Лекции по конституционному праву стран восточной европы - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Понимание Восточной Европы dgo. Границы Восточной Европы и состав... 1 57.52kb.
Транспортное машиностроение является одной из важных отраслей машиностроительного... 1 71.68kb.
“Журналист и этика”, собравший для обсуждения проблемы журналистов... 1 170.51kb.
Курсовая работа по конституционному праву зарубежных государств тема... 1 333.28kb.
Архивы Центральной и Восточной Европы 31 2125.94kb.
- 1 276.07kb.
Битва под Полтавой между русской и шведской армиями состоялась 27... 1 287.2kb.
Приближается 9 Мая День Победы 1 67.99kb.
Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования 1 96.32kb.
Кафедра истории и кафедра русского языка, литературы и мп приглашают... 1 29.99kb.
А. М. Горького кафедра новой и новейшей истории программа курса 1 211.63kb.
Заместитель Министра 6 1081.94kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Лекции по конституционному праву стран восточной европы - страница №1/6


И.П. Кененова © 2003-2004


ЛЕКЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ


(за 2003 учебный год)

Лектор: Кененова Ирина Павловна

05.09.2003г.



Лекция № 1

Основателями КПЗС стран Восточной Европы являются Воеводин, Златопольский.

Автор первого учебника – Куплиц.

Традиции права зародились именно на Западе (т.е. профессорское право). Российское же право только формально близко к западной теории права.

Ответвление КПЗС стран Восточной Европы связано с образованием социалистических стран, заключением Варшавского договора.

В процессе лекций будут рассмотрены подробно такие страны как:



  • Венгрия

  • Польша

  • Чехия

  • Словакия

  • другие

Существует систематизация стран по группам:

3 основные зоны:


  1. страны Центральной, Восточной Европы (бывшие социалистические страны)

  2. страны Восточной Европы, Азии (бывшие республики СССР)

  3. страны Азии (данные страны осуществляют преобразования либерально-демократической направленности)

Критерии такой систематизации:

  1. особенности становления и развития конституционно-правовой традиции. Традиция – это стереотип нормирования в сфере КП. , стереотипы восприятия основных правовых институтов, процедур и социально-правовых феноменов, которые сложились в той или мной стране. Социально-правовой феномен – власть. В зоне № 1 конституционно-правовая традиция уже сформировалась и существует. № 2, 3 – находится в стадии формирования (нет еще всех тех критериев, которые присутствуют в зоне № 1). К зоне № 2 относится и Болгария.

  2. геополитический критерий

  3. идеологический критерий (т.е. в зависимости от тяготения государства к той или иной идеологической концепции, которая отражена в Конституции)

  4. социально-экономический критерий (т.е. в зависимости от уровня социально-экономического развития страны

В свою очередь зона №1 делится на 2 группы:



  1. Польша, Венгрия, Словакия, Чехия. Данные страны уже готовы воспринять либеральные концепции, модели управления (и даже неолиберальные). Они по геополитической позиции относятся к «зоне Рима» (буферная зона между двумя главными силами – моря и суши). Что касается идеологии, то она была либеральной еще в советский период. С точки зрения экономического развития эти страны наиболее развитые. На них делал свою ставку Запад, когда пытался завоевать влияние в этом постсоветском регионе.

  2. страны данной группы не обладают всеми теми характеристиками, которыми обладают страны группы 1. К ним относятся: Болгария, Румыния, Словения, Сербия, Черногория, Албания. Они отличаются от группы 1 и с точки зрения формирования конституционно-правовых традиций, и с точки зрения социально-экономического развития

Зона № 2: к ней относятся такие страны как: Белоруссия, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Таджикистан, Казахстан, Туркмения, Киргизстан, Грузия, Армения


Зона № 3: это страны Азии: Китай, республика Корея, Вьетнам
Куба не вписывается ни в одну из указанных групп.
Это систематизация постсоветского пространства.
Предмет КПЗС:
Нужно понимать разницу между предметом (сфера общественных отношений, на которые направлено КПЗС регулирование) и предметом (конкретное общественное отношение между человеком, обществом, государством).
Особенности КПЗС стран Восточной Европы:

