Культура и цивилизация России География России Россия Российская Федерация - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
От прежней России осталась «Российская Федерация» 1 290.68kb.
Программы для общеобразовательных учреждений «География России» 8-9... 2 494.01kb.
Программа дисциплины «Отечественная история» 1 73.05kb.
31. Современные цивилизации 5 1 Незападные цивилизации, или традиционное... 1 301.97kb.
Федерация велосипедного спорта россии федерация велосипедного спорта... 1 122.68kb.
Российская Федерация обладает большим удельным весом в мировых запасах... 1 220.58kb.
1. Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное... 5 506.45kb.
Учебник Бариновой И. И. «География России» 2 315.2kb.
Программа Цивильского районного местного отделения партии «единая... 1 52.15kb.
Программа «География России. Население и хозяйство» 1 75.34kb.
Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г 19 884.45kb.
1 Россия в глобальном мире 9 15 3103.95kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Культура и цивилизация России География России Россия Российская Федерация - страница №1/2

Культура и цивилизация России

География России
Россия (Российская Федерация) – государство, расположенное в восточной части Европы и в северной части Азии. Россия – крупнейшее по площади государство мира (17 075 400 км² или 11,46% (1/9) площади всей суши Земли, или 12,65% (1/8) заселённой человеком суши, что почти вдвое больше, чем у занимающей второе место Канады).

По территории Российской Федерации проходит 11 часовых поясов: когда на востоке страны начинается утро, на западе уже вечер.

Россия граничит с 18 странами (самый большой показатель в мире), по суше это: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия1, Грузия, Южная Осетия2, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея, по морю это: Япония и США, что позволяет ей играть значительную роль как в Европе, так и в Азии.

Калининградская область, являющаяся анклавом3, граничит с Литвой и Польшей.

Европейская часть страны (около 23 % площади) включает территории к западу от Уральских гор; Азиатская часть России, занимающая около 76 % территории, лежит к востоку от Урала и называется также Сибирью.
Равнины

Две трети страны приходится на равнины.

Значительная часть Европейской части России расположена на одной из крупнейших равнин мира – Восточно-Европейской (Русской), протяжённость которой с запада на восток, от берегов Балтийского моря до Уральских гор, достигает 1600 км, а с севера на юг, от морей Северного Ледовитого океана до Кавказских гор и Каспийского моря, – 2400 км

Западно-Сибирская равнина занимает всю западную часть Сибири от Уральских гор на западе до Енисея на востоке. Площадь равнины составляет около 3 миллионов км²; её протяжённость с севера на юг – 2500 км, а с запада на восток – 1900 км.
Горы

Уральские горы протянулись на 2100 км с севера на юг, от Северного Ледовитого океана до границы с Казахстаном. Уральские горы являются исторической границей между Европой и Азией. Гора Народная – высочайшая вершина Урала – достигает 1895 м.

На юге России, между Чёрным и Каспийским морями, расположена горная система Большой Кавказ, формирующая естественную границу России с Грузией и Азербайджаном и простирающаяся более чем на 1100 км с северо-запада на юго-восток. Высшая точка Кавказских гор – Эльбрус (5642 м) – является не только высочайшей горной вершиной России, но и высшей точкой всей Европы.

Высочайшая горная система южной Сибири – Алтай (высота до 4506 м, гора Белуха).
Водные ресурсы

Россия обладает одними из крупнейших в мире запасами пресной воды. Поверхностные воды занимают 12,4 % территории России, при этом 84 % поверхностных вод сосредоточено к востоку от Урала.

Всего в России более 2,5 млн. рек. Крупнейшая река Европейской части России – Волга – является также самой длинной рекой в Европе. Беря начало на Валдайской возвышенности в Тверской области, Волга преодолевает 3530 км на пути к Каспийскому морю. На берегах Волги располагаются четыре из тринадцати крупнейших по численности городов России – Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград.

Величайшие реки Сибири – Обь (длиной 3650 км) с Иртышом (5410 км), Енисей (4090 км) и Лена (4400 км), Амур (2824 км) на Дальнем Востоке.

На территории России находится свыше двух миллионов озёр. Крупнейшие озёра Европейской части России – Ладожское и Онежское площадью 17680 и 9720 км² соответственно; Чудское озеро на границе с Эстонией (3550 км²).

Крупнейшее озеро Сибири – Байкал – является и самым глубоким в мире; в Байкале содержится 85 % пресной озёрной воды России и 22 % мировых запасов пресной воды. Длина озера – 636 км, средняя ширина –48 км; общая площадь – 12,2 тыс. км²; наибольшая глубина – 1620 м.


Климат

Россия расположена в четырёх климатических поясах – арктическом, субарктическом, умеренном и субтропическом; наиболее протяжённый из них – умеренный; субтропический климат в России на самом крайнем юге, на побережье Чёрного моря.

