Литературное чтение один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функцио - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литературное чтение один из основных предметов в системе подготовки... 1 98.85kb.
Литературное чтение один из основных предметов в системе начального... 1 78.13kb.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 3 366.36kb.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими... 1 99.87kb.
Муниципальная образовательная организация дополнительного образования 1 112.48kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Литературное... 1 88.64kb.
Изучение декларации прав ребёнка 1 354.04kb.
Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника 1 149.23kb.
Разработка фрагмента интегрированного урока литературное чтение,... 1 46.4kb.
Рабочая программа курса «Литературно е чтение» 1 340.23kb.
«Литературное чтение» комплексный раздел обучения русскому языку... 1 389.84kb.
Состав и порядок избрания Ревизионной комиссии 1 194.14kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Литературное чтение один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. - страница №1/1


Литературное чтение , 4 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Р. Х. Ягафаровой «Литературное чтение», утвержденной МО и науки Республики Татарстан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.

Для реализации программного содержания используются:

Р. Х. Ягафарова, Литературное чтение: учебник для 4 класса в 2 частях. – Казань, «Магариф», 2005.

Количество часов в год – 68.

Количество часов в неделю – 2.

Количество часов в I четверти – 18

Количество часов в II четверти – 14

Количество часов в III четверти – 18

Количество часов в IV четверти – 18



в т.ч. внеклассное чтение – 16ч.
Изучение литературного чтения в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие эстетической восприимчивости к русскому художественному слову, опыта читательской деятельности на русском языке; формирование всех видов речевой деятельности на русском языке; умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать;

  • овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения на русском языке; элементарными практическими умениями работы с художественным текстом на русском языке;

  • воспитание уважения к русской культуре и культуре других народов России, интереса к чтению на русском языке, расширение нравственно-эстетического опыта учащихся.


Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование). Восприятие на слух художественных произведений разных жанров. Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него.

Чтение. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осознанное чтение про себя доступных по объему и жанру произведений. Выразительное чтение (с предварительной подготовкой). Ознакомление с различными видами чтения. Осмысление цели чтения. Скорость чтения: установка на нормальный для индивидуальности читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Правильность чтения: четкое безошибочное чтение вслух с соблюдением правильного ударения и основных норм литературного произношения.

Говорение. Умение ставить вопросы и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Построение небольшого монологического высказывания; краткий, полный, выборочный, пересказ прочитанного, устное изложение текста по плану. Сравнение героев произведений русской и родной литератур (портрет, поступки).

Письмо. Небольшие письменные высказывания по литературному произведению (по заданным вопросам).

Требования к уровню подготовки ученика 4 класса:

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать

  • изученные литературные произведения и их авторов;

  • жанры детской художественной литературы (приводить примеры сказок, стихотворений, басен, рассказов);

уметь

  • читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

  • читать выразительно художественный текст (заранее подготовленный);

  • приводить примеры фольклорных произведений (пословиц, загадок, сказок)

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст (объем – до 1с.);

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • использовать чтение русской художественной литературы как источник приобщения к русской культуре;

находить в словаре значение неизвестного слова.
Оценка скорости чтения.

Классы

скорость чтения (количество слов в минуту)

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

Полугодия

I II

I II

I II

I II




I класс

- 30

20

15

менее 15


__

II класс

40 50

30 40

20 30

менее 20

III класс

60 70

50 60

40 50

менее 40

IV класс

80 90

70 80

60 70

менее 60

Проверка техники чтения проводится 1 раз в I первом классе в конце учебного года, а во II – IV классах 2 раза в год в конце каждого полугодия. Проверка осуществляется по тексту, законченному в смысловом отношении. Количество слов в тексте должно быть больше, чем это предусмотрено в скорости чтения. Время учитывается со второго или третьего предложения, когда ученик преодолевает волнение и начинает читать в обычном для него темпе.



Требования к способу чтения

I класс – плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами;

II класс – плавное чтение целыми словами;

III класс – достаточно беглое плавное чтение словами и словосочетаниями;

IV класс – плавное, достаточно беглое чтение словосочетаниями и фразами.