  1. все связано с революционными преобразованиями 70-х-90-х гг. в общественной жизни этих стран – т.е. они влияют на предмет КПЗС. Революционные преобразования существенно коснулись предмета – отношений государства – общества – человека, в т.ч. произошла деидеологизация общества. Также страны разделились по политическим режимам, преимущественно наблюдается уход от тоталитаризма и авторитаризма. До преобразований же в странах зон № 2,3,1 (группа 2) сложился тоталитарный режим, зоны № 1, группе 1 – авторитарный.

  2. стремление построить государство и сформировать форму права в соответствии с либеральными, демократическими ценностями – перейти от республики советов к традиционным демократическим формам правления. В этом и есть специфика конституционно-правовых традиций этих стран (каким образом, какими средствами, по каким причинам осуществлялся этот переход). Например, Конституции Венгрии 1948 г. носила социалистический характер, она подвергалась многократным изменениям, но отменена не была. Идея в том, чтобы сохранить КП традиции. В тот период поляки посчитали необходимым вернуться к тем институтам, которые были в Польше в досоциалистический период.

  3. появилось много новых государственных органов, должностных лиц. Особенно важны из них независимое правосудие и конституционная юстиция. Т.е. изменяется статус судебной власти – появляются независимые судьи, исчезают местные государственные органы, вместо них появляются органы местного самоуправления, исчезает «коллективный глава государства» - президиум, вместо них появляются президенты. В зависимости от страны, он может быть активным или формально введенным. Это был совершенно новый институт.

  4. кардинально изменился статус индивида (в 80-80-е гг. 20в.). После 2 мировой войны правовой статус личности не был представлен в Конституциях большим количеством статей. Ранее т.е. на Западе существовала судебная защита прав человека первого поколения (как личности). В 80-90-х гг. страны Восточной Европы изменили структуру института прав человека:

    1. место: личные права и свободы

    2. место: политические права и свободы

    3. место: социально-экономические права и свободы

Для сравнения в советский период:

1 место: социально-экономические права и свободы

2 место: политические права и свободы

3 место: личные права и свободы (причем их перечень был гораздо уже, чем в других странах).


Положения о собственности нашли отражение в Конституциях, во многих из них детально разработаны формы собственности. Решение вопроса о собственности должно быть решено на конституционном уровне.
Методология:
Методы:

  1. исторический

  2. формально-логический

  3. сравнительно-правовой

  4. др.

Понятие «использование метода» не идентично понятию методологии.

Методология – это система методов, которыми руководствуются исследователи. Эта система строится в зависимости от их личного мировоззрения.

Основными видами мировоззрения в Европе являются:


  1. марксистская

  2. либеральная

Общее в том, что они ставят в центр человека экономического (человек – собственник; т.е. бытие определяет сознание).

Также влияет геополитика, которая является достаточно важной наукой. Например, с точки зрения геополитики причина распада Югославии заключается в том, что Югославия всегда была конгломератом территорий, которые тяготели к разным геополитическим факторам (суши и моря). Геополитический фактор не является главным для обывателей. Геополитика – наука власти и для власти.

Также влияет теология (различные религиозные традиции). То же для Югославии, которая сочетала в себе такие религии, как католицизм, протестантизм, мусульманство

С точки зрения геополитики к силам моря относятся США, Великобритания; к силам суши – Россия и Германия.

В опыте Европейских государств можно обнаружить предостережение, что-то ценное, следовательно, при изучении КПЗС надо использовать сравнительно-правовой метод. Изучение проблем КП Европы помогает решению проблем, которые возникают в РФ на современном этапе.

09.09.2003 г.



Лекция № 2



Основы общественного строя
Используются сравнительно-правовой и исторический методы.

