Логинова анастасия Сергеевна правовое регулирование таможенных отношений в россии - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследовательская работа Музыка в стиле Транс: от «новичка» до «профессионала»... 1 59.82kb.
Программа дисциплины «Правовое регулирование финансового контроля» 1 322.16kb.
Государственное регулирование земельных отношений и переселенческая... 1 333.36kb.
Правовое регулирование политических конфликтов 1 75.97kb.
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) 38 5463.08kb.
Н. Д. Эриашвили финансовое право 50 7594.99kb.
Закон от 21. 12. 2004 n 172-фз (ред от 07. 06. 2013) "О переводе... 1 260.79kb.
Составила: Петрова Анастасия Сергеевна, воспитатель группы продленного дня 1 54.29kb.
Рабочая программа дисциплины 2 451.08kb.
Доктор юридических наук, доцент 2 376.31kb.
Программа дисциплины «Правовое регулирование рынка ценных бумаг»... 2 321.22kb.
Есть люди, который могут задать вопрос: «4 ноября какой праздник? 1 10.57kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Логинова анастасия Сергеевна правовое регулирование таможенных отношений в россии - страница №1/1





На правах рукописи


ЛОГИНОВА Анастасия Сергеевна

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ (1917-1991 гг.)
Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства, история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва, 2012

Работа выполнена на кафедре таможенного дела Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского



Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Демичев Алексей Андреевич
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Сафонов Александр Александрович

кандидат юридических наук

Стрельников Константин Анатольевич
Ведущая организация: Владимирский юридический институт ФСИН России

Защита состоится «20 февраля» 2012 года в 14 час. на заседании диссертационного совета Д 521. 037. 01 при Российской Академии адвокатуры и нотариата по адресу: 105120, г. Москва, Малый Полуярославский пер., д.3/5, Зал Ученого совета (208 к.).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской Академии адвокатуры и нотариата.

Автореферат размещен на интернет-сайте Российской Академии адвокатуры и нотариата www.raa.ru и на интернет-сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации referat_vak@mon.gov.ru.

Автореферат разослан «__» января 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета М.В. Плотникова



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что торговые и иные отношения имели место между народами еще в догосударственный период истории человечества. С возникновением государств они перешли на качественно иной уровень. Международные отношения стали регламентироваться соответствующими договорами между государствами, а в казну стали приносить существенный доход таможни – органы, регулировавшие ввоз и вывоз из страны различных товаров.

При реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности в процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения, что требует организации взаимодействия их участников. Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.

Издавна наше Отечество являлось участником внешнеэкономической деятельности. Генезис таможенных правоотношений на Руси относится к X в. С этого времени развитие института таможни прошло сложный и длительный путь.

В настоящее время Федеральная таможенная служба России (ФТС) играет существенную роль в формировании федерального бюджета. Только за 2011 г. ФТС перечислила в федеральный бюджет около  5311,5 млрд. рублей1.

Актуальность изучения таможенных проблем обусловливается и интеграцией России в мировую экономику посредством заключения таможенного союза между Россией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, а также вступлением во Всемирную торговую организацию.

Современные нормы, регламентирующие таможенные правоотношения требуют совершенствования в целях повышения эффективности российского таможенного законодательства. При этом необходимо использовать, к сожалению, почти незадействованный потенциал исторического опыта теории и практики правового регулирования таможенных отношений в Советской России и СССР.

В силу названных выше обстоятельств комплексный историко-правовой анализ различных аспектов развития таможенных правоотношений в России в 1917 – 1991 гг. и анализ практической деятельности таможенных органов в соответствующий период представляется в настоящее время весьма своевременным. При этом проблема изучения истории правового регулирования таможенных отношений в России актуальна в двух аспектах: историко-правовом и научно-практическом.

В первом случае речь идет о том, что, несмотря на наличие литературы, посвященной изучению проблематики таможенных отношений, до настоящего времени не было работ обобщающего характера, в которых бы проводилось комплексное исследование теории и практики правового регулирования таможенных отношений в России в 1917 – 1991 гг.

Во втором случае подразумевается, что на основе изучения исторического опыта правового регулирования таможенных отношений в Советской России и СССР могут быть сделаны практические рекомендации по реформированию таможенной сферы в Российской Федерации.

Степень научной разработанности характеризуется историографической базой диссертации, которую составили труды отечественных исследователей истории и современного состояния таможенного дела в России.

Проблемы истории развития таможенных правоотношений вызывали интерес отечественных ученых еще в XVIII – начала ХХ вв. Процессы становления таможенного дела и таможенной политики нашли свое отражение в работах А. Алексеева, Г. Боярского, К.Н. Лодыженского, Д.И. Менделеева, С. Никольского, Я.А. Новикова, Е.В Осокина, И.И. Патлаевского, В.Д. Пузино, М.Н. Соболева, М.Д. Чулкова. В силу понятных причин эти авторы рассматривали проблемы развития таможенных правоотношений периода до 1917 г. Однако их ценность для нашего исследования заключается в том, что они послужили теоретико-методологической основой изучения аналогичных проблем в Советской России и СССР, а также содержат эмпирический материал, позволяющий проследить преемственность между дореволюционным и советским законодательством, а также сформулировать периодизацию истории правового регулирования таможенных отношений.

В советский период основное внимание авторов, интересующихся вопросами таможенного дела (А.А. Арсеньева, Д.А. Александрова, М.Г. Бронского, С.С. Дмитриева, Г.А. Карташова, И.В. Калантарова, И.Ф. Кильбургера, И.М. Кулишера, Л.Н. Маркова, А.Ц. Меерзона, Б. Мирошниченко, Г.Е. Миронова, Б.В. Михайлова, А. Потяева, К.К. Сандровского, Б.М. Угарова, В.Г. Харбекова, Н.Н. Шапошникова и др.), было сконцентрировано на вопросах современной им внешнеэкономической деятельности, анализе статистики, проблемах функционирования таможенных органов Советской России и СССР. При этом работ, специально посвященных истории таможенных правоотношений, не было.