Климат Российской Федерации сформирован под воздействием нескольких определяющих факторов. Один их важнейших – огромные размеры территории и удалённость многих районов от моря (бо́льшая часть территории страны удалена от моря более чем на 400 км, а некоторые районы – на 2400 км), что обусловило преобладание континентального климата. Благодаря расположению России в северных широтах доминирует холодный климат.

Как следствие, на значительной части территории можно выделить лишь два чётко выраженных сезона – зиму и лето; весна и осень являются краткими периодами смены крайне низких температур крайне высокими. Зимние температуры на одной широте понижаются при движении с запада на восток; среднеянварская температура в Санкт-Петербурге – -8°C, -43°C в Якутске.

Разница между зимними и летними температурами очень велика (и увеличивается при движении во внутренние районы). Средние температуры июля и января в Москве различаются на 28 °C и на 64 °C в Якутске. Крайне низкие зимние температуры являются отличительной чертой климата страны (на бóльшей части территории среднегодовые температуры ниже нуля, среднегодовая температура по России составляет -5,5°C).

В России находится полюс холода Северного полушария и самый холодный населённый пункт в мире – посёлок Оймякон на реке Индигирка (Республика Якутия). Среднемесячная температура января здесь составляет -50,0°C, а в самые холодные дни опускается до -68°C градусов. Самая низкая температура -71,2°C в этих местах была зафиксирована в 1926 году. Средняя температура июля составляет +13,9°C, зарегистрированный абсолютный максимум температуры – +32,6 °C.

Однако вследствие глобального потепления за XX век среднегодовая температура России повысилась почти на 1°C; наиболее интенсивно потепление шло в 1970-е и в 1990-е годы; 1998 год для России стал самым тёплым годом XX века.

Флора и фауна

Леса занимают свыше 40 % территории. На территории России находится пятая часть всех лесов мира и половина мировых хвойных лесов. Животный мир разнообразен – здесь обитают и белые медведи, и моржи, и тигры, и леопарды, и др.

Если посмотреть на карту, то можно увидеть как ледяные арктические пустыни сменяются полосой тундры с бедной растительностью. В тундре много болот. Южнее начинается зона лесов – непроходимая тайга Сибири, где растут ценные хвойные деревья: сосны, ели, кедры. В средней полосе европейской части хвойные леса переходят в лиственные со стройными берёзами и могучими дубами. А потом луга переходят в бескрайние степи.

В лесах водится много хищных зверей: медведи, волки, тигры, лисицы. На севере обитают олени и пушные звери – песец, норка, соболь, куница, горностай.




Население России
Население России – 141 927 297 человек (на 1 января 2010 г.), 2,13% всего населения Земли). При этом женщин в России проживает примерно на 10 млн. больше, чем мужчин. 79,3 % жителей проживает в Европейской части России, в Азиатской части – 20,7 %.

Население России многонационально: помимо русских, составляющих около 80%, в стране проживает свыше 180 других народов, в том числе татар – 3,8%, украинцев – 3%, чувашей – 1,2%, башкир – 0,9%, белорусов – 0,8%, мордвы – 0,7%, немцев и чеченцев – по 0,6%, аварцев, армян, евреев – по 0,4% и др.

Бóльшая часть населения проживает в городах – 73,0 %.



Столица России – город Москва. Всего в России имеется 11 городов с населением более 1 млн. человек: Москва (10.527.000 человек, по данным 2009 г.), Санкт-Петербург (4.600.310), Новосибирск (1.397.200), Екатеринбург (1.332.264), Нижний Новгород (1.272.527), Самара (1.134.716), Казань (1.130.717), Омск (1.129.120), Челябинск (1.093.699), Ростов-на-Дону (1.048.991), Уфа (1.024.842).
Экономика России
В структуре экономики России преобладает тяжёлая промышленность, особенно металлургия, химия, машиностроение и энергетика. Имеется хорошо развитая лесная промышленность: лесные ресурсы России – крупнейшие в мире. Россия обладает также крупнейшими в мире разведанными запасами природного газа, а также является крупнейшим его производителем. Кроме того, Россия разделяет первое второе место по объёму добываемой нефти, а по объёму её экспорта занимает второе место. Крупные месторождения угля имеются в Республике Коми, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Россия также богата железной рудой, бокситами, никелем, оловом, золотом, алмазами, платиной, свинцом, цинком. Многие из этих ресурсов находятся в Сибири, где большие расстояния, слабая населённость, суровый климат и многолетняя мерзлота создают значительные трудности для экономически эффективной добычи и транспортировки сырья к местам переработки и потребления.

