Малая рериховская библиотека - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Малая рериховская библиотека - страница №9/9


КУЛЬТУРА

_________________________________________________________________________


Друзья мои!

Скажем кратко, в чем сущность наших задач и стремле­ний. Все определенное может быть выражено кратко: мы по­могаем Культуре. А если кто в минуту дерзновения возьмет на себя бремя сказать: «Мы слагаем Культуру», то он будет неда­лек от истины. Каждый помогающий разве не является и со­трудником?

Мы просим наших друзей каждый день мыслить, произно­сить и применять понятия Красоты и Культуры. В этом нет ничего нового, ибо вообще ничего нового нет. Но мы собираем около этих ценных понятий новое усилие, мы стремимся по­мочь напряжению созидательной энергии. Мы стремимся изу­чать и воплощать так называемую абстракцию в реальность. Очень легко из каждого действия сделать абстракцию. И в этой отвлеченности утерять возможность действен­ности.

Мы видим постоянно, что самое реальное учение жизни превращается искусной риторикой в недосягаемую абстракцию и для успокоения малодушия передается в неосязаемую облач­ность. Сделать эти искусственно созданные великие абстракции реальностью и сущностью жизни есть ближайшая задача Куль­туры. Невозможно представить себе, чтобы истинное познание сущности, истинное учение жизни что-то только запрещало, отсекало и омертвляло.

Истина будет там, где будет явлено беспрепятственное строительное расширение, вмещение и любовь к неустанному подвигу. Враги наши говорят, что мы будто бы образуем из себя какое-то особое племя. Если бы под этим они подразу­мевали народ Культуры, то, пожалуй, и это вражеское опреде­ление, как это часто бывает, явилось бы близким к истине. Этой истины мы и не будем бояться. Если как высшее обви­нение отживающий черный век скажет нам: «Вот, собрались




182





мечтатели и воображают, что они могут помочь человечеству». Ведь именно в этой помощи человечеству нас и укоряют. Но каждый из рассеянных по всем странам соратников наших при этом улыбнется и скажет: «А разве каждый естественный труд не является помощью человечеству?». Ибо мерзко было бы думать, что каждый трудящийся трудится лишь для себя самого. Нет, он трудится для кого-то, ему неизвестного. И тот неизвестный примет этот безымянный труд как некое выраже­ние Благодати, облегчающее ему прохождение земного пути. Не мечтатели, но воплотители мыслей; мечта улетает в без­брежный воздушный океан, но воплощение мыслей творит сущности и цементирует пространство грядущими создания­ми. О творчестве мыслью во многообразии говорили все ре­лигии, все учения. За многие тысячелетия до нашей эры егип­тяне знали это творчество мысленное. И еще сказано всюду: «Мысль и любовь». И под видом сердца, и змия, и чаши во всем многообразии благих символов дается то же предначер­тание мудрое: «Мысль и любовь».

Ведь из мысли, эманации совершенно реально, мы ухит­рились сделать отвлеченность. Мы забыли, что не рука, но мысль и творит и убивает. А из любви мы сделали или кислое воздыхание или мерзость блуда. Дошло до того, что некоторые отрасли Христианской Церкви совершенно недавно даже сан­кционировали аборт. Это несчастное узаконение должно пони­мать как высшую меру отрицания духовности. Подумайте, если Церковь вместо мудрого распределения сил и воздержания будет рекомендовать убийство, если постоянно говорится о де­лении мира на созидателей и разрушителей, то ведь эта мера была бы страшным знаком разрушения. Но Культура по сущ­ности своей не знает разрушения, как такового. Она безудерж­но, беспрестанно создает, она постоянно покрывает новым, высшим куполом несовер­шенство вчерашнего дня, Но где же тот камень, который не пригодился бы мудрому строителю, берегущему каждую возможность? Истинно, в разных частях света сейчас возникает напряжение строительной энергии. Ряды молодых работников вопиют: «Мы изнемогли от разруше­ния, мы отяжелели от бессмысленной механизации, мы хотим творить, мы хотим делать ту полезную работу, которая соеди­нила бы нас со светлым будущим». В старых учениях всегда указывался мост, соединяющий старый и новый мир. И нигде не говорилось ни о разрушении, ни о насилии.

Если мыслить о духовности будущего, то ведь эта духов­ность не будет отвлеченной, но снова она вернется в зримость, в ощутимость, в непреложность. И снова Благодать станет ве­щественною, как вещественна и весома даже мысль. Если кто облагораживает жизнь свою, если кто вместо сорительного зло-




183





речия старается вернуться к творчеству светлому, разве это смешно? Ведь хихикать будут только невежды, для которых само Знание уже является отвлеченностью, а сама Красота ненужною роскошью и сама Благодать младенческою сказкою. Но самые серьезные ученые уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков.

