Логопедическое сопровождение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пособие "Воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII... 20 3163.85kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 1 323.3kb.
Коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников... 1 104.54kb.
«Эстония (Эстонская Республика)» 1 49.68kb.
Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы... 1 67.26kb.
Рабочая программа по географии для учащихся, обучающихся по коррекционной... 1 292.3kb.
Анализ коррекционно- воспитательной работы педагогического коллектива... 2 448.42kb.
Рабочая программа факультатива «Мебельщик» для учащихся коррекционной... 1 124.65kb.
Команда Мамадышской специальной (коррекционной) школы-интерната выиграла... 1 11.48kb.
Подготовка учащегося к самостоятельной жизни, к овладению доступными... 1 465.74kb.
Программа по чтению и развитию речи специальной (коррекционной) 1 397.69kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 65.63kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Логопедическое сопровождение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида - страница №1/1

Е.А.Каримова

г.Нерехта, ОГКОУ «Нерехтская школа-интернат VIII вида»

marmedeva@mail.ru

Логопедическое сопровождение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

В статье рассматриваются особенности реализации логопедического направления комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью на базе школы-интената VIII вида г. Нерехты.

На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается системное недоразвитие речи. Нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении. А это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими.

Целью логопедического сопровождения является коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Основные задачи:

1.     Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале,  исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

2.     Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3.     Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

4.     Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

5.     Оказывать помощь в преодоление трудностей в освоении учащимися коррекционных образовательных программ;

6.   Разъяснять специальные знания по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.

  Программа логопедической коррекции включает три основных блока:

- диагностический;

- коррекционно-развивающий;

- контрольно-оценочный.

Диагностический блок. Вначале учебного года проводится первичная диагностика, к концу обучения – итоговая. Полученные данные фиксируются в таблицах анализа проверочных работ.

Коррекционно-развивающий блок. Включает коррекционно-развивающие занятия:



Индивидуальные занятия. Основная цель - подбор и проведение комплекса упражнений, направленных на устранение специфических нарушений, установление эмоционального контакта и индивидуального подхода с учетом личностных особенностей ребенка. 

 Подгрупповые занятия. Основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять

упражнения в заданном темпе.

 Фронтальные занятия. Организуется совместная работа, обеспечивающая межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, из обучающихся одного класса. Наполняемость групп составляет 2 – 4 обучающихся. Продолжительность группового занятия - 25 – 40 минут, индивидуального – 20 минут на каждого ребёнка.

Методы: словесные, практические, наглядные.

Технологии: коррекционно-развивающие технологии; личностно ориентированное обучение; здоровьесберегающие технологии; дифференцированный подход в обучении; игровые технологии; ИКТ - технологии.

Контрольно-оценочный блок. Результативность освоения программы определяется на основе данных диагностики. В течение года осуществляется промежуточный контроль. Цель промежуточного контроля: своевременное выявление слабого усвоения материала и коррекция методов и приемов работы с обучающимися.

Формы промежуточного контроля результатов обучения: индивидуальный опрос; поурочный контроль.

Итоговая диагностика включает в себя проведение, обработку и анализ полученных результатов. Данные первичной и итоговой диагностики сопоставляются, проводится оценка результатов, и делаются выводы об успешности проведенной работы.

В значительной степени отличает работу логопеда в специальной (коррекционной) школе VIII вида то, что нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно – логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками.    В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля  над речью, у детей низкий уровень активности и работоспособности.

Для повышения мотивации учащихся, для осуществления эффективного коррекционного процесса нами был создан и продолжает пополняться комплекс практических материалов по коррекции речевых нарушений с использованием интерактивных форм обучения (презентации, игры). Они включают упражнения по развитию номинативного, предикативного и адъективного словаря и формированию грамматических категорий, формированию правильного звукопроизношения, преодоления фонетико-фонематических нарушение речи и др.



Виды презентаций, используемых в работе логопеда:

  • Презентации- картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика.);

  • Презентации- загадки, сказки;

  • Презентации — игры (на расширение словаря,  совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие ВПФ);

  • Презентации -  на расширение представлений об окружающем мире;

  • Презентации для коррекции письменной речи (знакомство с буквами, дифференциации звуков и букв, обучение чтению, работа над лексико-грамматическим словарём и т.д.).

Каждое занятие (индивидуальное и подгрупповое) с использованием компьютерных игр является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающего индивидуальным особенностям, возможностям и образовательным потребностям ребенка с ОВЗ. Основные особенности этой формы работы:

  • возможность более наглядно продемонстрировать детям использование тех или иных грамматических форм, например, употребление множественного числа существительных в Р.п. («Чего не стало»); употребление множественного числа существительных («Один - много»); употребление предложно-падежных конструкций и многое другое;

  • интерактивность (возможность ребенка самому выполнять определенные действия с компьютером и получать результат своей работы);

  • большая концентрация детей на занятии, связанная с повышенным интересом при использовании компьютера;

  • красочный, разнообразный демонстрационный материал, (в том числе анимации), который легче представить в компьютерном варианте, имея возможность выбрать его в сети интернет;

  • возможность использования звукового и музыкального сопровождения.

В ходе коррекции нами одновременно и реализовывается задача социализации детей. Во-первых, использование компьютерных технологий приобщает учащихся к новому информационному полю, с этого года к созданию материала для занятий стали привлекаться учащиеся среднего и старшего звена школы. Во-вторых, дети учатся работать с программами paint, word, power point., что даёт им дополнительные возможности самореализации в будущем. В-третьих, учатся работать в интернете, общаться с помощью сети, через интернет каждый сможет найти для себя новых друзей.

В тоже время ничто не заменит и живого общения. Проводится комплекс мероприятий, которые помогают развивать связную речь детей, учиться культуре общения с разными людьми разных возрастных категорий. Это интегрированные физкультурно-логопедические мероприятия, праздники, КВН, на которые приглашаются гости, это и занятия в анимационной студии – всё это помогает детям социализироваться к культурной жизни.

Таким образом, целенаправленное комплексное системное логопедическое воздействие, основанное на взаимодействии всех участников коррекционного процесса с использованием современных технологий, позволяет повысить мотивацию детей и более эффективно корректировать речевые нарушения и как итог, помочь ребенку легче социализироваться и адаптироваться в обществе.


Литература

  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М.; СПб., 1996.

  2. Гаркуша, Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе [Текст] Ю.Ф. Гаркуша / http://www.twirpx.com/signup/.

  3. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004.

  4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - №1.с.47-55.

  5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

  6. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособие. СПб., 1998.

  7. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

  8. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 -287.

  9. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-44

  10. Трубникова Н.М. Логопедическое обследование школьников, страдающих олигофренией и детским церебральным параличом. Екатеринбург, 1992.

  11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1997.

  12. Филичева Т. Б. «Основы логопедии» М.: Просвещение, 1989.

  13. Хватцев М. С. Логопедия. М. ,1996.