Россия делится на одиннадцать крупных экономических районов: Северо-Западный, Северный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Чернозёмный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Добыча нефти и газа сосредоточена в Западной Сибири, гидроэлектростанции, цветная металлургия и лесная промышленность – в Восточной Сибири. Дальний Восток выделяется добычей золота, алмазов, рыбы и морепродуктов. В Северном районе к основным отраслям относятся добыча угля, нефти, газа, апатитов, никеля и других металлов, а также заготовка леса и добыча рыбы. Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Уральский и Поволжский районы выделяются развитым машиностроением, химической, лёгкой, пищевой промышленностью, энергетикой и сферой услуг. Центрально-Чернозёмный район и Северный Кавказ имеют развитое сельское хозяйство и пищевую промышленность.



В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем развития.

Государственно-политическое устройство Российской Федерации
Государственный строй России

Россия – федеративная президентская республика. Государственный строй России определяется Конституцией, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.

Главой государства является Президент России, избираемый на 4 года всенародным голосованием. Согласно действующей Конституции, он обладает целым рядом важнейших полномочий: осуществляет руководство внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства.

Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание – парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых всенародным голосованием.

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Система федеральных органов исполнительной власти состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Судебную власть осуществляют суды: Конституционный Суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом. В регионах России существуют Уставные суды субъектов и мировые судьи.
Федеративное устройство России

Россия – государство с федеративным государственным устройством. В составе Российской Федерации 85 равноправных субъектов, в том числе 21 республика, 8 краёв, 47 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 6 автономных округов.

Государственным языком Российской Федерации на всей её территории в соответствии с Конституцией является русский язык. Республики в составе страны вправе устанавливать свои государственные языки.

Россия также подразделяется на 7 федеральных округов, в каждом из них работает полномочный представитель президента – должностное лицо, назначаемое Президентом России, представляет Президента в пределах федерального округа, обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства на территории округа.



Восточные славяне в древности. Религия древних славян
Историки пока ещё не смогли точно установить, где и когда появились самые первые славяне. Известно только, что примерно 1500 лет назад славяне жили в тех местах, где сейчас находятся Польша и Украина.

Предки славян являлись частью древнего индоевропейского единства, расселённого на необъятных просторах Евразии. С течением времени из массы индоевропейских племён выделяются общности, родственные по языку, хозяйственным занятиям, культуре. Одним из таких объединений племён стали славяне. Славяне заселяли земли Центральной и Восточной Европы. Прародиной славян считают территорию от реки Эльбы до Днепра. С этой территории славяне в первой половине 1-го тысячелетия начали расселение в бассейн Днепра, а так же на север – в район озера Ильмень. Эта часть славян получила название «восточных». Летописи рассказывают о четырнадцати племенных объединениях восточных славян.



Восточные славяне – общие предки современных русского, украинского и белорусского народов. Основными занятиями славян были земледелие и скотоводство. Община, которой жили восточные славяне, была не родовой, а территориальной. Это значит, что она представляла собой объединение на общей территории малых семей, занятых коллективным трудом. Счёт времени славяне вели по смене зимы и лета. Все жизненно важные вопросы решали сообща на вéче – собрании племена. Наибольшим авторитетом у славян пользовались старики – люди с жизненным опытом, много видевшие, знавшие и умевшие. Самого мудрого и уважаемого из них избирали вождём и подчинялись ему беспрекословно.

Славяне были язычниками. Язычество (многобожие, политеизм) – религия, которая содержит в себе веру не в одного бога, а во многих. По представлениям древних славян, на небе жили высшие божества, на земле и под землей – дýхи. Их было больше двухсот и каждый из них мог влиять на жизнь племени, на судьбу отдельного человека, неся то добро, то зло, то урожай, то засуху. Идолы (истуканы, кумиры) – изображения божеств, сделанные из дерева или камня, – были выставлены на видном месте и славяне приносили им в жертву животных, птиц, а иногда и людей.

Одним из главных богов был Перун – бог грозы и молнии. Громовержец Перун (славянский Зевс или Юпитер) связан с четырьмя сторонами света и именно четвертый день недели – четверг – посвящен Перуну. Отсюда выражение «после дождичка в четверг» (неизвестно когда).

20 июля – день Перуна в календаре. По праздникам Перуну приносили жертвы – резали петуха или даже быка, обкалывая священное место стрелами. Жертвоприношения приносили у дуба, который являлся одним из наиболее почитаемых у славян деревьев, символизируя мужское начало, мощь, силу, твердость.

Женой Перуна считается дева Додола (позже Макошь) – богиня лета как времени года и лета человеческой жизни – молодости. Ее расцвет приходит именно с дождём и первой грозой.

В христианскую эпоху верование в Перуна, в его воинственные атрибуты а также сказания о его битвах с демонами были перенесены на Илью-Пророка. В фольклоре образ Ильи Пророка слился с образом богатыря Ильи Муромца. Они сходны не только в имени, но и в способности бороться с демоническими существами.

