Кройтор Евгений Константинович 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вицинской Людмилы Петровны по химии в 11 классе 2013 2014 учебный... 1 153.7kb.
Барковский Сергей Федорович 2013 2014 учебный год пояснительная записка... 4 998.12kb.
Барковский Сергей Федорович 2013 2014 учебный год пояснительная записка... 8 878.53kb.
Кузюкова Людмила Васильевна Первой квалификационной категории п. 1 172.72kb.
Литвиновой Аллы Ивановны 11 класс 2013 учебный год пояснительная... 3 422.08kb.
Романовой Марины Юрьевны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. 2 354.9kb.
Сапрыкиной Светланы Ивановны (высшая квалификационная категория) 1 366.22kb.
Бабынина Татьяна Ивановна, первая квалификационная категория 2012-2013... 1 386.35kb.
Учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе... 3 361.48kb.
Рабочая программа предмет: обществознание Учебный год: 2013-2014... 2 415.29kb.
Рабочая учебная программа по алгебре в 8 классе 2013-2014 учебный год 1 217.26kb.
Издательства: Книга известного русского писателя С. Рыбаса повествует... 12 3328.08kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Кройтор Евгений Константинович 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Основная общеобразовательная Песчанская школа»


РАССМОТРЕНО
на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла

протокол от


«25»июня2013г.

№ 6




СОГЛАСОВАНО
заместитель директора

по УВР


_____Шевченко Н.В. (подпись)
«30» августа 2013 г.


РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического

совета школы

протокол от

« 31»августа 2013 г.

№ 1


УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ««Основная общеобразовательная Песчанская школа»

______Вологжанина Н.В.

Приказ от
31 августа 2013 г.
№ ___




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному курсу
«История»


7 класс(базовый уровень)

Составитель:
учитель
истории
Кройтор Евгений Константинович


2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу истории (базовый уровень ) для 7 класса, далее Программа, разработана на основе авторских программ А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной История России, 6-9 классы - Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы –М.: Просвещение , 2007 и А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной Новая история, 7-8 классы.- Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы - М.: «Просвещение» 2007 Базовые учебники: А.А Данилов, Л.Г Косулина, «История России» М. : Просвещение, 2009 , А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина , «Новая история 1500-1800. 7 класс» М.: Просвещение, 2009



Цель курса: усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов России, Европы и Азии, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачи:

- овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной сферах и соотнесение их с развитием российского общества;

- определение места и роли России во всемирно – историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны;

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.



Изменения, внесенные в рабочую программу:

В учебном плане МБОУ «ОО Песчанская школа»» на 2013- 2014 учебный год изучение истории предусмотрено в объеме 70 часов. В соответствии с рекомендациями Инструктивно-методического письма «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году» на изучение курса «История России» отводится 46 часов, в связи с этим предусмотренный авторской программой объём часов (42 часа) дополнен темами, включающими региональный компонент. Предложенные темы изучаются в органичном соответствии с хронологией истории России. На изучение курса «Новая история» отводится 24 часа, в связи с этим предусмотренный авторской программой объём часов (30 часов) сокращён.



п/п

Тема

По авторской программе

По рабочей программе

Обоснование

1.

Россия в 1725-1762г.

4 часа

2 часа

Изменено количество часов, в связи увеличением объёма учебного времени на следующую тему (был проведен повторительно –обобщающий урок)

2.

Россия в 1762-1800 гг.

10 часов

12 часов

Изменено количество часов, в связи с увеличением объёма учебного времени

3.

Итоговое повторение

1 час

5 часа

Изменено количество часов, в связи с увеличением объёма учебного времени

4.

Европа: от Средневековья к Новому времени.

4 часа

3 часа

Изменено количество часов, в связи с сокращением объёма учебного времени

5.

Ранние буржуазные революции. Международные отношения.

4 часа

3 часа

Изменено количество часов, в связи с сокращением объёма учебного времени

6.

Великая французская революция XVIII в.

3 часа

2 часа

Изменено количество часов, в связи с сокращением объёма учебного времени

7.

