Мелихов валерий Юрьевич - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Мелихов валерий Юрьевич - страница №1/3

На правах рукописи
УДК 330

ББК 65.01

М 47

МЕЛИХОВ Валерий Юрьевич
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ТИПА В РОССИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Специальность 08.00.01 – Экономическая теория

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Тамбов 2009

Работа выполнена на кафедре экономической теории и истории

Академии экономики и предпринимательства

Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина


Научный консультант:

доктор экономических наук, профессор ОСАДЧАЯ Татьяна Геннадьевна


Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

ВАЛИЕВ Шамиль Зуфарович
доктор экономических наук, профессор

КАЦУК Ольга Анатольевна
доктор экономических наук, профессор

ЧЕРНЕЦОВА Надежда Сергеевна



Ведущая организация:


ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Защита состоится 26 декабря 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.261.01 при Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 6, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, зал заседаний диссертационного совета.


С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и на официальном сайте ВАК Минобрнауки России httр:/vak@ed.gоv.ru.
Автореферат разослан __ ноября 2009 года.



Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор экономических наук, профессор




Степичева О.А.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный этап хозяйствования характеризуется как переход к постиндустриальному обществу. В большинстве передовых стран мира уже формируется принципиально иная экономика, где наряду с традиционными концепциями функционирования национального хозяйства используется новая информационная парадигма развития общества, в рамках которой в качестве основополагающего фактора развития обосновано знание.

В условиях такой (постиндустриальной) экономики на первый план выходит информация как основной производственный инновационный ресурс. В России современный этап формирования постиндустриального общества характеризуется необходимостью расширенного воспроизводства этого ресурса. Основным компонентом, обеспечивающим приращение знаний, а, следовательно, расширенного воспроизводства информации, является высшая школа.

Профессиональное образование, формирующее человеческий капитал на различных уровнях, в условиях экономики знаний выступает в роли доминирующего фактора развития как отдельного индивида, так и экономической системы в целом. Трансформационные процессы, происходящие в обществе, неизбежно приводят к изменению социально–экономических отношений в сфере профессионального образования, что отражено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: в качестве важнейших задач для достижения нового качества профессионального образования названа структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений. Наряду с этим в Основах государственной инновационной политики Российской Федерации до 2010 года подчеркивается, что важнейшими целями развития экономики являются перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития и построение экономики, основанной на знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста1.

В этой связи проблемы функционирования российской высшей школы, ее адаптации к изменениям в системе экономических отношений приобретают первостепенное значение для дальнейшего качественного развития страны.

В процессе перехода от индустриальной к информационной парадигме развития усиливается роль отношений собственности. В этом контексте современное состояние высшей школы России характеризуется как несоответствующее новым условиям хозяйствования. В настоящее время у высшей школы отсутствуют законодательно оформленные возможности участвовать в экономическом обмене в качестве субъекта хозяйствования и получать дополнительные возможности для развития материальной базы, используемой с целью расширенного воспроизводства информации, выступающей в форме знаний. Таким образом, отношения собственности, являющиеся компонентом, позволяющим высшую школу приблизить к необходимому уровню развития, объективно требует ее трансформации.

Таким образом, трансформация отношений собственности в высшей школе является необходимым условием обеспечения расширения воспроизводства знаний как основы развития постиндустриального общества.



Степень разработанности темы. Развитие теории постиндустриальной экономики выступает относительно новым направлением экономической науки. Впервые термин «постиндустриальная экономика» был введен американским социологом Д. Беллом в 1959 году. Основоположниками теории постиндустриального общества были такие ученые как Дж. Гелбрейт, Р. Дарендоф, Г. Кан, К. Келли, Й. Массуда, О. Тоффлер, Ж. Фурастье и др. В науке для обозначения этого периода развития человеческой цивилизации также используют понятия «неоинституциональная экономика», «новая экономика», «информационная экономика», «экономика знаний».

