Методическая разработка для проведения практического занятия - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка деловой игры 1 40.76kb.
Методическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине 1 299.14kb.
«Путешествие по городам Англии». Методическая карта занятия 1 58.32kb.
Методическая разработка сценарий Профессиональной игры «Брейн ринг»... 1 99.14kb.
Методическая разработка классного часа по проблемам экологии в 3... 1 74.49kb.
Методическая разработка занятия с элементами тренинга для учащихся 1 195.03kb.
Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной... 1 511.64kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 319.9kb.
Методическая разработка по дисциплине «Практика оценки предприятия» 4 1037.04kb.
- 1 161.9kb.
Методическая разработка по изобразительному искусству по теме: «Диагностическая... 1 11.94kb.
Внимание, корь!!! 1 23.67kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Методическая разработка для проведения практического занятия - страница №1/1

ГОУ ВПО НижГМА РОСЗДРАВА

Кафедра детских инфекций

КОРЬ

Методическая разработка для проведения практического занятия

на V курсе педиатрического факультета

Нижний Новгород

2006г.

ВВЕДЕНИЕ

Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.

В ней представлены: мотивация изучения темы, цели занятия (умения и знания), базисные разделы, рекомендуемая литература, вопросы для самостоятельной подготовки, схема обследования больного, клинические задачи.

Готовясь к практическому занятию, студент повторяет базисные разделы, читает рекомендованную литературу по теме, изучает граф темы и проверяет свои знания, отвечая на вопросы для самоподготовки.



План занятия

8.30-10.00 Проверка готовности студента к занятию (письменный

опрос)

10.00-10.20 Инструктаж преподавателя по работе у постели



больного

10.20-11.00 Курация больного и ведение рабочей истории болезни

11.00-12.00 Разбор больных по теме занятия

12.00-13.00 Заключительная проверка знаний студентов по данной теме (решение клинических задач)

13.00-14.00 Подведение итогов занятия и оценка знаний

студентов. Задание на дом.



Корь.

В течение многих веков корь являлась всеобщей инфекцией, которой обязательно переболевал каждый ребенок. По тяжести это заболевание было одно из самых грозных заболеваний детского возраста. За несколько последних десятилетий произошли существенные изменения эпидемиологии и клиники кори. Значительно уменьшилась частота тяжелых осложнений в связи с широким использованием антибактериальной терапии. Заболеваемость корью резко снизилась после введения обязательной активной иммунизации в 1967 г. Резко сократилось число больных: произошло повышение удельного веса заболевших подростков и взрослых. Нередко наблюдаются случаи кори и у вакцинированых.

Корь до настоящего времени сохраняет свою типичную клиническую картину и возможность развития тяжелых осложнений со стороны органов дыхания (пневмония, круп) и со стороны нервной системы (энцефалиты или мененгоэнцефалиты).

В связи с тем, что последние годы педиатры реже встречаются с корью, возникают трудности диагностики этого заболевания, возрастает число диагностических ошибок. Все это диктует необходимость каждому педиатру знать клинику кори для своевременной диагностики этого заболевания, назначения рациональной терапии и проведения противоэпидемических мероприятий в очаге.



Цели и задачи.

Студент должен уметь

1. Соблюдать основные правила работы у постели больного корью. Целенаправленно собирать анамнез коревого больного:

а) Выявить неблагоприятные факторы в виде частых респираторных заболеваний, рахита, нарушения вскармливания, неудовлетворительных бытовых условий и др.

б) Выяснить сроки инкубации для уточнения источника заражения.

в) Уточнить проведение противокоревой прививки, Ý-глобулина (сроки введения, дозу),

г) Выявить характерное для кори постепенное развитие катарального синдрома и неуклонное нарастание его симптомов на фоне параллельного усиления синдрома интоксикации, отметить позднее появление сыпи (через 3-5 дней от начала заболевания), этапность ее распространения на фоне максимально выраженных катаральных явлений и симптомов интоксикации.

2. Осмотреть больного с целью выявления основных клинических признаков болезни: степень выраженности интоксикации, катаральные явления, конъюнктивит, наличие энантемы, пятен Бельского-Филатова, характер сыпи, этапность ее появления.

3. Отразить данные анамнеза и осмотра в истории болезни при обосновании диагноза кори.

4. Назначить клинические анализы больному с корью анализ крови, мочи. Рентгенография органов грудной клетки, а также при наличии вирусологической лаборатории -РТГА с коревым антигеном или РНГА. иммунофлюресценция).

5. Назначить лечение больному корью с учетом возраста ребенка, преморбидного фона, тяжести заболевания.

6. Выписать рецепты основных лекарственных препаратов, применяемых при лечении больных корью.

7. Организовать основные противоэпидемические мероприятия в очаге кори ( изоляция больного, карантин, подача экстренного извещения, мед. наблюдение за контактными, решить вопрос о возможности специфической профилактики).