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

2 часа

1 час

Изменено количество часов, в связи с сокращением объёма учебного времени

Учебно-методический комплект:

1.  Учебник  Юдовская А.Я  Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.- М.: Просвещение, 2009.
3.    Учебник  Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XIII вв.: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.-5 изд. – М.: Просвещение, 2009.
4. Колесниченко Н.Ю. История России. Конец XVI-XVIII века. 7 класс: поурочные  планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной /авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко.-Волгоград:Учитель,2008.
5. К.А. Соловьев. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 1500-1800 гг.-М.:Вако,2012.

6.  Рабочая тетрадь. История России. Конец XVI-XVIII век.   А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М., Просвещение, 2011 г.

7.  А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории. 1500-1800.  М., Просвещение, 2013.

Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника.


«Истории России с конца XVI в. по XVIII в.»


Распределение учебного материала по курсу

Контрольные работы





Наименование раздела

Кол. часов

Тема

Дата

1

Россия на рубеже XVI- XVII веков

4

Россия на рубеже XVI- XVII веков




2

Россия в XVIIв

10

Россия в XVIIв




3

Россия в первой четверти XVIII века

12

Россия при Петре I




4

Дворцовые перевороты в России

2

Россия в 1725-1762 годах




5

Россия в 1762-1800 гг.

12

Россия в 1762-1800 годах




6

Родной край в XVIII веке

1







7

Итоговое повторение

5

«Смутное время: упущенные возможности ?»







Итого

46

История России с XVII–XVIII вв.




Итого 7










«Новая история. Конец XV-XVIII в.в.»






Распределение учебного материала по курсу

Контрольные работы



Наименование раздела

Кол. час.

Тема

Дата

1

Часть 1. Европа и мир в начале Нового времени.

14

Европа и мир в конце XV-XVII вв.




2

Часть 2. Эпоха Просвещения. Время преобразований.

7

. Эпоха Просвещения. Время преобразований




3

Часть 3. Традиционные общества в раннее Новое время

3

Традиционные общества в раннее Новое время







Итого



24

Новая история. Конец XV-XVIII в.в




Итого

4




Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные, фронтальные, групповые, парные. Преобладающие формы текущего контроля: индивидуальные творческие задания, анализ фрагмента источников, составление простого плана, составление сравнительных таблиц.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения истории ученик должен



знать:

- основные этапы и ключевые события истории России и мира в Новое время

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в

ходе исторического развития;

- изученные виды источников.

уметь:

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; оп­ределять последовательность и длительность важнейших событий отечествен­ной и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, ре­шении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источ­ников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, гра­ницы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, по­казывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание историче­ских событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного мате­риала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобре­тенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группиро­вать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на ос­нове учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личнос­тям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и миро­вой культуры;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни;

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;



- использования знаний  об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Календарно - тематический план по истории России

п/п

Наименование раздела и тем

Вид контроля, самостоятел.
работы


Часы учебн. времени

Плановые сроки прох.

Подготовка к ГИА

Примечание





Россия на рубеже XVI-XVII веков (4 часа)



















Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Составление таблицы

1












Социально-экономическая политика

Опрос

1












Смута. Причины и суть смутного времени.

Опрос

1












Освободительная борьба против польских и шведских интервентов.

Опрос,тест

1













Россия в XVII веке (10 часов).


















Экономическое развитие

Опрос

1












Социальное развитие

Инд.карточки с заданиями

1












Политический строй

Опрос

1












Власть и церковь. Церковный раскол.

Сообщения учащихся

1












Народное движение

Опрос

1












Внешняя политика

Составление таблицы

1












Образование и культура в XVII веке

Доклады

1












Сословный быт. Обычаи и нравы.

Сообщения учащихся

1












Родной край в XVII веке.

Доклады

1












Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке»

Тестирование

1













Россия в первой четверти XVIII века (12 часов)


















Начало царствования Петра I

Беседа

1












Внешняя политика Петра I. Северная война.

