Методическая разработка читательской конференции по литературе - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине 1 299.14kb.
Методическая разработка классного часа по проблемам экологии в 3... 1 74.49kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «пятью пять» 1 59.29kb.
Методическая разработка для проведения практического занятия 1 104.68kb.
- 1 161.9kb.
Методическая разработка сценарий Профессиональной игры «Брейн ринг»... 1 99.14kb.
Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной... 1 511.64kb.
Методическая разработка по изобразительному искусству по теме: «Диагностическая... 1 11.94kb.
Методическая разработка деловой игры 1 40.76kb.
«Путешествие по городам Англии». Методическая карта занятия 1 58.32kb.
Методическая разработка по специальности «история искусства» 1 193.68kb.
Директор цдт «Южнопортовый» 2011 1 42.49kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Методическая разработка читательской конференции по литературе - страница №1/1

Международная Педагогическая Олимпиада

(www.pedolimp.ru)

«Средняя школа» ─ «Знаем! Помним! Гордимся!»


Методическая разработка читательской конференции по литературе


«Судьба человека»

(Образ героя Великой Отечественной войны)

Разработала: Павлова Татьяна Дмитриевна -

учитель русского языка и литературы

МБОУ Песчано - Ковалинской

средней общеобразовательной школы

Лаишевского района Республики Татарстан.

2012г.

Структура.



1. Тема:

«Судьба человека» (Образ героя Великой Отечественной войны).



2. Цели:

  1. способствовать развитию интереса к книге, к семейному чтению;

  2. способствовать развитию интеллекта, кругозора, познавательного интереса;

  3. способствовать воспитанию внимательного, вдумчивого, талантливого читателя

  4. способствовать формированию патриотизма и таких нравственных качеств, как достоинство, порядочность, самоуважение, ответственность, милосердие, дружба, верность.

  5. способствовать творческому взаимодействию учащихся друг с другом, с родителями, с другими людьми.

3. Форма проведения:

Читательская конференция (внеклассное мероприятие) по книге М.П. Девятаева "Побег из ада".



4. Учет возрастных особенностей:

Мероприятие проводится с воспитанниками 13-14 лет. В этом возрасте подростки подражательны. Выбирая эту книгу, я ставила перед собой задачу показать ребятам сильных, смелых и мужественных людей как пример для подражания, чтобы ребята не путали смелость с жестокостью, независимость с подлостью.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Данное мероприятие позволяет подростку в полной мере выразить свои чувства ("Книга чувств", высказывание суждений и мнений о книге, выразительное чтение, иллюстрация к произведению). Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Участвуя в данной конференции, ребенок имеет возможность показать и проявить свои способности (ораторское искусство, логическое мышление, память, художественные и творческие способности и др.).

Главными действующими лицами будут являться дети, себе я отвожу роль дирижера.



5. Наглядность:

Портрет М.П. Девятаева; фотографии; выставка иллюстраций к книге "Побег из ада"; стенгазета; плакаты с цитатами Б.Брехта, Новалиса, Б.Шоу; магнитофон; кодоскоп или мультимедийный проектор.


6. Подготовительная работа:

Все семиклассники и их родители читают книгу М. П. Девятаева "Побег из ада" и ищут дополнительные материалы о М. П. Девятаеве.

Учащиеся оформляют небольшие книжечки под названием "Книга чувств и мыслей". В этой книжечке ребята записывают свои мысли и испытанные ими чувства: на первой странице - во время получения задания; на второй странице - во время чтения книги; на третьей - после прочтения книги.

Ребята делятся на три группы, 4 группу составляют родители учащихся. Каждая группа готовит свое задание, которое выбирает сама.



1 группа:

а) Сообщение на тему: "В семье я был тринадцатым...".

б) Выбрать материал для выразительного чтения, раскрывающий

мысли М. П. Девятаева в первые дни войны.

в) Оформление пригласительных билетов для родителей

2 группа:

а) Сообщение на тему «Военные будни».

