Л №1. Понятие (предмет, метод) кпзс кп как отрасль права в зарубежных странах - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Гражданское право отрасль права Гражданское право как первооснова... 4 330.5kb.
Предмет, метод и задачи курса истории государства и права 1 442.45kb.
Тема Социология права как наука 1 71.34kb.
1. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права 1 78.52kb.
Селекция как наука и отрасль с х. производства. Подразделения отрасли 1 38.3kb.
Семинар 1 по курсу «правовое регулирование внешнеэкономических связей» 1 27.42kb.
1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная 1 41.21kb.
История государства и права зарубежных стран 10 876.57kb.
1. Метод науки конституционного права зарубежных стран и значение... 6 790.13kb.
1. Какое отношение имеет деятельность средств массовой информации... 4 849.52kb.
1. предмет, метод І система трудового права 4 1289.21kb.
Рекомендована секцией умс одобрена на заседании кафедры 3 565.09kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Л №1. Понятие (предмет, метод) кпзс кп как отрасль права в зарубежных странах - страница №1/10



Л №1. Понятие (предмет, метод) КПЗС

  1. КП как отрасль права в зарубежных странах.

Предмет и метод КП. КП регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непрерывно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Метод конституционно-правового регулирования общественных отношений:



  1. Метод обязывания. В такой форме провозглашается большинство норм КП, относящихся к организации власти: «Правительство должно получить доверие палат» (ст. 94 Конституции Италии 1947 г.).

  2. Запрещающие нормы: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» (ст. 19 Конституции Японии 1946 г., вступила в силу в 1947 г. принята в 1946 г.).

  3. Метод дозволения. В основном применяется к регулированию статуса человека и гражданина, а также при определении полномочий государственных органов. Например: «Кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента » (ст. 53 Конституции Японии).

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Содержание большинства норм КП определяют властеотношения. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека. Это означает соответствующие ограничения для государственной власти.

  1. Определение КПЗС. КП – это система правовых норм конкретной страны регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а так же органов самоуправления.

  2. Система КП. КП – это сложная система, включающая множество взаимодействующих частей и элементов. Основные части и элементы – это его общие принципы, его институты и нормы.

Общие принципы КП – основные начала, в соответствии с которым оно строится как система правовых норм. Они регулируют общественные отношения через конкретные конституционно- правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов государства.

Среди принципов выделяются:



  1. общие принцип, которые декларируются конституциями: народный суверенитет (ст. 3 Конституции Франции), равноправие (ст. 3 Конституции Италии), неотчужденные права (ст. 1 Основного закона Германии) и т.п.

(Эти принципы не формулируют конкретные права, но имеют определяющее значение для многих конституционно-правовых норм).

  1. принципы, имеющие четкую юридическую форму выражения и непосредственно применяются в государственной деятельности: независимость депутатов от избирателей (ст. 27 Конституции Франции), неответственность главы государства (ст. 56 Конституции Испании) и т.п.

Конституционно-правовые институты – это определенная система норм КП, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих самостоятельную группу. Это правовой статус человека и гражданина, основы общественно строя, форма правления, избирательное право, народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Крупные институты состоят из более частных . Например: институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право, избирательный процесс. Избирательный процесс включает ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и др.).

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения

1) установленные или санкционированные государством;

2) охрана и регулирование определенных общественных отношений;

3) осуществляются через конкретные права и обязанности;

4) обеспечиваются принудительной силой государства.

Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Классификация конституционно-правовых норм. Основания классификации:



  1. По функциональной направленности:

- нормы регулятивные (чаще всего запреты) – большинство охранительные.

Например: «Право на ведение государством войны не признается» (ст. 9 Конституции Японии).



  1. По способу воздействия:

- нормы управомочивающие;

- обязывающие;

- запрещающие.

3. По характеру регулируемых общественных отношений:

- нормы материальные;

- нормы процессуальные.

