Лекция №6 Содержание лекции Методология и технология разработки информационных систем 1 Стандарты и методики 1 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Технология разработки программного обеспечения 1 91.74kb.
Проектирование информационных систем 1 115.81kb.
Наименование государственной (муниципальной) услуги 1 69.43kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине « В. 6» «Технология разработки... 6 858.93kb.
Ос- 5 семестр (34 часа) Каф. Исэ 1 154.71kb.
Рабочая программа по дисциплине «Проектирование информационных систем»... 1 305.15kb.
Тезисы лекции №1. Реинжиниринг бизнес-процессов с. Тезисы лекции... 7 793.13kb.
Лекция №3 (4 часа) Сетевые кабели 1 132.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «Интеллектуальные информационные... 1 141.15kb.
Лекции. Тема и содержание лекции Соответствие тематическому плану... 1 28.07kb.
Пособие предназначено для студентов специальности 230105 Программное... 3 352.82kb.
Перенаправлено с Южный федеральный округ 1 57.91kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Лекция №6 Содержание лекции Методология и технология разработки информационных систем - страница №1/3

Лекция №6

Содержание лекции

Методология и технология разработки информационных систем 1

Стандарты и методики 1



Виды стандартов 2

Методика CDM фирмы Oracle 2

Общая структура 4

Особенности методики СDМ 5

Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01 6

Общая структура 6

Основные и вспомогательные процессы ЖЦ 7

Особенности стандарта ISO 12207 8



CASE-технологии проектирования информационных систем 11

Характеристика современных CASE-средств 13



Локальные средства 19

Объектно-ориентированные CASE-средства 20

Средства конфигурационного управления 20

Средства документирования 21

Средства тестирования 22



Методология и технология разработки информационных систем

Стандарты и методики


Одним из важных условий эффективного использования информационных технологий является внедрение корпоративных стандартов. Корпоративные стандарты представляют собой соглашение о единых правилах организации технологии или управления. При этом за основу корпоративных стандартов могут приниматься отраслевые, национальные и даже международные стандарты.

Однако динамика развития информационных технологий приводит к быстрому устареванию существующих стандартов и методик разработки информационных систем. Так, в связи со значительным прогрессом в области программного обеспечения и средств вычислительной техники наблюдается рост размеров и сложности информационных систем. При этом существенно меняются требования как к основным функциям и сервисным возможностям систем, так и к динамике изменения этих функций. В этих условиях применение классических способов разработки и обеспечения качества информационных систем становится малоэффективным и не приводит к уровню качества, адекватному реальным требованиям.

Полезны в этом отношении стандарты открытых систем (в первую очередь, стандарты на интерфейсы различных видов, включая лингвистические, и на протоколы взаимодействия). Однако разработка систем в новых условиях требует также новых методов проектирования и новой организации проектных работ. Проектирование и методическая поддержка разработки информационных систем, включая программное обеспечение и базы данных, традиционно поддерживаются многими стандартами и фирменными методиками. Вместе с тем известно, что требуется адаптивное планирование разработки, в том числе в динамике процесса ее выполнения. Одним из способов адаптивного проектирования является разработка и применение профилей жизненного цикла информационных систем и программного обеспечения. Корпоративные стандарты образуют целостную систему, которая включает три вида стандартов:


  • на продукты и услуги;

  • на процессы и технологии;

  • на формы коллективной деятельности, или управленческие стандарты.

Виды стандартов


Существующие на сегодняшний день стандарты можно условно разделить на несколько групп.

  • По предмету стандартизации. К этой группе можно отнести функциональные стандарты (стандарты на языки программирования, интерфейсы, протоколы) и стандарты на организацию жизненного цикла создания и использования информационных систем (ИС) и программного обеспечения (ПО).