Составление таблицы

1












Реформы Петра I

Опрос

1












Церковная реформа

Опрос

1












Утверждение абсолютизма

Беседа

1












Реформы в экономике

Инд.карточки с заданиями

1












Народное движение

Опрос

1












Изменения в культуре

Опрос

1












Архитектура

Сообщения учащихся

1












Изобразительное искусство

Сообщения учащихся

1












Изменения в быту

Доклады

1












Цена и последствия реформ Петра

Работа в группах,тест

1













Дворцовые перевороты в России (2часа)
















27

Внутренняя политика эпохи дворцовых переворотов.

Опрос

1










28.

Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов.

Опрос,тестирование

1













Россия в 1762-1800 гг.

(12 часов)
















29.

Екатерина II. Внутренняя политика.

Составление таблицы

1










30.

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева

Сообщения учащихся

1










31.

Экономическое развитие

Опрос

1










32.

Внешняя политика Екатерины II

Составление таблицы

1










33.

Павел I, внутренняя политика.

Сообщения учащихся

1










34.

Внешняя политика.

Опрос

1










35.

Наука и образование. Развитие общественной мысли.


Сообщения учащихся

1










36.

Литература

Доклады

1










37.

Музыка, изобразительное искусство.

Доклады

1










38.

Архитектура.

Опрос

1










39.

Перемены в жизни крестьян и горожан.

Опрос

1










40.

Повторительно-обобщающий урок «Россия в XVIII веке».

Тестирование

1










41.

Родной край в XVIII веке

Сообщения учащихся

1










42.

Итоговое повторение по теме«Смутное время: упущенные возможности ?»

Работа в группах,тестирование

5 часов










43

Итоговое повторение по теме «17 век: новые черты развития"

Опрос













44

Итоговое повторение по теме «Эпоха Петра 1-успехи внешней политики»

Опрос













45

Итоговое повторение по теме «Дворцовые перевороты»

Инд.задания













46

Игра «Историческая мозаика»

Творческие задания













«Новая история. Конец XV-XVIII в.в.»









Часть 1. Европа и мир в начале Нового времени.




14часов













Тема 1. Эпоха Великих географических открытий.




2часа










47

Введение. Технические открытия и выход к мировому океану

беседа

1










48

Великие географические открытия и их последствия.

Составление таблицы

1













Тема 2. Европа: от Средневековья к Новому времени.




3часа










49

Усиление королевской власти. Абсолютизм.

Опрос,схема-сравнение

1










50

Дух предпринимательства преобразует экономику.

Опрос

1










51

Социальные слои европейского общества. Основные черты повседневной жизни.

Сообщения учащихся

1













Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения.




2часа










52

Эпоха Возрождения. Идеи гуманизма в литературе ,музыке ,изобразительном искусстве

Доклады

1










53

Развитие новой науки в XVI-XVII вв.

Доклады

1













Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе.




4часа










54

Реформация – борьба за переустройство церкви.

Опрос

1










55

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации.

Опрос

1










56

Королевская власть и реформация в Англии.

Опрос

1










57

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции.

Инд.карточки с заданиями

1













Тема 5. Ранние буржуазные революции. Международные отношения.




3часа










58

Нидерландская революция и рождение свободной Голландии.

Опрос

1










59

Революция в Англии. Установление парламентской монархии.

Опрос

1










60

Международные отношения в XVI-XVII вв.

Опрос,тест

1













Часть 2. Эпоха Просвещения. Время преобразований.




9часов













Тема 1. Западноевропейская культура XVIII в.




2часа










61-62

Век Просвещения. Стремления к царству разума. Художественная культура Европы эпохи Просвещения

Беседа,инд.задания

1













Тема 2. Промышленный переворот в Англии.




1час










63

Промышленный переворот в Англии.

доклады

1













Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование США.




2часа










64

Английские колонии в Северной Америке.

Опрос

1










65

Война за независимость. Создание США.

Опрос

1













Тема 4. Великая французская революция XVIII в.




2часа










66

Франция в середине XVIII в. Причины и начало революции. От монархии к республике От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

Работа в группах

1










67

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

Опрос,тест

1













Часть 3. Традиционные общества в раннее Новое время




3 часа










68

Тема 1. Колониальный период в Латинской Америке.

Опрос

1час










69

Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской

колонизации.