4. По действию во времени:

- постоянные – их большинство;

- временные – в переходных положениях;

- исключительные – устанавливаются на случай чрезвычайных обстоятельств.

Субъекты КП. Две группы: физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы. (Например, в Италии группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Правосубъектность провозглашена равной для всех. Всеобщая значимость придана основным правом и свободам.

Ко второй группе субъектов принадлежат: государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления политические партии и другие общественные объединения.

Особая роль принадлежит государству. Государство выступает в качестве регулятора общественных отношений. Оно предписывает, какими должны быть отношения между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей. Иногда государство участвует в определенных общественных отношениях (например, в отношениях федеративного государства с субъектами федерации). Оно действует либо через государственные органы, либо через референдум.

Органы Государства наделены определенной компетенцией (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т.д.).

В некоторых государствах субъектом КП выступает церковь. Например, в Великобритании главой английской церкви является глава государства (монарх).

Источники КП.

Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Основные виды источников КП:

- нормативные акты;

- судебные прецеденты;

- правовые обычаи;

- иногда международные и внутригосударственные договоры.

Нормативно-правовые акты КП обычно подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты МСХ.

Законы обычно принимаются законодательными собраниями, иногда другими высшими органами власти – монархами в абсолютных монархиях, народом на референдумах и т.д.

По характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на:

- основные (конституции);

- конституционные;

- органические;

- обычные.

! самостоятельно раскрыть.

Нормативно-правовые акты исполнительной власти – нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и нормативные акты правительств, иногда и ведомств (декреты, постановления). Источниками КП служат ? в той части, в какой содержат его нормы.

Нормативно-правовые акты органов конституционного контроля (надзора) – решения Конституционного совета во Франции Конституционных судов в Италии, Германии, Болгарии и др., Конституционных трибуналов в Польше, Испании, Верховных Судов в США, Японии и т.п.

Регламенты палат парламентов содержат нормы, определяющие порядок деятельности палат и их внутренних структур.

Решения органов МСУ (например, местные уставы, статусы) – регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной власти.

Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел. Особенно широко он применяется в Великобритании, США, Индии и ряде других стран, воспринявших англо-саксонскую систему права.

Международные договоры – служат источниками КП в случаях, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение.

Доктрины – ученые-юристы считают доктрины также источником КП.

Специфический источник права, в том числе Конституционного – своды религиозных правил, юридическая сила их порой превосходит силу конституционных норм. Например, в Исламской Республике Иран высшим источником права считается шариат – свод норм мусульманского права.


Л №2. Основы теории конституции

Форма и структура конституций.



  1. Форма Конституций. Форма Конституций – это способ организации и выражения конституционных норм. Конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Это определяет форму конституции.

Если Конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера то ее можно определить как кодифицированную.

В Некодифицированной Конституции те же вопросы регулируются несколькими писанными актами.

Кодифицированные Конституции (в зависимости от степени кодификации):

- развернутые (греческая, португальская);

- неразвернутые (американская, французская).

Конституции смешанного типа. Частично они писанные и включают парламентские законы и судебные решения, которые являются обязательными прецедентами.

Частично они состоят из обычаев и доктринальных толкований.

Неписанные Конституции – незафиксированные в документах. Существуют временно – после революций, переворотов.

Структура конституций.

Структура Конституций имеет стандартизированный вид, она включает:

- преамбулу (введение);

- основную часть (основное содержание);

- заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка приложения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания. (Иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики). Положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для истолкования и применения остальных положений Конституции.

Есть и исключения, например, Французская Конституция 1946 г. (продолжает действовать). Преамбула содержит провозглашаемые права и свободы.

В основную часть Конституции входят:

- нормы о правах и свободах;

- нормы об основах общественного строя;

- о системе и статусе государственных органов;

- о государственной символике;

- о порядке изменения конституции.