  • По утверждающей организации. Здесь можно выделить официальные международные, официальные национальные или ведомственные национальные стандарты (например, ГОСТ, ANSI, IDEFO/1), стандарты международных консорциумов и комитетов по стандартизации (например, OMG), стандарты де-факто — официально никем не утвержденные, но фактически действующие (например, стандартом де-факто долгое время были язык взаимодействия с реляционными базами данных SQL и язык программирования С), фирменные стандарты (например, Microsoft ODBC).

  • По методическому источнику. К этой группе относятся различного рода методические материалы ведущих фирм-разработчиков программного обеспечения, фирм-консультантов, научных центров, консорциумов по стандартизации.

Вкратце рассмотрим методику CDM (Custom Development Method) фирмы Oracle по разработке прикладных ИС под заказ и Международный стандарт ISO/IEC 12207:1995-08-01 01 на организацию жизненного цикла продуктов программного обеспечения.

Методика CDM фирмы Oracle


Одним из уже сложившихся направлений деятельности фирмы Oracle стали разработка методологических основ и производство инструментальных средств для автоматизации процессов разработки сложных прикладных систем, ориентированных на интенсивное использование баз данных. Методика CDM является развитием давно разработанной методики CASE-Method фирмы Oracle, применяемой в CASE-средстве Oracle CASE (в новых версиях — Designer/2000).

Перечислим основные составляющие CASE-технологии и инструментальной среды фирмы Oracle.



  • Методология структурного нисходящего проектирования, при которой разработка прикладной системы представляется в виде последовательности четко определенных этапов.

  • Поддержка всех этапов жизненного цикла прикладной системы, начиная с самых общих описаний предметной области до получения и сопровождения готового программного продукта.

  • Ориентация на реализацию приложений в архитектуре клиент-сервер с использованием всех особенностей современных серверов баз данных, включая декларативные ограничения целостности, хранимые процедуры, триггеры баз данных, с поддержкой в клиентской части всех современных стандартов и требований к графическому интерфейсу конечного пользователя.

  • Наличие централизованной базы данных — репозитария. Репозитарий предназначен для хранения спецификаций проекта прикладной системы на всех этапах ее разработки. Он представляет собой базу данных специальной структуры, работающую под управлением СУБД Oracle.

  • Возможность одновременной работы с репозитарием многих пользователей. Такой многопользовательский режим почти автоматически обеспечивается стандартными средствами СУБД Oracle. Централизованное хранение проекта системы и управление одновременным доступом к нему всех участников разработки поддерживают согласованность действий разработчиков и не допускают ситуаций, в которых каждый проектировщик или программист работает со своей версией проекта и модифицирует ее независимо от других.

  • Автоматизация последовательного перехода от одного этапа разработки к следующему. Для этого предусмотрены специальные утилиты, с помощью которых можно по спецификациям концептуального уровня (модели предметной области) автоматически получать первоначальный вариант спецификации уровня проектирования (описание структуры базы данных и состава программных модулей), чтобы на его основе после всех необходимых уточнений и дополнений автоматически генерировать готовые к выполнению программы.

  • Автоматизация различных стандартных действий по проектированию и разработке приложения. Предусматривается генерация многочисленных отчетов по содержимому репозитария, обеспечивающих полное документирование текущей версии системы на всех этапах ее разработки; с помощью специальных процедур предоставляется возможность проверки спецификаций на полноту и непротиворечивость.

Общая структура


Жизненный цикл формируется из определенных этапов (фаз) проекта и процессов, каждый из которых выполняется в течение нескольких этапов.

Методика CDM определяет следующие фазы ЖЦ ИС:

стратегию;


  • анализ (формулирование детальных требований к прикладной системе);

  • проектирование (преобразование требований в детальные спецификации системы);

  • реализацию (написание и тестирование приложений);

  • внедрение (установка новой прикладной системы, подготовка к началу эксплуатации);

  • эксплуатацию (поддержка и сопровождение приложения, планирование будущих функциональных расширений).