Либеральная идеология:



  • стремление утвердить дел.ценности

  • апологетика человека-собственника

  • трансформация всей политической жизни стран, множественность истин

Группировка стран по зонам была вызвана:

  • единством ценностей, положенных в основу общественного строя

  • должны быть общие интересы в обществе

Страны 1 зоны 1 группы уже ответили на вызов либеральной идеологии. Произошли преобразования в политической, экономической жизни государств, что отразилось и в Конституциях. В других странах 1 зоны преобразования еще не завершены, тем более – в странах 2 и 3 зоны.

Свои особенности имеет развитие общественных институтов стран Азии.

С точки зрения геополитики: до 70-х гг. была доминанта сил суши (Россия, Германия). История должны быть одна. Порядок был равен закону, иерархичности общества. Право существовало только в форме закона. В основе всего было божественное начало. В настоящее время наблюдается победа сил моря (Левиафан), изменчивость, многовариантность решений, система прецедентного права. Характерен индивидуализм, развитие торговли.


В странах 1 группы 1 зоны трансформация произошла уже в конце 40- начале 50-х гг. В конце 20 в. произошли такие же революционные изменения, но только в другом направлении.

  1. Тогда от традиционных ценностей буржуазной демократии эти страны перешли к социалистическим ценностям. Такой переход был свободным выбором этих стран. Так, по крайней мере, утверждают авторы учебников по КПЗС этих стран и идеологи социализма (особенно в Болгарии и Чехии). Другие же говорят, что этим странам социалистическая идеология была навязана СССР. Но многие чехи, болгары все-таки говорят о добровольном принятии социализма и перехода от демократического к авторитарному режиму.

  2. Идеи о многообразии форм собственности, приоритете частной собственности, нерегуляции государством рынка после 2 Мировой войны ушли на задний план.

Появились 2 версии:

А) социалистический подход к собственности: различные формы собственности имеют различный правовой режим, причем приоритет отдавался государственной собственности, потом иной общественной собственности). Термина «частная собственность», как правило, не появлялось. Она, в принципе, признается, но никакой ее судебной защиты нет. Это и есть позиция социалистического государства при образовании экономической системы.

Б) буржуазный (либеральный) подход


  1. Что касается политической жизни, то ранее (до первых преобразований) в этих странах существовала многопартийность, своя парламентская история. Т.е. был некоторый опыт парламентаризма, устоявшийся опыт существования политических партий (в первую очередь это относится к Чехии). Все это было элементами демократического режима. В постсоциалистический период существовала однопартийность. Конечно, существовали рабочая, трудовая, соц.- раб. партии. Но следует отличать множественность партий от многопартийности (в многопартийности много партий может быть допущено к власти, при однопартийности – имеется одна главенствующая, правящая партия). В 90-е гг. произошли так называемые «бархатные революции» - полное разочарование в социализме, плавный переход к рынку. В Чехии, Венгрии, Словакии, Польше изменения общественного строя начались до принятия соответствующих новых конституций (в т.ч. и в сфере экономики). В Венгрии, например, за 10 лет начинается принятие соответствующих законов. В Чехословакии - диссидентское движение создало базу для реформ, они «выжали» все, что можно из авторитаризма. В Польше реформами занимались государственные органы. («Качество реформ и их гуманизм зависят от характера людей, которые их производили»).

Экономические преобразования:
При первой трансформации происходил переход от аграрного, сельского общества к городскому, которое должно было стать основой для формирования постиндустриального общества В современный период делается опора на частный сектор экономики в сельском хозяйстве и городе. Экономическая и культурная модернизация тесно связаны с политической реформой. Был взят курс на рыночное хозяйство, государство поддерживало предпринимательство, частную инициативу, равноправие различных форм собственности, закрепляло это в конституциях. Политический плюрализм отразился в экономической сфере. Вначале были тенденции на дробление партий (больших корпораций), затем – наоборот укрупнение партий, создание коалиций и, в целом, создание стабильной политической системы, стабильного представительства в партиях. Как следствие, крупные партии получили реальную власть в Парламенте, имели связь как с обществом, так и с государством.