Рассмотрению особенностей и проблем становления новой экономики в России посвящены труды Н.В. Бекетова, А.В. Бузгалина, В.Л. Иноземцева, Л.Г. Мельника, Р.М. Нижегородцева, Ю.М. Осипова, А.А. Румянцева, Е.Ю. Хохлова, Ю.В. Яковца и др. Однако, дальнейших исследований требуют непрерывность процесса развития экономики и приобретение ею нового инновационно-интеллектуального характера.

Несмотря на различные подходы к обозначению этапов формирования постиндустриального общества, всеми учеными признается, что в основе современного этапа развития экономики лежит приращение информации. Термин «информационная экономика» впервые был употреблен М. Поратом в ХХ веке. Понятие информации как экономической категории наиболее полно исследовано А. Хартом. Классиками теории информации по праву считаются К. Шеннон, Н. Виннер и Ф. Найт. Среди отечественных исследователей, исследовавших основы формирования представлений об экономической информации, необходимо выделить Р.Т. Зяблюк, С.Т. Мелюхина, Р.П. Малахинова, Р.И. Цывлева, Е.Г. Ясина, и др. Среди российских ученых, занимающихся вопросами формирования информационной экономики и развития информационного общества можно выделить Т.П. Воронину, А.И. Демина, Т.П. Николаеву,
А.И. Ракитова, Е.А. Суханова, В.Л. Тамбовцева и других.

Методологическая база изучения взаимосвязи института образования и общества была заложена такими учеными, как Г. Беккер, Д. Белл, М. Вебер, П. Дракер, Э. Дюркгейм, М. Кастельс, К. Манхейм, Р. Мердик, Р. Мертон, Т. Парсонс, Р. Рассел и др. Значительный вклад в исследование экономики образования внесли Г.В. Аткинсон, Дж. Байер, Ф. Браун, B. Гарпер, В. Гардорп, Э. Денисон, Е.С. Джорж, Р. Доминго, Дж. Кендрик, М. Маурер, Х. Меткалф, Л.Р. Латтус, Х. Лаудер, Т. Осборн, Ф. Фольксвайн, А. Хассель, Х. Шмидт, О. Эйшер и др. Однако, современный этап функционирования высшей школы нуждается в развитии теоретических и методологических аспектов совершенствования ее функционирования, что является необходимым условием обеспечения приращения знаний.

Теоретическим проблемам трансформации высшей школы России посвящены работы А.М. Бабича, Г.А. Балыхина, Н.С. Бринева, В.А. Болотова, Е.О. Геворкян, В.А. Жамина, Е.Н. Жильцова, Е.А. Князева, Я.И. Кузьминова, Н.П. Литвиновой, М.А. Лукашенко, В.И. Марцинкевича, М.Л. Левицкого, Т.Н. Шевченко, М.И. Скаржинского, О.П. Овчинниковой, А.П. Панкрухина, А.И. Субетто, А.Н. Тихонова, А.В. Федотова, В.М. Филиппова, В.В. Чекмарева, Д.И. Чупрунова, С.Н. Широбокова, В.Д. Шадрикова, С.В. Шишкина и др. Одним из аспектов трансформации высшей школы, вызванных новыми условиями хозяйствования, является переход к автономности хозяйствования применительно к системе отношений собственности.

Сущности собственности как экономической категории в своих работах уделяли внимание еще такие ученые, как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, К. Маркс, П. Самуэльсон.

Вопросам собственности, в том числе и государственной, уделялось большое внимание и в российской практике. Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются отношения собственности в условиях рыночных трансформаций. По данному направлению необходимо выделить труды таких ученых, как
Л.И. Абалкин, С.Я. Веселовский, В.А. Виноградов, С.Ю. Глазьев,
В.В. Гребенников, Г.В. Гутман, Б.К. Злобин, В.Б. Зотов, В.В. Иванченко, В.Л. Иноземцев, Р.И. Капелюшников, В.И. Кошкин, М.В. Колганов, В.В. Куликов, Д.С. Львов, В.В. Радаев, А.Д. Радыгин, Б.А. Райзберг, К.А. Хубиев, В.М. Шупыро и др.