Первый этап связан с моделированием и анализом процессов, описывающих деятельность организации, технологические особенности работы. Целью является построение моделей существующих процессов, выявление их недостатков и возможных источников совершенствования. Этот этап не является обязательным в случае, когда существующие технология и организационные структуры четко определены, хорошо понятны и не требуют дополнительного изучения и реорганизации.

На втором этапе разрабатываются детальные концептуальные модели предметной области, описывающие информационные потребности организации, особенности функционирования и т.п. Результатом являются модели двух типов:



  • информационные, отражающие структуру и общие закономерности предметной области;

  • функциональные, описывающие особенности решаемых задач.

На третьей стадии (этапе проектирования) на основании концептуальных моделей вырабатываются технические спецификации будущей прикладной системы – определяются структура и состав базы данных, специфицируется набор программных модулей. Первоначальный вариант проектных спецификаций может быть получен автоматически с помощью специальных утилит на основании данных концептуальных моделей.

На этапе реализации создаются программы, отвечающие всем требованиям проектных спецификаций.

Методика СDМ выделяет следующие процессы, протекающие на протяжении ЖЦ ИС:


  • определение производственных требований;

  • исследование существующих систем;

  • определение технической архитектуры;

  • проектирование и построение базы данных;

  • проектирование и реализацию модулей;

  • конвертирование данных;

  • документирование;

  • тестирование;

  • обучение;

  • переход к новой системе;

  • поддержку и сопровождение.

Особенности методики СDМ


Отметим основные особенности методики CDM, определяющие область ее применения и присущие ей ограничения.

  • Степень адаптивности CDM ограничивается тремя моделями жизненного цикла:

  • классическая модель предусматривает все этапы;

  • быстрая разработка ориентирована на использование инструментов моделирования и программирования Oracle;

  • облегченный подход рекомендуется в случае малых проектов и возможности быстро прототипировать приложения.

  • Методика не предусматривает включение дополнительных задач, которые не оговорены в CDM, и их привязку к остальным. Также исключено удаление задачи (и порождаемых ею документов), не предусмотренное ни одной из трех моделей жизненного цикла, и изменение предложенной последовательности выполнения задач.

  • Все модели жизненного цикла являются по сути каскадными. Даже «облегченный подход», несмотря на итерационность действий по прототипированию, сохраняет общий последовательный и детерминированный порядок выполнения задач.

  • Методика не является обязательной, но может считаться фирменным стандартом. При формальном применении степень обязательности полностью соответствует ограничениям возможностей адаптации.

  • Прикладная система рассматривается в основном как программно-техническая система, например, возможность выполнения организационно-структурных преобразований, практически всегда происходящих при переходе к новой информационной системе, в этой методике отсутствует.

  • CDM теснейшим образом опирается на инструментарий Oracle, несмотря на утверждения о простоте адаптации CDM к проектам, в которых используется другой комплект инструментальных средств.

  • Методика CDM представляет собой вполне конкретный материал, детализированный до уровня заготовок проектных документов, рассчитанных на прямое использование в проектах информационных систем с опорой на инструментальные средства и СУБД фирмы Oracle.

Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01


Первая редакция ISO Г2207 была подготовлена в 1995 г. подкомитетом SC7 (Проектирование программного обеспечения) объединенного технического комитета JTC1 (Информационные технологии) ISO/IEC.

По определению, ISO 12207 — базовый стандарт процессов жизненного цикла ПО, ориентированный на различные виды ПО и типы проектов автоматизированных систем, в которых ПО является одной из составных частей. Стандарт определяет стратегию и общий порядок создания и эксплуатации ПО, он охватывает жизненный цикл от концептуализации идей до завершения проекта.

Целесообразность совместного использования стандартов на ИС и на ПО обусловливается одним из положений ISO 12207, согласно которому процессы, протекающие во время жизненного цикла ПО, должны быть совместимы с процессами, протекающими во время жизненного цикла автоматизированной системы.

Согласно ISO 12207, система — это объединение одного или нескольких процессов, аппаратных средств, программного обеспечения, оборудования и людей для удовлетворения определенным потребностям или целям.


