Литературоведение - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Литературоведение - страница №1/1

Вестник «Филологические науки». 2009. № 1.
СОДЕРЖАНИЕ

литературоведение


  • Гречаник И.В. Бытие, одиночество и смерть как литературно-философские феномены в поэзии Д. Мережковского и А. Блока

  • Овчинникова Л.В. «Сказка – это выход из трагедии»? (особенности творческих поисков М.М. Пришвина 1940–1950-х гг.)

  • Щеблыкин И.П. Тип художественного повествования в «Тихом Доне» М.А. Шолохова

лингвистика


  • Белова Н.В. Гендерные стереотипы языкового сознания

  • Иванова Е.Г. Особенности местоположения фразового ударения

  • в английском предложении

  • Игнатенко И.И. Диалог культур и культура диалога

  • Ларкин В.С. Функциональная значимость эпиграфа при формировании смыслового узла в прозаическом произведении (на материале романа В. Скотта «Айвенго»)

  • Мухтарова Н.Р. К вопросу о роли научно-популярной литературы при обучении иностранному языку студентов I-х курсов неязыковых факультетов вузов

  • Сарычев В.В. Реплика в структуре драматургического текста

  • Смородина П.В. Категория названия на глубинном и поверхностном уровнях

методика


  • Душкова Н.Н.Обучение творческому монологическому высказыванию в средней школе (по итогам опытного обучения)

диссертации


  • Защищены в диссертационном совете Д 212.136.01 при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова в сентябре–декабре 2008 г.

критика и библиография


  • Мокина Н.В., Тарасова И.А. История русской литературы XX века (В 4-х кн.: Учеб. пособие / Л.Ф. Алексеева, И.А. Биккулова и др. / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. М.: Высшая школа, 2005–2008)



Наши авторы




Гречаник И.В.

Бытие, одиночество и смерть как литературно-философские феномены

в поэзии Д. Мережковского и А. Блока


В данной статье понятия бытие, одиночество, смерть раскрываются как литературно-философские феномены. В начале XX ве­ка многие русские поэты, включая Д. Мережковского и А. Блока, трагически запечатлели названные концепты. Они воспевали смерть, отрицали смысл бытия, рисовали безнадёжность и мучительное одиночество. Трагические судьбы этих художников во многом отразили проповедуемые идеи.

Ключевые слова: бытие, одиночество, смерть, уединение, молчание, «Я» и «Другой», жанр исповеди, творчество, любовь, вера, символизм, модернизм, отчуждение, духовный кризис
Овчинникова Л.В.
«Сказка – это выход из трагедии»? (особенности творческих поисков

М.М. Пришвина 1940–1950-х гг.)

Рассматриваются творческие искания М.М. Пришвина 1940–1950-х гг., когда у писателя сложилась целостная концепция сказкотворчества, построенная на индивидуально-авторском переосмы­слении нравственно-философских основ, образной системы и стиля традиционной народной сказки. Анализ романа «Осударева дорога» и повести «Корабельная чаща» проведен с привлечением матери­алов опубликованных дневников Пришвина и исследований творчества писателя последних лет. Выявлены стремления писателя понять советское время и одновременно найти в современности «высший смысл», возможности для борьбы со злом на «путях добра», своеобразие художественного мира писателя и возможности использования сказочных идейно-художественных принципов в философской прозе.


Ключевые слова: русская литература, советская литература, Пришвин, литература и фольклор, философская проза, авторская сказка



Щеблыкин И.П.
Тип художественного повествования в «Тихом Доне» М.А. Шолохова

В эпопее «Тихий Дон» жизнь народа раскрывается в своем собственном (имманентном) проявлении. По этому признаку автор статьи относит уникальный роман М.А. Шолохова к новому типу художественного изображения, в котором принципы «народного романа» (XIX век) соединены с эпосом нового времени и субъекты повествования воспринимаются читателем как имплицитно существующая действительность.