Инд.задания

1час










70

Повторительно-обобщающий урок: «Мир в эпоху раннего Нового времени. Первые

уроки нового времени

Инд.задания,тест

1час












Содержание



ИСТОРИЯ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XVI – XVII вв. (4 часа)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутри­политическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреж­дение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избра­ние на царство Бориса Годунова, Социально-экономическая поли­тика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий 1. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Бо­ярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Поль­ши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Основные понятия темы

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, семибоярщина.



РОССИЯ В XVII в. (10 ч)

Политический строй. Первые Романовы: усиление самодер­жавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли госу­дарстве иного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексе­евича.

Экономическое и социальное развитие. Экономические по­следствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явле­ния в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наем­ного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссий­ского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г, Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории город­ского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Народные движения. Причины и особенности народных волне­ний. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Пикон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церков­ный собор 1666—1667 гг.

Внешняя, политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отноше­ния. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.

Образование и культура в XVII в. Усиление светского харак­тера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопро­ходцы. С.И.Дежнев. В.Д.Поярков. М. В. Стадухин. Н.П.Хаба­ров. Литература. Сатирические повести («О Шемякиной суде», «О Ерше Ершовиче»), Автобиографические повести («Житие» протопопа Аваакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков. Дворянский быт. Жизнь посадского населении Нравы, быт и обычаи крестьян.

Повторение и обобщение (I ч)

Основные понятия темы

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка. всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская воина, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.



РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. (12 ч)

Преобразования Петра 1 Предпосылки петровских преобразо­ваний. Личность Петра. Великое посольство 1697—1698 гг.

Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губерн­ская реформа. Изменение системы городского управлении.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и мерканти­лизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Разви­тие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ла­дожского обводного, Волго-Донского каналов.

Цена и последствия реформ Петра I.



Внешняя политика Петра /.Северная война 1700—1721 гг. -Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренам. Ништадтский мир.

Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.

Итоги внешней политики Петра I.

Народные движения. Причины народных восстаний в Петров­скую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Религиозные выступления.

Восстания работных людей. .Значение и последствия народных вы­ступлений.



Искусство и культура. Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись.

И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерца­ло». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Основные понятия темы

Рекрутская система, «потешные войска», посессионные кресть­яне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, ци­фирные школы, домовитое казачество, голутвенное казачество, прелестные письма.



РОССИЯ В 1725—1762 гг. (2 ч)

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фа­воритизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального уп­равления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конфе­ренция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворян­ства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфак­турного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней поли­тики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741 —1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П.А.Румянцев. П. С. Салтыков.

Основные понятия темы

Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворян­ский банк.



РОССИЯ В 1762—1800 гг. (12 ч)

Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II, Особен­ности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютиз­ма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золо­той пек российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и юродам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг.: при­чины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугаче­ва. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-кре­постнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные ком­пании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержа­вия с вольнодумством.

Павел 1 Внутренняя политика Павла1. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Полити­ка в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.

Внешняя политика. Основные направления внешней полити­ки. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суво­ров. Ф.Ф.Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причер­номорья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, час­ти Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ос значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Москов­ского университета (1745 г.). Становление отечественной пауки. Академия паук. М. В.Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Та­тищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинни­ков. Освоение Русской Америки. Развитие техники. П. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. II. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Треднаковский. Драма­тургия. А, П. Сумароков. Русские просветители. Н. Фонвизин. Д. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентимента­лизм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф.Г.Волков. Крепостные театры. 11. И. Ковалева-Жем­чугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. В. И. Фомин. Рус­ская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Ло-сенко. Г. И. Угрюмое. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Ар­гуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. II. Шу­бин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец. Большой Петергофский дворец. Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Цари­цынский ансамбль. Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Каза­ков (здание Сената в Московском Кремле, Московский универси­тет. Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старое (Алексапдро-Невская лавра. Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан; жилище, одежда, пи­тание, досуг, обычаи.
Родной край в XVIII веке(1 час)
История родного края в XVIII веке.

Итоговое обобщение (5 ч).

Россия и мир на рубеже XVIII — XIX вв.



Основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм. Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьян­ская война, классицизм, сентиментализм, деспотии


Учебно- тематический план по всеобщей истории
Содержание

Введение

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хроноло­гические границы и этапы Нового времени. Человек Нового вре­мени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.