В современный период объектом внимания ряда ученых (Б.Н. Габричидзе, А.Ф. Епифанова, В.Н. Захарова, Ю.Г. Кисловского, А.Н. Мячина, Е.М. Некрасова, И. Осокиной, Д.М. Полежаева) стала история таможенных отношений в России. Однако основное их внимание уделено дореволюционному периоду, а история таможни в советский период практически не изучалась.

В некоторых исследованиях посвященных проблемам современной таможни (В.Г. Балковой, Е.Н. Ведуты, Б.Н. Габричидзе, В.Е. Зобова, Г.А. Карташова и др.) содержатся краткие исторические экскурсы, представляющие определенную ценность для нашей работы.

В целом, несмотря на широкий круг научных работ, посвященных изучению отдельных аспектов таможенного дела в Советской России и СССР, до настоящего времени в отечественной юридической литературе отсутствуют комплексные исследования теории и практики правового регулирования таможенных отношений в России в 1917-1991 гг.



Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, связанных с правовым регулированием таможенного дела в России.

Предметом диссертационного исследования выступает советское законодательство, регламентировавшее таможенные отношения, а также практика его реализации (1917-1991 гг.).

Цель работы заключалась в обосновании авторского понимания сущности и специфики развития правового регулирования таможенных отношений и практики его реализации в советский период существования нашего государства для выработки практических рекомендаций по совершенствованию действующего таможенного законодательства и деятельности таможенных органов в современных условиях.

Для достижения постановленной цели в работе решаются следующие задачи:

– сформулировать периодизацию истории правового регулирования таможенных отношений в России;

– выявить и проанализировать нормативную основу регулирования таможенных отношений в России в различные исторические периоды;

– установить специфику нормативно-правового регулирования организации и деятельности таможни в Советской России и СССР в 1917 – 1964 гг.;

– выявить особенности нормативно-правового регулирования таможенных отношений в СССР в 1964-1991 гг.;

– проанализировать на основе структурно-функционального анализа деятельность советских таможенных органов в 1917-1964 гг.;

– исследовать развитие таможенного дела в СССР с 1964 по 1991 годы.



Методологической основой диссертационного исследования является всеобщий диалектический метод познания, позволяющий рассматривать явления в их развитии и взаимосвязи. В работе были использованы исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы, а также общенаучные приемы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция). Применение перечисленных методов в едином комплексе позволило, осуществлять системный анализ истории правового регулирования таможенных отношений в России в 1917 – 1991 гг.

Теоретическую основу исследования составили работы, посвященные проблемам таможенного дела, а также труды специалистов в области истории права и государства и таможенного права, повлиявших на научно-методологическую позицию автора: А. Алексеева, И.Д. Борисовой, Г. Боярского, Б.Н. Габричидзе, А.А. Демичева, А. Дурова, П.В. Дзюбенко, Ю.Г. Кисловского, А. Котяева, С.И.Линец, В.В. Малова, Т.Л. Мигуновой, Т. Минаевой, И.И. Мовчана, А.И. Перепелицына, А.Ю. Пиджакова, А. Попова, Ф.Н. Решецкого, Л.Ф. Рогатых, Д.В. Рогова, В.Б. Романовской, Ю.В. Сорокиной, А.В. Татаренко, И. Осокиной и др.

Нормативную основу исследования составили нормативно-правовые акты, регламентировавшие или регламентирующие таможенные отношения дореволюционного периода: Русская Правда, Соборное уложение 1649 г., Новоторговый устав 1667 г., Морской регламент и устав 1724 г., Таможенный устав 1755 г., Таможенный устав 1819 г., Таможенный устав 1857 г. и др.; советского периода: Постановление СНК РСФСР от 11 июля 1920 г. «Об организации внешней торговли и товарообмена РСФСР»; Постановление СНК РСФСР от 08 февраля 1923 г. «О мерах к обеспечению поступления таможенных доходов в казну»; УК РСФСР 1922 г.; Декрет СНК РСФСР от 12 апреля 1923 г. «О внешней торговле»; Декрет СНК РСФСР от 12 апреля 1923 г. «О порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций в пределах РСФСР»; Таможенный устав от 12 декабря 1924 г.; Таможенный кодекс СССР 1928 г., Таможенный кодекс СССР 1964 г. и др.; современного периода: УК РФ 1996 г., Таможенный кодекс Таможенного Союза от 01 июля 2010 г. и др.

Эмпирическую базу исследования составляют архивные материалы из фондов Коммерц-коллегии (ф.276), Приказа Большой казны (ф.368), Документов таможенных контор и выборных должностных лиц (ф.829) Российского государственного архива древних актов; фонда Петроградской (Петербургской) портовой таможни (ф.138) Российского государственного исторического архива; фондов Екатерино-Никольской таможни Амурской губернии (Ф.Р. - 29), Михайло-Семеновской таможни Амурской губернии (Ф.Р. – 30), Союзного таможенного поста Инспектора Хабаровского таможенного участка ст. Екатерино-Никольская (Ф.Р. - 41) Государственного архива Еврейской автономной области; фонда Канцелярии приамурского генерал-губернатора (ф. 702) Российского государственного исторического архива Дальнего Востока. Также диссертационное исследование основывается на материалах официальной статистики, опубликованных в статистических сборниках и периодической печати советского периода. Указанные документы позволили в совокупности охарактеризовать практическую деятельность российских таможенных органов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что это первое в отечественной юридической науке комплексное историко-правовое исследование правового регулирования таможенных отношений в России в 1917 – 1991 гг., на основе которого предложена авторская периодизация истории правового регулирования таможенных отношений в России. Выделяются специфические черты различных периодов эволюции таможенных отношений, обусловленные возникновением таможенного дела, развитием таможенного законодательства, а также формированием таможенной политики, таможенной системы и первых таможенных формальностей; проанализирована эволюция правового статуса таможенных служащих, происходящая под влиянием экономических и политических факторов, таких как, введение монополии на внешнюю торговлю, первой и второй мировой войной, новой экономической политикой, а также унификацией и систематизацией таможенного законодательства в целом; выявлены правовые особенности регулирования внешнеэкономической деятельности таможенными органами в условиях взаимного сотрудничества во внешнеэкономических связях, обусловленных активным ростом товарооборота в процессе экономической интеграции и глобализации.