Оценки

«5» ставится ученику, если он правильно читает, не допускает искажений знакомых слов, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение, паузы, интонацию, логические ударения, вопросительную и побудительную интонацию; полностью понял несложный текст.

«4» - правильное чтение, отчетливое произношение звуков и слов, соблюдение ударения, вопросительной и побудительной интонации, 2-3 ошибки в словах, (искажение слов, перестановка, замена, пропуск букв, неправильное ударение в слове), нарушение логического ударения в 1 – 2 предложениях, несоблюдение пауз в конце предложений и затруднение в выборе нужной интонации; понял основное содержание текста.

«3» - отрывистое чтение, отсутствие выразительности, 4 – 5 ошибок (замена пропуск, перестановка звуков, слогов, нарушение норм русской орфоэпии); не совсем точно понял основное содержание прочитанного;

«2» - все слова ученик читает отрывисто, не владеет техникой чтения, предусмотренной для данного класса, допускает более 6 грубых искажений слов; практически не ориентируется в тексте.


I ПОЛУГОДИЕ - 34 часа:.


I I ПОЛУГОДИЕ – 34 часа

  1. 1 -книга: Страна детства – 17 ч.

  2. Не верю, что звери говорят – 17 ч.




  1. 2 –книга: Смех – это солнце… – 9 ч.

  2. Поэтическая тетрадь - 8 ч.

  3. Литературная сказка – 8 ч.

5. Сказки зарубежных писателей – 9 ч.




п/п


Наименование разде-ла программы

Тема урока

Кол-во ча-сов



Тип урока


Элементы
содержания


Требования к уровню подготовки учащихся

Вид
контроля


Элементы
дополнительного


содержа-ния

Дом. зад.

Дата

план

факт

1

1 – книга

«Стра-на дет-ства»

(17 ч)


Вводный урок.

Для чего человек читает? Как выбирать книгу?



1


Комбиниро-ваннный

Тема, главная мысль, события, последовательность

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Тематичес-кий.


Крос-сворд

Стр.3-6,

читать








2

Детские годы Багрова - внука.

С. Аксаков.




1

Комбиниро-ваннный

Понимание содержания литературного произведения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Выразительное чтение

Характер героя, его поступки

Стр.7-11, читать, отв.на вопросы







3

Крестьянские дети. Н.Некрасов.


1

Комбиниро-ваннный

Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения

Чтение



Лирика

Стр.12-15, читать, отв.на вопросы







4-

5


УВЧ №1.

Детство М.Осоргин.



2

Комбиниро-ваннный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Пересказ




Стр.16-19, читать;

Стр. 20-22, читать







6

Лебеди.

Е. Винокуров



1

Комбиниро-ваннный

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией

Уметь определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения

Выразительное чтение

Олицетворение

Стр.23-24, читать, отв. на вопросы







7

Асхат с губернаторской. М.Карим.

1

Комбиниро-ваннный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему


Творческий пересказ.



Сравне-ние

Стр.26-29, читать;

Стр.30-32, отв. на вопросы







8-

9


УВЧ № 2. Захарка.

В. Астафьев.



2

Комбиниро-ваннный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Пересказ.


Сравне-ние, олицетворение.

Стр.34-36,

Читать;


Стр. 37-40, читать.













10

Животные в городе.

Ф. Искандер.



1

Комбиниро-ваннный

Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество
Ф. Искандера. Уметь опреде-лять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Выразитель-ное чтение




Стр.41-45, читать







11-

12


УВЧ № 3. Детство бегало босиком.

В. Солоухин



2

Комбиниро-ваннный

Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество
В. Солоухина. Уметь определять тему и главную мысль произведения

Выразительное чтение

Писательская наблюдательность

Стр.46-47, читать;

Стр.48-49, читать.







13-

14


С закрытыми глазами.

Г. Кутуй



2

Комбиниро-ваннный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

Выразительное чтение

Образные языковые средства

Стр.50-52, читать;

Стр52-54, читать.









15-

16


УВЧ № 4

На берегах Вятки.

В. Куприн


2

Комбиниро-ваннный

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства

Фронтальный опрос




Стр 55-56

читать;


Стр.57-59

читать






17




Волчьи круги.