8. Написать эпикриз с оценкой течения болезни, результатов обследования, эффективности лечения и рекомендации на будущее.

Студент должен знать:

- основные достижения в изучении кори (историю, вклад отечественных ученых: Филатова. А.И. Доброхотова, П.А. Пономарева, А.А.Смородинпева. М.П. Чумакова);

- основные свойства возбудителя кори;

- эпидемиологические особенности коревой инфекции в современных условиях (индекс контагиозности, распространенность заболевания, возрастной состав больных корью, источник и пути передачи инфекции, иммунитет);

- основные звенья патогенеза (поражаемые органы и системы);

-клинические симптомы продромального периода, позволяющие установить диагноз кори;

-клинические симптомы периода высыпания (характер сыпи, особенности ее распространения);

-клиническая классификация кори (типичные и атипичные формы, показатели тяжести, течение);

-клиническая симптоматика митигированной кори;

-осложнения кори (пневмония, круп, менинго-энцсфалит);

-вспомогательные лабораторные методы диагностики (серологические реакции и иммуннофлюресценция);

-принципы лечения кори;

-противоэпидемические мероприятия в очаге (дома, сроки и методы ее проведения);

-моновакцины Россия, приорик Бельгия, ИММR-П США.



Базисные разделы:

1. Вирусологическая характеристика возбудителя кори,

2. Вспомогательные методы лабораторных исследований (серологические, иммунофлюоресценция),

3. Понятие об активном и пассивном иммунитете.

4. Патоморфологические изменения при кори.

5. Препараты, используемые для создания иммунитета.

6. Характеристика и особенности экзантем.

Вопросы для самоконтроля.

По базисным знаниям.


  1. Назовите возбудителя кори.

  2. Перечислите основные свойства возбудителя кори.

  3. Какие элементы эксудативной сыпи вы знаете

  4. Какие серологические реакции используются для диагностики вирусных инфекций и в какие сроки заболевания,

  5. Какие патоморфологические особенности поражения легких при кори.

  6. Особенности поражения нервной системы при кори.

  7. Какие препараты используются для создания активного иммунитета и их характеристика.

  8. Принципы активной иммунизации

  9. Принципы создания пассивного иммунитета, длительность его. Характеристика препарата.

Вопросы по теме занятия.

  1. Роль отечественных ученых в изучении кори и проведении активной иммунизации.

  2. Назовите источник инфекции, путь передачи, восприимчивость, особенности иммунитета при кори.

  3. 11еречислите противоэпидемические мероприятия в очаге кори.

  4. Какова длительность инкубационного периода (максимальная, минимальная и от чего она зависит).

  5. Назовите органы и системы, которые поражаются при кори

  6. Перечислите периоды кори в период продромы.

  7. Назовите основные свойства кори в период продромы.

  8. Дайте характеристику коревой сыпи.

  9. Назовите особенности митигированной кори.

  10. Какие осложнения наиболее характерны для кори.

  11. Перечислите вспомогательные лабораторные методы диагностики кори.

  12. Назовите основные принципы терапии.

  13. Проведите мероприятия в очаге кори.

  14. Каким препаратом и в какие сроки проводится активная иммунизация.

Схема обследования больного корью.

При сборе анамнеза необходимо выяснить не бал ли ребенок в контакте с больным корью в течении последних 3-х недель. Если имел контакт с коревым больным, то уточнить дату и вводился ли гамма-глобулин. Получал ли прививку против кори и когда. Уточнить дату начала заболевания и все симптомы болезни последовательно по дням болезни (температура, катаральные явления, конъюнктивит, симптомы интоксикации). Обращался ли к врачу, какой был поставлен диагноз и какое назначено лечение. Если больной поступает в период высыпания, следует уточнить, на какой день болезни появилась сыпь и где, как она распространялась в последующие дни.

При осмотре больного следует определить тяжесть состояния (симптомы интоксикации, характер температуры). В продромальный период обратить внимание на выраженность катаральных явлений, конъюнктивита, блефароспазм. Изменения со стороны зева и слизистой рта (гиперемия, разрыхленность, энантема, пятна Бельского-Филатова).

Если больной поступает в период высыпания, обратить внимание на характер сыпи, ее локализацию, этапность высыпания, склонность к слиянию, наличие неизмененных участков кожи между элементами сыпи.

Следует подчеркнуть, что этот период также протекает с повышением температуры и выраженными катаральными явлениями, но пятна Бельского-Филатова и энантема исчезают на 1 -2 день высыпания.

В конце этого периода студент должен фиксировать внимание на том. что сыпь угасает в том же порядке, как она появилась, и оставляет после себя пигментацию.

