Лексика «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Лексика «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально - страница №1/1

ЛЕКСИКА
1. «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».

Л.А. Новиков

2. «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».

В.В. Виноградов

3. «Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом».

И.Б. Голуб

4. «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации,  –  это выбор слов, содержащих оценочный элемент».

И.Г. Милославский
5.
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

К. А. Федин


ИВС

1. «Эпитеты –   одежда слов».



В.А. Солоухин

2. «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».

И.Г. Милославский

3. «Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис».

А.И. Горшков

4. «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».

В.В. Виноградов

5. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».

А. А.Зеленецкий
6.
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

А. И. Горшков
7.
«Русский язык ... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

В. Г. Короленко

МОРФОЛОГИЯ

1.«Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».



В.Г. Ветвицкий

2.  «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью "маленьких" слов, слов, которые принято считать служебными, –   частиц и союзов».

И.Г. Милославский

3. «У каждой части речи свои достоинства».

А.М. Пешковский

4. «Местоимение –   удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании».

А.А. Реформатский

5. «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова».

А.А. Реформатский

6. «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».

А.Н. Гвоздев

СИНТАКСИС
1. «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».

Н.М. Шанский

2. «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».

Л.Т. Григорян

3. «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира».

Н.С. Валгина

4. «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».



Ф.И. Буслаев
5.
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис»А. А. Реформатский
ПУНКТУАЦИЯ

1. «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».



Н.С. Валгина

2. Пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».

Н.С. Валгина

3. «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя».

И.Э. Бабель

4. «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

К.Г. Паустовский

5. «Многоточие - частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».

Н.С. Валгина

6. «Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля».

Н.С. Валгина

7. «Современная русская пунктуация  –  это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство».



Н.С. Валгина
8.
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер” »

С. И. Львова

 
ЛЕКСИКА И ГРАММАТИКА



1. Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

Ф.И. Буслаев

2. «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».

И.Г. Милославский

3. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Л. В. Успенский
4.
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются»

М. Е. Салтыков – Щедрин

5. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».



Л. В. Успенский

6. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения»

Л. В. Успенский
ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

1. «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений».



Н.М. Шанский

2. «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».С.И. Ожегов

3. «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Свифт

4. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Л. Сухоруков

5. «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».

6. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»



Б. Н. Головин
7.
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи»

Поль Рикёр
8.
«Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». И. А. Гончаров


АБЗАЦ


1.«При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Л.В. Щерба
2. «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».Л.Ю. Максимов
3. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

Н. С. Валгина


ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Изложение „от первого лица”, употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на сознание и чувства читателя».



А.А. Кузнецов

 «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего».



О.Н. Емельянов

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

М. Н. Кожина

«Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано».



В.В. Виноградов
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Из Литературной энциклопедии
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

Г. Я. Солганик
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи»

Поль Рикёр



РАЗНОЕ
«Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам».

Г.Я. Солганик

«То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания».Н.С. Валгина


«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».

Б. В. Шергин