Изучая современное состояние экономического института «собственность», необходимо уделить внимание трудам западных экономистов, которые внесли большой вклад в формирование институционального направления современной экономической науки: К. Айрес, Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, Р. Коуз, Дж. Коммонс, К. Мюрдаль, Д. Норт, К. Поланьи, Г. Саймон, О. Уильямсон и другие. Среди отечественных ученых, активно применяющих институциональные концепции в анализе современной российской экономики, следует выделить В.С. Автономова, С.Б. Авдашеву, О.И. Ананьина, А.А. Аузана, С.А. Афонцева, Я.И. Кузьминова, Ю.В. Латова, С.В. Малахова, В.И. Маевского, В.А. Мау, В.А. Найшуля, А.Н. Нестеренко, Р.М. Нуреева, А.Н. Олейника, В.М. Полтеровича, Л.М. Тимофеева, А.Е. Шаститко, М.М. Юдкевич, А.А. Яковлева и др.

Большой интерес, применительно к данному исследованию, представляют вопросы разгосударствления, которые наибролее подробно рассматривались в работах В.Г. Клейнера, А.Я. Лившица,
О.А. Лукашенко, Д.Д. Москвина, Ф.И. Шамхалова и других ученых.

Данные ученые, реализуя диалектическо-материалистический метод исследования, достигли достаточно весомых результатов в изучении государственной собственности. Ими не только проанализирована государственная собственность с функциональной, историко-функциональной и структурной точек зрения, но и теоретически обоснована необходимость разгосударствления российской экономики, выработаны практические рекомендации по реализации курса приватизации государственной собственности в России в 90-е гг. Данные вопросы получили также отражение в работах Е.В. Балацкого, В.М. Кулькова, А.А. Никифорова, В.Г. Холодкова, Е.А. Шаститко, Л.И. Якобсона и других. Однако в этих исследованиях вопросам разгосударствления собственности применительно к системе образования внимание уделено не было.

Возможные варианты реформирования отношений собственности в высшей школе рассматриваются в работах Богачева Е.Н. и Воронина А.А.

Таким образом, недостаточность исследований по проблемам трансформации собственности высшей школы, как необходимого условия перехода к постиндустриальной экономике, обусловили необходимость проведения данного исследования и определили его цели и задачи.



Рабочая гипотеза исследования состоит в научном предположении о том, что переход к инновационно-интеллектуальному этапу развития экономики постиндустриального общества возможен только при обеспечении постоянного мультипликативного приращения знаний, потенциалом для обеспечения которого обладает высшая школа.

Несоответствие экономических отношений собственности высшей школы на современном этапе новым условиям, необходимым для мультипликативного приращения знаний, обуславливает необходимость их трансформации в направлении обеспечения участия высшей школы в хозяйственном процессе в качестве полноправного экономического субъекта, производящего специфический продукт – знания.



Цель исследования состоит в разработке концепции перехода экономики к инновационно-интеллектуальному этапу пост-индустриального общества на основе трансформации отношений собственности высшей школы, целевым ориентиром которой выступает обеспечение ее участия в экономической сфере в качестве полноправного хозяйствующего субъекта, что создаст необходимые условия для обеспечения мультипликативного приращения знаний.

Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих подцелей и задач:



Подцель 1. Разработать теоретическую базу формирования концепции перехода к инновационно-интеллектуальному этапу развития экономики постиндустриального общества:

- раскрыть поступательно-эволюционный характер развития экономики в постиндустриальный период;

- обосновать трансформацию содержательных характеристик и возможностей использования экономических ресурсов в процессе эволюционирования экономики;

- определить тенденции изменения роли человеческого капитала в экономике постиндустриального общества.



Подцель 2. Определить роль высшей школы в обеспечении перехода к инновационно-интеллектуальному этапу формирования постиндустриального общества:

- оценить характер участия высшей школы в формировании инновационно-интеллектуального этапа постиндустриального общества;

- выявить особенности функционирования высшей школы на этапе формирования постиндустриального общества и степень ее соответствия новым требованиям экономики;

- обосновать индивидуализацию как необходимое условие реализации имеющегося у высшей школы потенциала для обеспечения перехода к инновационно-интеллектуальному этапу формирования постиндустриального общества.



