управления персоналом

Нач. бюро найма персонала

Менеджер по персоналу

Техник



1

2

3

4

5

6

























Использовать условные обозначения:

Р – руководит;

С – согласовывает;

И – исполняет;

А – анализирует;

О – организует;

П – передает, получает информацию и т.д.

Провести анализ кадрового, методического, информационного и технического обеспечения системы управления персоналом. Изучить состав и использование кадровых документов, способы их ведения, систематизации, контроль исполнения.



Для выполнения задания 3 следует использовать штатное расписание, положения об отделах, должностные инструкции, отчеты по труду (Форма № 2-Т). Срок выполнения задания – 6-й семестр и 4-й курс , 3-я неделя практики.

Задание 4. Изучить систему найма и отбора персонала в организации, источники привлечения персонала, организацию найма и приема персонала, порядок найма и увольнения работников, ознакомиться с наличием регламентирующей документации по найму и приему персонала.

Изучить систему проведения отбора персонала в организации: процедуру отбора, состав комиссии, организацию её работы, состав показателей отбора, состав документов, схемы замещения должностей, методы оценки и отбора персонала.



Для выполнения задания 4 следует использовать штатное расписание, положения об отделах, должностные инструкции, отчеты по труду (Форма № 2-Т). Срок выполнения задания – 6-й семестр и 4-й курс , 4-я неделя практики.

Задание 5. Изучить систему обучения персонала. Изучить систему подготовки и повышения квалификации кадров (рабочих, специалистов, руководителей) в организации, планы повышения квалификации, формы и методы обучения, переобучения и повышения квалификации для разных категорий работников.

Для выполнения задания 5 следует использовать штатное расписание, постановления, положения, приказы, планы повышения квалификации и др. Срок выполнения задания – 8-й семестр и 5-й курс, 1-я неделя практики.

Задание 6. Изучить систему проведения периодической аттестации работников организации: нормативно-методические документы по аттестации руководителей и специалистов, планы-графики её проведения, процедуру аттестации, состав комиссии и организацию её работы, состав показателей и направлений аттестации работников.

Изучить использование деловой оценки персонала при замещении вакантной должности, формировании резерва кадров на выдвижение, методы деловой оценки (тестирование, собеседование и т.п.). Срок выполнения задания – 8-й семестр и 5-й курс , 2-я неделя практики.



Задание 7. Изучить используемые в организации формы и системы оплаты труда рабочих, специалистов, служащих и руководителей (тарифные, бестарифные, должностные оклады), порядок формирования фонда потребления организации и его структуру, фонд оплаты труда, фонд социальных и трудовых льгот, систему стимулов и льгот, систему социального, медицинского страхования и обслуживания работников.

Составить оперограммы (таблицы, в которых по вертикали показан перечень управленческих операций, а по горизонтали – перечень исполнителей этих операций) процессов управления по перечисленным выше видам работ, выполняемым в ОТиЗ, ПЭО, финансовом отделе (см. форму табл. 2)


Таблица 2
Оперограмма процедуры ______________________

(наименование отдела)





№ п/п

Наименование функции

Исполнители

Нач. отдела управления персоналом

Менеджер по персоналу

Зам. директора по персоналу



1

2

3

4

5




















Для выполнения задания 7 следует использовать план и отчет по труду, справки о составе средств на оплату труда, отчет о результатах финансовой деятельности и др. Срок выполнения задания – 8-й семестр и 5-й курс, 3-я неделя практики.



Задание 8. Дать оценку кадровой политики организации, её места в общей политике организации; изучить её связь с финансовой, маркетинговой, производственной политикой и т.п.;формы, методы и принципы формирования кадровой политики. Дать характеристику стратегии управления персоналом с учетом стратегии организации, анализа её внешней и внутренней среды. Срок выполнения задания – 8-й семестр и 5-й курс, 4-я неделя практики.
1.5. Оформление результатов практики
В ходе практики студенты ведут дневник с обязательной ежедневной записью о проделанной работы. В конце практики дневник заверяется руководителем практики от организации (проставляются подпись и печать).