б) Подготовить выразительное чтение отрывка главы «Очнулся в плену».

в) Подготовить выставку иллюстраций по произведению.



3 группа:

а) Сообщение на тему «Побег с острова Узедом».

б) Выбрать материал для выразительного чтения,

показывающий положение военнопленных в концлагерях.

в) Выпустить стенгазету.

4 группа:

а) Подготовить вопросы для конкурса на самого внимательного читателя.

б) Сообщение о встрече с М. П. Девятаевым

в) Музыкальное сопровождение конференции.

7. Содержание:

I) Оргмомент.

На доске написана тема урока: "Судьба человека (образ героя ВОВ)",

прикреплены плакаты с эпиграфами:

Судьба человека - это сам человек.

Б. Брехт.

Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия.

Новалис.

Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,

который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как

можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.

Б. Шоу.

Звучит песня "С чего начинается Родина?" (запись песни в исполнении Г. Отса). На фоне приглушенной мелодии звучат слова учителя:

- Родина! Что может быть дороже для советского человека! Все дни и месяцы в фашистских застенках мы только и жили мыслями о ней. Ради нее боролись со смертью и победили ее. Советский человек непобедим - ибо он сильнее смерти!

(на экране высвечивается портрет М.П. Девятаева, 1943 г.)

Каким он был - человек, которому принадлежат эти пронзительные строки? Где он родился и вырос? Кто вселил в него волю, упорство, уверенность в себе, горячую любовь к своей земле и своим людям? Ответы на все эти вопросы мы найдем в очерке "Побег из ада".



II) Сообщения учащихся (10 минут).

1.а) «В семье я был тринадцатым...» - рассказ о детских годах, учебе и начале военной службы до 1940г.

(во время рассказа на экране высвечиваются фотография дома, где родился М.П. Девятаев, портрет матери - Акулины Дмитриевны Девятайкиной, Казанский аэроклуб).

б) Мысли М.П. Девятаева в первые дни войны. Выразительное чтение (стр. 20-23, 25 на фоне приглушенной мелодии "Второго концерта" С.Рахманинова).

  1. ученик: - 22 июня 1941 года гитлеровские орды вероломно напали на нашу Родину. Зловещая тень фашистской свастики распростерлась по нашей земле. Дым и смрад окутывали пылающие города и села. Горели массивы еще не скошенного хлеба. Лилась кровь детей, женщин и стариков. Смертельная опасность нависла над страной...

  2. ученик: - Конец июня. Как прекрасна Белоруссия в это время! Глянешь - радоваться бы, Да сердце щемит от горечи и боли. Куда дошли полчища захватчиков! Невольно вспоминаются слова Виктора Гюго: "Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощутит в глубине своего сердца...".

  3. ученик:- В первые дни войны не все молодые летчики хорошо владели летным боевым мастерством. Но ненависть к врагу и беззаветная любовь к Родине, умение старших командиров быстро передавать накопленный опыт помогали нам бить гитлеровцев в воздухе...

4ученик: - Мысленно уносился в город, который дал мне крылья, в Казань… И так хотелось отогнать мысли о том, что идет война! Но она шла. Враг наступал. Вероломный, коварный, до зубов вооруженный. Вдали слышались оружейные раскаты. Ночь кончается. И вновь тревога. Снова - воздух! Снова вступать в бой. В бой неравный.
Учитель: У летчиков наших такая порука, Такое заветное правило есть:

Врага уничтожить большая заслуга, Но друга спасти - это высшая честь. По такому закону жили и воевали советские летчики, по такому закону жил и воевал М. П. Девятаев.



2. а) Военные будни - рассказ о боевых вылетах М. П. Девятаева в эскадрилье Плотникова, о ранении Девятаева, побеге из госпиталя, о службе в дивизии А. Покрышкина, о последнем вылете 13 июня 1944 г.

б) Выразительное чтение (стр. 55-56).