Перуну больше чем другим богам было установлено храмов и священных мест. Изображали его с кремнём в руке, похожим на громовую стрелу. Возле идола постоянно горел огонь и, если он угасал, то охранявшего ждала смерть. Вечный огонь, горящий сегодня в память о павших воинах (например, у Кремлёвской стены на Красной площади), связан с этим древним языческим обычаем.

Сварог – бог небесный, отец-Небо, властелин неба и огня. Древнеиндийское слово «сварга» переводится «свар» – небо, «га» – хождение. Долгое время у славян небо называлось сварга.

Во власти Даждьбога – сына Сварога – находилось солнце. Даждьбог – один из главных богов в славянской мифологии, бог солнечного света, живительной силы. Для славян это бог, дарующий свет и тепло солнца и двигающий небесные тела, знаменуя смену дня и ночи, времён года, лет и столетий. Входит в число «аутентичных» славянских богов, упоминаемых во многих средневековых рукописях, признаки поклонения которому присутствуют среди всех славянских народов.

Даждьбог, по всей видимости, означает «бог дарующий» (однокоренное слово «дать»), в отличие от ошибочного толкования «даждь» в качестве природного явления (дождя). В народе по сей день говорят: «Кто рано встаёт, тому бог подаёт». В этом смысле Даждьбог проявляет себя в качестве героя, родственного древнегреческому Прометею, подарившему людям огонь.

Лада – богиня любви, брака, красоты. С корнем «лад» связаны многие русские слова: лад – согласие, мир, дружба; ладить – жить согласно, дружно; ладный – хороший, складный, дружный; лада – в старину: ласковое имя жены, возлюбленной или мужа, возлюбленного. Лада – славянская Венера. В русских сказках Лада представлена в женских образах: Марья Моревна, Василиса Премудрая – все это символы духовной красоты.

Стрибог – славянский бог ветра. Неизвестно, существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».

Ярило – божество пробуждающейся природы, плодородия, страсти и жизненных сил. Обеспечивает связь между богами и человеком. Его время приходит с сильным весенним и летним солнцем. В это время на земле у всех живущих на ней наступает благоприятный период здоровой энергии, прилив животворящих сил. Он поддерживает начинания, связи, торговлю, потому в это время популярны ярмарки на Руси.

Сохранившиеся в русском языке слова с корнем -яр- имя бога связывают с весенним плодородием, например: яровóй – весенний, производимый весной (о полевых работах).



Велéсолóс) – один из древнейших, особо почитаемых славянских богов. Он был покровителем домашних животных и скота. Поскольку на Руси с древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи, то Велес становится ещё и богом богатства.

В христианскую эпоху Велес был заменен христианским покровителем скота святым Власием. Власий, согласно житию, во время гонений христиан скрывался в пещере, к которой подходили дикие звери, получавшие от него благословение и исцеление.

Молитвами, жертвоприношениями и другими обрядами руководили служители языческой религии – жрецы. У славян жрецы назывались также волхвами и кудесниками. Название «волхв» происходит от имени бога Велеса-Волоха. Люди верили, что волхвы умеют общаться с богами: узнавать, чего хотят боги, чем они недовольны, что надо сделать, чтобы добиться их милости. Кроме того, волхвы занимались гаданиями и предсказаниями. Во время гаданий волхвы спрашивали богов, что произойдёт в будущем, и люди верили, что боги отвечают им. Поэтому считалось, что волхвы могут предсказывать будущее. Волхвы всегда слыли чудесными врачевателями, поскольку умели в себе зажечь «живой огонь» и ведали законами природы, ведали также о мире умерших.

Общеизвестно, что древние торжественные языческие обряды по мере выветривания веры в их магическую силу превращались в веселую забаву деревенской молодежи и постепенно снижались до полуосмысленной детской игры. В этом, почти неузнаваемом, виде многие из них дожили до XX в. Точно так же и древние мифы, некогда выражавшие мировоззрение первобытных людей, со временем (если не было поэтов, обессмертивших их) превращались в волшебные сказки или лаконичные прозаические предания. Термин «волшебная сказка» новый, но в нем заключен глубокий языческий смысл – ведь «волшебник» – это жрец, волхв, занимающийся «волшвением» – гаданием и заклинанием добра и зла.



Ма́сленица – праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен. Ритуал связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным атрибутом масленицы являются блины и народные гуляния.

