Методическая разработка урока литературы Тема родины в русской поэзии - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка урока литературы в 9 классе учителя русского... 1 147.72kb.
Методическая разработка урока литературы в 11 классе 1 81.32kb.
Методическая разработка урока математики (1 класс умк «Планета знаний») 1 37.05kb.
Методическая разработка урока по рассказу Паустовского «Телеграмма» 1 59.78kb.
Урок литературы в 10 классе. Ф. И. Тютчев поэт-философ и певец родной... 1 83.05kb.
Методическая разработка урока Тема: Типы химических реакций на примере... 1 103.2kb.
Методическая разработка интегрированного триплексного урока практикума... 2 501.66kb.
Методическая разработка бинарного интегрированного тьюторского урока... 1 216.24kb.
Методическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине 1 299.14kb.
Методическая разработка урока по дисциплине «Физическая культура» 1 45.38kb.
Методическая разработка классного часа по проблемам экологии в 3... 1 74.49kb.
Выяснить, какие документы об устройстве и содержании моста есть в... 1 107.05kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Методическая разработка урока литературы Тема родины в русской поэзии - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №3


Тракторозаводского района г. Волгограда

Методическая разработка урока литературы

"Тема родины в русской поэзии

(изучение сквозных тем на уроках литературы)"

для 7 класса

Выполнил:

Ушакова Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ лицея № 3, высшая квалификационная категория

Волгоград, 2014

Пояснительная записка

Примерная программа по литературе в рамках проекта «Разработка,

апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию, предлагает изучение сквозных тем (см. Примерное тематическое планирование для школ с русским (родным) языком обучения).

На данном уроке будут рассмотрены рекомендованные в Примерном тематическом планировании стихотворения И.С.Никитина «Русь», А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край…», И.А.Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».

Планируемые результаты

предметные: воспринимать поэтический текст, характеризовать лирического героя каждого из стихотворений, сопоставлять стихотворения названных поэтов на основе сходства и различия проблематики, лирического героя, средств выразительности, выявлять национальный колорит, читать выразительно;

метапредметные: сопоставлять, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, работать с разными источниками информации; личностные: осознать свою любовь к Родине.

Методы и приемы

Работа со стихотворениями будет строиться на сопоставлении переживаний лирического героя, способов выражения авторской идеи. Во время разбора стихотворных текстов будут использоваться следующие приемы: ознакомительное чтение, личностное восприятие, анализ текста, соотнесение выводов с историко-биографическим контекстом, выразительное чтение произведения. Анализ будет содержать рассмотрение названия стихотворения (если есть), тематики, выяснение переживания лирического героя, художественного мира анализируемого произведения, особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания. Анализируемые произведения нужно попытаться вписать в контекст творческого пути поэта, замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта.

Необходимое оборудование:



  • тексты стихотворений (если не все представлены в учебнике);

  • компьютер, экран и проектор для просмотра заочной экскурсии «Усадьба А.К. Толстого Красный рог»;

  • портрет И. А. Бунина художника В. И. Россинского;

  • портрет И. С. Никитина художника Л. Бирюкова.

Методические рекомендации

Опережающее задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов, видеоэкскурсии (работа в группах). Отбор информации должен отвечать поставленной задаче: отражать формирование у поэта чувства родины, особенности формирования поэтики. Сообщения должны быть проверены учителем заблаговременно и скорректированы (при необходимости).

Виды учебной деятельности:

репродуктивная (ответы на вопросы репродуктивного характера);

рецептивная (чтение и восприятие текста);

продуктивная (выразительное чтение текста, создание устного монологического высказывания);

проблемно-поисковая (групповые сообщения об авторе, отбор информации, отвечающей поставленной учебной задаче);

исследовательская (анализ стихотворений, сравнительный анализ стихотворений).

Ход урока

Вступительная беседа.

(Тема урока на доске не записана, она будет сформулирована в ходе беседы после ознакомительного чтения стихов).

Учитель. Мы работаем сегодня на уроке сразу с тремя произведениями. Эти произведения лежат у вас на столе. Прочитайте их. Предложите свои варианты, почему оказалось возможным объединить изучение этих произведений на одном уроке.

Ученики читают стихотворения И.С.Никитина «Русь», А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край…», И.А.Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» (см. Приложение1).


Ученики могут дать сразу несколько вариантов ответов: перед нами стихотворения (и это верно, потому что они объединили их по жанру), все стихотворения о родине (и это верно, потому что они объединили их по теме).