Ключевые слова: тип художественного повествования, жизнь народа в своем собственном имманентном проявлении, народное самосознание в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Белова Н.В.
Гендерные стереотипы языкового сознания

Рассматривается важность гендерных исследований в языке и коммуникации. Гендер анализируется как продукт социальных отношений и культурных традиций. Язык как динамическая структура постоянно находится в движении, появляются новые слова, в том числе и связанные с социополовой вариативностью языка, что необходимо учитывать в практике преподавания иностранных языков.



Ключевые слова: язык и коммуникация, гендер, культурные традиции, социополовая вариативность языка
Иванова Е.Г.
Особенности местоположения фразового ударения

в английском предложении

В статье рассматривается различное местоположение фразовых ударений в английском предложении. Расстановка фразовых ударений в предложении обусловлена преимущественно семантико-синтаксическими факторами, а именно: смысловыми взаимоотношениями единиц в предложении, а также эмоциональными и стилистическими аспектами, грамматической структурой предложения и ритмической организацией предложения.



Ключевые слова: фразовое ударение, ритмическая организация предложения, фразовая акцентуация, интонация, просодия.
Игнатенко И.И.
Диалог культур и культура диалога

Статья посвящена проблеме общения и взаимопонимания между людьми в глобальном мире. Вскрываются особенности и трудности коммуникации. Показана специфика употребления иноязычных слов, неологизмов, особенности межкультурных различий в аспекте деловой коммуникации, выявлена роль толерантности и совершенствования культуры речи в достижении взаимопонимания представителей разных культур и языков. Подчеркнута необходимость обучения будущих специалистов деловому и речевому этикету для их успешной профессиональной самореализации в XXI веке.



Ключевые слова: язык, межкультурная коммуникация, личность, заимствование, трансформация, воображение, менталитет, понятие, культура.

Ларкин В.С.
Функциональная значимость эпиграфа при формировании смыслового узла в прозаическом произведении (на материале романа В. Скотта «Айвенго»)

В статье рассматриваются актуальные вопросы структурной и смысловой организации текста прозаического произведения на основе разделения его на поверхностный и глубинный уровни. При этом глубинный уровень представлен как иерархия компонентов функциональной смысловой зависимости (инвариант – семантическое ядро – центральное звено – смысловой узел), в то время как поверхностный уровень соответствует элементам глубинного уровня как вариативный остаток – фон – периферия – контекст. Показано, каким образом происходит формирование смыслового узла в данном произведении и как эпиграф, содержащий в себе инвариант, влияет на смысловую организацию текста.



Ключевые слова: эпиграф, инвариант, семантическое ядро, центральное звено, смысловой узел, вариативное расширение, фон, периферия, контекст, функциональная смысловая зависимость, семантическая ось, логический стержень, авторский ракурс, сюжетная перспектива.
Мухтарова Н.Р.
К вопросу о роли научно-популярной литературы

при обучении иностранному языку студентов

1-х курсов неязыковых факультетов вузов

В статье рассматривается возможность и необходимость использования иноязычных научно-популярных текстов при обучении иностранному языку студентов 1-х курсов неязыковых факультетов вузов, а также представляется характеристика стиля научной и научно-популярной литературы на английском языке. Кроме того, исследованы различные аспекты научно-популярного текста в сравнении с другими видами научной литературы.



Ключевые слова: научно-популярная литература, процесс обучения, научная информация, иностранный язык, студент 1-го курса, лексический состав, терминология, неязыковой факультет, эмоциональность, грамматический строй.
Сарычев В.В.
Реплика в структуре драматургического текста

Статья рассматривает такую структурную и семантическую единицу драматургического текста, как реплика, которая реализуется, будучи связанной с тремя другими компонентами текста: монологом, диалогом и полилогом. В каждом из них она представляет либо идеологическую, либо коммуникативную, либо смысловую направленность, в зависимости от авторского замысла. Само выражение реплики может быть прослежено в действии функциональной смысловой зависимости, которая организует оба уровня языковой абстракции: глубинный уровень и поверхностный уровень.



Ключевые слова: инвариант, авторский ракурс, сюжетная перспектива, функциональная смысловая зависимость.
Смородина П.В.
Категория названия на глубинном и поверхностном уровнях

В данной работе предпринята попытка проникнуть в сущность названия драматургических произведений, отделив его от заголовка как в публицистике, так и в рекламе, а также определить его связь с той частью функциональной смысловой зависимости, которая находится на глубинном уровне и поэтому имеет кодовый характер выражения.