В работе использован комплекс архивных документов, некоторые из которых вводятся в научный оборот впервые.

Новизна работы состоит также в ряде практических предложений по совершенствованию таможенного законодательства Российской Федерации, выработанных с учетом исторического опыта. Например, предлагается привлекать представителей бизнес-структур к организации таможенного дела, как в рамках Таможенного союза, так и непосредственно в рамках Российской Федерации, особенно в контексте вступления России во Всемирную торговую организацию и др.
Основные положения, выносимые на защиту:

1. Обосновано, что история правового регулирования таможенных отношений в России в Х – ХХ вв. может быть разделена на пять периодов: 1) 907-1596 гг.; 2) 1596-1718 гг.; 3) 1718-1917 гг.; 4) 1917-1964 гг.; 5) 1964-1991 гг. Критерием периодизации при этом выступает развитие таможенного законодательства. Выделение хронологических рамок каждого периода обусловливается принятием нормативно-правовых актов, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие таможенных отношений.

2. Установлено, что период 1917 – 1964 гг. представлял собой время активного нормотворчества Советской России и СССР в сфере таможенного дела. Он начинается со слома всего старого государственного механизма в результате Октябрьской революции 1917 г. и завершается принятием таможенного кодекса СССР 1964 г. В это время развитие таможенных отношений являлось скачкообразным и напрямую обуславливалось внешнеполитическими и внутриполитическими мероприятиями Советской власти (национализацией внешней торговли в 1918 г., денационализацией внешней торговли в период новой экономической политики, Великой Отечественной войной, созданием в 1949 г. Совета Экономической взаимопомощи и др.).

3. Показано, что период 1964 – 1991 гг. начинается с принятия Таможенного кодекса СССР 1964 г. и завершается созданием 25 октября 1991 г. Таможенной службы Российской Федерации. Данный период характеризовался действием унифицированного и систематизированного Таможенным кодексом 1964 г. таможенного законодательства. Таможенный кодекс СССР 1964 г. регулировал таможенную политику в условиях взаимного сотрудничества во внешнеэкономических связях. Законодательство 1970-х – первой половины 1980-х гг. в основном было направлено на противодействие контрабанде валюты и культурных ценностей, а также рационализацию процедуры таможенного оформления. Во второй половине 1980-х г. стал происходить переход от территориального принципа построения местных таможенных структур к созданию сети таможен по федеративному принципу.

4. Аргументировано, что существенное влияние на таможенную политику СССР оказал созданный в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи. На практике СЭВ сыграл отрицательную роль в развитии экономики Советского союза. Между созданным в 2010 г. Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана и Советом экономической взаимопомощи можно провести исторические параллели, свидетельствующие об определенном организационном и функциональном свойстве этих структур.

5. Исходя из анализа исторического опыта правового регулирования таможенных отношений, даны ряд практических рекомендаций по совершенствованию современного таможенного законодательства Российской Федерации. Например, предложено посредством внесения изменений в законодательство: ужесточение мер юридической ответственности за контрабандным ввозом и вывозом товаров; расширение полномочий таможенных органов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в сфере расследования преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов отнести к компетенции таможенных органов, отнесение таможенных органов к военному виду государственной службы, а не к гражданской государственной службе, как в настоящее время; распределение компетенции таможенных органов (на уровне таможенных постов) в производстве таможенного оформления с учетом исторического опыта Российской империи путем дифференциации и специализации.

6. На основе анализа исторического опыта России XVI-XVII вв. предложено разделить таможенные посты в соответствии с компетенцией на 4 группы: первая группа таможенных постов занималась бы таможенным оформление и таможенным контролем товаров и транспортных средств, перевозимых автотранспортом; вторая группа производила бы «таможенную очистку» товаров и транспортных средств перевозимых авиа – и железнодорожным видом транспортных средств; третья группа занималась бы таможенным оформлением товаров и транспортных средств, подпадающих под профили рисков (страны, из которых следует большее количество контрафактных товаров; неблагонадежные участники внешнеэкономической деятельности и т.д.); четвертая группа таможенных постов занималась бы оформлением товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности. В качестве дополнительной группы, в свете складывающихся таможенных нововведений (обязательного электронного декларирования) можно выделить пятую группу таможенных постов, которые занимались бы исключительно приемом электронных таможенных деклараций до 2014 г. (с 2014 г. электронное декларирование будет обязательным для всех участников внешнеэкономической деятельности).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения и выводы дополняют и расширяют сферу научного знания в области истории отечественного государства и права, а также таможенного дела. В результате проведенного исследования автор получил новые данные и обобщил известные материалы, которые могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем, связанных с таможенными правоотношениями в Российской Федерации.

Материалы работы могут быть использованы при чтении лекций по истории отечественного государства и права, истории таможенного дела, подготовке учебно-методических пособий, научных работ, а также при разработке специальных курсов.



Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании таможенного законодательства Российской Федерации и учетом исторического опыта, а также практическая значимость исследования проявляется в том, что изученный опыт советского таможенного законодательства может способствовать повышению качественного уровня правоприменительной практики в сфере таможенного дела.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры таможенного дела и кафедры теории и истории государства и права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кафедры государственно-правовых дисциплин Российской академии адвокатуры и нотариата.

Результаты диссертационного исследования используются в процессе проведения учебных занятий по истории таможенного дела и таможенной политики России в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, а также в процессе переподготовки сотрудников таможенных органов Приволжского таможенного управления.

Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались автором в докладах на конференциях различного уровня: ежегодных международных научно-практических конференциях «Человек и общество в противоречиях и согласиях» (Н.Новгород 2008-2011); XIV и XV Нижегородской сессии молодых ученых (Н.Новгород 2009-2010); научной конференции «Студенческий гений» (Н.Новгород, 2009). Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в 12 публикациях автора общим объемом 7,0 п.л.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в общей сложности пять параграфов, заключения и библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень научной разработанности проблемы, определяются цели, задачи, объект, предмет, методологические основы исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость, указываются результаты апробации и внедрения полученных результатов, формируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Нормативно-правовое регулирование таможенных отношений в России в 1917-1991 гг.» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Периодизация истории правового регулирования таможенных отношений в России» предложена авторская периодизация истории правового регулирования таможенных отношений в России в Х – ХХ вв.

История правового регулирования таможенных отношений в России в Х – ХХ вв., по мнению диссертанта, может быть разделена на пять периодов. При этом критерием, лежащим в основе прелагаемой периодизации, является развитие таможенного законодательства, а формальными границами того или иного периода выступают даты принятия нормативно-правовых актов, оказавших наиболее существенное влияние на дальнейшее развитие отечественных таможенных отношений.



Первый период – 907-1596 гг. Данный период характеризовался возникновением таможенного дела на Руси, формированием таможенной политики и таможенной системы. Начало периода связывается нами с заключением торговых договоров Руси с Византией 907 и 911 гг. Именно в них впервые был предпринята попытка классификации таможенных платежей. Другим важным нормативно-правовым актом первого периода, повлиявшим на развитие таможенных правоотношений, стала Русская Правда, созданная Ярославом Мудрым в XI в. Этот документ можно считать собственно русской основой отечественных таможенных правоотношений.

На развитие таможенного дела и таможенной системы Руси колоссальное влияние оказало татаро-монгольское иго. В это время было положено начало формированию таможенной терминологии и первых таможенных формальностей. Например, от слова «тамга» со временем был образован глагол «тамжить». Место, где осуществлялось взимание пошлин, получило название «таможни», а лицо, осуществляющее сбор пошлин стало называться «таможенником».

В середине XV в. начиналось формирование государственной иерархичной системы таможенной службы. В соответствии с Указом Федора Иоанновича и Бориса Годунова 1596 г. все частные мыты были переданы в ведение «голов» и «целовальников». Таможенные головы выбирались из первостатейных купцов и служили на безвозмездной основе, а целовальников привлекали на службу из рядов торгового посадского населения. Как таможенной голове, так и целовальнику строго запрещалось производить какие-либо торговые операции, что было сделано в целях противодействия коррупции. Причем целовальники и таможенные головы служили на безвозмездной основе. Также можно сделать вывод, что функциональное предназначение таможенной службы изначально было определено как фискальное. А потребность в таможенных правоотношениях возникла посредствам развития торговых взаимоотношений России с другими странами.

Второй период – 1596 - 1718 гг. характеризовался складыванием первых таможенных формальностей, а также тем, что таможня в обозначенный период имела как государственный, так и частноправовой характер. Регулирование таможенных отношений производилось на договорных началах купечества между собой посредствам заключения уставных грамот. Предшественником таможенной реформы явились положения главы IX Соборного уложения 1649 г., которое содержало в себе 20 статей, регулирующих порядок исчисления и взимания таможенных пошлин и платежей. В статьях Соборного уложения впервые были закреплены права и обязанности таможенников по осуществлению контроля за перемещением товаров. В Уложении 1649 года четко просматривалась доминанта торгово-транспортных и финансовых интересов, главным образом, феодалов: «С дворян и детей боярских, с иноземцев и со всяких служилых людей решено, так же как с государевых гонцов, нигде мыта, перевозу и мостовщины не брать». Также Соборным уложением 1649 г. впервые были выделены государственные преступления в сфере таможенного дела, установлены наказания за их совершение.

В 1653 г. был издан Торговый устав, упорядочивший исчисление таможенных пошлин, заменив многочисленные таможенные сборы единой рублевой пошлиной. Кроме того, в Уставе подробно была регламентирована ответственность таможенных голов и целовальников за совершение противоправных действий, например, если они завышали таможенную стоимость провозимых товаров и излишне исчисляли таможенные платежи. Также запрещалось осуществлять торговые операции между таможенными пунктами пропуска. В Новоторговом уставе 1667 г. были закреплены процедуры документального таможенного оформления, которые имеют некоторое сходство с современной процедурой таможенного оформления товаров и транспортных средств. В ст. 5 Устава говориться о том, что по прибытии товара таможенный служащий должен взять у торговца товарную «росписъ», в которой должно быть подробно и достоверно изложено о количестве товара. Если количество товара превышало количество указанное, то излишки изымались в пользу государства. В случае достоверного декларирования товаров на товарной росписи ставилась подпись таможенника, данные о товарах заносились таможенником в книгу и товар незамедлительно следовал дальше. Новоторговый устав отразил заинтересованность централизованного государства в развитии таможенного дела как средства защиты экономических интересов страны. Он ограждал внутренний рынок от иностранной конкуренции, устранил многие препоны, сдерживающие развитие отечественной торговли, и вместе с тем фактически обеспечивал свободу внешней торговли. Новоторговый устав представлял собой своеобразный конгломерат налогового, таможенного и бюджетного кодексов. Кроме того, в нем содержались главы, предусматривающие ответственность за определенные нарушения, то есть устав содержал и элементы уголовного законодательства.

Некоторые положения Новоторгового устава 1667г. были настолько удачными и успешно апробированными практикой, что дошли до нашего времени. Например, практика таможенного оформления и процедура производства таможенного контроля являлась прообразом современной «таможенной очистки» товаров и транспортных средств.