Те же ученые показали нам, что Культура и достижение государств строились Красотою. Уберите памятники Красоты, и весь аспект истории нарушится. Живучесть Красоты, вековая жизнеспособность Культуры говорят нам об истинном претво­рении отвлеченности в явленную жизнь.

Вот и мы, вовсе не мечтатели, но работники жизни, и по­стулат наш прежде всего в том, что мы стремимся сказать на­роду: «Помни о Красоте, не изгоняй ее облик из жизни и зови действенно и других к этой трапезе радости! А если увидишь союзников, не отгони их, но найди всю меру благого вмеще­ния, чтобы позвать нас на то же мирное необъятное поле труда и созидания. В Красоте и в духе укрепятся силы твои, и взгля­нешь ты ввысь и прострешь крылья свои, как завоеватель сужденного Света...» В дни особых смятений и содроганий мы будем твердить о том же созидании, о том же благодатном Свете. И нет такого условия, которое могло отвратить вступив­шего на путь созидания.

Не убоимся во имя Прекрасного и будем помнить, что на­смешка невежества лишь толчок для подвига.

Отрешаясь от эгоизма, если будем не только сами стремить­ся по пути Прекрасного, но и будем всемерно открывать его близким, мы уже будем выполнять ближайшую задачу осветле­ния Культуры — восхождения духа.
1930


К ДАЛЬНИМ

_________________________________________________________________________


Хочется побеседовать со всеми ведомыми и неведомыми друзьями. Знаем, что большинству из вас, а вернее, и всем нам сейчас тяжко. Ваша культурная работа как бы не нужна. Часто о ней даже и заикаться не приходится. Трудно и морально, и денежно. Самые лучшие начинания неуместны. Отчаиваются соратники. Проползает сомнение. Слова о лучшем будущем ка­жутся химерами.






184





По счастью, в глубинах сознания внесрочно и неумолчно звучит голос победы. Много вы передумали, много перечитали, много бесе­довали, чтобы вызвать и укрепить этот спасительный приказ. Восхищение, восторг, радость тоже должны быть при­казаны себе. В этом твердом волении скажутся познавания ваши, накопленные, собранные.

Приказ о радости вырастает из постоянного творческого де­лания. Будет оно или мысленное или действенное — безразлич­но. Важно, чтобы оно было, и тогда не обуяет вас отчаяние. Кто-то скажет — опять слова, а действительность больно ударя­ет нас. Того гляди и череп проломит!

Для кого слова, а кому и утверждение. И если в таком утверждении встретимся, то вместо слов вырастут решения.

Об Армагеддоне достаточно слышали, и потому нечего по­ражаться. Происходит сложенное человечеством. Гроза, и ливень, и вихрь! Если над вами есть кровля — переждите. Не бросайтесь опрометью во тьму. Если бы вы могли по-преж­нему общаться, многое могло быть обдумано на пользу общую. Но ненастье настолько велико, что общения прерываются. «И это пройдет». Даже в трудные дни накопим и научимся. Среди накоплений будет ценным сознание о друзьях невиди­мых. Говорят, что и больным легче вместе. Также и труждающимся легче сознавать о путниках на тех же путях.

О Культуре всегда уместно было мыслить, но теперь особен­но. Пусть даже о разных плоскостях ее думается. Все равно — лишь бы о строительстве, о познавании, о труде сознательном. По этому направлению все вы мыслите на разных наречиях, в разных странах.

Реальность, действительность зовет вас, и вы знаете, что добро едино во всем своем многообразии. К одному берегу пристанут труженики Культуры. Радостна будет встреча.

Друзья, порадуемся!
1941

МАХА БОДХИ

_________________________________________________________________________


В Сутрах дается прекрасный завет:

«Учение подобно пламени светоча, который возжигает огни многие. Они могут послужить для приготовления пищи или для рассеяния тьмы, но пламя светоча остается неизменно сия­ющим» (Сутра, 42 чл.).







185





И среди служения возглашается: «Да будет жизнь тверда, как адамант; победоносна, как знамя Учителя; сильна, как орел; и да вечно длится».

Истинно прекрасны эти заветы крепости, готовности, пре­данности и благородного действия.


Велика радость строения! Благородно действие творчества! Прекрасно каждое приношение во имя Культуры духа! Памятен этот день и для буддистов, и для всех, почитающих духовную Культуру. Из пепла опять восстает великое понятие. Память о подвиге опять вызвана в умах мыслящего человечества, опять подтверждая истину неизменно сияющего светоча.

Когда паломники посещали Сарнат, они чуяли в сердце своем, что не без причины это историческое место пребывает скрытым, кладу подобно. В сужденный час опять восстают ис­торические ценности незабываемых памятников.

Неповторенные изображения Сарната величием красоты духа прошли по всему миру. При самых неожиданных обстоя­тельствах можно было убеждаться, с каким почтительным вни­манием относятся люди к этому славному памятнику вечности. Люди самых разнообразных положений и верований объединя­лись восторгом от изображения, благого и сострадательного.