Подцель 3. Выявить специфику реализации отношений собственности в российской высшей школе на этапе перехода к постиндустриальному обществу:

- качественно определить место и роль отношений собственности в высшей школе применительно к тенденции индивидуализации;

- определить вектор трансформации отношений собственности в высшей школе в контексте формирования инновационно-интеллектуального этапа постиндустриального общества.

Подцель 4. В контексте разработки концепции перехода экономики к инновационно-интеллектуальному этапу пост-индустриального общества обосновать в качестве стратегического направления ее реализации трансформацию отношений собственности в высшей школе по пути повышения уровня самостоятельности ее организационно-экономической деятельности:

- с позиций трансформации отношений собственности определить степень участия государства в развитии высшей школы.

- обосновать относительную автономность экономической деятельности высшей школы как переходное состояние формирования новой системы отношений собственности в высшей школе на этапе формирования постиндустриального общества;

- обосновать полную самостоятельность организационно-экономической деятельности высшей школы в качестве новой системы экономических отношений собственности в высшей школе, обеспечивающих мультипликативное приращение знаний.



Объект исследования – процесс перехода социально-экономической системы общества к инновационно-интеллектуальному этапу становления постиндустриальной экономики.

Предмет исследования – система экономических отношений собственности, присущих высшей школе как компоненту социально-экономической системы, обеспечивающему ее переход к инновационно-интеллектуальному этапу постиндустриального общества.

Теоретической и методологической основами исследования являются фундаментальные монографические работы, посвященные теоретическим и практическим аспектам перехода к постиндустриальному типу развития общества; исследования ученых-экономистов по проблемам повышения эффективности реализации отношений собственности; научные статьи и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам функционирования и развития высшей школы.

Методологической основой исследования является диалектический подход, предполагающий рассмотрение процесса трансформации отношений собственности как объективно необходимого условия перехода количественно-качественных характеристик экономики на новый уровень развития.

В диссертации применялся комплекс общенаучных подходов: гипотетико-дедуктивный, абстрактно-логический, структурно-функциональный, комплексный и системный.

В процессе проведения исследования были использованы как общенаучные методы: анализ и синтез, абстракция, обобщение, аналогия, так и специфические: формализации, монографический, экономико-статистический, моделирования, графический, табличный и т. д.



Информационной базой исследования, обеспечения доказательности положений, выносимых на защиту, достоверности выводов и рекомендаций явились данные и материалы Федерального агентства госстатистики. В процессе проведения данного исследования автором были изучены и проанализированы многочисленные источники, в том числе справочники, научные статьи и монографии по интересующей тематике, информационные и методические материалы вузов РФ, Интернет-ресурсы.

Нормативно-правовую основу диссертационного исследования составили: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О науке и государственно-технической политике», «Об автономных учреждениях»; законодательные и нормативные акты Российской Федерации, субъектов РФ, регулирующие экономические и правовые отношения в сфере банковской деятельности.

Содержание диссертационного исследования соответствует пунктам: 1.1. Политическая экономия (структура и закономерности развития экономических отношений; теория «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знаниях») и 1.4. Институциональная и эволюционная экономическая теория (теория прав собственности) специальности 08.00.01 – Экономическая теория Паспорта ВАК РФ.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции перехода экономики к инновационно-интеллектуальному этапу постиндустриального общества на основе трансформации отношений собственности высшей школы (что создаст необходимые условия для обеспечения мультипликативного приращения знаний) в направлении повышения уровня самостоятельности при реализации ее организационно-экономической деятельности.

Новыми являются следующие результаты, полученные автором:



  1. Выделены этапы процесса перехода экономики к постиндустриальному типу хозяйствования, отражающие эволюционно-поступательный характер развития общества: переходный период (преобладание услуг, сервиса и торговли в структуре производства); информационное общество (необходимым условием эффективного производства становится наличие информации); интеллектуальное (основным фактором производства становится наличие знаний, информация становится не просто условием производства, а товаром); инновационно-интеллектуальное общество (основным фактором производства становится не наличие знаний, а способности личности обеспечивать их мультипликативное приращение). Необходимость периодизации перехода к постиндустриальному обществу определена усилением роли и увеличением доли инновационно-интеллектуальной составляющей в воспроизводственном процессе.