М. Осоргин




1

Комбиниро-ваннный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Пересказ

Крос-сворд.

Литера-турные


игры

Стр.60-63

читаь








18



«Не верю, что звери гово-рят» (17 ч)

Волки. В. Солоухин

1

Комбиниро-ваннный

Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество
В. Солоухина. Уметь определять тему и главную мысль произведения

Выразительное чтение

Писательская наблюдательность

Стр.64-65

читать








19-20

УВЧ № 5

Машутка.


Е. Марысаев

2

Комбиниро-ваннный

Понимание содержания литературного произведения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Выразительное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы

Стр.66-68

читать


стр.69-72

читать






21-

22


Лицо коня.

Н. Заболоцкий



2

Комбиниро-ваннный

Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество
Н.Заболоцкого. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями.

Выразитель-ное чтение




Стр.73 читать;

Стр.73-74 читать.







23-

24


УВЧ № 6.

Бойе. В. Астафьев.



2

Комбиниро-ваннный

Выявлять в тексте слова, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

Понимание содержания литературного произведения



Знать содержание изучаемых произведений. уметь ответить на вопросы по содержанию текста найти предложения , подтверждающие устное высказывание.

Выразитель-ное чтение




Стр.76-77 читать;

Стр.78-80 читать.









25-

26


Солнечное пятно. Ю.Коваль.

2

Комбиниро-ваннный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Пересказ




Стр.81-82 читать;

Стр.83-84 читать





27-

28


УВЧ № 7

Домой, домой, домой!

Ю.Дмитриев


2

Комбиниро-ваннный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Пересказ



Стр.85-86 читать;

Стр.86-читать.







29-

30


Лазоревый петух моего детства.

Р. Погодин



2

Комбиниро-ваннный

Понимание содержания литературного произведения

Знать содержание изучаемых произведений. уметь ответить на вопросы по содержанию текста.

Выразитель-ное чтение




Стр.89-90 читать; стр.91-93 читать





31-32

УВЧ № 8 Недоросель.

Д. Фонвизин



2

Комбиниро-ваннный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Пересказ




Стр.3-6, читать;

Стр.7-10, читать.







33-34

Налим. А.П.Чехов

2

Комбиниро-ваннный

Понимание основного содержания услышанного

Знать отличие рассказа от сказки.

Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев.

Пересказ от лица героев

Характер героя, его поступки и их мотивы

Стр.11-14 читать;

Стр.15-18 читать







35-

36


2 -книгаСмех – это солн-це …

(9 ч)

УВЧ № 9

Переоценка ценностей.

Тэффи


2

Комбиниро-ваннный

Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Составле-ние плана

Характер героя, его поступки и их мотивы

Стр.19-21 читать; стр.23-25 читать, отв.на вопросы.





37-

38


Поднятая целина. М.А.Шолохов

2

Комбиниро-ваннный

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.



Уметь читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения







Стр.26-28 читать;

Стр.29-33 читать, отв. на вопросы.







39-

40


Хоттабыч выступает в игру.

Л.И.Лагин



2

Комбиниро-ваннный




Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты

Диагностика навыка
чтения

Крос-сворд.

Игры литера-турные



Стр.34-38 читать,

Стр.34-38 читать,

отв. на вопросы.






41

Три толстяка.

Ю.К.Олеша


1

Комбиниро-ваннный

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста




Знать творчество
Н.Заболоцкого. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями.




Стр.43-49 читать, отв. на вопросы









42

Три толстяка.

Ю.К.Олеша

УВЧ № 10

Птичка. Виноград.

А. С. Пушкин


1


Комбиниро-ваннный

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Декламация произведений.

Связь произведений литературы с другими видами искусств


Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности

Чтение наизусть

Олицетворение.

Сравне-ние



Стр.50-51 читать.







43







«Ещё дует холодные ветры…» Туча.

А.С.Пушкин



1

Комбиниро-ваннный

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Декламация произведений.

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний



Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту

Тематичес-кий

Олицет-ворение

Стр.52-53 читать







44

Поэтичес-кая тет-радь

(8 ч)

«Когда бы мог весь свет узнать…» Осень. Весна.