Прекрасна ваша мысль сделать Сарнат центром. Поистине, какое другое место по историческому и географическому значе­нию может равняться Сарнату?

Знаем, что каждому древу нужно время для роста. И центр Сарната не избежит этого закона и будет развиваться постепен­но и твердо. Терпение, настойчивость, преданность, единение и любовь скуют прочное основание вашему центру.

В наши дни так нужно взаимопонимание, ведь мир содро­гается в ненависти и разрушении! Каждое сердце человеческое пусть устремляется к духовному единению и творческому со­зиданию.


В памятные дни будем думать о том, о чем не следует забывать. В дни всемирного жестокого материального кризиса оглянемся на причины, создающие это повсеместное бедствие. Казалось бы, открытия и изобретения последнего времени дали людям новые необычайные возможности. Сообщения под­водные, водные, подземные, надземные и воздушные предо­ставляют свои услуги для ускоренного обмена и, казалось бы, особенно напряженной деятельности. Но между тем вместо благоденствия всюду вспыхивают потрясения и несчастья. В самых, казалось бы, состоятельных странах образуются устрашающие много­миллионные армии безработных. Чем же





186





могут порадовать челове­чество ускоренные всевозможные пути сообщения?

Взвесим мысленно грузы перевозимые, достаточно ли среди товаров отведено места истинным духовным ценностям? Сказано и повторено всюду: «Не о хлебе едином жив будет человек». И если даны людям необычайные возможности пе­редвижения и сообщений, то ведь прежде всего они должны быть направлены к посылкам духовных ценностей. Тех ценностей, которыми созидались сильнейшие государства и кото­рые давали эпохи расцвета и возрождения, перед чем сейчас восторженно трепещет сердце. Если мы не вспомним опять о великих ценностях духа, то в какую же бездонную тьму мы можем погрузиться!

Но самое трудное материальное время, не дает ли и оно толчок к истинно духовным поискам и нахождениям? И вот, когда грузы подземные и воздушные уравновесятся светлыми духовными устремлениями и нахождениями, то и созидатель­ные решения, казалось бы, неразрешимых проблем снизойдут в виде прекрасного светлого Вестника. Учение предвидит и труд­ности, но за ними всегда предуказана светлая возможность. Пусть же эта возможность не остается отвлеченной, но оплодо­творит творческое мышление человеческое, окрыляя к светлым строительным совершениям.

Когда мы вспоминаем о еще не вскрытых развалинах Сар­ната, Наланды, Капилавасту и другие памятные места Индии, Цейлона, Непала, Индокитая, невольно думается, зачем эти па­мятные места должны лежать в развалинах, когда они, подобно многим другим памятникам, еще могли бы стоять и изумлять, и вдохновлять умы; но около этих старинных мест мы видим уже новые построения и знаем, как многому суждено быть открытым, и каждый год приносит нам новые реликвии пре­красных старых нахождений. «Мир всему живущему», — говорят нам эти реликвии. Пусть же и этот Завет не остается абстракт­ным, но в ряду лучших духовных ценностей пусть он опять цветет огненно серебряными листами Лотоса, бесчисленными, как бесчисленны огни сердец устремленных.

«Мир всему живущему».

Дружелюбие!

«Архат отдыхает ли? Уже знаете, что отдых есть перемена труда, но истинный отдых Архата есть мысль о Прекрасном. Среди трудов многообразных мысль о Прекрасном есть и мост, и мощь, и поток дружелюбия. Взвесим мысль злобы и мысль блага и убедимся, что мысль прекрасная мощнее. Разложим органически различные мысли и увидим, что мысль прекрас­ная — сокровищница здоровья. В мышлении прекрасном узрит




187





Архат лестницу восхождения. В этом действенном мышлении есть отдых Архата.

В чем же можем найти иной источник дружелюбия? Так можно вспоминать, когда мы особенно утеснены. Когда по­всюду закрываются ставни самости; когда гаснут огни во тьме, не время ли помыслить о Прекрасном? Не загрязним, не ума­лим этот путь. Лишь в нем привлечем то, что кажется чудес­ным. И чудо не есть ли неразрывная связь с Иерархией? В этой связи и вся физика, и механика, и химия, и вся пана­цея. Кажется, немногим устремлением можно продвинуть все пре­пятствия, но полнота этого условия непомерно трудна людям! Почему они отрезали крылья прекрасные?» Так гово­рит книга «Мир Огненный».

«Все ли здесь?», «Все ли готовы?» — перекликаются до­зорные на стенах Твердынь. С Башен им отвечают: «Всегда готов» — «Бодрствуем во благе!» Поистине, следует перекли­каться в нынешнее темное время всем, кто мыслит о благе. Через все горы и океаны следует объединенно держаться всем сердцам правды.