Общая структура


В стандарте ISO 12207 не предусмотрено каких-либо этапов (фаз или стадий) ЖЦ ИС. Данный стандарт определяет лишь ряд процессов, причем по сравнению с CDM стандарт ISO 12207 состоит из гораздо более крупных обобщенных процессов (приобретение, поставка, разработка и т.п.). Несколько утрируя, можно сказать, что один процесс ISO 12207 сопоставим со всеми процессами CDM вместе взятыми.

Согласно ISO 12207, каждый процесс подразделяется на ряд действий, а каждое действие — на ряд задач.

Очень важной особенностью ISO 12207 по сравнению с CDM является то, что каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей (естественно, при сохранении логики связей по исходным сведениям задач и т.п.).

Основные и вспомогательные процессы ЖЦ


В стандарте ISO 12207 описаны пять основных процессов ЖЦ программного обеспечения.

  • Процесс приобретения определяет действия предприятия-покупателя, которое приобретает информационную систему, программный продукт или службу.

  • Процесс поставки определяет действия предприятия-поставщика, которое снабжает покупателя системой, программным продуктом или службой.

  • Процесс разработки определяет действия предприятия-разработчика, которое разрабатывает принцип построения программного изделия и программный продукт.

  • Процесс функционирования определяет действия предприятия-оператора, которое обеспечивает обслуживание системы в целом (а не только программного обеспечения) в процессе ее функционирования в интересах пользователей. В отличие от действий, перечисленных разработчиком в инструкциях по эксплуатации (эта деятельность разработчика предусмотрена во всех трех рассматриваемых стандартах), определяются действия оператора по консультированию пользователей, получению обратной связи и др., которые он планирует сам и берет на себя соответствующие обязанности.

  • Процесс сопровождения определяет действия персонала, обеспечивающего сопровождение программного продукта, то есть управление модификациями программного продукта, поддержку его текущего состояния и функциональной пригодности; сюда же относятся установка программного изделия на вычислительной системе и его удаление.

Помимо основных, стандарт ISO 12207 оговаривает 8 вспомогательных процессов, которые являются неотъемлемой частью всего ЖЦ программного изделия и обеспечивают должное качество проекта ПО. К вспомогательным процессам относятся:

  • решения проблем;

  • документирование;

  • управление конфигурацией;

  • обеспечение качества;

  • верификация;

  • аттестация;

  • совместная оценка;

  • аудит.

В стандарте ISO 12207 также определяются четыре организационных процесса:

управление;

создание инфраструктуры;

усовершенствование;

обучение.
ПРИМЕЧАНИЕ

Под процессом усовершенствования в стандарте ISO 12207 понимается не усовершенствование информационной системы или программного обеспечения, а улучшение самих процессов приобретения, разработки, обеспечения качества и т.д., реально осуществляемых в организации.


И, наконец, в стандарте ISO 12207 определен один особый процесс, называемый процессом адаптации, который определяет основные действия, необходимые для адаптации этого стандарта к условиям конкретного проекта.

Особенности стандарта ISO 12207


Все сказанное выше позволяет сформулировать некоторые особенности стандарта ISO 12207.

  • Стандарт ISO 12207 имеет динамический характер, обусловленный способом определения последовательности выполнения процессов и решения задач, при котором один процесс при необходимости вызывает другой или его часть. Такой характер позволяет реализовать любую модель жизненного цикла.

  • Стандарт ISO 12207 обеспечивает максимальную степень адаптивности. Множество процессов и задач сконструировано так, что возможна их адаптация в соответствии с конкретными проектами ИС. Адаптация сводится к исключению процессов, видов деятельности и задач, неприменимых в конкретном проекте.

  • Стандарт принципиально не содержит описания конкретных методов действий, а тем более заготовок решений или документации. Он лишь описывает архитектуру процессов ЖЦ ПО, но не конкретизирует в деталях, как предоставлять услуги или решать задачи, включенные в процессы. Данный стандарт не предписывает имена, форматы или точное содержание получаемой документации. Решения такого типа принимаются сторонами, использующими стандарт.

