Материалы сборника так же могут быть использованы при проведении занятий в школах правового всеобуча - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Книга для учителя методические рекомендации по работе с интерактивным... 1 79.23kb.
Дидактические материалы по геометрии для 11 заочного класса. 1 72.38kb.
Вооружение, боеприпасы, военная техника и специально предназначенные... 1 20.91kb.
В. H. Дружинин психология семьи 8 2601.7kb.
Пк-2 Владеть основами теории фундаментальных разделов механики, классическими... 1 25.43kb.
Электромагнитные замки могут быть использованы для установки на пожарные... 1 244kb.
Экраны могут быть выполнены со следующими материалами покрытия: Matt... 1 19.47kb.
Отчет о проведении занятий в лаборатории 1 25.48kb.
Урок 3 «Павел и ефесяне» 1 131.11kb.
1. Основные причины травматизма во время занятий физической культурой 6 1010.37kb.
Могут быть опубликованы достоверные, обоснованные материалы, имеющие... 1 44.03kb.
Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку Hello, English! 1 70.87kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Материалы сборника так же могут быть использованы при проведении занятий в школах - страница №1/3

Комитет регистрационной службы и оказания правовой

помощи Министерства юстиции Республики Казахстан



Республиканский научно- образовательный центр «Әділет»


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВСЕОБУЧА

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Часть 1

АСТАНА

2009
Комитет регистрационной службы и оказания правовой помощи

Министерства юстиции Республики Казахстан

Республиканский научно- образовательный центр «Әділет»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВСЕОБУЧА

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

(материалы пилотного исследования)


Часть 1

АСТАНА

Данный выпуск Вестника Республиканского научно-образовательного Центра «Әділет» предлагает материалы результатов исследования организации правового всеобуча в городах Астана и Алматы, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. Пилотажное исследование проведено по заказу Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан в рамках реализации Постановления Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2008 года № 1116 «О Программе по праворазъяснительной работе, повышению уровня правовой культуры, правового обучения и воспитания граждан на 2009-2011 годы».

Авторы надеются, что ознакомление с результатами исследования и применение их на практике позволит повысить эффективность деятельности государственных органов и учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений и праворазъяснительной работой среди молодежи и населения.

Материалы сборника так же могут быть использованы при проведении занятий в школах правового всеобуча.

Исследование проведено группой социологов РНОЦ «Әділет» в составе кандидатов социологических наук Салыкжанова Р.С. и Джаманкулова К.Э., магистра социологии Мусабаевой А.Б., социологов Пангалиевой Ж.К., Омышевой А., Отрар Э. и Жубаева А.

Авторы готовы рассмотреть все замечания и предложения заинтересованных лиц.




ОГЛАВЛЕНИЕ



1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ПРОГРАММЫ ПО ПРАВОВОМУ ВСЕОБУЧУ


2.1.Анализ результатов массового анкетирования

респондентов по теме «Проблемы правовой культуры и

правового образования молодежи»..................................


………...9



    1. . Итоги экспертных интервью проведенных в рамках

исследования проблем правового всеобуча и правовой

культуры общества ……………………………………..


……….33



2.3. Мониторинг эффективности организации правового

всеобуча в школах правовых знаний акиматов и

общеобразовательных школах Казахстана …………

……….40




2.4. Выводы и рекомендации по повышению эффективности

организации правового всеобуча среди молодежи…..

………54




3. ОБЗОР ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ

3.1. Опыт некоторых стран мира в предупреждении правонарушений……………………………………………

………60



3.2 Меры социально-психологического характера в практике зарубежных стран по предупреждению преступлений..

……….69



3.3 Организационно-управленческие меры предупреждения преступности за рубежом……………………………………..

……….71




  1. ВВЕДЕНИЕ


Актуальность проблемы. Разъяснение особенностей применение права и правовых норм среди населения, в том числе среди молодежи является необходимостью в условиях реформирования всех сторон общественной жизни.

Среди социальных групп, особенно среди молодежи, требуется вести постоянную работу по профилактике правонарушений. Молодежь является активной, мобильной частью общества, выступает источником инноваций, неординарных и творческих решений. Также новое поколение выступает продолжателем реформ, гарантией завтрашней социально-экономической стабильности Республики Казахстан. Качественные характеристики этой группы неоднозначны. Когда речь идет о качественных характеристиках, мы можем представить континуум, где с одной стороны шкалы расположены высокое чувство ответственности за свое поведение в обществе, любовь к Родине, своему народу, стремление к профессионализму, активной личностной позиции в повседневной деятельности, развитость толерантности. На другой стороне нашей условной шкалы, следовательно, располагаются вялость, отсутствие жизненных позиций, безразличие к социальному окружению и общественным событиям и т.д.