В час торжественный как же не объединиться и не послать всем ведомым и неведомым друзьям слово о дружелюбии. Не слабость, не безразличие это дружелюбие. Стремление к правде заложено в нем. Связано с ним желание лучшего пре­успеяния и беспредрассудочного познавания. Может быть, ни­когда еще мир не нуждался настолько в основе дружелюбия.

«Мир всему живущему». Но путь к этому миру через то дружелюбие, которым должны быть полны сердца наши всегда, во все время дня и ночи, при каждой встрече. Ведь нигде не заповедано «во встречном ищи врага». Наоборот, дружелюбие является тем творящим началом, которое создает обновленную, преображенную жизнь.

Какие множества веков должна была протекать жизнь зем­ная, чтобы опять в тоске разрушения и утеснения мы должны вспоминать об оружии Света, о панцире дружелюбия. Может быть, это излишне, может быть, земная жизнь протекает в до­статочном духовном и телесном благосостоянии? Может быть, мы не должны в предрассветный час тосковать сердцем нашим о бедствиях народных?

Но невозможно закрывать глаза на каждодневные сообще­ния о духовных смятениях, об убийствах тела и духа, о страш­ных призраках лжи и взаимного поношения. Доходит человечество до предела разложения. Нужно строить, необходимо неотложно предаться тому светлому строению, которое понима­ется в высоком значении Культуры. Где же те словари добра, где же те высокие начала, которые могут залить благодатью язвы мира, которые так ужасно открылись в дни наши?




188





Не призрачны эти бедствия. У каждого из нас собралось бесконечное количество сообщений о всевозможных разлагаю­щих ужасах как в частной, так и в общественной жизни. Само добро, как таковое, начинает казаться многим чем-то отвлечен­ным, недосягаемым, таким далеким, что и стремиться к нему будто бы не в силах человеческих.

Но не может быть сомнения об этом вездесущем Благе, когда каждое человеческое сердце знает, что есть дружелюбие. Поверх всяких засорений, нечистот, невежества, клеветничества, предательства каждый, хотя бы и духовно опустошенный человек, каждый двуногий все-таки знает, что такое улыбка: не улыбка глумления, но благая улыбка дружелюбия. Как же мы можем приступить к рассуждениям и к решениям, если мы не обезвредимся истинным дружелюбием?

Мы должны думать не только о том, что свойственно лишь очень немногим избранным. Учитель Великий шел ко всем. Все заповеди говорят о том, что принадлежит всем. Из простейших начал всем, всем, всем заповедано дружелюбие. В пламенении сердца это дружелюбие претворится и в любовь, в ту самую животворную, чудесно творящую любовь, которая во всем ору­жии Блага указывает: «Да живет все живущее».

Если бы чье-то сердце еще не возмогло вместить этот все­объемлющий завет, то ведь и у него останется простейший повседнев­ный путь дружелюбия. Начатый от семьи, от рода, от близких, путь дружелюбия восходит великой спиралью до самых вышних обителей.

Много говорим о сердце. Но без основного дружелюбия какое же это будет сердце! Даже дикие звери глубоко чувствуют начало друже­любия. Чем же прежде всего отвращает человек даже самое лютое нападение? Глаз дружелюбия, взор добра ос­тановит самые зверские когти.

Озарение высоких сердец, их светоносность, зажженная лю­бовью, ведь началась когда-то от такого же повседневного дру­желюбия. Началась эта великая сила у того единого костра, к которому сходятся путники пустыни. А разве не путники мы? Разве не обезводили все пустыни духа? Страшно остаться во тьме безоружным, когда из черной мглы несутся вопли нена­висти и взаимоудушения.

Нужен Свет. Нужен священный огонь. Нужны оружия Света, которые сиянием своим рассеют полчища тьмы и разло­жения. Первым оружием Света, о котором так прекрасно ска­зано в заповедях всех заветов, будет именно общечеловеческое дружелюбие. Первым качеством этого дружелюбия будет непре­станное творчество, созидательный труд, который вместо тяж­ких оков каждодневности превратится в сияние творящего праздника.




189





Эту творящую любовь, это всеобщее дружелюбие хранят до­зорные, перекликаясь в час торжественный на стенах Твердынь. «Все ли здесь?», «Все ли готовы?»

Меттасутта посылает свой мудрый зов дружелюбия словами: «Как мать, подвергая опасности жизнь свою, блюдет свое дитя единое, так пусть каждый растит дружелюбную мысль ко всему сущему. Пусть он взрастит в себе желание ко всему миру и дружелюбие и вверху, и внизу, и всюду, неограниченно, без всякой ненависти, без всякой вражды!» (Меттасутта 7,8).