  2. Определено, что инновационно-интеллектуальный этап развития экономики постиндустриального общества характеризуется системной трансформацией содержания и способов реализации экономических ресурсов: в сторону усиления роли интеллектуальной составляющей таких факторов производства, как труд и капитал; преобладания инновационного характера использования земли; предпринимательство, обладающее интеграционным характером, по своей сущности приобретает форму инновационно-интеллектуального.

  3. Применительно к современному (интеллектуальному) этапу формирования постиндустриального общества предложено дополнить структуру интеллектуального капитала креативно-интеллектуальной составляющей, наличие которой позволяет субъекту экономической деятельности не просто воспроизводить и накапливать знания, а достигать их мультипликативного приращения, которое представляет собой эффект создания «новых» знаний в процессе многократного увеличения их объема и качества как в процессе обучения, так и при последующей реализации. Наличие в обществе постоянного мультипликативного приращения знаний определено как необходимое условие перехода к инновационно-интеллектуальному этапу постиндустриального общества.

  4. В контексте обеспечения перехода к инновационно-интеллектуальному этапу формирования постиндустриального общества высшая школа обоснована в качестве компонента экономической системы, который обладает потенциалом для обеспечения мультипликативного приращения знаний благодаря наличию специфических особенностей (уникальная система, обеспечивающая расширенное воспроизводство источников, носителей, объектов и субъектов знания; открыто-замкнутая система; система, дающая интегральный народнохозяйственный социально-экономический эффект от своей деятельности; монополист на сферу деятельности). Стремление к реализации имеющегося потенциала определено в качестве новой функции - инновационно-интеллектуальной.

  5. Выявлено, что современная высшая школа неэффективно реализует имеющийся у нее потенциал по обеспечению мультипликативного приращения знаний, так как ориентирована на массовизацию образования (образовательный процесс в высшей школе рассчитан на студента со средними креативно-интеллектуальными способностями, а не на развитие этих способностей) и ограничена в возможности действовать на рынке как полноправный экономический агент (что не позволяет применять получаемые знания и навыки инновационно-интеллектуальной деятельности на практике, а также препятствует использованию имеющегося человеческого капитала как источника дополнительного финансирования).

  6. Определено, что необходимым условием реализации имеющегося у высшей школы потенциала, обеспечивающего мультипликативное приращение знаний на инновационно-интеллектуальном этапе становления постиндустриального общества, является индивидуализация ее организационно-экономической деятельности, представленная как процесс и состояние, при котором высшая школа самостоятельно определяет способы (и средства их достижения) реализации инновационно-интеллектуальной функции в контексте обеспечения собственной конкурентоспособности при необходимом выполнении научной, социальной и общественной задач.

  7. На основе тезиса о том, что отношения собственности являются основой функционирования любой социально-экономической системы определено, что экономической основой для обеспечения индивидуализации организационно-экономической деятельности высшей школы должна стать трансформация ее отношений собственности в сторону перехода к частной форме, так как реализуемые правомочия по оперативному управлению не удовлетворяют требованиям постиндустриального общества. Постепенный переход в качественно новое состояние (предполагающее расширение прав собственности) позволит высшей школе участвовать в производственной, консультационной и инновационной деятельности как полноправному хозяйствующему субъекту, что, в конечном итоге, позволит реализовать имеющийся потенциал по обеспечению мультипликативного приращения знаний и обеспечит переход к инновационно-интеллектуальному этапу развития постиндустриального общества.