В исследовании поведении молодежи особая роль отводится ее правовой культуре. Недостаточные знания прав и обязанностей имеет множество последствий, как для самого субъекта, так и для общества. Не обладающий правовой культурой индивид легко становиться объектом манипулирования, обмана, также такой человек более склонен (осознанно или неосознанно) к совершению противоправных действий, накалять криминальную обстановку в обществе.

Специфика нынешней молодежь – это молодежь переходного периода, времени неопределенностей, смены общественных норм и ценностей, приоритетов. Взрослая молодежь в возрасте 25-29 лет, которая на 2008 год составляла 1,3 млн. человек по стране, имеет небольшой, но сознательный опыт советских лет жизни. Также мы имеем молодежь, которая родилась и выросла в независимом Казахстане, в период становления рыночной экономики, в период урбанизации. Силу урбанизации титульной нации можно видеть на примере столицы – г. Астаны. Если в 1989 г. численность казахов

здесь было 49,8 тыс. человек, то в 1999 г. – 133,6 тыс. чел., сегодня же более 600 тыс. человек.

Когда речь идет о правовой культуре молодежи, то, как известно, ответственность за ее формирование лежит не только на самом индивиде и его семье, но и на государстве. Формирование определенной культуры – процесс непрерывный, долгий и экстенсивный. Институт образования препроводит правовую социализацию через такие агенты как детский сад и средняя школа, затем начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Однако насколько достаточны те усилия, которые предпринимаются сегодня? Какой уровень правосознания наблюдается у молодежи Казахстана?

Вызывают интерес статистические данные по Казахстану, рисунок 1:

Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике

Если считать молодежью лиц до 30 лет, то большая часть преступлений совершается именно этой группой (45,7%). В особенности подростки от 18 лет и старшая молодежь подвержена преступным действиям. Хотя о значительных различиях говорить трудно, все же прослеживается сохранение этой тенденции по годам, и даже некоторое повышение в 2005-2006 годы. Эта же тенденция относится юношам до 17 лет, наблюдается некоторый рост в абсолютном выражении.

Если посмотреть коэффициентами (на тысяча человек) и сравнить, например, с Россией, то с одной стороны в Казахстане есть незначительный рост преступности подростков, тогда как в России она падает.



По этим и другим причинам борьба и профилактика молодежной преступности не теряет для республики своей актуальности и требует исследования. В своем Послании народу Казахстана Президент Республики Н.А. Назарбаев четко отметил следующие задачи:



  • Во-первых, усилить координацию действий правоохранительных и других государственных органов по совершенствованию организационных и законодательных мер в сфере обеспечения правопорядка.

  • Во-вторых, нужно сфокусировать наше внимание на растущей проблеме подростковой преступности и предусмотреть меры для ее снижения.

  • В-третьих, нужно предоставить нашим правоохранительным органам дополнительные ресурсы и инструменты для борьбы с такими вызовами, как наркопреступность и транснациональная преступность.

  • В-четвертых, необходимо обеспечить создание и функционирование в стране общегосударственной системы профилактики правонарушений, шире привлекать к этой работе общественность и население1.

Глава государства Н.А. Назарбаев также отметил, что «в молодежной среде нам необходимо возобновить популяризацию и активную пропаганду рабочих специальностей, особенно в промышленности. Последовательно укрепляя основы открытого, демократического общества, мы не должны забывать, что демократия и правопорядок – вещи неразделимые, одно не может существовать без другого. Поэтому нужна эффективная система защиты прав и свобод граждан» (там же).

Что мы понимаем под правовой культурой? Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Позитивное развитие правосознания на наш взгляд положительно влияет на оформление правовой культуры. Как показывает статистика уровень правосознания населения остается не высокой, требует вмешательства инструментов государства и общественного сектора. Настоящее исследование призвано представить срез правовой культуры учащейся молодежи и представителей государственных учреждений.

Цель социологического исследования заключается в необходимости измерить общий уровень правовой культуры учащейся молодежи и эффективности правового образования в образовательных учреждениях, выявить состояние правого всеобуча в организациях, а также дать практические рекомендации по аспектам углубления правосознания среди молодежи и других групп населения.