Третий период – 1718-1917 гг. характеризовался активной деятельностью Петра I в сфере таможенного дела, промышленным развитием России, появлением впервые таможенной охраны на море, а также активными таможенными реформами графа Шувалова и Екатерины II. Таможенная политика в указанный период колебалась от протекционизма к фритредерству. В 1718 г. была учреждена коммерц-коллегия, к компетенции которой относилось ведение таможенных дел. В ее ведение перешли портовые и пограничные таможни, взимание таможенных сборов и ведение судебного процесса по таможенным делам. Не менее важным в этот период был Морской пошлинный устав, принятый в 1724 г. Этот документ закрепил таможенную охрану на море и усовершенствовал практику исчисления таможенных платежей. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались импортные товары, производство которых в России или уже было освоено или налаживалось. Вывозимые из России товары облагались 3% пошлиной, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик. Таможенные реформы графа Шувалова проведенные в 1753-1758 гг. унифицировали практику взимания таможенных платежей, посредствам утверждения Указа Екатерины II «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов» 1753 г. и издания Таможенного устава 1755 г. Последний уделял особое внимание борьбе с контрабандой.

Таможенный тариф 1892 г. ввел положение о составлении тарифов, которыми предусматривались ценовые пошлины и, как исключение, пошлины с меры и веса. Кроме того, тариф упорядочил охрану границ на море. В 1904 году был принят и введен в действие новый Таможенный устав, который установил иную структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Каждая таможня и таможенная застава находились под гласным надзором управляющего и состояли из таможенных и канцелярских чиновников, а также из вольнонаемных досмотрщиков и служителей. Устав 1904 года давал право пограничной службе и таможенному надзору самостоятельно осуществлять в приграничных районах, где наиболее проявлен контрабандный ввоз, обыск и выемку в домах и других жилых помещениях на тех же условиях и основаниях, что и полицейские чины. Таможенный устав 1910 г. не ввел ничего принципиально нового, а лишь конкретизировал и ужесточил порядок борьбы с контрабандой. В выделяемый период сложилась единая система таможенных органов.



Четвертый период – 1917-1964 гг. характеризовался нормативно-правовым регулированием таможенного дела в Советской России и СССР. В это время вследствие введения в действие декрета СНК РСФСР от 29 июня 1918 г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», Постановления СНК РСФСР от 11 июля 1920 г. «Об организации внешней торговли и товарообмена РСФСР» и Таможенного кодека СССР 1928 г. происходят качественные изменения функций таможенных учреждений. Более подробно данный и следующий периоды развития таможенного законодательства рассмотрены в следующем параграфе.

Пятый период – 1964-1991 гг. характеризовался попытками систематизации и унификации таможенного законодательства. Значительно расширилась законодательная база в области регулирования таможенных правоотношений. Принятый в 1964 г. Таможенный кодекс СССР определял таможенную политику в условиях взаимного сотрудничества во внешнеэкономических связях. 25 октября 1991 г. была образована таможенная служба России. С этого времени начался новый современный этап истории правового регулирования таможенных отношений в России.

Во втором параграфе «Становление и развитие советского таможенного законодательства в 1917-1964 гг.» проведен анализ генезиса и эволюции советского таможенного законодательства в период 1917-1964 гг. В параграфе основное внимание уделяется не столько самому развитию таможенных отношений, сколько речь идет о закреплении правового статуса таможенных органов как органов исполнительной власти.

В 1917-1928 гг. издается множество нормативно-правовых актов в таможенной сфере, и таможенная система претерпевала кардинальные изменения, которые обусловливались введением государственной монополии внешней торговли, гражданской войной и, позже, новой экономической политикой. События первой мировой войны и 1917 г. самым пагубным образом отразились на таможенной системе России, которая оказалась практически разрушенной.

Вследствие введения в действие декрета СНК РСФСР от 29 июня 1918 г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», Постановления СНК РСФСР от 11 июля 1920 г. «Об организации внешней торговли и товарообмена РСФСР» и Таможенного кодека СССР 1928 г. происходят качественные изменения функций таможенных учреждений. Декрет СНК РСФСР от 29 мая 1918 г. «О разграничении прав центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании таможенных учреждений» детализировал полномочия таможенных органов, их функции и задачи, а также утверждал их структуру. Декретом вводилась строгая централизация всего таможенного дела в республике.

12 апреля 1923 г. был издан декрет «О внешней торговле» в целях укрепления государственной монополии. Согласно декрету главными торговыми органами РСФСР за границей, являлись торговые представительства РСФСР. Торговля была полностью монополизирована и отдана в ведение государства. Эти действия со стороны советского государства были аргументированы недостатком товаров народного потребления и производственной техники и направлены на поддержание отечественного производителя.

Новеллой Таможенного кодекса СССР 1928 г. стало то, что теперь наряду с разработкой вопросов таможенной политики Таможенное управление стало принимать участие в разработке проектов международных договоров и конвенций.

В целом указанный период характеризовался национализацией внешней торговли, комплексными таможенными реформами, складыванием совершенно новой для стран мирового сообщества социально-политической экономики (особенно после образования в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи), которая оказывала колоссальное влияние на таможенное дело. В этот период также происходила разработка основ социалистической таможенной политики, которая складывалась под влиянием острой борьбы за сами принципы, сущность таможенной политики и законодательства в период социализма. В сентябре 1934 г. была введена новая иерархическая структура управления таможенным делом, в которой каждый отдел занимался строго определенным кругом вопросов вопросами. Сложившаяся к концу 1930-х гг. структура таможенных органов с незначительными изменениями просуществовала до середины 1980-х гг.

На таможенные правоотношения в четвертый период истории правового регулирования таможенных отношений в России оказало большое влияние Вторая мировая война и нападение фашисткой Германии на СССР. Функции таможенной службы в это время сводились к пропуску товаров, поступающих по ленд-лизу и по линии Международного Красного креста.

Разгром гитлеровской Германии открыл широкие возможности для восстановления таможен на западных границах и в целом для укрепления таможенной системы. В первые послевоенные годы таможенная система состояла из Главного таможенного управления, в составе которого имелись следующие отделы: отдел кадров, транзитно-грузовой, почтово-пассажирский, отдел борьбы с контрабандой, таможенной статистики, таможенной информации, тарифов и кодификации, финансовый и отдел снабжения. При ГТУ имелась инспекция отделения Главного таможенного управления, таможни, таможенные посты.

Созданный, в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи, преобразил теорию и практику производства таможенного оформления, таможенно-тарифного регулирования и расширил нормативно-правовую базу, регулирующую таможенное дело. Из чего стало ясно, что ведомственная подчиненность таможенных органов отрицательно сказывалась на формировании таможенной политики.

