Марийское региональное отделение «Российского общества историков архивистов» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Г в Москве подведены итоги Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских... 1 220.66kb.
Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения... 1 160.32kb.
Омское региональное отделение Российского комитета защиты мира объявило... 1 35.65kb.
Актуальные проблемы современной когнитивной науки 21 2002.26kb.
Правительство республики марий эл военный комиссариат республики... 8 1267.91kb.
Волгоградское региональное отделение Межрегиональной общественной... 1 107.96kb.
Фио город Организация 4 971.79kb.
Волго-Вятское региональное отделение наук о лесе Председатель Грунин... 1 76.07kb.
Отчет по гранту фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров название проекта... 4 833.2kb.
Российская академия наук сибирское отделение 6 2429.5kb.
Программа круглого стола «Роль и значение людей старшего поколения... 1 32.58kb.
Друзья, коллеги и все интересующиеся 1 20.03kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Марийское региональное отделение «Российского общества историков архивистов» - страница №1/1


Марийское региональное отделение «Российского общества историков - архивистов»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 г. ЙОШКАР-ОЛЫ»

Асалбаев Ахмет Асылбаевич -


первый марийский литературовед

Выполнил ученик 8-А класса:

Шалаев Валентин

Руководитель: учитель истории

Богомолова Н. В.

Йошкар-Ола 2014 г.



Содержание

Вступление 3

Историография вопроса. 3

1. Строки из биографии 4

1.1. Детство и юность 4

1.2. Начало творческого пути 4

1.3. Военный период в жизни Асылбаева А.А 5

1.4. Мирное время 5

2. Талантливый литературовед 7

2.1 .Начало творческого пути 7

2.2«Марийская литература в период Октябрьской
революции и гражданской войны» 8

2.3. « Марийская литература в дни войны» 8

2.4. «За идейно - художественное качество марийской прозы» 9

2.5. Творчество М. Шкетана 11

2.6. За чистоту марийского языка.................................................11

2..7. Ахмет Асаев прозаик, драматург.............................................11

3 .Заключение 13

Список использованных источников 14

Приложение 15

Вступление

Просматривая материалы истории школы №7, я ознакомился с биографиями наших учителей. Обратил внимание на учителя немецкого языка Кропотову Иду Ахметовну, возможно потому, что немецкий язык сейчас в нашей школе не преподают.

Ида Ахметовна родилась в п. Параньга РМЭ 6 мая 1938 года в семье педагогов. Отец Асалбаев Ахмет Асылбаевич работал директором Параньгинской средней школы, а мама, Ведерникова Александра Николаевна, учителем русского языка и литературы.

Меня заинтересовала судьба отца Иды Ахметовны. Я предположил, что это один из первых литературоведов марийского края. В своих предположениях я не ошибся. Ахмет Асылбаевич работал под литературным псевдонимом Ахмет Асаев.

Я не нашел книг, посвященных жизни и деятельности Ахмета Асылбаевича, а в программе по предмету ИКН о нем упоминается, в связи с этим, я решил познакомиться с его биографией и творческой деятельностью более детально.

Цель данного исследования: собрать и попытаться систематизировать материал о жизни и литературной деятельности Асалбаева Ахмета Асылбаевича.

Задачи:

1) Изучить материалы СМИ и архивный фонд Р- 1004. Личный архив


А. А. Асалбаева.

2) Взять интервью у внучки Ахмета Асылбаевича Венгриной Л. Б.

3) Систематизировать собранный материал;

Источники информации: СМИ, интервьюирование, архивный фонд
Р-1004.

Методы исследования: анализ архивных документов, периодических изданий, обработка интервью, систематизация и обобщение полученных данных.



Историография вопроса

Каких-то больших монографических работ о жизни и творчестве этого замечательного человека я не нашел.