Представленные результаты основаны на данных исследовательской программы, которая разработана в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2008 года № 1116 «О Программе по праворазъяснительной работе, повышению уровня правовой культуры, правового обучения и воспитания граждан на 2009-2011 годы», где в качестве одной из задач было определено активизация научных исследований по актуальным проблемам проведения праворазъяснительных работ и правового всеобуча.

В соответствии с задачами исследовательской программы авторами разработана методика комплексного социологического исследования, которое в свою очередь включает проведение массового опроса учащейся молодежи (1200 респондентов), опрос экспертов (12 человек) и проведения мониторинга эффективности правового всеобуча в школах правовых знаний, общеобразовательных школах Республики Казахстан (9 регионов).

В результате накоплен эмпирический материал о состоянии праворазъяснительной работы среди населения и профилактики правонарушений среди молодежи, определены выводы по итогам исследовательской программы и предложены рекомендаций по улучшению работ в этом направлении.



2. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРАВОВОМУ ВСЕОБУЧУ
2.1. Анализ результатов массового анкетирования респондентов по теме «Проблемы правовой культуры и правового образования молодежи»
Статистический анализ достоверных различий проводился по таким зависимым переменным как регион респондента, пол, тип учебного заведения, язык обучения и др. индикаторы

В качестве коэффициента связи учитывается значение коэффициента χ2 Пирсона, которая при уровне значимости α = 0,05 говорит о том, что нулевая гипотеза отвергается, то есть различия в ответах статистически (достоверно) значимы. В анализе демонстрируются только те таблицы и рисунки, где значимость точно равно или меньше α = 0,05. В качестве статистики связей между ячейками рассматривается значение стандартизированное отклонение (z-статистика), которая также должны быть равно или меньше 0,05, что свидетельствует о наличии значимой связи. Если в анализе участвуют количественные перменные, то в качестве коэффициента связи рассматривается корреляция Пирсона.

Опрос проводился методом анкетирования в пяти городах: Астана (14,1%), Алматы (26,7%), Караганда (28,1%), Усть-Каменогорск (24,3%) и Семей (6,8%). Последние два города в анализе объединены в одну единицу ВКО. Объектом опроса были студенты вузов (70,9%) и колледжей (29,1%). Численность выборочной совокупности составил 1200 человек. После сортирования анкет, чистки в непосредственную обработку и анализ вошли 1111 человек. Средний возраст респондентов составил 19 лет. По языку обучения группы с казахским языком обучения составили 48,4%; с русским языком – 51,6%. Для удобства нумерация таблиц и рисунков соответствуют их номерам в анкете.

Таблица 3.1.



За последний год в какую сторону изменилась Ваша жизнь?



 

Частота

Процент

1

в лучшую сторону

645

60,6%

2

в худшую сторону

81

7,6%

3

не изменилась

215

20,2%

4

затрудняюсь ответить

123

11,5%

5

другое

1

,1%




Всего

1065

100,0%

В целом жизнь учащихся изменилась в лучшую сторону. Модальный показатель равен 60,6%. Коэффициент вариации равный 0,39 говорит нам о том, что не у всех студентов жизнь имеет положительную динамику.

Таблица 3.2.

За последний год в какую сторону изменилась Ваша жизнь?




 

Астана

Алмата

Караганда

ВКО

1

в лучшую сторону

66,7%

65,6%

55,8%

57,6%

2

в худшую сторону

9,0%

3,5%

5,8%

12,2%

3

не изменилась

10,9%

18,6%

28,4%

18,6%

4

затрудняюсь ответить

12,8%

12,3%

9,9%

11,6%

5

Другое

,6%

,0%

,0%

,0%




Всего

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

В данном вопросе наблюдается значимая связь между переменным «город респондента». Значение коэффициента χ2 при степени свободы, равной 12 показывает наличие явной связи между этими переменными, значимость = 0,001 (таблица 3.3.). То есть самооценка уровня жизни респондента зависит от региона его проживания.

Таблица 3.3.



Тест на Хи квадрат Пирсона

Хи квадрат

44,706

Св.

12

Значимость

,000

Как именно связаны ответы с регионами можно видеть по следующей таблице.

Таблица 3.4.

Стандартизированный Z тест для каждого парного сравнения с поправкой Бонферрони (α = 0,05)

 

 

Астана

Алмата

Караганда

ВКО

(A)

(B)

(C)

(D)

в лучшую сторону









в худшую сторону







B C

не изменилась





A B D



затрудняюсь ответить









У студентов ВКО статистически больше чем у студентов Алматы и Караганды изменилась жизнь в худшую сторону. Наиболее стабильной оказалась жизнь карагандинцев. По языку обучения связи нет.