Произошел кризис в других странах - отчуждение государства от общества (показатель коррупции – чем выше коррупция, тем сильнее государство отдалено от общества). Т.е. общество как бы «приватизируется». Публичные интересы заменяются интересами частными. В странах 1 группы 1 зоны – уровень коррупции ниже, общество не совсем отделено от государства, между ними есть еще точки соприкосновения. Следовательно, возможно управление государством и обществом с использованием правовых средств. В такой ситуации необходимо снять отчуждение общества и государства. Готовность общества к диалогу с государством помогает преодолеть коррупцию. В такой ситуации могут существовать подлинно демократические институты.

Все общественные фонды перешли в частный капитал, следовательно, государство утратило контроль над этими ресурсами, которые начали «утекать» за границу. От 3 до 7 % акций в Западной Европе (например, в ФРГ) находилось под контролем иностранных государств, в Польше же – 77 %. В Венгрии также реформы не привели к созданию независимой экономической системы. Т.е. в Польше за счет этого быстро увеличивались доходы правящей верхушки, но это никак не способствовало приумножению национального богатства. В Венгрии также было достаточно много инвестиций, но они никак не были связаны с развитием экономики.

Таким образом, системные реформы, проведенные во всех сферах общественной жизни не являлись удачными, т.к. люди ожидали от них резкого улучшения жизненного уровня. Но такого не бывает никогда.

Появилась также проблема тотальной зависимости от Запада в экономической, политической и социальной сферах.

Уменьшился уровень образования, его доступность. Государство не смогло справиться с такими проблемами. В начале почти всех конституций, в общих положениях, содержаться нормы об экономической системе – т.е. то, на что государство согласно тратить деньги. Есть также конституции (например, в Албании), где указаны социальные и экономические цели государства. Тем не менее через суд такие права защитить нельзя. Также а разделах о государственных органах имеются положения о контроле ими эффективности, экономности, рациональности использования средств государства. Именно эти нормы и определяют, какая экономическая система сложилась в стране.


Общее для всех стран:

  • признание и равноправие всех форм собственности

  • признание права наследования

  • поддержка предпринимательской деятельности

В гл. 1 Конституции Венгрии от 18 августа 1949 г. содержатся следующие положения (за разделом «Экономика республики» идут положения о собственности – это параграфы 9-14):



  1. экономика Венгрии основывается на рыночном хозяйстве, в котором общественная и частная собственность равноправны и пользуются равной защитой

  2. Венгрия признает и поддерживает (!!! Раньше положения о поддержке не было) предпринимательскую деятельность., свободу экономической конкуренции

  3. Венгрия, Словакия, Болгария фиксируют в конституциях положения о государственной собственности. Пределы права собственности четко очерчены в законе. Граждане могут иметь исключительное право на некоторые объекты по сравнению с иностранцами. Это также часто зафиксировано в конституциях (например, в конституции Словакии)

  4. государственные предприятия функционируют самостоятельно

  5. государство поддерживает самостоятельность кооперативов и иных объединений граждан, основанных на использовании собственности

  6. отношение к собственности органов местного самоуправления – Венгрия гарантирует право собственности местного самоуправления (такая позиция отражена и в других конституциях).

  7. Экспроприация собственности возможна только в исключительных случаях – только в общественных интересах

  8. признание права наследования

  9. Венгрия защищает институт брака и семьи (параграф 15). Т.е. венгерское общество не стало обществом потребления как, например, Западная Европа.. Идеи индивидуализма там не популярны в отличие от семейных ценностей. Государство – одна большая семья. Иностранец для венгров – чужак, его с трудом принимают в обществе.

  10. есть положения о Государственной Счетной палате и Венгерском национальном банке. Государственная счетная палата Венгрии – это финансовый и контролирующий орган Парламента. Она контролирует государственное хозяйство (обоснованность государственного бюджета, договоры о получении государственных кредитов, ревизия отчета об исполнении бюджета)

  11. в отношении закрепления прав, свобод, обязанностей человека и гражданина Венгрия нетипична. В Конституции фиксируется право на труд, следовательно, государство должно бороться с проблемой безработицы. Хотя это есть и в других странах.

19.09.2003 г.



следующая страница >>


izumzum.ru