Кружок «Эстетика повседневности» 1 класс - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кружок «Эстетика повседневности» 1 класс - страница №1/1

Кружок «Эстетика повседневности»

1 класс

Пояснительная записка

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию, являющееся неотъемлемой частью духовно-нравственного развития школьников. Он осуществляется в процессе преподавания учебных дисциплин, с помощью различных факультативов и других форм дополнительного эстетического образования и воспитании личности.

Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Эстетическая культура – важнейшая составляющая духовного облика личности. От ее наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

Первоосновой эстетической культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Но этого недостаточно. Для того чтобы в полной мере воспринять красивое или проявить себя в творчестве, нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний, на базе которых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, то есть эстетический кругозор. Особое значение для формирования эстетического отношения к действительности имеет эстетический идеал как цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к совершенной красоте. Непосредственным отражением эстетических позиций человека, его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть умение отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, которые наиболее ярко выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного.

Несомненно, развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного необходимо уже в раннем возрасте. В настоящее время этот вопрос особенно актуален и в начальной школе, так как на детей ежедневно обрушивается поток разнообразной информации, которую детский мозг не всегда способен адекватно воспринять. Поэтому существует потребность в выработке у школьников системы эстетических представлений, взглядов и убеждений, воспитания эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в творчестве. Именно поэтому необходимы занятия эстетического характера.

Программа “Эстетики повседневности” разработана для младших школьников 1 класса общеобразовательной школы ( рассчитана на один час в неделю, 33 часа).

Тематика актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя духовный мир, проявить и реализовать свои творческие способности.

Целью занятий является формирование и систематизация эстетических знаний детей в отдельных областях жизни, создание среды для формирования гармоничной личности, всесторонне развитого человека, образованного, прогрессивного, высоконравственного, обладающего умением трудиться, желанием творить, понимающего красоту жизни и красоту искусства.

Программа «Эстетика повседневности» ставит перед собой следующие задачи:


  • закрепить и расширить эстетические представления воспитанников, полученные в семье, в детском саду о красивом и безобразном в жизни, природе и искусстве;

  • развивать у детей стремление вносить красоту в повседневную жизнь;

  • формировать у воспитанников потребность в общении с красотой;

  • развивать интерес к творческой деятельности;

  • развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость;

  • способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Занятия кружка «Эстетика повседневности» моделируются на основе интереса детей к прекрасному в жизни; нацелены на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. В центре системы этих занятий – ребенок, его жизнедеятельность.

Ожидаемые результаты

- овладения ребенком знаниями эстетической культуры;

- развития способности к эстетическому творчеству;

- развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания;

- убеждение в том, что такие нравственные качества, как доброта, трудолюбие, терпимость, справедливое отношение к себе и людям составляют красоту и истинную ценность человеческой личности.

Методы и формы работы. На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность, ИКТ.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Содержание тем

Основой содержания является проблема: «Что такое красота и что может быть красивым?» На конкретном материале выявляются понятия: «красота в природе», «красота в искусстве», «красота в человеке». На основе эстетических чувств, переживаний у учащихся должно быть сформировано умение отличать прекрасное от безобразного; оценивать свой внешний вид и поведение. Знакомство с выразительными средствами, с помощью которых создаются художественные образы, что помогает овладеть умением анализировать произведения искусства, формирование коммуникативных навыков.



Формы реализации

  • беседы,

  • игры,

  • викторины,

  • игры-путешествия,

  • конкурсы.

Воспитанники должны знать и уметь:

- уметь отличать красивое от безобразного;

- знать и применять правила этикета в повседневной жизни;

- знать существенные признаки, отличающие добрых людей от злых, не совершать злых поступков;

- уметь анализировать свое поведение и поведение других детей с точки зрения добра и зла;

- пользоваться выразительными средствами, с помощью которых создаются художественные образы, что помогает овладеть умением анализировать произведения искусства;

- расширять круг интересов, способностей и увлечений.

Примерное планирование

занятий кружка «Эстетика повседневности»

в 1 классе.

№ п/п

Тематика занятия

Количество

часов


Дата по плану

Дата по факту

1

Что такое красота?

1







2

Красота вокруг нас.

1







3

Учимся слышать, как звучат красивые звуки. Приветствие.

1







4

В царстве Прекрасного и Безобразного.

1







5

Зарисовки о лете (наши воспоминания).

1







6

Путешествие на цветочную поляну.

1







7

Осенний калейдоскоп.

1







8

Что в имени твоем?

1







9

Моя любимая игрушка.

1






















10

«Свет мой, зеркальце, скажи…»(зачем нам нужно зеркало?).


1







11

Встречают по одежке. Рисуем свой портрет.

1







12

Что значит «красиво вести себя».

1







13

О правилах поведения в школе, общественных местах, на улице.

1







14

Игры: «Поход в театр, музей».

1







15

Снаружи красота, а внутри пустота (о красоте и доброте).

1







16

В царстве Волшебницы-Зимы.

1






















17

Как надо разговаривать, чтобы окружающие тебя поняли.

1







18

Красота слов. Слова-паразиты.

1







19

Позвони мне, позвони…

1







20

Игры «Разговоры по телефону».

1







21

Путешествие в страну «Стихотворию».

1







22

Как рождаются стихи. Легко ли быть поэтом?

1




23

Мои любимые поэты.

1




24

Пробуем себя в стихотворчестве.

1




25

Викторина «В стране «Стихотвории».

1



















26

Красота и здоровье.

1







27

К.Чуковский «Мойдодыр»

1







28

Уроки Мойдодыра.

1







29

Пробуждение Весны. Природа в искусстве.

1







30

Путешествие в страну мультяшек.

1







31

Рисуем мультфильмы.

1







32

Викторина «Ну, погоди!»

1







33

Итоговое занятие. Что мы знаем и умеем.

1









izumzum.ru