Интересно, что оценка изменения уровня жизни молодого человека тесно зависит от изменения материального положения его семьи (значимость коэффициента = 0,001):




Рис. 3.1. Оценка изменений в собственной жизни за последний год в разрезе оценок изменений материального положение семьи за последний год

Рисунок 3.1. показывает – насколько отчетливо материальное положение родителей отпечатывается на самочувствии индивида.

Как показано на рисунке 4.1. рост цен и безработица оказались наиболее важными проблемами для города респондентов. Обращает на себя внимание, что преступность вошла в пятерку по всем городам. Следует обратить внимание и на языковую проблему.



Рис. 4.1. Пятерка наиболее важных проблем для респондентов в разрезе городов
Наблюдается четкая связь между данным вопросом и регионами, значимость χ2 при уровне α = 0,05 равна 0,001.

Рис. 4.2. Важные проблемы (пропорциональное сравнение)
Пропорциональные сравнения показывают, что преступность и безработицу особо выделяют жители Усть-Каменогорска и Семей, чем остальные. Меньше всего преступность отмечается жителями столицы. Что примечательно, последние статистически значимо выделяются по проблеме коррупции и низкому качеству образования. Алмаатинцы выделяют чаще других насилие и жестокость вреди молодежи и в некотором смысле проблему распространения алкоголизма.

По полу картина выглядит достаточно логичной, рис. 4.3. Достоверные различия наблюдаются по четырем проблемам: для мужчин – преступность и коррупция. Для женщин цены и недоступность и/или низкое качество медицинских услуг.





Рис. 4.3. Важные проблемы города по полу

(Z статистика – только значимые различия на уровне α=0,05)
Наблюдается значимая связь между этим вопросом и типом учебного заведения. Таблица 4.1. Стандартизированный Z тест для каждого парного сравнения с поправкой Бонферрони (α = 0,05)



 

 

вуз

колледж

(A)

(B)

1

безработица



A

2

преступность





3

коррупция в гос. учреждениях

B



4

коррупция в учебных заведениях

B



5

низкое качество образования

B



6

недоступность мед. услуг, низкое качество

B



7

бедность населения

B



8

языковая проблема





9

распространение алкоголизма



A

10

рост наркомании



A

11

религиозный экстремизм

B



12

рост цен



A

13

межнациональные отношения





14

насилие и жестокость среди молодежи



A

15

запущенное состояние улиц и дорог





О безработице, алкоголизме и наркомании, о росте цен и насилии среди молодежи больше говорят учащиеся колледжей. О коррупции в организациях, низком качестве образования, проблеме бедности больше говорят среди студентов.

Вопрос 5.





Рис. 5.1. Наиболее важные личные проблемы, по городам

(Z статистика – только значимые различия на уровне α=0,05)
Таблица 5.1.

Наиболее важные личные проблемы по типам учебных заведений



  

вуз

колледж

Частота

%

Частота

%

1

плохие жилищные условия

188

11,4%

42

7,2%

2

недостаток средств к существованию

276

16,8%

73

12,5%

3

проблемы взаимоотношении с преподавателями

104

6,3%

47

8,1%

4

отсутствие условий для учебы

156

9,5%

34

5,8%

5

непонимание среди сверстников

50

3,0%

22

3,8%

6

нехватает времени на учебу

204

12,4%

72

12,3%

7

слабое здоровье

194

11,8%

71

12,2%

8

нехватает времени на досуг

257

15,6%

100

17,2%

9

языковой барьер

160

9,7%

76

13,0%

10

другое

55

3,3%

46

7,9%




Total

701

42,6%

256

43,9%

Таблица 5.2.



Стандартизированный Z тест для каждого парного сравнения с поправкой Бонферрони (α = 0,05)




 

 

вуз

колледж

(A)

(B)

1

плохие жилищные условия

B



2

недостаток средств к существованию

B



3

проблемы взаимоотношении с преподавателями





4

отсутствие условий для учебы

B



5

непонимание среди сверстников





6

Не хватает времени на учебу





7

слабое здоровье





8

Не хватает времени на досуг





9

языковой барьер



A




другое



A

Студенты вузов больше чем учащиеся колледжей выбирали проблемы плохое жилищное условие, недостаток средств и отсутствие условий для учебы.