Третий параграф «Нормативно-правовое регулирование таможенных отношений в СССР в 1964 – 1991 гг.» посвящен анализу развития правового регулирования таможенных отношений в период 1964-1991 гг.

Изучаемый период, по мнению соискателя, характеризовался попытками систематизации и унификации таможенного законодательства. В это время значительно расширилась законодательная база регулирования таможенных правоотношений. Принятый в 1964 г. Таможенный кодекс СССР определял таможенную политику в условиях взаимного сотрудничества во внешнеэкономических связях.

Еще один правовой акт оказал воздействие на формирование таможенного дела и таможенной политики СССР – Таможенный тариф по привозной торговле. Вывозной тариф в этот период отсутствовал. В новом Таможенном тарифе СССР 1961 г. учитывались изменения, сложившиеся в практике мировой торговли в послевоенный период, а также новые взаимоотношения между странами – членами Совета экономической взаимопомощи.

Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловили в 1987-1990 гг. значительный рост числа местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число таможен увеличилось с 87 до 95. В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципа построения местных таможенных структур к созданию сети таможен по федеративному принципу.

В 1970 – первой половине 1980-х гг. таможенное законодательство пополнялось отдельными правовыми актами, направленными на предотвращение контрабанды валюты и культурных ценностей, рационализацию процедуры таможенного оформления, также заключались международные соглашения и конвенции, сохранившие свое юридическое значение до настоящего времени.

В процессе реформирования внешнеэкономической деятельности, многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и таможенных постов, а также освободить их от существенного объема работ по оформлению товаров и транспортных средств, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления в месте расположения участника внешнеэкономических связей.

Начало 90-х гг. ХХ в. – время перемен, ознаменовавшееся завершением эпохи «холодной войны» и падением «железного занавеса». Преобразование экономических отношений, свобода предпринимательской деятельности, либерализация внешней торговли, предусмотренные основными направлениями стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике, стали факторами существенной трансформации таможенного законодательства.

Логическим завершением данного этапа стало принятие в 1991 г. нового Таможенного кодекса и постановления ВС СССР от 26 марта 1991 г. № 2055-1 «О таможенном тарифе». Таможенный кодекс 1991 г. базировался на таких основополагающих принципах, как единство таможенной территории и таможенного законодательства, создания необходимых экономических условий для формирования единого экономического пространства. Именно Кодексом 1991 г. было впервые дано определение таможенной политики.



Вторая глава «Практическая реализация таможенного законодательства в Советской России и СССР в 1917-1991 гг.» включает два параграфа.

В первом параграфе «Структурно-функциональный анализ деятельности таможенных органов в 1917 – 1964 гг.» рассматриваются проблемы реализации советского таможенного законодательства соответствующего периода на практике.

Первая мировая и гражданская войны привели молодое Советское государство к значительным социальным бедствиям. Недостаток промышленных товаров стал причиной контрабандного ввоза. Но это не представляло серьезной опасности для экономики Советского государства, в связи тем, что экономика в большей части страдала из-за незаконного вывоза товаров с территории Советского государства, так как вывозился антиквариат, золото и предметы, представляющие историческую ценность.

В связи со сложившейся ситуацией на законодательном уровне были приняты меры, по созданию специальной комиссии, в полномочия которой входило борьба с контрабандой. Первоначально комиссия была под руководством Всероссийской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР, а затем передана в ведение Главного таможенного управления. Во-вторых, к борьбе с контрабандой привлекались таможенные органы и пограничная охрана, а также местная милиция. Круг их полномочий сводился к задержанию контрабанды и профилактической работе. Статистика показывает, что в начале 20-х годов основная тяжесть борьбы легла на пограничную охрану, которая задерживала основную часть незаконно перемещаемых товаров. К середине 20-х годов положение изменилось: на таможенные учреждения приходилось две трети задержаний. Материалы официальной статистики свидетельствуют, что более половины всей задержанной контрабанды в 1922 г., как по количеству, так и по ценности, приходились на таможенные органы. Борьба с контрабандой привела к тому, что таможенное ведомство как экономический орган существенно пополняло бюджет государства. Грамотная таможенная политика в сочетании с монополией внешней торговли на практике привела к росту внешнеторгового оборота. Так, вывоз за 11 месяцев 1922 г. увеличился в 4,5 раза, ввоз - в 2,6 раза, грузооборот – в 3,5 раза. К концу нэпа внешнеторговый оборот составил 50% внешнеторгового оборота периода 1913 г.

Особое внимание диссертант уделяет охране советских таможенных морских границ. Таможенная водная служба как самостоятельная структура в советское время фактически не существовала. Ее функции исполняли пограничные суда, первоначально силами своих экипажей, а позднее – под руководством сотрудников таможен на борту. В 1917-1918 гг. на решение проблемы охраны водных границ у властей не хватало ни сил, ни времени. Граница была фактически открыта. В это время широкое распространение получили взгляды на таможню, как на реликт имперской России. По истечении времени, в связи с возобновлением внешнеторговых связей и принятия ряда нормативно-правовых актов, таможенное дело стало восстанавливаться. Но, несмотря на это, таможенные суда были переданы морским пограничникам.

Восстановление таможенной системы началось в начале 20-х гг. ХХ в. Переход в марте 1921 г. к нэпу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. С 1922 по 1928 гг. (особенно в 1924-1925 гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом.

Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет при СНК РСФСР. Таможенно-тарифный комитет состоял из председателя и двух его заместителей, назначаемых Советом Народных Комиссаров Союза ССР по представлению Народного Комиссариата Внешней Торговли.