ПАШНЯ КУЛЬТУРЫ

_________________________________________________________________________

Очень рад слышать о каждом движении наших комитетов Культуры. Верю, что все для этих неотложных начинаний дела­ется поистине без всяких промедлений. Но тем не менее еще и еще повторю, насколько все должно быть сделано спешно, и ни одна минута не должна быть потеряна в интересах обществен­ного блага. Также с величайшим вниманием должны быть от­мечаемы даже малейшие приношения и знаки культурной помощи. Пусть каждый комитет отмечает с величайшей точнос­тью все эти благие проявления, чтобы в истории наших Учреж­дений мы знали точно, кто и что принес в общую чашу Культуры. Также пусть все наши комитеты не уменьшат дея­тельность свою какими-либо условными ограничениями. Ведь пашня Культуры поистине необъятна, и бесчисленны все полез­ные действия, возникающие из благожелательных обсуждений. Может быть, неприменимое сегодня будет прекрасно приложимым завтра. И отложенное сегодня может оказаться уже навсег­да упущенным. Потому так благожелательно широки должны быть обсуждения в собраниях комитетов. Ведь не только члены комитетов будут окончательными источниками предложений. Нет, члены комитетов будут теми обобщающими потоками мыслей, которые они соберут от многих друзей своих и сумми­руют из многих встреч и опытов. Главное, чтобы не случилось того, что так часто препятствует полезнейшим начинаниям, именно, чтобы не произносилось легко мертвящее «невозмож­но». Так часто кажущееся невозможным при малейшем измене­нии подробностей или внешностей делается и прекрасным и доступным. Не забудем, что наши Учреждения вовлекают новые массы в мышление о Культуре. В этом заключены счастливые возможности, но и новая ответственность, ибо все, что будет исходить от наших Культурных Учреждений, должно быть ис-



190





тинно высокого качества, — должно отвечать культурным цен­ностям человечества.

Конечно, в течение дел комитеты войдут в контакт со мно­гими крупными учреждениями. Эта кооперация должна быть построена на взаимной пользе. Наши культурные кампании, как уже говорил я, не имеют только финансового значения. Их значение гораздо шире, проникая во всевозможные отрасли Культуры и вдохновляя ею новые массы. Среди этих масс най­дутся и такие, которые или вообще не были знакомы с поня­тием Культуры или ограничивали ее каким-то условным чисто физическим значением. Как радостно вообще говорить о Куль­туре, выяснить, что делаемое для нее далеко не покрывает это необъятное поле — облагорожение руна человеческого. Для этих благородных деяний, конечно, не будет упущена ни одна ма­лейшая возможность. Не будет пропущен ни единый час, когда или действием, или вдохновенным словом можно еще раз ска­зать об украшении, об улучшении, о возвышении жизни чело­веческой.

Точность анналов каждого комитета будет соответство­вать тому качеству заботливости, которое так подобает в деле Культуры.

Воспламенимся всегда живым примером обстоятельств про­светительной деятельности — словами Апостола Павла:

«С оружием правды в правой и левой руке, в чести и бес­честии, при порицаниях и похвалах:

нас почитают обманщиками, но мы верны;

мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;

нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем».


ПРИВЕТ НАШИМ ОБЩЕСТВАМ



КУЛЬТУРЫ

_________________________________________________________________________


Шлем привет нашим Обществам! В течение последних двух лет около наших учреждений создалось 63 Общества, раскинув­шихся в двадцати двух странах. Каждый месяц приходят новые предложения, притекающие не только из ближних мест, но и из самых дальних окраин. Таким образом, десятилетие нашей работы в Америке ознаменовывается целым движением во имя Культуры. В наши дни общественных и государственных смя-





191














тений что же может быть более радостного, более зовущего вперед, как не образование этих многочисленных растущих оча­гов Культуры.

Как многообразны проявления Культуры, так же многооб­разны и Общества наши, при всем своем основном культурном единении. Одни из них благосостоятельны, другие скудны средствами. Одни много­численны, другие образовываются тесным кружком. Одни мечтают о широких общественных выступлени­ях, другие же ищут укрепления в интимности! Они разнообраз­ны так же, как и многовидна сама жизнь. Так и должно быть. Было бы большою недальновидностью устремлять жизнь к одному стандарту.

Культура, так тесно связанная с духовностью, прежде всего выражается в изысканном, многообразном творчестве. Творче­ство же в существе своем при единстве мировых законов всегда свободно, покоясь лишь на сознательной дисциплине духа. Эта сознательность духа приводит нас к сотрудничеству, тоже со­знательному и строительному. Таким образом, Общества наши прежде всего созидательны во Благе, творящи в Красоте и крепки накоплением Знания.

Мы уже достаточно знаем, что не богатство создавало и Красоту и Знание, но создавал их дух человеческий. Если вы возьмете всемирные списки творцов, созидателей, то вы не найдете там сказочных богатств материальных, но, конечно, найдете неиссякаемую сокровищницу духа творящего.