В этот период необходимо следить за перкуторными и аускультативными изменениями в легких, проводить тщательный осмотр слизистой рта и неврологическое обследование, так как нередко возникают осложнения (пневмония, крупп. стоматит, энцефалит или менингоэнцефалит). Все собранные ранее данные записать в историю болезни.

При обосновании диагноза и оценке тяжести следует учитывать эпидемиологические данные, развитие болезни по дням и основные клинические симптомы в зависимости от периода в момент осмотра. В диагнозе указать, если есть осложнения и сопутствующие заболевания.

При наблюдении в динамике отражать высоту температуры, выраженность катаральных явлений, указывать, в зависимости от дня и периода болезни, появление или исчезновение энантемы, пятен Бельского-Филатова, характер и распространение сыпи или ее угасание и появление пигментации.

Для оценки течения заболевания необходимо наблюдение в динамике с учетом изменений со стороны органов дыхания, нервной системы, а также оценка клинических анализов крови, мочи и рентгенографии органов 1рудной клетки.

При назначении лечения необходимо учитывать возраст ребенка, тяжесть заболевания, наличие осложнений и сопутствующих заболеваний.

Клинико-эпидемиологические задачи.

Задача №1.

У ребенка 4 лет, посещающего детский сад, 18.01 повысилась температура до39°. появился кашель, насморк, конъюнктивит. Температра оставалась повышенной все дни. катаральные явления нарастали. На 4-й день болезни при осмотре отмечается конъюнктивит, блефароспазм, на слизистой рта энантема, пятна Бельского-Филатова. На коже лица, за ушами пятнисто-папулезная сыпь. 1. Поставьте развернутый клинический диагноз.


  1. На основании каких симптомов вы поставили диагноз?

  2. Какие обследования следует назначить?

  3. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?

  4. Где лечить больного?

  5. Назначьте лечение.

  6. Проведите противоэпидемические мероприятия в детском саду.

Задача № 2.

Мальчик 2-х лет заболел остро с повышением температуры до 38,5°. появился кашель, насморк, конъюнктивит. На 4-й день болезни появилась пятнисто-папулезная сыпь на лице. В последующие дни сыпь распространилась на туловище и конечности. Температура оставалась повышенной 6 дней. На 8-й день болезни снова повысилась до 38°, появилось затрудненное дыхание с втяжением уступчивых мест грудной клетки, лающий кашель и осиплость голоса.



  1. Поставьте клинический диагноз.

  2. На основании каких симптомов вы поставили диагноз?

  3. Какие обследования следует назначить?

  4. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?

  5. Где будите лечить больного и почему?

  6. Назначьте лечение.

Задача №3.

Ребенок 2-х лет находился в соматическом отделении на обследовании. На 4-й день пребывания в стационаре у него повысилась температура, появились катаральные явления. На 6-й день катаральные явления усилились (кашель, насморк, конъюнктивит). На слизистой твердого и мягкого неба выявлена энантема, на слизистой щек пятна Бельского-Филатова.



  1. Поставьте развернутый клинический диагноз.

  2. На основании, каких симптомов вы поставили диагноз?

  3. Какие обследования следует назначить?

  4. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?

  5. Назначьте лечение.

  6. Проведите противоэпидемические мероприятия в отделении.

  7. Где искать источник инфекции.

Задача № 4.

Коля 1,3 года, заболел 2 апреля, когда повысилась температура до 37.5°, появились умеренно выраженные катаральные явления (кашель, выделения из носа, конъюнктивит). На коже лица, туловища, конечностей появилась мелкопятнистая необильная сыпь (папулезная). На 2-й день температура осталась 37,5. сыпь побледнела, катаральные явления и сыпь исчезли. - Из анамнеза выяснено, что 21 марта в детских яслях ребенку сделана прививка против кори.



  1. Поставьте клинический диагноз.

  1. На основании каких данных анамнеза и клинических симптомов вы поставили
    диагноз?

  1. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?

  2. Следует ли назначать какое обследование?

  3. Следует ли назначать какое лечение?

  4. Следует ли проводить какие противоэпидемические мероприятия в детских яслях?

Задача № 5.

Света 6 лет поступила в ЛОР отделение 3 января с диагнозом правосторонний гайморит. 06.01. в отделении у другого ребенка диагностирована корь. Света корью не болела и ей был введен противокоревой гамма-глобулин. 15.01. девочка переведена в боке. 25.01. повысилась температура до 37,5°, появились незначительные катаральные явления, гиперемия зева, слизистая щек блестящая, на коже лица, туловища появилась



редкая мелкопятнистая папулезная сыпь. На второй день сыпь побледнела и на третий день исчезла.

  1. Поставьте клинический диагноз.

  1. На основании, каких эпидемиологических и клинических данных вы поставили диагноз?

  1. Следует ли проводить какие дополнительные обследования?

  2. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?

  3. Следует ли назначит дополнительно, какое лечение?



izumzum.ru