ЧАСТЬ I. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (14 ч)

Тема 1. Эпоха Великих географических открытий (2 ч)

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Повое в военном деле и судостроении. Геог­рафические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Море­плаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового матери­ка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.

Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.

Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания миро­вого рынка. Заморское золото и европейская революция цен.



Тема 2. Европа: от Средневековья к Новому времени (3 ч)

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значе­ние абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развитии общества. Короли и парламенты. Единая си­стема государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Бо­жий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор. Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбои.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост горо­дов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые ком­пании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капитали­стическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слон населения. Бродяжниче­ство. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жиз­ни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — меня­лась мода. Костюм - «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (2 ч)

От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершен­ном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шек­спира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Му­зыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. Титаны Возрож­дения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусст­ва Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.

Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на техни­ческий прогресс и самосознание человека. Разрушение средневе­кового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важ­нейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном повои картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого ор­ганизма. Фрэнсис Бэкон и Репе Декарт — основоположники фи­лософии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.



Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе (4 ч)

Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение к Европе. Мартин Лютер: че­ловек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь на­родной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, ос­новные события, значение.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII -«религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I -«верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Тема 5. Ранние буржуазные революции.

Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (3ч)

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов. Особенности экономического и политического развития Нидерлан­дов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испа­нией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голланд­ская республика — самая экономически развитая страна в Европе.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стю­арт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление рес­публики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламент­ской монархии. Права личности и парламентская система в Анг­лии — создание условий для развития индустриального общества.

Международные отношения. Причины международных конфлик­тов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропей­ская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валлеиштейн и его военная система. Организация евро­пейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Гус­тав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вест­фальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство — война за династические ин­тересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития меж­дународных отношений.

ЧАСТЬ II. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (9 ч)

Тема I. Западноевропейская культура XVIII в. (2 ч)

Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрож­дения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся бур­жуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разде­лении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами фео­дальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго, Вли­яние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Са­тира на пороки современного общества в произведениях Д. Свиф­та. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искус­ство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж- Б- С. Шарден.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произ­ведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л.ван Бетховена: прославле­ние Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для фор­мирования новых гуманистических ценностей в европейском и се­вероамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Тема 2. Промышленный переворот в Англии (1 ч)

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталис­тического предпринимательства. Промышленный переворот в Анг­лии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фаб­ричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии

промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена техническо­го прогресса.

Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки (2 ч)

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройст­во и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоз­зрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование севе­роамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Об­разование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Пози­ция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Аме­рики.

Тема 4. Великая французская революция XVIII в. (2ч)

Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-эконо­мического и политического развития. Людовик XVI, попытка прове­дения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание.

14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охва­тывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглаше­ние республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: чер­ты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Лю­довика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Яко­бинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской дик­татуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Госу­дарственный переворот 18 брюмера 1799 г. и усыновление кон­сульства.

ЧАСТЬ III. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (3 ч)

Тема 1. Колониальный период в Латинской Америке (1 ч)

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной систе­мы управления. Ограничения и области хозяйственной жизни. Бес­правие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.



Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (1 ч)

Основные черты традиционного общества: государство — вер­ховный собственник земли: общинные порядки в деревне: регла­ментация государством жизни подданных. Религии Востока: конфу­цианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Созда­ние империи Великих Моголов. Бабур. Лкбар и его политика ре­форм. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и АНГЛИИ за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отноше­нии. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая от­страненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «За­крытие» Японии. Русско-японские отношения.

Повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени» (1 ч)
Формы и средства контроля по всеобщей истории:



Великая французская революция: основные этапы

Вариант 1



1. Восстановите последовательность событий:

а) провозглашение Франции республикой

б) якобинский террор

в) победа при Вальми

г) Наполеон — первый консул

д) Директория у власти



2. Назовите принцип, объединяющий этих людей. Дантон, Ру, Эбер, Шометт:

а) это жертвы якобинского террора

б) это «крайние якобинцы», выступавшие за усиление террора

в) это лидеры жирондистов



3. Выберите правильный ответ. Высший исполнительный орган власти в период якобинской диктатуры: а) Конвент

б) Комитет общественного спасения

в) Законодательное собрание

4. Приведите в соответствие:

1) санкюлоты а) якобинцы, выступавшие за ослабление террора

2) термидорианцы б) представители городской бедноты

3) «снисходительные» в) участники переворота, свергшего якобинцев



5. Найдите лишнее. Великая французская революция:

а) свергла абсолютизм и старый порядок

б) провозгласила принципы свободы и равенства

в) ликвидировала общественное неравенство


Тест «Английская революция XVII в.»