  8. Предложен механизм трансформации отношений собственности высшей школы в сторону усиления возможностей вузов в реализации прав собственности в соответствии с удовлетворением требования индивидуализации, включающий несколько этапов: подготовительный (предполагающий осознание необходимости трансформации отношений собственности и разграничение сфер, которые должны подвергнуться частичной или полной трансформации отношений собственности); относительная автономность (предполагающая передачу правомочий собственности ВУЗу с установлением ограничений в сторону сохранения материальной базы вуза и разграничение отраслей подготовки кадров вуза с точки зрения возможности их участия в предпринимательской деятельности); хозяйственная самостоятельность (обеспечение всеми правомочиями высшую школу в отношении собственности).

  9. Определена степень участия государства в управлении высшей школой на этапе перехода к инновационно-интеллектуальному этапу формирования постиндустриального общества, предполагающая снижение государственного вмешательства в деятельность высшей школы от полного контроля за хозяйственной деятельностью в сторону осуществления институционального обеспечения образовательной деятельности (которая сводится к лицензированию и аттестации), что позволит обеспечить индивидуализацию ее организационно-экономической деятельности.

  10. Обосновано, что относительная автономность является необходимым этапом трансформации отношений собственности высшей школы, так как обеспечивает достижение достаточной концентрации условий хозяйственной деятельности для обеспечения полной самостоятельности за счет скоординированного решения задач высшей школой (обеспечение образовательного процесса кадрами и инновационными образовательными программами, что позволит в дальнейшем стать конкурентоспособной в сфере реализации образовательных услуг; поиск и реализация дополнительных источников для наращивания материальной базы) и государством (разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей трансформацию отношений собственности в части разграничения прав высшей школы и государства; определение порядка и критерии отнесения вуза к образовательному учреждению, автономному учреждению и государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации).

  11. В контексте обеспечения достижения высшей школой полной самостоятельности в части реализации ее отношений собственности определены требования к данному процессу (сохранение статусов вузов как учебно-научно-производственных и социально-культурных комплексов; обеспечение свободы коммерческой деятельности вузов при сохранении государственного регулирования в сфере единого правового обеспечения и контроля за соблюдением ВУЗами образовательных стандартов через механизм аттестации и аккредитации) и даны рекомендации (уточнить закон о высшем учебном заведении как базы, на основе которой можно было бы осуществлять стратегию новой системы отношений собственности; уточнить процедуру оценки готовности ВУЗа к введению новой системы отношений собственности; уточнить взаимосвязь стратегии разгосударствления с организационно-экономическим механизмом аккредитации ВУЗов), соблюдение которых позволит избежать возможных негативных последствий трансформации отношений собственности в ВУЗе и обеспечит их социально-экономическую эффективность.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Научная значимость диссертации состоит в дополнении и обогащении экономической теории важной теоретической разработкой, раскрывающей сущность динамики экономических отношений, противоречия и интересы субъектов экономических отношений. Разработанная концепция предполагает использование результатов исследования в дальнейшем в целях развития экономической науки. Полученные результаты могут служить в качестве теоретической основы исследования динамики экономических отношений, институтов и возникающих в связи с этим явлений.

Разработанные в диссертации концептуальные положения дают возможность обосновать методологические и теоретические подходы, к решению актуальных практических проблем: совершенствование экономических отношений, факторов, влияющих на социально-экономическое развитие сферы образования. Выводы исследования и предложенные механизмы и инструменты позволят укрепить процессы социализации и гуманизации экономических отношений, обеспечить условия для реализации социально-экономической модернизации высшей школы и устойчивого экономического роста в долгосрочном периоде.

Апробация результатов исследования.

Научные положения исследования докладывались на конференциях, обсуждались на круглых столах и симпозиумах международного («Непрерывное социальное образование как фактор устойчивого и эффективного развития региона, профессиональной самореализации персонала»; «Экономическая наука – хозяйственной практике»; «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие»; «Модернизация экономики и глобализация»; «Управление высшим учебным заведением в условиях перехода на многоуровневую подготовку»; «Образование. Инновации. Качество»); всероссийского («Инновации в современном мире: проблемы и перспективы»; «О развитии и совершенствовании учреждений органов по делам молодежи»; «Современная экономическая теория: конфликты парадигм развития») и регионального («IV Знаменские научно-образовательные чтения») уровней в гг. Пенза, Москва, Новосибирск, Кострома, Курск, Волгоград, Сухум в 2004-2009 гг.