В моем недавнем обращении к одному из наших Обществ мне приходилось указывать, что для культурного общения не нужны никакие особые средства. Даже иногда и стакан чая не нужен, ибо кипеть будет не чайник, но сердце человеческое. Те, кто мечтал бы о каких-то внешне данных средствах, были бы просто потухшими сердцами. Сердце творит и средства. Но никакие средства в мире не могут создать сердце. Не трубы и литавры, не помпа выступлений окружают крепнущие дела культурные. Сотрудничество духовное прежде всего создаст те Твердыни, к которым не подступит никакая тьма. Эти маяки тепла и света достигнут лучами своими не только друг друга, но благодать их проникнет даже и в темные расселины, где Красота и Знание — лишь гости случайные. На пространствах, разделенных глубинами океанов и цепями хребтов, трудно встретиться. Особенно же трудно встретиться сердцам утон­ченным, стыдливым в исканиях своих и не всегда уверенным в силах своих. Но к маякам осветляющим, ко гнездам просве­щения, к Лиге Культуры не жутко подойти ищущему сердцу. Там не засмеют, там не изгонят, там не потребуют стигмат пошлости. Нельзя стеснять Общества Культуры никакими за-





192














казами и ограничениями. По огню сердца и по следствию дел обозначаются новые вехи пути.

Каждое древо должно расти. Вне достаточного времени не крепки будут и корни его. Потому утонченность сознания предполагает и терпеливость, чтобы строительные процессы протекали крепко, а связующие материалы избирались вни­мательно.

Если Общества сразу могут иметь широкие выступления, лекции, курсы, концерты, выставки, пусть будет так. Если со­единенный сердечными узами кружок будет даже продолжи­тельное время собираться и без чая, для взаимоукрепляющей беседы, пусть будет так. Если будет сообщество искать новых выявлений сил своих, в поисках прислушиваясь и меняя бли­жайшие программы, — пусть будет так. Было бы неуместно для Культуры слышать обыденные жалобы на отсутствие средств. К огню в темноте подходят путники. Значит, нужно раньше возжечь этот огонь, который привлечет к себе и все потребное для духа. Но в одном все Общества должны помочь друг другу. Общество есть общение. А всякое разумное обще­ние есть сотруд­ничество. Само понятие Культуры обязывает нас к этому сотруд­ничеству и к посильным светлым посевам. Было бы некультурно, если Общества, связанные одной основной идеей, оставались бы все-таки разделенными границами и нациями. Распространение Обществ во многих странах дает необыкновенные возможности и преимущества. Дает воз­можность непосредственного и прямого обмена как идей, так и всего творческого материала. Нужно не упустить эту воз­можность культурного обмена, помня, что над всеми нами одно Знамя Культуры. Это Знамя Культуры имеет в основе своей все лучшее, все устремленное к Свету, все желающее Блага. Знамя Культуры — все равно что Знамя Труда. Знамя беспредельного познавания прекраснейшего! Какова бы ни была наша каждодневная рутинная работа, мы, отойдя от ра­бочего станка, омываемся, стремясь на праздник Культуры. Сойдутся ли в этом празднике трое или соберутся тысячи, это будет все-таки тот же праздник Культуры, праздник победы духа человеческого. Но как же будет окрылен праздник наш, если к нему подойдет и письмо от далекого, незримого друга! Ничего, если письмо это начнется признанием в том, что трудно нам сейчас. Кому же легко? И всякая мысль о Куль­туре не балаган с присвистом, с пьяною гибелью. Но мы знаем, что каждое письмо этого незримого друга окончится чем-то радостным во имя Красоты, Знания, какой-то новой победы Света. И написавший письмо будет знать, что не в холодном постановлении заслушали боли его сердца, но тре-



193














пет его исканий был осочувствован и укреплен в сознании его друзей-сотрудников.

Словарь клеветы, злобы, взаимосаморазрушения, кажется, наконец опротивел. Кажется, наконец вспоминают, что в слова­ре Прекрасного так много увлекательных, возводящих, созида­тельных понятий. Да и практичен он, этот словарь Прекрасного, ибо он жизненен, и прекрасна жизнь в существе своем.

Кроме письма, кроме зова сердца, мы должны обмениваться и профессиональным творчеством. Из того, что сегодня какое-то предложение неисполнимо, еще не значит, что оно не будет исполнимо и завтра. Все мы знаем, что значит мощь мысли, положенная в пространство. Мощь стрелы духа! Но во сколько же умножится мощь эта, поддержанная дружеским сознанием, и что же может быть полезнее для Культуры, как не взаимное оповещение, следствием которого будет действенное сотруд­ничество.

Конечно, говоря о Культуре, мы часто наталкиваемся на странное ограничение этого всепроникающего понятия. Часто с понятием Культуры ошибочно связывается представление о чем-то сверхобычном, почти недостижимом в сумерках обыден­ной жизни. Между тем как раз наоборот, Культура тогда тако­вой, в сущности, и будет, если войдет во все дни жизни и сделается мерилом качества всех наших действий. Сколько зовов, ободрений, укреплений придется сказать во имя Культу­ры! Сколько устремлений в будущее придется произнести! С ростом утончения сознания придет и вмещение и разовьется чувство ответственности. Станет ясным различие обыден­ности и каждодневности, и мысль обратится от дня вчерашнего к светлому завтра.

