"Методы изучения природы" - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент 1 298.93kb.
Методы получения органических галогенидов в химической технологии бав 2 316.96kb.
М. Б. Бергельсон Межкультурная коммуникация как исследовательская... 1 239.44kb.
При изучении биологии в 6 классе учащиеся получают общие представления... 1 121.57kb.
Асимптотические методы 1 28.66kb.
1. Объектом изучения методики является естественный язык 4 928.62kb.
Современные исследовательские программы и методы изучения культуры 1 252.24kb.
Окружающая среда. Охрана природы 1 13.35kb.
Анализируются методологические концепции изучения гуманитарной отрасли... 1 341.25kb.
Конспект урока в 1 классе Тема: «Явления природы» 1 54.55kb.
Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса... 8 1656.09kb.
Программа встречи: Выпускник кафедры вирусологии Биологического факультета... 1 10.48kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

"Методы изучения природы" - страница №1/1

Урок естествознания в 5-м классе по теме "Методы изучения природы"
Цели урока

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;

  • обеспечить образовательные потребности каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

Развивающие:

  • развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;

  • развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;

  • развивать в детях способность к логическому мышлению;

  • формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе;

  • развивать творческую активность, внимательность.

Воспитательные:

  • воспитывать умения работать в группах;

  • прививать практические навыки коммуникативного общения;

  • научить применять теоретические знания на практике;

  • совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Задачи урока:

  • организовать групповую работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;

  • содействовать формированию представления о причинно-следственных связей явлений, о познаваемости мира и этическому воспитанию учащихся;

  • познакомить учащихся с методами изучения природы, их использование в практической деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

Организация начала урока.

Подготовка учащихся к активной учебно-педагогической деятельности на основном этапе урока.

Изучение нового материала урока.

Закрепление полученных знаний на уроке.

Подведение итогов урока.



Ход урока

1. Организация начала урока.

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски.

Раскрытие общей цели урока.

2. Актуализация опорных знаний (повторение).

Презентация «Естественные науки»:

Знаешь ли ты науки о природе?

Без этой науки трудно добыть полезные ископаемые, так как она изучает месторождения полезных минералов? Какая эта наука? Геология

Если исключить эту науку из обихода человека, то невозможно было бы проехать в автомобиле, полетать на самолете, не было бы холодильника, подъемного крана, компьютера? Физика

Как работает сердце человека, как устроен лист растения, почему выделяют кислород растения, почему в нашем лесу не водятся обезьяны. Ответ на вопрос даст наука… Биология

Почему вымирают коалы в Китае, почему опасно загрязнять Мировой океан, как сберечь нашу Землю от катастрофы. Этими проблемами занимается наука… Экология

Сколько на Земле океанов. С какими государствами граничит наша страна, климат каждого материка известен науке… География

Графит – стержень карандаша и алмаз – резец стекла. Это вещества, состоящие из одного элемента. Какая наука доказала их родство? Химия

Обсерватория. Телескоп. Ежедневные наблюдения за небесными светилами. Люди какой профессии трудятся здесь? Астрономия



Какая наука главнее?

Прошу мне ответить без всякой заминки

Ракета сложней или проще травинки?

Вы скажете сразу: Ракета сложнее,

Она и нужнее, Она и важнее.

Она состоит из миллиона деталей!

Её миллион человек собирали.

Тогда вам услышать, быть может, в новинку,

Что сделать нельзя полевую травинку.

Верней, для травинки найдутся детали,

Но вы соберете травинку едва ли.

Вам даже не сделать пустячной соринку –

Кусочка от этой Зеленой травинки.

Выходит, травинка сложней, чем ракета.

Как просто все это!

Как сложно все это!


Всюду жизнь

Сизый селезень в озере воду крылом расплеснет,

Серебристым дождем брызнет стайка рыбешек,

И комар завопит из прозрачных тенет,

Паучок упадет, как зеленый горошек.

Меж таинственных, кряжистых ив да осин

Ключевой ручеек моет ноги в смороде.

Тянет спиртом от сваленных бурей лесин,

Пляшут весело мошки в хмельном хороводе.

Всюду жизнь! Но умеем ли мы наблюдать?

Как жестоки порой наши вольные руки.

Где, вы, души, готовые петь и рыдать

Над невзрачным цветком в век могучей науки?
3. Изучение нового материала урока.

Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.



Вопрос:

Что такое природа?



Вопрос:

Чему научился человек у природы?

Какие способы изучения природы вам знакомы?

Ответы учащихся.

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.



Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека.

Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Вопрос:

- Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.

- А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

Ответы учащихся.

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.

Вопрос:

- Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?



Ответы учащихся.

Рассказ учителя с элементами беседы об эксперименте как способе изучения природы, при котором в лаборатории воспроизводятся природные явления, о значении эксперимента в практической деятельности человека.

На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте.

С помощью экспериментов выясняются особенности процессов, протекающих в живых и неживых телах. В эксперименте то или иное явление можно повторить несколько раз, изучить при различных условиях.

С помощью опытов изучают поведение животных. Перелетные птицы в своих длительных перелетах ориентируются по Солнцу, звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета.



Вопрос:

- Какие приборы необходимы для проведения эксперимента?



Ответы учащихся.

Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.

Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.

Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.

Вопрос:

- Какие измерения проводятся при изучении природы?

- Какие измерительные приборы вам известны?

Ответы учащихся.

4. Закрепление полученных знаний на уроке.

Обсуждение заданий в рубрике "Подумайте" на странице 20 учебника.

Самостоятельное выполнение задания на странице 20 учебника. Взаимопроверка.

5.Домашнее задание (по выбору): Народная мудрость гласит «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне самому действовать, и я смогу». Следуя этой мудрости, вам представлены лабораторные работы, которые вы будете выполнять дома. Они помогут вам еще ближе познакомиться с методами изучения природы.

Пусть у вас все получится, не бойтесь ошибаться, кто ошибается - тот работает, кто работает – тот мыслит, кто мыслит – тот творит».



- лабораторная работа «Органические вещества семени»;

- закладка семян на проращивание;

- измерения длины листьев комнатного растения.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА СЕМЕНИ».


Задания

Наблюдения, выводы

1. Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста.

Как изменилось тесто?

2. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его.

Как изменилась вода в стакане?

3. Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой.

Как изменился цвет воды?

4. Капните 1-2 капли йода в стакан с водой, в который опускали тесто.

Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?

5. Положите семя подсолнечника между двумя листьями белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша.

Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ЗАКЛАДКА СЕМЯН НА ПРОРАЩИВАНИЕ».
Задание. Заложи на проращивание семена с целью выяснить условия, необходимые для их прорастания. Начиная с третьего дня, подсчитывай количество проросших семян в каждом стакане и записывай в соответствующую графу таблицы. Если семена не начали прорастать, ставь прочерк. Следи, чтобы за все время наблюдения семена были обеспечены условиями, показанными в таблице.



Дни

Обеспечение семян условиями

1 влага тепло, воздух

2 воздух тепло

3 влага тепло

3-й










4-й










5-й










6-й










7-й











Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ЗАКЛАДКА СЕМЯН НА ПРОРАЩИВАНИЕ».
Задание.

1. Измерьте длину листьев любого комнатного растения и запишите данные в тетрадь.

2. Подсчитайте количество листьев одинаковой длины. Заполните таблицу


Длина листа

























Количество листьев данной длины
























Определите, какая длина встречается наиболее часто _____________________, редко ________________________.




  • Выставление отметок за урок.

  • Запись домашнего задания в дневниках.



izumzum.ru