"... очнулся в разрушенной землянке. С большим трудом перевернулся на бок и увидел еще двух человек. Голова шла кругом. Перед глазами стояла красная пелена. Все тело сотрясала лихорадочная дрожь. К горлу подступил твердый ком, затруднявший дыхание. А сердце, казалось, сжимали холодные щупальца спрута. Как ни старался последовательно восстановить события и все, что со мною произошло, не получалось. Образовался какой-то провал в памяти. Всплывали отдельные эпизоды воздушного боя, языки пламени в кабине самолета. Потом меня допрашивал фашистский офицер... в крестьянском доме. За грудки хватал, тряс. А дальше что? Пришли солдаты. Повели куда-то. Допрашивали, били, кажется…



Учитель: - Так начались тяжелейшие испытания для М П. Девятаева, но он доказал свое право называться настоящим человеком и другом. Давайте вновь перечитаем строки, наполненные гневом и презрением к фашистам, любовью к Родине, болью за своих соотечественников и гордостью за них, мечтой о побеге.

3. Выразительное чтение (стр.61, 63, 67, 68, 76, 82, 85, 86, 89 - 3минуты).

1 ученик: - Каждый из нас по-своему, но глубоко переживал свою трагедию. Больше всего мучила мысль о том, что мы лишились возможности сражаться фашистами в рядах нашей армии. И чем больше об этом думали, тем сильнее росла решимость и в плену продолжать борьбу с врагом...

(на экране крупными буквами "Лодзинский лагерь").

2 ученик: - Жили мы в бараках, обнесенных колючей проволокой под током высокого напряжения. В первый же день у всех отобрали ордена, выдали бирки с номерами. Каждый из нас должен был забыть свою фамилию, имя и отчество, проститься со своим человеческим достоинством, помнить только номер...

3 ученик: - Голод, пытки, издевательства - вот чем хотел враг сломить верность советских воинов своей Родине.

(на экране большими буквами высвечивается "Кляйнкенигсбергский лагерь").

4 ученик: - Бараки в Кляйнкенигсбергском лагере стояли далеко друг от друга, и каждый в отдельности был, как паутиной, опутан колючей проволокой. Кругом - сторожевые вышки, на них эсэсовцы с пулеметами, внизу часовые с собаками.

5 ученик: - Положение военнопленных ухудшалось день ото дня. Озлобленные поражением своих войск на фронтах, эсэсовцы изощрялись над нами в самых зверских истязаниях. Чем отчаяние мы сопротивлялись, тем сильнее становилась наша ненависть к ним, росли упорство и стойкость в борьбе. Каждый из нас думал над тем, как сохранить силы, чтобы в
благоприятный момент вырваться из этого ада, вернуться в строй защитников Родины...

6 ученик: - ...Такая мечта жила в каждом из нас, военнопленных летчиков. У каждого на Родине оставались родные, близкие, семья. А плен - это как библейский "тот свет". В плену человек не живет. Он только мечтает, как бы оказаться на свободе, там, где нет решеток, колючей проволоки, кандального звона, лая овчарок, злобных окриков на чужом языке...

1 ученик: - Из любого безвыходного положения есть выход, - почему-то повторил я слова Николая Китаева. За жизнь надо бороться до последнего дыхания. Смерть простительна, если она придет не по твоей воле. Пока мы живы, ей, костлявой, добровольно сдаваться не будем. Возможно, еще пригодимся Родине...

(на экране высвечивается "Заксенхаузен").

  1. ученик: - Палачи-издеватели в каждой камере устроили оригинальное оборудование для издевательств. В одних камерах узник привязывался цепью так, что не мог ни сесть, ни встать, ни спать. В других были холодильные установки. В- третьих - обливали холодной водой или, наоборот - кипятком...

3ученик: - Каждого из нас любой эсэсовец за малую провинность мог ударить, искалечить, убить... Они радовались, хохотали, видя выпущенные кишки узника. Протыкали военнопленным глаза, бросали свои жертвы на бороны, привязывали веревками и разрывали живые тела пополам...