В 1965 году Ким Васин выпустил небольшую книгу «Псевдонимы марийских мастеров». Это краткий историко-литературный справочник, выпущенный Марийским книжным издательством. «Основной целью автора справочника является не составление библиографии творчества того или иного писателя, а уточнение и расшифровка их псевдонимов с целью создания у читателя более ясного представления о творческом облике упоминаемых в справочнике литераторов.»1 Составитель счел необходимым дать некоторые сведения библиографического характера. В книге дается небольшая информация о псевдониме А. Асылбаева, он сам характеризуется как марийский критик-литературовед и прозаик. «Под псевдонимом Асаев А. в 1962 году вышла книга «Куслезе ден муркайык». Под псевдонимом Асай - Ахмет Асылбаевич выступает как марийский корреспондент в 20-х годах»2

В Марийской правде каждые 10 лет появлялись статьи к юбилейным датам жизни Ахмета Асылбаевича. Первая такая работа появилась в 1972 году к 60-летию А. Асылбаева. К. Васин пишет статью «Писатель глубоких раздумий», автор статьи обращает внимание читателя на тот факт, что Ахмет Асылбаевич возглавлял печатный орган Союза писателей МАССР журнал «Ончыко». Автор статьи отмечает: «Приложил немало усилий, чтобы литературное творчество писателей нашей автономной республики плодотворно развивалось и крепло». Далее Ким Кириллович рассказывает о творческом пути литературоведа.

В 1982 году в Марийской правде А. Иванов печатает к 70-летию Ахмета Асылбаевича статью «Постигая правду жизни».

____________________________________________________________________________________________________

1. Васин К. Псевдонимы марийских литераторов. Йошкар-Ола, 1965. С. 7

2. Васин К. Псевдонимы марийских литераторов. Йошкар-Ола, 1965. С.13

3. Васин К. Писатель глубоких раздумий//Марийская правда. 1972. 15 июня С. 4

«Ахмет Асылббаевич - живая страница нашей литературной истории, он активный участник литературного процесса на протяжении не одного десятка лет».4 Далее автор статьи подчеркивает тот факт, что помимо деятельности критика, прозаика Ахмет Асылбаевич предстает перед читателем как автор хрестоматий по марийской литературе, по которой обучается не одно поколение школьников края. «Нельзя не отметить и то, что наследие М. Шкетана издавалось у нас главным образом благодаря усилиям Ахмета Асылбаевича».5

Кульбаева Н. в 1992 году публикует материал в Марийской правде «Из прошлого в будущее». Автор отмечает, что «всей жизнью связан с марийской словесностью. А. Асылбаев - это целая глава в истории марийской литературы, которую пишет бесстрастное время.»6. Кульбаева подчеркивает тот факт, что Ахмет Асылбаевич был современником О. Шабдара,


М. Шкетана, В. Мухина Я. Ялкайна. «К судьбам этих людей, к осмыслению их творческого наследия не раз на протяжении своей жизни возвращался Ахмет Асаев...».7 В 1997 году в Марийской правде появилась статья марийского поэта Зайнеева Г. «Служение родному слову». Автор статьи подчеркивает, что талант литературного критика проявился уже в первой его работе, посвященной М. Шкетану. «...Осып Шабдар научный руководитель дипломной работы оценил эту работу как «блестяще выполненную» и выразил надежду, что в лице Асылбаева мы имеем того будущего критика, о котором так давно мечтала наша писательская общественность».8
В 2008 году Марийское книжное издательство выпускает библиографический справочник «Писатели Марий Эл», составители
А.А. Васинкин, В.А. Абукаев - Эмгак, Л.А.Абукаева Ю.И.Соловьев, библиографы Н.И. Бушкова, Г.И. Байкова. В сборнике собран материал о жизни и литературной деятельности писателей края. ____________________________________________________________________________________________________________

5. Иванов А. Постигая правду жизни //Марийская правда. 1982. 11 июня. С. 4

6. Кульбаева Н. Из прошлого в будущее //Марийская правда. 1992. 17 июня. С. 4

4. Иванов А. Постигая правду жизни //Марийская правда. 1982. 11 июня. С. 4

7. Кульбаева Н. Из прошлого в будущее . //Марийская правда. 1992. 17 июня. С. 4

8. Зайнеев Г. Служение родному слову //Марийская правда. 1997. 12 июня. С. 4

Авторы не претендовали на подбор обширных данных о марийских писателях. Весь собранный материал дается в сжатой форме. В данном сборнике я нашел справку о жизненном пути Ахмета Асылбаевича, его творческой деятельности. Возможно, существует материал о жизни и литературной деятельности А. Асылбаева на марийском языке, но я не владею литературным марийским языком.