Заключительные положения содержат различные нормы. Устанавливается порядок вступления конституции в силу. Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления норм (которые не могут быть реализованы сразу), порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.
Принятие, изменение и обмена конституций.


    1. Принятие конституций. Способы принятия:

1. Октроирование (наименее демократичный) – дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). В 19 в. Именовались хартиями. Например, Хартия 1814 г. Позже, в начале XX в. Мароканская конституция 1911, Япония (конец XIX в. 1889 г. и др.). Не по доброй воле, а опасаясь потери трона в результате народных выступлений.

Октроированный характер Конституции обычно помещается в преамбуле и указывает на источник происхождения конституционного акта.

2. Договорной характер принятия Конституции. В наше время почти не встречается (обычно это были договоры между монархом и выборным органом). Монарх не в состоянии даровать собственную конституцию. (Например, Конституционный акт Вюршемберга 1819 г. Конституция была подготовлена выборным органом и королем. Так же Билль о правах 1689 г., Акт об управлении 1709 г.).

3. Народная конституция – получила свое название в 19 в. Источником такой конституции является избирательный корпус, который выбирает парламент или учредительное собрание, либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме.

Учредительное собрание – выборочный орган, который имеет целью создание конституции, иногда временно выполняет задачи парламента. Обычно после выполнения своей задачи распускается.

4. Иногда конституция вырабатывается правительством с последующей передачей на утверждение парламента или народа.

Изменение конституций.


  1. Изменения в гибких конституциях путем принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения которые ранее не регулировались.

Гибкие конституции – это обычно неписанные или смешанные (Великобритания).

2. Жесткие конституции изменить сложнее. Устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда предусматривается утверждение поправок на референдуме.

3. В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного (Мальта).

Инкорпорация поправок в текст конституции, т.е. простая замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавление новых (Италия, Германия).

Другой способ включения поправок – прибавление новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать. Например, США: поправки публикуются отдельно после первоначального текста Конституции.

На порядок изменения Конституции обычно влияет форма политико-территориального устройства государства. В федеративных государствах этот порядок более сложен, так как в нем участвуют субъекты федерации или органы, выражающие интересы этих субъектов.

Процедура конституционного пересмотра условно делиться на два этапа – принятие поправок парламентом и их ратификация.

Процедура рассмотрения проекта конституционных поправок сложнее процедуры рассмотрения обычного законопроекта. Предусматриваются повышенные требования к большинству голосов, необходимому для утверждения проекта, устанавливаются специальные сроки для рассмотрения проекта после его внесения и т.д.

Для подготовки конституционных поправок иногда образуются специальные органы.

Народная инициатива и референдум – институты непосредственной демократии, которые имеют касательство к пересмотру конституции.

В изменении конституции обязательно участвует глава государства.

Отмена конституций.

В отношении жестких.

1. Чаще всего конституции отменяются в результате революций.

2. Конституция может отменяться в предусмотренном ею же порядке в результате изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил.

Классификация конституций.

Цели классификации.

Классификация конституций позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению связей между ними, уяснить особенности их содержания и структуры. Классификация облегчает восприятие конституционного законодательства в мире.

С помощью классификации выявляются общие признаки конституций.

Временные и постоянные конституции.

1. Временные конституции принимаются на установленный срок до наступления определенного события. (Например, Конституция Таиланда 1959 г., включавшая 20 ст., действовала до выработки проекта постановления Конституции Учредительным Собранием).

2. Постоянными являются большинство Конституций.

3. Конституции, устанавливающие собственностью неотменяемость. Например, Конституция Мексики 1917 г.

Классификация по содержанию и характеру конституций.

Основания:

1. По оформляемому политическому режиму:

- демократические;

- авторитарные.

2. По форме правления, определяемой в конституциях:

- монархические;

- республиканские.

3. По форме политико-территориального устройства:

- федеративные;

- унитарные.