Ключевые слова: заголовочный комплекс, кодовая единица текста, сюжетная перспектива, декодирование, семантика.
Душкова Н.Н.
Обучение творческому монологическому высказыванию в средней школе (по итогам опытного обучения)

Кратко описывается методика обучения творческому монологическому высказыванию с применением тренингового курса, осуществляемого в рамках работы учащихся над проектом, и приводятся результаты ее апробации в ходе опытного обучения в старших классах средней общеобразовательной школы. Раскрыты отдельные ключевые понятия, организация опытного обучения, приведен учебно-тематический план занятий и примеры упражнений.



Ключевые слова: творческое монологическое высказывание, тренинговый курс, риторическая компетенция, коэффициент риторической успешности, проектный метод обучения, проектная работа.

Наши авторы



Белова Наталья Владимировна – старший преподаватель Военного университета (Москва)
Гречаник Ирина Владимировна – доктор филологических наук, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова
Душкова Наталья Николаевна – соискатель МГГУ им. М.А. Шолохова
Иванова Елена Ген­надиевна – аспирант МГГУ им. М.А. Шолохова
Игнатенко Ирина Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент МГГУ им. М.А. Шолохова
Ларкин Виктор Сергеевич – аспирант МГГУ им. М.А. Шолохова
Мокина Наталья Васильевна – доктор филологических наук, профессор Саратовского государственного педагогического университета
Мухтарова Наили Рашидовна – аспирант МГГУ им. М.А. Шолохова
Овчинникова Любовь Владимировна – доктор филологических наук, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова
Сарычев Владимир Васильевич – соискатель МГГУ им. М.А. Шолохова
Смородина Полина Владимировна – аспирант МГГУ им. М.А. Шолохова
Тарасова Ирина Анатольевна – доктор филологических наук, профессор Саратовского государственного педагогического университета
Чапаева Любовь Георгиевна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка МГГУ им. М.А. Шолохова
Щеблыкин Иван Павлович – доктор филологических наук, профессор Пен­зенского государственного педагогического университет, Лауреат премии Правительства РФ в области образования
CONTENTS

Grechanik I.

The notions existence, loneliness and death as literary-philosophical phenomenons in the creative work of D. Merezhkovsky and A. Blok
This article about notions existence, loneliness and death as literary-philosophical phenomenons. These points were reflected very tragically by Russian poets in the beginning of XXth century, including such poets as They praised the death, denied any sense of human life and impress hopelessness on suffering loneliness. The tragic destiny of these poets was created by them self as they proclaimed in their life.

Key words: existence, loneliness, death, solitude, silence, “Me” and “Another”, confession genre, creation, love, belief, symbolism, modernism, estrangement, spiritual crisis.
Ovchinnikova L.

«The fairy tale is an exit from tragedy»? (Features of creative searches of M.M. Prishvin of 1940–1950th)
M.M. Prishvin's creative search of 1940-1950th when the writer had a complete concept, constructed on individually-author's reconsideration of moral-philosophical bases, figurative system and style of a traditional national fairy tale are considered. The analysis of the novel “Road Osudarev” and to lead “Ship thicket” it is spent with attraction of materials of published diaries Пришвина and researches of creativity of the writer of last years. Aspirations of the writer to understand Soviet time are revealed and simultaneously to find in the present “the higher sense”, possibilities for struggle against harm on “good ways”, an originality of the art world of the writer and possibility of use of fantastic ideologically-art principles in philosophical prose.

Key words: the Russian literature, the Soviet literature, Prishvin, the literature and folklore, philosophical prose, an author's fairy tale .



Shcheblykin I.

Literary narration type of “And Quiet Flows the Don” by M.A. Sholokhov
“And Quiet Flows the Don” demonstrates people’s life in its own (immanent) manifestation. This criterion allows the author of the article to refer the unique novel written by M.A. Sholokhov to a new type of literary portrayal implementing the combination of the principles underlying the “people’s novel” (XIX cent.) with a new age epic thus enabling the reader to perceive the narration agents as implicitly existing reality.