1. Строки из биографии

1.1. Детство и юность

Родился Асалбаев Ахмет Асылбаевич 15 июня 1912 года в д. Байгельде (Елтек) Бирского уезда Уфимской губернии - ныне Дюртюлинского района Республики Башкортостан. В своей автобиографии Ахмет Асылбаевич пишет: «Родители были крестьяне-середники, неграмотные, по национальности - мари. Отец в молодости батрачил, а потом в 1908 году женился на вдове, у которой от первого мужа было пятеро детей. В 1912 году родился мальчик назвали его Ахмет. Через два года после рождения в


1918 году умерла мать. Папа в 1914 был призван на военную службу. Началась Первая Мировая война. Затем революция, Гражданская война, только в 1920 году он вернулся тяжело больной и в 1921 году умер. После смерти родителей меня воспитывали старшие братья и сестры».9

"...После окончания экстерном школы, в 1926 году я поступил учиться на подготовительное отделение Бирского Педтехникума (Башкирской АССР) и полный курс этого техникума окончил 1931 году. С момента поступления на учёбу в техникум, веду самостоятельную жизнь (в период учёбы - за счёт стипендии, в период работы - за счёт зарплаты).

С февраля по сентябрь 1931 года работал учителем начальной школы п. Кульчубаево Мишминского района Башкирского АССР. По командировке Мишминского РОНО в сентябре месяце 1931 года поступил учиться в Марийский Государственный Педагогический институт
им. Н.К. Крупской. В период учебы был избран секретарем ВЛКСМ факультета.

___________________________________________________________________

9. ГА РМЭ фонд Р1004 оп. 1, д.13, л.9 «Автобиография»

По окончании Марпединститута, защитил диплом на тему: Творчество М. Шкетана (классика марийской литературы). Это была моя первая научно-литературная работа. По завершении литературного факультета Марпединститута (1935 году) получил квалификацию преподавателя средней школы по марийскому языку и литературе».10 В этом же году женился на Бердниковой Александре Николаевне.



1.2 Начало творческого пути

После окончания учёбы Ахмет Асылбаевич работал в аппарате Марийского Обкома ВЛКСМ в качестве инструктора-пропагандиста, где проработал год с 1935-1936. Затем, как знающего татарский язык, в августе 1936 года он был направлен на работу в Параньгинский район директором педагогического училища в качестве директора и преподавателя русского языка. В ноябре 1939 он начал работать в Марийском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории (МарНИИ), как специалист по марийской литературе младшим научным сотрудником. В 1940 году его карьера учёного продолжилась в МГПИ им. Н.К. Крупской в качестве старшего преподавателя марийской литературы. Асалбаев А.А. наряду с работой преподавателя сочетал работу исследователя; в свет вышли статьи «Марийская литература 1920-1930 годов», «Творчество марийского поэта М. Казакова» и к сборнику избранных произведений


М. Шкетана - предисловие «Жизнь и творчество М. Шкетана».11
1.3. Военный период в жизни Асылбаева А.А.

Войну Ахмет Асылбаевич встретил, как и многие горожане, на городском стадионе на праздновании двадцатилетия МАССР. В связи с Отечественной войной в августе 1941 года Марпединститут из г. Йошкар-Олы перевели в г. Козьмодемьянск. Но семья поехать уже не смогла, так как к этому времени он был главой большой семьи: трое детей и жена. Он устраивается в газету «Марий Коммуна» заведующим отделом ___________________________________________________________________________________________________

10. ГА РМЭ, фонд Р-1004, оп. 1, д. 15, л. 5

11. ГА РМЭ, фонд Р-1004, оп. 1, д. 15, л. 5.

информации и писем. В марте 1942 был призван на фронт, но из-за плохого зрения через восемь месяцев был демобилизован, вернулся вновь на работу в газету «Марий Коммуна». Но уже в феврале 1943 года был назначен директором Марийского Государственного издательства, где проработал до февраля 1946 года. В этот период написал интереснейшие работы «Марийская литература в дни войны», «О творческом росте С. Вишневского», составил программу по марийской литературе для пятых-седьмых классов, составил хрестоматию по марийской литературе для восьмых-десятых классов. В 1943 года за свою большую и плодотворную работу в области литературы Ахмет Асалбаевич был принят в Союз писателей СССР.
1.4. Мирное время.