Все члены Таможенно-тарифного комитета утверждались Советом Народных Комиссаров Союза ССР. Таможенно-тарифный комитет, занимался разработкой законодательных предположений об установлении новых и изменении существующих ставок таможенных пошлин и всякого рода таможенных сборов, а также устанавливал изменения в росписи товаров, запрещенных к привозу и вывозу товаров. Регламентировал правила по применению действующих таможенных тарифов, рассматривал вопросы, имеющих отношение к таможенному и таможенно-тарифному делу. В компетенцию таможенно-тарифного комитета входило также дача заключений по всем законодательным предположениям, проектам торговых договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенному и таможенно-тарифному делу, а также по жалобам на постановления.

В марте 1922 г. Совнарком утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. В соответствии с ним Наркоматом внешней торговли по согласованию с Наркоматом финансов определялся состав таможенных округов. Все таможни делились на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты. В 1922 г. Главное таможенное управление объединяло 283 местных таможенных учреждения (134 таможни, 149 таможенных поста), входивших в состав восьми округов – Петрозаводского, Западного, Украинского, Южного, Закавказского, Туркестанского, Семипалатинского, Сибирского и двух участков - Петрозаводского и Крымского. В системе таможен в 1922 г. работало 4850 человек.

12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил новый Таможенный устав, он закреплял сложившуюся систему управления таможенным делом на всей территории страны и структуру таможенных органов. Устав детально регламентировал и разграничивал компетенцию НКВТ и Главного таможенного управления.

Таким образом, можно сказать, что Таможенный устав 1924 г. законодательно закрепил структуру таможенных служб и четко разграничил их полномочия, дал четкое определение таможенному досмотру и порядку его осуществления и многие другие положения. Сформировалась четкая четырехзвенная иерархичная система управления: НКВТ — ГТУ — уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ — районные таможенные инспекторские управления – таможни и таможенные посты.

Дальнейшее становление таможенной системы в конце 20-х гг. ХХ в. связано с произошедшим отказом от новой экономической политики и переходом к непосредственному введению социализма.

До начала 40-х гг. ХХ в. штат ГТУ был стабильным, но и в этот период вносились изменения и дополнения. С принятием Конституции СССР 1936 г., произошли изменения в сфере таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. Органом государственного управления по внешней торговле, согласно ст. 75 и 77 Конституции Союза ССР, стало являться Министерство Внешней Торговли Союза ССР. ГТУ входило уже в состав Министерства внешней торговли.

Нападение фашистской Германии на Советский Союз нанесло серьезный ущерб таможенной системе. С началом войны в ряды Красной Армии, ополчение, партизанское движение ушло 9/10 личного состава таможни. На 1 сентября 1941 г. ее штат составил 318 человек, из них управление состояло из 37. Полностью своей функциональной деятельностью продолжали заниматься Мурманская, Архангельская, Владивостокская, Бакинская, Джульфинская, Гауданская таможни и Красноводский таможенный пост, деятельность всех остальных таможен Советского союза была прекращена.

На 1 сентября 1941 г. в 37 таможнях страны работали 318 человек (при штате 550), более трети из них - женщины. Аппарат ГТУ составлял 37 человек. Дальнейшая тенденция существования таможенных органов шла по пути сокращения, 1 января 1944 г. в структуре таможенных органов оставалась 31 таможня, 56 таможенных постов, 23 сезонных таможенных поста. Послевоенные десятилетия не были отмечены серьезными изменениями в организации структуры таможенных органов.

Существенное влияние на таможенную политику СССР оказал созданный в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи. На практике СЭВ сыграл отрицательную роль в развитии экономики Советского союза. Между созданным в 2010 г. Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана и Советом экономической взаимопомощи можно провести исторические параллели, свидетельствующие об определенном организационном и функциональном свойстве этих структур. Сходства между СЭВ и Таможенным союзом РФ, РБ, РК проявляются в следующем: СЭВ и Таможенный союз обусловлены единством цели, а именно интеграцией в мировую экономику, полномочия СЭВ и Таможенного союза схожи, аналогичная организационная структура и порядок вступления в СЭВ и Таможенный союз. Кроме схожих положений следует выделить и принципиальные различия между ними. Например, в СЭВ отсутствовало понятие единой таможенной территории, а в Таможенном кодексе таможенного союза подобное определение выделено и достаточно четко; страны-участницы СЭВ были ограничены в возможностях осуществления торговых операций другими странами по сравнения со странами-участницами Таможенного союза; между странами-участницами СЭВ отношения регулировались договорами и соглашениями, а единые нормативно-правовые документы отсутствовали, например такие как единый Таможенный кодекс или единый таможенный тариф.

Негативная роль СЭВ заключалась в том, что страны-участницы осуществляли торговлю приоритетно между собой, что спровоцировало искусственное появление дефицита товаров народного потребления и цена на такого рода товары, была значительно и необоснованно завышена. Кроме того, как следствие, страдали торговые отношения с иностранными государствами, и внешнеторговый баланс был нарушен. Основываясь на исторический опыт, выявив сходства и различия, мы полагаем, что таможенный союз РФ, РБ, РК может оказать подобное негативное влияние на экономику нашего государства. Кроме того, в связи с открытием границ между странами-участницами, считаем, что увеличиться поток недоброкачественных контрабандных товаров. Таким образом, таможенная интеграционная инициатива может привести к замиранию технологического процесса трех государств. Связано это с тем, что торговля промежуточными товарами будет замкнута между членами объединения.



Во втором параграфе «Развитие и совершенствование таможенного дела СССР в 1964-1991 гг.» рассматривается структура и деятельность таможенных органов СССР в 1964-1991 гг.

Таможенная служба четко реагировала на ослабление напряженности в мире в 50-60-е гг. ХХ в. и разрядку в международных отношениях в 70-80-е гг. того же столетия. Прежде всего, потому, что, они влияли на развитие внешнеторгового оборота, культурных и туристических связей Советского Союза с зарубежными странами. Среднегодовые темпы прироста оборота внешней торговли СССР составляли: в 1961 -1970 гг. - 8,2%; в 1971 -1989 гг. -15,6%. Постоянно росло число торговых партнеров СССР. В 1982 г. их было свыше 140 стран мира.