Учитель. Вы очень наблюдательны, молодцы. Предложите свой вариант темы нашего урока. Обоснуйте свой ответ. (Очевидно, что это задание не вызовет у детей затруднения: «Тема родины в русской поэзии». Как вариант: тема, записанная учителем в начале урока на доске или на интерактивной доске, скрыта, потом открывается. Ученики получают эмоциональное удовлетворение от того, что успешно решили первую задачу.)

Основной этап.

Учитель. Маршрут нашей сегодняшней работы следующий:

1 шаг: мы поделимся друг с другом своими первыми впечатлениями, возникшими после чтения стихов;

2 шаг: мы проанализируем мысли и чувства лирического героя каждого стихотворения, сравнив их;

3 шаг: охарактеризуем центральный образ каждого стихотворения, анализируя художественные средства выразительности, которые использовал автор;

4 шаг: прослушав подготовленный биографический комментарий, сопоставим наши впечатления о прочитанном с авторским замыслом.

5 шаг: сделаем вывод, найдём точки соприкосновения в трактовке темы родины людьми разных судеб, разных эпох, разных поколений (разговор пойдёт и о вас тоже).

В конце работы поделимся своими мнениями о том, какое из стихотворений ближе нам по мироощущению.

1 шаг. Учитель:

– Вы прочитали три разных стихотворения. Они объединены одной темой. Одинаково ли ваше впечатление от прочитанного? Расскажите о том, что вы чувствовали, читая каждое стихотворение.

Ученики рассказывают о тех чувствах, которые они испытывали, читая стихи: восхищение широкими просторами, удалью (А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…»); гордость за свою родину, за её бескрайние просторы, за «красу царственную», за её героическое прошлое (И.С.Никитин. «Русь»); горечь от утраты родины (И.А.Бунин. «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»).

2 шаг. Учитель предлагает ученикам вспомнить, кто такой «лирический герой» (если ученики затрудняются с ответом, предлагает им воспользоваться Словарем литературоведческих терминов в конце учебника).

– Проанализируем мысли и чувства лирического героя каждого стихотворения. Выполняя задание, мысленно отвечайте на следующие вопросы: «Что помогло понять чувства лирического героя? Как изображает автор внутренний мир героя?» Ответы подкрепляйте ссылками на тексты.

Ученики работают с текстами стихотворений поочерёдно, затем учитель предлагает найти сходства и различия в изображении лирического героя.

3 шаг. Учитель:

– Назовите центральный образ стихотворений.

– Вам, конечно же, известно, что слово «родина» многозначное. Предложите к этому слову ряд однокоренных слов и синонимы. Опираясь на предложенный материал, сделайте вывод о значениях слова «родина». Ученики:

– Родина – родной – родители – природа (родного края) – народ (люди, объединённые общими традициями, историей, т.д. Родина – отечество – отчизна – Русь. Вывод: «родина» в значении дом, родители, семья; «родина» в значении отечество, народ, страна; «родина» в значении родная природа.

– Дайте характеристику центральному образу каждого стихотворения (образу родины), анализируя художественные средства выразительности,

которые использовал автор. Помните о многозначности слова «родина».

Ученики работают с текстами стихотворений поочерёдно, затем учитель предлагает найти сходства и различия в авторских трактовках образа родины и средствах художественной выразительности (предполагается, что в своих ответах ученики будут использовать уже знакомые литературоведческие понятия: метафора, эпитет, олицетворения, риторические вопросы, др.)

С помощью учителя ученики приходят к выводу об оригинальности авторского мироощущения и авторского стиля. На данном этапе можно ввести в школьный теоретический словарик понятие авторского стиля.

4 шаг. Учитель:

– Настала пора познакомиться с авторами произведений поближе и узнать о том, каково же их мировоззрение, воплотившееся в творчестве. Задание: прослушав факты биографии писателей, дополните характеристики лирических героев, если необходимо; сравните со своими первоначальными впечатлениями и характеристиками лирического героя.

С подготовленными дома сообщениями выступают группы учеников, которые заблаговременно получили это задание, выполнили его и согласовали с учителем.


  1. На доске – портрет И. С. Никитина художника Л. Бирюкова.

Сообщение учащихся (см. Приложение 2) можно сопровождать слайдами природы Воронежа.

  1. Заочная экскурсия « Усадьба А.К. Толстого Красный рог», заранее

подготовленная учениками и проверенная учителем. Видеоэкскурсия сопровождается текстом (см. Приложение 3).

  1. На доске – портрет И. А. Бунина художника В. И. Россинского.

Сообщение об И.А.Бунине (см. Приложение 4) можно сопровождать слайдами.

Учитель:


– Соотнесите полученные факты биографии поэтов с переживаниями лирического героя.