В феврале 1946 года вновь переведен в МарНИИ, где исполнял обязанности учёного секретаря и замдиректора. Это время можно назвать самым плодотворным периодом творчества Ахмета Асаева-критика. «Он разрабатывает вопросы истории марийской литературы, пишет статьи о ранних этапах родной литературы. Одновременно проявляет живой интерес к текущему литературному процессу, творчеству молодых поэтов, прозаиков, драматургов. Многие из его статей и рецензий стали как бы добрыми напутствиями для молодых писателей»17.



В этот период он продолжал работать над темой о классике марийской литературы М. Шкетане, о его жизни и прозе, и драматургии, выступал в местной печати с критическими статьями и рецензиями по творчеству марийских писателей, совместно с другими авторами.

Составил новый проект орфографии марийского языка, марийско-русский словарь, хрестоматию по марийской литературе для седьмого класса. Отредактировал сборник пьес М. Шкетана с написанием послесловия о его пьесах.18

В 1953 учился на высших литературных курсах при литературном институте им. М. Горького.

С 7 по 13 декабря 1958 г. Принял участие в работе Первого съезда писателей Российской Федерации, на котором был учрежден Союз писателей РСФСР членом которого Ахмет Асылбаевич был в последствии.

С 1961 переведён на работу главным редактором журнала «Ончыко», проработал до 1972 года. Выйдя на заслуженный отдых Ахмет Асылбаевич продолжал свою деятельность как литературовед.

Кроме литературной деятельности Ахмет Асылбаевич занимал активную гражданскую позицию. Он был членом избирательной комиссии по выборам в Совет национальностей, членом Комиссии по Государственным премиям РСФСР в области литературы, искусства и исполнительского мастерства. (Приложение фото 6)

В 1960 году за его деятельность в области просвещения и воспитания подрастающего поколения Ахмет Асылбаевич получил звание Отличника народного просвещения. Кроме того награжден правительственными наградами: медалями «За доблестный труд», « В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Ветеран труда» (Приложение фото 7)

___________________________________________________________________

13. ГА РМЭ, фонд Р-1004, оп. 1, д. 13, л. 9. «Автобиография»

В 1967 - 1971 был депутатам Городского Совета г.Йошкар-Олы. (Приложение фото 8)

16 ноября 1999 года Асылбаев Ахмет Асыбаевич умер и был похоронен на Туруновском кладбище.


2. Талантливый литературовед 2.1. Начало творческого пути

Началом литературного творчества Асылбаева Ахмета Асыбаевича можно считать 1935год, когда он заканчивая Марпединститут и защитил диплом на тему: «Творчество М. Шкетана (классика марийской литературы)». Как признается сам Ахмет Асыбаевич: «Это была моя первая научно-литературная работа»14.

Как литературовед и писатель - драматург Ахмет Асыбаевич известен под псевдонимом Ахмет Асаев. В свет вышли его статьи: «Марийская литература 1920-1930 годов». «Творчество марийского поэта М. Казакова» и к сборнику избранных произведений М. Шкетана - предисловие «Жизнь и творчество М. Шкетана». До этого никто не брался за работу литературоведа, критика марийской литературы. Ахмет Асылбаевич был первым, кто попытался проанализировать творчество марийских писателей и поэтов. Указать на их сильные и слабые стороны. Я считаю, что быть первым всегда не просто. Ахмет Асылбаевич не побоялся сложностей и в его лице марийс кая литература приобрела умного, знающего и чуткого критика.

В 1940 году им написана работа «О марийской драматургии».

«...Я не знаком с горномарийским языком и касаться горномарийской драматургии я не буду. На что я хочу обратить ваше внимание, вопрос о марийской драматургии почти не разработан, не изучен, не исследован. ...Марийская литература является лишь детищем революции..» Очень подробно Ахмет Асылбаевич остановился на пьесах таких драматургов как С.Н. Николаев: «18те ий», «Салика», «Родина верч», «Учо». Г. Ефруш «Йэшем», «Энгеремышвоз».