До введения христианства Масленица отмечалась в день Весеннего Равноденствия. Весеннее равноденствие наступает 20 или 21 марта, когда Солнце переходит из южного полушария в северное, а осеннее – 22 или 23 сентября, когда оно переходит из северного в южное. В эти дни для всех мест Земли (исключая районы земных полюсов) день почти равен ночи. Православная Церковь приурочила данный праздник к Великому Посту, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа

Масленица – это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца пекли блины. Древние славяне верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

День Ива́на Купа́лы – народный праздник, отмечаемый в России и на Украине (а также практически по всей Европе) в день летнего солнцестояния. Название праздника возникло в результате совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства на Руси, и дохристианского славянского праздника Купало, посвящённого древнему языческому богу Купале. Купала – славянское божество («летний бог») и одновременно праздник летнего солнцестояния. На него Солнце в колеснице выезжает навстречу своему супругу Месяцу. И в ночь с 23 на 24 июня люди, поднявшись на холмы, не спят и караулят встречу солнца с месяцем. Всю ночь у рек пылают костры. Вокруг них водят хороводы. Народ прыгает через пламя костров, и по высоте полета судят о высоте будущих хлебов. По склонам к берегам рек катят колёса, это знаменует поворот солнца на зиму. В ночь на Купалу идёт соединение огня и воды и творятся чудеса. По поверью, огненный цветок папоротника на Купалу указывает клад.

Колядаславянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноимённое божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. А праздник Коляды справляют с 25 декабря по 6 января (Велесов день). Коляда у славян знаменует новогодний цикл. В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни – колядки – с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках – караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия.
Возникновение древнерусской государственности
Центром образования Древнерусского государства стали города Киев и Новгород, они объединили вокруг себя обе группы восточнославянских племен – северную и южную. В конце IX в. произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю под именем Киевской Руси.

Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями великий киевский князь Владимир I (980-1015) решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию – одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией.



Принятие Русью христианства началось в 988 г., после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Этот процесс проходил сложно и драматично, так как значительная часть населения Руси не желала расставаться с верой в языческих богов. Принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси. Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси. Христианизация Руси способствовала её просвещению, развитию культуры.

Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого (1019-1054), одного из сыновей Владимира. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы.

В период правления Ярослава на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский. Первые русские монахи селились в пещерах, которые были неподалеку от Киева. С течением времени они построили себе церковь и кельи (так называется жилище монаха) и огородили это место стеной. Так возник в середине XI века Киево-Печерский монастырь («печера» по-древнерусски значит «пещера»). Среди Киевско-Печерских монахов было много учёных, образованных людей. Они переводили книги с иностранных языков, составляли сборники, а некоторые и сами писали книги. Монахи стали вести записи обо всех важных событиях, которые происходили на Руси. Так началось летописание. Летопись – это запись важнейших событий по годам.

Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей. Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более трёхсот детей.

Древнерусская культура (IX – первая половина XII в.)
В основе древнерусской культуры было устное народное творчество, а прежде всего былины – эпические песни о богатырях и их подвигах. Наиболее известным является героический былинный цикл, в котором воспеваются народные герои, защитники Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и др.

После принятия христианства на Руси появилась единая письменность. Во второй половине IX в. братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма – так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой до сих пор используется в России.

Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты – письма и документы, написанные на коре берёзы. В настоящее время найдено более 700 грамот – в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Самой знаменитой летописью Древней Руси является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. Другим распространённым жанром древнерусской литературы стали жития – жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г. Одним из первых светских произведений, в котором отсутствует церковная риторика, является знаменитое «Слово о полку Игореве», посвященное походу в 1187 г. новгород-северского князя Игоря на половцев.

До конца X в. на Руси не не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов. В середине XI в. при Ярославе Мудром в центре Киева был сооружён Софийский собор (Собор Святой Софии), имевший 13 куполов. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая Оранта. Храмы, посвящённые святой Софии, были построены также в Новгороде и Полоцке.

Необходимым украшением храмов были иконы – изображение святых, почитаемых церковью, на специально обработанных досках. Древнейший сохранившийся памятник иконописи – икона «Владимирской богоматери». На Русь икона попала из Византии в начале XII века и долгое время находилась во Владимире (по которому она и получила название) в Успенском соборе. Эта икона стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Москве).


Культура России второй половины XIII – XVI века
Последствием феодальной раздробленности стало нашествие на Русь монголо-татарского ига4, которое продолжалось больше двух столетий (с 1243 по 1480 год). Иго началось в результате монгольских завоеваний в XIII веке.

Монголо-татарское нашествие и иго нанесли неизмеримый урон культурному наследию Древней Руси. При сожжении и разграблении городов – главных культурных центров – были уничтожены многочисленные памятники письменности, выдающиеся произведения архитектуры и живописи.

За первые 50 лет ордынского ига на Руси не было построено ни одного города. Резко сократились масштабы каменного строительства. Домонгольского уровня они достигли только 100 лет спустя после Батыева нашествия. Даже в Новгороде, который не подвергался разгрому, до конца XIII в. строились только крепости и деревянные церкви.