В федеративных государствах конституции можно разграничить на федеральные или национальные, и на конституции субъектов федерации (штатов, земель и т.п.).
Основы организации государственной власти в зарубежных странах.
Конституционно-правовой статус политических институтов.

Государство – совокупность органов власти, действующих в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автономией территориального сообщества (например, область в Италии), с местными агентами этих органов (префектами, комиссарами и п.т.) вкупе с избирательным корпусом страны или субъекта федерации либо территориального сообщества с законодательной автономией.

Субъекты федерации, даже когда называются государствами (например, штата в переводе «государство») и автономные территориальные сообщества (не являющиеся государствами) – все они являются государственными образованиями.

Вспомните признаки, отличающие государство от других институтов. (принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия).

Свою роль в политической системе государство выполняет через посредство функций:

1. политическая функция – политическим и иным общественным институтам обеспечиваются должные условия. Государственные органы стремятся предотвратить возникновение таких деструктивных явлений как забастовки, беспорядки и т.п., акты преступного характера (общественная преступность, политический терроризм).



  1. Экономическая функция. Выступает в форме регулирования экономических отношений, может включить и структурные воздействия (например, национализацию и приватизацию).

Лекция 3


Правовой статус личности.
Историческое развитие.

В историческом развитии прав и свобод исследователи выделяют три волны.

Первая восходит к истокам конституционализма. В первых конституционных актах фиксировались две группы прав и свобод: гражданские (личные) права и свободы – неприкосновенность личности с ее процессуальными гарантиями (неприкосновенность жилища), политические – избирательное право, свобода слова, печати и т.п.

В ХХ в. В конституции включаются социально-экономические права и свободы, гарантирующие интересы ? всех тех, кто работает по найму, - права на труд и связанные с ними гарантии включая социальное обеспечение трудящихся, права и свободы социально-культурного характера – права на образование, доступ к достижениям науки и культуры и т.п.

Третья волна – обусловлена обострением во второй половине ХХ в. глобальных проблем: экологическая и вступление развитых стран в эпоху информатизации – право на здоровую окружающую среду, право на информацию и т.п.

Независимо от этих волн на развитие прав и свобод оказывают влияние основные тенденции развития КП – социализация, демократизация, интернационализация.

Права и свободы и обязанности.

Обязанность (юрид.) – это мера должного поведения. (Человек должен подчиняться определенным правилам чтобы при использовании своих прав и свобод не наносить ущерба другим). Конституции основной упор делают на правах и свободах. Обойти проблему обязанностей нельзя, так как выполнение обязанностей служит одной из важных предпосылок реализации прав и свобод.

Например, Конституция Словакии 1992 г. абз. 1 ст. 13 – «обязанности можно устанавливать только на основе закона, в его рамках и при соблюдении основных прав и свобод».

Демократические конституции устанавливают минимум конституционных обязанностей. Авторитарные содержат большой перечень обязанностей граждан. (часто ряд обязанностей, характерных для других отраслей права, конституционализируется).

В некоторых случаях конкретные субъектные права и обязанности имеют один и тот же объект. Например, согласно абз. 1 ст. 35 испанской Конституции «все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд…». В данном случае право и обязанность не совпадают. Субъект права и субъект обязанности находятся в соответствующих правоотношениях в различном положении, даже когда персонально совпадают.

Конституционные обязанности отличаются определенным дуализмом: есть обязанности человека и обязанности гражданина.

Способы конституционного формирования прав, свобод и обязанностей.


  1. Позитивный.

  2. Негативный.

При позитивном способе конституция устанавливает, что субъект обладает определенным правом. Используется выражение «может», например, в ч. II ст. 3 Политической конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г.: «Частные лица могут предоставлять образование всех видов и ступеней».

Прямое указание на субъект происходит не всегда. Например, абз. 1 ст. 24 Конституции Румынии 1991 г.: «Право на защиту гарантируется» - гарантируется каждому человеку, который и является субъектом права.

Негативный способ представляет собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу. Например, согласно поправке V Конституции США 1787 г. «никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле».