«...Драматургия носит оптимистический характер, она насыщена активностью, действием, самобытностью».15



_____________________________________________________________________________________________________

14. ГА РМЭ, фонд Р-1004, оп. 1, д. 13, л. 9. «Автобиография»

15. ГА РМЭ, фонд Р-1004, оп. 1, д. 17, л. 15. А. Асаев «О марийской драматургии»

В своей статье автор рассказывает о всех позитивных молодых марийских драматургах, не обошлось и без критических замечаний. Особое внимание в статье уделяется одному из маститых писателей-драматургов Шкетану. Дальше он остановился на вопросе о том, что пока в арсенале марийского творчества нет оперы и оперетты.

В заключении Ахмет Асылбаевич замечает: «...Литература наша является правдивой, с существует для народа».16

___________________________________________________________________

16. ГА РМЭ, фонд Р-1004, оп. 1, д. 7, л. 19. А. Асаев « О марийской драматургии»


2.2 «Марийская литература в период Октябрьской революции
и гражданской войны».

В 1942 году из-под пера Ахмета Асылбаевича выходит большая работа. «Марийская литература в период Октябрьской революции и гражданской войны». Это большой основательный труд о непростом периоде становления марийской профессиональной литературы. Автор работы указывает точную дату появления советской марийской литературы. «Марийская советская литература, главным образом, поэзия, появилась на страницах массовой печати в 1918 году. Это было откликом на Великую Октябрьскую Социалистическую революцию. Авторами первых поэтических произведений были помимо известных С. Чавайна,


М. Шкетана, красноармейцы, крестьяне, интеллигенция, женщины то есть те, кого мы называем сейчас поэтами корреспондентами. В их произведениях громко звучал призыв к труду, просвещению, образованию, раскрепощению женщин». В заключении автор подчеркивает, что «...литературное творчество поэтов периода Гражданской войны можно охарактеризовать как гражданскую лирику, возникшую из эмоциональных ощущений, идей Октябрьской революции, ее завоеваний. Анализирую первые произведения советской марийской литературы, убеждаешься, что это было время, когда непосредственно из массы народа входят в жизнь новый человек, полный горячей жажды приобщиться к культуре, в борьбе за новую жизнь».18

2.3 « Марийская литература в дни войны»

В 1945 году в свет вышла работа Ахмета Асылбаевича «Марийская литература в дни войны». В данном труде представлен анализ литературной деятельности марийских поэтов и прозаиков за годы Великой Отечественной войны. Общей темой для всех стал огромный патриотический подъем Советского народа, подвиг советского воина на фронте, подвиг советского человека в труде по оказанию помощи фронту. «Во время войны особенно выросла самая эмоциональная форма


литературы - поэзия. За период отечественной войны издано 10 сборников стихов марийских поэтов, 8 номеров альманаха «За Родину» выходящем на марийском и русском языках». Далее Ахмет Асылбаевич подробно останавливается на анализе стихотворений М. Казакова «Родина», Осмина
«Товарищ», М. Майна «Кровь за кровь». Всех их объединяет тема борьба с фашизмом за освобождение своей Родины. Подробно автор работы останавливается на сборнике стихов М. Казакова, написанном им в
1943 году. «Тул коклаште», состоит из 4-х разделов, в один из которых называется «Лирическая тетрадь» Основной мотив любовной лирики Казакова во время войны является мотив «верь и жди». Останавливается А. Асылбаев и на поэме Казакова «Пулеметчик», посвященной Герою Советского Союза Архипову. Это лирический рассказ о человеке, совершившем самоотверженный подвиг ради любви к Родине.

Отдельной главой работы является материал, посвященный творчеству фронтовика Максу Майну. За время войны вышли два его сборника стихов «Клятва» и «За Родину», где автор рисует реалистические картины героической борьбы Советского народа. «Осмин - поэт оригинальный. Он уже достаточно овладел народным творчеством и фольклором и это плодотворно сказывается его сборнике «Исполин».18 Не забывает Ахмет Асылбаевич упомянуть и о погибших на фронте поэтов, проанализировать их творчество. Это поэты Шадит Булант и Василий Элмор. «В своих стихах они выразили свои истинные патриотические чувства, восхваляли патриотические дела советского народа».18 а

Анализируя творчество молодого поэта - фронтовика Семена Вишневского, А. Асысбаев останавливается на его сборнике стихов «Фронтовые дороги».