С борьбой с монголо-татарами связано дальнейшее развитие устного народного творчества. Герои русских былин становятся символами патриотизма и борьбы русского народа за независимость. К XIV в. относится появление нового фольклорного жанра – исторической песни. Пример этого – «Песня о Щелкане Дудентьевиче». В ней речь идет о конкретных событиях 1327 г. в Твери – восстании горожан против монголо-татар.

Распространенным литературным жанром становятся исторические повести, повествующие о нашествии монголо-татар и о сопротивлении им. Самыми известными являются повести «О битве на Калке» и «О разорении Рязани Батыем». Победе на Куликовом поле посвящены поэма «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

«Хождение за три моря», написанное тверским купцом Афанасием Никитиным в XV в., является первым в европейской литературе описанием Индии.

В области архитектуры следует отметить строительство Московского Кремля в XIV – XV веках, первые стены которого (тогда из белого камня) были возведены при Дмитрии Донском в 1367 г. К началу XVI в. были построены знаменитые соборы Кремля (Успенский, Благовещенский, Архангельский) и Грановитая палата, являвшаяся частью царского двора. Территория Кремля была защищена стеной из красного кирпича длиной в 2,25 километра, толщина стен – 3,5 – 6,5 метра, а их высота – 5 – 19 метров. Созданный в конце XV в. ансамбль Московского Кремля сохранился до наших дней.

Живопись данного исторического периода представлена фресками в церкви Спаса на Ильине в Новгороде работы Феофана Грека – прекрасного художника приехавшего из Византии. Высший подъём русского иконописного искусства связан с творчеством последователя Феофана Грека, гениального русского иконописца Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV-XV веков. Философская глубина, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника через гармоничное сочетание нежных и чистых красок. Самым известным его произведением является икона «Троица» (хранится в Третьяковской галерее). Кисти его принадлежат также дошедшие до нас фрески Успенского собора во Владимире.

Среди всех видов искусства в XVI веке наибольшее развитие получила архитектура. Ведется строительство каменных кремлей, церквей и монастырских соборов.

В Москве на Красной площади в 1555-1561 годах был построен Покровский собор, или, как его еще называют, собор Василия Блаженного. Он представляет собой гармоническое соединение девяти церквей, расположенных на одном основании. Ввысь устремляется шатровый верх центрального собора. Его окружают восемь куполов небольших храмов. Все купола отделаны яркими и красочными узорами.

Во время строительства Покровского собора в нем поселился блаженный (юродивый)5 Василий. На Руси всегда к блаженным было особое отношение, они считались «божьими людьми». Василий Блаженный был широко известен в Москве. После смерти он был погребен в этом Соборе. Со временем Собор стал называться собор Василия Блаженного.

Важнейшим достижением в области культуры XVI века стало начало книгопечатания. Недалеко от московского Кремля была открыта первая типография в России (Печатный двор). Началом русского книгопечатания принято считать 1564 год, когда первопечатник Иван Федоров издал книгу «Апостол». За весь XVI век в России было издано всего 20 книг, но некоторые тиражами до тысячи экземпляров.



XVIII в истории русской культуры
Реформы Петрá Первого, который правил с 1682 по 1725 г., полностью изменили российскую жизнь. Пётр I хотел сделать Россию сильным европейским государством. Для этого он создал новую армию, построил флот, развивал промышленность и торговлю, расширил границы государства. Реформы Петрá I придавали светский характер всем областям жизни. В результате реформ церковь была подчинена государству. Изменился образ жизни людей: быт, формы общения, отношения в семье. Царь заставлял знатных людей носить европейскую одежду и брить бороду.

Пётр I понимал, что нельзя построить сильное государство без образованных людей, поэтому он много делал для развития образования и науки. XVIII век в России называют веком Просвещения. При Петрé I Появилась светская школа и была ликвидирована монополия духовенства на образование. По его инициативе были открыты многие учебные заведения, в том числе Санкт-Петербургская Академия наук с гимназией и университетом в 1725 г. Петром I был открыт первый русский общедоступный театр, а также первый русский музейКунсткамера6 (1719) с публичной библиотекой. В 1708 г. была проведена реформа русского письма (изменение состава азбуки и упрощение начертания букв кириллического алфавита). С 1703 выходила первая русская печатная газета – «Ведомости».

Преемники Петрá I продолжили его реформы. Во время правления Елизаветы, дочери Петрá, был открыт первый российский университет. Его основал в Москве в 1755 г. выдающийся российский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов был очень разносторонним учёным. Он совершил открытия в области физики и химии, заложил основы русского литературного языка. Сейчас главный университет Россиии носит его имя.

В 1783 г., при императрице Екатерине II, во главе Российской академии наук встала княгиня Екатерина Дáшкова. Она управляла академией в течение 11 лет. Дáшкова понимала важность создания в России собственной научной базы. В академии издавались труды российских учёных, создавались географические карты Российского государства.