4ученик: - Чем же люди провинились перед германской империей? Дело вовсе не в проступке, а в том, чтобы держать людей в постоянном напряжении и страхе, сломить их волю к сопротивлению, превратить в покорную рабочую скотину. В конечном счете, все было подчинено одной цели - истреблению.

Учитель: - И все-таки " 10 советских граждан, находясь в плену на фашистском острове, 8 февраля 1945 года убили вахтмана, переоделись в его форму и захватили "Хейнкель".
4. Побег с острова - рассказ ученика о побеге с острова Узедом и возвращении М.П. Девятаева на Родину
III) Книга мыслей и чувств (3 минуты).

Учитель: - В этом произведении нет динамически захватывающего сюжета с вихрем страстей. Главное для автора - показать беззаветный героизм, мужество, самопожертвование советских людей, ярко проявленные в годы испытаний ВОВ, воссоздать беспримерный побег из плена на вражеском самолете как один из многочисленных примеров героических подвигов советского народа в его борьбе за свободу своей Родины. Зато невозможно читать произведение без каких-либо эмоций. Ребята, какие чувства вы испытывали до, во время и после прочтения очерка? Какие мысли рождались у вас во время чтения? Давайте откроем книгу ваших чувств.
1 ученик:

а) Чувства и мысли, которые я испытывала, получив задание прочитать книгу:

- Наверное, интересно, раз предлагают!

б) Мои чувства во время чтения



- Начало интересное, что будет дальше?

- Какой Девятаев упрямый! Не лежится ему в госпитале.

- Невозможно без слез читать о концлагерях, фашисты - изверги!

- Чувство ненависти, жалости, удивления.

в) Чувства, которые я испытывала после прочтения книги:

- Книга, действительно, интересная и поучительная, а главное знаешь, что это

не выдуманная история. Ведь все это было! Это очень страшно! Нашим народом

можно только гордиться и Вами, Михаил Петрович!

- Чувство радости, удовлетворения, гордости.
2 ученик:

а) Чувства, которые я испытывал, получив задание:

- Опять читать, да так много! Чувствовал некоторое неудовлетворение.

б) Мои мысли и чувства во время чтения:

- Сбежал из госпиталя, спустившись на связанных простынях - совсем не трус!

- Фашисты настоящие звери!

- Жалко военнопленных, сколько им пришлось вынести!

- Неужели сумеет убежать? Удалось! Вот это да!

- Настоящий герой этот Девятаев!
- Испытывал чувства жалости, гордости, радости.

в) Мои - чувства и мысли после прочтения:

- Чувство восхищения за состоявшийся побег, за мужество; гордость за наших людей.

- Книга очень понравилась. Рад, что прочитал, узнал много нового.
IV) Знакомство с выставкой иллюстраций к произведению (2 - 3 минуты).
Ученица: - По рисункам, представленным на данной выставке, можно воссоздать определенные этапы жизни М. .П. Девятаева.

На первом рисунке - перед нами босоногий мальчишка за партой, на втором рисунке - мальчик, с завистью смотрящий в небо, ведь там самолет! Третий рисунок - падение самолета Девятаева. На четвертом рисунке изображение концлагеря: мы видим бараки, виселицу. На нескольких рисунках - самолет "Хейнкель 111", на котором совершен побег с острова Узедом, на последнем рисунке - встреча с матерью - все это незабываемые страницы очерка "Побег из ада".


V) Конкурс думающего читателя (состоит из двух заданий).
Учащиеся разбиваются на три команды.
1задание. Каждая из команд выбирает для анализа один из эпиграфов, написанных на плакатах, и пытаются объяснить, как их можно связать с произведением "Побег из ада" (3-5 минут).