Вариант I

1. К какому течению протестантизма принадлежали пуритане?

А) к лютеранству; Б) к цвинглианству; В) к квакерству; Г) к кальвинизму.



2. Когда началась Великая Английская революция?

А) 1б28г.; Б) 1629г.; В) 1640г.; Г) 1641 г.



3. Кто такие «кавалеры»?

А) сторонники короля; Б) Пуритане; В) соратники Кромвеля; Г) сторонники республики



4. Он был лидером левеллеров?

А) Уинстенли; Б) Лильберн; В) Кромвель; Г) Ферфакс.



5. Какой титул принял Кромвель в 1653 г?

А) лорд-канцлер; Б) лорд-протектор; В) лорд-казначей; Г) король.



6. В каком году в Англии была реставрирована монархия?

А) 1658 г.; Б) 1659 г.; В) 1660 г.; Г) 1661 г.



7. В 1707 г. была заключена уния между Англией и...

А) Уэльсом; Б) Шотландией; В) Ирландией; Г) Голландией.



Тест «Английская революция XVII в.»

Вариант II

1. Кто созвал Долгий парламент?

А) Яков 1; Б) Карл 1; В) Кромвель; Г) Ферфакс.



2. Какой регион Англии преимущественно поддержал короля в ходе гражданской войны? А) юго-восток Б) северо-запад; В) северо-восток; Г) юго-запад.

3. В каком году в Англии была установлена республика?

А) в 1648 г.; Б) в 1649 г.; В) в 1650 г.; Г) в 1651 г.



4. Он был лидером диггеров?

А) Уинстенли; Б) Лильберн; В) Кромвель; Г) Ферфакс.



5. Какая династия воцарилась в Англии в 1660 г.?

А) Стюарты; Б) Тюдоры; В) Ганноверы; Г) Оранские.



6. На протяжении первой половины ХVIII в. правящей партией оставались...

А) лейбористы; Б) консерваторы; В) тори; Г) виги.



Война за независимость. Образование США

Вариант 1

1. Выберите правильный ответ. Декларация независимости США была принята:

а) на I Континентальном конгрессе 4 июля 1774 г.

б) на II Континентальном конгрессе 4 июля 1774г.

в) на II Континентальном конгрессе 4 июля 1776 г.



2. Восстановите последовательность событий:

а) «бостонское чаепитие»

б) принятие Конституции США

в) битва при Саратоге

г) признание Англией независимости США

3. Найдите лишнее. Декларация независимости

а) провозгласила создание США

6) отменила рабство

в) признала народ источником власти



4. Назовите понятие, которое соответствует определению.

Форма правления, при которой высшие органы власти формируются на основе выборов:

а) монархия б) республика в) федерация

5. Приведите в соответствие:

1) президент а) контроль за соответствием законов Конституции

2) Конгресс б) глава исполнительной власти

З) Верховный суд в) высший законодательный орган


Война за независимость. Образование США

Вариант 2
1. Выберите правильный ответ. Конституция США была принята:

а) на II Континентальном конгрессе 4 июля 1776 г.

б) Конгрессом США в 1787 г.

в) на специальном собрании представителей штатов в 1787 г.



2. Восстановите последовательность событий:

а) события при Конкорде

б) принятие «Билля о правах»

в) принятие декларации независимости США

г) битва при Йорктауне

3. Найдите лишнее. Декларация независимости:

а) утвердила принцип естественного равенства людей

б) гарантировала свободу слова

в) признала народ источником власти



4. Назовите понятие, которое соответствует определению.