  • Качество обеспечивается с помощью различных процессов, выполняемых с разной степенью независимости контролирующей деятельности, вплоть до обязательных требований к полной независимости проверяющего персонала от какой-либо прямой ответственности за проверяемые объекты.

  • Степень обязательности рассматриваемого стандарта следующая: после решения организации о соответствии торговых отношений стандарту ISO 12207 в качестве условия оговаривается ее ответственность за минимальный набор процессов и задач, которые обеспечивают согласованность с этим стандартом.

  • Стандарт содержит предельно мало описаний, направленных на проектирование базы данных. Это можно считать оправданным, так как разные системы и разные прикладные комплексы ПО могут не только использовать весьма специфические типы баз данных, но и вообще обходиться без них.

Ценность стандарта ISO 12207 в том, что в нем представлены наборы задач, характеристики качества, критерии оценки и т.п., обеспечивающие всесторонний охват проектных ситуаций. Например, при анализе требований к системе предусматривается, что:

  • рассматривается область применения системы для определения требований, предъявляемых к системе;

  • спецификация требований системы должна описывать функции и возможности системы, области применения системы, организационные требования и требования пользователя, безопасность, защищенность, человеческие факторы, эргономику, связи, операции и требования сопровождения; проектные ограничения и квалификационные требования.

При анализе требований к ПО предусмотрено 11 характеристик качества, позволяющих обеспечить заданный уровень качества. При этом разработчик должен установить и документировать в виде требований к ПО следующие спецификации и характеристики:

  • функциональные и возможные спецификации, включая исполнение, физические характеристики и условия среды эксплуатации, при которых единица ПО должна быть выполнена;

  • внешние связи (интерфейсы) с единицей ПО;

  • квалификационные требования;

  • спецификации надежности, включая спецификации, связанные с методами функционирования и сопровождения, воздействия окружающей среды и вероятностью травмы персонала;

  • спецификации защищенности, включая спецификации, связанные с компрометацией точности информации;

  • человеческие факторы спецификаций по инженерной психологии (эргономике), включая связанные с ручным управлением, взаимодействием человека и оборудования, ограничениями на персонал и областями, нуждающимися в концентрированном человеческом внимании, которые являются чувствительными к ошибкам человека и обучению;

  • определение данных и требований к базе данных;

  • установочные и приемочные требования поставляемого программного продукта в местах функционирования и сопровождения (эксплуатации);

  • документацию пользователя;

  • требования к интерфейсу пользователя.


ПРИМЕЧАНИЕ

Согласно стандарту ISO 12207, квалификационные требования — это набор критериев, или условий, которые должны быть удовлетворены для того, чтобы квалифицировать программный продукт как подчиняющийся (удовлетворяющий условиям) его спецификациям и готовый для использования в целевой окружающей среде.


Хотя стандарт не предписывает конкретной модели ЖЦ или метода разработки, он определяет, что стороны-участники при использовании стандарта ответственны:

  • за выбор модели ЖЦ для разрабатываемого проекта;

  • за адаптацию процессов и задач стандарта к этой модели;

  • за выбор и применение методов разработки ПО;

  • за выполнение действий и решение задач, подходящих для проекта ПО.

Лекция №7

Содержание лекции

Методология и технология разработки информационных систем 1

Стандарты и методики 1



Виды стандартов 2

Методика CDM фирмы Oracle 2

Общая структура 4

Особенности методики СDМ 5

Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01 6

Общая структура 6

Основные и вспомогательные процессы ЖЦ 7

Особенности стандарта ISO 12207 8



CASE-технологии проектирования информационных систем 11

Характеристика современных CASE-средств 13



Локальные средства 19

Объектно-ориентированные CASE-средства 20

Средства конфигурационного управления 20

Средства документирования 21

Средства тестирования 22



следующая страница >>


izumzum.ru