  1. команда: - Мы считаем, что эпиграф "Судьба человека - это сам человек" очень подходит к самому Девятаеву. Ведь человек сам создает свою судьбу. Захотел М. П. Девятаев стать летчиком - он стал им, несмотря на то, что мечта казалась несбыточной.

  2. команда:- Цитата немецкого философа Новалиса, по нашему мнению, подходит к сегодняшней теме разговора. Будь у Девятаева другой характер, у него была бы другая судьба. Судьба и характер М. П. Девятаева так переплетаются между собой, что можно, действительно, сказать, что " Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия ".

  3. команда:- Слова Б.Шоу о себе также очень подходят к М. П. Девятаеву. Его жизнь похожа на пылающий факел. Вместе с факелом он может передать грядущим поколениям правдивую историю времен ВОВ, показать мужество, преданность своему отечеству, героизм русских людей во время войны. Получив в руки факел, он заставил его пылать как можно ярче, совершив не просто человеческий, а исторический подвиг!


2 задание. Каждой команде раздается по 5 лепестков ромашки. Задача группы: на лепестках ромашки написать достоинства книги (3-4 минуты). Затем лепестки ромашки прикрепляются на магнитную доску и зачитываются записанные на лепестках высказывания.

/ команда:

  • интересная

  • есть фотодокументы

  • правдивый рассказ о себе

  • сведения о героизме русских летчиков

  • можно много узнать о зверствах фашистов в концлагерях.

2 команда:

  • писатель - патриот своей родины

  • достоинство книги в правде жизни

  • поучительная

  • можно много узнать о героизме советских людей в годы ВОВ

- М. П. Девятаев для нас пример порядочности, ответственности, самоуважения

и других качеств настоящего человека!



3 команда:

- У М. П. Девятаева есть чему поучиться!

  • запечатлен подвиг как память о войне

  • книга учит воле, упорству, находчивости и смелости

  • книга об отваге и мужестве

  • полезная.


VI) Знакомство со стенгазетой (1 - 2 минуты).

Ученица: - я хочу представить вам стенгазету, посвященную М. П. Девятаеву. В первой колонке мы отразили памятные даты в судьбе М. П. Девятаева. Во второй колонке «Награды героя», мы представили награды М. П. Девятаева во время и после войны. В третьей колонке наши отзывы о книге М. П. Девятаева «Побег из ада». Каждый может подробнее познакомиться с газетой после урока. Я хочу прочитать отзыв – стихотворение, которое сочинила наша учительница - Павлова Т.Д.:

Закончена последняя страница.

«Побег из ада» - не простая вещь.

Задумайся, ведь это ж в правду было!

И дрожь по телу за такую весть...

И ненависть, презрение к фашистам...

И чувство радости и гордости за то,

Как русским летчиком

Назло немецким фрицам

Был угнан с Узедома самолет!



VII) Конкурс на самого внимательного читателя проводится родителями, за правильный ответ вручается «медаль», выигравшему конкурс - «орден» (10-12 минут).

  1. Когда и где родился М.П. Девятаев?

(в 1917г. в мордовском селе Торбеево в крестьянской семье).

  1. В каком году Миша пошел в школу?

(1сентября 1923г. «Не спросясь матери, ради баловства пошел в школу»).

  1. В каком виде Миша ходил в школу?

(«...оборванец оборванцем. Штаны с дырками на коленках. Ноги босы»).

  1. Как ели в семье?

(«... в строго определенные часы все садились за стол. На середину ставилась большая чашка с супом. Мать ударяла один раз своей ложкой по краю чашки и первой черпала. Это означало, что можно приступить к еде. Когда мать ударяла второй раз, можно было вытаскивать мясо, если оно в супе было, или просто черпать гущу»).

  1. Когда Миша понял, что он хочет стать летчиком?

(после случая, когда в Торбеево приземлился самолет)

  1. О ком впоследствии М. П. Девятаев скажет: «Если бы [ ] не

опекала меня, не оберегала меня от влияния распущенных станционных задир и гуляк, то не был бы я летчиком, не был бы сегодня тем, кем стал»

(об учительнице Елене Афанасьевне Корушевой).