Основной закон государства:

а) декларация в) конвенция б) конституция

5. Приведите в соответствие:

1) предъявление импичмента президенту а) палата представителей

2) командование армией и флотом б) сенат

З) установление налогов в) президент



ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ по истории России
Тестирование по теме:

«Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова, Смута, окончание Смуты».

Выберите правильный ответ.

1. Указ об «урочных летах»;

а) запрещал свободный переход одного хозяина к другому

б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян

в) определял пятнадцатилетний срок сыска г) восстанавливал Юрьев день



2. Успех легкого восшествия Лжедмитрия I на российский престол объясняется:

а) надеждой народа на доброго и справедливого царя б) поддержкой польской армии

в) признанием иностранных государств г) поддержкой всего боярства и дворянства

3. На русский престол боярское правительство приглашало:

а) сына польского короля Владислава б) польского короля Сигизмунда

в) Лжедмитрия II г) Дмитрия Шуйского

4. К. Минин и Д. Пожарский прославились в русской истории как руководители;

а) крестьянского восстания б) обороны Смоленска

в) ополчения, освободившего Москву от интервентов

г) заговора бояр против Лжедмитрия 1



5. Иностранное вмешательство во внутренние дела России в период Смутного времени осуществляли:

а) Дания, Норвегия б) Речь Посполитая, Швеция

в) Англия, Швеция г) Турция, Крымское ханство

6. Укажите верные утверждения:

а) со смертью царя Федора прервалась правящая династия в России

б) настоящее имя Лжедмитрия I Григорий Отрепьев

в) Лжедмитрию Т удалось долго удержаться на московском престоле

г) основной военной силой движения И. Болотникова были стрельцы

д) ослабление центральной власти привело к Смуте

е) вторым избранным царем на русский престол был польский королевич Владислав

ж) после свержения Василия Шуйского в стране наступило междуцарствие

з) летом 1611г Россия оказалась в исключительно тяжелом положении

и) значительную роль в отпоре интервентам сыграла Русская православная церковь

к) Первому ополчению удалось освободить Москву, но оно не сумело долго удержать в своих руках столицу

7. Выберите правильные ответы.

Основные итоги внешнеполитической деятельности Бориса Годунова:

а) заключение перемирия с Речью Посполитой

б) вхождение территории Западной Сибири в состав России

в) разгром крымских татар

г) успешная для России Война со Швецией

д) получение выхода в Балтийское море

е) укрепление южных рубежей от набегов крымских татар

ж) расширение Внешней торговли



8. Установите правильное соответствие.

1) 1598—1605 а) оборона Смоленска

2) 1605—1606 б) период «семибоярщины»

3) 1606—1607 в) царствование Бориса Годунова

4) 1609—1611 г) царствование Лжедмитрия 1

5)1610—1612 д) восстание под предводительством И. Болот никова



9. Восстановите последовательность событий:

а) создание Первого ополчения

б) поражение восстания под предводительством И. Болотникова

в) смерть Федора Ивановича

г) взятие польскими войсками Смоленска

д) начало царствования Лжедмитрия I

е) действие русских войск под командованием М. Скопина-Шуйского

10.О ком идет речь?

« Это фигура на русском престоле. Правитель, стремившейся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом»



Народные движения

Вопрос №1: "Бунташным" веком называют:

1. вторую половину XVI в.

2. всё XVI столетие

3. первую половину XVII в.

4. весь XVII в.

Вопрос №2: Самая распространённая форма протеста в XVII в.:

1. побег


2. бунт

3. поджёг и разорение помещика

4. восстание

Вопрос №3: Самое крупное выступление XVII в.:

1. восстание под предводительством Василия Уса

2. Соляной бунт

3. Медный бунт

4. восстание под предводительством Степана Разина

Вопрос №4: Соляной бунт произошёл в:

1. 1645г.

2. 1648г.

3. 1653г.

4. 1667г.

Вопрос №5: Главное последствие Соляного бунта:

1. созыв Земского собора для разработки и принятия нового кодекса законов

2. отмена соляного налога

3. решительная борьба со взяточничеством

4. отставка и высылка из Москвы боярина Б.Морозова, фактического правителя государства

Вопрос №6: Чеканка правительством медной, более дешевой монеты, чем серебряной, привела к:

1. росту цен на товары и недовольству горожан, части армии

2. кризису финансов страны и отмене медных денег

3. увеличение доходов казны

4. росту налогов и крестьянскому восстанию


Вопрос №7:
Медный бунт произошёл в:

1. 1649г.