__________________________________________________________________

18 а. ГА РМЭ, Фонд Р-1004, оп. 1, д. 20, л. 24-26 А. Асаев «Марийская литература в дни войны»
Далее Ахмет Асылбаевич анализирует марийскую прозу, указывает на отсутствие большого эпического жанра - повести и романа. За период войны на марийском языке опубликованы лишь рассказы К. Васина «Куран» и «Два сына», К. Скворцова «Мать», Тиматова «За Родину» Д. Орая «Урожай» и несколько рассказов Лекайна.

В дни войны напечатано на марийском языке около 3 - десятков очерков о наших героях - земляках.

Автор труда указывает на тот факт, что в области драматургии не появилось ни одного произведения. Обобщая свои мысли, в заключении
А. Асаев пишет «...Литература великая воспитывающая и организующая сила. Литература - средство самовоспитания, через нее народ узнает себя, своих героев...».19
2. 4 «За идейно - художественное качество марийской прозы».

Ахмет Асылбаевич отмечает, что «нашим писателям часто не хватает литературного образования, чутья»20 Есть в творчестве марийских авторов и грубые исторические ошибки, так в 1943 году, будучи на фронте В. Рожкин написал повесть и хотел издать. В этой повести рассказывалось о том, что линия фронта проходила по территории МАССР. Марийские юноши и девушки партизанят в марийских лесах против немцев. Далее А. Асылбаев остановился на отражении истории края в произведениях марийских прозаиков. Яркие произведения этого периода, посвященные событиям восстания под руководством С.Т. Разина на территории Козьмодемьянского уезда отражены в повести Кима Васина «Ветлуга шумит». Ему же принадлежат рассказы «Акнай» и « Юкей Егоров», где автор рисует участие марийского народа в восстании под руководством Е.И.Пугачева. «...К. Васин в своих рассказах дает объективное описание фактов и событий, трактуя свой материал реалистически, соблюдая исторические факты... Ясно, что Васину еще многому надо учиться: и строить фабулу, и рисовать образы своих героев. ...Эти рассказы уже показывают, что в лице Васина мы имеем одного из будущих талантливых прозаиков».21 Ахмет Асылбаевич не ошибся в оценке творческого таланта К. Васина, его перу принадлежит много талантливых работ.

Далее автор доклада останавливается на вопросе перевода . В частности он пишет: «Рассказ - почти единственный литературный жанр, который имеет свое национальное название в марийской литературе - «оилымаш», а названия остальных жанров литературы являются заимствованными, за исключением стихотворений, которые одновременно называются и «стихотворения» и «почеламут».22

С сожалением литературовед говорит о том, что нет произведений марийских авторов на научно- фантастическую тему, за исключением одного «Сапам лийже мланде» (Привет моя земля), Кима Васина.

Начиная с 1941 года из-под пера марийских писателей, поэтов вышло более полсотни рассказов, все они посвящены Великой Отечественной войне. Среди них много фронтовых записок, например, Миловидова
«По грозным дорогам войны», в которой прослеживается путь лейтенанта Белякова с 1941 по 1945 годы. «...Очерк самый любимый жанр, разведчик большой литературы, на очерках можно воспитывать молодых писателей, журналистов...».23 «Очеркист как и историк должен видеть не только события но процессы. Самые существенные, те, которые эту закономерность подтверждают. Разгадав закономерность процессов, он может из множества отдельных явлений отобразить главное»".24

Резюмируя свою работу Ахмет Асылбаевич отмечает: «Критика, как и всякая литература, обязана развивать вкусы народа, поднимать выше его требования, обогащать его новыми идеями, вести народ вперед». 25



___________________________________________________________________________________________________

22. ГА РМЭ, фонд Р-1004, оп. 1, д. 18, л. 6. А. Асаев «За идейно-художественное качество марийской прозы»

23. ГА РМЭ, фонд Р-1004, оп. 1, д. 18, л. 21.А. Асаев «За идейно-художественное качество марийской прозы»

24.ГА РМЭ, фонд Р-1004, оп. 1, д. 18, л. 23. А. Асаев «За идейно-художественное качество марийской прозы»

25.ГА РМЭ, фонд Р-1004, оп. 1, д. 18, л. 45. А. Асаев «За идейно-художественное качество марийской прозы»
2.5 Творчество М. Шкетана

