Методические рекомендации по органической химии «Решение цепочек превращений» для обучающихся 10 классов и для подготовки к егэ - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в... 1 415.46kb.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по органической химии... 1 95.93kb.
Решение III шага заочной олимпиады по химии для 9-х классов 1 34.6kb.
Пояснительная записка основные цели учебного курса 1 112.68kb.
Методические рекомендации по подготовке, организации и проведению... 8 406.21kb.
Методические рекомендации для практических и научных работников упаковка... 1 259.8kb.
Книга для учителя методические рекомендации по работе с интерактивным... 1 79.23kb.
Всероссийская олимпиада школьников по экономике методические рекомендации... 1 212.86kb.
Ахметов М. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии 1 27.36kb.
План-график мероприятий по повышению информационной безопасности... 1 61.64kb.
Иванова Елена Васильевна, учитель математики моу «сош №22с уиоп»... 1 96.84kb.
Гетерометаллические полиядерные катализаторы в превращении биоспиртов... 1 35.43kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Методические рекомендации по органической химии «Решение цепочек превращений» для - страница №1/1

.

Методические рекомендации

по органической химии «Решение цепочек превращений»

для обучающихся 10 классов и для подготовки к ЕГЭ.

Составитель: Ляшенко Валентина Васильевна

учитель биологии и химии МОУ СОШ п. Приволье Кузоватовского района Ульяновской области

ноябрь, 2014
Изучение органической химии предполагает развитие у обучающихся определенных знаний и умений. Для того, чтобы усилить мотивацию и заинтересовать учащихся, а возможно и связать их с будущей профессиональной деятельностью, стараюсь расширить объем школьной программы по химии и углубить изучение курса в старших классах. Один из вопросов – это решение цепочек превращений. Научив решать схемы превращений, можно охватить достаточно большой материал: составление уравнений химических реакций по органической химии, способы получения органических веществ, химические свойства веществ, связь между классами органических соединений, связь органической и неорганической химии и др.

Цепочки превращений – это задания по составлению уравнений химических реакций, связанных между собой. В школьном учебнике, различных задачниках, пособиях для поступающих в вузы и материалах ЕГЭ часто встречаются задания на составление уравнений химических реакций по цепочкам превращений. Такие задания помогают учащимся усвоить материал, подготовиться к сдаче ЕГЭ, а учителю – проконтролировать степень усвоения обучающимися разных разделов химии.

При подготовке к ЕГЭ можно начать с решения различных химических загадок, которые вначале нужно разгадать, чтобы потом составить требуемые уравнения реакций. Эти задания необычные, занимательные и, как правило, учащиеся решают их с интересом. Например, при изучении темы «Алканы» можно предложить такие схемы:

Задание 1.

Этан→ Х → бутан → изобутан →Y → кислая соль калия→ средняя соль калия.



Задание 2.

А, Б и В – органические соединения, Г, Д и Е – неорганические:

А→ алкан → Б → алкан → В→ алкан → Г →алкан →Д → алкан→Е

Как видно, в этих схемах превращения, прослеживается связь органической и неорганической химии, знание изомерии, классификация неорганических веществ (солей) и умение писать правильно формулы.

С помощью схем превращений можно контролировать знания учащихся. Такие задания позволяют осуществить разноуровневый контроль знаний, так как можно составить открытые, полуоткрытые, полузакрытые цепочки превращений. Например, при изучении темы «Алкины» предложить следующие задания:

Задание1:

Написать уравнения реакций, соответствующие следующим схемам:

А). метан→С2 Н2 → С2 Н4 Сl2 → этилен;

Б) 4-метилпентин-1→Х →4-метилпентин-2;

В) … + Сl2 →… + NaOH (спирт) → … (полимеризация)→ арен

Задание 2.

Написать уравнения реакций, соответствующие следующим схемам:

А). кальций → карбид кальция → С2 Н2 → бензол;

Б). бутин-1→ Х →бутин-2;

В). СН4 → С2Н2 → … + О2 → … + С2 Н2 →…

Цепочки превращений можно предложить учащимся и по другим темам курса органической химии. Так, при изучении карбоновых кислот использую такие цепочки превращений:



Задание 1.

А). СО→НСООNa→ НСООН→СО;

Б). пропаналь→ Х→CH3CH COONa;

В). С2 Н 5OH +О2 , кат. → … + Na2 CO3 → …+ NaOH →

При подготовке к ЕГЭ, когда перед учащимися стоит задача выучить химию в объеме, превышающем объем школьной программы и поступить в высшие учебные заведения, необходимо усложнить требования и научить решать цепочки повышенной сложности. Используя возможности сети Интернет, можно найти задания разной степени сложности, включая цепочки в виде схем, в виде таблиц или текста. Например, текстовые задания могут быть такого содержания:

Задание 1. Напишите уравнения реакций получения бромциклогексана в результате последовательно проведенных реакций полимеризации, присоединения и замещения.

Задание 2. Имеются три вещества: метан, бензол, углекислый газ. Подберите еще одно вещество и расположите все вещества в последовательности, в которой они будут связаны химическим превращениями. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Как видно, подобные задания помогут учащимся проверить свои знания и умения и в написании формул органических и неорганических веществ, и знании типов химических реакций в органической химии.

Задания в виде схем могут быть такими:

Задание1. Составьте уравнения реакция, соответствующие схеме:

А→В → С → D.

Буквами обозначены вещества: алкан, алкен, галогеноалкан, нитроалкан.

Задание 2. Составьте уравнения реакция, соответствующие схеме:

А→В → С → D.

Буквами обозначены вещества: алкин, алкен, алкан, дигалогеноалкан.

Приведенные задания позволяют понять связь разных классов органических соединений, типы химических реакций, умение составлять уравнения химических реакций.

Таким образом, научив учащихся решать цепочки превращений, можно решить следующие задачи: на чем обучаться, как контролировать, как готовиться к ЕГЭ. Выполнение таких заданий будет способствовать и знанию химии, и успешной сдаче ЕГЭ.

Литература.



  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия 10 класс: Настольная книга учителя =- М.: Дрофа, 2007.- 479 с.

  2. Дерябиа Н.Е. 300 попроще и 300 посложнее: Задания- цепочки по органической химии. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2011. – 72 с.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс /Составитель Н.П. Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.



izumzum.ru