Публикации. Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 43 публикациях общим объемом 93,6 п.л., в том числе в 4  монографиях (авторским объемом 29,5 п.л.) и 9 статьях (авторским объемом 4,5 п.л.) в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертационной работы были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих двенадцать параграфов, заключения и библиографического списка. Работа имеет следующую структуру:

1. Теоретико-методологическая база исследования трансформационных процессов в развитии экономики

    1. Поступательно-эволюционный характер развития экономики на этапе формирования постиндустриального общества

1.2. Трансформация содержательных характеристик использования ресурсов в процессе эволюционирования экономики

1.3. Человеческий капитал: тенденции развития в постиндустриальном обществе



2. Методология обеспечения процесса создания условий для приращения знаний в постиндустриальном обществе

2.1. Роль высшей школы в создании условий для перехода к инновационно-интеллектуальному этапу развития постиндустриального общества

2.2. Мультипликационный эффект приращения знаний: проблемы функционирования современной высшей школы

2.3. Индивидуализация организационно-экономической деятельности высшей школы как необходимое условие формирования постиндустриального общества



3. Содержание отношений собственности в высшей школе на этапе формирования экономики постиндустриального периода

3.1. Место отношений собственности в хозяйствующей системе высшей школы

3.2. Структура отношений собственности в высшей школе

3.3. Роль государства в управлении высшей школы в процессе трансформации отношений собственности



4. Вектор трансформации отношений собственности в высшей школе в постиндустриальном обществе

4.1. Направленность трансформации отношений собственности в высшей школе

4.2. Относительная автономность – переходный этап в трансформации отношений собственности высшей школы

4.3. Полная самостоятельность – цель трансформации отношений собственности



ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПОЛОЖЕНИЯ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
Во-первых, выявлен и раскрыт поступательно-эволюционный характер развития экономики в постиндустриальный период.

Становление постиндустриального общества связывается с его модернизацией, т.е. с изменениями в сфере управления, с повышением роли национальных государств, с демократизацией и стиранием традиционных наследственных социальных различий, с возрастанием роли науки и образования, с рационализацией мышления как последствиями научно-технической революции.

Согласно Э. Тоффлеру, в основе развития общества лежат технические изменения, которые укладываются в три «волны»: первая связана с развитием аграрной культуры, вторая – названа индустриальной, третья – постиндустриальной, в качестве основной задачи которой ставится не столько оценка объективных закономерностей новой эпохи, прогресса науки и технологий, сколько трансформация внутреннего мира человека, анализ и описание тенденций становления новой личности, определяющей фундаментальные свойства экономики благосостояния, концепция построения которой придает огромное значение определению места и уникальной роли человека в обществе нового типа, изучению специфических поведенческих реакций, особенностей взаимодействия с общественными институтами и структурами, в том числе экономическими, политическими, социальными, индивидуализации стереотипов поведения (образовательного, трудового, потребительского и т.д.)1.

Чаще всего экономисты определяют постиндустриальную экономику как тип хозяйства, где основным производительным ресурсом, в отличие от всех предыдущих этапов, является знание, способствующее воспроизводству качественно нового продукта – информации, основанной на знаниях, производством, обработкой и распространением которой занимается подавляющее большинство активной производительной силы, где качественной основой блага выступают творческие способности индивида, формирование человеческого капитала.

Существуют различные точки зрения на процесс постиндустриального развития имеются различный точки зрения, и нет единства концепций, формирующих новую парадигму развития человечества. В качестве параллельно функционирующих и дополняющих друг друга выделяют: концепцию постиндустриального общества, основоположником которой принято считать американского ученого Д. Белла; концепцию информационного общества, впервые введенную М. Поратом и в дальнейшем развернутую М. Кастельсом; концепцию экономики знаний, пионером которой является Ф. Махлуп; концепцию глобального сетевого общества, сформированную Б. Гейтсом.