Классификация прав, свобод и обязанностей.

Классификация может осуществляться по разным основаниям. Зачастую условна, так как одно и то же право, одна и та же свобода могут одновременно принадлежать к двум или более классификационным группам.

Деление на:



  1. Права человека и права гражданина (соответственно права и обязанности).

  2. Индивидуальные (могут осуществляться и защищаться индивидуально) и коллективные (индивидуально осуществлять невозможно).

Например, право на забастовку – коллективное, индивидуальная забастовка – прогул. В большинстве случаев права, свободы и обязанности индивидуальны.

3. Основные и дополнительные. Дополнительные конкретизируют основные. Производны от основных. Например, право участвовать в управлении государством – основное право, а избирательные права производны от него.

4. По содержанию – три основных группы.

Первая – личные, или гражданские права, свободы и обязанности: право на жизнь, личную неприкосновенность и т.п.

Вторая группа – политические: право голоса, свобода собраний и т.п.

Третья группа – экономические, социальные и культурные: право на труд, свобода труда, право на образование, свобода творчества и т.п.

Равенство прав, свобод и обязанностей.

Понятие равноправия не следует смешивать с понятием социального равенства. Равноправие – это государство прав, свобод и обязанностей. А социальное государство – это равное отношение к средствам производства.

Конституции различно формулируют принципы равноправия – иногда прямо (позитивно), а иногда в виде запрещения дискриминации, иногда совмещая оба способа. Нередко особо гарантируется ? равноправие женщины и мужчины, а так же равноправие независимо от обстоятельств (расы, национальности, цвета кожи и т.п.).

Например ст.3 Основного закона Германии:



  1. Все люди равны перед законом.

  2. Мужчины и женщины равноправны.

  3. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, его происхождения, его расы, его языка, его родины и места рождения, его вероисповедания, его религиозных или политических воззрений.

В странах с англо-саксонской системой права нередко употребляется формула «равенство перед законом и судом». Суд в этих странах выступает не только в правоприменительной, но и в правотворческой роли.

Равноправие – это всегда равенство в основном, в тех правах, свободах и обязанностях, которые существенно важны для жизни человека и гражданина и поэтому гарантируются в конституции.

Тоталитарные режимы не совместимы. Вспомнить: тротбализм ? – предоставление привилегий; система апартеида – раздельного проживания (сегрегации) расовых групп, проблема коренного населения – резервации.
Лекция 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Государственная власть как явление изучается с социологических, политологических, психологических и иных позиций. В юридической науке она изучается прежде всего как институт конституционного права, рассматриваются конституционное регулирование различных сторон, элементов этого института, способы (модели) организации государственной власти. Эти способы могут быть неодинаковы: в монархии они иные, чем в республике, в унитарном государстве они отличаются от тех, что используются в федеративном, в одних странах могут быть созданы органы государственной власти на местах – в административно-территориальных единицах, в других существует только местное самоуправление – публичная власть территориального коллектива. Ниже рассматриваются разные способы организации государственной власти в зависимости от формы правления, формы политико-территориального устройства государства (государственного устройства) и т.д. В данной главе речь идет о самом понятии конституционно-правового института государственной власти, о его элементах, а также о двух наиболее общих подходах к организации государственной власти: о разделении властей и единстве государственной власти. В своем концептуальном выражении эти две модели нередко рассматриваются как исключающие друг друга. В современных условиях, особенно на опыте постсоциалистических государств, переходящих от принципа единства к принципу разделения властей, все чаще обнаруживается, что в разных ракурсах они могут сочетаться, а их отдельные элементы – взаимопроникать друг в друга. Государственная власть едина (нарушение этого единства, противоборство различных органов государства может привести к вооруженным столкновениям, анархии и распаду общества), и вместе с тем в демократическом государстве она разделена на отдельные «ветви», выполняющие различные задачи в обществе.

следующая страница >>