Рис. 14.1. Уровень удовлетворенности респондента взаимоотношениями в своей семье


Рис. 14.2. Уровень удовлетворенности респондента взаимоотношениями в своей семье в зависимости от оценки изменений в личной жизни респондента
Та молодежь, которая удовлетворена отношениями в своей семье, также удовлетворена и изменениями в жизни.
В анкете нами был предложен список ценностей из 21 наименования ценностей с просьбой выбрать только 10 основных и ранжировать их в соответствии с личной оценкой их важностью.



Рис. 15.1. Десять наиболее важных ценностей, выбранных респондентами

Из всей совокупности опрошенных 83,9 % респондентов выбирали здоровье, 83,5% - счастливую семейную жизнь, 70,4 % - любовь и так далее. Нужно заметить, что такие общечеловеческие ценности как счастье и любовь студенты ставят выше, чем рыночные ценности, такие как – материально обеспеченная жизнь и карьерный рост. Статистически значимых отличий респондентов по регионам не наблюдается. Но есть зависимость (0,001) выбора тех или иных ценностей от пола респондента:





Рис. 15.2. Список наиболее важных ценностей в зависимости от пола респондентов
К сожалению, из всего списка в десятку наиболее важных ценностей не попали «дети», заняв 11 место из 21-го. Однако в следующем вопросе (№16) мы попросили респондентов расположить выбранные ценности в порядке убывания.

Таблица 15.1.



Список десяти ценностей, ранжированных респондентами в порядке их важности

Место

Ценности

Частота

Проценты

Дисперсия

1

Здоровье

380

30,9

0,69

2

Счастливая семейная жизнь

155

12,6

0,87

3

Любовь

128

10,4

0,90

4

Дети

80

6,5

0,93

5

Социальный и карьерный рост

107

8,7

0,91

6

Материально обеспеченная жизнь

92

7,5

0,93

7

Наличие хороших и верных друзей

77

6,3

0,94

8

Интересная работа

69

5,6

0,94

9

Безопасность

56

4,6

0,95

10

Яркая, насыщенная жизнь

84

6,8

0,93




Итого

1228

100,0

 0,9

Можно предположить, данные рисунка 15.1 – это так называемый общественный рейтинг ценностей. Данные таблицы 15.1 – это личный рейтинг, образно говоря «эгоистический рейтинг». Но прежде чем вдаваться в содержательный анализ, следует отметить, что разброс мнений в приоритетах оказался очень высоким. Дисперсия в среднем составила 0.9, что свидетельствует о не типичности оценок в выборе молодежью своих ценностей. Только «Здоровье» было выдвинуто единогласно на первое место. Во всех остальных случаях мнения разделялись. С содержательной точки зрения важен вопрос, какие ценности выбрали респонденты и насколько отличаются индивидуальные предпочтения от социальных. Тройка ценностей осталась неизменной – Здоровье, счастье и любовь. Затем, что интересно, в списке «личных» ценностей на 4 месте оказались «Дети». И еще одна новая ценность – «Яркая насыщенная жизнь». «Уверенность в завтрашнем дне» и «Хорошая обстановка в стране и мире» не попали в десятку индивидуальных предпочтений.

Так выглядит список ценностей аутсайдеров:





Рис. 15.3. Список ценностей, набравших наименьшую частоту
Обратите внимание – общественное признание мало волнует нынешнюю молодежь. Новое поколение более индивидуалистское, образно говоря «молодежь в себе» или «молодежь в своей группе». Возможно, есть и другое объяснение. Средний возраст отвечавших на анкету – 19 лет. Возможно, желание общественного признания в таком молодом возрасте еще не актуализировалась.

На вопрос о том, приходилось ли совершать те или иные проступки, только каждый третий респондент ответил положительно, что приходилось. Их ответы распределились следующим образом.


Таблица 17.1.

Проступки, которые приходилось совершать когда-либо



 

Процент от ответов

1

Переход улицы в неустановленном месте

26,1%

2

Безбилетный проезд в общественном транспорте

20,8%

3

Участие в драках

9,3%

4

Вождение автомобиля без прав

8,5%

5

Распитие спиртных напитков в неустановленных местах

7,5%

6

Нецензурная брань в общественных местах

7,1%

7

Оставлял надписи на лифтах, заборах, стенах

6,9%

8

Давал взятку преподавателю (деньгами, подарками, единицами)

6,6%

9

Крушение чего-то, нанесение урона общественной, частной собственности

2,8%

10

Принятие наркотических средств

2,4%

11

Кража в магазинах, в общественных местах

2,1%




Всего

100,0%
следующая страница >>