Особое место в литературной деятельности Ахмета Асылбаевича занимает вопрос изучения литературного наследия М. Шкетана. Он пытался издать полное собрание сочинений М. Шкетана. Редактировал первый его том, но издать полное собрание сочинений не получилось, материалах архива находятся черновики его работ, посвященных творчеству


М. Шкетана. Это - статьи для учёных записок МарНИИ
«О прозе М. Шкетана»; доклады "О жизни и творчестве
М. Шкетана"; "Биография М. Шкетана"; "Драматургия М. Шкетана»; статьи в «Марийской правде», «Марий Коммуне» о творчестве М. Шкетана. Ахмет Асылбаевич работал над выпуском сборника его пьес.
2.6. За чистоту марийского языка

Ахмет Асылбаевич уделял большое внимание марийскому языку. Всегда выступал за его чистоту. Работал в соавторстве над составлением Марийско-Русского словаря. Редактировал сборник писателя Ибатова "Пословицы и поговорки." Много сил уделял вниманию школьным программам по изучению марийской литературы. Издавал школьные хрестоматии по марийской литературе.

Ахмет Асылбаевич в 1958 году пишет радиопьессу "С.Г Чавайн", работу «С.Г. Чавайн - жизнь и творчество». На юбилейном вечере посвещённом 80-летию С.Г. Чавайна сделал доклад о его жизни и творческой деятельности.
2.7. Ахмет Асаев прозаик, драматург

С начала 50-х годов А.Асаев стал писать художественные произведения. Часто появлялись в печати очерки, рассказы. Итогом многолетнего труда стал роман «Ошвичыжат-йуксыжат» («Лебеди бельские»). Это самое крупное произведение А.Асаева - прозаика. Роман открывается фразой: «Весна 1964 года...» Роман пронизан настроением кануна больших перемен, которые происходят в современной деревне. Раскрывается история разрушенной семьи главного героя романа Петра Чолпана в период войны и его новая встреча, спустя много лет с «чужой» семьей: с первой женой и родным сыном...». В переводе на русский язык роман вышел под названием «Земное притяжение». Ахмет Асылбаевич пишет пьесы. Марийский драматический театр поставил по его пьесам: спектакли - «Клятвенная береза», и «Ужара мурызо» («Певец зари»). Если первая драма показывает колхозную жизнь, то вторая возвращает нас к событиям дореволюционной поры, воскрешает страницы жизни, молодые годы марийского классика С. Чавайна. В 1982 году в журнале « Ончыко» появилась пьеса «Через всю жизнь», посвященная С. Чавайну. Позже


А. Асаев написал еще несколько пьес, они включены в книгу «Юлмар ден юмын удыр», « Юлмар и дочь Бога».

Заключение

Ахмет Асылбаевич Асылбаев прожил большую интересную жизнь. Воспитанный Советской властью он был предан ее идеалам. Нельзя не согласиться с тем фактом, что только благодаря доступному образованию талантливый юноша мог учиться в школе, затем в институте. Всю свою жизнь Ахмет Асылбаевич посвятил изучению родного марийского языка и творчеству марийских литераторов. Сам был талантливым писателем, драматургом.

Из интервью с его внучкой Венгриной Ларисой Борисовной я узнал о его человеческих качествах. К сожалению, Лариса Борисовна очень мало знает о его литературной деятельности, так жили они не вместе. Она помнит его как внимательного отца и дедушку. Очень трогательными были отношения его с женой. Тяжело переживал Ахмет Асылбаевич смерть Александры Николаевны. Вскоре ушел из жизни и его младший сын Рудольф

Лариса Борисовна помнит своего дедушку всегда за работой. Он что-то постоянно читал или писал. Часто ему звонили по телефону или он звонил и с кем-то беседовал. Никому Ахмет Асылбаевич не отказывал в совете. Старался помочь молодым дарованиям. В его квартире была собрана большая библиотека произведений марийских писателей и драматургов, как на русском, так и на марийском языках.