На протяжении каждого периода практики студент должен в соответствии с заданием собирать и обрабатывать необходимый материал, а затем представить его в виде оформленного отчета одновременно с «Дневником студента по практике» руководителю практики от вуза.

Для составления, редактирования и оформления отчета студентам предоставляются последние 2-3 дня производственной практики в каждом семестре. Отчет студента по практике должен включать текстовый, графический и другой иллюстрированный материал. Объём отчета составляет 10 – 20 страниц рукописного текста с приложением таблиц, схем, документов и других материалов.

Рекомендуется следующая структура отчета по практике:



  • титульный лист (Приложение 2);

  • оглавление;

  • общая характеристика организации и анализ производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности;

  • анализ численности и структуры персонала;

  • характеристика и анализ системы управления персоналом организации;

  • анализ основных функций по управлению персоналом;

  • выводы и рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом и отдельных функций по управлению персоналом;

  • список использованных источников;

  • приложения.

Отчет должен быть оформлен на бумаге стандартного формата А4 на одной стороне рукописным или машинописным способом; сокращения слов, кроме общепринятых, не допускаются.

При подготовке отчета по практике на компьютере следует соблюдать следующие требования:



  • размер шрифта № 14;

  • межстрочный интервал – полуторный;

  • параметры страницы (поля): верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 25 мм, правое – 10 мм;

  • расстояние между заголовком и текстом – 15 мм, между заголовком и подзаголовком – 10 мм;

  • абзацный отступ – 15 мм;

  • нумерация страниц – сквозная по тексту, начиная с третьей (введения), в верхнем правом углу;

  • иллюстрации (таблицы, схемы, заполненные формы (бланки) документов, графики и другой иллюстративный материал) долж­ны иметь название и соответствующий номер.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах все­го отчета и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Подраз­делы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела раз­деленных точкой.

Список использованных источников должен содержать пере­чень источников, используемых при выполнении отчета. Сведе­ния об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями библиографии.

Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его поряд­кового номера (без знака №); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.
1.6. Защита отчета по производственной практике
По окончании практики студент должен сдать дифференцированный зачет. Основанием для допуска студента к зачету по практике являются полностью оформленные отчет и дневник по практике.

Защита отчета по практике проводится в установленный кафедрой день в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Зачет проходит в форме защиты студентом отчета по практике перед руководителем от вуза.

В результате защиты отчета по практике студент получает зачет с оценкой. При оценке учитываются содержание и правильность оформления студентом дневника и отчета по практике; отзывы руководителей практики от организации и кафедры; ответы на вопросы в ходе защиты отчета. Оценка, полученная при защите отчета по практике, учитывается при назначении стипендии и вносится в «Приложение к диплому».

Студент, не выполнивший программу практики или получивший отрицательный отзыв о работе, может быть отчислен из университета за академическую задолженность. В случае уважительной причины студент направляется на практику вторично в свободное от учебы время.



Приложение 1

ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА С ПРЕДПРИЯТИЯ – БАЗЫ ПРАКТИКИ

(на бланке предприятия)


Директору

Забайкальского института

железнодорожного транспорта

Н.П. Сигачеву

Просим Вас направить для прохождения организационно-экономической практики с 00.00.20__ по 00.00.20__ г. в отдел по работе с персоналом студента третьего (четвертого) курса Забайкальского института железнодорожного транспорта, обучающегося по специальности «Управление персоналом», Петрова Ивана Владимировича.

Начальник Дирекции (личная подпись) А.А. Казаков
М.П.

Приложение 2
ТИПОВАЯ ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ОТЧЕТА

ПО ПРАКТИКЕ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Забайкальский институт железнодорожного транспорта

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет путей сообщения»

Кафедра «Экономика»



ОТЧЁТ

по производственной практике

на (в) ___________________________________________________________

(название организации – базы практики)
Выполнил(а) студент(ка)

очной (заочной) формы обучения

специальности «Управление персоналом»

3 (4) курса _______ группы

(Фамилия и инициалы)

Руководитель практики

от кафедры

__________________ _______________ __________________



(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

г. Чита, 2012