В октябре 1783 г. вышел указ об основании новой Российской академии, которая занималась только гуманитарными науками. Руководить этой академией тоже стала Е. Дáшкова. Она сумела собрать вокруг себя лучших писателей, поэтов, историков того времени.

XVIII век стал временем расцвета русского изобразительного искусства – живописи, архитектуры, скульптуры. В 1703 г. началось строительство Санкт-Петербурга, который с 1712 г. стал новой российской столицей. Город строили лучшие русские и европейские архитекторы. Созданные ими дворцы, храмы, мосты, памятники делают Петербург одним из красивейших городов мира.

Первые здания, построенные в Петербурге, – Петропавловская крепость и Петропавловский собор. Их строили по проекту швейцарского архитектора Доменико Трезини. Петропавловская крепость никогда не использовалась для защиты города. Долгие годы там была политическая тюрьма. Трезини разрабатывал проекты дворцов, жилых домов, общественных зданий.

Из Италии в России были приглашены архитекторы Карло и Франческо Растрелли. Карло Растрелли был известным скульптором. Его сын Франческо Растрелли был архитектором, работал в стиле барокко.



Барокко – торжественный, парадный стиль. Здания украшались величественными колоннами и раскошными скульптурами. Самая известная работа Франческо Растрелли в Петербурге – Зимний дворец, в котором сейчас находится крупнейший российский музей – Эрмитаж.

В 1760-х гг. в русской архитектуре на смену барокко пришёл классицизм. В отличие от раскошного, нарядного барокко для классицизма характерны простота и строгость. Представителями раннего классицизма стали В.И. Баженов (проект Михайловского замка в Петербурге, Дом Пашкова в Москве), А. Ринальди (Гатчинский замок, Мраморный дворец в Петербурге). Архитектор И.Е. Старов создает Таврический дворец в Петербурге. Архитектором М.Ф. Казаковым были построены здания Сената в Кремле, здания Московского университета и другие постройки в Москве. Екатерининский период в Петербурге связан с творчеством Д. Кваренги. По его проектам построены здания Академии наук, банка, Эрмитажного театра.

Главное место в живописи занял портрет. Повысился художественный уровень произведений. Развитие принципов классицизма видно в творчестве Д.М. Левицкого, создавшего великолепную галерею парадных портретов "Смолянок"7. Галерею прекрасных женских образов создает в своих камерных портретах Ф. Рокотов. В творчестве В.Л. Боровиковского проглядывают черты сентиментализма (портрет М.И. Лопухиной).

Скульптором Ф.И. Шубиным создается целая галерея скульптурных портретов современников. В 1782 г. в Петербурге был открыт памятник Петру I, созданный по заказу Екатерины II французским скульптором Э.М. Фальконе и ставший одним из символов Санкт-Петербурга. В XIX в. великий русский поэт А.С. Пушкин написал о нём поэму "Медный всадник".

В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира – Эрмитажу.

Господствующим направлением в литературе второй половины XVIII в. был классицизм. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине XVI в.). На формировании русского классицизма отложило свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях торжества новой государственности литература становится важнейшим средством утверждения новых идей – идей гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении отдельной личностью принципа "общей пользы". Особенностью русского классицизма было то, что он начал развиваться с комедии сатиры. Представителем сатирико-обличительного направления в литературе был Д.И. Фонвизин (1745-1792), давший в комедии "Недоросль" яркую картину жизни и быта помещиков.

Поэт, драматург А.П. Сумароков (1718-1777) создает целую серию пьес для русского театра.

Одним из наиболее крупных и ярких представителей русской литературы этого времени был Гавриил Романович Державин (1743-1816), автор торжественных од и лирических стихотворений. Он сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка.

В области общественно-политической мысли доминирующим в этот период было просветительское направление. Его развитие в России связано прежде всего с именем А.М. Радищева (1749-1802). Знаменитое произведение А.М. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790), обличало крепостное право и самодержавие и призывало к их уничтожению.
Русская культура в первой половине XIX века
Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства.

Русская литература первой половины XIX в. – одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм постепенно вытеснялся новым литературным течением – сентиментализмом. Родоначальником сентиментализма в русской литературе стал Н.М. Карамзин (1766-1826), написав повесть "Бедная Лиза". Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Карамзин преобразовал русский язык, приблизив его к живой, естественной, разговорной русской речи.

Отечественная война 1812 г. и порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал В.А. Жуковский. В своих произведениях В.А. Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая деятельность В.А. Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы – творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов – декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С. Пушкина. В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С. Пушкина – М.Ю. Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В. Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры.

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" – государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько – дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 г. в Петербурге по проекту К.И. Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александринским.

В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось строительство Большого театра.

С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Ревизор" Н.В. Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н. Островского.

Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И. Истомина.

Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внёс М.И. Глинка. Созданные им оперы "Жизнь за царя" (в Советском Союзе она по понятным причинам долгое время именовалась "Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила" поставили Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве Глинка явился основоположником русской классической музыки. К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А. Алябьев – автор более чем 200 романсов и песен. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С. Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения – в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера "Русалка" – лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С. Даргомыжского "Каменный гость", написанная на текст А.С.Пушкина.

Культурная жизнь России в первой половине XIX в. характеризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство. Во второй четверти XIX в. он выражается в академизме, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Консервируя классические формы, академизм выводил их на уровень непреложного закона и являлся "правительственным направлением" в изобразительном искусстве. Представителями академизма являлись Ф.А. Бруни, И.П. Мартос, Ф.И. Толстой.

С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Впрочем, элементы сентиментализма в творчестве русских мастеров обычно сочетались с элементами классицизма или романтизма. Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П. Брюллова – пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в. Его картина "Последний день Помпеи" вызвала восторг современников и принесла К.П. Брюллову европейскую славу. Ярким представителем романтического течения являлся О.А. Кипренский. Прожив недолгую, но исключительно насыщенную творческую жизнь, в своих картинах он сумел выразить такие лучшие человеческие чувства и идеи, как патриотизм, гуманизм, свободолюбие. 30-40-е годы XIX в. стали временем зарождения в русской живописи нового направления – реализма. Одним из его основоположников стал П.А. Федотов. Персонажами П.А. Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему "маленького человека", ставшую впоследствии традиционной для русского искусства.

Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А. Иванова, выдающегося мариниста И.К. Айвазовского. А.А. Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном "Явление Христа народу", вложив в него глубокое философско-этическое содержание. Благородные идеи добра и справедливости, нетерпимости к насилию и порокам, вдохновлявшие русских художников в первой половине XIX в., оказали сильное влияние на развитие отечественного изобразительного искусства и в последующие десятилетия.

Развитие русского градостроительства в первой половине XIX в. стимулировало творческий поиск русских архитекторов. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в этот период складывается традиционный для него классический облик. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей. В центре столицы, на Дворцовой площади К.И. Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О. Монферрана здесь устанавливается Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гг. А.П. Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса. Тот же Росси в 1829-1834 гг. создает здания Сената и Синода, Михайловский дворец (1819-1825), Александринский театр и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси). В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строится Смольный институт (Д. Кваренги), здание Биржи с Ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор (А.Н. Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиевский собор (О. Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д. Захаров).



Русская культура 60-90-х годов XIX века
Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской национальной культуры.

Русская культура второй половины XIX в. отражала сложные противоречивые процессы, происходившие в обществе.

В 60-90-е годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. Россия дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время писали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, А.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов. Для литературы этого периода присуще пристальное внимание к человеку, глубокое проникновение в его внутренний мир и в то же время широта анализа русской действительности, протест против несправедливости и социального зла во всех сферах общественной жизни. Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа Н.А. Некрасова, тонких лириков Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. Насыщенной была театральная жизнь страны. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н.Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр в Москве и Александринский – в Петербурге, на сценах которых выступали многие замечательные актеры.

Русская музыкальная культура развивала национальные традиции. Новаторство и демократизм отличали большую группу композиторов, создавших творческое объединение ("могучую кучку"), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В. Стасов. В это объединение вошли Л.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, М.А. Балакирев.

Мировую известность получили симфонии, оперы ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта"), балеты ("Лебединое озеро", "Щелкунчик"), музыкальные пьесы крупнейшего русского композитора П.И. Чайковского.

Период расцвета переживали в эти годы русская национальная опера, балет, симфоническая музыка. Центрами музыкальной жизни страны становятся Петербургская и Московская консерватории, директорами которых были А.Г. и Н.Г. Рубинштейны.

В русском изобразительном искусстве продолжался процесс создания национальной художественной школы. В борьбе с рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это время Академия художеств) крепнет реалистическое направление, завоевавшее прочные позиции в русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии во главе с И.Н. Крамским отказалась принимать участие в конкурсе на золотую медаль. Вне рамок Академии ими была создана "Артель художников" – демократическое объединение, членов которого объединяли единые профессиональные и идейные взгляды.

Осенью 1870 г. Н.И. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и Г.Г. Мясоедов основали "Товарищество передвижных художественных выставок", просуществовавшее до 1923 г. Картины членов этого объединения – "передвижников" – регулярно выставлялись на выставках в различных городах России, вызывая широкий интерес демократической общественности.

Огромный общественный резонанс имели полотна знаменитого русского художника И.Е. Репина ("Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Иван Грозный и сын его Иван" и др.), картины В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, В.В. Верещагина.

Большую роль в развитии русского изобразительного искусства сыграли известные коллекционеры и меценаты. Так, трудами П.М. Третьякова в Москве в 1892 г. была открыта картинная галерея, ставшая настоящей сокровищницей национальной живописи. Сейчас она называется Третьяковская галерея.



следующая страница >>