2. 1665г.

3. 1662г.

4. 1670г.

Вопрос №8: Ядром повстанческой армии Степана Разина были:

1. посадские люди

2. крестьянские отряды

3. казаки

4. стрелецкие отряды



Вопрос №9: Церковный раскол в церкви России привёл к:

1. распространению ересей

2. массовым религиозным выступлениям

3. столкновению светских и церковных властей

4. возникновению нового вероучения

Вопрос №10: Восстание Степана Разина произошло:

1. 1667-1677гг. 2. 1667-1670г. 3. 1670-1671г. 4. 1669-1671г.



Учебно - методические средства обучения
Литература:

·        учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России с конца XVI-XVIII век», М., Просвещение, 2009 г.

·        учебник А.Я.Юдовской, П.А.Баранова «История нового времени. 1500-1800» М., Просвещение, 2009 г.

·        Рабочая тетрадь. История России. Конец XVI-XVIII век.   А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М., Просвещение, 2011 г.

·        А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории. 1500-1800.  М., Просвещение, 2013.

.


Дополнительные пособия для учителя:
- К.А. Соловьев. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 1500-1800 гг.-М.:Вако,2012.
·        Н.Ю.Колесниченко. Поурочные планы к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 7 класс. –Волгоград:Учитель, 2008.

·        А.Т.Степанищев. Опорные конспекты по истории России: 6-11 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

·        А.Т. Степанищев, Н.М. Белозеров, А.П. Волков. История в таблицах.5-11 класс.:справочное пособие.-М.: Дрофа,2007.

·        История в лицах: учебные задания. Составители Н.А.Григорьева, А.В.Хорошенкова. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2006.

·        М.Н. Зуев. История России в схемах и таблицах. 6-11 классы.-М.:Экзамен, 2011.

·        История. 5-11 классы: технологии современного урока/авт.-сост. В.В.Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

·        Новое в работе учителя истории: поиски и находки. Эпиграфы на уроках истории. – Воронеж: ВОИПКРО, 2000.

дополнительные пособия для учащихся:

·        И.А.Федорчук. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.

·        Филиппа Уингейт. Иллюстрированная мировая история. Королевские династии. – М., «Росмэн», 1999.

·        Карамзин Н.М. Об истории государства Российского/Сост. А.И.Уткин. – М.: Просвещение, 1990.


Оборудование и приборы


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 25 учащихся

Осн. школа

Базо-вая

Про-фильная

ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ

1

Комплекты

таблиц


демонстрационных по

истории



Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.

1

1

1

2

Карты

историко-

географическ

ие


Служат для развития

пространственного

мышления учащихся,

формирования и развития

специфических умений,

связанных с анализом

картографических

материалов как особой

знаковой системы передачи

информации,

пространственно-

хронологической

систематизации изучаемой

исторической информации,

обеспечения наглядности

учебного материала,

хар-го динамику исторических

процессов



1

1

1

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

3

Справочники

по истории.




Содержат исторические

сведения, определения

системы понятий и т.д.,

покрывающие потребности,

базовых, профильных и

элективных курсов.




5

5

5

4

Учебно-

методические

комплекты по

истории



Предназначены для

использования материалов

(текстов и изображений)

учителем и учащимися в

процессе классной,

групповой и

сам. работы, в качестве первоочередного

дополнения к учебнику.




5

5

5

СРЕДСТВА ИКТ

5

Универсальный портативный компьютер

Используется учителем для

подготовки своих

выступлений, поиска

информации в Интернете, на

компакт-дисках и др., для

работы с учащихся.




1

1

1

6

Цифровой

проектор.




Используется учителем и

учащимися, при

коллективной работе:

выступлении учителя или

учащегося, обсуждении у доски, общей дискуссии


1

1

1

7

Экран

настенный




Предназначен для

проецирования изображений



с проекторов разного типа

1

1

1