Такое разнообразие концепций постиндустриального общества обуславливает необходимость систематизации имеющихся знаний и упорядочения процесса формирования постиндустриального общества. Автором в процессе формирования постиндустриального общества выделено несколько этапов на основе трансформации основных характеристик, которые сменяют друг друга на основе принципа преемственности (табл. 1).



Таблица 1.

Этапы эволюции постиндустриального общества


№ п/п

Этап

Основные характеристики

1

Переходный период

Характеризуется трансформацией структуры производства: наибольшую долю составляют нематериальные товары и услуги. Определяющей сферой в общественной жизни в данный период постиндустриальной экономики являются сферы услуг и торговли.

2

Информационная экономика

Основой эффективности функционирования экономики становится наличие информации, позволяющее принимать решения о количестве и структуре использования факторов производства (повышающее их эффективность).

3

Интеллектуальная экономика

Основой функционирования экономики становятся знания (речь идет о знаниях в таких быстро растущих отраслях, как банковские, финансовые и профессиональные услуги), использование которых как экономического ресурса принципиально отличается от использования материальных продуктов. Информация становится не просто главным экономическим ресурсом, а представляет на рынке физический товар.

4

Интеллектуально-инновационная экономика

Основой функционирования общества ставится не простое, а расширенное воспроизводство знаний, способности инновационного создания продуктов. Разработка товаров и услуг, удовлетворяющих уникальные потребности отдельных клиентов, вовлечение клиентов в процесс производства, поскольку их знания становятся частью спецификации продукции. Производство новой информации – процесс творческий и потому уникальный, невоспроизводимый.

Все эти общества тесно взаимосвязаны между собой и входят одно в другое. С точки зрения экономики они представляют собой единое постиндустриальное общество (рис.1).




Рис.1 Эволюция развития общества
Между выделенными этапами четких границ нет а, одним из критериев определения этапа развития общества в постиндустриальной экономике может служить структура занятости населения в основополагающих сферах экономики (производство, нематериальное производство, оказание услуг (информационное обеспечение), интеллектуальная деятельность, инновационно-креативная деятельность).

Во-вторых, обоснована системная трансформация содержательных характеристик и (или) возможностей использования ресурсов производства в процессе эволюционирования экономики.

Исследование содержания ресурсного обеспечения производственного процесса показало, что в постиндустриальном обществе трансформировались содержательные характеристики реализации факторов производства.

«Капитал» или «инвестиционные ресурсы» в постиндустриальном обществе приобрел характер венчурного, т.е. рискового, приоритетным является вложение материальных и финансовых ресурсов в новые, растущие инновационные предприятия.

С содержательной точки зрения структура «труда» изменилась в сторону преобладания интеллектуальной составляющей. В постиндустриальном обществе определяющими в воспроизводственном процессе стали умственные способности людей, в связи с трансформацией содержания труда целесообразно в качестве основного фактора производства употреблять понятие «интеллектуальный труд».

Несмотря на то, что фактор производства «земля» остался по размеру перманентным, изменился характер его использования. Ограниченность данного фактора производства обуславливает необходимость реализации инновационных способов использования данного ресурса, позволяющих наиболее эффективно, но без сокращения использовать данный ресурс.

Предпринимательская деятельность всегда рассматривалась экономистами как специфический фактор производства, интегрирующий все другие факторы и обеспечивающий их взаимодействие через знание, инициативу, смекалку и риск предпринимателя в организации производства. В условиях постиндустриального общества предпринимательская деятельность: во-первых, интегрируя все факторы производства, приобретает характер интеллектуальной; во-вторых, в связи с особым характером экономических отношений, предполагающих переход к инновационно-интеллектуальному этапу развития, предполагает инновационный характер реализации предпринимательской деятельности.

«Информация» некоторыми экономистами1 рассматривается в качестве фактора производства в постиндустриальном обществе. Однако, в диссертации обосновано, что наличие информации и ее использование может как приносить дополнительный доход, так и дает возможность трансформировать использование имеющихся факторов производства в соответствии с имеющейся информацией, тем самым обеспечивать дополнительное приращение дохода (рис.2).




следующая страница >>


izumzum.ru