В непрестанном предстоянии мы избежим утомления и нис­хождения. Для не знающих Культуры бывает страшна каждодневность, между тем в ней выковываются совершенствование и восхождение. Утонченное сознание примет все трудовые века как источник бесконечного творчества.

Завещание может быть кратко: «Пылайте сердцами и тво­рите любовью». Сколько добра принесете, приобщая вновь подходящих к миру Красоты. «Пойдемте вместе туда, где нет границ и конца. Где можно каждое благое мерцание превра­тить в сияние радуги благословения мирам».

Друзья, знаемые и незнаемые, видимые и невидимые, мне хочется послать вам не просто привет, но зов звучнейший о сотрудничестве. Мы можем к нему приступить немедленно. У каждого, стремящегося к Культуре, велик запас идей, мыс­лей, предположений. Из этой сокровищницы духа многое и неотложно может быть применено, а другое найдет и кратчай­ший путь к применению. Лишь бы мы мыслили неуклонно во




194





Благо, о Культуре, и лишь бы мы помнили, что единение это должно быть полезно каждому. Никто не должен быть умален, ибо это было бы некультурно. Необозримое поле культурное имеет колосья для каждого жнеца, знающего, что такое труд. Во имя этого светлого труда взаимно обратимся друг к другу о сотрудничестве, оповестим друг друга о всем, что кто может, и будем помнить еще раз, что над всеми нами одно единое, не­рушимое Знамя Культуры, ведущее в Светлое Будущее.

Привет на сотрудничестве!



КУЛЬТУРА – СОТРУДНИЧЕСТВО

_________________________________________________________________________

Взаимность есть более сердечное определение сотрудничест­ва. Если мы давно мечтали и всячески старались достичь со­трудничества, то сами нынешние обстоятельства повелительно устремляют нас по этим сердечным путям.

Наконец осуществляется еще одно сообщество, в основу которого заложено наше самое искреннее устремление к об­щественности и взаимности. Наши комитеты, охватывающие в своих действиях широкую программу, могут жить и развивать­ся лишь на основе утепленного сотрудничества, иначе говоря, на взаимности.

Самое сердечное наше желание не только привлечь сотруд­ников к действиям, но и дать им возможность стать сотворцами, создателями новых ступеней Культуры.

Одно дело — простое сотрудничество, но совсем иначе должно звучать сотворительство, создательство, в котором никто ничем не поглощается. Наоборот, в Культурной Беспре­дельности каждый выковывает себе область и твердыню, драго­ценную для всех, но созданную им в его индивидуальности. Чем же, как не сердечной взаимностью, можно поддержать ин­дивидуальность?

Разве не будет истинным Праздником Культуры тот день, когда каждый нерушимо принесет в Великом служении лучшее накопление своего опыта, своей наблюдательности! Всеми на­шими многообраз­ными Обществами, Институтами и Учрежде­ниями давалась воз­можность развиваться самым различным устремлениям, лишь бы они были направлены по священному руслу Культуры. Всякое подавление священного чувства пре­красного накопления было нам чуждо.

Теперь в наслоении следующих построений воздвиглась Всемирная Лига Культуры. Ведь это и есть то самое сверхобъе-






195





динительное понятие, перед которым поникают всякие прочие деления, определения и наименования. В слове «лига» выраже­ны общественность, единение. Понятие всемирности не нужда­ется ни в каких объяснениях, ибо правда одна, красота одна и знание едино, и в этом не может быть никаких словопрений. Также и о слове «Культура» каждый образованный ум не будет спорить, ибо служение Свету, утончение и возвышение сердца общечеловечно.

Осуществившаяся возможность Лиги Культуры сама по себе чрезвычайно показательна.

В час трудный, во время напряжения всемирного является возможность объединиться под благородным обобщающим по­нятием. Культура — это и пробный камень молодости сердца. Ни возраст, ни механическое образование, ни какие-либо дру­гие понимания и деления не имеют места и не могут вредить друг другу там, где сияет древний Ур, Свет негасимый, у кото­рого среди Светлого Края не может быть врагов.

Конечно, тьма и невежество, стремящиеся к разложению и разрушению, как всегда, будут пытаться негодовать и противо­действовать. Но, собираясь во имя трижды священного понятия Культуры, мы и не должны утруждать сердце наше опасением тьмы. Тьма существует, но и «Свет побеждает тьму». Против этой старой Истины тоже спорить нельзя.

В широком размахе Лига Культуры должна способствовать всему прекрасному, всему познавательному. Из нее должно ис­ходить облагораживание юных поколений, сердца которых в существе своем всегда звучат на героизм подвига.