– Сравните свои первые впечатления и первую характеристику лирического героя. Оцените, насколько биография писателя помогает проникнуть в авторский замысел. Свой ответ аргументируйте. (Задача учителя подвести учеников к выводу о возможности более глубокого постижения авторской концепции в биографическом и историко-культурном контексте).

Заключительный этап.

5 шаг. Учитель:

– Сделайте вывод: найдите точки соприкосновения в трактовке темы родины людьми разных судеб, разных эпох, разных поколений (разговор пойдёт и о вас тоже).

Учитель должен подвести учеников к выводу о том, что о своей любви к родине можно говорить по-разному: разным поэтическим языком, создавая разных лирических героев. Это закономерно, потому что у людей разное мировоззрение и разное мироощущение. Свои коррективы вносит историческая эпоха. Но есть то, что делает произведения актуальными, несмотря на дату их написания, – это чувство, которое объединяет читателя и поэта, например, чувство любви к родине.

Учитель:

– Прошу вас поделиться своим мнением о том, какое из стихотворений ближе вам по мироощущению. Почему? Прочитайте это стихотворение выразительно.

Рефлексия.

После прослушивания стихотворений предлагается ученикам вопрос:

– Выскажите своё мнение о том, какие этапы нашей работы (шаги) помогли вам прочувствовать настроение стихотворений, глубже понять произведения?

Домашнее задание.

Одно из стихотворений подготовьте к выразительному чтению наизусть (по выбору). По желанию: подберите музыку с похожим настроением, подберите картины художников, совпадающих с мироощущением поэтов. Обоснуйте свой выбор.


Список литературы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ Сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011

  2. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011

  3. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. 5-11 классы. Учебно-методич. пособие/ Сост. Г.М.Вялкова, Т.А.Чернова. – М.: «Планета», 2012

Электронные ресурсы

  1. Литературоведческий словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу:  http:// slovari.ru

  2. Биография, портреты писателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу:  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/

  3. Художественные тексты [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу:  http://litera.edu.ru/cataloghttp://rupoem.ru/

  4. Биография Никитина [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу:  http://www.fplib.ru/biografii/bio19v/nikitin/

  5. Литературно-мемориальный музей А.К.Толстого [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу:  http://chicherone.com/muzej-usadba-pisatelya-a-k-tolstogo/

  6. Литературно-мемориальные музеи писателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: http://www.museum.ru/M1793

  7. Сухарина, О.Н. Анализ лирического стихотворения на уроках литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу:  http://festival.1september.ru/authors/
  8. Беликова, С.А. "...Мой жребий пал: я лиру избираю..." Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу:  http://festival.1september.ru/authors/

Приложение 1

А.К. Толстой 

Край ты мой, родимый край!

Kонский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

1851


И.А.Бунин.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.


Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!

25 июня 1922

И.С.Никитин. РУСЬ


Под большим шатром
Голубых небес -

Вижу - даль степей


Зеленеется.

И на гранях их,


Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря


Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг -


Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся.

Мурава лугов


Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу -


Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь


Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес


Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...

Широко ты, Русь,


По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет


Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет

Для друзей стола,
Про запас казны,

Меча недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя


Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих


Под курганами
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть


Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,


Когда с запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее


Леса падали,
Мать сыра земля
Колебалася.

И зловещий дым


От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Собрала детей,


Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях


Под сугробами
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их


Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

Уж и есть за что,


Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.

Стать за честь твою


Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

1851


Приложение 2

Никитин Иван Саввич (1824-1861) . Родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой. Желая выучить единственного своего сына на лекаря, он отдает мальчика в училище, а потом в семинарию. Будущий поэт мечтал стать высокообразованным человеком, окончить университет. Но мечты не сбылись: отец вскоре разорился, продал свечной завод и приобрел постоялый двор, содержателем которого приставил юношу. Нелегко было Никитину, но он не переставал учиться самостоятельно: все свободное время отдавал чтению, увлекся сочинением стихов. "Продавая извозчикам овес и сено, - говорил он, - я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки, обдумывал их в грязной избе, нередко под крик и песни разгулявшихся мужиков... Я уходил в какой-нибудь отдаленный уголок моего дома. Там я... слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца. Все написанное я скрывал, как преступник, от всякого постороннего лица и с рассветом сжигал строки, над которыми я плакал во время бессонной ночи". Никитин решился опубликовать свои стихи в газете, когда ему было почти тридцать лет. То было стихотворение "Русь", звучное и мудрое, проникнутое любовью к родине, гордостью ее могучей силой и героической историей Стихи поправились читателям. Ободренный знатоками, поэт поверил в свои силы, стал писать больше и смелее, сблизился с изучавшим историю, этнографию и фольклор Воронежского края кружком краеведа Н.И.Второва.