Ю.М.Лермонтов.



1

Комбинированнный

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество
М. Ю. Лермонтова.

Уметь различать жанры произведений

Выразительное чтение

Ответы на вопросы



Олицетворение. Средства художественной выразительности, язык. Характер героя, его поступки и их мотивы

Стр.54-56 читать








45

УВЧ № 11

«Я жить хочу! Хочу печали…»

Небо и звезды.


1

Комбиниро-ваннный

Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать

события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.


Чтение
наизусть


Олицетворение.

Лирика


Стр.57-59 читать







46

«Седое небо надо мной…» Родник. Вечер.

И.А. Бунин



1

Комбиниро-ваннный


Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать творчество
И. А. Бунина.

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

Чтение
наизусть



Олицетворение



Стр.60-63 читать;







47

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» Ландыш. Бунин

1

Комбиниро-ваннный

Осознанность и выразительность чтения




Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

Стр.64-66 читать







48

Родная деревня. Звезда полей. Н.М.Рубцов

1

Комбинированнный









Стр.67-69 читать







49

Северная берёза. Жеребёнок. Воробей. Н.М.Рубцов

1

Комбиниро-ваннный

Стр.70-72 читать







50

УВЧ № 12

Сказка о попе и о работнике его балде. А.С.Пушкин



1

Комбиниро-ваннный

Тема, главная мысль, события, последовательность

Знать сказки
А. С. Пушкина.

Уметь различать сказки народные и литературные

Тематичес-кий

Архаиз-мы

Стр.73-80 читать








51

Обобщающий урок. Повторение, закрепление, зада-ние на каникулы.

1

Комбинированнный

Осознанность и выразительность чтения

Знать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содер-жание изученных литератур-ных произведений.

Тематичес-кий

Крос-сворд.

Литературные


игры

Стр.3- 80 читать







52-53

Лите-ратур-ная сказка (8 ч)

Конек – горбунок.

П.П. Ершов



2

Комбиниро-ваннный

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного)

произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.


Знать творчество
П. Ершова

уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Темати-ческий.

Выразитель-ное чтение



Архаизмы

Характер героя, его поступки и их мотивы



Стр.81-85 читать;

Стр.86-90 читать, отв. на вопросы







54-55

УВЧ № 13

Как Незнайка разговаривал со своей совестью. Н.Н.Носов



2

Комбиниро-ваннный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы



Чтение по ролям

Фантастические события

Стр.91-95 читать;

Стр.96-100, читать







56-

57


Кот в сапогах. Шарль Перро

2

Комбиниро-ваннный

Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного)

произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них



Знать творчество
Шарля Перро.

Уметь составлять

небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту



Тематический

Характер героя, его поступки и их мотивы

Стр.101-103, читать; стр. 104-107, читать





58- 59

УВЧ № 14

Госпожа метелица.

Братья Гримм.


2

Комбиниро-ваннный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантасти-ческие события, отвечать на вопросы


Чтение по ролям

Фантастические события

Стр.108-114, читать, отв. на вопросы
Стр.115-121, читать





60-

61


Сказки зарубеж-ных писа-телей (9 ч)

Домовой у лавочника. Х.К.Андерсен

2

Комбиниро-ваннный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение.

Выразительное чтение


Характер героя, его поступки и их мотивы


Стр.123-126, читать;

Стр.127-131, читать.

.





62-

63


УВЧ № 15

Братья Маугли. Редьярд Киплинг.



2

Комбиниро-ваннный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Творческий пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы

Стр.132-134, читать;

Стр.135-137, читать;

Стр.138-140, читать.




64-

65


УВЧ № 16

Дружище Квак спасает Токио. Харуко Мураками.



2

Комбиниро-ваннный

Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанной сказки, отвечать на них.

Знать творчество
Харуко Мураками.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы







66-

68


ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ. Повторение, закрепление, задание на лето.

4

Комбиниро-ваннный

Выражение личного отношения к прочитанному

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему


Фронтальный опрос

Крос-сворд.

Литера-турные


игры.

Стр.81-140, читать.












izumzum.ru