Быть первым всегда не просто. Ахмет Асылбаевич был первым литературоведом и критиком марийской литературы и драматургии. В архивном фонде Р-1004 собраны его рукописи докладов и статей, над которыми он работал. Мне проще проанализировать было эти работы, чем его большие литературные произведения и пьесы. Пока я все делаю на уровне ученика. Часть архивного материала на марийском языке для меня была не доступна, так как я не владею языком. Меня поразила его трудоспособность. За 8 лет с 1940 по 1948 год им написаны кардинальные работы его как критика, такие как:
«О марийской драматургии», «Марийская литература в период Октябрьской революции и гражданской войны», «Марийская литература в дни войны», «За идейно-художественное качество марийской прозы». Это очень большой труд, необходимо познакомиться с каждым произведением, проанализировать, написать свой отзыв.

Возможно, есть еще критические статьи, но в фонде Р-1004 я их не нашел. Уже эти работы говорят о таланте Ахмет Асылбаевич, как литературного критика, который видел и положительные аспекты в творчестве автора, в то же время мог справедливо покритиковать за какие-то минусы, и тем самым помочь исправить ошибки. Большие прозаические произведения его я пока не могу проанализировать, в силу того, что этому много надо учиться, я же пока учусь только в 8 классе. Конечно, это школьная работа, и в ней я попытался собрать и проанализировать материалы о жизни и творческом пути Ахмета Асылбаевича. Надеюсь, это будет темой моего будущего исследования, где, будучи уже более взрослым, я смогу выполнить эту работу на более высоком научном уровне.




Список использованных источников и литературы.
1. ГА РМЭ Личный архив Асылбаева Ахмета Асылбаевича. Фонд Р-1004, оп. 1, д. 13, л. 9-11. «Автобиография»

2. ГА РМЭ Личный архив Асьшбаева Ахмета Асылбаевича. Фонд Р-1004, оп. 1, д. 15, л. 5. «Характеристика на младшего научного сотрудника, исполняющего обязанности ученого секретаря МарНИИ при Совете министров МАССР»



  1. ГА РМЭ Личный архив Асылбаева Ахмета Асылбаевича. Фонд Р-1004, оп. 1,
    д. 7, л.л. 15, 16, 19. А. Асаев «О марийской драматургии»

  2. ГА Фонд Р-1004, оп. 1, д. 10, л.л. 1,10-11. А. Асаев «Марийская литература в период Октябрьской революции и гражданской войны»

  3. ГА РМЭ Личный архив Асылбаева Ахмета Асылбаевича. Фонд Р-1004,
    оп. 1, д. 20, л.л. 24, 26, 38, 44. А. Асаев «Марийская литература в дни войны»

  4. ГА РМЭ Личный Асылбаева Ахмета Асылбаевича. Фонд Р-1004, оп. 1, д. 8, л.л. 6, 8, 16, 21, 23, 26, 41, 45 А. Асаев «За идейно-художественное качество марийской прозы»

  5. Иванов А. Постигая правду жизни//Марийская правда. 1982 г. 11 июня с. 4
    8. Васин К. Псевдонимы марийских литераторов. Йошкар-Ола, 1965

9. Кульбаева Н. Из прошлого в будущее// Марийская правда. 1992. 17 июня. С. 4

10. Зайнеев Г. Служение родному слову// Марийская правда. 1997. 12 июня. С. 4





16


Приложение.


Фото 1. Студент Бирского педтехникума Башкирской АССР 1926 год


Фото 2. Учеба в МГПИ им. Н.К.Крупской .

Секретарь ВЛКСМ факультета (1934 г.)

Фото 3. Ахмет Асылбаевич в кругу семьи (конец 40-х годов)



Фото 4. Членский билет Союза писателей СССР.


Фото 5. Работа в МарНИИ (1946- 1961 г.г.)


Фото 6. Член комиссии по выбору кандидатов в Совет Национальностей




Фото 7. А. Асылбаев в 80-е годы XX века.




17 ГА РМЭ., фонд Р-1004, оп.1, д.15, л. 5

 Иванов А. Постигая правду жизни//Марийская правда. 1982 – 11 июня. С. 4

18 ГА РМЭ, фонд Р-1004, оп. 1, д. 7, л. 19. А. Асаев «Марийская литература в период Октябрьской революции и гражданской войны»

1919. ГА РМЭ, фонд Р-1004, оп. 1, д. 20, л. 38. А. Асаев «Марийская литература в дни войны»

2020. ГА РМЭ, фонд Р-1004, оп. 1, д. 20, л. 44. А. Асаев «Марийская литература в дни войны»