Key words: literary narration typе, people’s life in its own immanent anifestation, national self-actualization shown in “And Quiet Flows the Don” by M.A. Sholokhov.
Belova N.

Gender serotypes of language
The article represents a scientific research of gender in language and communication. Gender is considered to be a result of social relationship and culture traditions. The main objective of the given research is to show the characteristics of gender and to give the author` s point of view on the problem.

Key words: gender, language and communication, culture traditions, gender characteristics.
Ivanova E.

Peculiarities of the sentence stress in english
The article presented deals with the issue of the day: peculiarities of sentence-stress location in English. The sentence-stress location in English is mainly caused by semantic-syntactical factors, namely: semantic configurations in the sentence as well as emotional and stylistic characteristics, the grammar pattern and the rhythmic organization of the sentence. In the course of study it has been made clear the basic function of the sentence stress. It consists in the allocating of a word among some other words which are presented at speech.

Key words: sentence stress, rhythmic organization of the sentence, sentence accenting, intonation, prosody.
Ignatenko I.

Dialogue of cultures and culture of dialogue
The article is devoted to communication and understanding problems among people in the global world. The author reveals difficulties and peculiarities of communication, shows the specifics of the use of foreign and new words, and speaks of tolerance and speech culture improvement to avoid cross cultural differences in business communication. Future specialists are to be taught business speech etiquette for efficient professional self-realization in the XXI century.

Key words: language, cross cultural communication, personality, loan, transformation, imagination, mentality, notion, culture.
Larkin V.

The functional role of the motto in the formation of the notional knot in prosaic work (displayed with “ivanhoeby Walter Scott)
This article discloses the up-to-date questions of structural and semantic organization of text in prosaic work on the basis of division it into the superficial and profound dimensions. While the profound dimension is presented as hierarchy of the functional notional dependence (invariant – semantic core – central segment – notional knot), the superficial dimension is depicted as variant – background – circumference – context. The emphasis in this article is put on the profound dimension, where it is described how the formation of the notional knot occurs in the specified novel and how the motto, which holds invariant in itself, influences the further semantic organization of the text.

Key words: motto, invariant, semantic core, central segment, notional knot, variant, background, circumference, context, functional notional dependence, semantic axis, logical line, author’s view, plot perspective.
Mukhtarova N.

To the question of the role of popular science texts in a foreign language teaching of first-year students
In the article we consider the possibility and necessity of using foreign popular science texts in a foreign language teaching of first-year students. The characteristics of science and popular science style in the English language are given. Besides, the article includes the comparative characteristics of various genres of science literature.

Key words: рopular science literature, a teaching process, scientific information, a foreign language, a first-year student, vocabulary, terminology, nonlinguistic department, emotionality, grammar.
Sarychev V.

Remark in structure of the dramaturgic text
The article deals with such a semantically structural unit of the dramatic text as a reply. Which realizes itself being combined with three other text components: monologue, dialogue and polilogue. In each of them if represents either ideological, or communicative, or semantical direction that depends on the author's plot. The very reproduction of reply may be traced in the action of the functional semantic dependence that organizes both the levels of language abstraction: deep level and surface level.

Key words: invariant, аuthor's foreshortening, subject perspective, functional notional depending.
Smorodina P. Implied or indicated titles

In present article author seeks to reveal the inner meaning of drama masterpiece s titles separating them from both media and advertising titles and showing its integrity with functional semantic interference of implied comprehension level and thus having coded character of expression.



Key words: title compound, сodify text entity, plot perspective, title decoding, semantics.
Dushkova N.

Teaching creative monologue (the results of experimental research work)
The article describes in brief the technology of teaching creative monologue based on the use of a training course as part of students project work. It brings out the results of experimental research work in senior grades of a secondary school. The author defines some main concepts, gives a brief characteristic of the experiment, mentions the curriculum and examples of exercises.

Key words: creative monologue, training course, rhetoric competence, rhetoric competence factor, project method, project work.


izumzum.ru