Лексика и фразеология - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Новая немецкая лексика периода объединения Германии 1 13.47kb.
Ганцовская нина семёновна лексика говоров костромского акающего острова 5 531.88kb.
Китайская фразеология. Фразеологизмы с элементом 心 (сердце) 1 32.65kb.
Замечательный сосед 2 614kb.
Лексика газетных заголовков 1 119.47kb.
Поступающим в вузы 24 6262.16kb.
Курсовая работа «богатство» И 4 519.93kb.
«Устаревшая лексика (архаизмы и историзмы), неологизмы. Понятие стилизации. 1 26.25kb.
Лексика «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время... 1 77.44kb.
Разговорные фразы на все случаи жизни (Сохраняем, расширяем словарный... 1 51.5kb.
Программа повышения квалификации состояла из 3-х блоков: "Практическая... 1 18.76kb.
Тема «Формирование информационной компетентности посредством работы... 1 76.04kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Лексика и фразеология - страница №1/1

Конспект урока

русского языка в 6 классе

Учитель Серпейской ср. школы Мещовского р-на Калужской обл.

Федина Т.Р.
Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель урока:

- Повторение и закрепление темы «Лексика и фразеология»


Задачи урока


  • продолжить знакомство с лексическим составом русского языка,

  • продолжить развитие творческих способностей учащихся через

индивидуальную работу с детьми, имеющими высокую познавательную потребность,

  • развивать познавательный интерес учащихся, воспитывать внимательное отношение к слову.

.

Ход урока:


I. Организационный момент
II. Повторение теории

а) - Что такое лексика?

- Что такое лексикография?

- Что такое фразеология?
б) Разминка ( слайд2)


  • Запишите термины

1) Слова русского языка известные всему народу.- общеупотребительные

2) Слова, употребляемые жителями той или иной местности.- диалектные

3) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.- профессионализмы

4) Слова, вышедшие из активного повседневного употребления.- устаревшие

5) Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.- жаргонизмы



III. Словарная работа ( слайд 3)
1. Искусственный родник - фонтан

2. Краски, замешанные на воде - акварель

3.Прибор, предназначенный для проветривания помещения. - вентилятор

4.Небольшая дощечка, на которой художник смешивает краски - палитра

5.Подставка для подрамника с холстом - мольберт

IV. «Крестики – нолики» ( слайды 4-9)

Устный опрос : учащиеся отвечают на вопросы, записанные на листочках:

( Номера вопросов выбираются произвольно. По гиперссылке даётся содержание задания.)



1) Устаревшие слова объединены в группу :

  1. жакет, альбом, интервью

  1. выя, очи, перст

3) продавец, золотой, память
2.В каком предложении есть диалектизм?

  1. Рисунки с акварелью передают тончайшие оттенки.

  2. В марте в лесу появились первые проталины.

3)Из труб куреней по утрам высятся прямые стволы дыма

3.« Переведите» данные жаргонные слова на литературный язык.

Прикольный – интересный (восхищение) Тащиться - восхищаться

Прикид – наряд Шпора - шпаргалка

4.Назовите архаизмы:

Гусар, колчан, ветрило, аршин, дщерь, палица

5.. К какой группе необщеупотребительных слов относятся слова в данном тексте?

Опытный лоцман ведёт судно через фарватер.

Отданы швартовы.

Шесть склянок.

Корабль идёт левым галсом.

На палубе боцман, шкипер, часть команды.

V.Данные слова записать в следующей последовательности: (слайд 10)

1) общеупотребительные, 2)диалектизмы, 3)профессионализмы, 4) устаревшие. Учащиеся работают у доски, по очереди выписывая слова (4ученика )


Мальчик, ямщик, пневмония, брадобрей, деревня, боярин, кочет, мольберт, погода, сиверко, аккорд, бурак
VI. Проверка домашней индивидуальной работы.
а) Роль устаревших слов в тексте ( Слайд 11)

Индивидуальное здание исследовательского характера.
Задание, которое выполнял ученик:

1. Прочитать текст выразительно.