Соприкасаясь с Культурой, мы менее всего нуждаемся в словах и более всего обязываемся к просвещенному действию. Не стеснять, не ограничивать, но следует прежде всего взаимно связать, сердечно откликнуться в огненности действия, в неуто­мимости, в мужестве, в возжжении сердец и в неустанном труде познавания во Благо Общее — это есть задача Культуры.

Пусть каждый в своей области сообразит и принесет к об­щему очагу то благое, на что способна его опытность и его творчество. Все благое, все познавательное нужно и должно быть приветствовано. В этом приветствии от сердца, в несокру­шимой устремленности к сотрудничеству, во взаимности на­чнем нашу новую работу.

Пошлем привет как видимым, так и невидимым друзьям и сотрудникам. Всемирность есть уже Беспредельность, где каж­дому трудящемуся уготован Сад Прекрасный.

В Добрый Путь.



196





СОДЕРЖАНИЕ

_________________________________________________________________________



Л.В.Шапошникова. ЧАША ГРААЛЯ КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ (предисловие)………………………………………………………………… 3
Н.К.Рерих. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
НОВАЯ ЭРА ………………………………………………………………. 26

СОЖЖЕНИЕ ТЬМЫ. ……………………………………………………. 31

ЗОВ О КУЛЬТУРЕ. ………………………………………………………. 36

ПРИВЕТ ФРАНЦИИ. ……………………………………………….……. 38

КУЛЬТУРА – ПОЧИТАНИЕ СВЕТА. …………………………..….…… 42

ВЕХИ КУЛЬТУРЫ. ………………………………………………………. 44

ДУХОВНЫЕ СОКРОВИЩА. ……………………………………….…… 45

ОБЩЕСТВУ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ………..………………….... 48

ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ. ……………………………….…………………... 50

ЗДОРОВЬЕ. ……………………………………………………………...… 51

ВИДЖАЯ, ТАГОР! ………………………………….…………………….. 55

НА ПОРОГЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ. …………………………………………… 58

ЗДОРОВЬЕ ДУХА. ………………………………….…………………….. 62

СТРОЕНИЕ. ………………………………………………………………... 65

РОБОТЫ. …………………………………………………………………… 67 ПУТЬ ТВЕРДЫЙ. ………………………………………………………….. 71

СЛАВА САМУРАЕВ. …………………………………….………………...72

МУДРОСТЬ РАДОСТИ ………………………………….…………………74

ЛАТВИЙСКОМУ ОБЩЕСТВУ ИМЕНИ РЕРИХА …………………….. 76

МИР И КУЛЬТУРА. …………………………………….….….…….……..78

ДЕКАДА …………………………………………………………………….. 79

ПАНТЕОН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ………….….……..…….…….….…. 86

СТРАЖА МАТЕРИ МИРА. ……………….…….………………………….88

СОБИРАНИЕ. ……………………………….………………………….……91

CANIMUS SURDIS ………………………….…………………….……...… 94

КАЧЕСТВО. …………………………………………..…………....……….. 98

ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ. ………………….….…………….………….102

ОГНИ ОЧАГА.…………………………….………………………... …….. 111

БОГАТАЯ БЕДНОСТЬ ………….……….……………………………….. 115

ОСТРОВ СЛЁЗ …………………………………….………………............ 120

ЭКСПЕДИЦИЯ СИТРОЕНА ……………….…………….….…………… 124

СПЕШНОСТЬ ЧАСА ……………………….…….………………………. 127

БУДЬТЕ БЛАГОСЛОВЕННЫ …..…………….…………………………. 129

ЗВУЧАНИЕ НАРОДОВ …………..………………………………………. 133

ПЕЧАТЬ ВЕКА ………………….…………………………………............ 137

СИНТЕЗ ……………………………………………………..……………... 141

MUTATIS MUTANDIS ………………………..……………… .145

КУЛЬТУРНОСТЬ. ………………………………...…………… 149

ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ. ……………………………………...….. 153

КУЛЬТУРА-ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА ……………………….…. 157

ПОДВИЖНОСТЬ ……………………………………...………. 159

ВРАТА В БУДУЩЕЕ ………………………………………….. 164

БОРЬБА С НЕВЕЖЕСТВОМ ………………………….…...…. 169

ЗНАК ЭРЫ ……………………………………………..…….… 176

НАЙДИТЕ ПРИВИВКУ ………………………………………. 181

КУЛЬТУРА …………………………………………..………… 182

К ДАЛЬНИМ ………………………………………..…………. 184

МАХА БОДХИ ………………………………………..………. 185

ПАШНЯ КУЛЬТУРЫ………………………………………..… 190



ПРИВЕТ НАШИМ ОБЩЕСТВАМ КУЛЬТУРЫ …………..... 191

КУЛЬТУРА – СОТРУДНИЧЕСТВО …………………….…… 195<< предыдущая страница  


izumzum.ru