Принятый в 1964 г. Таможенный кодекс содержал положения, касавшиеся организации таможенного управления. В соответствии со ст. 1 названного документа управление таможенным делом на территории СССР относилось к ведению Министерства внешней торговли СССР и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление.

В период внешнеэкономической реформы 1986-1991 гг. начался новый виток развития советской таможенной системы. Его особенностью можно назвать попытку со стороны государства трансформировать таможенную службу государственного монополиста в новую управленческую структуру, которая была бы сориентирована на функционирование в условиях демократического режима и свободного рынка. Реформирование таможенной системы заключалось в создании Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров ССС. Посредством таможенных преобразований был образован самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства.

В организационном плане происходило структурное переустройство органов управления таможенным делом: отделы, ранее входившие в состав ГТУ МВТ, преобразовывались в управление ГУГТК; была увеличена сеть местных таможенных учреждений. 28 февраля 1989 г. постановлением Совета Министров СССР № 191 произошел юридически закрепленный отход от принципа государственной монополии внешней торговли. Ставилась задача формирования новой таможенной политики, современного механизма таможенного контроля.

Организационная структура ГТК России состояла из следующих элементов: руководство ГТК России, аппарат ГТК России, состоявший из управлений и отделов. Ведущая роль принадлежала руководству в состав, которого входят: председатель, его заместитель и коллегия ГТК РФ.

Наряду с функциональным определенное значение в деятельности структурных подразделений ГУГТК имел и территориальный принцип. На его основе происходило распределение обязанностей в организационно-инспекторском секторе Управления организации таможенного контроля. Каждый сотрудник, которого отвечал за положение дел в таможенных учреждениях, расположенных на определенном участке территории СССР.

В изучаемый период таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и внутренние, а по специфике деятельности различались сухопутные, воздушные, морские (речные) таможни (таможенные посты). Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным.

Развитие таможенной службы Российской Федерации –неотъемлемая часть формирования атрибутов российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой и организующим началом этого процесса стал Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина "О Государственном таможенном комитете РСФСР". Эта дата отмечается как начало создания современной российской таможенной службы. Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов. От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих таможен. Общая штатная численность таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек.

Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного дела. Предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Новый Кодекс узаконил фактически сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: Таможенный комитет СССР; региональные таможенные управления СССР; таможни СССР.

В заключении формируются основные выводы по результатам диссертационного исследования.


По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:
Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационных исследований:

  1. Котихина А.С. Эволюция таможенной системы России / А.С. Котихина (Логинова) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2010. – № 2. – С. 32-36. – 0,6 п.л.

  2. Котихина А.С. Эволюция таможенной системы России в 1945-1991гг. / А.С. Котихина // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2010. – № 6. - С. 154-158. – 0,5 п.л.

  3. Котихина А.С. Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности таможни в Советской России 1917-1928 гг. / А.С. Котихина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2011. – № 1. – С. 38-41. – 0,6 п.л.

Прочие публикации

4. Котихина А.С. История правового регулирования таможенного дела в Х-ХVIIIвв. / А.С. Котихина // Человек и общество в противоречиях и согласии: Сб. научн. тр. по материалам VII научно-практической конференции: В 2-х ч. /Под ред. А.И. Аспидова, А.Н. Штефана. – Н.Новгород: Гладкова О.В, 2008. – Ч. 2. – С. 110-117. – 0,5 п.л.

5. Котихина А.С. Таможенная система России в последней четверти XVIII- первой половине XIX века / А.С. Котихина // Студенческий гений 2009: Сб. ст. по материалам VII научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (21 мая 2009 г.) /Под ред. А.И. Аспидова, А.Н. Штефана. – Н.Новгород: Гладкова О.В, 2009. – С.345-351. – 0,4 п.л.

6. Котихина А.С. Пути совершенствования таможенной системы России /А.С. Котихина // XIV Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. – Н. Новогрод: Гладкова О.В., 2009. - С.256-257. – 0,1 п.л.

7. Котихина А.С. Сравнительно-правовой анализ таможенной системы второй половины ХIX и с первой половины ХХ вв. / А.С. Котихина // Человек и общество в противоречиях и согласии: Сб. научн. тр. по материалам VIII научно-практической конференции: В 2-х ч. /Под ред. А.И. Аспидова, А.Н. Штефана. – Н.Новгород: Гладкова О.В, 2009. – Ч. 2. – С. 144-152. – 0,5 п.л.

8. Котихина А.С. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: генезис и перспективы развития / А.С. Котихина // Человек и общество в противоречиях и согласии: Сб. научн. тр. по материалам Международной научно-практической конференции / Под ред. А.И. Аспидова, А.Н. Штефана. – Н.Новгород: Гладкова О.В, 2010. – С.371-376. – 0,3 п.л.

9. Котихина А.С. Таможенные органы как правовой или экономический регулятор в процессе защиты национального производителя (исторический аспект) / А.С. Котихина // Казанская наука. – № 9. – Вып. 2. – Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2010. – С. 158-160. – 0,3 п.л.

10. Котихина А.С. Борьба таможенных органов с контрабандой: ретроперспективный опыт (историко-правовой аспект) / А.С. Котихина // Финансово-экономические проблемы процессов глобализации: Материалы Международной научно-практической конференции (Н.Новгород, 18-19 мая 2010 г.). – Н.Новгород: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И.Лобачевского, 2010. – С. 380-384. - 0,4 п.л.

11. Котихина А.С. История таможенного дела и таможенной политики России: учебно-методическое пособие / Д.В. Суходоев, А.С. Котихина. – Н.Новгород: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И.Лобачевского, 2011. – 76 с. – 4,5/2,25 п.л.

12. Котихина А.С. Этапы становления таможенного дела и таможенной политики в России // Человек и общество в противоречиях и согласии: Сб. научн. тр. по материалам Международной научно-практической конференции / Под ред. А.И. Аспидова, А.Н. Штефана. – Н.Новгород: Гладкова О.В, 2011. – 0,55 п.л.


Общий объем опубликованных работ составляет 7,0 п.л.




1 См.: www.customa.ru [Электронный ресурс] (Дата обращения 02.12.2011).