2. Найти устаревшие слова, определить их лексическое значение.

3. Объяснить, с какой целью А.С. Пушкин их использует в своей поэме " Руслан и Людмила"


Н

Позор – вид, зрелище.


Нивы – поля.
Стенанья – стоны, плач.
Стогны – улицы и площади города.
Сонм – большая группа, множество.

дружина -


о между тем какой позор

Являет Киев осажденный?

Там, устремив на нивы взор,

Народ, уныньем пораженный,

Стоит на башнях и стенах

И в страхе ждет небесной казни;

Стенанья робкие в домах,

На стогнах тишина боязни;

Один, близ дочери своей,

Владимир в горестной молитве;

И храбрый сонм богатырей

С дружиной верною князей

Готовится к кровавой битве.

6) Роль диалектных слов в тексте ( слайд 12)



Индивидуальное здание исследовательского характера.
Задание , которое выполнял ученик
1.Прочитать выразительно стихотворение С.Есенина " В хате"

2.Найти диалектизмы, определить их лексическое значение.

3.Объяснить, с какой целью автор употребляет их в своём стихотворении.
Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.


Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,




драчёны - кушанье их запечённой смеси яиц, молока и муки или тёртого картофеля

дёжка - дежа, квашня , кадка для замешивания теста

печурка - выемка в русской печи для просушивания чего - либо

заслонка - железная крышка для просушки чего - либо

попелица - зола, пепел

махотка - кринка, глиняный кувшин




А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.


Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.


Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.


А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.


VII. Вспомним лексику по происхождению ( слайд 13)
Исконно русские слова и заимствованные слова

- привести примеры заимствованных слов


VIII. Проверка индивидуальней работы. (слайд 14)

задание, которое выполнял ученик:

  • используя толковые и этимологические словари рассказать

биографию слов : портфель, линейка, пенал, ручка, тетрадь, карандаш -

IX. Повторение темы " Фразеология" (слайды 15-16)
а) Когда мы так говорим?
Вымыть руки

Держать себя в руках

Взять голыми руками
- Вымыть руки - Когда хотим помыть руки

-Держать себя в руках - О выдержанном человеке


- Взять голыми руками - Легко одолеть
б) Найдите «третий лишний» ( слайд 17)


  1. Вымыть руки.

  2. Держать себя в руках.

  3. Взять голыми руками.


в) проверка выполнения индивидуального задания. ( слайд 18)

  • используя фразеологический словарь рассказать о происхождении фразеологизмов




  • Реветь белугой - Громко кричать или плакать

«Нем, как рыба» - это вам известно давным-давно. И вдруг «реветь белугой»? Оказывается речь здесь идёт не о белуге, а о белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.




  • Коломенская верста- Так называют человека очень высокого роста.

В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в Росси еще не бывало, слава этой дороги возросла еще больше. Смекалистый народ не преминул новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…





  • Тёртый калач- Так называют опытного человека, которого трудно провести

  • Раньше и на самом деле был такой сорт хлеба – «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «тёрли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица – «не тёрт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.



X . Подведение итогов урока ( слайд 19)
Д/ З - повторить материал по теме ЛЕКСИКА и подготовиться к контрольной работе
Учитель: ( слайд 20)

Ребята! Пополняйте свой словарный запас, узнавайте больше из истории слов,

используйте всё словарное богатство русского языка.

И тогда в любой ситуации вы будете интересным собеседником и грамотным

человеком.

Рефлексия : ( слайд 21)

На уроке я работал…

Урок для меня показался…

Материал урока мне был…

Интернет - ресурсы
nsportal.ru›shkola/russkii…povtorenie-po…leksika…

festival.1september.ru

sozvezdie131.ru›kopilka 2011/urok.doc

volokonovka10.narod.ru›uchitel.files/leksika.doc

teacherjournal.ru›…povtorenie…qleksikaq6klass…

nsportal.ru/.../proverochnaya-rabota-v-6-klasse-leksika-i-frazeologiy.



www.s_kolib.kra.edu54.ru/DswMedia/ang_urok_povtor_tex6.doc