Никитин создавал стихи о жизни простого народа, Никитин создавал стихи для простого народа. Сам часто описывает сиротство и одиночество, болезни и страдания обездоленных людей. Стихи были печальные, трогательные. Они будили в читателях сострадание к беднякам и ненависть к мироедам. В 1856 году вышла первая книжка стихов И.С. Никитина. Имя его получили широкую известность. Тяготясь обстановкой постоялого двора, Иван Саввич бросает его и с помощью друзей покупает книжный магазин, о котором давно мечтал. "Ура, друзья мои! - писал он в день открытия лавки - Я плачу от радости!" Не ради наживы приобрел он этот магазин. Служить просвещению общества, распространять среди народа лучшие образцы литературы - вот о чем помышлял поэт. При лавке была открыта библиотека, которой безвозмездно пользовались воронежцы. Многие приходили сюда и затем, чтобы насладиться умной беседой хозяина. Иван Саввич от природы был физически сильным человеком - ему ничего не стоило переломить подкову или согнуть медный пятак. Но работа на постоялом дворе подорвала его здоровье. 16 октября 1861 года Иван Саввич скончался. Похоронен Никитин в Воронеже рядом со своим великим земляком поэтом А. В. Кольцовым. В 1911 году, в пятидесятилетие со дня смерти, ему был поставлен памятник. Но лучшим памятником талантливому поэту служит любовь народов нашей многонациональной Родины.

Приложение 3

Заочная экскурсия « Усадьба А.К. Толстого Красный рог».

В 45 километрах к западу от Брянска находится старинное, известное с XVII века, село Красный Рог. Когда-то оно принадлежало графу А. К. Толстому(1817-1875) Детство и вторую половину жизни А. К. Толстой провёл в своём родовом имении селе Красный Рог.
Здесь же в ограде Успенской церкви писатель нашёл последний приют. В письмах к друзьям А. К. Толстой сообщал, что не мыслит свою жизнь за пределами Красного Рога. Писатель не любил надолго покидать усадьбу. Необычайно живописная местная природа служила Толстому источником вдохновения. К тому же граф был страстным охотником и часто бродил по окрестным лесам с ружьём. В гостях у Толстого бывали многие известные люди своего времени: А. Фет, И. Тургенев, Я. Полонский. Толстой впервые выступил в печати под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения).
Уже после смерти писателя усадьбу посетил известный русский философ В. Соловьёв.
После 1917 года имение А. К. Толстого пришло в запустение. В 1967 году здесь открыли музей писателя. Сейчас усадьба находится в процессе восстановления. Со времён  Толстого сохранился флигель, в котором граф любил работать. Заново построен «Охотничий замок». В нём размещается музей А. К. Толстого. Постепенно воссоздаётся парк. Особенно он прекрасен осенью. В первый выходной сентября на территории усадьбы проходит праздник поэзии «Серебряная лира». В этот день в усадьбе А. К. Толстого читают стихи, выступают фольклорные ансамбли, проходят театрализованные представления.

Приложение 4

Бунин Иван Алексеевич (1870–1953). Родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже в старинной, обедневшей дворянской семье. Мать, глубоко религиозная и обладавшая грустной поэтической душой, происходила, по семейным преданиям, из княжеского рода. Когда Бунину едва минуло три года, семья была вынуждена переехать из Воронежа в Елецкий уезд, в наследственное поместье на хуторе Бутырки, где и прошло детство писателя, полное, по его словам, «поэзии печальной и своеобразной». Среди первых детских впечатлений – рассказы матери, дворовых, странников, стихия фольклорной сказки, песни и легенды, живая плоть исконной русской речи, кровная связь с природой и, наконец, самое пронзительное – смерть младшей сестренки, пробившая пока неосознанную брешь в доселе ясном и неомраченном восприятии широкой жизни вокруг. Из этих впечатлений вырастают все основные темы будущего творчества.

Дальнейшая судьба во многом отмечена двумя важными обстоятельствами: будучи дворянином, он не получил даже гимназического образования, а после ухода из-под родительского крова никогда не имел собственного дома и провел всю жизнь в отелях, чужих домах и съемных квартирах. Первая мировая война была воспринята Буниным как величайшее потрясение и предзнаменование крушения России. С резкой враждебностью встретил он и Февральскую революцию, и Октябрьскую, воспринимая эти события как национальную русскую катастрофу. В январе 1920 Бунин навсегда покидает Россию и поселяется в Париже. Стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» написано в эмиграции в1922 году. Томительная боль разлуки с Родиной не покинула его до конца дней. Умер Бунин 8 ноября 1953 в Париже и похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.