  1. Как Михаил стал Девятаевым?

(в справке, выданной в спешке, была допущена ошибка. Фамилия Девятайкин превратилась в фамилию Девятаев).

  1. Какое прозвище было у Петра Тимофеевича Девятайкина, отца М.П. Девятаева? Как оно появилось?

(после того как П. Т.Д. побывал в Копенгагене, постоянно об этом рассказывал, а название города повторял настолько часто, что его самого прозвали Копенгагеном).

  1. Куда удалось поступить Михаилу в Казани?

(в речной техникум).

  1. Как М.П. Девятаев стал курсантом Оренбургского авиационного училища?

(«После окончания речного техникума пошел работать на волжский пароход, но сердце неудержимо рвалось в воздух. Пошел в военкомат, излил там свою душу, показал удостоверение об окончании курса летной подготовки при аэроклубе. Его приняли»).

  1. Каким образом М.П. Девятаев сбежал из госпиталя?

(снял с постели простыни, связал их, один конец прикрепил к батарее и спустился с 3 этажа).

  1. За попытку побега М.П. Девятаева перевели в Заксенхаузен. Как ему удалось избежать крематория?

(Благодаря парикмахеру. « Парикмахер подошел к стене, где валялись труппы. Положил одному на грудь бирку, взял другую и вручил ее Девятаеву. Это была бирка с фамилией Никитенко Степана Григорьевича - учителя из - под Киева - 1921 года рождения»).

  1. В 1961 году М.П. Девятаеву удалось побывать в Заксенхаузене и на острове Узедом. Кто-то из экскурсантов предложил взять на память горсть земли с острова. Что ответил М.П. Девятаев?

(«Мне дороже всего та земля, на которую благополучно вернулись из плена - земля моей Родины»).
VIII) Сюрприз читательской конференции. (2 минуты)

Родительница рассказывает о встрече с М. П. Девятаевым, показывает фотографии этой встречи, книгу, подписанную М. П. Девятаевым.


IX) Подведение итогов урока внеклассного чтения.

Учитель:

- Дорогие ребята, уважаемые родители, сегодня вы доказали, что являетесь внимательными, вдумчивыми, талантливыми читателями. Благодаря вашей плодотворной работе в период подготовки и во время проведения читательской конференции, мы сегодня познакомились с яркой и сильной личностью, которая может служить примером беззаветной преданности своей Родине, примером мужества, неиссякаемого упорства в достижении своей цели. Таких людей, как М. П. Девятаев, мы должны помнить и гордиться ими.


Учитель раздает каждому листы бумаги в виде сердечка. Участники оставляют свое мнение и впечатление о конференции в письменной или знаковой форме и прикрепляют свои сердечки в виде «большого сердца» на магнитной доске.

(в это время звучит песня из к/фильма «Земля Санникова», муз. А. Зацепина).
8. Предполагаемые результаты.

В результате подготовки и проведения урока внеклассного чтения у ребят формируется понимание сущности нравственных качеств, доброжелательное отношение друг к другу, другим людям, развиваются творческие, исследовательские способности, повышается опыт в общении, ответственность за выбор видов деятельности, появляется возможность самовыражения и самореализации в данном виде деятельности, формируются навыки вдумчивого, внимательного чтения. Все материалы урока могут быть использованы в работе учителей-словесников на уроках литературы, на занятиях кружка, в работе школьной библиотеки. Эти материалы могут лечь в основу написания научных исследований учащихся и быть использованы при подготовке научных конференций.


9. Используемая литература:

1) М.П. Девятаев «Побег из ада» Казань. Татарское книжное издательство 2000г.191с.

2) Эпиграфы к читательской конференции взяты из книги Петросяна Е.В.

«От смешного до великого» М. Терра,1995г.



3) Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя» Москва 2003г.